ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ - 2009:
РАСШИРЕНИЕ ОХВАТА И УВЕЛИЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ
Всемирный банк, 2009
Обзор
Мохсин Халил, Филипп Донжье, и Кристин Дзен-Вей-Кианг
Применение информационных и коммуникационных технологий для развития (IC4D) – это регулярная публикация Группы Всемирного банка, посвященная вопросам распространения и воздействия информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которую можно найти по адресу
https://www.worldbank.org/ic4d. В первом отчете, «
ИКТ для развития 2006: Глобальные тенденции и направления государственной политики»,
были проанализированы уроки мер по улучшению доступа к ИКТ, рассмотрены роли государственного и частного секторов в этом процессе и идентифицировал выгоды и задачи, связанные с внедрением и расширением использования ИКТ в различных секторах экономики.
В настоящем втором отчете, «
ИКТ для развития 2009: Расширение охвата и увеличение воздействия»,
более детально рассмотрены мобильные и широкополосные возможности подключения, в частности, воздействие на экономическое развитие высокоскоростного доступа к Интернету и варианты государственной политики, связанной с развертыванием сетей широкополосного доступа, а также проблемы конвергенции между телекоммуникациями, СМИ и компьютерными вычислениями. В отчете также представлен анализ приложений электронного правительства и обсуждается опыт различных стран в области разработки институциональной среды и политики в сфере электронного правительства и создания национальной индустрии (ИТ) и индустрии услуг, предоставляемых при помощи ИТ (ITES). Красной нитью проходит по этим темам воздействие ИКТ на развитие. И, наконец, отчет представляет сводные таблицы показателей сектора ИКТ в 150 экономиках и представляет новые показатели производительности в сфере доступа, обеспечения доступности и внедрения ИКТ в государственном и частном секторах.
<> Влияние ИКТ в мире, все более основанном на знаниях
Деятельность, основанная на знаниях, становится все боле важной и доминирующей по всему миру. ИКТ являются основой этого мира, основанного на знаниях. Они позволяют экономикам овладевать и обмениваться идеями, опытом, услугами и технологиями на местном и региональном уровнях, и по всему миру. Это также способствует тому, чтобы глобальная экономика стала более интегрированной, чем когда-либо ранее.
ИКТ могут помочь в создании и сохранении новых возможностей для экономического развития. Ускоренная передача знаний и распространение новых технологий усиливают конкурентные преимущества быстро обучающихся экономик. По мере роста потребности в инновациях в экономической и социальной деятельности, важность ИКТ для вопросов развития будет возрастать и в дальнейшем.
<> Мобильные сети в настоящее время представляют собой крупнейшую в мире распределительную платформу для распределения и создают значительные возможности для социально-экономического развития
Прошедшие 15 лет привели к беспрецедентному увеличению доступа к услугам телефонной связи. Этот рост, в первую очередь, определялся беспроводными технологиями и либерализацией телекоммуникационных рынков, что создавало условия для более быстрого и менее дорогостоящего развертывания сетей. Общее количество мобильных телефонов в мире в 2002 году превысило количество стационарных; к концу 2008 года мировое количество мобильных телефонов оценивалось в 4 миллиарда (Wireless Intelligence 2008).1 Ни одна технология не распространялась когда-либо по миру быстрее (Economist 2008a). Мобильные телефоны представляют сейчас наиболее крупную мировую распределительную платформу.
Рынок мобильной телефонии особенно важен для развивающихся стран, где он растет особенно быстро и воспринимается как инструмент «преодоления препятствий». Начиная с 1998 г., новые телефонные подключения в странах с низкими и средними доходами превысили подключения в странах со средними и высокими доходами (Всемирный банк 2008a). Фактически все новые потребители услуг мобильной связи в предстоящие годы будут из развивающихся стран (GSMA 2008).
Мобильная связь оказывает особенно важное влияние в сельской местности, где проживает почти половина мирового населения и 75 процентов бедных мира (Всемирный банк 2007). Мобильность, легкость использования, гибкая система установки и относительно низкие и снижающиеся затраты по разворачиванию беспроводных технологий помогают охватить сельское население с низкими уровнями доходов и грамотности. Следующий миллиард мобильных абонентов будет состоять, в основном, из бедного сельского населения. Поэтому мобильные операторы используют инновационные подходы, чтобы охватить сельских потребителей, такие как предложение деревенских телефонных программ в Бангладеш, перезарядки с низким номиналом для предоплаченных звонков в Восточной Африке и комбинированные голосовые услуги и услуги сельскохозяйственной информации в Китае (The Economist 2008a).
Очень важно использование мобильных телефонов в сельской местности для доступа к рыночной информации. ТрейдНет (TradeNet), базирующаяся в Гане торговая платформа, позволяет пользователям подписаться на услугу коротких сообщений (SMS), информирующих о товарах и рынках по их выбору, и получать немедленные уведомления о предложениях купли или продажи, когда кто-либо еще размещает в сети предложение посредством мобильного телефона. Пользователи также могут запрашивать и получать цены в реальном времени на более чем 80 товаров с 400 рынков по всей Западной Африке. Организация сельскохозяйственных производителей и трейдеров Ганы2 является основным бенефициаром: в 2006 году она заключила торговые сделки на сумму $60 000 с другими организациями производителей и трейдеров в Буркина Фасо, Мали и Нигерии. Эти сделки включали закупку помидор, лука и картофеля без посредников, тем самым, существенно снижая стоимость сделки между покупателями и продавцами (Всемирный банк 2007). В Индии доступ к рыночной информации через мобильные телефоны позволил рыбакам быстрее реагировать на рыночный спрос и повысить их прибыли (Дженсен 2007); в Нигере это снизило разницу в ценах на зерновых рынках (Акер 2008).
При наличии правовых рамок банковские и платежные услуги, предоставляемые через мобильные телефоны, смогут привлечь в официальную финансовую систему намного больше людей (Всемирный Банк 2007). Примерами этого являются мобильные банковские услуги, предлагаемые Виззит (Wizzit) в Южной Африке, Сафариком (Safaricom) (M-PESA) в Кении и Глоуб Телеком и Смарт (Globe Telecom and Smart) на Филиппинах. Эти услуги позволяют пользователям мобильных телефонов оплачивать покупки в магазинах и переводить средства, значительно снижая стоимость сделок. В Сьерра-Леоне рабочие в городах отсекли посредников и теперь переводят деньги практически моментально своим родственникам в удаленных деревнях (Всемирный Банк 2008b).
Мобильные телефоны могут повысить эффективность и охват программами здравоохранения. Во многих странах здравоохранение – одна из самых крупных расходных статей государственного бюджета. Улучшенные информационные системы, которые отслеживают предоставление услуги, устанавливают подотчетность и управляют пациентами для улучшения состояния здоровья, могут стать основным результатом достижения эффективности. Например, используя мобильный телефон в качестве интерфейса, система Воксиваз ХелсНет (Voxiva’s HealthNet) позволяет управлять запасами лекарств, в то время как ХелсУотч (HealthWatch) поддерживает программы мониторинга. Эти системы были внедрены в Руанде, Индии и Перу.3 СИМпилл (SIMpill), внедренная в Южной Африке, использует технологию мобильных телефонов в качестве гарантии того, что пациенты примут лекарство вовремя, уведомляя медиков в случаях, если пациент(ка) не принимает лекарство согласно предписанию.4
Потенциал развития беспроводной платформы огромен. Мобильная связь эволюционировала от простых голосовых услуг и текстовых сообщений к более обширным широкополосным интеллектуальным системам, создающим условия для целого спектра различных приложений в местностях развивающихся стран, где традиционные услуги не доступны. Беспроводные «смарт»фоны позволяют сейчас пользователям просматривать Интернет, скачивать музыку и иметь доступ к информационным услугам. Эта возможность особенно вдохновляющая, учитывая, что развивающийся мир пропустил большую часть первоначальной Веб-революции, так как не имел адекватной инфраструктуры Интернета (Экономист 2008b).
<>Широкополосная связь повышает производительность и способствует экономическому росту и поэтому заслуживает центрального места в стратегиях развития
Широкополосные сети, как стационарные, так и мобильные, необходимы для предоставления современных коммуникационных и информационных услуг, которые требуют высоких темпов передачи данных. Передача файлов предприятий, телевидение и высокоскоростной Интернет – примеры таких услуг. Высокоскоростные подключения к Интернету предоставляют доступ к широкому спектру услуг, таких, как голосовые услуги, видео, музыка, фильмы, радио, игры и публикации. Широкополосные сети повышают эффективность и охват существующих услуг и обеспечивают резервную возможность для неизвестных будущих приложений. Безусловно, широкополосные сети – ключ к непрерывным преобразованиям сектора ИКТ путем сближения телекоммуникаций, средств массовой информации и компьютеризации. Этот процесс включает сближение услуг, что позволяет провайдерам использовать единые сети для предоставления множественных услуг; сближение сетей, позволяющее услугам проходить по любой комбинации сетей; и корпоративное сближение, посредством которого фирмы осуществляют слияние или сотрудничество между секторами. Диктуемое технологией и спросом слияние ведет к серьезным изменениям рыночных структур и бизнес-моделей.
Широкополосная связь оказывает значительное экономическое влияние на все уровни индивидуумов, компаний и сообществ. Физические лица все больше используют широкополосную связь для приобретения знаний и навыков, чтобы расширить свои возможности трудоустройства. В сельской местности развивающихся стран, где была внедрена широкополосная связь, деревенские жители и фермеры получили лучший доступ к информации о рыночных ценах на урожай, к обучению и возможностям трудоустройства (Кианг и Россотто (Qiang and Rossotto) 2009, гл.3 этого доклада). В развитых странах и в городской местности развивающихся стран все большее количество людей создает социальные сети через широкополосную связь, одноранговые веб группы, что способствует экономической интеграции и стимулирует развитие. Блоги (веб журналы, или дневники «он-лайн»), вики (редактируемые веб-сайты, где пользователи могут добавлять и редактировать содержание), сайты обмена видео информацией и им подобные позволяют использовать новые, децентрализованные и динамичные подходы к получению и распространению информации, позволяющей индивидуумам стать более подготовленными к экономике знаний (Джонсон, Маныка и Йи (Johnson, Manyika, and Yee) 2005).
Доступ к широкополосной связи поддерживает рост фирм, снижая затраты и повышая производительность. Однако внедрение этих усовершенствований производительности зависит от способности фирм интегрировать свои технологические, бизнес и организационные стратегии. Когда они полностью абсорбированы, широкополосная связь ведет к интенсивному производительному использованию приложений и услуг он-лайн, создавая возможности для улучшения процессов, введения новых бизнес моделей, продвижения инноваций и расширения бизнес связей. Исследование, охватившее лиц, принимающих решения в области бизнеса и технологий в 1200 компаниях стран Латинской Америки: Аргентине, Бразилии, Чили, Колумбии, Коста Рике и Мексике, показало, что развертывание широкополосной связи ассоциировалось со значительными усовершенствованиями в организации бизнеса, включая скорость и сроки ре-инжиниринга бизнеса и процессов, автоматизацию процессов, обработку данных и распространение информации в рамках организаций (Моментум Ресерч Груп (Momentum Research Group) 2005).
Фирмы, работающие в СМИ, экспортном и других информационно-емких секторах выиграли, в основном, от интеграции широкополосной связи в свои бизнес-процессы. Кларк и Уоллстен (Clarke and Wallsten, 2006) в исследовании 27 развитых и 66 развивающихся стран выяснили, что повышение на 1 процентный пункт количества пользователей Интернета коррелирует с увеличением экспорта на 4,3 процентных пункта и ростом экспорта на 3,8 процентных пункта из стран с низкими доходами в страны с высокими доходами. Повышение эффективности обработки претензий на 25 или более процентов в день было документально зафиксировано страховыми компаниями США, которые установили беспроводную широкополосную связь (Спринт (Sprint) 2006). Другие отрасли, которые выиграли в значительной мере, включают консалтинг, бухгалтерский учет, маркетинг, недвижимость, путешествия и туризм, а также рекламу.
Местные сообщества по всему миру осознали значительные экономические выгоды и новые возможности от использования услуг широкополосной связи. Исследования, проведенные в Канаде, Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах Америки, выявили, что широкополосная связь имеет положительное экономическое влияние на создание рабочих мест, сохранение общин, розничные продажи и налоговые доходы (Зильбер, Шнайер и Диджева (Zilber, Schneier, and Djwa) 2005); Стратегическая сетевая группа (Strategic Networks Group) 2003; Келли (Kelly) 2004; и Форд и Кутски (Ford and Koutsky) 2005). В сельской местности развивающихся стран сообщества лишь недавно начали запускать услуги и приложения широкополосной связи, которые предоставляют местному населению доступ к новым рынкам и услугам. Первым примером этого является облегчение обмена информацией и создание стоимости покупателями и продавцами сельскохозяйственной продукции, что повысило прибыль и доходы в сельской местности (текстовая врезка 1.1). Ранее такие возможности были доступны только в самых крупных или самых зажиточных населенных пунктах.
Текстовая врезка 1.1 Широкополосная связь повышает доходы в сельской местности развивающихся стран
Опыт показывает, что доступ к широкополосным сетям оказывает положительное воздействие на доходы в сельской местности развивающихся стран. В Индии Программа Е-Чупал (E-Choupal) была начата в 2000 году одним из крупнейших сельскохозяйственных экспортеров Индии ITC. Программа работает в традиционных местах сбора жителей (чупалы) в фермерских деревнях, используя единый портал, связывающий мультимедийные личные компьютеры посредством спутника. Обучение предоставляется хозяевам, которые обычно являются грамотными фермерами, уважаемыми в своих общинах. Компьютеры обеспечивают фермерам лучший доступ к информации - такой, как местные прогнозы погоды, цены на продукцию растениеводства на ближайших рынках, а также новейшие техники сева. Все вместе эти усовершенствования способствовали повышению производительности для фермеров. E-Choupal также позволяет осуществлять тесное взаимодействие между ITC и его сельскими поставщиками, что повышает эффективность сельскохозяйственной системы поставок компании, устраняет посредников и улучшает условия ведения бизнеса. Тот факт, что ITC платит более высокую цену, чем ее конкуренты за экспортную продукцию, стимулирует фермеров продавать свою увеличившуюся продукцию компании. К 2008 году E-Choupal охватила миллионы мелких фермеров более чем в 40 000 деревнях, обеспечив их экономическими и другими выгодами. К 2010 году планируется охватить 100 000 деревень.
Еще одна программа, запущенная Ассоциацией Сонгтааба (Songtaaba), позволила женщинам -сельскохозяйственным производителям в Буркина Фаса стать экономически независимыми, благодаря использованию широкополосной связи. Сонгтааба - организация, выпускающая продукты для ухода за кожей, обеспечивает рабочие места для более чем 3 100 женщин в 11 деревнях. Чтобы обеспечить своим членам регулярный доступ к полезной информации и улучшить маркетинг и продажу их продукции, ассоциация создала в двух деревнях телецентры, оснащенные сотовыми телефонами, Системой глобального позиционирования (GPS) и компьютерами с высокоскоростным подключением к Интернету. Телецентры под управлением обученных сельских женщин помогают ассоциации вести свои дела более эффективно. Организация также ведет собственный веб-сайт, который предлагает ее членам своевременную информацию о мероприятиях, где они могут продвигать или продавать свою продукцию. За два года, прошедшие с момента создания телецентров и запуска в 2005 году веб-сайта, заказы увеличились приблизительно на 70 процентов, а прибыль членов более чем удвоилась.
Источник: Кианг и Россотто (Qiang and Rossotto) 2009 (глава 3 в данном томе).
Как свидетельствует недавнее эконометрическое исследование Всемирного банка, охватывающее 120 стран, каждому 10-процентному росту проникновения широкополосных услуг соответствует экономический рост в 1.3 процента (Qiang 2009). Данное влияние широкополосного доступа на рост более значительно в развивающихся странах, по сравнению с развитыми экономиками, и оно более весомо, по сравнению с воздействием телефонии и Интернета (Диаграмма 1.1). Данное влияние может быть еще более серьезным после того, как проникновение Интернета достигнет критической массы.
Поскольку широкополосные сети имеют значительный потенциал, чтобы способствовать экономическому развитию, они должны быть широкодоступны по приемлемым ценам, и являться неотъемлемой частью национальных стратегий развития. Тем не менее, в настоящее время очень немногие люди в развивающихся экономиках имеют доступ к широкополосным сетям. В 2007 году, в среднем, менее 5 процентов населения в экономиках с низкими доходами были подключены к широкополосным сетям, в основном - в городских центрах. В свете этого, в развивающиеся страны упускают серьезную возможность для развития.
Диаграмма 1.1 Влияние роста ИКТ
Источник: Кианг (Qiang) 2008.
Примечание: Ось
y отражает процентные показатели увеличения экономического роста при 10 процентном увеличении плотности телекоммуникаций. Все результаты являются статистически значимыми при однопроцентном уровне, за исключением тех, что относятся к широкополосной связи в развивающихся странах и являются значимыми при уровне 10 процентов.
<> Глобальный рынок для ИТ и доступных услуг расширяется, и развивающиеся страны овладевают возможностью создания местной промышленности
Сектор услуг растет во всем мире – он уже насчитывает 70 процентов занятости и 73 процента валового внутреннего продукта (ВВП) в развитых странах, и 35 процентов занятости и 51 процент ВВП - в развивающихся странах (ЮНКТАД 2008). По оценкам МакКинси и Компания (McKinsey & Company), годовой потенциал рынка ИТ-услуг, как компонента сектора услуг, составляет $ 325 миллиарда. Услуги ИТ включают обслуживание аппаратного и программного обеспечения, сетевое администрирование и системную интеграцию, услуги технической поддержки, разработку приложений, консультации; а также деятельность в области инжиниринга, например, проектирование изделий, производство и разработку программного обеспечения.
Еще одним компонентом сектора услуг являются услуги, предоставляемые при помощи ИТ (IT-enabled services - ITES). ITES – это те услуги, которые могут быть оказаны дистанционно через телекоммуникационные сети. Оценки объема рынка данных услуг варьируются.5 В то время, как анализ МакКинси и Компании (McKinsey & Company) предполагает, что годовой потенциал рынка ITES в 2007 году составлял $ 150 миллиардов, Лонгвуд и Мэрриот (Longwood and Marriott) (2008) ожидают рост глобального рынка со $ 160 миллиардов в 2007 году до $ 235 миллиардов в 2011 году. Еще более оптимистичной является оценка НАССКОМ-Эверест (NASSCOM-Everest) (2008), предполагающая, что рынок ITES достигнет к 2012 году $ 700–800 миллиардов. На рынке ITES услуги для промышленности, такие, как банковские, страховые и телекоммуникационные составляют почти две трети потенциального рынка; в то время как услуги для функций, существующих во всех отраслях, например, управление кадровыми ресурсами, финансы, администрация, и маркетинг составляют около одной трети.
Развивающиеся страны были очень успешны в услугах ИТ и ITES. Безусловно, Индия является глобальным лидером в обоих сегментах. Однако Китай, Мексика и Филиппины также весьма преуспели в этой сфере. Кроме того, переходные экономики в Центральной и Восточной Европе (Чешская Республика, Венгрия, Молдова, Польша, Румыния и Российская Федерация) развили свой потенциал в области ИТ услуг и ITES, хотя и в значительной меньшей мере (диаграмма 1.2).
Диаграмма 1.2 Глобальное распространение оффшорных ИТ-услуг и рынков ITES
Примечание: Рынок ИТ услуг представлен по данным 2005 года, а рынок ITES - по данным 2007 года.
Для этих стран расширение услуг ИТ и ITES создает значительные экономические и социальные выгоды. Индия, например, в 2007 году экспортировала более чем на $ 40 миллиардов услуг ИТ и ITES, эта цифра составляет четверть всего экспорта страны и почти половину ее экспорта услуг. На Филиппинах, по состоянию на середину 2008 года, в сфере услуг ИТ и ITES было занято 345 000 человек и; по прогнозам, к концу 2010 года будет непосредственно занято почти 1 миллион человек. Занятость подобного масштаба означает, что сектор будет обеспечивать 27 процентов всех новых рабочих мест, созданных на Филиппинах к 2010 году (BPAP 2007).
Другим важным положительным фактором влияния роста услуг ИТ и ITES является их воздействие на статус женщин. Женщины на Филиппинах.составляют около 65 процентов всех профессиональных и технических работников в сфере услуг ИТ и ITES. В Индии женщины составляют 30 процентов рабочей силы сектора услуг ИТ и ITES - это гораздо более высокий уровень участия женщин, чем в секторе услуг в целом, и ожидается, что их доля вырастет до 45 процентов в 2010 году. Более половины сотрудников колл-центров (центров обращений) – это женщины. В обеих странах женщины занимают большее количество высокооплачиваемых рабочих мест в услугах ИТ и ITES, чем в большинстве других секторов экономики.
Учитывая большой потенциальный рынок для услуг ИТ и ITES, существует серьезная возможность для участия большего количества стран и получения ими выгод.6 Возможность особенно привлекательна, поскольку в 2007 году было использовано лишь около 15 процентов потенциального рынка, или около $ 65 миллиардов. Остается также достаточно много места для роста и за счет новых участников: по оценкам МакКинси (McKinsey), к 2010 году будет реализовано только около 27 процентов рыночного потенциала. Страны, соответствующие критериям неосвоенного рынка услуг ИТ и ITES, скорее всего, испытают быстрый рост в этих отраслях.
Все большее количество стран начинают развивать свои услуги ИТ и ITES, превращая их в основные потенциальные источники экономического роста. Южная Африка, например, развивается как место, привлекательное для ITES, максимально используя свою англоговорящую рабочую силу. Аналогично, Арабская Республика Египет, Марокко и Тунис развивают диапазон ITES, включая колл-центры. Израиль, Мальта и Маврикий начинают заполнять еще не занятые сегменты рынка, такие, как разработка пакетных приложений (Израиль), удаленные азартные игры (Мальта), и деятельность с более высокой добавленной стоимостью, такая, как консультации, дизайн и юридические услуги (Маврикий).
<> Электронное правительство может возглавить основные приложения ИКТ
Электронное правительство – самое цитируемое и наиболее заметное из всех приложений ИКТ, учитывая его важность в укреплении усилий по развитию. Во многих странах, как в развитых, так и в развивающихся, правительства делают существенные вложения в сектор ИТ. В Европе расходы правительства на ИТ растут быстрее, чем для большинства других секторов (диаграмма 1.3). С 1999 года Китай предпринял крупные инициативы в этой области. Ожидается, что общие расходы на электронное правительство увеличатся с $ 7 миллиардов в 2006 году до более чем $ 10 миллиардов в 2008 году. Инвестиции Китая только в программу Государственных информационных управленческих систем составляют около $ 2,5 миллиардов (Жу (Zhou) 2007). Индия также планирует крупные инвестиции; ее Национальная программа электронного правительства получит $5,5 миллиардов финансирования в период с 2007 по 2012 год.
Диаграмма 1.3 Расходы ИКТ в Европе по секторам, 2006 год
Источник: Information Society Technologies Advisory Group 2006.
Такое значительное финансирование для электронного правительства отражает растущее признание его выгод при предоставлении государственных услуг. Пользователи отмечают улучшенную эффективность сделок (это отражается в сокращенном количестве визитов и меньшем времени ожидания), уменьшении коррупции и более высоком качестве услуг (например, сокращенная частота появления ошибок и повышенное удобство) - как наиболее важные при взаимодействии с государственными услугами. Недискриминационный подход и действенная система рассмотрения жалоб также являются желаемыми характеристиками (Бхатия, Бхатнагар и Томинага (Bhatia, Bhatnagar, and Tominaga) 2009).
Успешные проекты электронного правительства сократили затраты по сделкам и время обработки, и повысили правительственные доходы. Например, электронная таможенная система в Гане (GCNet) увеличила доходы таможни на 49 процентов за первые 18 месяцев работы и сократила время таможенной очистки с трех недель до двух дней (Де Вульф и Сокол (De Wulf and Sokol) 2004). Электронная система закупок в Бразилии стоила всего $1,6 миллиона, и все же обеспечила экономию в 107 миллионов для государства только в 2004 году - в результате повышения эффективности процесса и более низких цен на закупаемые товары и услуги. Полностью автоматизированный процесс проведения тендеров, запущенный как часть такой же системы в Бразилии, по оценкам, сэкономил поставщикам $ 35 миллионов (Крешия (Crescia) 2006).
Некоторые проекты электронного правительства также улучшили управление, снизив коррупцию и злоупотребление полномочиями, внеся тем самым жизненно необходимый вклад в развитие. В Индии исследование показало, что меньшему количеству пользователей требовалось давать взятки, чтобы ускорить предоставление услуг при проектах электронного правительства, чем в условиях ручных систем, и что частота дачи взяток должностным лицам снизилась. Например, по оценкам, система регистрации земель в штате Карнатака в Индии сократила взятки примерно на $ 18 миллионов в год. Кроме того, подавляющее большинство наблюдателей чувствуют, что злоупотребление полномочиями посредством таких способов, как отказ предоставлять услуги гражданам, сократилось (диаграмма 1.4). Они также больше осведомлены о необходимости соответствовать стандартам услуг, установленным в гражданских хартиях.
Диаграмма 1.4. Влияние ИКТ на коррупцию и отказ в предоставлении услуг в проектах электронного правительства Индии
Источник: Бхатия, Бхатнагар и Томинага (Bhatia, Bhatnagar, and Tominaga) 2008.
Возможность получить доступ к государственным услугам из дома или местного центра также наделяет полномочиями женщин и меньшинства. Например, среди пользователей услуг электронного правительства женщины обычно отвечают за работу с публичными администрациями на уровне домохозяйств. Предоставление услуг электронного правительства означает более легкий доступ и сокращение времени по сравнению с поездкой или стоянием в очереди в правительственных департаментах. Для меньшинств ИКТ облегчает доступ к значимой государственной информации о правах и выгодах; о законах, касающихся наследства и семьи; о здравоохранении и жилье, позволяя общественности принимать информированные решения по важным вопросам.
<> Некоторые направления политик
Повестка дня для развития ИКТ довольно нова и все еще меняется. ИКТ – хороший пример для фактора экономического развития. Но менее ясно, как эффективно использовать ИКТ с точки зрения затрат для достижения целей частного и государственного секторов. Существуют примеры как успехов, так и неудач. Технология и ее результат продолжают изменяться быстрыми темпами. Реакцию рынка трудно предсказать. Жюри еще не определилось со степенью, в которой требуется регулировать эволюционирующий сектор ИКТ, а также в отношении того, как это лучше всего делать. Развивающиеся, а также зрелые экономики стремятся понять трудности, ограничения и неопределенности, а также решить, как справиться с ними наилучшим образом. Ниже приводятся некоторые наиболее сложные вопросы, с которыми сталкиваются развивающиеся страны:
-
Сближение нелегко укладывается в установленные отраслевые рамки. Перевод широкого видения в конкретные политики и регламенты, скорее всего, будет трудным. Несмотря на то, что активное реагирование может дать наибольшие выгоды от развития, некоторые страны приняли стратегию «подождем и посмотрим», пока варианты политик не станут более ясными, или пока вопрос не станет срочным.
-
Широкополосные сети развиваются, в основном, в потенциально рентабельных городах и междугородних зонах. Люди, живущие в коммерчески менее привлекательных провинциальных областях и сельских районах, а также группы с низкими доходами в городах, обычно остаются неохваченными.
-
Несмотря на истории успеха, высокий уровень неудач отмечен при внедрении электронного правительства развивающимися странами. Обеспечение надежной работы новых крупномасштабных информационных систем оказалось сложной задачей даже для стран с наиболее развитыми техническими знаниями и навыками.
-
Во многих странах имеются значительные пробелы в их способности конкурировать на рынках услуг ИТ и ITES, что особенно заметно в связи с дефицитом квалифицированной рабочей силы.
Чтобы ответить этим вызовам, особенно важны элементы надлежащих практик при создании рамочной политики, регламентирования и инвестирования с целью расширения охвата и увеличения влияния ИКТ на развитие.
<> Политическая реакция на сближение способствует развитию ИКТ
Технологические движущие факторы сближения либо уже имеются, либо быстро распространяются. Фундаментальным для сближения является оцифровка связи и быстро падающая стоимость обработки данных. Совсем недавно расширение использования сетей, основанных на Интернет-протоколе (IP), создало возможность для соединения между различными сетями, приборами и приложениями. Эти наработки привели к развертыванию широкополосных сетей следующего поколения (NGN), которые предоставляют широкий спектр услуг интерактивно, через любую комбинацию сетей связи и где угодно.
Поскольку эти технические факторы находят свое место, сближение приводит к связи рынка с провайдерами услуг, стремящимися диверсифицироваться, повысить доходы и сократить затраты. Глобально, провайдеры услуг воспринимают сближение, инвестируя в широкополосные сети. Они выходят на новые рынки и улучшают перспективы бизнеса, консолидируя содержание и услуги, а также принимая новые бизнес-модели. Наиболее прогрессивные провайдеры предлагают новаторские услуги высокого качества и максимальный выбор по низким ценам.
По мере того, как пользователи принимают новые услуги и приложения ИКТ, спрос на увеличение доступа и содержания растет с невиданной ранее широтой и скоростью, как в развивающихся, так и в зрелых экономиках. Со времени первого выпуска в 2003 году, средство доступа услуги Интернет-телефонии Скайп (Skype) привлекло более 300 миллионов абонентов в 225 странах и территориях (Skype 2008). Только в 2007 г. Скайп, по оценкам, обеспечил 27 миллиардов минут звонков с компьютера на компьютер (ТелеГеография (TeleGeography) 2007). К концу 2008 года ожидалось 40 миллионов абонентов «тройной услуги» по всему миру – все они получали большую часть своих телефонных, видео и Интернет услуг по широкополосным сетям (Пирамид Рисерч (Pyramid Research) 2007). Кроме того, теперь потребители также участвуют в создании содержания. Растущий доступ к более широкому спектру услуг и приложений посредством ряд новых и постоянно усовершенствуемых устройств, включая мобильные телефоны, выходящие далеко за пределы голосовых услуг, стимулировал огромное социальное взаимодействие и обмены. Это привело к более высокому спросу на усовершенствованные сети и услуги ИКТ, способные поддерживать новые приложения.
По мере выравнивания предложения и спроса, технические и рыночные факторы, определяющие сближение, становятся заметнее на рынках, на всех этапах экономического развития, от Бразилии до Франции, от Индии до Нигерии. В то время, как страны с высокими доходами уже располагают этими условиями на протяжении какого-то времени, существуют четкие указания на то, что даже страны и группы населения с низкими доходами теперь признают эти факторы и результат сближения как реальность (Сингх и Раджа (Singh and Raja) 2009).
Наибольшие выгоды от сближения реализуются на рынках, которые своевременно создали для этого условия. И все-таки, сближение обычно не просто вписывается в традиционные политические рамки. Попытки придерживаться существующих политик создают регулирующую неопределенность и несогласованность - экономические издержки которые будут со временем расти таким образом, что затормозят технологический прогресс и эволюцию рынка. Следовательно, страны, сопротивляющиеся сближению или принимающие подход «подождем и посмотрим», в конечном итоге упустят выгоды от улучшенных сетей и услуг ИКТ.
По мере возникновения понимания сближения, развивающиеся тенденции указывают на три глобальных принципа надлежащей практики для того, чтобы нормативные рамки создавали условия для сближения. Во-первых, нормативные рамки должны продвигать конкуренцию. Провайдеры услуг могут развертывать конвергентные сети и услуги, только если нормативные рамки снижают барьеры для входа и создают условия для новшеств и, тем самым, увеличивают конкуренцию, сокращают цены и способствуют росту. Однако равным образом важно, чтобы регулирующие органы вмешивались в случае рыночных сбоев и не позволяли злоупотреблять доминирующим положением на рынке. Таким образом, нормативные рамки, создающие и действенно обеспечивающие равные конкурентные условия, приведут к большим выгодам для пользователей.
Во-вторых, политики должны больше полагаться на рыночные силы и меньше - на регулирование. Сохранение унаследованных нормативных рамок, вероятнее всего, будет тормозить рост сближения. И, наоборот, регулирование может двигаться в направлении разрешения инноваций и выхода на рынок провайдеров услуг с высокой добавленной стоимостью для продвижения развития контента, облегчения ИКТ бизнеса и социальных услуг.
И, наконец, политические и нормативные рамки должны позволять новым технологиям внедрять все, что они могут предложить. Нормативные рамки, которые технологически нейтральны и создают возможность гибкости в предоставлении услуг, будут стимулировать инвестиции и новшества. Когда провайдеры услуг могут использовать свои сети в максимальной степени, они смогут сокращать затраты, повышать жизнеспособность бизнеса и, в конечном итоге, стимулировать те рынки, которые более эффективны. Пользователи сетей выиграют от более низких цен, большего выбора и лучшего качества.
Лица, ответственные за разработку политики, стремящиеся реагировать на сближение и способствовать ему, обнаружат что, делая это, усиливают эффекты ранней либерализации сектора и поддерживают инновации в услугах, идущих на пользу сектора ИКТ. Страны, которые начинают эти реформы второго поколения в секторе ИКТ, окажутся в более выгодном положении.
<> Государственно-частное партнерство может усилить частный сектор для достижения государственных задач
В рыночных экономиках ответственность за предоставление инфраструктуры и услуг ИКТ ложится, в первую очередь, на частный сектор. Этот рыночный подход оказался очень успешным при расширении охвата голосовыми услугами. Конкуренция особенно эффективна среди беспроводных мобильных операторов, что ведет к быстрому развертыванию сетей в городской местности и, в последнее время, и в сельской местности при постоянно снижающейся цене.
Роль государственного сектора в достижении этого результата была двоякой. Во-первых, он либерализовал рынок и регулировал конкуренцию; и, во-вторых, создал механизмы субсидирования, такие, как фонды универсальных услуг; и помощь, основанную на результате, которая предусматривает льготы операторам при предоставлении услуг в районах страны, которые в противном случае окажутся коммерчески нежизнеспособными.
Роль государственного сектора в предоставлении доступа к широкополосным сетям в развивающихся странах также будет, скорее всего, сочетанием рыночных реформ и целенаправленных льгот.
Создание со временем действенной конкуренции между широкополосными сетями и провайдерами услуг часто является центральной частью успешного стратегического подхода. Это потребует устранения юридических и нормативных барьеров для инвестиций, вхождения на рынок и конкуренции. Это также потребует, чтобы конкурирующие операторы имели возможность взаимоподключения к инфраструктуре крупнейших операторов, тем самым, избегая экономических и технических ограничений, а также неэффективного дублирования инвестиций. Такой политический подход успешно применялся в таких странах как Бразилия и Нигерия, где компании развивали многоцелевые широкополосные сети, конкурируя друг с другом [Всемирный Банк 2008а]. Конкуренция также растет и среди компаний, прокладывающих подводные оптоволоконные кабели, обеспечивающие международную широкополосную связь развивающимся странам, таким, как на Восточном побережье Африки, где в настоящее время идет прокладка трех подводных оптоволоконных кабелей [Технологическое обозрение (Technology Review) 2007].
Инвестиции в широкополосные сети частных операторов преимущественно фокусировались в городской местности. Если эти сети развертывать в небольших городах и сельской местности, скорее всего, потребуется форма более целенаправленной поддержки со стороны государственного сектора. Во многих странах с высокими доходами такая поддержка изначально предоставлялась через государственную собственность доминирующего оператора. Однако государственные операторы оказались неэффективными во многих развивающихся странах (Вильямс(Williams) 2009, глава 4 этого тома). Таким образом, потребуются альтернативные методы направления государственной поддержки. Самыми действенными средствами для осуществления этого будут формы государственно-частного партнерства (ГЧП), которые могут приспособить инвестиционные ресурсы и техническую экспертизу для достижения частным сектором политических целей, таких как обеспечение развития сетей в коммерчески нежизнеспособных местностях. Хотя изначально могут потребоваться государственная поддержка или льготы, долговременной целью должно стать развитие коммерчески жизнеспособного самостоятельного сектора, и желательно - в конкурентной среде, если спрос растет.
Существует множество различных моделей этих партнерств. Механизмы конкурентных субсидий или долевого участия – это один тип модели, которая традиционно использовалась для стимулирования развертывания голосовых сетей в местностях с недостаточным уровнем обеспеченности услугами
(infoDev and ITU 2008), и была недавно внедрена при развертывании широкополосной инфраструктуры. Во Франции, например, правительство запустило схему для предоставления широкополосной инфраструктуры в Лимузине - сельском регионе центральной Франции с ограниченными услугами широкополосной связи. Проект структурирован как двадцатилетняя концессия на строительство и эксплуатацию сети магистральной связи и строительство широкополосной беспроводной сети при разделении затрат между государственным и частным секторами (ICEA 2008)
. Восточноафриканская подводная кабельная система (EASSy) - проект по строительству подводного оптоволоконного кабеля, который протянется из Южной Африки в Судан с подключениями ко всем странам по его маршруту - пример другого типа ГЧП. EASSy принадлежит консорциуму частных операторов, но финансируется организациями финансового развития без каких-либо субсидий или поддержки от правительства. Это партнерство гарантировало то, что кабель будет эксплуатироваться на основе открытого доступа, позволяя всем операторам и провайдерам услуг в регионе получить доступ к мощности, доступной по цене, имея доступ к конкурирующим кабелям и провайдерам мощности
7.
Эти ГЧП в широкополосных сетях являются новшеством, и правительства экспериментируют с различными моделями. Ключом к успеху этих проектов будет гарантия, что они структурированы таким образом, что частный сектор имеет достаточно стимулов, чтобы инвестировать и эффективно эксплуатировать сети, одновременно выполняя поставленные в стратегии правительства задачи по развертыванию широкополосной связи.
<> Межотраслевое лидерство и институты существенны для реализации выгод от инвестиций в электронное правительство
Электронное правительство часто влечет за собой институциональные и политические реформы, которым способствует технология. Компетентные лидеры и институты существенны для преодоления сопротивления и инертности, для осуществления своевременного выбора политических мер и их эффективного внедрения. Межотраслевая природа электронного правительства делает невозможным использование традиционных институциональных схем, которыми поручается вся повестка дня единственному министерству. Скорее электронное правительство потребует координации между различными правительственными агентствами. Государственное руководство должно перейти от фокусирования на индивидуальных агентствах и «защиты собственной территории» к управлению через сотрудничество между агентствами. Более того, электронное правительство – это непрерывный процесс разработки политики, инвестиционного планирования, инноваций, обучения и управления изменениями. Этот процесс должен соответствовать и отвечать динамичной стратегии развития, которая поддерживает эволюционирующие национальные цели и создает устойчивые институциональные реформы и усовершенствования государственных услуг, предоставляя в то же время рамки и структуры, обеспечивающие преемственность и надлежащую институциональную координацию.
Чтобы реализовать выгоды развития от инвестиций в электронное правительство, необходима достаточно влиятельная институциональная структура, привлекающая серьезные обязательства и значительную поддержку. Многие страны перешли к прямому институциональному вовлечению высокопоставленных служащих в координацию правительственных преобразований под руководством вышестоящего органа. Часто офис премьер-министра или руководителя государства служит штаб-квартирой для группы координации и возглавляет межминистерский организационный комитет электронного правительства. Такой подход имеет три преимущества. Во-первых, руководитель этой координационной группы становится явным лидером. Во-вторых, этот лидер может использовать электронное правительство в качестве основного компонента повестки дня реформирования государственного управления, и, в более широком контексте - как ключевого звена при движении в сторону инновационной экономики, базирующейся на знаниях. В-третьих, координационная группа стимулирует работу в различных министерствах и на различных уровнях правительства по внедрению программ электронного правительства.
Обзор 30 развивающихся и развитых стран выявил четыре базовых модели национальных институциональных рамок для руководства их планами электронного правительства и выполнения ключевых функций управления и координации (таблица 1.1). На практике, тем не менее, эти рамки более разнообразны и сложны, чем предлагается этими базовыми моделями, они могут со временем эволюционировать, смещаясь от одной модели к другой или превращаясь в гибридные модели.
Таблица 1.1 Модели институтов электронного правительства в различных странах
Модель
|
Страны
|
Выгоды
|
Недостатки
|
Координация политики и инвестиций
(межотраслевое министерство, такое, как финансов, инвестиционное, экономики, бюджета или планирования)
|
Австралия, Бразилия, Канада, Чили, Китай, Финляндия, Франция, Ирландия, Израиль, Япония, Руанда, Шри-Ланка, Великобритания, Соединенные Штаты
|
Имеет прямой контроль над средствами, необходимыми другим министерствам для реализации электронного правительства. Помогает интегрировать электронное правительство в общее управление экономикой.
|
Может отсутствовать направленность и технический опыт, необходимые для координации электронного правительства и облегчения реализации.
|
Административная координация
(министерство публичной администрации, услуг, предприятий, внутренних дел, или административных реформ)
|
Болгария, Арабская республика Египет, Германия, Республика Корея, Мексика, Словения, Южная Африка
|
Способствует интеграции административного упрощения и реформ в электронное правительство.
|
Может отсутствовать технический опыт, необходимый для координации электронного правительства.
|
Техническая координация
(министерство ИКТ, науки и технологии или промышленности)
|
Гана, Индия, Иордания, Кения, Пакистан, Румыния, Сингапур, Таиланд, Вьетнам
|
Гарантирует наличие технического персонала; облегчает доступ для заинтересованных сторон неправительственного сектора (фирм, НПО, и научных кругов).
|
Может быть слишком направленным на технологии, телекоммуникации или промышленность, и несвязанным с административными реформами.
|
Совместная или отсутствующая координация
|
Российская Федерация, Швеция, Тунис
|
Наименее требовательна и отчасти политически чувствительна (не оспаривает существующие институциональные рамки и обязанности министерств).
|
Может привести к соперничеству между министерствами. Нет межотраслевой перспективы. Не использует совместные услуги и инфраструктуру и эффект масштаба.
|
Источник: Ханна и Кианг (Hanna and Qiang) 2009.
Эти четыре институциональные модели фокусируются на ведущем или центральном институте для стратегии электронного правительства и разработки политик, а также на управлении и координации. Но в отношении облегчения реализации, правительства все больше экспериментировали с новыми схемами вне пределов министерской структуры, чтобы преодолеть отраслевую фрагментацию и ограничения, связанные с государственной службой, а также расширить институциональный потенциал электронного правительства. Такие страны как Болгария, Ирландия и Сингапур решили сейчас специально выделить исполнительные агентства ИКТ среди своих государственных служб. Эти агентства имеют особую автономию и структуры окладов, чтобы привлекать и мотивировать наиболее одаренных технических специалистов. Другие страны, включая Шри-Ланку и Индию, экспериментируют с агентствами ИКТ, которые имеют назначаемые правительством советы директоров и представителей и основных заинтересованных сторон из частного сектора и гражданского общества.
Институциональные новшества в этих странах имеют ряд преимуществ. Помимо защиты от существенной бюрократии и наличия гибкости для своевременного реагирования на меняющийся спрос, агентства, выделенные для электронного правительства, могут нанимать персонал на условиях конкурентных зарплат, предоставлять совместные услуги (как например, для сетевой инфраструктуры) правительству, и привлекать частный сектор по внешнему подряду для выполнения определенных задач. Активное участие частного сектора помогает агентствам работать гибко и по-деловому, а также ускорять финансирование и реализацию электронного правительства, наилучшим образом используя дефицитные государственные ресурсы и соответствующий опыт.
Одним недостатком, однако, является потенциальная борьба за получение политического веса и финансовых ресурсов, если у новой организации отсутствуют институциональные связи с силовыми министерствами. С другой стороны, если такие связи слишком сильны, правительственная бюрократия может установить контроль над агентством и подорвать действенность или деловую культуру штатных сотрудников агентства. Таким образом, жизнеспособность этих агентств зависит от политических лидеров, предоставляющих агентству автономию, необходимую, чтобы действовать гибко и избегать вмешательства в вопросы кадрового укомплектования и повседневного руководства.
<> Вмешательство государственного сектора с целью продвижения услуг ИТ и доступных услуг ИТ может быть хорошей инвестицией вне зависимости от успеха инициатив ИТ
В странах, которые преуспели в области услуг ИТ и доступных услуг ИТ, правительства обычно играли активную роль в продвижении сектора. Такая поддержка может часто предоставляться при низких уровнях государственного финансирования путем привлечения инвестиций частного сектора. Большая часть случаев государственного вмешательства с целью продвижения этих отраслей – как например, улучшение образования, обеспечение адекватной инфраструктуры или ускорение реформ регулирования – способствуют расширению бизнес-среды и благоприятствуют многим другим секторам экономики вне зависимости, связаны ли они с ИТ секторами или только могут достичь эффективности благодаря методам ИТ. В этом смысле, правительственная поддержка услуг ИТ и доступных услуг ИТ согласуется с тем аргументом, что государственные вмешательства должны создавать положительные внешние факторы воздействия.
Местности, где успешно развивались услуги ИТ и доступные услуги ИТ, обычно наделяли полномочиями учреждения, занимающиеся развитием отрасли, для идентификации подходов, которые адаптированы к быстро растущим потребностям местной и глобальной экономик. Это достигается посредством непрерывной работы с компаниями услуг ИТ и доступных услуг ИТ, в отличие от принятия политического подхода с заранее определенной стратегической программой. Частный сектор может предоставить правительствам бесценную информацию и дать правильное представление об имеющихся возможностях, рыночных тенденциях и будущих требованиях к квалификации (Dongier and Sudan 2009, глава 7 этого тома).
Финансируемое правительством Ирландии Агентство промышленного развития (IDA), например, достигло значительного успеха в привлечении услуг ИТ и инвестиций в доступные услуги ИТ. Агентство имеет дело с множеством аспектов внутренних инвестиций: маркетингом, предложениями по управлению инвестициями, предоставлением финансовых льгот и решениями в сфере собственности; помогая инвесторам начать бизнес, и работая с инвесторами для максимального увеличения их вклада в экономику Ирландии (IDA 2006). Девять из 13 членов правления IDA - из частного сектора. Инвестиционная программа IDA была основной движущей силой, определившей рост услуг ИТ и доступных услуг ИТ.
Учитывая важность навыков в качестве движущей силы роста услуг ИТ и доступных услуг ИТ, весьма существенным является фокус на расширении резерва талантов в тесной увязке с местными и глобальными потребностями отрасли. Партнерство ведущих компаний, промышленных ассоциаций и университетов успешно соединило образование и профессиональные навыки с потребностями отраслей в нескольких странах. Сингапур был одним из наиболее активных примеров такого рода. Его Совет по производственному обучению (ITB), при участии промышленности, создал обширную систему консультационных советов по обучению и ввел, в партнерстве с компаниями, схемы обучения, основанные на производственных процессах. Он также создал механизм для поддержки уровня персонала по обучению в соответствии с последними технологическими достижениями (Ли и другие (Lee and others) 2008). Кроме того, ИнфоКомм (InfoComm) Агентство по развитию Сингапура активно действовало в налаживании глобального партнерства для улучшения профессионализма сектора ИКТ. Оно сотрудничало, например, в 2006 году с Технологическим центром развлечений университета Карнеги-Меллона и Компьютерной школой Национального университета Сингапура с целью разработки программы для получения диплома через интерактивные цифровые мультимедиа (CMU 2006).
Создание глобально сопоставимых навыков в партнерстве с ведущими организациями стандартизации помогает не только поддерживать определенный уровень качества, но также увязать квалификацию с требованиями промышленности. Университеты Филиппин, например, предлагают курсы по финансам и бухгалтерскому учету, смоделированные в соответствии с Общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (GAAP). Это сделало Филиппины естественным выбором для банков и финансовых институтов США, которым необходимы оффшорные доли своих операций. Аналогично, Институт профессиональных бухгалтеров в сфере управления (CIMA) - один из крупнейших мировых профессиональных органов в сфере бухучета, располагает вторым по численности, после Соединенного Королевства, штатом бухгалтеров в сфере управления Шри-Ланки, что делает Шри-Ланку привлекательным оффшорным направлением.
<> Структура отчета
IC4D 2009 состоит из двух частей. Часть I анализирует ключевые аспекты расширения доступа к инфраструктуре и услугам ИКТ (главы 2, 3 и 4), оптимизацию приложений ИКТ, относящихся к электронному правительству (главы 5 и 6), и развитие услуг ИТ и доступных услуг ИТ (глава 7).
следующая страница>