Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Развалины ЮршоІ Ооіщы въ с. Старогородкѣ.

Въ седѣ Старогородкѣ, черниговской губерніи, остерскаго уѣзда, на берегу рѣчкя Остра, сохранились до сихъ поръ развалины церкви, извѣствой подъ названіемъ „Юрьевой бож­ницы**. Отъ бывшаго когда-то храма, въ настоящее время остался только алтарь, имѣющій внутри въ длину 6 аршинъ и въ ши­рину, въ самомъ широкомъ мѣстѣ—5 арш. 13 верш. Высота его 12 аршинъ. Стѣны алтаря имѣютъ толщины 1 арш. 6 верш., а сохранившіяся около алтаря стѣны храма 1 аршинъ 8 верш, и 1 арш/ 9 верш. Стѣны сложены изъ кирпича и камней. Кир- ііичныя плиты имѣютъ въ длину 8 верш., въ ширину 6 верш, и въ толщину 3/4 вершка; оыѣ разнаго цвѣта: бѣлаго, рововаго, крас- наго и темво-краснаго. Камни представляютъ глыбы неправильной формы и состоять изъ песчаника плотнаго и зернистаго. Нѣко- торые камни до такой степени вывѣтрялисъ, что легко разсыпа- ются на отдѣльныя зерна.

Кирпнчныя плиты чередуются съ камнями: послѣ 5—7 ря- довъ кирпичныхъ плитъ, лежатъ рядь камней, а затѣмъ опять нѣсколько рядовь кирпичныхъ плитъ и т. д. Известковый це- ментъ, евязывающій плиты, очень толстъ, почти равенъ толщинѣ кирпичей, а иногда и толще. Задняя сторона (восточная) вверху, у основания купола, надстроена кирпичемъ краснаго двѣта, по- хожимъ на теперешній кирничъ, а весь верхъ юговосточной части съ той же задней стороны надстроенъ совершенно такимъ кирпичемъ, какой теперь употребляется въ работу, и кирпичъ подоженъ на известковомъ цементѣ такъ, какъ кладется въ на­стоящее время.

I отд. і

Бъ круглой стѣнѣ алтаря 3 окна, вышиною по 3 аршина и шириною внутри алтаря 14 верш. Съ наружной стороны окна шире, именно 1 арш. 4 верш.

На стѣнѣ внутри алтаря сохранились фрески, воторыя можно довольно ясно различить. Всѣ изображенія раздѣлены на 4 яруса. Въ верхнемъ ярусѣ, на сводѣ алтаря написана Богоматерь съ поднятыми руками, какъ въ Кіево-Софійскомъ соборѣ; по правую сторону—архангелъ Михаилъ, по лѣвую—архангелъ Гавріилъ. Во второмъ сверху ярусѣ посрединѣ изображено горнее мѣсто. а но обѣимъ сторонамъ его—Спаситель съ ангеломъ и по 6 апостоловъ. Съ одной стороны Спаситель подаетъ апостолу хіѣбъ, а съ другой—чашу. Это тайная вечеря, представленная въ такомъ же видѣ, въ какомъ изображена она въ Кіево-Софій- скомъ соборѣ и Кіево-Михайловскомъ монастырѣ. Въ третьемъ ярусѣ, въ ряду оконъ изображенъ рядъ святыхъ, и, наконецъ, въ нижнемъ ярусѣ штукатурка настолько попорчена, что ничего разобрать невозможно. Украшенія между изображеніями и на выдающихся частяхъ стѣнъ, сдѣланныя коричневою краскою, имѣютъ такой же видъ, какъ въ Кіево-Софійскомъ соборѣ.

Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ на старой штукатуркѣ съ фрес­ками видна позднѣйшая известковая накладка, закрывающая фрески.

Мною была произведена раскоика фундамента, и величина бывшаго храма можетъ быть опредѣлепа съ точностью. Онъ быль четырехугольный и имѣлъ внутри, кромѣ алтаря, 123/4 ар­шина въ длину и 113/4 аршина въ ширину, и внутри его нахо­дились два каменныхъ столба, какъ видно на приложенном! плаиѣ, которые, по всей вѣроятности, служили опорою для сво- довъ. Это можно заключить изъ того, что, при раскопкѣ, между лѣвымъ столбомъ и лѣвой (сѣверной) стѣной алтаря найдена была часть свода, упавшая сверху и въ цѣломъ видѣ сохранив­шаяся въ землѣ. Найденный въ землѣ фундаментъ имѣетъ тол­щины 1 Ѵг арш. Лѣвая (сѣверная) и передняя (западная) стороны фундамента сохранились вполнѣ; правая же—обрушилась вмѣстѣ сь горою, на которой построенъ храмъ.

Къ ЮВ. отъ алтаря, въ разстояніи 51/, арш. отъ стѣны его, стоить врестъ изъ мелкозернистаго песчаника. Высота его 1 арш. 8 верш.; длина горизонтальной части креста—15 верш.; толщина креста—51/» вершковъ. На врестѣ замѣгна довольно длинная надпись, но она, отъ времени тавъ изгладилась, что прочитать ничего невозможно. Въ первой стровѣ можно только разобрать: зде поъ, а далѣе можно различить буквы: ро. Старивъ свящевникъ Іоаннъ Зосимовичъ, бывшій священеикомъ въ Старо- городкѣ съ 1846 по 1851 годъ, разсказывалъ мнѣ, что онъ посред- ствомъ раскопки пытался узнать, надъ чѣмъ поставленъ крестъ, при чемъ нашелъ подъ врестомъ склепь такой же кладки, какъ и кладка храма, и на столько прочный, что никакими усиліями нельзя было отбить какую-либо часть его. Это сообщеніе отца Зосимовича помѣщено и въ историко-статистическомъ описаніи черниговской епархіи. Мною было сдѣлано нѣсвольво пробныхъ раскопокъ съ цѣлью провѣрки сообщенія отца Зосимовича, но никакихъ привнаковъ склепа я не нашелъ. Полагаю, что свя- щенникъ Зосимовичъ ошибочно сдѣлалъ свое заключеніе.

Село Старогородка, въ которомъ находятся эти развалины, было когда-то, вакъ и самое названіе показываетъ, городомъ. Старый городь, получившій названіе Остра, отъ имени рѣчки, при которой былъ построенъ, представлялъ значительную крѣ- пость. Онъ былъ расположенъ на горѣ, которая съ двухъ сто- ронъ круто опускалась къ рѣкѣ Остру, представляя тавимъ об- разомъ естественную крѣпость, а съ двухъ другихъ—былъ об- несенъ двумя земляными валами, которые хорошо сохранились и до вастоящаго времени. Половина ихъ находится въ моей усадьбѣ, а другая половина—въ уеадьбѣ Старогородскихъ кресть­яне Внутренній валь имѣетъ въ настоящее время высоту до 9 арш., а внѣшній—до 4 арш.

О старомъ городѣ Острѣ, извѣстно слѣдующее:

Основаніе города положено, по всей вѣроятности, Влади- міромъ святымъ. Въ 988 г. Владиміръ крестился и „ нача ставити городы по Деснѣ, и Востри, и по Трубежеви, и по Сулѣ и по Стугнѣ1)". Города эти онъ заселялъ своими дружинниками. Хотя

х) Ипат. л*т., изд. 1871 г. стр. 83

.•въ лѣгопаси, въ числѣ заселенаыхъ такимъ образомъ пунктовъ, городъ Остеръ не упоминается, но принимая во вниманіе, мѣс- тоположеніе его на горѣ, при вггаденіи рѣчки Остра въ Десну, нельзя думать, чтобы Владаміръ, строя укрѣпленные пункты по Десвѣ и Остру, могъ опустить такое мѣсто.

Первый разъ Остеръ упоминается нъ лѣгописи въ 1098 году: „Ириде Володимеръ (Мономахъ) и Давидъ и Олегъ на Святополка, и сташа у Городца и сотвориша миръ... Того же лѣта заложи Володимеръ Мономахъ городъ на Въстри1)1.

Основанный городъ, подъ именемъ „Городца*, причисленъ былъ къ Переяславскому княжеству и сталъ при городом ъ Пе- реяслава; въ этой роли онъ переходилъ отъ одного Мономахо- вцча къ другому. Въ 1130-хъ годахъ въ „Городцѣ* вняжилъ зять Мономаховъ Всеволодъ Давидовичу который по предполо- женію вдѣсь и скончался въ 1141 году: „Тое зимы преставися Всеволодко, Городецьскый князь)".

Въ 11В6 году Остеръ былъ отдѣлевъ отъ Переяслава в достался сыну Мономаха, Суздальскому князю Юрію Долгору­кому23). Въ 1139 году Всеволодъ Ольговичъ сдѣлался великимъ княземъ и, будучи недоволенъ Юріемъ, въ 1141 году, восполь­зовался отсутствіемъ послѣдняго и занялъ Городецъ вострскіЙ4)* По смерти Всеволода, въ 1146 году, новый Кіевскій князь Изя- слаиъ Мсгиславичъ посадилъ въ Городцѣ Остерскомъ брата своего Владігміра. ЮріЙ же въ 1148 году послалъ туда сына своего Глѣба, который выгвалъ Владиміра иэъ Городца; но Изя- славъ въ томъ же году осадилъ Глѣба и вынудилъ его смириться. Когда же поеланный Юріемъ противъ Изясдава сывъ Юрія Ро- стиславъ передался Изяславу, то послѣдній выгвалъ изъ Городца Глѣба и посадилъ тамъ Ростислава*).Въ слѣдующемъ году Юрій зявладѣлъ Кіевонъ, откуда былъ изгоаяемъ два раза в каждый разъ уходилъ въ Городецъ Остер- скій. Послѣ вторичнаго Оѣгства Юрія, сынъ его Андрей Бого- любскій, правелъ сюда дружину, съ которою воевалъ на Волыни. Юрій рѣшился идти къ Кіеву и вошелъ въ союзъ съ Владииі- ромъ Давидовичемъ и Святославомъ Ольговичемъ. Къ пасхѣ 1151 года, они изъ Чернигова приплыло въ Остеръ, отпраздновали Юрьевы именины и ушли въ походъ1), Но походъ не удался: Владиміръ Давидовичъ ггогибъ въ сраженіи. а Юрій въ третій разъ бѣжаль въ Городецъ Остерскій. Вслѣдъ за нимъ аришелъ Изяславъ Мстиславовичъ и осадилъ городъ. Юрій защищался нѣсколько Дней/ но затѣмъ долженъ былъ сдаться и заключилъ миръ на такомъ условіи, что самъ удалился въ Суздаль, а въ Городцѣ остался сынъ- его Глѣбъ2). Изяславъ возвратился въ Кіевъ, но вслѣдствіе новыхъ раздоровъ> въ слѣдутощемъ (1152) году, въ союзѣ съ Изаславомъ Давыдов»чемъ и Святоелакомъ Всеволодовичемъ взялъ и сжегъ Городецъ Остерскій: „И шедше разведоша Городокъ Юрьевъ и ножгоша его; церковь же бѣ въ немъ святаго Михаила камена, а верхъ ея древомъ нарубленъ, и то згорѣ3)". Юрій говорилъ потомъ Святославу, участвовав­шему въ истребленіи Городца: „оже есте мой Городецъ пожгли и божницю, то я ся тому отъожгу противу“, и въ томъ же году выступилъ въ походъ противъ Иаяслава и сжегь предмѣстья Чернигова4).

Изъ словъ Юрія, называющаго храмъ божницею, можно придти къ заключенію, что этотъ храмъ былъ домовымъ хра2 момъ и около него стоялъ княжескій доыъ.

Въ 1154 году умеръ Изяславъ, и Юрій опять вавладѣлъ Кіевомъ и Переяславомъ и въ Лутавѣ примирился съ Чернигов- скимъ княземъ Изяславомъ Давыдовичемъ въ 1155 роду. Въ 1157 году Юрій, не успѣлъ возобновить Городца, и крѣпость его оста­валась в* разоренномъ видѣ. Только въ 1159 году сынъ его,

Суздальскій князь Всеволодъ Юрьевичъ, возобновись городъ, лю­бимый его дѣдомъ и отцомъ: „Посла тивуна своего Гирю съ людми въ Русь и созда градъ на Городци на Въстри, обнова свою отчину)1.

Засимъ въ періодъ дотатарскій въ лѣтописяхъ болѣе не упоминается объ Острѣ. Въ 1240 году Остерскій Городецъ под­вергся опустошенію наряду съ Переяславомъ и Біевомъ.

Послѣ татарскаго погрома, Городецъ оставался только Го- родищемъ. Ближе къ рѣкѣ Деснѣ образовалось новое поселевіе— новый Остеръ, который и сталъ именоваться городомъ и полу- чилъ значеніе укрѣпленнаго мѣста. Это—теперешній городъ Остеръ. Старый же городъ сталъ называться то городомъ ,,Ста- рымъ Остромъ“, то селомъ „Старогородкою". И то и другое названіе поперемѣнно встрѣчается въ акгахъ 17 и начала 18 вѣка. Засимъ за бывшимъ городомъ Остромъ окончательно уста­новилось названіе села Старогородки.

Отъ татарскаго погрома и до начала 17 вѣка о храмѣ Ар­хистратига Михаила никакихъ свѣдѣній не имѣется. Известно только, что въ это время онъ былъ вояобновленъ, такъ какъ вначалѣ 17 вѣка въ немъ происходило служеніе. Должно быть, замѣтная на стѣнахъ алтаря известковая штукатурка, прикры­вающая старыя фрески, относится къ этому времени обновленія храма.

О дальнѣйшей судьбѣ стараго храма можно сдѣлать за? ключеніе на основаніи слѣдующихъ сохранившихся памятниковъ:

Въ нынѣшнемъ Старогородскомъ деревянномъ храмѣ со­хранилось Евангеліе, печатанное во Львовѣ въ 1636 году. На страницахъ этого Еваагелія есть такая надпись: „я рабъ Божій Евфим Сергиенко Глушанін из жоною своею Огапіею из дочкою моею Кудиною, купилем сію кнігу Евангеліе напрестольное, и надалем на дом Божій, до церкви мурованой, святого Архистра­тига Михаила в слободе старого города *)... Писано у Острі 1644 мѣсяца априля 27 дня“.Въ томъ-же старогородскомъ храмѣ имѣется чаша, на под- ножіи которой вырѣзано: ясей сосудъ надалъ рабъ Божій Конъ- стантинъ Мокиевский Полковникъ Іхъ Царск. Цресвѣтл. Велич, войска

следующая страница>


Развалины Юршоі ооіщы въ с. Старогородкѣ

Камни представляютъ глыбы неправильной формы и состоять изъ песчаника плотнаго и зернистаго. Нѣко- торые камни до такой степени вывѣтрялисъ, что легко разсыпа- ются на отдѣльныя зе

423.15kb.

14 12 2014
3 стр.


Низами Гянджеви Хосров и Ширин

О правдивости сего предания свидетельствуют Бисутунская скала с высеченными на ней изображениями, развалины Медаина, следы молочного ручья, страсть несчастного Фархада, молва о дес

100.03kb.

15 12 2014
1 стр.


Курземская Швейцария 1 день 25. 09. 2010. Рано утром выезд из Риги. Кандава

Куршей, подняться к Рыцарскому городищу, осмотреть Пороховую башню, прогуляться по самому старому каменному мосту в Латвии и посетить развалины Ливонского ордена. Вы увидите

17.55kb.

08 10 2014
1 стр.


Сценарий Д. Дым(Сизиков) Действующие лица: Саша Ваня Советский солдат Пауль Фридрих

Подвал, сцена освещена тускло, ее разрезают 2 прожектора направленных снизу на сцене находятся развалины, хлам булыжники, торчащая арматура, почти постоянно звук капающей воды

238.65kb.

25 09 2014
1 стр.