Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа

Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является борьба двух противоположных «лагерей»: либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов, «отцов» и «детей». Подобного рода конфликт ярко отражает само название романа - «Отцы и дети».

Тургенева по праву можно считать художником человеческих образов. На страницах романа мы встречаем целую галерею по-своему ярких личностей. Это и типичные представители лагеря «отцов» - Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, образованные и глубоко интеллигентные люди, и яркие и самобытные приверженцы «молодой» идеи, как, например, главный герой романа Евгений Базаров.

Но, как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив той обстановки в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев открывает перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. Последняя занимает особое место в произведении писателя, выступая в роли едва ли не главного персонажа романа.

Практически все произведения Тургенева отличаются великолепными пейзажными зарисовками. На страницах его прозы можно встретить массу описаний, подобных следующему: «Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы».

И на фоне прекрасной природы Тургенев в романе «Отцы и дети» рисует картину действительности: русскую деревню с «низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», с «покривившимися молотильными сарайчиками с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротцами», с ее невежеством, бескультурьем, нищетой и полной разрухой.

Резко контрастирует со столь неприглядными картинами быт аристократов: Николай Петрович играет на виолончели в то время, когда голодные и нищие крестьяне, доведенные до отчаяния, «готовы себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Рядом с запущенными и полуразвалившимися домиками крестьян мы видим сад Кирсановых с клумбами, с «беседкой из сиреней и акаций», где иногда пили чай и обедали, с дорожками, вымощенными камнем.

Подобного рода противопоставления заметны и в бытовых зарисовках. Изящному кабинету Павла Петровича с «красивыми обоями дикого цвета и с развешанным оружием на пестром персидском ковре», с ореховою мебелью, библиотекой, бронзовыми статуэтками и камином противопоставляются ветхие избенки с провалившимися крышами, разрушенными заборами, за которыми, как замечает Базаров, прячутся «скот плохой и лошади разбитые».

Главный герой - нигилист, «новый человек» - Евгений Базаров заявляет: «Природа не храм, а мастерская». Однако этим словам сам Тургенев не раз дает опровержение. Так как действие романа происходит в деревне, то наряду с поистине ужасными картинами быта автор рисует целую галерею великолепных пейзажей: леса, поля, овраги...

Эти картины подспудно убеждают нас в ложности убеждений Базарова: природа - храм, а отнюдь не мастерская. И только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку истинное счастье. Тургенев с особой нежностью создает образ Николая Петровича Кирсанова - человека, замечающего и обожающего красоту природы, не понимающего, «как можно не сочувствовать природе»



Задумываясь над финалом романа, невольно приходишь к следующему выводу: Пушкин и игра на виолончели гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова. Скоропостижная смерть героя заставляет задуматься: «А нужен ли был такой человек своей эпохе?»

Описывая могилу Базарова, так яростно отрицавшего природу, Тургенев снова рисует пейзаж: «Но между ними (могилами) есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по ее краям». Только непритязательные ели способны прижиться на земле, под которой покоится тело человека, отрицавшего величие природы - самого удивительного из всего того, что есть на свете.

Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является борьба двух противоположных «лагерей»: либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов

27.64kb.

10 09 2014
1 стр.


Тургенев и с. Образы «отцов» в романе и с. тургенева «отцы и дети»

Основной конфликт романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключается в идейном столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического

52.68kb.

10 09 2014
1 стр.


Н. С. Лебедева роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» Материалы для выпускников школ и абитуриентов

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Материалы для выпускников школ и абитуриентов. Нижний Новгород, 2008, 17 с

222.03kb.

08 10 2014
1 стр.


Тургенев и с. Проблема положительного героя в романе и с. тургенева «отцы и дети»
53.26kb.

10 09 2014
1 стр.


Лекция 15. Развитие темы нигилизма от Тургенева к Гончарову. Роман "Отцы и дети" Тургенев писал очень быстро

Роман “Отцы и дети” Тургенев писал очень быстро (на одном дыхании) и закончил работу в один год и том же 1861 году роман вышел. В романе Тургенев впервые ввел сам этот термин “ниги

105.73kb.

10 09 2014
1 стр.


Базлова Н. Ю. кафедра зарубежной литературы

Диалогизм романа Д. Дидро «Жак-фаталист и его Хозяин» в аспекте специфики жанра философского романа

85.55kb.

08 10 2014
1 стр.


Роль математических символов и знаков в реализации идеи романа Е. Замятина

Тема работы: роль математических символов и знаков в реализации идеи романа Е. Замятина

21.61kb.

08 10 2014
1 стр.


Тургенев и с. Роман и с. тургенева «отцы и дети» в русской критике

Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по с

44.16kb.

08 10 2014
1 стр.