Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Истринский профессиональный колледж

Московской области

«Россия - Родина моя»

Практико-значимый проект

по итогам курсов повышения квалификации

«Особенности методики преподавания в начальных классах

в условиях новой парадигмы образования.

Выполнила

Учитель музыки МБОУ ТСОШ № 1

Рузский район, Тучково

Акопджанова Н. А.

Проверил:

Дата защиты:

Истра , 2012.

Проект « Россия-Родина моя»

Предмет - «Музыка» , по программе Е.Д. Критской,

Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Введение:

Отношение к своей Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям воспитываются с детства. Идея патриотического воспитания не утратила своего гуманистического, общечеловеческого смысла. Ребенок может и должен искать и находить в своем сознании, в своем сердце, в своей душе те струны, которые связывают его крепкими узами с родным домом, родителями, друзьями, школой. Учитель музыки в этом « труде души» должен стать мудрым посредником, раскрывающим детям глубокий смысл понятия «Родин , через эмоционально –открытое , позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства , как материнство , любовь, добро , счастье , дружба. Если записать на доске три слова: РОДина-приРОДа-наРОД , то учащимся станет очевидной общность этих слов, понятным смысл выражений, так часто употребляемых нами : «родные места» , «родительский дом», «откуда ты родом?» . В музыке нашего народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли . Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силу в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь… Тема данного проекта «Россия-Родина моя», актуальна в наше сложное время. Она связана с формированием чувств патриотизма и любви к своей Родине, так как: - Помогает расширять музыкальное пространство учащихся. – Способствует духовному росту учащихся. – Создает условия формирования интереса к истории своего народа, традициям , культуре России. – Формирует навыки пропаганды музыкального искусства России. – Воспитывает бережное и уважительное отношение к народному творчеству.

При подготовке и реализации данного проекта использована методология Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой , Т.С.Шмагиной , суть которой сводится к следующему: «Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального образования должен быть поставлен не столько на приобретение теоретических знаний , сколько на расширение его эмоционального отклика на музыку , формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным является не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования-пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др.» Из этого вытекает художественно - педагогическая идея данного проекта: создать музыкально-художественное пространство для решения творческой задачи с целью знакомства с музыкальной культурой России.



Цель проекта – знакомство учащихся с музыкальной культурой России, формирование любви к русской музыке и потребности общения с ней; воспитание музыкальных интересов и вкусов, развитие музыкально-творческих способностей учащихся.

Задачи проекта: - Воспитание интереса и любви к музыкальной культуре России. – Формирование художественного вкуса. – Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов русской музыкальной культуры.

– Знакомство с русской народной песней. – Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. – Формирование музыкальной культуры учащихся. – Развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музык , хоровое пение, игра на простейших музыкальных инструментах.



Планируемые результаты. При изучении темы проекта «Россия-Родина моя», учащиеся должны научиться: - Испытывать чувство гордости за музыкальную культуру своего народа. – Воспринимать народную музыку, как способ выражения чувств и мыслей человека. – Эмоционально откликаться на народную музыку, выражая свое отношение к ней в различных видах деятельности. – Узнавать характерные особенности русской народной музыки. – Знать русские народные музыкальные инструменты. – Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого , коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. В данном проекте «Россия-Родина моя», в рамках преподавания предмета «Музыка» в начальной школе, представлены 3 методических разработки уроков музыки во 2, 3, 4 классах.

Первый урок на тему: « Россия-Родина моя». 2 класс. Второй урок на тему: «Русские народные музыкальные инструменты» 3класс Третий урок на тему: «Русская народная песня» 4 класс.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1



Тема урока.

Решаемые проблемы.


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7






1


«Россия-Родина моя».


Расширить и углубить знания детей о музыкальной культуре России.



Музыка о Родине.

Знать композиторов воспевающих свою Родину, на примере М. П. Мусоргского, (произведение «Рассвет на Москве-реке», из оперы «Хованщина».


Знать природный символ России (береза).
Уметь выразительно исполнять песню « Моя Россия». Г.Струве.



Познавательные:

-Отвечать на простые вопросы учителя, например:

- Какое произведение звучало сегодня на уроке?

- Кто автор данного произведения?

- Какое дерево является символом России?

Регулятивные:

- Понимать смысл инструкций учителя и принимать учебную задачу, например:

- Исполняем песню « Моя Россия».

- Слушаем музыку …



Коммуникативные:

- Вступать в диалог с учителем.

- Уметь работать в хоровом коллективе.

- Формулировать собственное мнение и собственную позицию.




.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я»- как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, народ, историю.

Осознание своей этнической принадлежности




«Россия – Родина моя!»

урок музыки во 2 классе.



Цели: - расширить и углубить знания детей о Родине с помощью музыки;

- разучить песню.



Задачи: - Обучающая: - познакомить учащихся с музыкой о Родине;

- организовать процесс анализа музыкального

произведения;

- Развивающая: - развивать вокально-хоровые навыки;

- развить навыки анализирования музыкального

произведения;

- Воспитательная: - воспитывать в детях нравственные и эстетические

чувства;


- на основе эмоционального восприятия музыки

воспитывать потребность в общении с искусством.

- развивать навыки музыкального восприятия;

Оборудование: - музыкальный центр;

- компьютер, проектор, экран;

- портрет М. П. Мусоргского;

- табличка с ФИО М. П. Мусоргского;

- карточки-картинки для разучивания песни «Моя Россия»

Г. Струве;

- карточка с надписью «Россия бывает разная, но у всех она

одна!»;


- карточка с надписью «Берёза – это символ России!»;

- карточка с надписью «Рассвет на Москве-реке»;

- магниты.

Музыкальный материал: - «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»

- М. П. Мусоргский;

- «Пора начинать» - музыкальная песня-игра;

- «Что мы Родиной зовём?» - В. Степанов;

- «Разминка» - музыкальная физкультминутка;

- «Моя Россия» - Г. Струве;

- «Вместе весело шагать» - В. Шаинский.

План урока: 1. Музыкальная игра «Пора начинать».

2. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя. Беседа о

Родине.

3. Слушание музыки. Просмотр презентации.



4. Анализ музыкального произведения.

5. Разучивание песни.

6. Итог урока.

Ход урока:

1- Дети входят в класс. Находят свои места и садятся за парты. Музыкальная

игра «Пора начинать»



Мы все уже в сборе пора начинать,

Садитесь быстрей и, чур, не отставать.

Закрыли глаза и тихонько сидим,

Пусть мамы поверят, что мы уже спим.

Все глазки моргают вот так и вот так.

Головки кивают вот так и вот так.

Все носиком водят вот так и вот так.

И носик находят вот так и вот так.

Теперь поднимитесь вот так и вот так.

Теперь покружитесь вот так и вот так.

Теперь потянитесь вот так и вот так.

На место садитесь вот так и вот так.

Закрыли глаза и тихонько сидим,

Пусть мамы поверят, что мы снова спим.

Глаза открываем, теперь можно встать

Пора заниматься и в игры играть.

2.Работа по теме урока. Вступительное слово учителя. Беседа о Родине.
- Здравствуйте, ребята! Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что такое

Родина? Что такое Родина для каждого из вас?» (Ответы детей)

- А теперь послушайте песню и скажите, какой главный вопрос задаёт автор

этого произведения? (Пою песню «Что мы Родиной зовём?», см. прил. №1).

- Итак, ребята, вы прослушали песню. Теперь скажите мне, какой вопрос в этой песне вы услышали? (Ответы детей)

- Правильно, молодцы! Так что же мы зовём Родиной? (Ответы детей)

- Всё верно. Родина бывает разная, но у всех она одна! (см. прил. №2). В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь… С давних времён человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и на народном творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу, родную землю, свою Родину в своих произведениях. Вы, наверное, сами знаете, как много стихов, картин, песен о родном крае.

- И жил когда-то, ребята, композитор, которого звали Модест Петрович Мусоргский (Показать портрет, закрепить его на доске вместе с карточкой ФИО композитора; см. прил. №3 и №4). Она написал музыкальное произведение «Рассвет на Москве-реке», которое мы сейчас с вами и послушаем (закрепить на доске карточка с названием произведения; см. прил. № 5). А так же посмотрим картины и фотографии родной природы, родной Земли.



3. Слушание музыки. Просмотр презентации.

- Садитесь на места. Приготовьте свои ушки и глазки. Сейчас мы будем

слушать музыку, и смотреть картины родной природы.


  • Просмотр презентации «Моя Родина».

  • Слушание «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»

М. П. Мусоргский.


  1. Анализ произведения.

- Скажите, ребята, вам понравилась музыка? (Ответы детей)

- А картины? (Ответы детей)

- Какие чувства выражает музыка? (Ответы детей)

- Что она изображает? (Ответы детей) А ещё композитор изображает этой

музыкой облик русских городов с их белокаменными храмами и церквями. И вы, наверное, увидели, когда разглядывали картины во время слушания, что среди всех пейзажей было много церквей и храмов. И произведение «Рассвет на Москве-реке» - это чистый образ Родины.

- А какой у музыки был характер? (Ответы детей)

- Ребята, а вы обратили внимание на последнюю картину? Кто запомнил, что на ней было изображено? (Ответы детей) Скажите, ребята, а почему художник нарисовал девушку именно с берёзой? Что значит для русского человека это дерево? (Ответы детей)

- Берёза – это символ России! (прикрепить к доске карточку с этой надписью; см. прил. № 6)



  1. Разучивание песни.

- Скажите мне, ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Ответы детей)

- Правильно, Россия. И сегодня мы с вами разучим песню, которая так и

называется «Моя Россия» композитор Георгий Струве. (см. прил. № 7)

- Я вам её спою, а вы послушайте. (Слушание песни в исполнении учителя)

- Вам понравилась песня? (Ответы детей)

- Кто запомнил её название и композитора? (Ответы детей)

- О чём эта песня? Какие строчки или, может быть, слова вы запомнили?

(Ответы детей)

- Хорошо, молодцы! Внимательные слушатели! А разучить песню нам с вами

помогут карточки-картинки. С помощью них вы легко и быстро запомните

слова. (см. прил. № 8)

1. Разучивание 1 куплета и припева по картинкам в медленном темпе без

сопровождения.

2. Показывать рукой движение мелодии. (Дирижирование)

3. Пение по цепочке с помощью учителя: один ребёнок поёт первую

строчку; второй – вторую и т. д.

4. Поют все вместе 1 куплет и припев.

5. Разучивание второго куплета по картинкам в медленном темпе.

6. Поют все вместе стоя два куплета и припев с сопровождением.

7. Если останется время можно спеть так: солист или дуэт запевает первый куплет, припев поют все вместе.

- Ребята, вам понравилось как вы спели? (Ответы детей)



  1. Итог урока.

- Скажите, ребята, какой теме сегодня был посвящён наш урок? (Ответы

детей)

- Какое музыкальное произведение вы на уроке сегодня послушали? Как оно

называется? Кто его композитор? (Ответы детей0

- Какое дерево является символом России? (Ответы детей)

- А сейчас каждый желающий ещё раз скажет нам, что значит Родина для него.

Начинать ваш ответ вы будете с таких слов: « Для меня Родина – это…»



(Ответы детей)

- Вам понравился сегодняшний урок? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо работали. Внимательно слушали

музыку, отвечали на мои вопросы.

- А домашнее задание вам будет такое: дома нарисуйте, пожалуйста, картину

«Россия – Родина моя!»

Выход детей из класса по рядам под песню «Вместе весело шагать».



Тема урока.

Решаемые проблемы.


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7







1

Музыкальные инструменты России

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Музыкальные инструменты:

Гусли, домбра, балалайка, свирель, рожок, деревянные ложки, трещетки, бубен, гармоника.

- Слушать и различать звучание русских народных инструментов.

- Уметь исполнять элементарные музыкальные фрагменты на простейших русских народных музыкальных инструментах.

-Знать звучание оркестра русских народных инструментов.



Познавательные:

- Использовать общие приемы решения задачи.

- Уметь выразительно музицировать на простейших музыкальных инструментах.

Регулятивные:

- Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

- Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

- Преобразовывать познавательную задачу в практическую.



-Коммуникативные:

- Уметь работать в творческом коллективе.

-Определять общую цель и путь ее достижения.



.Чувство сопричастностии гордости за культурное наследие своего народа , уважительное отношение к культуре других народов.

Наличие эмоционального отношения к музыкальному искусству России.

Адекватная мотивация учебной деятельности-

Я - исполнитель!

Я - слушатель!


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

«Русские народные музыкальные инструменты»

Урок музыки в 3 классе.

Тема урока: Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

Цель урока: - расширение музыкального кругозора учащихся

-знакомство с русскими народными инструментами и

историей их появления;

-закрепление навыков игры на народных инструментах;

-нравственное воспитание уч-ся, развитие патриоти-

ческих чувств.

- вовлечение в совместное творчество

Оборудование: русские народные инструменты, плакаты с изобра-

жением русских народных инструментов, аудио-видео и

грамзаписи.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения: беседа, метод забегания вперед и возвращения

назад.


План урока:

1. Вводно-мотивационный момент.

2.Введение в тему урока.
-знакомство с русскими народными инструментами

-слушание музыкальных фрагментов

3.Практическая работа

- игра на народных инструментах

- музыкально – ритмическая зарядка

4.Обобщение пройденного материала по теме: «Музыка моего народа.

Оркестр русских народных инструментов. Разновидности оркестров».

5. Работа над песней

- вокально-хоровая работа над рус. нар. песней «Перед весной».

6.Заключительный этап урока.

-подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока.

1 - Вход в класс под рус. нар .музыку «Светит месяц». (Трэк 1)

- подготовка тетрадей, дневников, запись темы с доски.

2.Здравствуйте, ребята! сегодня мы с вами продолжим разговор на тему «Музыка моего народа» и говорить будем об оркестре русских народных инструментов.

Мы с вами знаем уже некоторые виды оркестров. Назовите - какие? (симфонический, духовой, эстрадно - духовой )

Самый большой - симфонический оркестр. Скажите, на какие группы мы можем разделить все инструменты симфонического оркестра? (струнные, духовые (деревянные и медные) , ударные) .

В оркестре русских народных инструментов их тоже три – струнные, духовые и ударные. А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.

Какие инструменты называются струнными? Как можно играть по струнам? (струны натянуты на раму или резонатор, звук извлекается щипком пальцами или медиатором, или смычком).

-.Русские гусли (запись в тетрадь, карточка с названием на доску). Показ инструмента. (Слайд 1)

Пальцы скорые, струны тонкие,

Отзываются гусли звонкие.

Песня длинная, песня славная,

Вся былинная, стародавняя.

Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли. Кто может назвать их? (фильм-сказка «Марья-искусница», Cказание про новгородского купца Садко).

Кто может рассказать про Садко? ( новгородский купец, замечательно играющий на гуслях. Попав в подводное царство своей игрой пленяет морскую царевну и она помогает ему вернуться на землю, домой)Слайд № 2.

Что из себя представляет инструмент? - доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна. Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. (Слайд №3) Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок). Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» - гудеть. (гусло – гудела струна). Самые древние гусли – звончатые. В наше время появились разные варианты гуслей (щипковые, клавишные). ( Слушание музыки Трек №2).

- Домра (запись в тетрадь, карточку на доску) – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра. ( Слайд №4).

В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления . Кто знает, как называли таких артистов? –правильно, скоморохи.(Слайд №5)

Скоморох настроит домру,

Скоморох достанет дудку,

И людей честных и добрых

Рассмешит веселой шуткой.

Играли скоморохи на домре косточкой или перышком.

Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить ког- нибудь. Позволяли себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось. Лишь в самом конце 19в. нашелся инструмент в российской глубинке, да остались изображения на рисунках и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев смог возродить этот инструмент.

(Слушание . Трек №2)

Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У русских это балалайка.

- Балалайка ( тетрадь-доска - показ инструмента .Слайд №7)

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. В 1887 г. В.В.Андреев ( Слайд №8) организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется « Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева».

Что-то вас давно не слышно,

Три заливистых струны?

Говорят из моды вышли

Песни русской старины!..

С удалым народным сердцем

Ты сроднилась неспроста!

Балалайка, балалайка,-

Ты не смолкнешь никогда!

Ну, кленовая, поддай-ка!

Растревожь меня вконец,

Баловная балалайка,

Деревянный бубенец! (И.Кобзев)

(Слушание музыки) Трек № 2

Духовые инструменты. Как вы думаете, почему они так называются? (Звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие.)

Большинство русских народных духовых инструментов – из дерева.(свирель, брелка, свистки, рожок) Слайд №9.

-Жалейка (запись в тетрадь, на доске карточка, показ инструмента)

Жалейку смастерить –

Простое дело.

Всего и нужно –

Бузина да нож.

Но чтоб она

В руках твоих жалела,

Тут важно,

Что ты в трубочку вдохнешь. ( И. Таяновский)

Это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. Тембр ( что это такое?) жалейки – пронзительный, гнусавый. Самый близкий ее родственник - пастуший рожок. К концу дудочки приделан рожок, он делает звук сильней.

На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. (Слайд №10)

За лес тихонько солнце село,

Туман спустился на лужок,

Жалейка жалобно запела,

Грустит о чем-то пастушок.

(слушание музыки)Трек №2

Ребята, а из чего можно сделать свистульки?( как из дерева, так и из глины.) Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух. В середине 18 века в Тамбовской области своими свистульками славились мастера гончарных дел Епифан Гриднев и Филипп Алабьев.(Слайд№ 11)

На крылечке я сидел

И в свистульку я свистел.

Воробей меня услышал-

На крылечко прилетел.

Он чирикал, я свистел.

(слушание звучания инструмента) Трек №2.

- Ударные инструменты ( бубен, ложки, трещотки) (-Тетрадь, доска, показ инструментов.) Почему так называются? ( звук извлекается от удара по их поверхности). Возникли раньше всех.

-Ложки. Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.(Слайд №12)

- Трещотки. Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.(показ инструмента)

- Бубен просто встряхивают, треугольник ударяют палочкой.(показ инструмента)

Все эти инструменты вам немного знакомы, а что это за инструмент?

- (показываю рубель). Ребята, это рубель. В старину его использовали, в первую очередь, как утюг, им гладили белье (показать как)

Сначала ложкой съел я кашку,

Погладил рубелем рубашку,

Потом на рубеле и ложках

Я вам сыграл еще немножко.

(слушание музыки) Трек №2 Слайд №13.

- Гармоники (общее название гармошки и баяна – они родственники) - запись в тетрадь, карточка на доску, (Слайд №14).

Изобретена была в Германии, но в России преобразилась, словно заново родилась, и получила новые имена. Быстро распространилась по всему свету. В Россию вначале привозили как сувениры. Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейник Сизов услышал необычный инструмент, купил его, дома разобрал и сам сделал похожий. Позже стали делать гармони и в др. городах. В каждой губернии делали свои гармони, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и др. Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях.(Слайд №15)

Меха – та часть, что сдувается и раздувается, - из картона, кожи и жестких рамок. Звук - от движения воздуха.

Инструмент и носить легко и играть на ходу можно.

- Баян – усовершенствованная гармонь, звук мощнее, интереснее.

Баян – потомок удалой гармошки.

Назван так в честь русского певца.

И сыплют дробью русские сапожки

Под чистый звук баяна – молодца.

(слушание оркестра русских народных инструментов) Трек №2 Слайд № 16

У нас в городе есть замечательный оркестр русских народных инструментов « Россияне». Многие из вас уже ходили на концерты этого оркестра, а остальным мы советуем обязательно послушать выступления «Россиян». Оркестр участвует во многих конкурсах и известен не только в нашей области. (Показать изображение оркестра «Россияне».)Слайд № 17 Трек №3

3. А теперь мы попробуем сами исполнить на инструментах вариации на русскую народную песню «Светит месяц».

(раздаю инструменты, показываю как на них играть, определяем ритм и динамику каждой вариации)

Исполнение под музыку. (Трек №1 )

Молодцы, ребята. А теперь, положите инструменты на парты и давайте мы с вами под эту же музыку сделаем несколько танцевальных (плясовых) движений. ( ритмическая гимнастика + разучивание новых движений). Трек №1)

4. А теперь займемся вокальной работой.

Сегодня мы начнем разучивать русскую народную песню «Перед весной». (Прослушивание песни в исполнении учителя; работа с текстом; Работа над мелодическим движением - скачки, постепенное движение; исполнение по группам и всем классом). Трек №4

5.Заключение.

О чем говорили на уроке, чем занимались, что нового узнали?

Выставление оценок. Выход из класса под русскую нар. песню «Светит месяц». (Трек № 1)

Текст русской народной песни «Перед весной»

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Люли-люли проходит,

Люли-люли проходит.

Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит.

Люли-люли приводит,

Люли-люли приводит.

Встает солнышко пораньше,

Светит красное подольше,

Люли, люли подольше,

Люли, люли подольше!

Теплый луч на снег бросает,

От него снежок растает,

Люли, люли растает,

Люли, люли растает!

Почернеет на дорожках,

Побежит ручьем в канавках,

Люли, люли в канавках,

Люли, люли в канавках.

Прощай саночки-конёчки -

Наши зимние дружочки.

Люли-люли дружочки,

Люли-люли дружочки.

Прощай, зимушка-старушка,

Ты, седая холодушка.

Люли-люли холодушка,

Люли-люли холодушка.

Приложение №3





Тема урока.

Решаемые проблемы.


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7







1.

"Русская народная песня"

Знакомство с русской народной песней, ее жанрами, особенностями

Народная песня. Жанры народных песен.

- Уметь внимательно, вдумчиво слушать русскую народную песню. - Выразительно исполнять русскую народную песню. - Знать жанры русских народных песен.

Познавательные: - уметь ярко и выразительно исполнять русскую народную песню. - уметь вдумчиво, внимательно слушать русскую народную песню. - уметь отвечать на вопросы: - каковы особенности русской народной песни? - какие вы знаете жанры русских народных песен? Регулятивные: - выполнять инструкцию, например: слушаем и определяем к какому жанру относится русская народная песня. - выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Коммуникативные: - уметь работать в творческом коллективе. - уметь исполнять русскую народную песню в хоровом коллективе и сольно. - адекватно оценивать собственное поведение в процессе исполнения русской народной песни.

Наличие эмоционального отношения к творчеству. Адекватная мотивация учебной деятельности: Я - исполнитель! Я - слушатель! Формирование внутренней позиции, эмоциональное развитие и сопереживание.


«Русская народная песня».

Урок музыки в 4 классе.

Тема: «Русская народная песня».

Цель: способствовать закреплению материала по теме «Русская народная песня».

Задачи:

- Развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные произведения; обобщать изученный материал.

- Воспитывать любовь к музыке.

-Прививать интерес к русскому народному творчеству.



Музыкальный материал:

-Русская народная песня «Ах, вы сени».

-Русская народная песня «Калинка».

-Русская народная песня «В сыром бору тропина».

-Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько».

-Русская народная песня «Во кузнице».

-Русская народная песня «Мак».

-Русская народная песня «Во поле берёза стояла».

-Частушки.

-Русская народная игра «Дрёма».

-Русская народная песня «Светит месяц» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

--Русская народная песня «Солдатушки».



Наглядно-методические пособия:

-Русские народные инструменты: трещётки, колотушка, рубель, коробочка, ложки и т.д.



Ход урока:

Дети входят в кабинет, рассаживаются по местам.

Звучит музыкальное приветствие.

Учитель: садитесь. Начнём урок.

Ребята, послушайте, пожалуйста, фрагменты музыкальных произведений.

(Звучат фрагменты русских народных песен «Ах, вы сени», «Калинка», «В сыром бору тропина».

Кто узнал эти произведения?



Ответы детей.

Учитель: как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке7

Дети: о русской народной песне.

Учитель: молодцы! Давайте мы сегодня проведём с вами необычный урок, урок-путешествие. И посвятим его русской народной песне.

(Учитель вывешивает на доску опорную карточку «Русская народная песня»).

Как вы думаете, с какой целью мы проводим этот урок?

Дети: обобщить свои знания, показать чему мы научились, что узнали.

Учитель: молодцы! Вы правильно поставили задачи урока. Мы должны с вами сегодня вспомнить жанры и особенности русской народной песни.

(Учитель вывешивает опорные карточки «Особенности русской народной песни» и «Жанры русской народной песни»).

Ребята, так как у нас урок-путешествие, мы сегодня путешественники. Ваша роль - деревенские жители. Вы готовы?

Дети: да!

Учитель: ребята, а кто из вас был в деревне, отдыхал? Отличается ли чем то жизнь деревенского жителя от городского? Чем?

Ответы детей.

Учитель: мы начнём своё утро с песни.

(Учитель и дети исполняют a cappella русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько»).

Как вы думаете, ребята, какой жанр у этой песни и какие особенности?

(В беседе выясняются жанр песни(трудовой) и особенности русской народной песни. По ходу учитель вывешивает опорные карточки с названием жанра и особенности русской народной песни, которые дети назвали).

Молодцы! Сельские жители проснулись, пора и за работу приниматься!

(Учитель обращает внимание детей на пословицу: «Беседа дорогу коротает, а песня работу». В беседе с учениками выясняется смысл пословицы).

Где мог трудиться деревенский житель?

Ответы детей.

(Учитель исполняет русскую народную песню «Во кузнице», выясняет, кому знакома эта песня, уточняет содержание этой песни, проводит словарную работу с незнакомыми словами. Так же уточняет жанр (трудовой) и особенности песни.

В кузнице трудились мужчины, легко и быстро работали и пели. Мальчики, а вы мне поможете исполнить это произведение? А что бы было интереснее и ярче выступление, мы будем исполнять песню с движениями.(Движения выполняются в соответствии с содержанием песни. Учитель и мальчики исполняют русскую народную песню «Во кузнице».

Молодцы! Славно поработали! Да и девушки тоже не отставали от мужчин, всё в поле работали, а помогала им такая песня, послушайте.

(Учитель исполняет первый куплет русской народной песни «Мак»).

В этой песне много куплетов, но я исполнила только один, далее меняются только слова, а музыка остаётся неизменной. Исполняем песню.

В первом куплете вам встретилось необычное слово, которое мы сейчас не используем в разговорной речи, какое? (голубоцики). Кто мне может сказать, кто это?

Ответы детей.

Учитель :голубоцики - это голуби. Девушка просит голубей, чтобы они слетали, распознали, рассказали ей, как сеют, как растёт, как полют, рвут и едят мак. Давайте мы сейчас исполним эту песню по ролям с девочками. Я буду любопытной девушкой, а вы - голубоцики, которые мне обо всём расскажут. Исполнять песню нам помогут движения.(Разбор движений - как сеют, как растёт и т.д. мак.(Исполнение песни «Мак» учителем и девочками).

Работали все, и стар, и мал. Но были и минутки отдыха. Милые мои, послушайте такую песню. (Учитель играет на фортепиано русскую народную песню «Во поле берёза стояла» без слов.

Ребята, кому знакома эта мелодия? (В беседе с учениками выясняется содержание песни, её жанр (хороводный, лирический) и особенности. Вывешиваются опорные карточки.

Зная особенности русской народной песни, давайте разнообразим наше исполнение и споём её следующим образом:

-второй куплет-a cappella;

-третий и четвёртый - каноном.

(Перед выступлением учитель выясняет, что такое канон(повторение мелодии точь в точь, только с небольшим запозданием). Исполнение песни.

Поработали мы на славу, отдохнули тоже, пора домой возвращаться. Мужчины, женщины, да старики дома оставались, делами занимались. А молодёжь дома не удержишь, на гулянье до зари уходит, а утром опять на работу. Ребята, как вы думаете, какой жанр можно было чаще услышать на посиделках, гуляньях?



Дети: частушки.

Учитель: а что такое частушка? На какую она могла быть тему?

(Выясняется, что это весёлая четырёхстрочная рифмованная песенка. С помощью частушек знакомились, высмеивали недостатки).

Знаем мы частушек много, и споём мы вам немного.

(Исполнение частушек по ролям).

Помимо песен молодёжь играла. С помощью игр молодые люди объяснялись в симпатиях, или не принимали ухаживания.

(Учитель предлагает поиграть в русскую народную игру «Дрёма». Учитель собирает детей в круг, «Дрёма» спит в кругу. Учитель поёт, дети выполняют движения. После игры в беседе выясняется, что игра-это жанр русской народной песни. Обратить внимание, что в этот жанр входят и колыбельные, и считалки, и потешкиРазгулялись, расплясались и не заметили, что ночь наступила.

Послушайте, пожалуйста, музыкальное произведение.

(Звучит аудиозапись русской народной песни «Светит месяц» в исполнении оркестра русских народных инструментов).

(В беседе выясняется жанр песни (плясовой)

Какова форма этого произведения?



Дети: вариация. Одна и та же мелодия, но только каждый раз звучит по новому.

(В беседе уточняется, какие инструменты прозвучали в записи (балалайка, баян, дудочка и т.д.) Учитель предлагает детям самим поиграть на старинных русских народных музыкальных инструментах, демонстрирует колотушку, коробочку, рубель, трещётки; объясняет, что рубель служил в качестве утюга, им разглаживали бельё, трещётками пугали волков, так как раньше вместо музыкальных инструментов использовали любую домашнюю утварь, которой можно было стучать, трещать. Детям предоставляется возможность самим сыграть в шумовой оркестр).



Учитель: ночь на дворе, светит месяц, а дивчинам не спится, ждут своих возлюбленных с дальней стороны, а ребята служат и ждут весточки от своей любимой. Ребята, какую вы знаете русскую народную песню, в которой рассказывается о солдатской службе.

Ответы детей: (если дети не смогут назвать песню «Солдатушки», учитель играет отрывок песни на фортепиано).

(В беседе по содержанию песни выясняется жанр (солдатский), ведётся словарная и разъяснительная работа. Учитель предлагает исполнить песню «Солдатушки» по ролям).



Учитель: вот и подошёл к концу наш урок-путешествие. Вам понравилось быть в роли деревенских жителей?

Вам хотелось бы поделиться впечатлениями об уроке с родителями, друзьями? Что бы вы им рассказали?



Ответы детей.

Учитель: ребята, достигли ли мы задач, которые поставили в начале урока?

Ответы детей.

Учитель: ребята. Проведя такой урок, можно ли сказать, «Где песня льётся, там легче живётся»? Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей.

Учитель: да, где бы ни находился русский человек, куда бы не забросила его судьба, он всегда помнит и любит свою родину, свою музыкальную культуру. Так как вы были сегодня в роли деревенских жителей, я вам приготовила небольшое творческое задание. Я предлагаю написать творческое сочинение «Один день в русском селе».

Спасибо за урок. До свидания.



Заключение.

Цель музыкального образования и воспитания в школе – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Любовь к Родине зарождается в детстве. Данный проект «Россия - Родина моя», дает широкие возможности в разностороннем воспитании и развитии школьников, прививает и воспитывает любовь к Родине, к музыкальной культуре Росси , к родному краю , к историческому прошлому, героям нашей страны. Формирует чувство гордости за музыкальное наследие русского народа.

В результате работы над проектом « Россия-Родина моя», учащимися достигнуты определенные результаты: - Чувство гордости за свою Родину, за российский народ. – Осознание своей этнической и национальной принадлежности, на основе лучших образцов русской народной музыки, а также различных направлений современного музыкального искусства России. – Уважительное отношение к культуре других народов. – Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. – Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. – Владение элементарным музицированием, приобретение навыков игры на простейших музыкальных инструментах и вокально – хоровой работы в классе. – Ориентации в культурном многообразии окружающей действительности; участие в музыкальной жизни класса и школы. – Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. – Развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющегося себя в эмоционально – ценностном отношении к музыкальной культуре России.

Данный проект « Россия-Родина моя», может быть полезен и использован в работе учителями музыки общеобразовательных школ, а также студентами педагогических колледжей и вузов. – Развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к музыкальной культуре России.

Данный проект « Россия – Родина моя», может быть полезен и использован в работе учителями музыки общеобразовательных школ, а также студентами педагогических колледжей и вузов.

Используемая литература:



- Программно-методические материалы «Музыка». Начальная школа. О.А.Еременко. «ДРОФА». Москва.2001 г. – Методическая работа с учебниками « Музыка». 1-4 классы. Е.Д.Критская, Г. П.Сергеева, Т.С.Шмагина. «Просвещение», Москва.2002г. – « Уроки музыки». Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская « Просвещение» ,Москва. 2007 г. –« Уроки музыки в 1-7 классах» . Н.Н. Рябенко. «Айрис Пресс», Москва.2007 - « Современный урок музыки. Творческие приемы и задания». Е.А. Смолина Академия развития. Ярославль.2009г. – Научно-методический журнал « Музыка в школе» - Полная иллюстрированная энциклопедия « Музыка» . Залесская М.К. « Астель», « АСТ». Москва.2011г.

.

Сценарий концертной программы «Россия Родина моя»

Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приветствуем вас на музыкально-поэтическом фестивале «Россия – Родина моя»!

52.1kb.

03 09 2014
1 стр.


Конкурс «Россия Родина моя»

Фотоконкурс «Россия – Родина моя» (далее – Конкурс) проводится в рамках Года истории и посвящен великим Победам русского народа в Отечественных войнах

39.18kb.

13 10 2014
1 стр.


«Россия Родина моя» в старшей группе

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич,, народ, любить, ценить, уважать, символика, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус

57.23kb.

08 10 2014
1 стр.


«Россия Родина моя»

Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, говорим родн

31.59kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок по теме (6-ой час) 87 с. 143 146 87 с. 147 149 88 Самостоятельная работа 88 с. 158 160 88 умк «Перспективная начальная школа»

Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю. Чичкова (сл. К. Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве (сл. Н соловьевой) «Моя Россия» о Родине, о родном крае. Нотная грамота как

9898.82kb.

16 12 2014
63 стр.


Управление образования

Программой развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья – к святыням Отчизны» на 2008-2013 годы, за 2011 год

209.4kb.

25 12 2014
1 стр.


Положение о заочной познавательной викторине «Юг Башкирии – моя Родина» Общие положения

Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи заочной познавательной викторины «Юг Башкирии – моя Родина» (далее Викторина), которая проводится в рамках международной природ

42.12kb.

17 12 2014
1 стр.


«Россия Родина моя»

Способствует духовному росту учащихся. – Создает условия формирования интереса к истории своего народа, традициям, культуре России. – Формирует навыки пропаганды музыкального искус

289.13kb.

12 10 2014
1 стр.