Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ

НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

М.Р.Саттарова, Г.Ф.Замалетдинова

В эпоху современной все возрастающей глобализации языки, на которых мы говорим, воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, нередко забывая о том, что они являются драгоценным достоянием каждого народа. Язык создается и совершенствуется в течение многих веков. Это не только средство общения, но и память, история народа, его культура и опыт познавательной деятельности, мировоззрение и психология, а также, багаж знаний. Иными словами, язык – часть культуры народа. Специфика развития татарского народа обусловила такую его особенность, как территориальная дисперсность. Из 7 миллионов татар более 5 миллионов проживают за пределами Татарстана: в регионах РФ, странах СНГ и в дальнем зарубежье. С каждым годом, наряду с малочисленными народами, усиливается процесс ассимиляции и татарского народа по всему миру. В свою очередь постепенно утрачиваются национальная самобытность, вековые традиции.

Для многих народов мира насущной проблемой является уверенность в дальнейшем существовании родного языка. По данным ЮНЕСКО, в мире сейчас существуют около 6,5 тысяч языков, при этом половине из них угрожает исчезновение. Опять же, согласно статистике ЮНЕСКО, 96% из всех существующих в мире языков используют всего 4% населения планеты. Сегодня татарский язык, будучи тем стержневым элементом, на котором основывается культурная самобытность нации, нуждается в разносторонней поддержке как никогда. Очевидной становится угроза потери татарским народом родного языка и этнонациональной культуры, что порождает актуальную и масштабную проблему сохранения и развития татарского языка.

Решению этих и многих других актуальных проблем был посвящен Международный научно-практический форум «Сохранение и развитие родных языков и литератур», который прошел с 18 по 21 октября 2012 года в стенах Института филологии и искусств Казанского федерального университета при содействии Государственного Совета РТ, Кабинета Министров РТ, Министерства образования и науки РТ, Академии наук РТ, Федеральной национально-культурной автономии татар, Исполкома Всемирного конгресса татар, Межвузовского совета по развитию поликультурного образования при Совете ректоров вузов РТ, Учебно-методической комиссии по специальности «Родной (татарский) язык и литература» Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров нашей страны, Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, функционирующего на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Следует отметить, что на приглашение принять участие в работе форума откликнулись государственные и общественные деятели, преподаватели, аспиранты и студенты высших учебных заведений России и ряда зарубежных стран, таких как США, Япония, Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Украина и др. В церемонии торжественного открытия форума приняли участие Елизабет Боспфлуг (США), Акалын Шукру Халюк (Турция), министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, председатель Комитета Государственного Совета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валиев, председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ренат Закиров и др.

Работа форума включала в себя несколько мероприятий, среди которых в первую очередь следует отметить круглый стол на тему «Актуальные проблемы и перспективы сохранения и развития родных языков и литератур». Основными в повестке дня стояли проблемы родных языков и литератур как средств сохранения и развития духовной и материальной культур; миссии учителя в сохранении родных языков и литератур; усиления интереса к изучению родных языков и литератур. В обсуждении данных вопросов активное участие приняли такие видные общественные деятели и ученые, как Мирфатих Закиев, Разиль Валиев, Раиф Зиннатулин, Фарит Яхин, Фанзаман Баттал, Фираз Харисов и др.

В рамках Форума была организована традиционная научно-практическая конференция «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы». В центре внимания были актуальные вопросы функционирования родных языков и их теоретические и практические аспекты, проблемы лингвокультурологии и межкультурной коммуникации, опыт преподавания родных языков и литератур в образовательных учреждениях различного уровня и др. Среди участников – Г.Атнур (Турция, Эрзурум), Х.Алишина (Тюмень), Э.Баймухамбетова (Турция, Измир), Р.Берберова (Симферополь), Н.Данилова (Якутск), Я.Накамура (Япония, Куки), А.Кыран (Турция, Эрзурум), и др.

Кроме того в рамках форума были проведены научно-практические конференции, посвящены актуальным проблемам татарской литературоведческой науки, памяти выдающихся татарских ученых, посвятивших всю свою научную деятельность изучению, сохранению и развитию татарского языка профессора В.Хакова и профессора Ф.Сафиуллиной. Важная составляющая Форума – Заключительный тур Международной олимпиады по татарскому языку и Республиканский конкурс учащихся 9-11 классов «Татарам нужны переводчики». Проведение данных конкурсов является неоспоримым доказательством актуальности проблемы сохранения родного языка и литературы и практическим проявлением столь масштабной работы форума.

Международный научно-практический форум «Сохранение и развитие родных языков и литератур» способствовал плодотворному обмену информацией и результатами научных исследований между учеными регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Обсудив широкий спектр вопросов в области функционирования, сохранения и развития родных языков и литератур, участники форума рекомендовали всячески укреплять культурное и языковое разнообразие в условиях изменяющегося мира и глобализации, проводить научно обоснованную и взвешенную языковую политику, а также считают необходимым:

1. В целях формирования единого научно-образовательного пространства для сохранения и развития родных языков и литератур в условиях мировой глобализации, пропаганды татарского языка и литературы:

- обратиться к Президенту Республики Татарстан Минниханову Р.Н. с просьбой рассмотреть вопрос о возможности: 1) создания Института Тукая как единого координационно-исполнительного центра по сохранению, развитию и распространению татарского языка, литературы и культуры (по аналогии с Институтами Гёте, Конфуция, Сервантеса, Юнус Эмре и др.) c передачей ему функций координации деятельности образовательных проектов, нацеленных на поддержку детей-татар и татарского языка и литературы за пределами Республики Татарстан; 2) издания международного журнала «Tatarika» с соответствующим финансированием из республиканского бюджета и использованием научно-педагогического потенциала Института филологии и искусств Казанского федерального университета;

- просить Правительство Республики Татарстан о поддержке проведения через каждые 3 года на базе Института филологии и искусств Казанского федерального университета Международного научно-практического форума «Сохранение и развитие родных языков и литератур»;

- просить Правительство Республики Татарстан и Академию наук Республики Татарстан в год проведения вышеуказанного форума организовать конкурс научных работ молодых ученых и учредить Специальный грант за особые достижения в изучении родных языков и литератур;

- создать на базе Института филологии и искусств Казанского федерального университета при поддержке Правительства Республики Татарстан Международную ассоциацию преподавателей татарского языка и литературы (МАПТЯЛ) и организовать ее постоянную деятельность;

- создать на базе Института филологии и искусств Казанского федерального университета единый Координационный совет по вопросам исследования и функционирования родных языков и литератур в тюркоязычных регионах Российской Федерации и странах СНГ (далее – Координационный совет) с возможным участием в его работе ученых-филологов и лингвометодистов стран дальнего зарубежья;

- просить Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Татарстан при формировании комиссий, рабочих групп по разработке концептуальных основ изучения, сохранения и развития родных языков и литератур, совершенствования форм контроля знаний (в т.ч. ЕГЭ), организации рецензирования и присвоения грифа учебникам и учебным пособиям по русскому языку и литературе, включать в их составы членов Координационного совета и МАПТЯЛ.

2. В целях дальнейшего развития этнокультурного (национального) образования и совершенствования процесса обучения родным языкам и литературам рекомендовать органам управления образованием национальных регионов России и стран СНГ:

- продолжить дальнейшее развитие сети общеобразовательных учреждений с углубленным изучением родного языка и литературы;

- продолжить работу с федеральными органами государственной власти по проработке вопросов интеграции региональной, национальной, этнокультурной составляющих в федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования и примерные основные образовательные программы образовательного учреждения;

- проработать вопрос с Министерством образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в типовое положение об общеобразовательном учреждении, учитывающих специфику организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях с родным языком обучения и образовательных учреждениях, в которых организовано изучение языков народов Российской Федерации;

- определить и согласовать с федеральными органами государственной власти систему рецензирования и издания учебной литературы на родных языках, по родным языкам и литературам, а также проработать вопрос легитимности используемой в многонациональных воскресных школах учебной литературы, изданной за пределами Российской Федерации, по истории, культуре и языкам разных народов;

- при разработке учебных программ, учебников и учебных пособий по родным языкам и литературам ориентироваться на использование современных подходов и новых интерактивных технологий обучения, развитие у учащихся коммуникативной компетенции; ввести в содержание данных учебных программ, учебников и учебных пособий результаты изучения национальных картин мира и фольклора народов Российской Федерации и стран СНГ.

Подытоживая, следует подчеркнуть, что современное состояние развития татарского языка, литературы и культуры диктует необходимость интеграции всех сил во благо сохранения и передачи ценностей материальной и духовной культуры следующим поколениям. Процветание региона и страны в целом зависит от развития национальных культур, составляющих единство.




Роль этнокультуры в формировании национального самосознания м. Р. Саттарова, Г. Ф. Замалетдинова

Татарстана: в регионах рф, странах СНГ и в дальнем зарубежье. С каждым годом, наряду с малочисленными народами, усиливается процесс ассимиляции и татарского народа по всему миру. В

69.99kb.

25 12 2014
1 стр.


Литература по данной тематике и опыт работы классных руководителей Полоцкой национальной гимназии. В качестве практического задания разработан План учебно-воспитательной работы классного руководителя

Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений

299.69kb.

29 09 2014
1 стр.


Детство Глинки

России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромн

79.11kb.

11 10 2014
1 стр.


Русский национальный характер, как ядро политической культуры электората

Но определение национального характера, его описание, механизмы формирования представляют сложнейшую теоретическую задачу. Очень сложно выявить и влияние особенностей национального

90.96kb.

25 12 2014
1 стр.


Трансляция культурной памяти как условие сохранения национального самосознания
102.02kb.

12 10 2014
1 стр.


Литература, официально не признанная властью, литература Русского зарубежья. Основные темы и проблемы. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. Литература начала 20 века

России 20 века. Три основные направления: русская советская литература, официально не признанная властью, литература Русского зарубежья. Основные темы и проблемы. Тема исторической

126.64kb.

14 12 2014
1 стр.


Роль пуританизма в формировании общественно- религиозного сознания в Англии XVII в. Проникновение кальвинизма в Англию, основные черты кальвинизма

Роль пуританизма в формировании общественно- религиозного сознания в Англии XVII в

169.35kb.

01 10 2014
1 стр.


Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей на тему Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

40.32kb.

27 09 2014
1 стр.