Перейти на главную страницу
(региональная экономика)
кандидата экономических наук
Волгоград – 2011
Работа выполнена в Волгоградском государственном университете
Научный руководитель доктор экономических наук, профессор
Русскова Елена Геннадиевна
Богомолова Ирина Викторовна
Ведущая организация Ростовский государственный
экономический университет (РИНХ)
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор экономических наук, профессор Тимофеева Г.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Одним из важнейших направлений экономических преобразований в современной России является развитие социальной инфраструктуры, которая выполняет в системе общественного воспроизводства функции, связанные с обеспечением населения социальными благами и услугами, способствуя воспроизводству человеческого капитала и создавая условия для стабильного развития экономики на всех уровнях хозяйствования. Особое значение социальная инфраструктура имеет для социально-экономического развития регионов, где она выполняет функцию обеспечения условий воспроизводства трудовых ресурсов для всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности и размера бизнеса, а неотъемлемой характеристикой является локальная привязка ее объектов к потребителям услуг.
Множество факторов определяют направление и уровень развития региона, степень обеспечения основными факторами производства и различными видами инфраструктуры, в том числе и социальной инфраструктурой. Поэтому существуют сильная дифференциация регионов по обеспеченности населения социальными благами и услугами и потребность в управлении социальной инфраструктурой в рамках региональной воспроизводственной системы. Для разработки стратегий социально-экономического развития территорий необходимо использовать результаты анализа комплексной оценки формирования и развития социальной инфраструктуры в регионе, уделяя особое внимание тем элементам, которые нуждаются в совершенствовании и дополнительном финансировании. Поэтому для органов регионального управления актуальна разработка соответствующей методики. Кроме того, на ее основе можно провести сравнительный анализ регионов, выявить среди них сильные и слабые по развитию отдельных элементов социальной инфраструктуры, принять меры по модернизации социально значимых объектов и повышению уровня и качества жизни населения.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития социальной инфраструктуры в региональной воспроизводственной системе, изучения особенностей ее формирования, функционирования и развития в регионах Юга России и разработки методики ее комплексной оценки, что позволит, во-первых, раскрыть организационно-управленческие особенности элементов социальной инфраструктуры региона, во-вторых, предложить направления ее развития на основе частно-государственного партнерства.
Степень изученности проблемы. Диссертационное исследование базируется на методологии диалектического, системно-эволюционного и воспроизводственного подходов к исследованию инфраструктуры, а также теорий человеческого капитала, пространственной экономики, экономической стратегии и механизмов ее реализации, разработанных и примененных отечественными учеными: Л. Абалкиным, А. Гранбергом, О. Иншаковым, Г. Клейнером, Н. Колесовым, Н. Кондратьевым, Д. Львовым, В. Маевским, Н. Моисеевым, Ю. Осиповым, В. Тамбовцевым и др.; и зарубежными исследователями: Г. Беккером, М. Блаугом, Т. Вебленом, К. Марксом, А. Маршаллом, Дж. Минцером, Г. Мюрдалем, Д. Нортом, Й. Шумпетером и др.
Проблемам формирования и развития инфраструктуры вообще и социальной инфраструктуры, в частности, посвящены работы таких российских ученых, как С. Важенин, О. Комаров, А. Кочерга, Б. Краснопольский, В. Красовский, Д. Новиков, С. Носова, Е. Попова, Е. Русскова, В. Терентьев, Г. Тимофеева, Ж. Тощенко, Б. Хомелянский, А. Шарипов; а также зарубежных исследователей: Х. Зингера, Р. Йохимсена, Р. Нурке, А. Пизенти, П. Розенштейна-Родана, У. Ростоу, П. Самуэльсона, А. Хиршмана и др.
Существенное влияние на развитие авторской позиции оказали исследования ученых, посвященные анализу организации, функционирования и управления региональной социальной инфраструктурой и перспектив ее развития в РФ, в частности таких, как: Э. Алаев, В. Бард, И. Богомолова, В. Варнавский, А. Гаврилов, Ю. Гладков, Л. Демидова, В. Кондратьев, А. Лексин, В. Марценкевич, А. Маршалова, И. Морозова, Н. Некрасов, А. Новоселов, В. Орешин, И. Шабунина, А. Швецов, Р. Шнипер и др.
Вместе с тем, проводимые трансформационные преобразования социальной инфраструктуры в условиях реформирования национальной и региональной экономики России обусловливают комплекс проблем, требующих осмысления особенностей социальной инфраструктуры и ее места в воспроизводственной системе в контексте неоднородного, асимметричного развития экономического пространства российских регионов и муниципальных образований. Также остаются недостаточно разработанными и дискуссионными вопросы взаимодействия государства и частного бизнеса в рамках реализации социально значимых проектов и программ развития социальной инфраструктуры регионов. Это послужило основанием для выбора темы диссертационной работы, определения ее цели и задач.
Достижение поставленной в работе цели определило решение следующих задач:
– провести структурно-функциональный анализ социальной инфраструктуры в воспроизводственной системе региональной экономики;
– выявить противоречия формирования, функционирования и развития социальной инфраструктуры региона;
– разработать методику комплексной оценки социальной инфраструктуры региона;
– исследовать организационно-управленческие особенности элементов социальной инфраструктуры в региональной экономике;
– провести апробацию методики комплексной оценки социальной инфраструктуры регионов Юга России;
– обосновать возможность развития социальной инфраструктуры регионов на основе частно-государственного партнерства.
При реализации целей и задач исследования использованы общенаучные методы, системный, историко-логический, статистико-вероятностный, монографический подходы, а также приемы структурно-функционального, субъектно-объектного, дескриптивного и компаративного анализа, построения графиков и моделей.
1. В воспроизводственной системе региональной экономики социальная инфраструктура является социально-значимой, территориально-ориентированной подсистемой по оказанию услуг населению и всестороннему развитию личности. Она выполняет функции обеспечения социально-пространственных условий воспроизводства, сохранения, восстановления и улучшения человеческого фактора; организации и реализации основных видов деятельности человека (трудовой, общественно-политической, духовной) в интересах развития всего общества. В системе социальной инфраструктуры целесообразно выделить классы (функциональный, структурный, динамический), подклассы (воспроизводственный, дифференцирующий, управленческий, отраслевой, уровневый и т.д.), виды и подвиды (по видам деятельности, формам собственности, пространственному размещению и т.д.).
2. В процессе формирования и функционирования социальной инфраструктуры региона возникают противоречия, определяющие основные тенденции ее развития: между закономерностями развития социальной инфраструктуры на макроуровне и особенностями их проявления в каждом конкретном регионе; между целевой установкой государства на обеспечение гарантированной и равной доступности социальных благ и услуг гражданам и на повышение качества жизни населения и одновременным снижением расходов государства на содержание объектов социальной инфраструктуры; между приватизацией объектов социальной инфраструктуры и снижением контроля за качеством и ассортиментом услуг, предоставляемых частным сектором; между передачей объектов социальной инфраструктуры муниципалитетам и отсутствием соответствующих источников финансирования в местных бюджетах.
3. Уровень развития социальной инфраструктуры обусловлен влиянием экономических, социальных, природно-климатических, национально-демографических факторов, оказывающих дифференцирующее воздействие на ее элементы. Комплексная оценка социальной инфраструктуры региона предполагает создание интегрального индикатора, необходимого для принятия эффективных управленческих решений о направлениях ее совершенствования. Предложенная методика оценки формирования и развития социальной инфраструктуры включает блоки индикаторов: 1) определяющих финансово-экономические, материально-технические и трудовые предпосылки формирования социальной инфраструктуры; 2) характеризующих общее состояние социальной инфраструктуры; 3) оценивающих результаты функционирования социальной инфраструктуры в регионе. Применение разработанной методики позволяет создать адекватный аналитический инструментарий комплексной оценки социальной инфраструктуры.
4. Региональная социальная инфраструктура имеет отличительные особенности: ее отрасли функционируют в общенациональных масштабах как единая система, и одновременно их деятельность характеризуется четко выраженной локальностью; наблюдается доминирующее влияние результатов на общие параметры жизнедеятельности региона; осуществляется тесная взаимосвязь и взаимозависимость отраслей социальной инфраструктуры между собой и другими сферами деятельности на территории региона; отмечается высокий удельный вес государственной и муниципальной собственности в отраслях здравоохранения, образования, культуры и ЖКХ; выявляется наличие естественных локальных монополий.
5. Дескриптивный и компаративный анализ состояния и развития социальной инфраструктуры регионов Юга России на основе разработанной методики выявил проблемы сокращения расходов госбюджета на социальную инфраструктуру и снижение их эффективности, роста износа основных фондов, снижения доступности социально значимых услуг, что усложняет ее адаптацию к рыночным условиям. Группировка регионов с высоким (Астраханская, Волгоградская, Ростовская области), средним (Краснодарский, Ставропольский края, Республики Калмыкия, Северная Осетия), низким (Республики Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия) и кризисным (Республики Дагестан, Ингушетия) уровнями развития отраслей социальной инфраструктуры позволяет определить последовательность и состав управленческих воздействий по улучшению их состояния, а также корректировать приоритетные направления активизации и реализации потенциала развития региональной социальной инфраструктуры.
– проведена классификация социальной инфраструктуры, отличительной особенностью которой является использование критериев «структура», «функция», «динамика», что позволило построить иерархию (классы, подклассы, виды и подвиды) ее элементов и уточнить организацию и управление ее развитием в воспроизводственной системе региона;
– выявлены противоречия на этапах формирования, функционирования и развития социальной инфраструктуры, разрешение которых обеспечит ее совершенствование и позитивное влияние на воспроизводственную систему региона между: макро- и мезоуровнями социальной инфраструктуры; обеспечением доступности социальных услуг и снижением государственного финансирования; а также противоречия, вызванные приватизацией и разгосударствлением объектов социальной инфраструктуры;
– разработана методика комплексной многофакторной оценки социальной инфраструктуры регионов с определением интегрального показателя ее развития, обеспечивающая оперативный анализ, мониторинг и прогнозирование развития с учетом доминирующих региональных факторов и реально сложившихся социально-экономических тенденций;
– обоснованы организационно-управленческие особенности функционирования социальной инфраструктуры региональной экономики: в организационной структуре доминируют предприятия малого и среднего бизнеса; развитие обеспечивается на основе приоритетных национальных проектов и программ; в структуре управления социальной инфраструктурой возрастает роль саморегулируемых организаций; высокий удельный вес государственной и муниципальной собственности в отдельных отраслях;
– апробирована комплексная методика многофакторной оценки социальной инфраструктуры посредством рейтингового ранжирования, позиционирования и зонирования регионов Юга России по интегральному показателю с выделением групп регионов с высоким, средним, низким и кризисным уровнями развития социальной инфраструктуры, и определены стратегические приоритеты развития социальной инфраструктуры для каждой их них;
– обоснована эффективность частно-государственного партнерства в социальной сфере (разделение между партнерами рисков, ответственности, ресурсов и выгод) и разработана модель концессионных соглашений между государством и бизнесом, способная обеспечить развитие социальной инфраструктуры регионов, спецификой которой является совмещение деятельности по строительству (реконструкции) объектов и оказанию услуг социальной инфраструктуры.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в теоретическом моделировании процесса управления развитием социальной инфраструктуры регионального уровня. Практическая значимость определяется возможностью использования теоретических выводов и практических результатов органами законодательной и исполнительной власти при разработке федеральных и региональных программ устойчивого развития социальной инфраструктуры регионов.
Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании учебных дисциплин: «Региональная экономика», «Экономическая и социальная политика государства».
пункту 5.19. «Исследование проблем производственной, социальной и рыночной инфраструктуры в регионах» – обоснование места и роли социальной инфраструктуры в региональной воспроизводственной системе; проведение системной классификации социальной инфраструктуры хозяйственных систем; выявление противоречий развития социальной инфраструктуры региона и способов их разрешения; разработка и апробирование методики оценки развития социальной инфраструктуры региона; обоснование модели концессионных соглашений, обеспечивающей развитие социальной инфраструктуры регионов.
Наличие большого количества подходов к определению социальной инфраструктуры в экономической литературе показывает, что данная экономическая категория не приобрела еще общепризнанные устойчивые логические признаки, позволяющие доказательно обосновать ее специфическое содержание. Неоднозначность трактовки черт, свойств и элементов в понимании социальной инфраструктуры обусловила необходимость раскрытия ее критериальных характеристик на основе материально-вещественного и деятельностного подходов. Материально-вещественный подход позволяет рассматривать социальную инфраструктуру в виде комплекса или совокупности объектов, сооружений, предприятий и учреждений, обеспечивающих на определенной территории необходимые материальные и культурно-бытовые условия жизни населения. Такое понимание социальной инфраструктуры позволяет трактовать ее как относительно самостоятельный элемент материально-вещественной основы общественного развития, обладающий специфическими особенностями формирования и функционирования в обществе. Рассмотрение социальной инфраструктуры с позиций социально-значимой деятельности позволяет характеризовать ее как совокупность видов общественно полезной деятельности в системе общественного разделения труда, функциональное назначение которых в воспроизводственном процессе состоит в оказании комплекса взаимосвязанных, но не взаимозаменяемых услуг населению в качестве деятельности, направленной главным образом на обеспечение благосостояния людей.
Таким образом, социальная инфраструктура региона в работе понимается как территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий социально-пространственные условия воспроизводства, сохранения, восстановления и улучшения человеческого фактора; определяющие организацию и реализацию основных видов деятельности человека (трудовой, общественно-политической, духовной) в интересах развития всего общества и формирующих качество жизни населения.
Следует отметить, что сложность определения и исследования социальной инфраструктуры обусловлена тем, что это многогранное, разноуровневое, комплексное явление. В результате появились разнообразные классификации социальной инфраструктуры, что не позволяет комплексно представить ее интегральную природу. Причиной многообразия классификаций явилось наличие у исследователей разных целей и объектов изучения, а также множество ситуаций и проблем, возникающих в хозяйственных единицах разного уровня и с различными целями функционирования, что в конечном итоге ведет к различию точек зрения и степени детализации социальной инфраструктуры. В диссертации проведена системная классификация составляющих элементов социальной инфраструктуры многоуровневых хозяйственных систем в пространственном, структурно-функциональном и эволюционном аспектах. Данная классификация осуществлялась по критериям: структура, функция, динамика, что позволило выделить классы (функциональный, структурный, динамический), подклассы (воспроизводственный, дифференцирующий, управленческий, отраслевой, уровневый и т.д.), виды и подвиды (по видам деятельности, формам собственности, пространственному размещению и т.д.). Таким образом, в представленной классификации конкретизированы типологические признаки социальной инфраструктуры как неотъемлемого элемента развития хозяйственной системы в конкретной пространственно-временной определенности.
Социальная инфраструктура региона представляет собой, с одной стороны, социально-экономическую подсистему, с другой – территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий потребность населения и территории в ресурсах, продукции, работах и услугах, имеющих общественную значимость и необходимых для функционирования, воспроизводства и развития населения. Такое определение социальной инфраструктуры позволяет выделить ее особенности.
Во-первых, инфраструктура предназначена для обеспечения выполнения функций в нескольких отраслях, т.е. она носит межотраслевой характер (такими элементами являются: транспорт, энергетические системы, связь, информационные системы и др.). Отсюда следует, что инфраструктура выполняет интеграционную функцию между отраслями производства, между регионами и государствами.
Во-вторых, особенностью социальной инфраструктуры является то, что входящие в ее состав отрасли функционируют в общенациональных масштабах как единая система и одновременно их деятельность имеет четко выраженный локальный характер (теплоснабжение, обслуживание жилищного фонда и др.).
В-третьих, инфраструктура не создает материальных благ, она выполняет обеспечивающую функцию. В связи с этим требуются специальные, часто не рыночные механизмы ее развития, долевое участие в этом процессе различных заинтересованных отраслей. Тем самым определяется особая роль в развитии социальной инфраструктуры межотраслевых органов власти: местных властей, органов власти регионов, государственных и международных организаций.
В-четвертых, в инфраструктуре отмечается высокий удельный вес государственной и муниципальной собственности в отраслях здравоохранения, образования, культуры и ЖКХ.
Оценивая современное состояние социальной инфраструктуры в регионах, необходимо отметить снижение потенциала всех составляющих ее отраслей и видов деятельности, ухудшение ее материально-технической базы, разрыв в качестве среды обитания населения различных регионов, городского и сельского населения, что объясняется наличием ряда противоречий, определяющих основные тенденции ее развития:
– между закономерностями развития социальной инфраструктуры на макроуровне и особенностями ее развития в каждом конкретном регионе;
– между целевой установкой государства на обеспечение гарантированной и равной доступности социальных благ и услуг гражданам и на повышение качества жизни населения и одновременным снижением расходов государства на содержание объектов социальной инфраструктуры;
– между приватизацией объектов социальной инфраструктуры и снижением контроля за качеством и ассортиментом услуг, предоставляемых частным сектором;
– между передачей объектов социальной инфраструктуры муниципалитетам и отсутствием соответствующих источников финансирования в местных бюджетах.
Разрешение противоречий на этапах формирования, функционирования и развития социальной инфраструктуры обеспечит ее совершенствование и позитивное влияние на воспроизводственную систему региона.
Второй комплекс проблем, исследованных в диссертации, направлен на развитие методического инструментария, обеспечивающего системно-целевой анализ функционирования и развития социальной инфраструктуры региона.
Сравнительный анализ методик оценки социальной инфраструктуры показал статистические и методические проблемы их применения в хозяйственной системе регионального уровня. Кроме того, сохраняющиеся существенные различия в обустройстве регионов объектами социальной инфраструктуры, в условиях жизнедеятельности населения, пространственная дифференциация требуют поиска научно-обоснованных путей эффективного развития социальной инфраструктуры на основе полного и всестороннего анализа условий, ресурсов и факторов ее формирования и функционирования.
Для выявления тенденций и факторов развития социальной инфраструктуры с учетом региональных особенностей и принятия эффективных управленческих решений по ее дальнейшему развитию в диссертации разработана методика комплексной многофакторной оценки состояния, результатов функционирования и развития социальной инфраструктуры, включающая три этапа анализа.
Первым этапом является анализ процессов формирования, функционирования и развития социальной инфраструктуры с учетом доминирующих региональных факторов и сложившихся социально-экономических тенденций на основе показателей статистики. Интегральная система показателей развития социальной инфраструктуры является исходной методологической базой для комплексной оценки экономических предпосылок ее роста, сложившихся темпов и масштабов изменения, достигнутого уровня экономической и социальной эффективности, определения потребностей в увеличении потенциала инфраструктуры и разработке федеральных, региональных и отраслевых программ и прогнозов развития. Предлагаемая в работе система показателей оценки социальной инфраструктуры разработана с использованием воспроизводственного подхода, который позволяет создать адекватный аналитический инструментарий и получить комплексное представление об объекте управления.
В системе показателей оценки социальной инфраструктуры в разрезе важнейших составляющих ее отраслей, являющихся объектами исследования в данной работе (образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и сферы культуры и отдыха), выделены три блока, которые, в свою очередь, состоят из 72 показателей (см. рис. 1):
– блок индикаторов, определяющих финансово-экономические, материально-технические и трудовые предпосылки формирования социальной инфраструктуры;
– блок индикаторов, характеризующих общее состояние социальной инфраструктуры;
– блок индикаторов, с помощью которых представляется возможным оценить результаты функционирования социальной инфраструктуры в регионе, а также перспективы ее дальнейшего развития.
На втором этапе осуществляется расчет интегрального индикатора развития социальной инфраструктуры на основе ранжирования всех регионов по каждому из базовых показателей, последующего формализованного преобразования полученных рангов в ранжированные бальные оценки и итогового суммирования последних по совокупности всех учитываемых показателей.
Общее состояние социальной инфраструктуры
Формирование социальной инфраструктуры
Результативность функционирования социальной инфраструктуры
Интегральный индикатор
развития социальной инфраструктуры
Уровень А
(стратегические
мероприятия)
Уровень В
(тактические
мероприятия)
Уровень С
(оперативные
мероприятия)
Показатели формирования Показатели состояния Показатели результатов функционирования
социальной инфраструктуры социальной инфраструктуры социальной инфраструктуры
Рис.1. Структурно-логическая схема иерархической системы оценки развития социальной инфраструктуры
На третьем этапе комплексной многофакторной оценки производится группировка регионов по уровню интегрального индикатора развития социальной инфраструктуры с выделением в нем трех рангов: уровень формирования, уровень состояния и уровень результативности функционирования социальной инфраструктуры. По величине индикатора развития социальной инфраструктуры можно классифицировать объекты исследования на несколько групп, выделяя высокий, средний и низкий уровни развития социальной инфраструктуры. Наличие трех рангов дает дополнительную информацию о реальном состоянии объекта исследования, позволяет выделить наиболее срочные и неотложные меры и направления сосредоточения основных усилий в областях формирования элементов и ресурсной обеспеченности социальной инфраструктуры в общей системе стратегических мероприятий социально-экономического развития регионов России.
Третий комплекс проблем, рассмотренных в диссертационном исследовании, связан с обоснованием основных направлений развития социальной инфраструктуры в региональном воспроизводственной системе (на примере регионов Юга России).
Регионы Юга России обладают значительным и разнообразным природно-сырьевым потенциалом, квалифицированными трудовыми ресурсами, многообразием отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, развитой транспортной и социальной инфраструктурой. В то же время низкая эффективность функционирования инфраструктуры в большинстве регионов Юга России привела к ухудшению качества услуг в результате повышения износа и аварийности инженерных систем, снижения надежности и безопасности предоставляемых услуг, ухудшения их потребительских свойств. Вместе с тем, предприятия инфраструктуры региона относятся к числу важнейших объектов управления, так как от результатов их деятельности в первую очередь зависят возможности развития региона и качество жизни населения.
Дескриптивный и компаративный анализ состояния и развития социальной инфраструктуры регионов Юга России на основе разработанной методики выявил проблемы сокращения расходов госбюджета на социальную инфраструктуру и снижение их эффективности, роста износа основных фондов, снижения доступности социально значимых услуг, что усложняет ее адаптацию к рыночным условиям. Группировка регионов с высоким (Астраханская, Волгоградская, Ростовская области), средним (Краснодарский, Ставропольский края, Республики Калмыкия, Северная Осетия), низким (Республики Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия) и кризисным (Республики Дагестан, Ингушетия) уровнями развития отраслей социальной инфраструктуры позволяет определить последовательность и состав управленческих воздействий по улучшению их состояния, а также корректировать приоритетные направления активизации и реализации потенциала развития региональной социальной инфраструктуры (см. табл.).
Результаты проведенного анализа показывают, что в настоящее время проводимые преобразования экономики не опираются на ресурсы, механизмы и принципы, которые обеспечивают возможность создания условий для устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного территориального развития. Все это не образует основу для стабилизации социальной инфраструктуры региона, поскольку не определены целевые ориентиры ее развития. В качестве таких целей могут быть представлены следующие функциональные направления: ориентация регулирования территориального развития на формирование социальной инфраструктуры, соответствующей как комплексу имеющихся условий развития, так и целям осуществляемых преобразований; учет специфических особенностей региона; формирование механизмов согласования интересов субъектов регулирования; обоснование задач регулирования развития социальной инфраструктуры исходя, прежде всего, из социальной направленности развития, а также финансово-ресурсного потенциала региона.
Значение интегрального индикатора развития социальной инфраструктуры / Группы регионов | |||
Высокий (0,701–1,0) |
Средний (0,551–0,7) |
Низкий (0,401–0,550) |
Кризисный (0,001–0,400) |
По отрасли образования | |||
–
|
Ростовская обл., Волгоградская обл., Ставропольский край, Республики: Калмыкия, Северная Осетия-Алания |
Астраханская обл., Краснодарский край, Республики: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария
|
Республики: Дагестан, Ингушетия
|
По отрасли здравоохранения | |||
Астраханская обл. |
Волгоградская обл., Краснодарский край, Ставропольский край, Республики: Калмыкия, Северная Осетия-Алания |
Ростовская обл., Республики: Адыгея,
Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария |
Республики: Дагестан, Ингушетия
|
По отрасли ЖКХ | |||
–
|
Астраханская обл., Ростовская обл., Волгоградская обл., Краснодарский край, Ставропольский край, Республики: Калмыкия, Северная Осетия-Алания |
Республики: Адыгея,
Карачаево-Черкесия |
Республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария |
По отраслям культуры и отдыха | |||
Ростовская обл., Волгоградская обл. |
Астраханская обл., Краснодарский край, Ставропольский край, Республики: Калмыкия, Северная Осетия-Алания |
Республики: Адыгея,
Карачаево-Черкесия |
Республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария |
Результаты расчетов интегральной оценки состояния и развития социальной инфраструктуры регионов Юга России за 2009 г. представлены на рисунке 2.
Совершенствование социальной инфраструктуры возможно на основе частно-государственного партнерства, при котором каждый участник берет на себя выполнение тех функций, которые может реализовать наилучшим образом, что способствует расширению финансовой базы инвестиционных проектов, спектра и доступности социальных услуг населению региона, экономии бюджетных средств и сдерживанию затратных тенденций. Перспективной формой сотрудничества государства и частного бизнеса в регионах являются концессионные соглашения, к преимуществам которых относятся долгосрочный характер, большая степень свободы частного сектора в принятии управленческих и административных решений, максимально полное удовлетворение общественного интереса, снижение риска реализации социальных проектов и программ.
12 09 2014
1 стр.
Экономика и управление народным хозяйством
15 12 2014
1 стр.
Специальность 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством
30 09 2014
6 стр.
Экономика и управление народным хозяйством
08 10 2014
3 стр.
23 12 2014
1 стр.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности
15 09 2014
2 стр.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами апк и сельское хозяйство
07 10 2014
5 стр.
Специальность: 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление организациями, отраслями, комплексами» промышленность
14 12 2014
2 стр.