Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Государственное учреждение

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ

Министр здравоохранения

Республики Беларусь

__________Л.А.Постоялко

«____»___________2005г.

Регистрационный № 02-09/54


ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ

Учебная программа
Специальность: 1-79 01 02 «Педиатрия»

Общее количество учебных часов: 120 час.

Минск 2005


Типовая учебная программа по дисциплине «Общая хирургия» для спе­циальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования Рес­публики Беларусь составлена в соответствии с Государственным образователь­ным стандартом «Высшее образование. Специальность М.01.01.00 «Лечебно-профилактическое дело»», 30.12.1998 г., регистрационный № РД РБ 02100.5.214-98.


Авторы: зав. каф. общей хирургии, д-р мед. наук, проф. Г.П. Рычагов; канд. мед. наук, доц. В.Е. Кремень


Рецензенты: канд. мед. наук, доц. каф. общей хирургии Белорусского госу­дарственного медицинского университета Н.Е. Николаев; зав. каф. детской хирургии Белорусского государственного меди­цинского университета, канд. мед. наук, доц. В.И. Аверин; д-р мед. наук, проф. каф. общей хирургии Гродненского государ­ственного медицинского университета О.И. Дубровщик

Типовая учебная программа по дисциплине «Общая хирургия» для спе­циальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования согла­сована и рекомендована к утверждению государственным учреждением «Рес­публиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию».


Типовая учебную программу по дисциплине «Общая хирургия» для спе­циальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования раз­решается тиражировать в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе медицинского образования общая хирургия занимает значи­тельное место в подготовке врача-педиатра. Курс предмета является базовым при изучении хирургических болезней в медицинских университетах Респуб­лики Беларусь. В нем гармонично сочетаются теоретические и клинические ос­новы хирургии.

Обучение общей хирургии предполагает исходные базовые знания сту­дентами нормальной анатомии человека, гистологии, отдельных разделов нор­мальной физиологии человека (состав и функция крови, свертывающая и анти-свертывающая система крови, группы крови и др.) и микробиологии.

Разработанная учебная программа рассчитана на 92 часа аудиторного времени, отведенного учебным планом на изучение предмета общей хирургии.

В сравнении с предыдущей Программой по общей хирургии для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (1999 г.) новый вариант ее существенных изменений по содержанию не претерпел.



1.1. Цель и задачи предмета общей хирургии

Целью предмета общей хирургии является обучить студентов диагности­ке общих клинических проявлений хирургической патологии, методам оказа­ния первой помощи и основным принципам лечения при ней.

Задачи кафедры общей хирургии заключаются в том, чтобы студенты, изучив предмет, могли знать основные этапы развития истории хирургии, вла­деть вопросами медицинской этики и деонтологии, асептики и антисептики, основами анестезиологии и реанимации, методами диагностики повреждений и отдельных хирургических заболеваний, методами остановки кровотечений, оп­ределения группы и резус-принадлежности крови, постановки проб на индиви­дуальную совместимость крови реципиента и донора, заполнить систему для внутривенных вливаний, выполнить туалет раны, наложить повязку, выполнить транспортную иммобилизацию, обследовать хирургического больного, офор­мить историю болезни и т.д.

1.2. Организация учебного процесса

Учитывая то, что курс общей хирургии включает большое число тем по различным разделам хирургии, предполагается по ним и разный уровень зна­ний студентов 3 курса. Поэтому все изучаемые темы целесообразно сгруппиро­вать в три блока:

А. Разделы курса, которые являются базовыми при подготовке врача-лечебника и не дублируются в систематизированном виде в процессе дальней­шего обучения:


  • история хирургии и ее место среди других медицинских дисциплин;

  • десмургия;

  • антисептика и асептика;

  • кровотечение;

  • основы клинической трансфузиологии (переливание компонентов и препаратов крови, плазмозамещающих растворов);

  • раны (течение раневого процесса, биохимические и морфологические изменения в ране, виды заживления ран);




  • термические поражения;

  • хирургическая инфекция;

  • обследование хирургического больного;

  • хирургическая операция, пред- и послеоперационный периоды;

Б. Разделы, которые носят ознакомительный характер и будут более глубоко изучаться в процессе дальнейшего обучения:

  • обезболивание;

  • основы реанимации;

  • общие вопросы травматологии;

  • основы пластической хирургии и трансплантологии;

  • пороки развития, требующие хирургической помощи.

В. Обучение практическим навыкам — в объеме подготовки среднего медицинского персонала: оказание первой доврачебной помощи при травмах и острых хирургических заболеваниях.

В процессе обучения блоку А следует уделить особое внимание, потому на его изучение отведено и большее количество учебных часов.

Обучение студентов практическим навыкам предполагается проводить в процессе практических занятий по соответствующим темам: преподаватель демонстрирует ту или иную манипуляцию, а студенты затем на фантомах или друг на друге «отрабатывают» ее.

При чтении лекций и проведении практических занятий следует соблю­дать определенную последовательность: необходимо составлять учебный план так, чтобы лекции предшествовали практическим занятиям.

Недопустимо превращать практические занятия в «микролекции». Прак­тические занятия необходимо строить так, чтобы на выяснение исходных зна­ний уходило не более 15-20 % учебного времени (устный или письменный оп­рос, тестовый контроль и т. д.), остальные часы — это демонстрация больных, работа в палатах, процедурном кабинете, перевязочных, операционных и т. д.

Рационально на последнем практическом занятии провести итоговый тес­товый контроль по теоретическому курсу и принять зачет по практическим на­выкам. Завершается теоретический курс экзаменом. Экзаменационный билет должен включать 3-4 вопроса по различным темам, исключая демонстрацию практического навыка, так как последнее создает организационные трудности в проведении экзамена и отнимает достаточно много времени. Экзаменационная оценка выставляется дифференцированная: с учетом оценок полученных по итогам тестового контроля, по результатам овладения практическими навыками и по собеседованию на экзамене.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Периоды обучения, распределение бюджета учебного времени и формы контроля обучения по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» представлены в таблице 1.



Таблица I

Учебный план изучения дисциплины «Общая хирургия»

Специальность

Семестр

Всего часов

Всего аудиторных

Из них

Форма контроля

лекций

лаборат.

Педиатрия

V

120

92

20

38

Зачет

VI

16

18

Экзамен

Всего часов




36

56

-

Всего занятий

-

18

28

-

Таблица 2

Примерный тематический план лекций по дисциплине «Общая хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»
Таблица 3

Примерный тематический план лабораторных занятий по дисциплине «Общая хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»

Код раздела (темы)

Наименование раздела (темы)

Кол-во часов

1

Введение




1.5

Знакомство с клиникой. Организация стационарной хирургической помощи

2

2

Десмургия

2

3

Антисептика и асептика




3.1

Антисептика

2

3.2

Асептика

2

3.3

Подготовка рук персонала к операции. Облачение в стерильную одежду. Подготовка операционного поля

2

4

Общие вопросы анестезиологии и реаниматологии




4.1,4.2, 4.3

Обезболивание

2

4.4

Реанимация

2

5

Кровотечение

2

6

Переливание крови, ее компонентов и плазмозаменяющих растворов




6.1

Основы гемотрансфузиологии

2

6.2

Плазмозамещающие препараты.

2

6.3

Методы и техника трансфузий.

2

7

Особенности обследования хирургического больного. Курация больного

2

8

Хирургическая операция, пред- и послеоперационные периоды

2

9

Механические повреждения




9.1

Общие вопросы повреждений

2

9.2

Повреждения суставов и костей. Вывихи. Переломы

2

9.2.2.5-9.2.2.9

Первая помощь при закрытых и открытых переломах. Осложнения при пе­реломах

2

10

Термические повреждения и электротравма




10.1

Ожоги термические, химические, лучевые

2

10.2 10.3

Электротравма Отморожения

2

11

Хирургическая инфекция




11.1

Общие вопросы гнойной хирургической инфекции

2

11.2

Гнойные заболевания кожи, подкожной клетчатки и железистых тканей

2

11.3

Гнойные заболевания лимфатической системы, кровеносных сосудов, пальцев и кисти

2

11.4

Гнойные заболевания синовиальных и серозных оболочек

2

11.5 11.6

Остеомиелит Сепсис

2

11.7

Острая специфическая хирургическая инфекция

2

11.8

Хроническая специфическая хирургическая инфекция

2

12

Пороки развития, требующие хирургической помощи

2

13

Основы пластической хирургии и трансплантологии

2

14

Итоговое занятие по всем темам

2

Всего часов

56

Всего занятий

28


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение.

  1. Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях. Последовательность изучения хирургии в медицинском университете. Связь хирургии с другими медицинскими дисциплинами. Профилактическое направ­ление и физиологические основы современной хирургии.

  2. История развития хирургии. Основные ее этапы:

а) от древних времен до второй половины XIX в.;

б) вторая половина XIX в.;

в) первая половина XX в.;

г) вторая половина XX в. и по настоящее время.



  1. История хирургии в России, крупнейшие хирурги­ческие школы в XX веке.

  2. Развитие хирургии в Беларуси.

  3. Организация хирургической помощи в Республике Беларусь (общая врачебная, квалифицированная и специализированная). Хи­рургическая помощь в поликлиниках и стационарах.

2. Десмургия.

  1. Понятие о повязках и перевязочном материале.

  2. Виды повязок (по характеру используемого материала, назначе­нию, способу закрепления перевязочного материала, типу бинтования, характе­ру и цели иммобилизации).

  3. Правила бинтования.

  4. Мягкие укрепляющие (косыночные, клеевые, липкопластыр-ные, пращевидные, Т-образные, бинтовые, трубчатым бинтом) повязки на голо­ву, грудь, таз, конечности.

2.5. Мягкие иммобилизирующие повязки.
2.6.Тейпинг.

3. Антисептика и асептика.


3.1. Антисептика.

  1. Определение. Идейные предшественники: Л. Пастер, И. Земмель-вейс, Н.И. Пирогов. Антисептика Листера. Развитие антисептики в России и Беларуси (П.И. Пелехин, Н.В. Склифосовский).

  2. Виды современной антисептики (механическая, физическая, хими­ческая, биологическая, смешанная).

  1. Механическая антисептика: туалет раны и первичная хирургиче­ская обработка. Современные методы физической антисептики: дренирование ран и полостей, использование тампонов на основе угольных и других сорбен­тов, применение УФО, ультразвуковой кавитации, медицинских лазеров, ва-куумирования ран, ГБО, аэротерапевтических установок, гемо-, плазмо- и лим-фосорбции, плазмофереза.

  2. Химическая антисептика: требования к химическим веществам, используемым с целью антибактериального воздействия, группы препаратов, пути и методы их введения.

3.1.2.3. Биологическая антисептика: антибиотики (основные группы, пра­вила рациональной антибиотикотерапии, осложнения антибиотикотерапии и их профилактика). Энзимотерапия. Понятие об иммунотерапии.

3 .2. Асептика.

3.2.1. Определение. Значение асептики в современных условиях.

3.2.2. Источники инфекции и пути распространения инфекции. Понятие о


госпитальной инфекции.

3.2.3. Профилактика воздушной и капельной инфекции.

3.2.4. Структура и организация работы хирургического отделения, его
планировка, основные помещения и их устройство.

3.2.4.1. Палаты, перевязочная, их оборудование.

3.2.4.2. Операционный блок, его устройство и оборудование: предопера-
ционная, операционная, стерилизационная, материальная, помещение для ане-
стезиологической службы, эндоскопическая и др.


  1. Организация работы в операционном блоке.

  2. Уборка операционной и перевязочной.

3.2.5. Профилактика контактной инфекции.

  1. Хирургические инструменты: особенности их устройства, пред-стерилизационная обработка, стерилизация.

  1. Перевязочный материал, его основные свойства.

  2. Основные требования, предъявляемые к перевязочному материа­лу, подготовка перевязочного материала и белья к стерилизации и его стерили­зация.

3.2.6. Профилактика имплантационной инфекции.

3.2.6.1. Стерилизация материалов для швов (кетгута, шелка, капрона

и др.).

3.2.6.2. Стерилизация аллопластических, ксенопластических трансплан-


татов, небиологических материалов в пластической хирургии и травматологии.

3.2.6.3. Стерилизация перчаток.

3.3. Подготовка рук персонала к операции. Облачение в стерильную одежду. Подготовка операционного поля.

4. Общие вопросы анестезиологии и реаниматологии.


  1. История обезболивания. Основные этапы развития общего обезболивания и местной анестезии.

  2. Общее обезболивание (наркоз).

  1. Механизм действия общих анестетиков на организм (теории нарко­за). Способы общего обезболивания: ингаляционный, неингаляционный наркоз.

  2. Мышечные релаксанты. Механизм действия мышечных релаксан­тов. Осложнения при применении релаксантов.

  3. Клиническое течение наркоза. Масочный наркоз. Эндотрахеальный наркоз. Внутривенный наркоз. Показания, противопоказания. Осложнения и борьба с ними.

  4. Аппаратура для наркоза. Способы искусственной вентиляции лег­ких. Аппаратура для искусственной вентиляции легких.

    1. Местное обезболивание.

I

4.3.1. Фармакодинамика анестезирующих средств.

4.3.2. Способы местного обезболивания: поверхностная анестезия, ин-
фильтрационная, инфильтрационная анестезия по А.В. Вишневскому, регио-
нарная анестезия (спинномозговая, проводниковая, венная, артериальная, кост-
ная). Блокады. Показания, противопоказания, опасности, осложнения.

4.4. Реанимация.

4.4.1. Задачи реаниматологии.

4.4.2. Понятия о терминальных состояниях (преагональное, атональное,


клиническая смерть).

  1. Оказание первой помощи.

  2. Методы сердечно-легочной реанимации.

5. Кровотечение.

  1. Понятие. Классификация. Симптоматология крово­течений.

  2. Методы определения объема кровопотери. Острая и хроническая анемия. Реакция организма на кровопотерю. Геморрагический шок. Факторы, способствующие самостоятельной остановке кровотечения. Ис­ходы при кровопотере.

  3. Методы временной и окончательной остановки кро­вотечения (механические, химические, физические, биологические).

6. Переливание крови, ее компонентов и плазмозамещающих
растворов.

6.1. Основы гемотрансфузиологии. История переливания кро-


ви. Изогемагглютинация. Группы крови. Понятие об Кл-Нг-факторах. Методы
определения группы крови и ее резус принадлежности, постановка проб на ин-
дивидуальную совместимость крови реципиента и донора.

  1. Компоненты крови (эритроцитарная, лейкоцитарная, тромбоцитар-ная масса, плазма), препараты крови (альбумин, протеин) их характеристики.

  2. Источники получения крови и ее компонентов (донорство, группы доноров). Методы консервирования и хранения крови, ее компонентов и препа­ратов.

  3. Механизм действия перелитой консервированной донорской крови и ее компонентов. Показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов.

Понятие о реинфузии крови, переливание консервированной аутокрови, обменное переливание.

6.2. Плазмозамещающие препараты. Классификация.


6.2.1. Понятие о препаратах гемодинамического (противошокового),

дезинтоксикационного действия, о регуляторах водно-электролитного состава и КЩС, переносчиках кислорода, о препаратах для парентерального питания и плазмозамещающих растворах комплексного действия. Показания к их при­менению.

6.3. Методы и техника трансфузий.

6.3.1. Ошибки, опасности и осложнения при переливании крови, ее ком­понентов, препаратов и плазмозамещающих растворов.

6.3.2. Методы профилактики и лечения.

7. Особенности обследования хирургического больного.

7.1. Особенности общеклинического обследования
больных с травмами, острыми и хроническими хирургиче-
скими заболеваниями (опрос, осмотр, пальпация, измерение органов или
частей тела, перкуссия, аускультация).


  1. Общее представление о современных специальных методах обследования (эндоскопические, ультразвуковые и др.).

  2. История болезни как медицинский и юридический документ. Требования, предъявляемые к ее оформлению.

Курация больного и написание истории болезни.

8. Хирургическая операция. Предоперационный и послеоперацион-


ный периоды.

8.1. Предоперационный период.



  1. Обследование больного.

  2. Подготовка органов и систем больного к операции.

  3. Профилактика эндогенной инфекции.

  4. Особенности подготовки к экстренным операциям.

  5. Наблюдение за больным во время операции и физиологические ме­тоды контроля за его состоянием.

  6. Виды хирургических вмешательств, в том числе с использованием лазерной, эндоскопической и другой техники, малоинвазивные пункционно-дренажные манипуляции под контролем ультразвука.

8.1.6.1. Анатомические и физиологические обоснования хирургических операций.

8.2. Послеоперационный период.



  1. Уход и наблюдение за больным.

  2. Характеристика неосложненного послеоперационного периода.

8.2.3. Возможные послеоперационные осложнения со стороны сердечно-
сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, почек, печени,
нервной системы и раны.

8.2.4. Профилактика послеоперационных осложнений.

9. Механические повреждения.

9.1. Общие вопросы повреждений.

9.1.1. Классификация.

9.1.2. Понятие о промышленном, сельскохозяйственном, бытовом, улич-


ном, детском, спортивном, военном травматизме.

9.1.3. Организация первой помощи.

9.1.4. Осложнения травмы: кровотечение, обморок, коллапс, шок, син-
дром длительного сдавления, инфекция.


  1. Клиника.

  2. Первая помощь.

  3. Принципы лечения.

9.1.5. Закрытые повреждения.

9.1.5.1. Повреждения мягких тканей: ушибы, растяжения, разрывы.



  1. Общие вопросы повреждений (сотрясение, ушиб, сдавление) го­ловного мозга, груди, живота, органов забрюшинного пространства.

  2. Оказание первой помощи.

9.2. Повреждения суставов и костей.

9.2.1.Вывихи. Классификация.


9.2.1.1 Понятие о механизмах вывихов.

  1. Клиника.

  2. Диагностика.

  3. Первая помощь.

  4. Методы лечения.

9.2.2. Переломы костей.

  1. Классификация.

  2. Образование костной мозоли.

  3. Морфологические изменения в различные сроки после перелома.

  4. Клиника, диагностика.

  5. Первая помощь при закрытых и открытых переломах.

  6. Транспортная иммобилизация: задачи, средства и методы осуще­ствления.

  7. Общие принципы лечения при закрытых и открытых переломах: обезболивание, репозиция и иммобилизация отломков костей.

  8. Показания и противопоказания к оперативным методам лечения при переломах.

  9. Осложнения при переломах.

9.3. Раны.

  1. Классификация ран.

  2. Течение раневого процесса.

  3. Виды заживления ран (первичным натяжением, вторичным натяже­нием, под струпом).

  4. Морфологические и биохимические изменения в ране.

  5. Общие принципы лечения при ранах.

9.3.5.1. Первичная хирургическая обработка ран, ее обоснование, техника.

  1. Швы (первичный, провизорный, первичный отсроченный, вторич­ный).

  2. Принципы лечения при инфицированных ранах.

9.3.7.1. Методы общего и местного лечения: физические, химические, биологические.

10. Термические повреждения и электротравма.

10.1. Ожоги термические, химические, лучевые. Клас­сификация.


  1. Степени ожогов.

  2. Площадь поражения.

  3. Ожоговая болезнь: шок, токсемия, септикотоксемия, реконвалес-ценция. Особенности ожогового шока.

  4. Оказание первой помощи при ожогах.

Общее и местное лечение обожженных

10.1.6. Организация специализированной помощи.

10.2. Электротравма.


  1. Механизм действия электрического тока на организм. 10.2.1.1. Местные и общие проявления.

  2. Первая помощь.

10.2.2.1. Метод дефибрилляции сердца.

10.2.3. Лечение.

10.3. Отморожения.


  1. Классификация.

  2. Современные взгляды на патогенез отморожения.

  3. Степени отморожений.

  4. Симптомы в дореактивном и реактивном периодах.

  5. Первая помощь.

  6. Лечение.

11. Хирургическая инфекция.

11.1. Общие вопросы гнойной хирургической инфекции.



  1. Возбудители.

  2. Этиология и патогенез.

  3. Местная реакция тканей.

  4. Общая реакция организма.

  5. Основные принципы общего и местного лечения. 11.1.5.1. Значение применения антибиотиков.

11.2. Острые гнойные заболевания кожи и подкожной
клетчатки (фурункул, карбункул, абсцесс, флегмона), железистых органов
(гидраденит, паротит, мастит).

  1. Этиология.

  2. Клиника.

  3. Диагностика.

  4. Лечение.

11.3. Острые гнойные заболевания лимфатической сис-
темы (лимфангит, лимфаденит, рожа, эризипелоид), кровесносных сосудов
(флебит, тромбофлебит, артериит), пальцев и кисти (панариций, тендовагинит,
абсцесс и флегмона кисти).

  1. Этиология.

  2. Клиника.

  3. Диагностика.

  4. Лечение.

11.4. Острые гнойные заболевания синовиальных (бурсит), се-
розных (плеврит, перитонит) оболочек и суставов (артрит).

  1. Этиология.

  2. Клиника.

  3. Диагностика.

  4. Лечение.

11.5. Остеомиелит (гематогенный и негематогенный).
11.5.1. Этиопатогенез.

  1. Клинические проявления.

  2. Диагностика.

  3. Принципы лечения.

11.6. Общая гнойная инфекция (сепсис).

  1. Классификация.

  2. Этиопатогенез.

  3. Клиника.

  4. Диагностика.

  5. Лечение (местное, общее).

  6. Бактериально-септический (эндотоксический) шок.

11.7. Острая специфическая хирургическая инфекция.

11.7.1. Анаэробная клостридиальная инфекция (газовая гангрена).



  1. Возбудители.

  2. Патологоанатомическая картина.

  3. Клиника.

  4. Лечение.

  5. Профилактика.

11.7.2. Анаэробная неклостридиальная инфекция мягких тканей.

  1. Возбудители.

  2. Клиника.

  3. Диагностика.

  4. Лечение.

  5. Профилактика.

11.7.3. Столбняк.

  1. Этиология и патогенез.

  2. Симптоматология.

  3. Течение.

  4. Лечение.

  5. Профилактика.

11.7.4. Сибирская язва.

  1. Симптоматология.

  2. Лечение.

  3. Профилактика.

11.7.5. Дифтерия ран.

  1. Особенности течения.

  2. Лечение.

  3. Профилактика.

11.8. Хроническая специфическая хирургическая инфекция.

11.8.1. Хирургический туберкулез.



  1. Туберкулез периферических лимфоузлов.

  2. Клиника.

  3. Лечение.

11.8.2. Костносуставной туберкулез.
11.8.2.1. Патогенез.

  1. Схема эволюции костносуставного туберкулеза (этапы и фазы).

  2. Клиническое течение болезни (местные и общие симптомы).

11.8.2.4. Особенности течения в преартритической, артритической и по-
стартритической стадиях.

  1. Осложнения.

  2. Лечение.

  3. Организация санаторно-ортопедической помощи.

11.8.3. Сифилис костей и суставов.

11.8.3.1. Клиника.

11.8.3.2. Дифференциальная диагностика сифилиса костей с хроническим
гематогенным остеомиелитом и туберкулезом костей.

11.8.4. Актиномикоз.



  1. Патогенез.

  2. Основные локализации.

  3. Клинические проявления.

  4. Диагностика.

  5. Лечение.

12. Пороки развития, требующие хирургической помощи.

  1. Общее понятие о наиболее часто наблюдаемых врожденных заболеваниях черепа, головного и спинного мозга (черепно-мозговые и спинномозговые грыжи, водянка головного мозга), шеи (кривошея, добавочные ребра, срединные и боковые кисты и свищи), сер­дечно-сосудистой системы и легких (врожденные пороки сердца, коарктация аорты, врожденные кисты легких и бронхоэктазы), пищеварительного тракта (заячья губа, волчья пасть, атрезия пищевода, пилоростеноз, свищи и кисты желточного протока, атрезия заднего прохода), мочеполовой системы (кисты и свищи мочевого протока, подковообразная почка, эктопия мочевого пузыря, гипоспадия, эписпадия, крипторхизм, фимоз), позвоночника (несращение ду­жек позвонков, сокрализация, люмбализация), конечностей (врожденное недо­развитие конечностей, врожденные вывихи, косолапость, синдактилия, поли­дактилия).

  2. Принципы хирургического лечения при пороках развития.

13. Основы пластической хирургии и трансплантологии

13.1. История развития.



  1. Понятие о восстановительных и реконструктивных операциях.

  2. Понятие о пластике и трансплантации тканей и органов.

  1. Ауто-, изо-, алло-, ксено- и сингенная пластика или трансплантация.

  2. Эксплантация.

13.4. Методы кожной пластики (свободной, «на ножке», с использованием микрохирургической техники).

  1. Возможность трансплантации тканей (хряща, кости, клапанов сердца и вен), эндокринных желез и их клеточных структур, органов (почки, сердце, печень, поджелудочная железа).

  2. Биологические условия трансплантации органов и тканей.

14. Итоговое занятие. Тестовый контроль по курсу предмета.

Требования к уровню подготовленности (знания, умения, навыки) студентов, прошедших курс общей хирургии

Студент 3 курса, прошедший курс общей хирургии, должен знать все вопросы в объеме настоящей программы:

- организацию хирургической помощи, антисептику и асептику, методы обезболивания и реанимации, временного и окончательного гемостаза, переливания крови, ее компонентов и плазмозамещающих растворов, особенности обследования хирургического больного, ведение больных в до- и послеопераци­онном периоде, механические и термические повреждения, хирургическую ин­фекцию, пороки развития, основы пластической хирургии и трансплантологии.

Студент 3 курса, прошедший курс общей хирургии, должен уметь:



  • приготовить перевязочный материал, выполнить укладку бикса;

  • стерилизовать инструментарий, перчатки, дренажные изделия, перевя­зочный материал;

  • остановить наружное кровотечение (пальцевое прижатие сосуда, на­ложение кровоостанавливающего жгута и т. д.);

  • определить годность крови и подготовить ее к переливанию. Офор­мить документацию при переливании крови;

  • выполнить закрытый массаж сердца (на фантоме);

- выполнить искусственную вентиляцию легких (на фантоме);

-перевязать рану, снять швы.

Студент 3 курса, прошедший курс общей хирургии, должен владеть навыками:


  • обработать руки перед операцией и облачиться в стерильную одежду;

  • наложить мягкую бинтовую повязку на любую часть тела;

смонтировать и заполнить систему для переливания крови и плазмозаменителей
ЛИТЕРАТУРА
Основная

  1. Общая хирургия / П. В. Гарелик [и др.]. Гродно, 2004. 407 с.

  2. Общая хирургия : учеб. пособие / под ред. Г. П. Рычагова, П. В. Гарелика, Ю. Б. Мартова. Ми.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. 928 с.

3 Рычагов, Г. П. Ситуационные задачи и тестовые вопросы по общей хирургии : учеб. пособие/Г. П. Рычагов, В. Е. Кремень. Мн.: Выш. шк., 1998. 461 с

4. Рычагов, Г. П. Методы наложения повязок при травмах и некоторых заболеваниях


/ Г. П. Рычагов, А. Н. Нехаев. Мн.: Выш. шк., 1996. 124 с.

Дополнительная



  1. Косинец, А. Н. Инфекция в хирургии : рук. / А. Н. Косинец, Ю. В. Стручков. М., 2004. 510 с.

  2. Курбангаяиев, С. М. Гнойная инфекция в хирургии / С. М. Курбангалиев. М.: Ме­дицина, 1985. 272 с.

  3. Румянцев, А. Г. Клиническая трансфузиология / А. Г. Румянцев, В. А. Аграненко. М.: ГЭОТАР Медицина, 1998. 576 с.

  4. Хирургическая операция. Расстройство гомеостаза, предоперационная подготовка, послеоперационный период : учеб. пособие / П. В. Гарелик [и др.]. Мн.: Кн. Дом, 2002. 416 с.

«республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию»
263.39kb.

16 12 2014
1 стр.


И. Н. Денисов 26 ноября 2002 г

Учебно-методическое объединение по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию

1092.34kb.

15 12 2014
13 стр.


Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию оренбургская государственная медицинская академия и. И

Каган И. И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия в терминах, понятиях, классификациях: Учебное пособие. Оренбург, 1997. 148 с

1029.16kb.

27 09 2014
6 стр.


Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
33.37kb.

12 10 2014
1 стр.


Выставка книг издательства фгбоу «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте»

«Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» имеет более чем 60-ти летнюю историю. Филиалы гоу «Учебно-методический центр по образованию на железнодорож

105.48kb.

25 12 2014
1 стр.


Региональный центр здоровья для взрослого населения гауз республиканский центр медицинской профилактики

Обслуживает население преимущественно г. Альметьвска и Альметьевского муниципального района

27.41kb.

11 10 2014
1 стр.


Конкурс проводился по 9 номинациям. Оценка и анализ присланных материалов показали проявление у учащихся гражданственности, патриотизма, любви к малой родине умение применять современные информационные технологии

Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий был проведен республиканский ежегодный заочный конкурс электронных презентаций и видео

70.44kb.

25 12 2014
1 стр.


Рак щитовидной железы в составе первично-множественных метахронных опухолей у детей и молодых взрослых

Республиканский центр опухолей щитовидной железы, 2Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии

123.32kb.

10 09 2014
1 стр.