Перейти на главную страницу
Резьба "Татьянка" - это не просто резьба, как обыденно ее многие представляют. В реальности это исторически самостоятельный вид изобразительного творчества конца ХХ - начала ХХI веков. Анализ материала и коллекции изделий в музее "Татьянка", собранных за 15 лет, указывает на то, что здесь мы не имеем прямых аналогий с другими видами декоративно-прикладного искусства. Это очевидно: налицо вполне сформировавшийся самодостаточный, самостоятельный и весьма интересный стиль резьбы по дереву.
промысла,так как не ставит своей целью развить ту или иную местную культурную традицию, да и в своем внутреннем развитии на первое место ставит не соблюдение канона и традиции, а индивидуальное самовыражение автора”. Поэтому нет необходимости останавливаться и анализировать схожесть или различия “Татьянки” с другими видами резьбы. Но налицо симбиоз традиционного и авторского характера обработки дерева, поэтому “Татьянка” сразу получила народное признание. Издание книг Шамиля Сасыкова - закономерный и ожидаемый этап ее развития. “Резьба как вид народного декоративно-прикладного искусства постоянно нуждается в новых талантах. Профессиональное обучение основам резьбы создает необходимые условия для сохранения этого вида творчества - художественной обработки дерева - как части национальной культуры, - замечает Г.В. Черемных, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета МПГУ, кандидат педагогических наук. - Необходимо высоко оценить появление учебного пособия по резьбе “Татьянка”, которое своей миссией восполнит популяризацию одного из любимых видов народного декоративно-прикладного искусства. От этого исконно народные традиции творческой обработки повсеместно распространенного материала, древесины, обретут новых последователей”.
Ремесло, работа, досуг
Резьба "Татьянка" - увлекательнейшее ремесло, великолепное провождение досуга со смыслом, при этом материалы, инструмент, обучение, консультации и даже работа доступны всем.
Эта технология тем и хороша, что побуждает человека к поиску, к работе мысли и фантазии, развивает способности. Через нашу учебную мастерскую проходят тысячи людей, и хорошо видно, как они преображаются, как повышается самооценка, в их жизни появляется искусство, творчество. Вот и все изделия в фонде нашего музея выполнены нашими учениками - обычными людьми всевозможных профессий.
Особенность технологии в том, что научиться ей может любой. С появлением "Татьянки" понятие о резьбе по дереву изменилось, ее перестали воспринимать исключительно как мужское занятие: эти маленькие стамески удобно размещаются и в женских ладошках.
Кропотливость тут как раз кстати, отчасти именно благодаря ей многие женщины уже при обучении обгоняют мужчин. Половина нашего музея представлена изделиями,сделанными именно женскими руками.
Вот и в наше такое энергичное,технократное время настала пора вновь обратиться к этому искусству. Вырезать "Татьянкой" могут и дети: с 6-ти лет, если держать им руку, с 9-ти лет они справляются самостоятельно с довольно сложными
работами, с 12-13-ти лет вовсю делают полноценные товарные вещи.
Резьба "Татьянка", развивающая те навыки, которые в дальнейшем помогают человеку добиться высокого профессионализма во многих других областях деятельности, является почти предучебной подготовкой для профессий, требующих присутствия таких качеств, как наблюдательность, точность движений, сосредоточенность, устойчивость внимания, настойчивость, усидчивость, интуиция. А этими качествами должны обладать летчики и врачи, юристы и художники, водители и архитекторы, лесники и биологи, - диапазон профессий огромен!
Издревле в тех деревнях и селах, где были развиты художественные промыслы, социальная атмосфера была более здоровой, сохранялись и передавались из поколения в поколение народные традиции, было меньше пьянства, люди отличались внутренней и внешней красотой. Все это происходило потому, что было осознанное занятие интересным востребованным творческим трудом. В обществе складывался особый менталитет, когда даже ребенок был уважаем только за то, что он - член мастеровой семьи.
Ученые вывели жестокую формулу,которая звучит как предупреждение: чем дальше от центра города,тем выше отсталость среди детей. Надо красоту искусства вернуть в жилье,в школы. Сегодня ни для кого не секрет, что пьянство, наркомания, преступность - результат отсутствия определенного стержня в человеке при наличии большого количества свободного времени. Таким стержнем может являться заинтересованность любимым творческим делом, которое к тому же может стать и реально оплачиваемой работой.
Резьба "Татьянка", доступная широчайшим массам населения, позволяющая создавать не только простые изделия, но и очень сложные и высокохудожественные произведения искусства, может быть именно этим "стержнем".
Выбрав наш художественный стиль - открытый, пластичный, простой и одновременно самый виртуозный, вы выбираете новый образ жизни!
Резьба "Татьянка" - новый вид искусства
Главным достоинством резьбы "Татьянка" является то, что она наиболее приближена к природе, к красоте, принуждает и побуждает человека изучать растения,приглядываться к ним. Так возвращается Васнецовская сказочность, романтизм Пришвина, Мамина-Сибиряка и Арсеньева, афорты Фаворского. Человек как бы оборачивается назад и смотрит, откуда он пришел. Все условно растительные элементы на мебели, архитектуре: аканты, ирисы, лепнина - уже не выполняют ту роль, какая изначально отоводилась им на самых первых изделиях. Они, став декоративно-условными, являются частью промысла, производства, но выступать в роли посредника между людьми и природой уже не могут.
Резьба же "Татьянка" постоянно возвращает и обращает человека к природе, воспитывает его, исподволь формируя его сознание, личностное восприятие, понимание сути вещей. Возникает обратная связь: человек не может просто все сделать и остаться не понимающим и не любящим природу, он не может не воспринять совершенство природы, ибо сам - лучшая ее часть. Образцы резьбы"Татьянка" вызывают определенные ассоциации, сопереживание, и человек делает не какие-то бездушные изделия, а передает произведению свои личностные индивидуальные качества, добиваясь узнаваемости, ассоциативности,притягательности.
в - значительное. В то же время большие по размеру элементы резьбы вовлекают в работу другие мышцы рук и даже всего тела. Например, при выполнении резьбы на шкатулке резчик, работая в своем авторитме и авторежиме, затрачивает определенные физические усилия на продвижение стамески при срезании стружки и на удержание в руках изделия. В этом, естественно, участвует все тело: оно, поддерживая руки, напрягается, ноги упираются в пол, дыхание обычно затаивается. Потом происходит расслабление, вдох и опять... Все совершается в естественном режиме: вдох, напряжение, выдох, и затем снова, - ритм устанавливается подсознательно.
До совсем недавнего времени преобладало мнение, что левое полушарие развито в большей степени, чем правое. Речевая функция и связанные с ней способности у большинства людей располагаются главным образом в левом полушарии. Но сегодня ученые все больше и больше сходятся во мнении, что существуют два режима мышления: вербальный, за который отвечает левое полушарие мозга, и невербальный (за него отвечает правое полушарие). Правое полушарие, по-видимому, работает синтезатором входящей информации, а левое - в логически-аналитическом режиме.
Джерри Леви в своей работе "Психобиологические следствия двусторонней асимметрии" писал: "Левое полушарие анализирует время, в то время как правое полушарие синтезирует пространство". Левостороннее мышление доминирует в жизни человека.
Стратегия и тактика... Предвижу недоумение: "К чему бы это мудрствовать?" Ответ очевиден: владение ими - это залог профессионального и вдумчивого исполнения резьбы. Имея определенные знания, резчик может предотвратить скалывание элементов своей работы и соскальзывание инструмента, сделать процесс вырезания легче и быстрее, обеспечить чистоту резьбы, полнее использовать силу мышц и глазомер, не уставать во время работы, правильно использовать обе руки, чтобы не порезаться и т.п. И как итог всего этого - более качественная резьба и более приятный процесс работы: изделие на любом этапе выглядит так, будто оно уже подготовлено к продаже,что доставляет мастеру истинное наслаждение.
Когда резчик определяется с натурой и с композицией, все детально отрисовывает под резьбу - это стратегия. Она прорабатывается в следующей последовательности: натура - рисунок - композиция. И просто замечательно, когда все вылеплено, - это позволяет определить какие-то нюансы, понять, где выше и что ниже. Да и просто необходимо для разумного, скорого исполнения резьбы,для определения последовательности и плана работы, для упрощения задачи размещения деталей сделать, определившись с замыслом композиции, рабочий рисунок и проработать удобные технические возможности для вырезания.
Тактика определяет: как вырезать, какой стамеской, последовательность элементов, их очередность, предотвращение скалывания, свойства древесины. К примеру,тактика подскажет, что раньше вырезать: верхние или нижние листочки, левую или правую сторону, внутреннюю или внешнюю плоскость. Как срезать элемент: сразу, одним приемом, на всю глубину или лучше многократно, постепенно понижая лист, чтобы было точнее, и по возможности исключая ошибки? Тактика предусматривает все это.
Татьянка, собранных за 15 лет, указывает на то, что здесь мы не имеем прямых аналогий с другими видами декоративно-прикладного искусства. Это очевидно: налицо вполне сформировавший
12 10 2014
1 стр.
Вместе с тем, имеются неисследованные методы нарезания резьбы в гайках, позволяющие в едином процессе обработки резьбы объединить преимущества непрерывного метода нарезания резьбы
17 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Этот сценарий предупредил многие открытия “8 1/2” Феллини, он открыл новый этап движения кинематографа, новый этап осмысления человека кинематографом. Самые главные открытия Довжен
23 09 2014
34 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 080100. 68 Экономика, изучающих дисциплину "Актуа
25 12 2014
3 стр.
«Великий стратег и родоначальник отрасли экологического права в России»2 придавал именно праву определяющую роль в организации повышения качества окружающей человека природной сред
06 10 2014
1 стр.
Например, на рис. 9 а показано обозначение метрической резьбы номинальным диаметром 24 мм с крупным шагом 3 мм на стержне, а на рис. 9 б – метрической резьбы номинальным диаметром
16 12 2014
1 стр.
Почти в 1,5 раза возросли активы Банка, по итогам года превысив 1,2 млрд руб. Собственный капитал увеличился на 01. 01. 2008 г до 165 млн руб. Объем кредитов, предоставленных корпо
15 12 2014
1 стр.