Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Роль детских библиотек Железинского района

по продвижению книги и чтения
Н.Чехова - старший библиотекарь

Железинской ЦДБ

Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли у книги будущее. Линдгрен ответила: «С таким же успехом можно спросить, есть ли будущее у хлеба, у розы, у детской песенки, у майского дождя? Лучше спросить, есть ли будущее у человека! Если оно есть у человека, оно есть и у книги. Потому что, если однажды мы научились черпать радость и утешение в книгах, нам без этого не обойтись…».

Одной из основных характеристик современной личности ребёнка является высокий уровень информационной культуры и духовности, развить которые без чтения невозможно. Формирование духовности предполагает чтение для души, необходимое как воздух, как осознанная потребность, как символ благополучной и полной жизни.

Одним из приоритетных направлений деятельности детских библиотек Железинской ЦБС является работа по продвижению книги и чтения.
Коллективы библиотек стараются сделать так, чтобы чтение оставалось одной из важных сфер духовной деятельности и одним из самых главных познавательных способов проведения досуга детей и подростков. Для этого наряду с традиционными методами находят новые формы работы, которые оказываются более действенными и интересными юным читателям разных возрастных категорий.

Своим несомненным успехом считаем создание в 2007 году литературного клуба «Булак» при отделе обслуживания Железинской ЦДБ, объединившего детей младшего и среднего школьного возраста, увлеченных книгой и чтением. Члены клуба не только участники мероприятий, проводимых библиотекой, но и активные популяризаторы казахстанской книги на современном этапе. За годы деятельности клуба реализованы многие интересные планы и задумки, среди которых электронная презентация «Жұсібектің жүлдызы жарқырайды. Сияет звезда Жусупбека», урок познания «В его стихах вся истина и правда», обзор-театр серии «Великие люди Востока» «Ұлы даланың - ұлы ұлдары. Великие сыновья - великой степи» и обзор – театр по книгам Кадыр Мырза-Али «Мейірімді ертегілер», обсуждение книги М. Ауэзова «Коксерек».



Республиканская акция «Одна страна – одна книга» - ещё одна действенная и эффективная форма популяризации казахстанской книги и чтения среди старшей читательской группы. С момента её введения заметно активизировалась читательская активность, возросло количество читателей и спрос на пропагандируемую литературу.

Не так давно завершилась VI по счёту акция. В конкурсе на лучшее исполнение произведений Оралхана Бокеева /выразительное чтение/ в возрастной категории от 15 до 18 лет показали своё мастерство и юные читатели Железинской детской библиотеки. Учащиеся ОСШ №3 представили на суд жюри отрывок из рассказа О.Бокеева «Сказание о матери Айпаре» на казахском языке. В роли ведущей выступила Уматаева Томирис, в роли матери Айпары - Муратбек Ляйля.

Елена Брулевич и Татьяна Беккер (ОСШ №1) показали мастерство выразительного чтения, предложив вниманию зрителей рассказ «Кербугы».

По итогам конкурса в младшей возрастной категории читатели Железинской ЦДБ Муратбек Л. и Уматаева Т. заняли 2 место; Е.Брулевич и Т.Беккер – 3 призовое место.

В 2012 году Железинская детская библиотека подготовила и провела для учащихся 3-4 классов трёх школ райцентра масштабное по своей сути мероприятие – акцию добра «Бобек» - это солнце на детской ладошке». Цель акции: рассказать детям о благородной деятельности фонда «Бобек»; на примере Сары Алпысовны воспитание у детей чувства добра и уважения ко всем окружающим, подчеркнув важность и необходимость совершения добрых дел и привлечение новых читателей в библиотеку.

В программу мероприятия вошли:

- приветственный адрес от юных читателей библиотеки «С днём рождения, Бобек!»;

- литературно-музыкальная композиция и игровая программа «В круге радости и добра»;

- награждение лучших читателей и активистов библиотеки «Быть сопричастным делу добра».

В подготовке и проведении акции активное участие приняли активисты библиотеки – члены клуба «Булак» Ибраева Адиля, Уматаева Томирис, Коломникова Алина, Нургазинова Мадина, Абдурахим Бексултан и Аяжан, Тлембаева Анжела.

Среди 3-4 классов названы имена лучших читателей: Нургазинова Мадина, Блек Костя, Шарапова лена, Коломникова Алина, Абдурахим Аяжан, Тлембаева Анжела. Им вручены книги.

Большое внимание в повседневной практике уделяется организации книжных выставок. Библиотекари по праву называют их визитной карточкой своих библиотек. Поскольку основной контингент наших библиотек составляют дети, соответственно и внешнее оформление выставок. Яркие заголовки, привлекательные книги, разнообразные дополнения: фото, открытки, гербарии, альбомы, игрушки, несомненно, привлекают внимание юных пользователей, побуждают к выбору и прочтению книги.

Выставка-гербарий «В стране Зелёной», выставка одной книги «Источник человечности» по книге Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо», выставка-инфодосье «Лучики надежды», выставка-путешествие «По планете знаний», выставка-рекомендация «Дом для всех – Природа», выставка-игра «Литературные прятки» - вот неполный перечень нетрадиционных форм книжных выставок, применяемых в практике работы детских библиотек.

Внестационарная (выездная) книжная выставка – одна из форм популяризации литературы и знаний среди руководителей детским чтением. Так, в рамках ежегодной отчётной встречи акима района с населением работники библиотеки совместно с ЦРБ организуют большое выставочное пространство, темы подбираются исходя из требований времени: выставка новинок «Оқитын бала – XXI ғасырдың кұндылығы – Читающий ребёнок – ценность XXI века» (2010 год); выставка-инфодосье «Үміт сәулері – Лучики надежды» (2011); выставка - просмотр «Кітапхана ақпарат әлемінде» - «Библиотека в информационном обществе» (2013 год). Знакомство с новинками литературы и книгами различной тематики является мощным подспорьем современной школе в процессе образования.

Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект, способствует формированию образованной и социально ценной личности. И здесь с полной уверенностью можно сказать, что читающие дети – это богатство и будущее нашей страны.

Работники ЦДБ прилагают достаточно усилий, чтобы помочь ребятам стать всесторонне образованными, начитанными людьми, которым через несколько лет предстоит ступить во взрослую жизнь.

В рамках участия в областном фотоконкурсе «Читаем всей семьёй» библиотека подготовила фотоматериалы по трём номинациям, выделив семьи активных читателей Караульных, Купеевых, Шайковых:

- «Мы – книжная семья: мама, бабушка и я» /семья Караульных/;

- «Минута чтения – апашке уважение» / семья Купеевых/;

- «Дочка книгу выбирала, мама тоже не отстала» / семья Шайковых/.

Лучшие работы направлены в областную библиотеку; а в библиотеке были представлены на стенде «Отбасымен бірге оқимыз» - «Читаем всей семьёй», эпиграфом которого послужили слова В.Белинского «Книга – есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются - и старые, и малые».

Проблеме детского чтения посвящён семинар-диалог, проведённый на базе Весёлорощинской с/ библиотеки для библиотечных работников системы по теме «Современное детство и библиотека», на котором шёл разговор о роли и месте детских библиотек в деле организации детского и семейного чтения.

«Читающий ребёнок – ценность XXI века» - такова тема вступительной беседы - консультации ст. библиотекаря Железинской ЦДБ Чеховой Н.С. В ней выступающая осветила некоторые факты и цифры, показывающие состояние детского чтения сегодня, упадок его интенсивности, снижение способности детей к полноценному чтению художественной литературы, предложив коллегам ряд эффективных форм и методов решения этой проблемы.

Для разновозрастной категории читателей в дни весенних каникул ежегодно проводится Неделя детской книги, основными задачами которой является формирование взгляда на книгу, как на нравственный ориентир, воспитание культуры чтения и бережного отношения к книге.

Велик и разнообразен перечень тех мероприятий, в подготовке которых приняли участие сами ребята – это члены клуба «Бұлак», дети из коррекционной группы, активные читатели библиотеки. Это литературная мозаика по творчеству А. Дуйсенбиева, литературный вечер по творчеству И.Алтынсарина «Ыбырайдың өсиет өлендері?», диалог-беседа «Чтобы не было неправды и зла на земле» по книге Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо», литературно-творческое занятие «Ераға базарлығы», праздник для первоклассников «Посвящение в читатели» и др.

Читательский интерес, глубина восприятия книги формируется постепенно. И этому способствуют презентации книги, обсуждения прочитанного, публичные литературные конкурсы-викторины.

Урок-презентация «Настоящая повесть о настоящем человеке» проведён в рамках 65-летия со дня выхода книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», а так же 95-летия со дня рождения А.Маресьева, прототипа главного героя повести.

Программа презентации:



  1. Кампов, значит «Полевой»: биографическая справка;

  2. Символ героического времени: беседа о легендарном лётчике А. Маресьеве;

  3. Книга удивительной судьбы: замысел создания повести;

  4. Обсуждение книги «Повесть о настоящем человеке»

В ходе встречи ребята познакомились с биографией писателя, узнали, что его настоящая фамилия вовсе не Полевой, а Кампов, что в переводе с латинского означает «поле». А так же о том, что писатель лично был знаком с Алексеем Маресьевым, легендарным лётчиком, управлявшим самолётом без обеих ног и ставшим впоследствии прототипом его повести. Активные участники обсуждения: Павлова Ю., Ветошкин И., Таттимбетов Д., Канафин М. и др.

На встрече дети выразили благодарность автору за книгу, за то, что он рассказал о таком замечательном человеке, как Алексей Маресьев. Они восхищены мужеством, огромной силой воли, целеустремлённостью и богатырским характером человека.

И как итог на вопрос ведущего, каков в вашем понимании настоящий человек, многие собравшиеся ответили, что настоящий человек – это умный, волевой, честный и целеустремлённый, готовый всегда прийти на помощь и выручить товарища из беды.

По словам руководителя группы, учителя русского языка и литературы ОСШ №1 Брулевич О.В., мероприятие получилось интересным и познавательным, а книга заслуживает пристального внимания всех тех, кто не равнодушен к мужеству и славе своих дедов и отцов.

Что такое лето? Лето в детстве – это целый мир, что открывается перед детьми, как только заканчивается учебный год. Это время открытий и новых впечатлений, которые останутся с ними на всю жизнь. Работу с детьми на летних оздоровительных площадках библиотеки проводят под лозунгом «Вот и лето пришло, дарит книги нам оно». С ребятами проводятся конкурсы, обзоры новых книг, викторины, громкие чтения. Надолго запомнится ребятам экскурсия-игра «Путешествие по Музею Сказок», в разное время её посетили около ста человек. Мероприятие проходило в читальном зале библиотеки; до его начала дети совершили экскурсию на абонемент, где познакомились с основными его отделами, спецификой записи и выдачи литературы на дом, правилами обращения с книгой.

Затем отправились в Музей Сказок (читальный зал), где детям было предложено с помощью «гида» - волшебного клубочка познакомиться с экспонатами сказочного музея (сказочная шкатулка, сумка почтальона Печкина, волшебное зеркало и др.) и выполнить их задания, принять участие в весёлой эстафете сказочных героев.

В завершение встречи учащиеся, став читателями библиотеки, приняли торжественную клятву, пообещав:

- не рисовать и не писать ничего на книгах;

- не вырывать листы, не вырезать картинок;

- не перегибать книги, чтобы не выпадали листы и др.

И как итог детям было вручено письмо-обращение с просьбой чаще посещать библиотеку.

Для смешанной группы читателей /детей коррекционной группы и детей из обычных классов/ библиотекой проведён литературный аукцион «В Стране Доброго Волшебника» по сказке Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени», тем самым поставив перед собой важную задачу: с помощью книги научить детей умело и разумно пользоваться самым ценным, что у нас есть – временем.

В программе аукциона:

- Добрый волшебник: обзор жизни и творчества

- «Кто у Егорки время украл?»: сценка

- Литературный аукцион по сказке Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» /2 тура/

1 тур «Разминка» / вопросы минимальной степени сложности/

2 тур /вопросы составлены по прочитанному произведению/

По условиям игры детям необходимо было выбрать конверт с вопросами и ответить на них, если же ответ засчитывается – стрелки бутафорских часов переводятся на час вперёд – и участник игры соответственно количеству правильных ответов получает жетон.

Завершилась встреча следующими словами: «Наше знакомство с книгой закончилось, но часы идут, и жизнь продолжается. В юности она кажется бесконечной, и многие откладывают свои дела «на потом». И вот однажды обнаруживается, что жизнь прошла, а ничего не сделано. Поэтому всегда цените время, берегите его».

Таким образом, с поставленной перед библиотекой важной задачей: с помощью книги научить детей умело и разумно пользоваться самым ценным, что у нас есть – временем, библиотечные работники справились.

В Михайловской детской библиотеке детям стараются привить любовь к книге с самого раннего возраста. Так при мини-центре работает передвижная библиотека «Дом книжек для малышек». Для дошкольников и первоклассников проводятся экскурсии в библиотеку «Дворец мудрости», «По книжным улицам и площадям». Проведя экскурсию по Дворцу Мудрости библиотекарь познакомила ребят со своими помощниками. Доктор Айболит (Савченко Д.) проверил, как ребята знают правила обращения с книгой, Ходжа Насреддин (Блюм А.) загадывал загадки, Красная Шапочка (Бычкова Т.) рассказала о книгах, помещённых на выставке, а Буратино (Шакиров А.) вручил новым читателям ключ от Дворца Мудрости.

С целью возрождения семейного чтения в Михайловской ДБ на период летних каникул работает «Читальня на траве». Каждая встреча в читальне – это семейный праздник. На праздник приглашаются дети с мамами, папами, бабушками, старшими сёстрами и братьями. Одна из встреч звучала так «Лето, книга, я – друзья, и конечно же семья».

В программе:

- Экскурсия по библиотеке «Книжкина страна»

- «Как научить ребёнка любить книгу» – беседа для родителей.

- «Берестяной кузовок» – шоу-викторина для детей и родителей.

- Подвижные игры на воздухе.

Пока родители слушали беседу библиотекаря, дети рассматривали книжки, рисовали. Затем появилась Лесная Фея (Левченко К.) с лукошком, наполненным сосновыми шишками, грибами и другими дарами леса (сделанными из бумаги), на которых были написаны загадки и вопросы викторины из жизни леса и его обитателей. Фея щедрой рукой раздавала детям и взрослым содержимое лукошка. Они прочитывали вопросы и вместе отвечали на них. Лесная Фея поздравила победителей викторины семьи Гайдар, Мельниковых и Голованич. И подарила им сувениры из своего лукошка. Мероприятие проводилось во дворе среди цветов и деревьев. На столиках были разложены яркие книжки, раскраски, карандаши и игрушки.

Ярким и праздничным событием весенних каникул для маленьких читателей Михайловской детской библиотеки является, конечно же, Неделя детской книги. Литературные и театрализованные представления по произведениям лучших детских писателей радуют наших сельских ребятишек во время их проведения. Артистами становятся сами библиотекари и юные читатели библиотеки - члены детского клуба «Родничок» при Михайловской ДБ. Это литературный круиз по творчеству М. Зверева «Страна чудес Максима Зверева», час поэзии по творчеству А. Дуйсебиева и К. Баянбаева «Сверкающий мир поэзии детской», литературно-поэтический вояж по творчеству павлодарских поэтов В.Семерьянова, Д. Абилева, О. Григорьевой «За строкой мне видится судьба».

Мы хорошо осознаем, что продвижению книги и чтения способствует наличие стабильно обновляемого фонда, поэтому используем все возможности для приобретения новой, пользующейся спросом у читателей, литературы. В 2010-2012 г. финансирование комплектования детских библиотек Железинской ЦБС составило 657,5 тысяч тенге, фонд пополнился литературой более чем на 1000 экземпляров.

Задача современной библиотеки - развивать и прививать интерес к чтению как уникальному виду деятельности и состоянию души, а детское чтение можно назвать инструментом адаптации ребенка в окружающем мире.

Следует сказать и о сотрудничестве Железинской ЦДБ с кабинетом психолого-педагогической коррекции развития детей (КППК).

Не первый год библиотека работает с детьми этой группы, выполняя функции по обеспечению юных граждан с задержкой физического и психического развития доступной им информацией, интеграции их в среду сверстников посредством совместной творческой деятельности.

Разработан и утверждён руководством библиотеки перспективный план деятельности в рамках целевой программы «Радость встречи с книгой». Подписан договор сотрудничества с руководством КППК (руководитель Хамитова М.Г.), с ними согласовываются ежеквартальные встречи с детьми, утверждён еженедельный час чтения для слабо читающих детей.

На сегодняшний день библиотекой накоплен определённый опыт в системе читательского развития данной группы читателей. Благодаря внедрению в практику работы библиотеки современных эффективных форм эта деятельность приобрела целенаправленный и действенный характер.

Много внимания в библиотеке уделяется созданию условий для общения особых детей не только с миром книг, но и с внешним миром, друг с другом, со своими сверстниками-детьми, у которых нет таких проблем. Проходят совместные игровые занятия, так называемые КТЗ (коллективно-творческие занятия) и ЛТЗ (литературно-творческие занятия).

Частые гости библиотеки – дети, посещающие занятия кабинета коррекционно-педагогического развития (КППК). Блок мероприятий в рамках целевой программы представлен следующими темами:

«Ты лети, лети, лепесток…»: громкое чтение – литературная игра;

«Игровой Салон МУЗ-АГИ»;

«Лукоморье – волшебная страна»: литературно-творческое занятие;

«У меня есть край волшебный»: литературная мозаика;

«В гостях у Бузика и его друзей»: поэтическая минутка по творчеству О.Григорьевой;

«Разговор по душам»: литературная встреча /творчество Ескена Елубаева/;

«Добрый друг детей»: КТЗ /творчество С.Маршака/

На занятия с детьми из коррекционной группы приглашаются ребята из обычных школ. В результате такого общения дети учатся помогать друг другу в различных проблемных ситуациях, не разделяют себя и других, учатся жить в едином дружелюбном пространстве.

Всё это делается для развития «особого ребёнка» и его общения с другими детьми.

Основной упор при подготовке и проведении таких занятий делается на чтение произведений вслух и литературную игру как средство закрепления услышанного. Обязательное условие – к каждому занятию готовится книжная выставка. Наряду с детьми коррекционной группы занятия посещают и ребята младших классов школ райцентра.



Дети с удовольствием посещают подобные мероприятия, и смеем надеяться, что они не проходят для них бесследно. Ведь благодаря книгам у них вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, и что не маловажно, они учатся творчески мыслить.

Мы начинаем активно строить работу с использованием новых компьютерных технологий. Библиотека адаптируется к новым социокультурным условиям, расширяет свои функции, овладевает новыми методами. Мы по-настоящему любим свою профессию и ежедневно стремимся «сеять разумное, доброе, вечное». Свою библиотеку мы по праву называем территорией чтения.

Роль детских библиотек Железинского района по продвижению книги и чтения Н. Чехова старший библиотекарь

С таким же успехом можно спросить, есть ли будущее у хлеба, у розы, у детской песенки, у майского дождя? Лучше спросить, есть ли будущее у человека! Если оно есть у человека, оно е

124.13kb.

25 12 2014
1 стр.


Роль детских библиотек по продвижению детского чтения

«золотой фонд», сначала детской, а потом и взрослой литературы. В настоящее время детские библиотеки предоставляют информацию пользователям, как на традиционных, так и на электронн

74.8kb.

25 12 2014
1 стр.


«Дети святы и чисты…» Беседа о детских произведениях Антона Павловича Чехова

Пособие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста и руководителей детского чтения

100.9kb.

14 12 2014
1 стр.


Главный библиотекарь научно-методического отдела Челябинской областной универсальной научной библиотеки Наш выбор в пользу книги Год чтения в Челябинской области успешно завершён. Проект «Читающий Урал — настоящая Россия»

Национальной программы поддержки и развития чтения, проведённого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Федеральным агентством по культуре и кинематографии

161.53kb.

05 09 2014
1 стр.


Цели и задачи работы библиотек Связь с общественностью

Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чекмагушевского района объединяет 27 библиотек: межпоселенческую центральную, детскую библиотеку, 25 сельских библиотек

326.88kb.

12 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации. Итоги исследований. Программы З. П. Гурьян

Что и зачем они хотят читать? Чтобы вести работу по продвижению чтения, необходимо знать ответы на все эти вопросы. Исследованием чтения молодежи систематически занимаются многие б

604.04kb.

08 10 2014
4 стр.


Навигация по эбс

Ы, в которых есть доступные для чтения книги, выделены в меню синим цветом. Если в разделе нет доступных для чтения книг, раздел серый

13.35kb.

05 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 Комитет по культуре Курской области

Служба Отечеству – гражданский долг молодежи [Текст] : метод библиогр сборник / Курская обл науч б-ка им. Н. Н. Асеева; [сост. Иванова М. В., библиотекарь нмо]. – Курск, 2011. – 25

359.97kb.

10 09 2014
1 стр.