Разработка интегрированного занятия внеурочной деятельности по композиции и лепки во 2 классе
Корсун Анна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Гимназия», г.Тулун
Тема: С чего начинается Родина.
Цель: воспитание любви, интереса к истории своего народа, формирование коммуникативных навыков.
Задачи:
-
Познакомить детей со старинными предметами быта;
-
Развивать художественные способности обучающихся;
-
Формировать умения построения композиции, используя полученные знания;
-
Учить взаимоуважению, способности слушать другого человека.
Оборудование:
Оформление доски: фотографии и репродукции предметов быта; лоскутные одеяла, платки, кружева;
презентация о предметах быта;
по два листа картона 50х70 см, клей;
таблицы с названием предметов, цветные квадраты 10х10 см, соленое тесто, стеки, планшеты для лепки; демонстрационный стол с предметами быта.
Места для детей: 2 группы по два стола.
Ход урока
I.Организационный момент.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается…..
II. Вводная беседа.
- Ребята, а как вы считаете, с чего начинается Родина?
(ответы детей)
- Родина – это то место, где ты родился и вырос, где живут твои родные люди, там, где твой дом.
- Ребята, где мы с вами сейчас находимся? (в классе);
- Где находится класс? (в школе);
- Где находится школа? (в городе);
- А город? (в Иркутской области);
- А дальше? (в России);
- А Россия, где находится? (на планете Земля);
- Где находится Земля (во Вселенной);
- Каждый человек - это маленькая капелька Вселенной. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наш мир стал добрее.
Работа в группах
- С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Выберите цветной квадрат и создайте из них палитру настроения.
Физминутка
А сейчас мы потянулись
И друг другу улыбнулись
Ручками похлопали, ножками потопали
-
Изучение нового материала
1. Рассказ о народных мастерах России, народных промыслах.
- Как называется наша страна сейчас и как она называлась раньше?
(ответы детей)
-Наша страна Россия раньше называлась Русь. Жили в ней талантливые люди, которые творили своими руками чудеса.
Из природных материалов получались необыкновенные вещи. Для работы им нужно не только знать много, но обладать высоким мастерством. Давай с вами вспомним, что же им для работы было необходимым.
Продолжим пословицы
Без труда не …..(не вынешь рыбку из пруда)
Терпенье и труд …(все перетрут)
Семь раз отмерь ...(один раз отрежь)
(Обобщение ответов)
2. Просмотр презентации о предметах быта.
Вы просмотрели презентацию, а сейчас выберите на столе предметы быта и соотнесите с природным материалом, из которого он изготовлен.
(туесок – береста, крынка – глина, самовар – металл, ковш – дерево, утюг - чугун)
3. Загадки
- Отгадайте загадки и распределите по группам на старинные и современные предметы. Соотнесите старинный предмет с современным (самовар – чайник..).
Стоит толстуха -
Деревянное брюхо,
Железный поясок. (Бочка)
Плещет теплая волна
В берегах из чугуна,
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (Ванна)
Хохотун Егорка взялся за уборку,
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол. (Веник)
У бабушки сейф.
Он давно уж не новый,
К тому же совсем
Не стальной,
А дубовый.
Он скромно стоит у нее
В уголочке.
В нем бабушка держит
Халаты, носочки,
Отрезы на платья,
Немножечко пряжи,
Пуховый платочек
И пенсию даже.
Но только не дверца,
А крышка на нем.
Тяжелая очень
С висячим замком. (Сундук)
Был толстяк когда - то в моде,
Славу заслужил в народе.
Выдыхая жаркий пар,
Чай готовил. (Самовар)
Это тщетные труды –
Набирать в него воды.
Лишь нальешь, глядишь – пролито.
Всюду дырки. Это.. (сито).
Кто по ней проехать смог,
Спину стер себе и бок
До чего корява горка!
Догадались? Это (терка).
В кухне на плите стою,
Нагреваюсь и бурлю.
Щи и кашу вам сварю я.
Как зовут меня (Кастрюля).
Шумно крышкой он стучит,
Пар из носика валит.
Не утюг, не умывальник.
Угостит чайком нас (чайник).
Пыль нашел и проглотил,
Все соринки захватил.
У него со щеткой нос,
Кто же это (пылесос).
Гладит платья и рубашки –
Ворот, рукава, кармашки.
И простынок целый тюк
Перегладит наш (утюг).
В шкаф на кухне загляните
Холод там как в Антарктиде.
Полочки и морозильник.
Что же это (холодильник).
Мы на кнопочки нажмем,
К уху мы его прижмем.
Помогает часто он –
Наш мобильный (телефон).
Фильмы, новости, рекламу, музыкальную программу,
Шутки, мультики, сюрпризы нам покажет (телевизор).
Работа в группах - составление из предметов на демонстрационном столе
натюрморта.
1 группа составляет натюрморт из современных предметов, 2 группа - из предметов старины.
Вы составили прекрасные натюрморты из предметов, а теперь давайте с вами слепим их из соленого теста и расположим на лоскутной палитре настроения.
Физминутка
Давайте разомнем наши пальчики:
Вот помощники мои
С ними вместе мы дружны
Покрутили, повертели
И работать захотели.
-
Практическая работа. Работа в парах.
Учитель помогает по необходимости ученикам.
V.
Выставка работ.
-Молодцы, ребята, из вас получились прекрасные мастера. Вы изготовили чудесные вещи и давайте покажем наши работы.
-Как вы понимаете слова: «Человек без Родины, что дерево без корней» (ответы детей).
Каждый человек должен знать свой род, любить и чтить свои корни – своих предков. Бережно относится к вещам, созданными своими руками, ценить труд.
VI.Итог, рефлексия занятия.
Учитель задаёт вопросы:
- Нужны ли старинные предметы? Что по ним можем узнать? Можем ли их хранить? Можно ли о них забыть, хорошо ли это будет?
Наши предки – это наши корни, и старинные предметы несут нам тепло давно минувших дней.
«Что такое Родина? –
Маму я спросила,
Улыбнулась мама,
Повела рукой:
«Это наша Родина –
Милая Россия,
Нет другой на свете Родины такой».
В сердце ты у каждого,
Родина – Россия.
Белые березки, колос налитой,
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете Родины такой!
Приглашаю всех к самовару на чай.