Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Рост фирмы на основе динамических способностей: результаты эмпирического исследования
Виктория Сарычева

Высшая школа менеджмента
Санкт-Петербургского Государственного Университета

Данная работа представляет собой результат индуктивного эмпирического исследования двух санкт-петербургских компаний – поставщика комплектующих и оборудования для профессионального монтажа «Вюрт Северо-Запад» и розничной книготорговой сети «Буквоед». В работе проверяются гипотезы о роли трансформации бизнес-модели в траектории роста фирмы, а также о влиянии динамических способностей фирмы на ее способность поддерживать устойчивость завоеванных конкурентных преимуществ. В работе делается попытка расширить и одновременно уточнить «область определения» концепции динамических способностей фирмы, а также развить ряд ее положений.
Теоретическая основа исследования
Проблема создания и поддержания конкурентных преимуществ является одной из центральных для теории стратегического управления. Традиционно обеспечение устойчивости конкурентных преимуществ связывается с (1) фактором неопределенности причинно-следственных связей и (2) действием механизмов изоляции [Рамелт, 2006]. Однако представляется, что удержание конкурентных преимуществ за счет неопределенности причинно-следственных связей и действия механизмов изоляции возможно только в краткосрочной (и, возможно, среднесрочной) перспективе. Прежде всего, потому, что в данном случае действия фирмы носят своего рода оборонительный характер и не связаны с проактивным обновлением. Последнее является центральным предметом обсуждения управленческих и экономических дисциплин в последние три десятилетия в ответ на современные вызовы внешней среды, которые носят все менее административный и все более предпринимательский характер [Teece, 1998]. Подобная трактовка окружения бизнеса связана с использованием парадигмы «рыночного процесса» австрийской экономической школы. В понимании Ф. Хайека, И. Кирцнера и других представителей австрийской экономической школы рынки динамичны в том смысле, что конкуренция – это «процедура открытия», связанная с постоянными процессами мобилизации асимметричной информации. Рыночная неопределенность, вызванная непрекращающимся потоком информации и знаний, таит в себе множество потенциальных возможностей для извлечения прибыли, вызывая тем самым образование неравновесных состояний рынка. Для обеспечения устойчивости конкурентного преимущества топ-менеджеры компаний вынуждены постоянно определять неопределенное, проактивно обращаться к ресурсу новизны, которым богата неопределенность. При этом они оказываются в ситуации постоянного когнитивного разрыва, когда существует грань между «ex ante-ценностью актива или рыночной позиции и их ex post-ценностью» [Рамелт, 2006]. Творческое управление подобными когнитивными разрывами состоит в смелом поиске новых комбинаций ресурсов и способностей для освоения существующих и создания новых рыночных возможностей.

Таким образом, на основании приведенных выше посылок можно заключить, что устойчивость конкурентного преимущества фирмы связана с наличием способностей к постоянной поисковой деятельности, к экспериментированию с новыми альтернативами, к изменениям [Марч, 2005; Андреева, Чайка, 2006] (рис.1).

В современной теории стратегического управления концепцией, связывающей воедино эти во многом противоположные управленческие ориентации, является концепция динамических способностей фирмы, которые в общем виде являются способностями к поисковой деятельности. Исходные положения этой концепции были сформулированы в работах Д. Тиса, Г. Пизано, М. Золло, С. Уинтера, К. Эйзенхардт, Дж. Мартина [Тис и др., 2003; Zollo, Winter, 2002; Eisenhardt, Martin, 2000] и других западных исследователей в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Однако начало перспективному подходу исследования развития фирмы через анализ динамического взаимодействия менеджмента и ресурсов было положено Э. Пенроуз [Penrose, 1995]. Посвященная росту фирмы на основе внутриорганизационных факторов, работа Э. Пенроуз трактовала его как физический процесс (увеличение числа сотрудников, усложнение структуры и т.п.). Представляется, что переход от подобной «физической» трактовки роста к «целевому» определению (рост как освоение новых рыночных возможностей) позволит найти новые области пересечения теории роста фирмы Э. Пенроуз и концепции динамических способностей фирмы.



Рисунок 1. Факторы, обеспечивающие устойчивость конкурентного преимущества фирмы

Гипотезы и дизайн исследования


Изначально Д. Тис с соавторами разработал концепцию динамических способностей фирмы на основе анализа «инновационной фирмы в мире шумпетерианской конкуренции» [Тис и др., 2003]. Ученые справедливо заметили, что высокотехнологичным компаниям не достаточно обладать уникальными ресурсами (технологиями, знаниями, ноу-хау), но необходимо также демонстрировать проактивное стратегическое поведение. Однако приведенная выше аргументация позволяет предпринять попытку перенести исходную идею авторов в иной контекст. Можно предположить, что динамические способности необходимы не только на рынках, где инновации являются ключевым параметром конкуренции, но и для компаний, реализующих стратегии активного роста в следующих контекстах:

  • на растущем рынке, когда стоит задача поиска направлений роста и ресурсов для его обеспечения;

  • на стабильном рынке, если она не занимает лидирующего положения, но стремится завоевать уникальное конкурентное преимущество1.

Объектом эмпирического исследования стали две компании, существующих в описанных выше контекстах соответственно. Представляется, что подобный выбор объектов исследования позволит расширить и одновременно уточнить «область определения» концепции динамических способностей фирмы.

Основная гипотеза исследования связана изучением того организационного параметра, изменения в котором являются критически значимыми для обеспечения устойчивости конкурентных преимуществ фирмы в долгосрочной перспективе. В современной терминологии стратегического управления синтетическим понятием, объединяющим ключевые стратегические выборы фирмы (на каких рынках, для каких потребителей и с каким ценностным предложением (value proposition) работать, какой механизм генерирования и присвоения рент использовать для создания и освоения рыночных возможностей), является понятие бизнес-модели [Chesbrough, Rosenbloom, 2002; Magretta, 2002].



Н: поисковая деятельность фирмы, вызывающая трансформацию ее бизнес-модели, обеспечивает устойчивость конкурентного преимущества фирмы в долгосрочной перспективе.

Использование понятия «трансформация бизнес-модели» позволяет говорить о своего рода метаинновациях, которые обладают преимуществом по сравнению, например, с «выведением новых продуктов и услуг» или «развитием новых ключевых компетенций». Новейшая история бизнеса предлагает немало примеров инновационных бизнес-моделей, позволяющих компаниям «взрывать» стабильные рынки2 и генерировать прибыль на основе новых логик создания ценности [Stabel, Fjelstadt, 1998]. Трансформация бизнес-модели создает важнейшие «точки роста» компании в перспективе: поиск комплементарных технологий для основных процессов, расширение сфер приложения организационных компетенций, развитие ценностного предложения, выход на смежные рынки, новые модели взаимодействия с партнерами и т.д.

Если трансформация бизнес-модели создает основу устойчивости конкурентного преимущества, то для его поддержания необходимо не прекращать процесс творческой адаптации на основе поисковой деятельности. В результате эмпирического исследования была поставлена задача выявить и описать механизм поисковой деятельности на основе динамических способностей: какие механизмы (факторы) запускают и поддерживают организационное поведение в логике проактивных стратегических изменений? какую роль при этом играют структурные элементы динамических способностей фирмы?

Результаты исследования

На основе подробного изучения практики и результатов поисковой деятельности двух санкт-петербургских компаний, реализующих стратегии активного роста, были достигнуты следующие результаты:



  • более четко обозначена «область определения» концепции динамических способностей фирмы, аргументирована актуальность ее использования при анализе и интерпретации деятельности фирмы на растущем и стабильном рынках;

  • определена роль трансформации бизнес-модели как отправной точки в обеспечении долгосрочной конкурентоспособности

  • выявлен и описан механизм взаимосвязи динамических способностей фирмы и устойчивости ее конкурентного преимущества.

Помимо решения поставленных исследовательских задач важным результатом работы стала методология индуктивного исследования внутриорганизационных факторов конкурентоспособности фирмы.

Список использованной литературы
Андреева Т.Е., Чайка В.А. 2006. К дискуссии о сущности динамических способностей. Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент (4): 163-174.

Катькало В. С. 2006. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. Дом. С.-Петерб. гос. ун-та.

Ким У. Чан, Моборн М. 2005. Стратегия голубого океана. Как создать свободную нишу и перестать бояться конкурентов. М.: Hippo.

Кристенсен К. М., Овердорф М. 2004. Организационный ответ вызову «подрывных технологий». Российский журнал менеджмента 2 (4): 97-112.

Марч Дж. Дж. 2005. Поисковая деятельность и эксплуатация проверенных приемов в организационном научении. Российский журнал менеджмента 3 (4): 147-168).

Рамелт Р. П. 2006. К стратегической теории фирмы. Вестн. С-Петер. Ун-та. Сер. Менеджмент 1: 83-101.

Тис Д. Дж., Пизано Г., Шуен Э. 2003. Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент (4): 133-183).

Chesbrough G., Rosenbloom R.S. 2002. The role of the business model in capturing value from innovation: Evidence from Xerox Corporation's technology spin-off companies. Industrial and Corporate Change 11 (3): 529-555.

Eisenhardt K. M., Martin J.A. 2000. Dynamic Capabilities: What Are They? Strategic Management Journal 21 (10-11): 1105-1121.

Helfat C.E. 2007. Dynamic Capabilities: Foundations. In: Dynamic Capabilities. Understanding Strategic Organizational Change. Blackwell Publishing.

Magretta J. 2002. Why business models matter? Harvard Business Review, May: 86-92.

Penrose E. 1995. The Theory of the Growth of the Firm, 2nd edition. Oxford University Press, Oxford.

Stabell C.B., Fjelstadt O. D. 1998. Configuring value for competitive advantage: on chains, shops, and networks. Strategic Management Journal 19: 413-437.

Teece D.J. 1998. Capturing Value from Knowledge Assets: The New Economy, Markets for Know-How, and Intangible Assets. California Management Review 40 (3): 55-79.

Teece D.J. 2007. Explicating dynamic capabilities: the nature and microfoundations of (sustainable) enterprise performance. Strategic Management Journal 28: 1319-1350.

Zollo M., Winter S.G. 2002. Deliberate Learning and the Evolution of Dynamic Capabilities. Organization Science 13(3): 339-351.



1 Предполагается, что в обоих случаях компания заинтересована в обеспечении устойчивости достигнутых результатов, что (при принятии парадигмы австрийской экономической школы) потребует регулярной поисковой деятельности.


2 На основе примеров амбициозных, зачастую не обладающих рыночной силой в традиционном Портеровском понимании, компаний, совершавших подобные метаинновации (изменяющие границы отраслей и форматы бизнесов) разработаны, например, концепция подрывных (disruptive) инноваций [Кристенсен, Овердорф, 2004] и концепция «голубого океана» [Ким, Моборн, 2005].

Рост фирмы на основе динамических способностей: результаты эмпирического исследования
70.93kb.

26 09 2014
1 стр.


Организационная культура и соционика результаты эмпирического исследования

В соционике вопрос организационной культуры рассматривали С. В. Савченко А. В. Букалов, О. Б. Карпенко, В. В. Гуленко, В. Д. Ермак, И. Ю. Литвиненко, Е. К. Ломоносова, А. В. Соснов

120.13kb.

13 10 2014
1 стр.


Потенциал социального развития региона: опыт эмпирического исследования

Нир и производственной деятельности Астраханского инженерно-строительного института

188.89kb.

30 09 2014
1 стр.


Причины возникновения интервальных значений в математических систем управления моделях исследования робастной устойчивости

В настоящее время в центре внимания специалистов теории автоматического управления находятся проблемы исследования динамических свойств не полностью определенных объектов

58.49kb.

14 12 2014
1 стр.


B-сплайн база эмпирического метода декомпозиции сигналов машинный перевод

Математические результаты на emd включают Эйлеровы сплайны, как встроенные функции режима, преобразование Гильберта b-сплайнов, и необходимые и достаточные условия

419.04kb.

17 12 2014
3 стр.


Политические институты и экономический рост Демократия и экономический рост

В XX веке вопрос о влиянии институтов демократии на параметры экономического роста был предметом нескольких десятков эмпирических исследований. Обобщенные результаты бóльшей части

361.73kb.

11 10 2014
5 стр.


Ж. И. Резникова Экспериментальные исследования способностей животных к количественным оценкам предметного мира

Экспериментальные исследования способностей животных к количественным оценкам предметного мира

243.56kb.

23 09 2014
1 стр.


Детство с телевизором материал с сайта

Результаты исследования, проводившегося в рамках длительного исследования развития детей, были опубликованы в журнале Montreal Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine

20.25kb.

23 09 2014
1 стр.