Перейти на главную страницу
Государственное учреждение
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Министр здравоохранения
Республики Беларусь
__________Л.А.Постоялко
«____»___________2005г.
Регистрационный № 02-09/54
ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ
Учебная программа
Специальность: 1-79 01 02 «Педиатрия»
Общее количество учебных часов: 120 час.
Минск 2005
Типовая учебная программа по дисциплине «Общая хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования Республики Беларусь составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование. Специальность М.01.01.00 «Лечебно-профилактическое дело»», 30.12.1998 г., регистрационный № РД РБ 02100.5.214-98.
Авторы: зав. каф. общей хирургии, д-р мед. наук, проф. Г.П. Рычагов; канд. мед. наук, доц. В.Е. Кремень
Типовая учебная программа по дисциплине «Общая хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования согласована и рекомендована к утверждению государственным учреждением «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию».
Типовая учебную программу по дисциплине «Общая хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования разрешается тиражировать в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту.
Обучение общей хирургии предполагает исходные базовые знания студентами нормальной анатомии человека, гистологии, отдельных разделов нормальной физиологии человека (состав и функция крови, свертывающая и анти-свертывающая система крови, группы крови и др.) и микробиологии.
Разработанная учебная программа рассчитана на 92 часа аудиторного времени, отведенного учебным планом на изучение предмета общей хирургии.
В сравнении с предыдущей Программой по общей хирургии для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (1999 г.) новый вариант ее существенных изменений по содержанию не претерпел.
Целью предмета общей хирургии является обучить студентов диагностике общих клинических проявлений хирургической патологии, методам оказания первой помощи и основным принципам лечения при ней.
Задачи кафедры общей хирургии заключаются в том, чтобы студенты, изучив предмет, могли знать основные этапы развития истории хирургии, владеть вопросами медицинской этики и деонтологии, асептики и антисептики, основами анестезиологии и реанимации, методами диагностики повреждений и отдельных хирургических заболеваний, методами остановки кровотечений, определения группы и резус-принадлежности крови, постановки проб на индивидуальную совместимость крови реципиента и донора, заполнить систему для внутривенных вливаний, выполнить туалет раны, наложить повязку, выполнить транспортную иммобилизацию, обследовать хирургического больного, оформить историю болезни и т.д.
1.2. Организация учебного процесса
Учитывая то, что курс общей хирургии включает большое число тем по различным разделам хирургии, предполагается по ним и разный уровень знаний студентов 3 курса. Поэтому все изучаемые темы целесообразно сгруппировать в три блока:
А. Разделы курса, которые являются базовыми при подготовке врача-лечебника и не дублируются в систематизированном виде в процессе дальнейшего обучения:
В процессе обучения блоку А следует уделить особое внимание, потому на его изучение отведено и большее количество учебных часов.
Обучение студентов практическим навыкам предполагается проводить в процессе практических занятий по соответствующим темам: преподаватель демонстрирует ту или иную манипуляцию, а студенты затем на фантомах или друг на друге «отрабатывают» ее.
При чтении лекций и проведении практических занятий следует соблюдать определенную последовательность: необходимо составлять учебный план так, чтобы лекции предшествовали практическим занятиям.
Недопустимо превращать практические занятия в «микролекции». Практические занятия необходимо строить так, чтобы на выяснение исходных знаний уходило не более 15-20 % учебного времени (устный или письменный опрос, тестовый контроль и т. д.), остальные часы — это демонстрация больных, работа в палатах, процедурном кабинете, перевязочных, операционных и т. д.
Рационально на последнем практическом занятии провести итоговый тестовый контроль по теоретическому курсу и принять зачет по практическим навыкам. Завершается теоретический курс экзаменом. Экзаменационный билет должен включать 3-4 вопроса по различным темам, исключая демонстрацию практического навыка, так как последнее создает организационные трудности в проведении экзамена и отнимает достаточно много времени. Экзаменационная оценка выставляется дифференцированная: с учетом оценок полученных по итогам тестового контроля, по результатам овладения практическими навыками и по собеседованию на экзамене.
Периоды обучения, распределение бюджета учебного времени и формы контроля обучения по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» представлены в таблице 1.
Специальность |
Семестр |
Всего часов |
Всего аудиторных |
Из них |
Форма контроля | |
лекций |
лаборат. | |||||
Педиатрия |
V |
120 |
92 |
20 |
38 |
Зачет |
VI |
16 |
18 |
Экзамен | |||
Всего часов |
|
36 |
56 |
- | ||
Всего занятий |
- |
18 |
28 |
- |
Код раздела (темы) |
Наименование раздела (темы) |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
|
1.5 |
Знакомство с клиникой. Организация стационарной хирургической помощи |
2 |
2 |
Десмургия |
2 |
3 |
Антисептика и асептика |
|
3.1 |
Антисептика |
2 |
3.2 |
Асептика |
2 |
3.3 |
Подготовка рук персонала к операции. Облачение в стерильную одежду. Подготовка операционного поля |
2 |
4 |
Общие вопросы анестезиологии и реаниматологии |
|
4.1,4.2, 4.3 |
Обезболивание |
2 |
4.4 |
Реанимация |
2 |
5 |
Кровотечение |
2 |
6 |
Переливание крови, ее компонентов и плазмозаменяющих растворов |
|
6.1 |
Основы гемотрансфузиологии |
2 |
6.2 |
Плазмозамещающие препараты. |
2 |
6.3 |
Методы и техника трансфузий. |
2 |
7 |
Особенности обследования хирургического больного. Курация больного |
2 |
8 |
Хирургическая операция, пред- и послеоперационные периоды |
2 |
9 |
Механические повреждения |
|
9.1 |
Общие вопросы повреждений |
2 |
9.2 |
Повреждения суставов и костей. Вывихи. Переломы |
2 |
9.2.2.5-9.2.2.9 |
Первая помощь при закрытых и открытых переломах. Осложнения при переломах |
2 |
10 |
Термические повреждения и электротравма |
|
10.1 |
Ожоги термические, химические, лучевые |
2 |
10.2 10.3 |
Электротравма Отморожения |
2 |
11 |
Хирургическая инфекция |
|
11.1 |
Общие вопросы гнойной хирургической инфекции |
2 |
11.2 |
Гнойные заболевания кожи, подкожной клетчатки и железистых тканей |
2 |
11.3 |
Гнойные заболевания лимфатической системы, кровеносных сосудов, пальцев и кисти |
2 |
11.4 |
Гнойные заболевания синовиальных и серозных оболочек |
2 |
11.5 11.6 |
Остеомиелит Сепсис |
2 |
11.7 |
Острая специфическая хирургическая инфекция |
2 |
11.8 |
Хроническая специфическая хирургическая инфекция |
2 |
12 |
Пороки развития, требующие хирургической помощи |
2 |
13 |
Основы пластической хирургии и трансплантологии |
2 |
14 |
Итоговое занятие по всем темам |
2 |
Всего часов |
56 | |
Всего занятий |
28 |
б) вторая половина XIX в.;
в) первая половина XX в.;
г) вторая половина XX в. и по настоящее время.
3. Антисептика и асептика.
3 .2. Асептика.
3.2.1. Определение. Значение асептики в современных условиях.
3.2.2. Источники инфекции и пути распространения инфекции. Понятие о
3.2.3. Профилактика воздушной и капельной инфекции.
3.2.4. Структура и организация работы хирургического отделения, его
планировка, основные помещения и их устройство.
3.2.4.1. Палаты, перевязочная, их оборудование.
3.2.4.2. Операционный блок, его устройство и оборудование: предопера-
ционная, операционная, стерилизационная, материальная, помещение для ане-
стезиологической службы, эндоскопическая и др.
3.2.6.1. Стерилизация материалов для швов (кетгута, шелка, капрона
и др.).
3.2.6.2. Стерилизация аллопластических, ксенопластических трансплан-
3.2.6.3. Стерилизация перчаток.
3.3. Подготовка рук персонала к операции. Облачение в стерильную одежду. Подготовка операционного поля.
4. Общие вопросы анестезиологии и реаниматологии.
4.3.1. Фармакодинамика анестезирующих средств.
4.3.2. Способы местного обезболивания: поверхностная анестезия, ин-
фильтрационная, инфильтрационная анестезия по А.В. Вишневскому, регио-
нарная анестезия (спинномозговая, проводниковая, венная, артериальная, кост-
ная). Блокады. Показания, противопоказания, опасности, осложнения.
4.4. Реанимация.
4.4.1. Задачи реаниматологии.
4.4.2. Понятия о терминальных состояниях (преагональное, атональное,
6.1. Основы гемотрансфузиологии. История переливания кро-
6.2. Плазмозамещающие препараты. Классификация.
дезинтоксикационного действия, о регуляторах водно-электролитного состава и КЩС, переносчиках кислорода, о препаратах для парентерального питания и плазмозамещающих растворах комплексного действия. Показания к их применению.
6.3. Методы и техника трансфузий.
6.3.1. Ошибки, опасности и осложнения при переливании крови, ее компонентов, препаратов и плазмозамещающих растворов.
6.3.2. Методы профилактики и лечения.
7. Особенности обследования хирургического больного.
7.1. Особенности общеклинического обследования
больных с травмами, острыми и хроническими хирургиче-
скими заболеваниями (опрос, осмотр, пальпация, измерение органов или
частей тела, перкуссия, аускультация).
8. Хирургическая операция. Предоперационный и послеоперацион-
8.1. Предоперационный период.
8.2. Послеоперационный период.
8.2.4. Профилактика послеоперационных осложнений.
9. Механические повреждения.
9.1. Общие вопросы повреждений.
9.1.1. Классификация.
9.1.2. Понятие о промышленном, сельскохозяйственном, бытовом, улич-
9.1.3. Организация первой помощи.
9.1.4. Осложнения травмы: кровотечение, обморок, коллапс, шок, син-
дром длительного сдавления, инфекция.
9.1.5.1. Повреждения мягких тканей: ушибы, растяжения, разрывы.
9.2.1.Вывихи. Классификация.
10. Термические повреждения и электротравма.
10.1. Ожоги термические, химические, лучевые. Классификация.
10.1.6. Организация специализированной помощи.
10.2. Электротравма.
10.2.3. Лечение.
10.3. Отморожения.
11.1. Общие вопросы гнойной хирургической инфекции.
11.7.1. Анаэробная клостридиальная инфекция (газовая гангрена).
11.8.1. Хирургический туберкулез.
11.8.3.1. Клиника.
11.8.3.2. Дифференциальная диагностика сифилиса костей с хроническим
гематогенным остеомиелитом и туберкулезом костей.
11.8.4. Актиномикоз.
13.1. История развития.
Студент 3 курса, прошедший курс общей хирургии, должен знать все вопросы в объеме настоящей программы:
- организацию хирургической помощи, антисептику и асептику, методы обезболивания и реанимации, временного и окончательного гемостаза, переливания крови, ее компонентов и плазмозамещающих растворов, особенности обследования хирургического больного, ведение больных в до- и послеоперационном периоде, механические и термические повреждения, хирургическую инфекцию, пороки развития, основы пластической хирургии и трансплантологии.
Студент 3 курса, прошедший курс общей хирургии, должен уметь:
-перевязать рану, снять швы.
Студент 3 курса, прошедший курс общей хирургии, должен владеть навыками:
4. Рычагов, Г. П. Методы наложения повязок при травмах и некоторых заболеваниях
Дополнительная
16 12 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию
15 12 2014
13 стр.
Каган И. И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия в терминах, понятиях, классификациях: Учебное пособие. Оренбург, 1997. 148 с
27 09 2014
6 стр.
12 10 2014
1 стр.
«Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» имеет более чем 60-ти летнюю историю. Филиалы гоу «Учебно-методический центр по образованию на железнодорож
25 12 2014
1 стр.
Обслуживает население преимущественно г. Альметьвска и Альметьевского муниципального района
11 10 2014
1 стр.
Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий был проведен республиканский ежегодный заочный конкурс электронных презентаций и видео
25 12 2014
1 стр.
Республиканский центр опухолей щитовидной железы, 2Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии
10 09 2014
1 стр.