Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЭЛЕТИВНОМУ КУРСУ «Романтическая литература 19 века» (10-11 класс)
Тема: «РОМАНТИЗМ КАК МИРООЩУШЕНИЕ
Цель: погрузив учащихся в мир романтических ощущений, дать им почувствовать их красоту и помочь через выполнение творческих заданий ощутить собственное вдохновение и возможность творчества.
Ход:
Слово учителя.

  1. «Жизнь в быстротечном времени срывает с души нашей восклицания, вздохи, полумысли, получувства, которые имеют ту значительность, что «сошли» прямо с души, без переработки… Просто – «душа живет»… т. е. «жила», «дохнула». Это слова нашего земляка, русского философа и писателя Василия Васильевича Розанова.

Как редко бывают такие мгновения. Я буду счастлива, если сегодня в течение нашего разговора ваша душа «дохнет». Ведь тема для размышления «Романтизм как мироощущение».
2. Звучит романс М. Глинки на слова К. Батюшкова «Мой гений».

Поет ученица под гитару.


3. Учитель.
Слушая романс Глинки на слова К. Батюшкова «Мой гений», мы снова прикоснулись к удивительному миру, который существует в нашей русской литературе, - миру романтических чувств и настроений. Чего только не говорили и не писали о романтизме! Он – и «живописный хаос», и «абстрактная мечта», и «поэтическая объективность», и «экзальтированная любовь к старине». Он – и «естественное выражение человеческих чувств», и «гениальный предшественник реализма».
4. А как вы понимаете, что такое романтизм?

Учащиеся дают свои определения.


5. Учитель.

Наука знает свыше 10000 определений романтизма. Но самое короткое принадлежит, бесспорно, В. А. Жуковскому: «Романтизм – это душа». Душа… Давайте обратимся к нашей душе, доверимся ей. Она подскажет, что же в романтическом мире русских поэтов близко вам, интересно.

Так что же?

Примерные ответы:

-Возможность раскрепощения человеческого духа.

-Освобождение творческой мысли от стереотипов.

-Самое интересное – это герой романтических произведений.
6.Учитель.

Давайте попробуем создать психологическую модель романтической личности, определив ее основные качества.

Работа с классом, учитель ведет запись на доске:

-Неудовлетворенность действительностью, разочарованность.

-Мечтательность.

-Стремление к возвышенному идеалу.

-Отрицание покоя и материального благополучия.

-Готовность к борьбе против зла.

-Напряженность духовной жизни.

-Одиночество.

-Вера в какие-то высшие, роковые силы.

Какое из этих качеств вы бы назвали главным, «сердцем» романтической личности?



«В мечте главное счастье человека». К.Батюшков.

А теперь попробуем воссоздать внешний облик романтической личности, в которой так много особенного.

Две группы ребят, помня о том, что внешний облик - выражение внутреннего состояния, пытались представить себе романтическую личность и обосновать свое представление о ней. Давайте посмотрим, что же у них получилось.

- Образ романтического поэта (на основании стихотворения

Д.Веневитинова «Поэт»).

- Женский образ (стихотворения Баратынского «Очарованье красоты…»,

«На кровы ближнего селенья…», «Не ослеплен я музою моею…», поэмы

Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы»).


7. Вывод учителя.

Разные образы, а суть одна – непохожесть на других, что-то особенное, глубина внутреннего мира, мечта о возвышенном идеале, т.е. вы выразили главное в романтическом герое.


8. Учитель.

Сложность такой личности раскрывалась через богатство ее связей в мире, и прежде всего через отношение к природе.

Романтики стремились к облику природы, которая не сведена к сухой формуле. Они искали меняющегося, индивидуального, свежего.

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал…

А.С.Пушкин «Отрывки из путешествия Онегина».
Природа и человек у романтиков были своеобразны, оригинальны, неповторимы. Группа ребят-художников, опираясь на прочитанные нами на уроках произведения русских поэтов-романтиков, попробовала воссоздать романтический пейзаж.

Им слово.

Ребята показывают и поясняют свои работы.
9. Учитель.

В начале урока прозвучали слова К.Батюшкова «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…». Человек, наделенный романтическим ощущением жизни, действительно обладает своеобразными чувствами.

- В чем их особенность, по вашему мнению?

Чувства романтика глубоки, максимальны в проявлении, сложны.

Давайте попробуем пережить подобные чувства. А помогут вам ребята, которые покажут сцену объяснения Тамары и Демона из поэмы Лермонтова «Демон».

(Текст отрывка дается с некоторыми сокращениями)


Тамара
О! Кто ты? Речь твоя опасна!

Тебя послал мне ад иль рай?

Чего ты хочешь?..
Демон
Ты прекрасна!
Тамара
Но молви, кто ты? Отвечай…
Демон
Я раб твой, - я тебя люблю!

Лишь только я тебя увидел –

И тайно вдруг возненавидел

Бессмертие и власть мою…

Что без тебя мне эта вечность?

Пустые звучные слова,

Обширный храм – без божества!
Тамара
Оставь меня, о дух лукавый!

Молчи, не верю я врагу…

Творец… Увы! Я не могу

Молиться… гибельной отравой

Мой ум слабеющий объят!

Послушай, ты меня погубишь:

Твои слова – огонь и яд…

Скажи, зачем меня ты любишь!


Демон
Мой рай, мой ад в твоих очах,

Люблю тебя не здешней страстью,

Как полюбить не сможешь ты,

Всем упоением, всей властью…


Тамара
Зачем мне знать твои печали,

Зачем ты жалуешься мне?

Ты согрешил…
Демон
Против тебя ли?
Тамара
Нас могут слышать!..
Демон
Мы одне.
Тамара
А Бог!
Демон
На нас не кинет взглядом:

Он занят небом, не землей!


Тамара
А наказанья, муки ада?
Демон
Так что ж? Ты будешь там со мной.
Тамара
Нет! Дай мне клятву роковую…

Скажи, - ты видишь: я тоскую…

Клянися мне…от злых стяжаний

Отречься ныне дай обет.


Демон
Клянусь любовию моей:

Я отрекся от старой мести,

Я отрекся от гордых дум;

Отныне яд коварной лести

Ничей уж не встревожит ум;

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добру.

Твоей любви я жду, как дара,

И вечность дам тебе за миг;

В любви, как в злобе, верь, Тамара,

Я неизменен и велик.

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное –

Люби меня !


10. Учитель.

- Итак, какие чувства испытывает Демон, и удалось ли Сергею (ученику) передать их?

Жажду любви, страдания от своего гордого одиночества, желания гармонии с природой и миром.

- А что вы скажете о чувствах Тамары и игре Оксаны (ученицы) ?

Тоска по чистой любви, страх быть обманутым, жалость и сочувствие к своему собеседнику.
11. Романтическое ощущение жизни часто связано с поэзией.
Попробуем хоть на несколько минут стать поэтами-романтиками. Каждой группе предлагаются рифмы с выбором романтических слов. Ваша задача – написать четверостишие.
Очарование Желания Ты

Ты Мечты Мечты

Воспоминание Страдания Забыл

Мечты Ты Любил


Послушаем, что же у вас получилось (Творческое чтение)


- А.А.Блок писал, что романтизм – это определенный «способ жить». Чему мы можем поучиться у наших поэтов-романтиков?

Воспитывать, развивать свой внутренний мир. Стремиться к гармонии.

- Почему романтически воспринимающий жизнь человек всегда был неудобен властям? Почему романтическую литературу старались как можно меньше включать в программы для чтения молодых?

Потому что поведение романтической личности непредсказуемо. Трагическое осознание несправедливо устроенной жизни, как социальной, так и нравственной, может заставить романтика замкнуться в себе, уйти в мир таинственного, идеального, как это случилось с Жуковским, а может привести к правому бунту против этого уклада жизни, как это было с декабристами Кюхельбекером и Рылеевым.

Романтизм способствует формированию личности неординарной, яркой. Такие люди у нас в России совсем в недавнем времени мечтали строить общество коллективистов.

- А как вы относитесь к романтическому мироощущению? Принимаете ли вы его, считаете ли его необходимым современному русскому человеку?


Письменная работа.
12. Учитель.

Зачитайте свои размышления.

Я ощутила, что ваша душа «дохнула». И какая она у вас светлая, верующая в мечту и вдохновение. И это здорово, что вам иногда хочется посмотреть на мир глазами романтика, научиться видеть красоту.
13. Домашнее задание:
Размышление – зачет (на выбор):

-Согласны ли вы с мыслью А.Блока, что романтизм – это «способ жить»?



-Что может человек, обладающий романтическим мироощущением, изменить в нашей сегодняшней жизни?

-Согласны ли вы с В.В.Розановым: «Русский мечтатель…существует для разговоров. Не для дела же?».

Романтизм как мироощушение

Методическая разработка урока по элетивному курсу «Романтическая литература 19 века» (10-11 класс)

68.67kb.

08 10 2014
1 стр.


Романтизм в русской литературе

Шлегеля и Ф. Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма

16.67kb.

08 10 2014
1 стр.


Романтизм в литературе Выполнил(а): Жукова Ирина
321.19kb.

08 10 2014
1 стр.


Реферат романтизм в творчестве А. С. Пушкина

Тема романтизма мне нравится, как в творчестве А. С. Пушкина, так и романтизма в целом. Мне очень интересно романтическое направление, а Пушкин- главный русский писатель-романтик,

280.94kb.

08 10 2014
1 стр.


Литература. Гомбрих Э. История искусства. М.: Издательство аст, 1998. 688 с

Тема IV. Классицизм и романтизм в европейской художественной культуре Нового времени

42.34kb.

14 12 2014
1 стр.


Твардовский Александр Трифинович (1910-1971)- русский советский поэт поэма

Охватывает множество жанров — реализм, романтизм, юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др

245.51kb.

16 12 2014
1 стр.


Немецкий романтизм и формирование консервативной идеи

Защита состоится «06» октября 2006 года в 09. 00 часов на заседании диссертационного совета к 307. 009. 01 в Мурманском государственном техническом университете

365.44kb.

14 12 2014
1 стр.


Романтизм 1

Европе и Великой Французской революции в начале XIX века наступил спад и всеобщее разочарование. Рухнула империя Наполеона, он сослан… Если в эпоху просвещения сама жизнь вдохновля

12.79kb.

08 10 2014
1 стр.