Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Резьба “Татьянка” - новый этап развития мировой резьбы 

    Резьба "Татьянка" - это не просто резьба, как обыденно ее многие представляют. В реальности это исторически самостоятельный вид изобразительного творчества конца ХХ - начала ХХI веков. Анализ материала и коллекции изделий в музее "Татьянка", собранных за 15 лет, указывает на то, что здесь мы не имеем прямых аналогий с другими видами декоративно-прикладного искусства. Это очевидно: налицо вполне сформировавшийся самодостаточный, самостоятельный и весьма интересный стиль резьбы по дереву.


    По словам Е.Ю. Пухначевой,кандидата искусствоведения: “Было бы ошибочно подходить к анализу резьбы “Татьянка” с той же меркой,что и к традиционным промыслам. Это явление не претендует на статус народного промысла,так как не ставит своей целью развить ту или иную местную культурную традицию, да и в своем внутреннем развитии на первое место ставит не соблюдение канона и традиции, а индивидуальное самовыражение автора”. Поэтому нет необходимости останавливаться и анализировать схожесть или различия “Татьянки” с другими видами резьбы. Но налицо симбиоз традиционного и авторского характера обработки дерева, поэтому “Татьянка” сразу получила народное признание. Издание книг Шамиля Сасыкова - закономерный и ожидаемый этап ее развития. “Резьба как вид народного декоративно-прикладного искусства постоянно нуждается в новых талантах. Профессиональное обучение основам резьбы создает необходимые условия для сохранения этого вида творчества - художественной обработки дерева - как части национальной культуры, - замечает Г.В. Черемных, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета МПГУ, кандидат педагогических наук. - Необходимо высоко оценить появление учебного пособия по резьбе “Татьянка”, которое своей миссией восполнит популяризацию одного из любимых видов народного декоративно-прикладного искусства. От этого исконно народные традиции творческой обработки повсеместно распространенного материала, древесины, обретут новых последователей”.

 

Ремесло, работа, досуг

    Резьба "Татьянка" - увлекательнейшее ремесло, великолепное провождение досуга со смыслом, при этом материалы, инструмент, обучение, консультации и даже работа доступны всем.
    Эта технология тем и хороша, что побуждает человека к поиску, к работе мысли и фантазии, развивает способности. Через нашу учебную мастерскую проходят тысячи людей, и хорошо видно, как они преображаются, как повышается самооценка, в их жизни появляется искусство, творчество. Вот и все изделия в фонде нашего музея выполнены нашими учениками - обычными людьми всевозможных профессий.

    Особенность технологии в том, что научиться ей может любой. С появлением "Татьянки" понятие о резьбе по дереву изменилось, ее перестали воспринимать исключительно как мужское занятие: эти маленькие стамески удобно размещаются и в женских ладошках.  

    Кропотливость тут как раз кстати, отчасти именно благодаря ей многие женщины уже при обучении обгоняют мужчин. Половина нашего музея представлена изделиями,сделанными именно женскими руками. 
    Вот и в наше такое энергичное,технократное время настала пора вновь обратиться к этому искусству. Вырезать "Татьянкой" могут и дети: с 6-ти лет, если держать им руку, с 9-ти лет они справляются самостоятельно с довольно сложными работами, с 12-13-ти лет вовсю делают полноценные товарные вещи. 

    Резьба "Татьянка", развивающая те навыки, которые в дальнейшем помогают человеку добиться высокого профессионализма во многих других областях деятельности, является почти предучебной подготовкой для профессий, требующих присутствия таких качеств, как наблюдательность, точность движений, сосредоточенность, устойчивость внимания, настойчивость, усидчивость, интуиция. А этими качествами должны обладать летчики и врачи, юристы и художники, водители и архитекторы, лесники и биологи, - диапазон профессий огромен!

    Издревле в тех деревнях и селах, где были развиты художественные промыслы, социальная атмосфера была более здоровой, сохранялись и передавались из поколения в поколение народные традиции, было меньше пьянства, люди отличались внутренней и внешней красотой. Все это происходило потому, что было осознанное занятие интересным востребованным творческим трудом. В обществе складывался особый менталитет, когда даже ребенок был уважаем только за то, что он - член мастеровой семьи.
    Ученые вывели жестокую формулу,которая звучит как предупреждение: чем дальше от центра города,тем выше отсталость среди детей. Надо красоту искусства вернуть в жилье,в школы. Сегодня ни для кого не секрет, что пьянство, наркомания, преступность - результат отсутствия определенного стержня в человеке при наличии большого количества свободного времени. Таким стержнем может являться заинтересованность любимым творческим делом, которое к тому же может стать и реально оплачиваемой работой. 

    Резьба "Татьянка", доступная широчайшим массам населения, позволяющая создавать не только простые изделия, но и очень сложные и высокохудожественные произведения искусства, может быть именно этим "стержнем".

     Выбрав наш художественный стиль - открытый, пластичный, простой и одновременно самый виртуозный, вы выбираете новый образ жизни! 
 

Резьба "Татьянка" - новый вид искусства 

     Главным достоинством резьбы "Татьянка" является то, что она наиболее приближена к природе, к красоте, принуждает и побуждает человека изучать растения,приглядываться к ним. Так возвращается Васнецовская сказочность, романтизм Пришвина, Мамина-Сибиряка и Арсеньева, афорты Фаворского. Человек как бы оборачивается назад и смотрит, откуда он пришел. Все условно растительные элементы на мебели, архитектуре: аканты, ирисы, лепнина - уже не выполняют ту роль, какая изначально отоводилась им на самых первых изделиях. Они, став декоративно-условными, являются частью промысла, производства, но выступать в роли посредника между людьми и природой уже не могут.


     Резьба же "Татьянка" постоянно возвращает и обращает человека к природе, воспитывает его, исподволь формируя его сознание, личностное восприятие, понимание сути вещей. Возникает обратная связь: человек не может просто все сделать и остаться не понимающим и не любящим природу, он не может не воспринять совершенство природы, ибо сам - лучшая ее часть. Образцы резьбы"Татьянка" вызывают определенные ассоциации, сопереживание, и человек делает не какие-то бездушные изделия, а передает произведению свои личностные индивидуальные качества, добиваясь узнаваемости, ассоциативности,притягательности.
     Технология от простого к сложному не только позволяет осваивать резьбу, но и воспитывает человека как резчика-художника. Композиции становятся все сложнее и сложнее, требования к резьбе все выше и выше, и, таким образом, создавая все более сложные композиции и глубже понимая ход действий - как и в какой последовательности вырезать, - человек развивается как творец.
     Если представить, что резьбы "Татьянка" не будет, то Россия обеднеет, как и без любого другого промысла: Хохломы, Палеха. Их много, но потеря даже одного - невосполнимая утрата. Так и без резьбы "Татьянка" уже трудно представить Россию. Искусство нашей страны - не просто искусство, а симбиоз народных мыслей и помыслов, если рассматривать в том контексте, что все, созданное в России, - российское.
     Так и резьба “Татьянка” - она во всем и все в ней, она - уже неотъемлемая часть России.


ИЗ ОПЫТА. Реакция организма

     Резьба по дереву, в отличие от рисования, лепки и даже чеканки, требует приложения физических усилий. Величина их зависит от вида резьбы и свойств дерева (твердости, плотности и влажности). При выполнении мелкой резьбы в основном работают кисти рук и пальцы. При этом прилагаемое физическое усилие для всего организма небольшое, но для рук и пальцев - значительное. В то же время большие по размеру элементы резьбы вовлекают в работу другие мышцы рук и даже всего тела. Например, при выполнении резьбы на шкатулке резчик, работая в своем авторитме и авторежиме, затрачивает определенные физические усилия на продвижение стамески при срезании стружки и на удержание в руках изделия. В этом, естественно, участвует все тело: оно, поддерживая руки, напрягается, ноги упираются в пол, дыхание обычно затаивается. Потом происходит расслабление, вдох и опять... Все совершается в естественном режиме: вдох, напряжение, выдох, и затем снова, - ритм устанавливается подсознательно.
Фактически, это получается слабое физическое напряжение и незаметная работа тела, на что человек обычно даже не обращает внимания. Но все же они есть, и, занимаясь резьбой несколько часов подряд, напрягаясь и расслабляясь, организм человека испытывает значительную, хоть и дозированную, физическую и эмоциональную нагрузку. Это особенно важно для людей, имеющих какие-либо проблемы со здоровьем. Занятия резьбой могут быть для них своего рода физической реабилитацией. В целом, организм, подвергаясь физической нагрузке, естественно, крепнет. Но главное в занятиях изобразительным творчеством - это то, что в работу включается правое полушарие мозга.

      До совсем недавнего времени преобладало мнение, что левое полушарие развито в большей степени, чем правое. Речевая функция и связанные с ней способности у большинства людей располагаются главным образом в левом полушарии. Но сегодня ученые все больше и больше сходятся во мнении, что существуют два режима мышления: вербальный, за который отвечает левое полушарие мозга, и невербальный (за него отвечает правое полушарие). Правое полушарие, по-видимому, работает синтезатором входящей информации, а левое - в логически-аналитическом режиме.


Джерри Леви в своей работе "Психобиологические следствия двусторонней асимметрии" писал: "Левое полушарие анализирует время, в то время как правое полушарие синтезирует пространство". Левостороннее мышление доминирует в жизни человека.
     Правое полушарие мозга - мечтатель, мастеровой, фантазер, художник, изобретатель, архитектор - в нашей школьной системе образования не получает должного развития. В учебных заведениях, в вузах преобладает вербально-аналитический технологический режим культуры, включающий в себя формирование навыков чтения, письма, счета. Очень мало внимания уделяется развитию у школьников воображения, наблюдательности, пространственного мышления, творчества, интуиции, изобретательности. В то же время, вряд ли найдется кто-либо не ценящий эти способности, навыки, крайне необходимые в жизни.
     Уроки "Татьянки" как изобразительного искусства, резьбы по дереву являются хорошей тренировкой для всестороннего развития личности и могут тем самым восполнить недостатки в образовательных программах. Поскольку, вследствие функциональной ассиметрии, левое полушарие отвечает за осязание правой руки и логику, а правое - за зрительно-пространственные образы, творческое мышление, воображение, восприятие живописи, рисунка, скульптуры, то ребенок получает навыки и доступ к той части разума, которая способствует формированию творческой, интуитивной мысли, а соответственно, приобретает и способность мыслить более творчески и в других областях жизни.
     У каждого человека есть еще неиспользованный потенциал. И кто знает, кем вы станете, если будете развиваться в новой среде, где вы еще не использовали свои скрытые способности и возможности!

ИЗ ОПЫТА. Стратегия и тактика процесса работы

    Стратегия и тактика... Предвижу недоумение: "К чему бы это мудрствовать?" Ответ очевиден: владение ими - это залог профессионального и вдумчивого исполнения резьбы. Имея определенные знания, резчик может предотвратить скалывание элементов своей работы и соскальзывание инструмента, сделать процесс вырезания легче и быстрее, обеспечить чистоту резьбы, полнее использовать силу мышц и глазомер, не уставать во время работы, правильно использовать обе руки, чтобы не порезаться и т.п. И как итог всего этого - более качественная резьба и более приятный процесс работы: изделие на любом этапе выглядит так, будто оно уже подготовлено к продаже,что доставляет мастеру истинное наслаждение.



    Стратегия: что делать? Определяет расположение элементов, их количество, этажность, доступность со всех сторон, стилизованность.
    Тактика: как делать? Подсказывает резчику как вырезать, лепить (шарики, веточки) и применять технику двух рук, какова очередность выполнения элементов, их волнистость и скалываемость.

Стратегия

     Когда резчик определяется с натурой и с композицией, все детально отрисовывает под резьбу - это стратегия. Она прорабатывается в следующей последовательности: натура - рисунок - композиция. И просто замечательно, когда все вылеплено, - это позволяет определить какие-то нюансы, понять, где выше и что ниже. Да и просто необходимо для разумного, скорого исполнения резьбы,для определения последовательности и плана работы, для упрощения задачи размещения деталей сделать, определившись с замыслом композиции, рабочий рисунок и проработать удобные технические возможности для вырезания.


     Например, необходимо знать, что какие-то листочки должны быть расположены низко, а другие - еще ниже. Чтобы потом можно было достать какие-то ягоды, шишки стамеской снизу, сбоку, чтобы была возможность доступа и свободного маневрирования инструментом. Срезая дерево, например, непосредственно около животного, насекомого или плода, ягоды, шишки, мы подходим инструментом сверху, сбоку, или со всех сторон. Желательно заранее продумать в композиции размещение на заднем плане, в глубине и в неудобных местах таких элементов, которые можно было бы легко практически выполнить, хотя рядом или вокруг рельеф очень высокий. Всегда, когда случайно получается узкий и глубокий провал, очень трудно в этом месте вырезать, требуются специальные стамески и терпение. А ведь можно было и избежать потери времени из-за этого. Важно заранее, еще на этапе составления композиции, хорошо продумать технику выполнения резьбы,выработать определенную стратегию вырезания рисунка. А иначе, если даже и удастся создать композицию, соответствующую замыслу, в ходе работы может появиться много непредсказуемого, и возникнет неоправданная трудоемкость в вырезании.

Тактика

 
     Тактика определяет: как вырезать, какой стамеской, последовательность элементов, их очередность, предотвращение скалывания, свойства древесины. К примеру,тактика подскажет, что раньше вырезать: верхние или нижние листочки, левую или правую сторону, внутреннюю или внешнюю плоскость. Как срезать элемент: сразу, одним приемом, на всю глубину или лучше многократно, постепенно понижая лист, чтобы было точнее, и по возможности исключая ошибки? Тактика предусматривает все это.


     Например, у доски "Ивушка" есть определенная очередность вырезания: сначала лист "А", потом лист "Б" и так далее, - ничего не скалывается, легче получается овладеть стамеской. Если лист наискось, то сначала следует вырезать сторону, где срезание идет против волокон, а возможные сколы потом ликвидировать при вырезании другой стороны. Прорезание контуров наружу - это тоже тактика, чтобы всегда была возможность для исправления.
     Край у листов и прочих элементов по возможности лучше делать не острым, тогда он лучше выглядит и не ломается. Резьба с давлением, обеими руками - это тоже тактика резьбы и основа безопасной работы, при этом нет скалываемости, но есть блеск поверхности, которая от давления плотнее и, следовательно, лучше выглядит; рабочая влажность дерева сохраняется, упругость и податливость - тоже. Таким образом, изделие будет вырезано лучше.
     На практике очень часто случается, что резчик половину работы уже сделает и вдруг спохватывается, что дальше работать невозможно - стенки изделия слишком тонкие, или в композиции сначала были отрисованы цветы, а потом к ним пририсовали листочки и так, что после вырезания все листья оказались внизу, а цветочки вверху - получилась доска с двумя уровнями рельефа.

Резьба “Татьянка” новый этап развития мировой резьбы

Татьянка, собранных за 15 лет, указывает на то, что здесь мы не имеем прямых аналогий с другими видами декоративно-прикладного искусства. Это очевидно: налицо вполне сформировавший

98.45kb.

12 10 2014
1 стр.


Актуальность работы

Вместе с тем, имеются неисследованные методы нарезания резьбы в гайках, позволяющие в едином процессе обработки резьбы объединить преимущества непрерывного метода нарезания резьбы

194.31kb.

17 12 2014
1 стр.


Молекулярно-разонансная хирургия: новый этап развития электрохирургического оборудования
71.98kb.

15 12 2014
1 стр.


Сценарий 8 "Кинематографичность" и кинематографичность 8 "Романс о влюбленных". Первое потрясение 10 Сценарный ход 14

Этот сценарий предупредил многие открытия “8 1/2” Феллини, он открыл новый этап движения кинематографа, новый этап осмысления человека кинематографом. Самые главные открытия Довжен

2097.44kb.

23 09 2014
34 стр.


Программа дисциплины "Актуальные вопросы развития мировой экономики"

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 080100. 68 Экономика, изучающих дисциплину "Актуа

382.48kb.

25 12 2014
3 стр.


Меры безопасности уголовного закона – новый этап развития экологической политики государства «У человечества есть только одна возможность спастись – в корне изменить отношение к природе»

«Великий стратег и родоначальник отрасли экологического права в России»2 придавал именно праву определяющую роль в организации повышения качества окружающей человека природной сред

135.41kb.

06 10 2014
1 стр.


LH, например м 24

Например, на рис. 9 а показано обозначение метрической резьбы номинальным диаметром 24 мм с крупным шагом 3 мм на стержне, а на рис. 9 б – метрической резьбы номинальным диаметром

33.77kb.

16 12 2014
1 стр.


Основные результаты деятельности банка за 2007 г. В 2007 г. Банк вступил в новый этап своего развития. Динамика ключевых показателей икбр «Яринтербанк»

Почти в 1,5 раза возросли активы Банка, по итогам года превысив 1,2 млрд руб. Собственный капитал увеличился на 01. 01. 2008 г до 165 млн руб. Объем кредитов, предоставленных корпо

52.86kb.

15 12 2014
1 стр.