Перейти на главную страницу
Проекты политических реформ и их осуществление»
СОДЕРЖАНИЕ.
При составлении сборника документов главное внимание было уделено источникам, являвшихся важной составляющей внутренней политики государства и общественных настроений в первой четверти XIX века. Это проекты государственных преобразований, которые активно разрабатывались как по инициативе самодержавной власти, так и со стороны общественных сил. Ведущей тема этих проектов – разработка будущей конституции Российской империи. В сборнике уделено внимание и конкретным преобразованиям в области государственного устройства, а именно введению министерств и учреждению Государственного совета.
Одной из наиболее ярких политических и государственных фигур этой эпохи является М.М.Сперанский. В 1808 году император Александр I поручил М.М.Сперанскому составить план государственных преобразований. После активной работы, в ходе которой Сперанский ознакомился и с конституционным опытом Запада, императору в 1809 г. был представлен проект под названием «Введение к уложению государственных законов». Проект вызвал резкое противодействие со стороны правящих кругов. Из всего обширного проекта в жизнь было проведено лишь создание Государственного совета, 1 января 1810 г., и была завершена министерская реформа.
Государственная уставная грамота Российской империи являлась проектом конституции, который был подготовлен по приказу императора Александра I в канцелярии представителя императора при Административном совете Царства Польского Н.Н.Новосильцева. Кроме Н.Н.Новосильцева в создании проекта участвовали чиновники Канцелярии П.А.Вяземский и П.И.Дешан. К осени 1819г. было подготовлено «Краткое изложение основ конституционной хартии Российской империи» (на французском языке), к осени 1820 г. – окончательный вариант Государственной уставной грамоты. Многие ее положения совпадали с положениями Конституции Царства Польского 1815 г., также значительное влияние на ее содержание оказали нормы Французской конституции 1814 г. Конституция в Российской империи так и не была введена при Александре I, а текст Уставной грамоты оставался в строгом секрете от общества. Только в 1831г. во время Польского восстания она была издана польским временным правительством.
По указанию Александра I министром финансов Дмитрием Александровичем Гурьевым в 1815 году была составлена записка «Об устройстве верховных правительств в России». В этой записке Д.А.Гурьев пытался сочетать принцип разделения властей с незыблемостью самодержавия. При обсуждении вопроса об учреждении наместничеств во главе с генерал-губернаторами он предлагал ограничить их функции надзором, так как был против предоставления им административной власти. Д.А.Гурьев обладал значительным влиянием в правительственных кругах, но многие его современники скептически оценивали его государственные способности.
1 января 1810 г. был обнародован Манифест об учреждении Государственного совета, и в тот же год состоялось его открытие. Государственный совет был преобразован из Непременного совета (создан 30.03.1801 г.) в соответствии с «Планом государственных преобразований» М.М.Сперанского. В царствование императора Александра I Государственный совет являлся высшим законосовещательным учреждением Российской империи.
В «Общем учреждении министерств», изданном в 1811 г., устанавливалась типовая структура министерств; определялись степень и пределы власти министров, их взаимодействие с высшими законодательными, административными и судебными органами; расписывался порядок работы министерств с подчиненными им учреждениями; фиксировались обязанности чиновников; вводилось единообразие в делопроизводстве, проверке исполнения и отчетности. Министерская реформ Александра I на многие десятилетия вперед определила облик и характер исполнительной власти в Российской империи.
Среди проектов преобразований государственного устройства, выработанных вне властных структур, выделяются, конечно, конституционные проекты декабристов. В данный сборник вошли в извлечениях три проекта. П.И.Пестель и Н.М.Муравьев приступили к составлению конституционных проектов в 1820 году. Каждым из них было составлено несколько вариантов конституций. Первый вариант проекта П.Пестеля (1822-1823 гг.) носил название «Государственный завет». Второй вариант (1824 г.) получил название «Русская Правда» в память о «Русской правде» Ярослава Мудрого. Этот вариант Конституции дошел до нас в отрывках. «Русская Правда» должна была служить «наказом» Временному революционному правительству, облеченному диктаторской властью сроком на 10 лет, в течение которых оно должно было провести все те преобразования, которые были записаны в «Русской Правде». По плану Пестеля «Русская Правда» состояла из десяти глав. Однако разработать документ в предполагаемом объеме не удалось. На следствии Пестель утверждал, что смог написать лишь не более половины задуманного им текста «Русской Правды». Сохранилось три варианта конституционного проекта Н.Муравьева: найденный у Трубецкого и приложенный к его следственному делу, «пущинский» и так называемый «тюремный». Ни один из вариантов, в отличие от «Русской Правды» Пестеля, не был принят в качестве официальной программы Северного общества и отражал взгляды лишь умеренной группы единомышленников Н.Муравьева. В сборнике публикуется соединенный вариант.
Сборник документов является методическим пособием к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история».
Раздел I. Проекты реформирования государственного строя М.М.Сперанского.
(извлечения)
1809 год.
Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ<…>
Законы государственные определяют отношения частных лиц к государству.
Законы гражданские учреждают отношения лиц между ими.*
*Так, например, закон, налагающий подать или личную службу есть закон государственный, ибо он определяет отношения частного лица к государству, но закон о разделе имуществ между наследниками есть закон гражданский, ибо он установляет отношения между частными людьми.
Законы государственные суть двух родов: один суть преходящие, другие коренные и неподвижные.
Законы преходящие суть те, коими определяется отношение одного или многих лиц к государству в одном каком-либо случае. Таковы суть законы публичной економии, законы мира и войны, уставы полиции и прочее. Они по существу своему должны изменяться по изменению обстоятельств.
Законы коренные, напротив, состоят в началах неподвижных и неизменяемых, с коими все другие законы должны быть соображаемы <…>
Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.<…>
Начало и источник сих сил в народе: ибо они не что другое суть, как нравственные и физические силы людей в отношении их к общежитию. <…>
Чтобы сделать их действующими, надлежало их соединить и привести в равновесие.
Соединенное действие сил составляет державную власть. <…>
III. Предметы коренных законов.
От державной власти возникает закон и его исполнение <…>
Естьли бы права державной власти были неограничены, естьли бы силы государственные соединены были в державной власти в такой степени, что никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое<…>
Законы органические.
Общий предмет преобразования состоит в том, чтоб правление доселе самодержавное, постановить и учредить на непременном законе.
Нельзя основать правление на законе, естьли одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его.
Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении.
Из троякого порядка государственных сил возникает троякий порядок сих установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое – в исполнении, третье – в части судной. Разум все установлений может быть различен.<…>
IV.О разуме законов в правах подданных
<…>Права гражданские, то есть безопасность лица и имущества, суть первое и неотъемлемое достояние всякого человека, входящего в общество.<…>
Гражданская свобода имеет два главных вида: свобода личная и свобода вещественная.
Существо первой состоит в следующих положениях:
1)без суда никто не может быть наказан;
2)никто не обязан отправлять личную службу иначе, как по закону, а не произволу другого.
Существо свободы второго рода, то есть вещественной, основано на следующих положениях:
1)всякий может располагать своею собственностью по произволу сообразно общему закону; без суда никто собственности лишен быть не может;
2)никто не обязан отправлять вещественной службы, ни платить податей и повинностей иначе, как по закону или по условию, а не по произволу другого. <…>
Закон, личную свободу определяющий, не может быть для всех одинаков. Есть род службы, предполагающий особенный образ воспитания и науки, который не может быть совместен со всеми родами промышленности. Такова есть служба высших чинов в порядке судном, в управлении и в войске. <…>
Основание свободы вещественной есть собственность. <…> Право собственности движимой и недвижимой, но не населенной, должно принадлежать всем без различия; <…>
Из сего обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены:
1)права гражданские общие, всем подданным принадлежащие;
2)права гражданские частные, кои должны принадлежать только, кои образом жизни и воспитание к ним будут приуготовлены;
3)права политические, принадлежащие тем, кои имеют собственность.
Из сего происходит следующее разделение состояний:
1)дворянство;
2)люди среднего состояния;
3)народ рабочий. <…>
2)Сверх сих общих прав, дворянство имеет то особенное право, это оно свободно от личной службы очередной, но обязано непременно отправлять оную в гражданском или воинском звании не менее 10-ти лет по своему выбору<…>
3)Дворянство имеет особенное право приобретать недвижимые имения населенные, управляя ими по закону.
4)Дворянство имеет политические права в выборе и представлении, но не иначе, как на основании собственности<…>
2)Личная служба людей среднего состояния определяется по их званиям и промыслам особенным законом.
3)Люди среднего состояния имеют политические права по их собственности. <…>
Состав среднего состояния:
6)Среднее состояние составляется из купцов, мещан и ремесленников, однодворцев и всех поселян, имеющих недвижимую собственность в известном количестве.
3)права народа рабочего
1)Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических.
2)Переход из сего класса в следующий всем отверзт, кто приобрел недвижимую собственность в известном количестве и исполнения все повинности, коими обязан был по прежнему состоянию.
Состав сего класса:
3)К классу рабочего народа причисляются все поместные крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги.
Вторая степень в окружном городе.
Третия – в губернском.
Четвертая – в столице.
В сих четырех степенях силы государственные, образуясь, восходят, наконец, к державной власти и в ней соединяются. <…>
1.Порядок законодательный
степень первая
В волостной думе все голоса равны<…>
В думе наблюдается равенство голосов. <…>
третий степень
Из депутатов окружных дум составляется в губернском городе каждые три года собрание, под имянем губернском думы. <…>
Голоса в губернской думе все равны, и отсутствующие не могут их передать другим <…>
степень четвертая
Из депутатов, представленных от губернской думы, составляется законодательное сословие, под имянем Государственной думы.
Государственная дума есть место, равное Сенату и министерству.
Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце.
Срок действия ее определяется количеством дел, ей предлагаемых. <…>
Председатель Государственной думы избирается из членов ее и утверждается державною властию. <…>
Дела Государственной думе предлагаются от имяни державной власти одним из министров или членов Государственного совета. <…>
степень первая
суд волостной
Существо волостного суда состоит более в мирном разбирательстве гражданских дел через посредников и во взыскании за маловажные полицейские проступки означенных в законе пеней1 и наказаний, нежели в формальном и письменном их производстве. <…>
степень вторая
суд окружной
Суд окружной в порядке окружного2 судопроизводства представляет первоначальное судебное место.
Он делится на два отделения: на гражданское и уголовное <…>
степень третия
суд губернский
Сей суд составляется на тех же началах, как и окружной.
четвертая степень
сенат
Сенат есть верховное судилище для всей империи.
3.порядок исполнительный
Порядок исполнительный, подобно прочим частям, слагается из четырех главных разделений: 1)управление государственное или министерство, 2)управление губернское, 3)окружное и 4)волостное. <…>
1)министерство
Предметы |
Министерства |
I. Внешние сношения |
I. Иностранных дел |
II. Сухопутные силы }охранение внешней безопасности III. Морские силы |
II. Военное III. Морское |
IV. Народная промышленность |
IV. Внутренних дел |
V. Государственные доходы и расходы |
V. Финансов |
VI. Охранение внутренней безопасности |
VI. Полиция |
VII. Суд и расправа |
VII. Юстиции |
[4]. Государственный совет
I. В порядке государственных установлений Совет представляет сословие3, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются. <…>
VI.Министры суть члены Совета по их званию.
VII. В Совете председательствует император или лично, или назначением одного из членов. <…>
IX. Совет разделяется на департаменты:
1) законов;
2) для военных;
3) для гражданских и духовных;
4) государственной економии. <…>
Сперанский М.М. Проекты и записки.
М.-Л., 1961, с.143-221.
1.2. ПРОЕКТ УЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
(составлен М.М. Сперанским)
К уложению государственных законов (составлено М. М. Сперанским) с
11 10 2014
4 стр.
13 10 2014
1 стр.
Российской империи в первой половине XIX века, а так же с достижениями российской науки в это время
26 09 2014
1 стр.
Цели: 1 сформировать представление об основных литературных направлениях русской литературы в первой половине XIX века, выявить их основные особенности
06 10 2014
1 стр.
Александр Сергеевич Грибоедов реалистически изобразил в своей комедии “Горе от ума” жизнь России в первой четверти XIX века. Перед нами предстали живые образы русских людей того вр
01 10 2014
1 стр.
17 12 2014
2 стр.
В первую очередь это касается истории XIX в., так как этот период истории Енисейского казачества наименее изучен
14 12 2014
1 стр.
Березина В. Г. Русская журналистика второй четверти XIX века (1826-1839 гг) Л., 1965
10 09 2014
1 стр.