МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Б.3.В.09 историЯ зарубежной литературы
(ч. 1 История античной литературы)
Трудоемкость (в зачетных единицах) ___3_________
Направление подготовки: 050100.68 – Педагогическое образование
Профили подготовки Русский язык и литература; История и литература
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
1. Цели изучения дисциплины (модуля).
Курс античной литературы является фундаментом общего курса истории зарубежных литератур. Основная цель - ознакомление с течением литературного процесса в Древней Греции и Риме, для чего необходимо усвоение определенного объема знаний по истории древнего мира, древней философии и религии. Предлагается концептуальное осмысление этапов исторического развития древнегреческой и древнеримской цивилизаций и в соответствии с ними - периодов литературного развития (архаического, классического, послеклассического) с выявлением ведущих жанров, общих тенденций литературного процесса, особенностей художественной формы литературных произведений каждого периода.
Содержательной базой курса является греческая и римская мифология. Студентам необходимо получить понятие о мифологии как первобытном способе мышления и познания мира. Хорошее знание и свободная ориентация в мифологических сюжетах - это обязательные условия для выяснения характера взаимодействия литературы и мифологии на разных стадиях развития античной культуры и в творчестве отдельных авторов. Богатый арсенал мифологических образов и сюжетов - «ключ» к европейской и русской литературе последующих веков, неотъемлемая часть культурного багажа не только филолога, но и любого образованного человека. Основополагающее значение курса состоит в том, что в нем раскрывается этимология литературоведческих терминов, изучается история происхождение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (лирическая поэма, трагедия, комедия. роман, лирические жанры), а также первые образцы эстетической мысли («Поэтика» Аристотеля).
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.
Дисциплина «История античной литературы» входит в вариативную часть профессионального цикла ООП.
Модуль «История античной литературы» хронологически начинает цикл курсов по истории зарубежной литературы, читаемых студентам на бакалавриате. Изучение данной дисциплины будет способствовать освоению следующих модулей, читаемых бакалаврам в последующих семестрах: «История зарубежной литературы Средневековья и Возрождения», «История зарубежной литературы Нового времени», «История зарубежной литературы ½ 19 в.», «История зарубежной литературы 2/2 19 в.».
3. Требования к уровню освоения программы.
Каждый проектируемый результат освоения программы соотносится с формируемыми компетенциями в целом по ООП (ОК, ОПК, ПК).
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС–3 по направлению подготовки ВПО 050100.68 – «Педагогическое образование»:
-
Общекультурные компетенции (ОК):
– владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3).
2. Профессиональные компетенции (ПК):
Общепрофессиональные:
– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК–2).
По видам деятельности с учётом профиля подготовки:
В области педагогической деятельности:
– способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК–1);
- способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).
В области культурно-просветительской деятельности:
– способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК–9);
Специальные компетенции (СК):
– способность интерпретировать произведения фольклора как феномен национально-духовной культуры народа (СК-1)
- готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры с учётом основных методологических направлений (СК–2);
– готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры с учётом основных методологических направлений (СК–3);
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
- исторические условия развития литературы, её периодизацию;
– философский, историко-культурный, социально-политический контекст, опосредовавший специфику литературы изучаемого периода;
– своеобразие художественных стилей, течений, художественных методов, сформированных в изучаемый период.
- место и значение творчества писателя не только в истории литературы данной эпохи, но и в истории мировой литературы, его влияние на русскую литературу
Уметь:
– связать литературу с историей, объяснить особенности литературы страны c особенностями ее общественно-политического развития;
– рассматривать литературный процесс в культурно-историческом контексте эпохи;
–анализировать литературное произведение с учетом литературного направления, к которому оно принадлежит, а также его жанровой специфики;
- пользоваться научной и критической литературой;
- показать место и значение творчества писателя не только в истории литературы данной эпохи, но и в истории мировой литературы, его влияние на русскую литературу
Владеть:
– владеть сравнительно-историческим методом изучения литературы.
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) __3 зачетных единиц
и виды учебной работы.
Вид учебной работы
|
Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)
(час)
|
Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)
(час)
|
Всего
|
2
|
|
|
Аудиторные занятия
|
54
|
54
|
|
|
Лекции
|
18
|
18
|
|
|
Практические занятия
|
36
|
36
|
|
|
Семинары
|
|
|
|
|
Лабораторные работы
|
|
|
|
|
Другие виды аудиторных работ (интерактив)
|
10
|
10
|
|
|
Другие виды работ
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа
|
54
|
54
|
|
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
Расчётно-графические работы
|
|
|
|
|
Формы текущего контроля
|
|
|
|
|
Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом
|
|
зачёт
|
|
|
5. Содержание учебной дисциплины (модуля).
5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).
№п/п
|
Наименование раздела дисциплины (темы)
|
Виды учебной работы (час)
(в соответствии с учебным планом)
|
лекции
|
практические (семинары)
|
Интерактив.
|
самостоятельные
|
1.
|
Введение в курс античной литературы.
|
2
|
|
|
|
2.
|
Древнегреческая литература. Архаический период. Древнегреческая мифология.
|
|
2
|
2
|
|
3.
|
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
|
2
|
2
|
1
|
10
|
4.
|
Классический период древнегреческой литературы. Древнегреческая лирика.
|
|
2
|
1
|
5
|
5.
|
Развитие древнегреческой драмы и театра. Творчество Эсхила, Софокла, Эврипида.
|
2
|
2
|
1
|
5
|
6.
|
Происхождение древнегреческой комедии, ее жанровое своеобразие.
|
2
|
|
|
|
7.
|
Развитие древнегреческой прозы, ее разновидности
|
|
2
|
1
|
5
|
8
|
Греческая литература эпохи эллинизма. Новоаттическая комедия.
|
2
|
2
|
1
|
5
|
9
|
Александрийская поэзия. Идиллии Феокрита.
|
2
|
|
|
|
10
|
Литература Древнего Рима. Архаический период. Древнеримская мифология. Развитие древнеримской драмы и театра. Комедии Плавта, их связь с народными истоками.
|
2
|
|
|
6
|
11
|
Римская литература периода гражданских войн и гибели республики. Поэма Лукреция «О природе вещей». Любовная лирика Катулла.
|
2
|
|
|
4
|
12
|
Римская литература эпохи Августа. Культурная политика Августа. Кружок Мецената. Творчество Вергилия.
|
2
|
2
|
1
|
5
|
13
|
Творчество Горация. Творческий путь Овидия.
|
|
2
|
1
|
4
|
14
|
Римская литература эпохи средиземноморской империи. Античный роман. Роман Апулея «Метаморфозы», или «Золотой осел».
|
|
2
|
1
|
5
|
5.3. Лабораторный практикум.
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
6.1. Основная литература по дисциплине:
-
Тронский И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. вузов / И.М. Тронский. – М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
-
Гринбаум, Н. С. Взгляд в античность / Н. С. Гринбаум ; [предисл. Н. Н. Казанского] ; РАН, Институт лингвистических исследований. Спб.: НесторИстория, 2010. - 376 с.
6.2. Дополнительная литература
-
Античный роман / отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. - М. : Наука, 1969. - 405 с.
-
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция /М.Л. Гаспаров. - М.: Лабиринт, 1995. – 276 с.
-
Гусманов, И. Г. Греческая мифология. Боги : учебное пособие / И. Г. Гусманов. - М.: Флинта; Наука, 1998. - 328 с.
-
Гусманов, И. Г. Аристофан и Менандр / И. Г. Гусманов. - Орел, 1998. - 220 с.
-
Дератани, Н. Ф. Хрестоматия по античной литературе для высш. учеб. заведений : в 2 т. / Н. Ф. Дератани, Н. А. Тимофеева . - М. : Просвещение, 1965. – Т. 1-2.
-
Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под. Ред. А.А. Тахо-Годи. – 6 изд., исправленное. –М.: ЧеРо, 2001 г. – 543 с.
-
Лосев, А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1957. - 623 с.
-
Лосев, А.Ф. Гомер /А.Ф. Лосев.- М., 1960. – 200с.
-
Ярхо, В. Н. Античная драма. Технология мастерства / В. Н. Ярхо. - М. : Высшая школа, 1990. - 144 с.
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:
Бузескул В.П. Введение в историю Греции// https://www.sno.pro1.ru/lib/buzeskul_vvedeine_v_istoriju_grezii/index.htm
Андреев Ю.В. Гомеровское общество //https://www.sno.pro1.ru/lib/andreev_gomerovskoe_obshestvo/index.htm
Белох К.Ю. Греческая история // https://www.sno.pro1.ru/lib/beloh/index.htm
Вуд М. Троя: В поисках Троянской войны // https://www.sno.pro1.ru/lib/vud/index.htm
Игорь Евгеньевич Суриков. Античная Греция //https://www.sno.pro1.ru/lib/surikov_politiki_v_kontekste_epokhi/index.htm
Левек П. Эллинистический мир //https://www.sno.pro1.ru/lib/levec/index.htm
Шахермайр Ф. Александр Македонский (Сокр. пер. с немецкого М.Н. Ботвинника и Б. Функа) //https://www.sno.pro1.ru/lib/schach/index.htm
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян https://www.sno.pro1.ru/lib/giro/index.htm
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
:
№п/п
|
Наименование раздела
(темы) учебной
дисциплины (модуля)
|
Наименование
материалов обучения,
пакетов программного
обеспечения
|
Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов
|
|
Древнегреческая литература.
|
|
Греция. Семь чудес Др. Греции.
Древняя Греция 2000-500 гг.до н.э.
|
|
Древнегреческая мифология.
|
|
Легенды и мифы Др. Греции.
|
|
Архаический период. Поэмы Гомера.
|
|
Исторические личности Древней Греции и Рима. Гомер.
|
|
Классический период древнегреческой литературы
|
|
Всемирная история. Древняя Греция.
|
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:
Освоение курса «История античной литературы» предполагает следующие формы деятельности преподавателя: лекции, рецензирования студентами работ друг друга, дискуссии по определенным темам, практические и консультационные занятия, письменные или устные домашние задания, проверка самостоятельной работы студентов с помощью контрольных вопросов, проверка рефератов.
7.2. Методические рекомендации для студентов.
К зачету студентам необходимо иметь целостное концептуальное представление о курсе, знать периодизацию древнегреческой и древнеримской литератур, сущностные характеристики литературного процесса каждого периода, уметь поместить каждое изучаемое произведение в культурно-исторический контекст. Необходимо иметь четкое представление о времени и особенностях происхождения литературных родов и жанров (лирика, эпос, драма, роман, философская, историческая проза, трагедия, комедия и др.), их специфике.
Обязательна свободная ориентация в мифологии, умение определить характер соотношения мифологической основы и авторского замысла в изучаемых текстах разных эпох, представлять специфические отличия греческой и римской мифологии. В процессе изучения античной литературы студентам предлагается самим ответить на вопрос: в чем национальное своеобразие греческой и римской литератур.
Контрольные вопросы:
-
Древнегреческая мифология, этапы ее развития.
-
Античная культура. Значение античной культуры и литературы в европейской культуре
-
Историческая и мифологическая основа эпоса Гомера. Гомеровский вопрос.
-
Эпос как род литературы. Особенности эпического стиля Гомера.
-
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Основные образы, сюжет и композиция.
-
Особенности древнегреческой лирики, ее разновидности. Лирика Алкея, Сапфо и Анакреонта.
-
Происхождение древнегреческой драмы. Происхождение греческой трагедии, ее жанровая специфика.
-
Творчество Эсхила. Идейно-художественное своеобразие трагедии Эсхила «Прометей Прикованный».
-
Творчество Софокла. Поэтика и проблематика трагедий Софокла «Антигона» и «Эдип-царь».
-
Новаторство в трагедийном жанре Еврипида. Анализ трагедии «Медея».
-
Происхождение древнегреческой комедии. Древнегреческая комедия, ее жанровая специфика
-
Природа комического у Аристофана. Комедии «Облака» и «Лягушки».
-
Историческое значение «Поэтики» Аристотеля.
-
Греческая культура и литература эпохи эллинизма, ее своеобразие.
-
Пастушеский роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
-
Особенности римской культуры и литературы. Периодизация.
-
Своеобразие римской мифологии.
-
Источники ранней римской комедии, ее жанровая специфика.
-
Комедийное мастерство Плавта в комедиях «Хвастливый воин» и «Горшок».
-
Римская культура и литература эпохи Августа, основные тенденции ее развития.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы Вергилия «Энеида».
-
Творчество Горация.
-
Римская культура и литература эпохи средиземноморской империи, основные направления в ее развитии.
-
Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
8.1. Тематика рефератов:
1. Античная мифология: к проблеме мифологического сознания.
2. Истоки и генезис древнегреческой трагедии.
3. Мистериальные корни древнегреческой трагедии.
4. Фольклорные традиции в древнеаттической комедии.
5. Генезис и жанровая природа античного романа.
6. Античные образы и мотивы в лирике Пушкина.
7. Античные традиции в творчестве Гоголя.
8. Античность в творчестве Жуковского.
8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся:
-
Историческое значение античной литературы.
-
Древнегреческая мифология, этапы ее развития.
-
Историческая и мифологическая основа эпоса Гомера. Гомеровский вопрос.
-
Эпос как род литературы. Особенности эпического стиля Гомера.
-
Греческая лирика.
-
Происхождение греческой трагедии, ее жанровая специфика.
-
Эволюция творчества Эсхила, его роль в развитии жанра древнегреческой трагедии.
-
Жанр трагедии в творчестве Софокла. Трагедия «Эдип-царь».
-
Своеобразие трагедий Еврипида, его новаторство в жанре трагедии. Трагедия «Медея».
-
Происхождение древнегреческой комедии, ее жанровая специфика.
-
Комедийное мастерство Аристофана в комедии «Лягушки».
-
Историческое значение «Поэтики» Аристотеля.
-
Греческая литература эпохи эллинизма, основные тенденции ее развития.
-
Своеобразие пастушеского романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
-
Становление римской литературы, ее периодизация.
-
Источники ранней римской комедии, ее жанровая специфика.
-
Комедийное мастерство Плавта в комедии «Горшок».
-
Римская литература «века Августа», основные тенденции ее развития.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы Вергилия «Энеида».
-
Римская литература средиземноморской империи. Роман Апулея «Метаморфозы» или «Золотой осел».
8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз:
-
Дайте определение мифа. Какими чертами обладает мифологическое сознание и его отличие от современного?
-
Объясните выражение «яблоко раздора», «ахиллесова пята», «нить ариадны», «сизиф труд», «танталовы муки», «кануть в лету», «прокрустово ложе», «авгиевы конюшни».
-
Какие вы можете выделить особенности эпического стиля в «Илиаде» и «Одиссеи» Гомера? Каковы особенности композиции этих поэм?
-
Назовите источники и предпосылки к появлению и развитию древнегреческой драмы (трагедии и комедии). Структура древнегреческой трагедии и комедии.
-
Какой вклад в развитие древнегреческой трагедии внес каждый драматург: Эсхил, Софокл, Эврипид?
-
В чем отличие новоаттической комедии от древнеаттической?
-
Назовите основные характеристики литературы эпохи эллинизма? Какие появляются новые литературные жанры?
-
Назовите основные жанровые особенности античного романа. Происхождение античного романа
-
В чем отличие римской мифологии от греческой?
-
С чем связано названия римской комедии - «комедия плаща» (паллиата)?
-
В чем идейно-художественное своеобразие «Энеиды» Вергилия? Назовите основные отличия этой поэмы от гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея»?
-
В чем заключается смысл названия романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел»?
8.4. Примеры тестов (см. в приложении).
8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену, зачету):
-
Греческая мифология. (Определение мифа. Мифологическое сознание. Развитие мифологии).
-
Литература и миф (мифологический пласт в поэмах Гомера, Гесиода, греческой трагедии, в «Энеиде» Вергилия. Значение и роль мифов в этих произведениях).
-
Периодизация античной литературы. Характеристика каждого периода античной литературы.
-
Древнегреческая лирика: Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт.
-
Древнегреческий эпос: героический (поэмы Гомера) и дидактический эпос (Гесиод «Труды и дни»). Особенности эпического стиля Гомера в поэмах «Илиада» и «Одиссея».
-
«Илиада» и «Одиссея» Гомера. (Гомеровский вопрос. Историческая и мифологическая основа эпоса Гомера. Особенности композиции. Эпический герой. Люди и боги.).
-
Происхождение греческой трагедии. Смысл термина «трагедия». Структура трагедии.
-
Эсхил – «отец трагедии». Место трагедии «Прометей Прикованный в творчестве Эсхила. (Идейно-философский смысл образа Прометея. Жанровые особенности это трагедии).
-
Драматургия Эсхила. Трилогия «Орестея». (Художественные особенности и идейный смысл «Орестеи». «Слепая» и «зрячая» судьба).
-
Характеристика «века Перикла». Сравните драматургию Эсхила и Софокла на примере двух или нескольких трагедий.
-
Творчество Софокла. Своеобразие конфликта и драматургическое мастерство Софокла в трагедии «Антигона».
-
Трагедия Софокла «Эдип царь». (Проблематика трагедии и мастерство в развитии драматического действия).
-
Творчество Эврипида. Роль софистики в творчестве Эврипида. Трагедия Эврипида «Ипполит».
-
Идейно-художественное новаторство Эврипида в трагедии «Медея».
-
Происхождение древнегреческой комедии. Смысл термина «комедия». Структура комедии.
-
Древнеаттическая комедия. Политическая комедия Аристофана «Всадники».
-
Творчество Аристофана. Комедия Аристофана «Лягушки».
-
Сравнительная характеристика древнеаттической комедии /Аристофан/ и новоаттической комедии /Менандр/.
-
Историческое значение «Поэтики» Аристотеля. Полемика Аристотеля и Платона о сущности искусства. Искусство как подражание /мимесис/ в представлении Аристотеля. Аристотель о трагедии и катарсисе.
-
Общая характеристика культуры эпохи эллинизма /философии, религии, искусства/. Греческая литература эпохи эллинизма. «Идиллии» Феокрита.
-
Жанровые особенности новоаттической комедии. Творчество Менандра. Комедии «Брюзга» и «Третейский судья».
-
Происхождение античного романа. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
-
Традиции буколической поэзии Феокрита в романе Лонга «Дафнис и Хлоя». Хронотоп романа.
-
Особенности римской мифологии, ее отличия от греческой мифологии.
-
Своеобразие римской литературы. Периодизация римской литературы. «Золотой век» Августа.
-
Римская «комедия плаща». Источники ранней римской комедии.
-
Творчество Плавта. Комедия Плавта «Горшок».
-
Жанровое своеобразие римской комедии паллиаты. Комедия Плавта «Хвастливый воин».
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы Вергилия «Энеида».
-
Сравнительная характеристика древнегреческого эпоса / Гомер/ и древнеримского /Вергилий/.
-
Общая характеристика творчества Горация. «Послание к Пизонам» Горация как манифест римского классицизма.
-
Творческий путь Овидия. «Метаморфозы» Овидия как идейно-художественное единство. Философия превращений в «Метаморфозах».
-
Краткая характеристика послеклассической римской литературы. Биография и творчество Апулея. История создания романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».
-
Основная проблематика и идейное содержание романа Апулея «Метаморфозы».
-
Жанровое своеобразие романа Апулея «Метаморфозы». Особенности композиции романа.
-
Место и значение сказки об «Амуре и Психее» в романе Апулея «Метаморфозы».
8.6. Темы для написания курсовой работы (представляются на выбор обучающегося, если предусмотрено рабочим планом);
8.7. Формы контроля самостоятельной работы.
-
Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):
-
микроконтрольные работы;
-
контрольные работы;
-
письменные домашние задания;
-
подготовка докладов, рефератов, выступлений;
-
промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.
-
Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:
-
зачет:
-
в форме собеседования;
-
в форме тестирования (в том числе компьютерного).
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 – Педагогическое образование (профили Русский язык и литература; История и литература).
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:
К.ф.н., доцент кафедры литературы _______________________ Е.К. Макаренко
Приложение №1
Планы практических занятий по курсу
«История античной литературы»
Практическое занятие № 1.
Тема: Греческая мифология.
-
Что такое миф? Мифологическое мировоззрение.
-
Своеобразие греческой мифологии.
-
Тематические группы мифов.
-
Объясните выражение «яблоко раздора», «ахиллесова пята», «нить ариадны», «сизиф труд», «танталовы муки», «кануть в лету», «прокрустово ложе», «авгиевы конюшни».
Литература:
-
А Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под. Ред. А.А. Тахо-Годи. – 6 изд., исправленное. –М.: ЧеРо, 2001 г. – 543 с.
-
Лосев, А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1957. - 623 с.
-
Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Любое издание.
-
Радциг, С.И. История древнегреческой литературы / С.И. Радциг. - М.: Высшая школа, 1969. – 487с.
-
Гусманов, И.Г. Греческая мифология. Боги: учебное пособие / И.Г. Гусманов. - М., 1998.
-
Тахо-Годи, А.А. Греческая мифология / А.А. Тахо-Годи. - М. «Искусство», 1989.
-
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт./ Гл. ред. С.А. Токарева. - М.: Российская энциклопедия, 1994. – 719 с.
-
Тренчени-Вальдапфель Имре. Мифология / Имре Тренчени-Вальдапфель.- М.: Наука, 1958.- 568 с.
Практическое занятие № 2.
Тема: Эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
-
Гомеровский вопрос (основные теории).
-
Историческая и фольклорно-мифологическая основа эпоса Гомера.
-
Особенности композиции поэм.
-
Эпические характеры поэм Гомера.
-
Язык и стиль. Стихотворный размер «гекзаметр».
Литература:
-
Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под. Ред. А.А. Тахо-Годи. – 6 изд., исправленное. –М.: ЧеРо, 2001 г. – 543 с.
-
Тронский, И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. вузов / И.М. Тронский. – М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
-
Радциг, С.И. История древнегреческой литературы / С.И. Радциг. - М.: Высшая школа, 1969. – 487с.
-
Полонская, К.П. Поэмы Гомера /К.П. Полонская. - М.: Наука, 1961. – 251 с.
-
Шталь, И.В. Художественный мир гомеровского эпоса/ И.В. Шталь. - М., 1983. – 146 с.
-
Шталь, И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий/ И.В. Шталь.- М.: Наука, 1978. – 201 с.
-
Лосев, А.Ф. Гомер/ А.Ф. Гомер. - М.: Наука, 1960. – 214 с.
Практическое занятие № 3.
Тема: Древнегреческая трагедия. Творчество Софокла.
-
Софокл как продолжатель традиции Эсхила на трагической сцене.
-
Новаторство Софокла в развитии жанра трагедии.
-
Трагедии Софокла «Эдип царь» и «Антигона». Своеобразие проблематики и трагического конфликта.
-
Трагедия «Эдип царь» как драма самопознания.
Литература:
-
Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под. Ред. А.А. Тахо-Годи. – 6 изд., исправленное. –М.: ЧеРо, 2001 г. – 543 с.
-
Тронский, И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. вузов / И.М. Тронский. – М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
-
Радциг, С.И. История древнегреческой литературы. - М.: Высшая школа, 1969. – 487с.
-
Лосев, А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемухина Н.Н. Греческая трагедия / А.Ф. Лосев, Г.А.Сонкина, Н.А.Тимофеева, Н.Н .Черемухина. - М.: Высшая школа, 1958. – 421 с.
-
Ярхо, В.Н. Вина и ответственность в древнегреческой трагедии // Проблемы античной культуры. Тбилиси, 1975. – 143 с.
-
Ярхо, В.Н. Трагедия Софокла «Антигона»/ В.Н. Ярхо. -М.: Наука, 1986. С.24-37.
-
Топуридзе, Е.И. Человек в античной трагедии/ Е.И. Топуридзе. - Тбилиси, 1984.- 472 с.
-
Головня, В.В. История античного театра /В.В. Головня. - М.: Высшая школа, 1972. – 254с.
Практическое занятие №4.
Тема: «Поэтика» Аристотеля.
-
Философия и эстетика Платона.
-
Философия и эстетика Аристотеля.
-
«Поэтика» Аристотеля как выражение теории искусства античности:
-
теория подражания искусства (мимесис)
-
трагедия как высшая форма поэзии
-
теория катарсиса
-
фабула трагедии
-
характеры в трагедии
Литература:
-
Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л. Гаспарова //Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1984, т.4.
-
Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под. Ред. А.А. Тахо-Годи. – 6 изд., исправленное. –М.: ЧеРо, 2001 г. – 543 с.
-
Тронский, И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. вузов / И.М. Тронский. – М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
-
Радциг, С.И. История древнегреческой литературы /С.И. Радциг. - М.: Высшая школа, 1969. – 487с.
Практическое занятие № 5.
Тема:Новоаттическая комедия. Менандр «Брюзга».
1.От Аристофана до Менандра: отличия древней комедии от новоаттической.
2. Творчество Менандра.
3. Историческая основа и жанровое своеобразие комедии «Брюзга».
4.Сюжет, характеры и развитие действия комедии «Брюзга».
Литература:
-
Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под. Ред. А.А. Тахо-Годи. – 6 изд., исправленное. –М.: ЧеРо, 2001 г. – 543 с.
-
Тронский, И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. вузов / И.М. Тронский. – М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
-
Радциг, С.И. История древнегреческой литературы / С.И. Радциг. -М.: Высшая школа, 1969. – 487с.
-
Гусманов, И.Г. Аристофан и Менандр / И.Г. Гусманов. – Орел: ЧеРо, 1998. - 220 с.
-
Ярхо, В.Н. У истоков европейской комедии (О творчестве Менандра) /В.Н.Ярхо.- М., 1979. – 219 с.
Практическое занятие № 6.
Тема: Позднегреческий роман.
-
Проблемы происхождения античного романа.
-
Роман Лонга «Дафнис и Хлоя» Буколические традиции в романе.
-
Своеобразие сюжета. Изображение любовного чувства в развитии.
-
Цивилизация и природа.
-
Мифологические образы.
Литература:
-
Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под. Ред. А.А. Тахо-Годи. – 6 изд., исправленное. –М.: ЧеРо, 2001 г. – 543 с.
-
Тронский И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. вузов / И.М. Тронский. – М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
-
Радциг, С.И. История древнегреческой литературы /С.И. Радциг.- М.: Высшая школа, 1969. – 487с.
-
Античный роман. М.: Наука, 1969. – 425 с.
Практическое занятие № 7.
Тема: Идейно-художественное своеобразие поэмы Вергилия «Энеида».
.Римская культура и литература «золотого века» Августа. Кружок Мецената.
-
Творчество Вергилия.
-
Прославление империи Августа в поэме «Энеида».
-
Переплетение мифа, истории и современности в поэме «Энеида».
-
Эней как человек судьбы. Основные образы поэмы.
-
Особенности композиции поэмы.
-
Вергилий и Гомер.
Литература:
-
Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под. Ред. А.А. Тахо-Годи. – 6 изд., исправленное. –М.: ЧеРо, 2001 г. – 543 с.
-
Тронский, И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. вузов / И.М. Тронский. – М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
-
История Римской литературы: Уч. пед. Изд. / Под ред. Н.Ф. Иератани. М.: Высшая школа, 1954. – 457 с.
-
Гаспаров, М.Л. Вергилий – поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979.
-
История римской литературы. Т. 1-2. Изд. АН СССР, 1959-1962.
Практическое занятие № 8.
Тема:Творчество Горация. «Послание к Пизонам».
-
Личность Горация.
-
Творческое наследие Горация: эподы, сатиры, оды, гимны.
-
«Послания» Горация: жанровое своеобразие.
-
Гораций как теоретик римского классицизма. «Послание к Пизонам»:
-
о значении поэзии
-
о таланте и искусстве
-
о единстве содержания и формы
-
о языке
-
о трагедии
-
о роли критики
Литература:
-
Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под. Ред. А.А. Тахо-Годи. – 6 изд., исправленное. –М.: ЧеРо, 2001 г. – 543 с.
-
Тронский, И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. вузов / И.М. Тронский. – М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
-
История Римской литературы: Уч. пед. изд. / под ред. Н.Ф. Иератани. –М.: Высшая школа, 1954. – 457 с.
Практическое занятие № 9.
Тема: Роман Апулея «Золотой осел».
-
Общая характеристика послеклассической литературы поздней римской империи.
-
Творческая биография Апулея.
-
Аллегорический смысл романа.
-
Основная проблематика и идейное содержание романа Апулея «Метаморфозы».
-
Жанровое своеобразие романа Апулея «Метаморфозы». Особенности композиции романа.
-
Место и значение сказки об «Амуре и Психее» в романе Апулея «Метаморфозы».
Литература:
-
Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под. Ред. А.А. Тахо-Годи. – 6 изд., исправленное. –М.: ЧеРо, 2001 г. – 543 с.
-
Тронский, И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. вузов / И.М. Тронский. – М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
-
Античный роман. М.: Наука, 1969. С.332-364.
-
Полякова, С.В. «Метаморфозы или Золотой осел» Апулея /С.В. Полякова.- М., 1988. – 261 с.
Приложение № 2.
Список художественных текстов по курсу
«История зарубежной литературы» (Античная литература)
Мифы Древней Греции
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Гесиод. «Труды и дни».
Алкей. Лирика.
Сапфо. Лирика.
Анакреонт. Лирика.
Эсхил. «Прометей Прикованный».
Софокл. «Царь Эдип». «Антигона».
Еврипид. «Медея».
Аристофан. «Облака». «Лягушки».
Аристотель. «Поэтика».
Менандр. «Брюзга».
Феокрит. Идиллии.
Лонг. «Дафнис и Хлоя».
Плавт. «Горшок».
Лукреций. «О природе вещей».
Катулл. Лирика.
Вергилий. «Энеида».
Гораций. «Послания» и «Наука поэзии»
Овидий. «Метаморфозы».
Апулей. «Метаморфозы» или «Золотой осел».
Материалы к текущей и промежуточной аттестации
Контрольные задания по
истории античной литературы
Вопросы (I)
-
Какое место занимает античная литература в истории мировой литературы?
-
Какую роль в развитии античного искусства сыграла рабовладельческая формация?
-
В чем заключается влияние античности на развитие искусства в новое время?
-
Назовите основные источники изучения античной литературы.
-
Назовите периоды развития древнегреческой литературы.
-
Какова роль мифологии в развитии античного искусства?
-
Какие этапы в своем развитии прошла древнегреческая мифология?
-
Назовите имена олимпийских богов.
Вопросы (II)
-
В каком веке были созданы поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»?
-
В чем заключается сущность «гомеровского вопроса»?
-
Как принято определять художественный метод Гомера?
-
Что, по определению Белинского, является главным предметом изображения в эпосе?
-
Назовите главных героев поэм Гомера.
-
Назовите первых русских переводчиков поэм Гомера.
Вопросы (III)
-
Что характеризует поэмы Гесиода как новый этап в развитии древнегреческого эпоса?
-
Что явилось основной предпосылкой для развития древнегреческой лирики?
-
Объясните происхождение слова «лирика».
-
Назовите 2 вида древнегреческой лирики.
-
Как называют древнегреческую систему стихосложения?
-
Назовите крупнейших представителей декламационной и мелической поэзии в древней Греции.
Вопросы (IV)
-
Как переводится на русский язык греческое слово «драма»?
-
Объясните происхождение слова «трагедия».
-
В чем заключается специфика греческой трагедии?
-
Почему Эсхила называют ярко выраженным тенденциозным поэтом?
-
Назовите трагедию Эсхила на исторический сюжет.
-
Назовите основное средство, использованное Эсхилом в трагедии «Прикованный Прометей» для раскрытия образа Прометея.
-
Назовите пьесы Эсхила, составившие его трилогию «Орестея».
-
Почему Софокл отказывается от связной трилогии и каждая его пьеса имеет самостоятельное значение?
-
В чем состоит основной конфликт трагедий Софокла?
-
Какова самая яркая черта героев трагедий Софокла?
-
Строки какой трагедии Софокла использовал В.Я. Брюсов в стихотворении «Хвала человеку»?
-
Какое значение имеют слова Эдипа в конце трагедии Софокла «Царь Эдип»: «Аполлоново веление все это, но сам глаза я поразил»?
-
Чем объяснить отрицательное отношение к Еврипиду его современников?
-
В чем заключается принципиальное отличие трагедий Еврипида от трагедий Эсхила и Софокла?
-
Кто из героев «Медеи» Еврипида использует софистические приемы построения монологов?
Вопросы (V)
-
Объясните происхождение слова «комедия».
-
Назовите основные проблемы творчества Аристофана.
-
В чем заключается художественное своеобразие комедий Аристофана?
-
В какой сцене комедии «Всадники» Аристофан использует прием снижения?
-
Кто из героев комедии Аристофана «Облака» является карикатурой на софистику?
-
Чем выделяется на фоне других комедий Аристофана его комедия «Лягушки»?
Вопросы (VI)
-
В чем заключается сущность теории катарсиса в «Поэтике» Аристотеля?
-
Назовите новые литературные жанры, возникшие в Греции в период эллинизма.
-
Назовите главную особенность стиля романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
-
Какое отражение в романе Лонга получили социальные противоречия его времени?
Вопросы (VII):
-
Назовите этапы развития римской литературы.
-
Почему жанр комедии стал ведущим в ранней римской литературе?
-
Как Плавт использовал прием контаминации в комедии «Хвастливый воин»?
-
Как Плавт использовал прием gui pro guo (кто про что) в комедии «Горшок»?
-
Какие персонажи Плавта стали вечными типами и вошли в историю мировой литературы?
Вопросы (VIII)
-
Назовите стихотворение Катулла, переведенное А.С. Пушкиным.
-
Кто из известных поэтов обращался к переводу известного стихотворения Катулла «К Лесбии» (5)?
-
Кому принадлежит стихотворение, начинающееся следующими строчками: «Плачьте, о Купидоны и Венеры,
Все на свете изысканные люди!
Птенчик умер моей подруги милой,
Птенчик, радость моей подруги милой».
4. Учение какого греческого философа пропагандирует Лукреций в поэме «О природе вещей»?
Вопросы (IX)
-
Назовите крупнейших поэтов века Августа.
-
В чем заключается принципиальное отличие поэмы Вергилия «Энеида» от поэм Гомера, несмотря на желание поэта подражать им?
-
Какой постоянный эпитет закрепился за именем Энея и почему?
-
Какой оде Горация подражал А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник»?
-
В чем заключается смысл горацианской мудрости?
-
Назовите причины ссылки Овидия?
-
Назовите произведения А.С. Пушкина, обращенные к Овидию.
-
Какое количество мифов обработал Овидий в поэме «Метаморфозы»?
-
Назовите произведения Овидия, написанные в ссылке?
Вопросы (X)
-
Назовите крупнейших поэтов-сатириков в поздней римской литературе.
-
Кто из поэтов нового времени использовал в своем творчестве басни Федра?
-
Назовите трагедию Сенеки на современный ему сюжет.
-
Какое место в истории античного романа занимает роман Апулея «Метаморфозы» или «Золотой осел»?
-
Каков аллегорический смысл романа Апулея?
-
В какой русской сказке использован сюжет рассказа об Амуре и Психее?
Примерный перечень вопросов к зачёту
-
Историческое значение античной литературы. Периодизация древнегреческой литературы.
-
Понятие о мифе. Этапы развития древнегреческой мифологии. Римская мифология, ее особенности.
-
Историческая и мифологическая основа эпоса Гомера. Гомеровский вопрос.
-
Эпос как род литературы. Особенности эпического стиля Гомера.
-
Дидактический эпос Гесиода. Поэма «Труды и дни».
-
Особенности древнегреческой лирики, ее разновидности. Лирика Алкея, Сапфо и Анакреонта.
-
Происхождение греческой трагедии, ее жанровая специфика.
-
Идейно-художественное своеобразие трагедии Эсхила «Прометей Прикованный».
-
Проблематика и художественное своеобразие трилогии Эсхила «Орестея».
-
Проблема личности и государства в трагедии Софокла «Антигона».
-
Драматургическое мастерство Софокла в трагедии «Эдип-царь».
-
Своеобразие трагедий Еврипида. Его новаторство в жанре трагедии.
-
Раскрытие борьбы чувств и внутреннего мира человека в трагедиях Еврипида «Медея» и «Ипполит».
-
Происхождение древнегреческой комедии, ее жанровая специфика.
-
Комедия Аристофана «Всадники» – сатира на демагогов.
-
Критика учения софистов в комедии Аристофана «Облака».
-
Отражение эстетических взглядов Аристофана в комедии «Лягушки».
-
Историческое значение «Поэтики» Аристотеля.
-
Греческая литература эпохи эллинизма, ее своеобразие.
-
Пастушеский роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
-
Становление римской литературы, ее периодизация.
-
Источники ранней римской комедии, ее жанровая специфика.
-
Комедийное мастерство Плавта в комедиях «Хвастливый воин» и «Горшок».
-
Римская литература периода гражданских войн и гибели республики, ее своеобразие. Поэма Лукреция Кара «О природе вещей».
-
Любовная лирика Катулла.
-
Римская литература эпохи Августа, основные тенденции ее развития.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы Вергилия «Энеида».
-
«Послание к Писонам» Горация, его значение в истории литературы.
-
Ода Горация «К Мельпомене», ее рецепция в русской литературе.
-
Творческий путь Овидия. А.С. Пушкин об Овидии.
-
Римская литература эпохи средиземноморской империи, основные направления в ее развитии.
-
Римские поэты-сатирики: Марциал, Ювенал, Федр.
-
Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».