Консультация для родителей
Работа над голосом и речевым дыханием
Подготовила Демина Н.М. (учитель-дефектолог)
РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ
Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для маленького ребенка определенные трудности. Некоторые дошкольники не могут произнести ряд слогов или изолированный гласный звук продолжительно, без дополнительного вдоха, у отдельных детей речь приобретает «всхлипывающий» характер. Бывают случаи, когда голосообразование происходит на вдохе.
Для формирования длительного, определенной силы выдоха используются специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью: сдувание со стола комочков ваты, бумаги: задувание свечи струей выдыхаемого воздуха, продувание шариков через трубочку, выдувание мыльных пузырей и т. п. При этом постепенно увеличивается расстояние, с которого дети должны, например, скатить катушку со стола, увеличивается длина трубочек; задания усложняются, например дутьем докатить карандаш до определенной границы.
Подобные упражнения проводятся в течение всего первого года обучения, сначала индивидуально, затем только на фронтальных занятиях. Однако с детьми, у которых выполнение этих упражнений вызывает особые трудности, работа продолжается на индивидуальных занятиях как на первом году обучения, так и, в случае необходимости, на последующих.
Для развития речевого дыхания полезно проводить упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе, например: папапапа, тататата. Следует приучать детей произносить слитно, на одном выдохе слова и небольшие фразы.
Требования к длительности выдоха постепенно нарастают. Если в начале обучения дети учатся произносить на одном выдохе дву-, трехсложные слова и фразы типа: папа, собака, дом там, вот рыба, то к четырем годам — слова и фразы из 3—5 слогов, а к концу дошкольного периода обучения — из 7—8 слогов.
Как правило, становление нормального речевого дыхания происходит в ходе занятий по формированию навыков произнесения звуков и их сочетаний, воспроизведения слов и фраз с использованием в качестве методического приема речевой ритмики. Но в случае необходимости работе над речевым дыханием отводится специальное время.
Формированию речевого дыхания способствуют упражнения по отделению одного слога от ряда слогов, упражнения в долгом и кратком произнесении гласных и слогов.
РАБОТА НАД ГОЛОСОМ
Постоянное пользование звукоусиливающей аппаратурой, наличие обратных микрофонов позволяют, как правило, не прибегать к тактильным ощущениям детей при вызывании голоса. Наличие или отсутствие голоса как у педагога, так и у себя определяется ребенком на слух. Первые произвольные голосовые реакции появляются у детей при подражании речи взрослых.
Следует внимательно наблюдать за всеми голосопроявлениями детей, чтобы выявить их естественные голоса и определить склонность ребенка к тому или иному нарушению голоса (как правило, в сторону его повышения).
У некоторых детей голос может быть тихий, и, побуждал ребенка говорить громче, можно спровоцировать ряд дефектов: фальцет, «натужный» голос. С такими детьми нужно очень постепенно вести работу по усилению голоса. Часть детей обладают очень высоким голосом, но резонирующим в грудной клетке, что отличает его от фальцета (образуется без участия грудного резонатора).
Описанные выше особенности голоса не являются дефектами. В этих случаях дети нуждаются в постеленном развитии своих голосовых возможностей.
Дефекты голоса могут быть связаны с нарушением его силы, нормальной высоты и тембра. В случае их появления следует проводить работу по их устранению.
К дефектам, связанным с нарушением силы голоса, относятся следующие:
1. Голос очень тихий, слабый, едва слышный. Такой го-
лос обычно характерен для маленьких детей в начале
обучения. Попытки вызвать более громкий голос могут
привести к возникновению «рваного» или «рычащего*
голоса. В результате постоянных упражнений в протяж-
ном произнесении гласных и ряда слогов
(а____ ,
папапапапа__ и т. п.), а также в протяжном произнесении звуков
м и в с последующими гласными (м__
а, в__а) голос постепенно окрепнет.
2. Голос крикливый. Чаще встречается у детей с хороши-
ми остатками слуха. При исправлении этого дефекта
следует прежде всего использовать остаточный слух ребенка и продемонстрировать ему разницу между нормальным и крикливым голосом. Вызвав голос нормальной силы при произнесении, например, звука а, следует закрепить результат в процессе выполнения других голосовых упражнений, произнося звуки, слоги, слова и фразы.
К дефектам, связанным с нарушениями нормальной высоты голоса, относятся следующие:
-
Голос фалъцетный — высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. Если при голосе нормальной высоты можно ощущать вибрацию грудной клетки, то при фальцете она отсутствует.
-
Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках.
Дефекты очень грубые, крайне отрицательно влияющие на
внятность речи. Их исправление должно проводиться в первую очередь. Устраняя фальцет, следует использовать все известные способы: одни дети понижают голос на
а, другие —на
м, третьи на
в. Приступая к работе, следует провести ряд проб и определить, что больше подходит этому ребенку. Если
ребенку дать возможность как можно дольше произнести, например, звук
м, то к концу такого произнесения голос, как правило, снижается. Произнося
о__, па___, м____, обращают внимание ребенка на различие в звучании нормального и фальцетного голоса, опираясь на его остаточный слух. Если
этого недостаточно, то даже в первоначальный период обучения следует обратить внимание ребенка на то, что при нормальной высоте голоса есть вибрация грудной клетки.
К дефектам, связанным с нарушением тембра, относятся следующие:
1. Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепот-
ному, с большой утечкой воздуха. Обусловлен непол-
ным замыканием голосовой щели, задний отдел кото-
рой остается открытым. При протяжном произнесении
гласных и звука м с последующим переходом к протяжному гласному
(а , о , м а а о и т. п.)
ребенок, стремясь экономить выдох, плотнее смыкает голосовую щель, и голос становится звучнее.
2. Гнусавый голос. При таком дефекте мягкое нёбо опуще-
но, и выдыхаемый воздух идет не только через рот, но и
через нос. Дефект распространенный и грубый. Часто
появляется у слабых и вялых детей. При исправлении
дефекта ребенка учат энергично произносить слог па,
выделяя последний гласный: папапапа.
Поднятое при произнесении звуке л мягкое нёбо сохраняет свое положение и при а, благодаря чему голос избавляется от носового оттенка. В дальнейшем из слогов выделяется изолированное а. Аналогичным образом вызывается нормальный голос при произнесении других гласных звуков: о, у, э.
Тембр голоса нормализуется в ходе упражнений по отделению одного слога от рядя слогов, при работе над долготой, слитностью, темпом произнесения слогосочетаний, а затем на материале слов и фраз.
Кроме того, голос может быть хриплым, сдавленным, скрипучим.
Голос хриплый. Для исправления дефекта рекомендуется
протяжное произнесение гласных в слогах (па_ , ма и т.
д.) и изолированно (о о и т. д.). При стойком хриплом
голосе следует направить ребенка к отоларингологу для исследования состояния гортани.
Голос сдавленный, скрипучий. Возникновение такого голоса, как правило, связано с тем, что ребенок контролирует работу своего голосового аппарата с помощью собственных кинестетических ощущений вибрации гортани и невольно стремится усилить получаемые при голосообразовании ощущения. Устраняя этот дефект, следует привлекать остаточный слух ребенка, научить его определять разницу между нормальным и дефектным голосом.
Как неоднократно подчеркивалось, устраняя тот или иной дефект голоса, следует прежде всего использовать слуховой контроль. На протяжении всех лет обучения в содержание фронтальных занятий включаются упражнения на длительное произнесение гласных звуков как в составе слогов, так и изолированно. Проведение этих упражнений способствует, с одной стороны — становлению голоса нормальной высоты, силы и тембра, с другой — устранению возникающих дефектов голоса. Вот некоторые из этих упражнений:
— слитное протяжное произнесение отдельных гласных —
а, о, у, э, и, ряда гласных — а о у э и сопровож-
дается движениями рук: а — руки в стороны, о — руки
округло соединяются над головой, у — руки вперед,
э — руки к плечам, и — руки вверх (каждое последую-
щее движение продолжает предыдущее). Если какой-
либо из этих звуков произносится с нарушением голоса
(фальцет, гнусавость), то его следует исключить из упражнения;
— произнесение слогосочетаний папапапа_ (татата-
та ) сопровождается движениями, соответствующи-
ми слогу па(та), при произнесении последнего а —
руки развести в стороны;
— протяжное произнесение звуков в слоге ма (м а ).
Произнесение каждого звука сопровождается соответствующим движением.
Использование широких движений рук, приподнятое эмоциональное настроение имеют положительное значение при работе над голосом.
Дефекты голоса, как показывает практика, носят стойкий характер, поддаются исправлению с трудом. В тех случаях, когда при всех усилиях педагога у ребенка не отмечается тенденция к исправлению дефекта в течение 2—3 недель, следует прибегнуть к вибротактильному контролю за работой голосового аппарата: осязание вибрации гортани, ощущение вибрации грудной клетки при голосе нормальной высоты, ощущение наличия вибрации крыльев носа при гнусавом голосе и отсутствии таковой при голосе нормального тембра и т. п.