Перейти на главную страницу
Абанская средняя общеобразовательная школа № 3
Руководители: Н.А. Мытько, Л.Н. Данькова
П. Абан
2009год
Соединить в одной коллекции стили и направления разных эпох и воплотить их в современной интерпретации.
В жизни мы в основном сталкиваемся с элементами исторического костюма. В крое деталей современного костюма можно увидеть прямые параллели с предыдущими эпохами, однако костюм целиком той или иной эпохи, как правило, в повседневной жизни мы не встретим. Исторический костюм или его стилизацию чаще всего мы видим на сцене, в кино, на карнавалах и народных гуляниях, на различных вечеринках и празднествах. Но тенденция такова, что все чаще люди обращаются к историческому костюму, так как это возможность быстрого перевоплощения, своеобразной игры. Самый обычный человек, надевая исторический костюм, может “сыграть” самые разные роли, которые в реальной жизни ему недоступны. И наконец, исторический костюм – это просто красиво и романтично! Мы так устали от повседневной одежды и хочется потрясающих форм, чарующей цветовой гаммы и роскошной отделки. Наше дефиле может предложить показ исторических стилизованных костюмов. Это средние века, готика, барокко, рококо, ампир, классицизм, модерн.
Цвета коллекции «Гостья из будущего» контрастные: теплый и холодный – золото и серебро. В коллекции использованы ткани: парча, шелк, театральная сетка, фатин, гипюр, отделочные материалы.
Коллекция «Гостья из будущего» вдохновлена несколькими основными мотивами. Один из них: коллекция «Гостья из будущего»- это воплощение Золотого и Серебряного века. Золотой и Серебряный век - два русских ренессанса, две вспышки света среди тысячелетий тьмы и серости
Мы смотрим на золотой и серебряный век, как на некоторое единство, в чем-то загадочное и не объясненное до конца. Это единство предстает как освещенное сиянием творческое пространство, светлое и жизнерадостное, жаждущее красоты и самоутверждения. В нем есть утонченность, ирония, поза, но есть и проблески подлинного самопознания. Сколько света по сравнению с пасмурной погодой безвременья, какой контраст с тем, что было до, и с тем, что настало после. Век, в котором мы живем, - век технического прогресса. В коллекции «Гостья из будущего» был использован реквизит – портал (приспособления для мгновенных перемещений между мирами).
Кроме того, всем известно восточное учение об инь и ян. Иероглифы «Инь» и «Ян» уже в древности отражали почти полярные явления повседневной жизни. Например, иероглиф «Ян» означал Солнце, «инь» — Луну; «Ян» — день, «инь» — ночь; «Ян» — небо, «инь» — землю; «Ян» — мужчину, «инь» — женщину. Согласно учению инь-ян, все вещи и явления имеют две противоположные, дополняющие друг друга стороны. Коллекция «Гостья из будущего» выполнена из золотой и серебряной парчи, словно образы двух противоположных планет Солнца и Луны. Между двумя видами энергии повсеместно идет вечная борьба, как между двумя полюсами магнита.
И наконец, Золото и Серебро – это образ богатства. Объясняется это тем, что в течение очень долгого периода истории человечества золото и серебро были, собственно, «деньгами» - мерой стоимости для других товаров. Они занимают особое место среди средств сохранения капитала.
Коллекция создана во время всемирного «экономического кризиса».
Что представляет собой коллекция «Гостья из будущего», выполненная из парчи цвета золота и серебра? Кто - то увидит в коллекции: «Пир во время чумы», кто-то «Дорогое удовольствие во время кризиса», а для кого-то это просто желание того достатка, которого ждут миллионы людей. Для нас коллекция «Гостья из будущего» - это светлый образ, пришедший к нам из прошлого, чтобы дать надежду на будущее. Появляющийся в конце постановки ребенок - символ той светлой надежды на будущее.
Анализ исторических прототипов:
Форма и крой костюма эпохи.
Искусство разных стран и времен донесло до наших дней представление человека об идеале красоты. Глядя на фрески, росписи ваз, барельефы и скульптуры, живописные портреты, мы можем представить, как в процессе развития общества, формирования национальных групп и государств, под влиянием климатических, экономических, социальных и других факторов менялся критерий прекрасного. Одна эпоха приходила на смену другой, и каждая имела свой идеал красоты. Он не был единым для всех: высшее сословие имело одно представление о красоте, люди труда - другое.
Создавая тот или иной идеал красоты, люди использовали одежду, прическу, косметику, украшения, одним словом то, что в целом принято называть костюмом. Понятие «костюм» означает ансамбль предметов. Он формирует внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения и т. д. Ведущая роль в ансамбле принадлежит одежде. Таким образом, костюм является как бы своеобразным миниатюрным зеркалом жизни общества на определенной ступени исторического развития.
По костюму можно судить о культуре и экономике страны, о художественном стиле эпохи. Он отражает вкус человека, его возраст, пол. В костюме отражены и классовые различия: люди труда в любую эпоху в любом государстве всегда носили удобную практичную одежду, а костюм богатых подчеркивает их непричастность к труду. Во многие времена длина одежды, например, длина шлейфа в средневековье, или количество израсходованного на платье материала являлись показателем принадлежности владельца к определенному сословию. Например, знатные феодалы средневековья носили обувь с очень длинными носками, а шлейфы женских платьев достигали нескольких метров, кафтан русского боярина имел длинные, до пола рукава, аристократка XVII века надевала корсет, создающий «осиную» талию. Эпоха создает свои собственные масштабы эстетического идеала человеческого тела. Наиболее отчетливо эти различия обнаруживаются в изменениях идеала женской красоты, от пышных форм рубенсовского идеала до предпочитаемых в наше время стройных, узких, высоких линий. Таким образом, одежда подчеркивает или скрывает определенные части тела для приближения силуэта к общепринятому идеалу. Она подправляет и стилизует. Пропорции тела также в большой мере зависят от одежды. Чаще всего тенденции в истории одежды отражают стремление к преувеличению действительной величины тела. Оптическое увеличение фигуры или объема, например, кринолином, преследовало обычно цель подчеркнуть достоинство и общественное положение человека.
При пошиве сценического исторического костюма необходимо учитывать некоторые факторы:
В эпоху Ренессанса законодателями моды стали испанки. Они носили необъятных размеров многоярусные юбки, называемые «вертюгаль», что означало «хранитель добродетели».
Число ярусов в такой юбке может быть абсолютно любым! Например, замечательно смотрится юбка из узких ярусов различных цветов одной гаммы с чередованием кружевных полосок. Разумеется, чем больше ярусов, тем уже должен быть каждый из них, но и тем увлекательнее итоговая сборка юбки, тем более что шьются и кроятся такие юбки очень быстро!
Особая прелесть моделей такого покроя в создаваемом эффекте мягкого и постепенного расширения книзу в сочетании с облеганием в области бедер, благодаря чему такие юбки часто используются в качестве нижних в вечерних туалетах.
Раскрой этой юбки относится к разряду конических юбок, у которых разность между шириной юбки по низу и полуобхватом талии превышает 2/3 длины юбки. При этом необходимо учитывать равномерное расширение юбки по всей длине в отличие от юбки "Годе". Для конических юбок, как правило, характерно отсутствие вытачек по линии талии и значительная ширина по низу.
В наших моделях юбка романтического стиля, расширенного силуэта. Выполнена от трех и более ярусов - оборок, выкроенных "полусолнцем " или раздвижкой на конус, чередуя ткани разных фактур (фатин, шелк, парча) Верх юбки вшит в лиф платья. Рекомендуется для женщин любой фигуры, но среднего роста, так как маленьких будет еще больше уменьшать из-за своей чрезмерной пышности.
Следующая модель - платье, плотно облегающее фигуру. Средний вырез горловины. Перед цельнокроеный. Спинка со швом, в шлицу вшит шлейф из ткани другой фактуры. Считают, что моду на шлейф, как составной элемент юбки, ввела фаворитка короля Франции Карла VII красавица Агнесса Сорель. Вскоре его длина была строго регламентирована дворцовым этикетом. Церковники сочли сие нововведение крайне безнравственным, так как шлейф в их глазах отождествлялся с хвостом дьявола. Но мода все-таки взяла верх.
«Журнал амюзан» (Journal amusant), Париж, 1868 г. Карикатура на высокие парики и длинные шлейфы времен Наполеона III, которые окончательно искажали естественные пропорции.
Модель разработана на основе платья прилегающего силуэта. Припуски на основе по линии груди, талии, бёдрам, обхвату плеча, обхвату запястья равны нулю. Мода начала 19 века на широкие рукава дала возможность разнообразить их фасоны. Рукава получили, сборы на окате и стали, увеличиваться, в объеме сужаясь книзу. Они поддерживались изнутри специальной тарлатановой тканью (рукава н
азывались жиго-окорок, спускались с плеча, подчеркивая покатость его и хрупкость шеи). В нашей модели рукав получил облегающее продолжение до запястья.
Воротник в стиле середины XVI века, когда женщины начали носить вместо фрезы стоячий на каркасе веерообразный кружевной воротник – воротник «Медичи». Он имел различную форму: округлую во Франции, форму двойного полукружья в Англии. Эти большие воротники а ля Мария Стюарт приподнимались с помощью проволочного каркаса.
В середине XIX века научно-технический прогресс оказал невиданное по масштабам и весьма благодетельное влияние на моду. На смену дорогому китовому усу приходит прочная и дешевая сталь, а громоздкие нижние юбки вытесняет кринолин. Утянутые в корсет талии эффектно оттеняются куполообразными подолами. Доходит до того, что мужчины гневно обращаются к модным журналам - «К дамам невозможно подойти из-за небывалой пышности юбок!». Силуэтом и отделкой модные платья напоминают стиль рококо, господствовавший в XVIII веке. Линия декольте вечерних нарядов опускается до линии плеч, сковывая движения рук и придавая дамам беспомощный и уязвимый (но такой женственный!) вид. Силуэт этого платья определяется естественным объемом талии, пониженной линией плеч и юбкой огромной ширины. В начале 1850-х женщины, чтобы придать фигуре объем, надевали несколько нижних юбок (их количество порой доходило до шести), одна из которых – длиной до колен – была укреплена конским волосом. Можно представить, с какой радостью они сбросили с себя всю эту тяжесть, когда примерно в 1850 года появился кринолин – конструкция в виде широкой юбки на обручах, соединенных друг с другом лентами. Кринолин отличался особой легкостью по сравнению с предшествующими аналогами.
История костюма знает различные конструкции и приспособления, корректирующие женскую фигуру и создающие причудливые формы в угоду капризной моде. В свое время все они считались элементами нижнего белья. В XIX-м столетии первое место среди них занимает кринолин.
Мода периода Ампир олицетворяет собой сознательное стремление к упрощенным и естественным формам. После победы Французской революции даже в одежде люди стремятся выразить свои убеждения. Поэтому мода становится подражанием античности. На протяжении этих лет, начиная с эпохи Директории и заканчивая Ампиром, мода фактически не менялась. Основные тенденции выражали платья с высокой талией, без корсета, с глубокими вырезами, оголенные руки.
В 1804 году молодой консул Наполеон объявил себя императором. Весь период с 1804 до 1815 года в искусстве и костюме носит название АМПИР (от франц. Empire "империя"). Идеи мирового господства римлян, прославление римских императоров перекликались с захватническими устремлениями наполеоновской политики. Отсюда интерьеры ампира носили парадный, холодно-официальный характер. Женские одежды эпохи ампир стали строже, скромнее. В первые годы XIX века носили предпочтительно платья белого цвета, позже стали носить платья различных цветов, но сшитые из однотонной ткани. Парадные платья богато расшивали античным орнаментом. Модницы закутывались в кашмирские шали, вывезенные из Индии во время военной экспедиции Наполеона. Шали стоили огромных денег и стали считаться основой дамского гардероба. Становление в костюме стиля ампир было безболезненным и компромиссным переходом от одной формы к другой. Платье нашей модели из серебряной парчи, прямое с завышенной талией, с прямыми обтянутыми рукавами из серебряной сетки, в лиф платья для большей практичности вшита прозрачная шаль из капрона.
В эпоху Возрождения появилась корсетка — короткий плотный лиф со шнуровкой, одевавшийся на платье. Это было нововведение, которое служило одновременно корсетом и бюстгальтером. С корсетки начали совершенствоваться и развиваться не только корсеты, но и лифы. Корсет в различных формах существует почти так же давно, как и одежда. Во все времена при помощи корсета женщины изменяли фигуру в соответствии с господствующим идеалом красоты. В древнем мире женщины просто бинтовали тело, затягивая талию и бедра. В платье этой модели шнуровка на спинке утягивает фигуру довольно сильно. Рукава этого платья не вшиты в пройму, а носятся отдельно на плече. XV и XVI века были эпохой сменных рукавов, которые большей частью дорого и пышно декорировались
Во второй половине 17 века силуэт женского костюма резко меняется. Рукава теряют объем и становятся короче (до линии локтя). Внизу они украшаются широкими кружевными оборками. Н. Ларжильер: «Портрет Элизабет Богарне»). Мода этого времени свободна, легка и очень живописна. Главная выразительная линия женского костюма этого периода линия двойной – тройной юбки. К лифу котт пришивали обычно две юбки: фрипон (нижняя) и модест (верхняя). В начале 1660-х в женском костюме сохраняется плотный удлиненный лиф. Излюбленными материалами для модеста были тяжелые безузорчатые бархат, парча, атлас. Для фрипона — легкие и тонкие: тафта, муар, камлот. Модест спереди был разрезной. Его полы драпировали, подкалывали к лифу с помощью шнурков и бус, отворачивали подкладкой вверх. По краям, разрезу и подолу модест украшали рюшами, к
ружевом, мехом. Вся открытая часть фрипона, т. е. линия низа и переда, пышно и манерно отделывалась воланами, оборками в несколько рядов, кружевом, бахромой, кисточками. К одежде 1680-1710 гг. наиболее подходящим, определяющим ее словом, является «помпезность». Вся она соответствует общему стремлению эпохи выглядеть формально достойно, пышно и величественно.
Костюм девочки, появляющейся в конце как лучик света (надежды) выполнен в той же цветовой гамме. Пышная юбка солнцем с нижней юбкой из фатина и плащ – накидка в «стиле Девы Марии»
Головные уборы костюма эпохи
Завершается ансамбль головным убором. Он более, чем другие части костюма, подчеркивает индивидуальность человека. Не случайно в форменной одежде символические знаки в большинстве случаев расположены на головных уборах (кокарды, знаки отличия). Иногда головной убор становится символом профессии (рыбацкая шляпа, каска пожарного и др.). В специальных костюмах большое значение имеют защитные функции головных уборов - от непогоды, внешних воздействий и т. д. Форма головного убора должна сочетаться не только с силуэтом костюма, но и соответствовать овалу лица, линии рта, подбородка, скул, развороту плеч и др. Уменье носить головной убор - это его правильная посадка на голове. Масса и линии головного убора в сочетании с костюмом изменяются, если надеть его набок, прямо или на затылок. кепи впервые появилось в XIX веке, шляпа с полями - в XVII веке и т. д. Они видоизменяли форму в соответствии с модой, но тип головного убора продолжал существовать. Однако основных типов головных уборов не так много; это чалма, тюрбан, береты с козырьками и без них, кепиобразные головные уборы, боярка, панама, капоры, шлемы, фантази и др. На основе существующих или исчезнувших форм возникают новые типы или конкретные решения фасонов головных уборов, отвечающих требованиям моды или костюма, создаваемого для новых видов деятельности человека, например, пилотка, шлем и т. д. Стилевая связь костюма с головным убором устанавливается не только через форму и цвет, но главным образом через материал. Современное производство головных уборов имеет дело с очень широким диапазоном материалов. Головные уборы активно влияют на выразительность образа человека. Четкие вертикальные и горизонтальные линии шляпы типа цилиндра придают внешнему облику строгость, подтянутость; поднятые поля у шляпы делают ее обладателя моложе, поля, опущенные к низу, создают впечатление таинственности, поэтичности.
Кроме того одна из моделей очень похожа и на один из аксессуаров (корабль), используемый в конце 18 в начале 19 века.
Сохранив свой аристократический нрав, этот женственный аксессуар научился быть полезным и для современных леди.
Иллюстрация из книги «Мода и обычаи времен Марии Антуанетты». Париж, 1885 г. Мода при королеве Марии Антуанетте породила причудливые прически, головные уборы, и еще более абсурдные названия их.
Хорошо известный головной убор времен Петра-I, Наполеона – треуголка. Треугольная шляпа (Треуголка, Dreimaster, Dreispliz - шляпа с полями, сдавленными в три угла, стала принадлежностью мужской моды при Людовике XIV. В эпоху рококо ее носят и женщины, в XVII XVIII веках стала частью униформы. В конце XVIII века её вытеснила двухугольная шляпа. Двуугольная шляпа нашла свое отражение в этой коллекции. Комбинированная из гипюра и драпированной парчи, украшена стразами, оборками и полосками ткани разных фактур. Украшение на головной убор (Sendelbinder) - полоски ткани, спускающиеся вдоль щек на плечи и часто украшенные бахромой или разрезами; прикреплялись к мужским шапкам в XV веке.
В коллекции нашла свое место и популярная шляпа с широкими полями. Она представлена в трех моделях.
Огромная прозрачная шляпа с причудливыми полями и сказочным оформлением носили знатные дамы. Конические формы поверх шляпы напоминают нам средневековый замок.
Томас Гейнсборо, Мисс Кэтрин Тэттон. Национальная галерея, Вашингтон
Будущее - видим, слышим, не молчим!
В каждое сердечко, лаской постучим!
Звездочку подарим, вверим огонек!
Чтобы с нами путник, в ногу идти смог!
Чтоб горели души, светом как из Рая,
Мы идем к ним в гости, радость им вдыхая!
Мы зовем их, нежным, голосом Вселенной,
Чтоб сердца горели от любви нетленной!
Из сердец, горячих, разожжем костер
И теплом согреем мировой простор!
Чтобы Мать-Вселенную от беды спасти,
Нужно светлый образ, в Души всех, внести!
Мы протянем руки, тем, кто не поднялся,
Чтобы лучик света в каждый дом прорвался!
Коллекция «Гостья из будущего» выполнена и парчи золотого и серебряного цветов разных фактур, дополнительная фурнитура подобрана в тон основной ткани. Названию коллекции послужил художественный фильм. Показ коллекции отражает идею, которая подкрепляется музыкальным и световым оформлением, декорацией и театральной постановкой.
В зале гаснет свет, звучит космическая музыка, лучом света высвечивается портал(дверь между прошлым, настоящим и будущим). Через портал в наше время переходят из прошлых эпох девушки в нарядных костюмах. Они рассматривают то место, куда попали, пытаются утвердиться в этом мире. По смене характера и темпа музыки пришедшие из прошлого девушки понимают, что этот мир со скоростным течением и техническим прогрессом для них непонятен и жесток. Они возвращаются к порталу, но для того, чтобы «дать дорогу» маленькой девочке, которая символизирует гостью из будущего и несет всем людям ту светлую надежду: будущее рядом, и оно в наших детях. Девушки протягивают руки, как бы указывая девочке путь: куда идти, а девочка несмело продвигается вперед и идет в зал к людям.
Эскизный проект коллекции
Выводы:
Костюмы коллекции выполнены на основе исторических прототипов, но в современной интерпретации авторов и соединили в себе стили и направления разных эпох. Коллекция «Гостья из будущего» театра моды «Цветные сны» была создана в прошлом учебном году, заняла 1 место в районном фестивале «Поделись успехом», школьном конкурсе «Комп.ас-2009» и в школьном бале старшеклассников, а также других школьных и районных мероприятиях. Костюмы коллекции используются в театральных постановках школы
Соединить в одной коллекции стили и направления разных эпох и воплотить их в современной интерпретации
25 09 2014
1 стр.
Участники: руководители общеобразовательных учреждений и заместители руководителей общеобразовательных учреждений по учебно-воспитательной работе, руководители городских методическ
06 10 2014
1 стр.
Никакая часть этого произведения не может быть скопирована или воспроизведена без применения копировальной или воспроизводящей техники
10 09 2014
16 стр.
Студия танца «Ассорти» ( педагоги), «В стиле кантри «Все дело в шляпе», руководитель Мытько Н. А
04 09 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
Ознакомление с историческим прошлым окрестностей поселков Муромское, Мельниково, Сиренево, Озерово
16 12 2014
1 стр.
Ув руководители управлений образования, директора школ, заместители директоров
15 12 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре антропологии Биологического факультета Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова
14 09 2014
1 стр.