Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
© 2002 Ромашов А.В.
ФЕНОМЕН «ТРЕТЬЕГО ПУТИ» В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США
Начиная рассказ о феномене «Третьего пути», нельзя не обратить внимания на неоднократное появление этого термина в новой, а особенно новейшей истории. По крайне мере уже Папа Пий XII в конце XIX века призывал обратиться к третьему пути, идущему между социализмом и капитализмом. В середине XX века «Третий путь» стал прочно ассоциироваться со шведской моделью социально-экономического развития, объединяющей капиталистические приемы хозяйствования с общественным перераспределением и стремлением к уменьшению социального неравенства. Известный немецкий экономист Вильгельм Рёпке, описывая свою концепцию свободного общества, говорил о «третьем пути» между социализмом и «историческим», по его словам, либерализмом. Ота Шик, министр экономики в Чехословакии, который покинул страну после известных событий 1968 года, называл свой проект рыночного социализма «третьим путем».

В середине 90-х годов XX века термин «Третий путь» прочно ассоциировался с программой Антони Блэра по обновлению Лейбористской партии Великобритании. Начало широкому использованию этого термина в научном обороте в этот период положил известный английский экономист Энтони Гидденс, ведущий ученый Лондонской школы экономики. Тандем


Блэр – Гидденс, объединивший теорию и практику, дал мощный импульс для научных изысканий, связанных с феноменом «Третьего пути», во многих странах Европы. В США «Третий путь» стал одним из символов второго срока президентского правления У.Д. Клинтона и базовой концепцией объединения «Новых демократов», представлявшего реформистское крыло Демократической партии США. Период 97-99-х годов стал временем наиболее активного изучения современного «Третьего пути» в социально-экономической политике западных стран, совпадая с периодом его непосредственного воплощения на практике.

Основными внешними факторами, обусловившими появление концепции «Третьего пути», по обоюдному мнению его сторонников и противников, являлись современные процессы глобализации и структурные изменения в мировой и национальных экономиках, сделавшие неэффективными традиционные кейнсианские рецепты развития экономики на основе стимулирования спроса. Кроме того, социально-политическая программа партий «Третьего пути» стала отражением интересов новых социокультурных групп населения, возникших в Европе и США в 70-90-е годы, пришедших на смену однородным группам «рабочего населения» или «среднего класса в целом», на которые делали свою ставку социал-демократы и социал-либералы.

Ключевым моментом для понимания «Третьего пути» является то, что в Европе этот социально-экономический феномен стал результатом эволюции традиционной социал-демократии, а в США был основным вариантом трансформации американского либерализма, представляемого Демократической партией. И в Европе, и в Америке «Третий путь» стал той политической философией, которая позволила вывести из структурного кризиса партии социал-демократического и либерального направлений соответственно. Несмотря на общие черты, «Третий путь» в Европе и США имел ряд качественных отличий, связанных как с характером представляющих его политических сил, так и общими политическими традициями, разделяющими англосаксонский мир и континентальную Европу.

В основе социально-экономической политики «Третьего пути» лежало реформирование неэффективных схем бюрократического контроля над экономикой, сокращение программ помощи бедным и безработным, уменьшение налогового бремени на бизнес и упрощение трудового законодательства при одновременном увеличении поддержки образования и стимулировании современных отраслей экономики, особенно электронной. По мнению политиков и экономистов «Третьего пути» все эти мероприятия позволили сократить социальный паразитизм, способствовали росту личной ответственности человека перед обществом. Роль государства должна была трансформироваться от системы, предоставляющей социальные услуги, к системе, обеспечивающей доступ к ним.

В этом контексте основная роль принадлежала образованию, которое признавалось важнейшим инструментом адаптации людей к требованиям современной экономики. Программы профессиональной переподготовки безработных, введение конкурентоспособных специальностей, востребованных современной экономикой, должны было освободить государство от бремени поддержки перманентно безработных и работающих на низкооплачиваемых местах. Все это в целом должно повышало конкурентоспособность конкретной национальной экономики в глобальном масштабе, что сегодня является одним из основных критериев успешности государства. По словам одного из исследователей, «сторонники «Третьего пути» стремятся сочетать социальную справедливость, личную ответственность и экономическую эффективность с целью решения проблем высокой и постоянной безработицы и низкого экономического роста».

В сфере политической философии «Третий путь» был связан с теорией справедливости, предложенной еще в 1971 году американским философом


Дж. Роулсом. Причем его теория оказалась признанной и в Европе. Например, английский исследователь Стив Баклер в 1999 году призывал обратиться к теории справедливости Роулса, чтобы «пролить свет на идеологическую форму программы Новых Лейбористов», которую Баклер характеризовал как «социал-либеральную».

Основное отличие теории Роулса от традиционного «социал-демократического» понимания справедливости состояло в переносе акцентов от принципа «равенства результатов» к «равенству возможностей». По аналогии с шахматной игрой – судья должен гарантировать соблюдения правил игры, не влияя на ее результат. То есть, в отличие от «процедурного экономического либерализма», теория справедливости Роулса обязывала соблюдать нерушимость принципа равенства возможностей, в соответствие в которым каждый игрок должен находиться в равных стартовых условиях (в нашем примере – с равным количеством фигур). В реальной жизни этому принципу соответствует поддержка всеобщего бесплатного среднего и высшего образования, всеобщее медицинское страхование, специальные программы поддержки инвалидов и неполных семей.

Основным политическим документом, который конституировал политику «Третьего пути» в Европе, стал совместный манифест «Третий путь – новая середина» (The Third Way – Die Neue Mitte), подготовленный А. Блэром и канцлером ФРГ Г. Шредером в июне 1999 года. Документ Блэра – Шредера был воспринят многими сторонниками социал-демократии, как отход от ее основных ценностей. В соответствие с этим манифестом социал-демократия отказывалась от первоочередного внимания к защите интересов рабочих, переводя в сферу своего политического дискурса такие понятия, как «развитие конкурентоспособности», «стимулирующая бизнес налоговая политика», «синтез экономики спроса и экономики предложения». Этот манифест стал одним из результатов работы по репозиционированию идей социал-демократии среди населения Европы в соответствии с современными социально-экономическими реалиями – развитием глобальной экономики, доминированием сферы услуг, усложнением социально-профессиональной структуры общества.

Более жесткую позицию в отстаивании ценностей традиционной социал-демократии представлял премьер-министр Франции, социалист Л. Жоспен. В своем докладе «На пути к более справедливому миру», написанном им к XXI конгрессу Социалистического Интернационала, проходившем в ноябре 1999 года, Жоспен критиковал развитие современной экономики, основанной на чистом экономическом неолиберализме, и призывал социал-демократов защищать свои традиционные ценности: всеобщую занятость, гарантированную социальную защиту и участие государства в регулировании экономики.

В США «Третий путь», напротив, во многом синонимичен современному американскому неолиберализму. С помощью политики «Третьего пути» Демократическая партия США смогла изменить свой имидж партии бедных и цветных, сложившийся в 1960-70-е годы. Ориентированный на прагматические цели «Третий путь» позволил демократам вернуть голоса тех избирателей, которые перешли в 1970-80-е годы на сторону республиканцев, не принимая чрезмерно радикальных и малореалистичных программ Демократической партии в вопросах экономического регулирования, социальной сферы и гражданских прав. Для Америки «Третий путь» был связан, прежде всего, с реформированием системы социального обеспечения в духе принципа «от пособий к труду», модернизацией государственных служб, а также с поддержкой глобализации, которая была призвана стать главной движущей силой американской экономики. Особое внимание в этой схеме уделялось образованию и высокотехнологичному бизнесу.

Говоря о сегодняшнем дне, можно считать термин «Третий путь» стоящим вне центра политического дискурса. Однако это связано лишь с выходом этого политического «брэнда» из сферы политической конъюнктуры, в то время как все основные социально-экономические процессы, которые сформировали «Третий путь», не только не исчезли, а напротив, развиваются. Та основная социально-политическая и социально-экономическая проблема, которую отражал этот термин, – т.е. адаптация социал-демократии и социального либерализма к требованиям современной экономики и современного общества продолжает существовать. Время покажет, стал ли «Третий путь» действительной тенденцией в теории и практике ее решения или уже исчерпал себя.


ЛИТЕРАТУРА


- Социал-демократия перед лицом глобальных перемен: Пробл. - темат. сб. / РАН ИНИОН. – Отд. Зап. Европы и Америки; Отв. ред. Орлов Б.С., ред.-сост. Мацонашвили Т.Н. – М., 2000.


-Майер Т. Трансформация социал-демократии. Партия на пути в XXI столетие: Пер. с нем. / Отв. ред. Б.С. Орлов. - Москва: Памятники исторической мысли, 2000.
- Christian Watrin Europe’s “New” Third Way // Heritage Lecture. – 1999. – May 7. – No. 634.
- The Third Way: summary of the NEXUS on-line discussion
- The economic and the politics of the third way: Essays in honour of Eric Smith / Ed.: Funk L. – Hamburg: Lit, 1999.




Рассказ о феномене «Третьего пути»

Феномен «третьего пути» в современной социально-экономической политике стран западной европы и США

64.11kb.

18 12 2014
1 стр.


Рассказ из Австралии

Боговоплощения, а также рассматривает практические и философские аспекты проблемы духовной свободы, метафизику личностных взаимоотношений Божественного и человеческого, пути Богосо

2780.34kb.

15 10 2014
14 стр.


Коровник третьего тысячелетия

Одно из привлекательных мест для визитеров сельскохозяйственное предприятие «Осташ», имеющее современное животноводческое помещение, которое смело можно назвать коровником третьего

71.15kb.

10 10 2014
1 стр.


Ли Куан ю сингапурская история: из «третьего мира» – в

«Сингапурская история. Из «третьего мира» – в первый»: мгимо (У) мид россии; М.; 2005

10637.34kb.

15 12 2014
46 стр.


Книжное обозрение

Книга Н. Е. Тихоновой о феномене городской бедности в современной России. Как и все

74.21kb.

14 12 2014
1 стр.


Копировал через Либрусек

И все-таки я напишу этот рассказ. Авось заплатят… Нет, ну почему какому-нибудь издательству не купить мой фантастический рассказ?

237.11kb.

26 09 2014
1 стр.


Лица одесской национальности

Наталья Радулова — о феномене школы, где учатся дети ста национальностей и народностей

122.06kb.

11 09 2014
1 стр.


В. И. Даля сказка определяется как вымышленный рассказ

В процессе сказотерапии ребенок попадает совершенно в другой мир, где герои переживают такие же проблемы, как и сам ребенок. И ценность сказкотерапии в том, что ребенку показывают

63.1kb.

27 09 2014
1 стр.