“ С любовью на все времена”
- развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа стихотворений.
1. Грамзапись: “Голос ребенка” (М. Рябинин) И.Аллегрова . (О. Фельцман “Остров детства”).
2. Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка) “До свидания, мальчики”.
3. “Прости, моя мама” (музыка и слова В.Буркова) (Пластинка “Время выбрало нас”. Песни воинов- интернационалистов №3)
Портреты: Б.Укачина, Г.Кондакова и других алтайских поэтов, Ю.Друниной.
4. Репродукции картин М. Самсонов “Сестрица” В. Трифонов. 1941 год “Юность”, В. Сафронов “Солдатское письмо”, И.Заринь “Материнство” Е.Короленко “Покой” и другие.
5. Плакаты, на которых написаны высказывания:
“Если б смертью дети управляли. Матери б вовек не умирали”. Б.Укачин “Стихи с кулак”. “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира - от матерей”. А.М. Горький.
Своим островом зеленым с палубы корабля
Японский поэт с поклоном Шепчет:
“О матерь- земля...!”
Взглядом сыновним глядя
На рощи, леса, поля,
Русский поэт в тетради
Пишет:
Горам своим темношкурым, Душу свою окрыля,
Алтайский поэт с топшуром Поет:
“О матерь- земля...!”
И африканец стройный,
Тамтаму звучать веля,
Своей- тропической, знойной твердит:
“О матерь-земля...!”
Тот любит полынь степную,
Тот- ветер севера злой,
Но землю зовем родную
Мы прежде всего Землей.
Над Обью и во Вьетнаме
Земля нам- общая мать,
И это глубже с годами
Мы начали понимать...
- Во все времена образ Земли олицетворялся с женщиной-матерью. Все живущие народы на Земле- её дети, одной матери дети”, т.е. дети Земли. А дети всегда преклоняются перед матерью, любят её больше жизни.
А.М. Горький писал: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира - от матери!”
А вот что сказал Б.Укачин в своих стихах:
“Радость каждый день глядеть на солнце,
Видеть материнские морщины...
Чувствовать себя чуть-чуть ребенком-
Это тоже радость для мужчины!
(Б. Укачин. “Радости алтайца”. 1979 г.)
Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
(Звучит песня Фельцмана “Голос ребенка” И.Аллегрова)
Мама... В языке любого народа есть это слово.
Человек ещё не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам “мама” и, почувствовав свою удачу, смеется счастливый...
Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, благодарно произносит: “Спасибо, кормилица- мать...”
Солдат, наткнувшись на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: “За Родину - мать!”
Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Облик матери воспевали в своих полотнах художники, композиторы в музыке во все времена.(обратиться к репродукциям картин)
Русская литература все эти понятия развила и закрепила. Облик матери уже в устной народной поэзии приобрел пленительные черты хранительницы очага, работающей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты еще в русских народных сказках и народных песнях.
Далее развил эту тему в своей поэзии А.С. Пушкин- поэт часто Арину Родионовну называл нежно и бережно “мамушкой”.
По -настоящему глубоко и сильно тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова, создавшего удивительно цельный и емкий тип крестьянской женщины- матери.
Традиции Некрасова были подхвачены разработаны такими поэтами, как Иван Суриков, Иван Никитин, Сергей Есенин. Сергей Есенин создал удивительно искренние и эмоциональные стихи о своей матери, крестьянке по роду и занятиям, поэтому в чем- то продолжающей собой галерею некрасовских образов.
И следующие за Есениным советские поэты внесли достойную лепту в эту благородную тему. Николай Дементьев, Александр Твардовский, Алексей Недогонов, Борис Корнилов, Ярослав Смеляков- это далеко не полный список, поднявших свое перо и голос во славу материнского подвига.
Эту традицию продолжают в своем творчестве и наши современники русские и алтайские поэты. Георгий Кондаков, Борис Укачин, Чалчик Чунжеков, Эркемен Палкин, Аржан Адаров и другие поэты.
У алтайцев существовал обычай: когда рождался ребенок, мать зашивала его пуповину в кожаный мешочек и носила его у пояса. По этим мешочкам можно было узнать количество детей и пол, т.к. пуповины мальчиков имели форму пороховницы, а пуповины девочек по форме походили на треугольники или квадратики, (показать рисунок в книге “Алтайский национальный костюм” г. Горно-Алтайск, 1990 г. стр. 7, рисунок 1,7).
Этот мешочек был талисманом для ребенка и оберегал его от бед. О таком подарке пишет в своем стихотворении Б. Укачин “Материнский подарок”
Вопрос классу: Подумайте, о чем думала мать, готовя байры- талисман
сыну? Ученик читает Б. Укачин “Материнский подарок”
Сядь поближе, мой русский друг,
Посмотри на мамин подарок:
Он узорчат, цветаст и ярок,
Пестрым бисером шит вокруг
По алтайски зовут- байры.
Весь расшитый, с игрушкой схожий,
Он придуман не для игры.
Лет прошло с той поры не мало:
Я родился, и в должный срок
Пуповина моя отпала
В некий зимний, вьюжный денек.
Мама в кожу её зашила
И при ней, обычай храня,
Все, что надобно, положила-
От напастей беречь меня.
Потому ей такой почет, Что её, говорят боится
Самый хитрый алтайский черт.
Можжевельника там иголка-
По- алтайски зовут: арчин.
Если кто захворал надолго
И никак не найти причин-
Курят в юрте, гонят беду...
Верит мама, что невредимым
С той иглой я всю жизнь пройду!
Рассудила мама моя:
Коль родился алтайцем- значит,
И охотником буду я.
Ячменя там зашито зерно.
Охраняет меня оно.
Чтоб всегда был светел лицом,
Ничего- то мать не забыла,
Позаботилась обо всем...
Нет возврата былым годам,
Но храню тот подарок свято,
- Сыновьям его передам.
-Мама, скажи мне ,мама, какого цвета любовь?
-Наверно, алая, словно пламя, алая, как весеннее знамя, Как юная в жилах кровь!
-Мама, скажи мне, мама, счастье какого цвета?
-Может быть, цвета молодого побега, может быть, цвета первого снега, ищи сам узнаешь это!
-Мама, скажи мне, мама, правда- какого цвета?
-Как солнце, должно быть, она золотая, как пчелы,
что мед собирают, летая,
светит она и жалит- такая у неё примета.
-Мама, скажи мне, мама, а ложь- какая на цвет?
-Она, как змея, что меняет кожу, на все старается быть похожа, собственного цвета -у неё нет- нет...
Учитель: Счастье матери - в её детях. Она счастлива, если у её детей все хорошо. Очень любит и уважает свою мать алтайский поэт Чалчик Чунижеков. Послушайте его стихотворение “Мать”.
Седина в волосах твоих черных:
Ты прошла длинный путь, Диндилей.
Не напрасно в краю нашем горном Уважают твоих сыновей.
Не боялась ты трудного дела,
Ты работать всех лучше могла.
В люди вывести детей ты сумела,
Для полета им крылья дала.
Есть поэты, ученые есть.
Светлым звездам небесным нет счета,
У героев же звезды светлей.
То, что дети твои все в почете,
Это счастье твое, Динделей.
О силе материнского чувства послушайте два стихотворения русского поэта Николая Рыленкова и алтайского поэта Бориса Укачина.
Я помню руки матери моей,
Хоть нет её, давно уж нет на свете.
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жесткие, мозолистые эти.
Я помню руки матери моей
Что утирали слезы мне когда-то.
В пригоршнях приносили мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
Широкие шершавые ладони
Они что ковш. Приникли к ним
И не сыскать источника бездонней.
И я хочу, чтоб повторяли дети:
“Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!”
Ученица: Б. Укачин
Погляди на руки матери, сынок. Вспомни, как она, сбиваясь с ног, Мыла, шила, убирала и пекла Колыбель твою качала досветла.
Ты в глаза её. Мой милый, загляни. Сколько суток не смыкали век они, чтоб тебе заплакать не пришлось, чтобы сладко, как положено, спалось.
Кто пеленки гладил и менял?
Кто тебя улыбкой охранял?
Взрослым стал ты, но и ныне, милый друг,
чист ты чистотою этих рук.
Поздно ночью возвращался ты не раз на чудесное сиянье этих глаз.
Постоянно, рядом и вдали,
Лишь они покой твой берегли.
-В путь последний ты проводишь мать.
Но во имя памяти о ней
Становись всё тверже и честней.
Мужеству и правде долг отдай-Матери надежды оправдай.
По заветам истинной любви
Человеком век свой проживи.
Девушек люби ты и цветы, Снег незамутненной чистоты, Свой очаг и в очаге огонь...
Но навеки матери ладонь
И её ушедших глаз тепло
В жизни -Главное твое добро.
Ответы на вопросы, поставленные перед прослушиванием:
В этом отношении замечательно стихотворение Эркемена Палкина “Обыкновенная жизнь”, рассказывающее о судьбе женщины - алтайки.
-Почему это стихотворение так называется “Обыкновенная жизнь”.
-Какова судьба этой женщины?
-Какие чувства вызывает это стихотворение у вас?
Обыкновенной была:
Смуглой была, круглолицей,
Сказочной девушкой - птицей
В пляске - игре не плыла.
Знала родную тайгу,
Славно работать умела.
Песни любила - но пела
Только со всеми, в кругу.
В жизни, на трудном пути
Все ли сбылось, что мечталось?
Смолоду вброд ей досталось
Реку войны перейти...
Сумку с крестом не носила,
Милого с фронта ждала.
Не дождалась. И одна
Двух малышей поднимала.
Может быть, этого мало?
Что ж, на висках седина
Плотно до срока легла,
Словно серебряный иней.
...Нет, не была героиней.
Обыкновенной была.
Так вот и жизнь пронеслась:
Просто и обыкновенно.
Если сказать откровенно –
Может быть; не удалось
В двери- отчетливый стук:
Это за дочерью- сваты.
Словно бы в чем виновата,
Молча заплакала вдруг.
Вот и осталась одна.
Вот оно как происходит.
В памяти снова проходят
Юность, работа, война.
Вот уже стала бела. Редкие слезы роняет,
Даже себя вспоминает
Только в пошедшем: была.
Чем я утешить могу
Ту, что работать умела,
Песни любила, но пела
Только со всеми, в кругу?
“Плакать не надо, -скажу,
-Годы недаром промчались”.
Нет, лучше с ней попечалюсь,
Тихо, молчком посижу...
Ответы на вопросы, поставленные перед чтением стихотворения.
Учитель: По отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку.
Послушайте два стихотворения разных поэтов: Сергея Викулова и Георгия Кондакова.
Какую проблему поднимают авторы в своих произведениях?:
Ученик: Сергей Викулов “Пишите письма матерям”
Поют гитар походных струны
В тайге, в горах, среди морей...
О сколько вас сегодня, юных,
То там объявитесь, то тут,...
А ваши матери в тревогах
Вестей от вас все ждут и ждут.
Слова роняют невпопад...
Не только возраст виноват.
Или скитаясь по морям,
Почаще все- таки, ребята,
Пишите письма матерям!
Сын писем матери не пишет.
Он далеко. Он слез не видит.
Он вздохов матери не слышит..
Чем мать могла его обидеть?
Неосторожным словом горьким, Что было сказано в сердцах? Несправедливым, злым попреком, Печалью вечною в глазах?
И нет обиды никакой,
А просто суета заела,
Нет времени писать домой?
Но вновь почтовый ящик пуст.
Простую истину понять?
Настанет время- написал бы,
но будет некуда писать...
Проблема сыновнего равнодушия поднимается авторами в этих стихотворениях. Их нельзя читать без боли. Это о тех, кто равнодушно смотрит на слезы матерей. Забытые сыновьями матери не могут забыть своих сыновей, им не дано это по природе. Есть матери, которые от имени сына сама сочиняет себе письма и показывает их соседям. А сын давно забыл о своей матери, о её существовании. Так поступают только черствые равнодушные, эгоистичные люди.
Учитель: Но только сердце матери может простить своего сына за то, что он причинил ей зло. У Дмитрия Кедрина есть замечательное стихотворение “Сердце”.
Ученица: Дмитрий Кедрин “Сердце”
Дивчину пытает казак у плетня:
-Когда ж ты ,0ксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!
-Дивчина в ответ, заплетая косу:
-Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит: она мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой своей
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь- и тебя полюблю !-
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, салаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: “Не ушибся, сынок?”
Учитель: Возможно ли без внутреннего трепета и глубокого соучастия читать исполненные высокого значения строки Николая Алексеевича Некрасова, написанные им в 19 веке.
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И лучший друг забудет друга:
Но где- то есть душа одна-
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы-
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Эту тему продолжает наш современник, алтайский поэт Аржан Адаров в стихотворении “Женщина военных лет”, написанное в 1977 году.(чтение стихотворения)
Вдовы солдат погибших,
Опора сирот голодных,
Мы все в долгу перед вами,
Что наши беды в сравненье!
Кто зерен измерит тяжесть
В ладонях вашей судьбы?
Кто горечь тех слов измерит
На малом клочке бумажном
Трагических “похоронок”?
А мертвых не воскресить...
Не вашими ли руками
Броней одевались танки?
И ваши нежные руки
Молота знали вес.
И тяжесть снопов на поле,
Которые вы поднимали...
Но ваша любовь не иссохла,
Беда не согнула вас.
Вы были как дождь благодатный
Земле, сожженной войной,
Вы были источником жизни,
Её продлевая вновь.
И вы на мои ладони
Ячмень посылали в детстве
А зерна- тяжелее злата,
Я знаю, люди, .их вес.
Вы песней тоску разгоняли,
А горести гнали смехом
Но видел я тайные слезы
Порой на ваших глазах.
Вдовы солдат погибших,
Опора сирот голодных,
Бессмертные в материнстве,
Родина- это вы!
Недаром художник иль скульптор
В вас Родины образ видит,
Величье в нем воплощая,
Бессмертье и красоту.
И мы преклоняем колени
Склоняем головы низко
Мы все перед вами дети
С младенчества до седин.
(1977 год)
(звучит песня Б. Окуджава “До свидания, мальчики”.
Испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома жен, матерей, сестер: поднимать детей, беречь домашний очаг и -ждать их. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и сапоги.
Молоденькой девчонкой, только получившей 22 июня паспорт, Юлия Друнина пошла добровольцем на фронт. Была санинструктором на передовой, сестрой милосердия. Артобстрелы, бомбежки, вынесенные из под огня бойцы, тяжелое ранение, госпиталь, возвращение на фронт- все это спрессовано в невероятно коротком отрезке времени. И в одном сердце. Сердце- не выдержало. Взорвалось стихами. Поэзия стала судьбой.
Я только раз видела рукопашный.
Раз наяву, и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне...
Это Юлия Друнина сказала и от себя лично, и как бы от всего фронтового поколения.
Я ушла из детства
В грязную теплушку
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод
Я пришла из школы
В блиндажи сырые,
От прекрасной Дамы-
В “мать” и “перемать”,
Потому что имя
Ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать!
Послушайте стихотворение Юлии Друниной “Зинка”, посвященное памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.
Чтение стихотворения ученицей.
Только вдумайся, вслушайся
В имя “Россия”!
В нем и росы, и синь,
И сиянье, и сила.
Я бы только одно у судьбы попросила-
Чтобы снова враги не пошли на Россию...
Ю.Друниной нет, но поэзия ее жива.
Тему войны, любви, потери близкого человека, материнского горя мы видим в поэме “Земляника” Георгия Кондакова.
Георгий Васильевич родился 6 мая 1930 года в маленьком алтайском селении Сайдыс, в семье крестьянина- бедняка.
Как он сам скажет о себе:
“Во мне русская кровь с азиатскою заключила навеки союз”.
Окончил Горно-Алтайский национальный рабфак.
В 1954 году до самой смерти работал в Горно-Алтайском пединституте. Он автор многих поэтических книг, литературовед. Он занимался вопросами взаимосвязей русской и алтайской литературы.
-Сейчас послушаем поэму в исполнении девочек.
Подумайте над вопросами:
1. О чем эта поэма? Кто герой?
2. На сколько частей можно условно разделить поэму?
3. Какой промежуток времени проходит в жизни героини?
4. Как показана война в поэме?
5. Почему она называется “Земляника”?
6. Завидует ли молодым героиня поэмы?
“Уже переворотили все в истории, в ей могилах. Уже переворотили все в душе, разорив себя, сто называется, до исподнего, а все мало, мало. Готовы окунуться в кровавую купель гнева и ненависти: опять гремят выстрелы, опять льется невинная кровь, опять рвут на себе волосы матери, потерявшие своих сыновей... И многим, слишком многим невдомек, что как ни тяжело было выбрать для себя свободу, ещё тяжелее быть свободным: этого надо не только добиваться, быть свободными надо учиться. Учиться у любви.”
20 января 1996 года в “Звезде Алтая” было опубликовано стихотворение Лилии Юсуповой.
“Господи, спаси и сохрани”. Этим стихотворением мы закончим наш урок поэзии о матери, потому что в нем вся боль матерей нашего времени.
Поправляя сыну одеяло
И гася зажженные огни,
Над его кроваткою шептала:
“Господи, спаси и сохрани”.
Пролетали годы безмятежно,
Отоснились радостные сны
Вырос мальчик добрым, сильным, нежным-
Как и все любимые сыны.
И не знала мать, и не гадала
Что его однажды на войну
Провожать придется ей с вокзала
И кричать в заснеженную тьму:
“Возвращайся поскорее, милый. Буду ждать тебя, считая дни”.
И шептал озябший рот уныло:
“Господи, спаси и сохрани”.
Но не слышал видно бог молитвы,
И её сыночка не сберег-
Не отвел на поле грозной битвы
От снаряда стриженный висок.
И согнувшись странно, неумело, Замедляя краткой жизни бег,
Оседало худенькое тело,
Окропляя кровью рыхлый снег...
Я в её судьбе не виновата.
Почему ж с виной смотрю в глаза Матери погибшего солдата,
Где не сохнет горькая слеза?
Почему, и за грехи какие
И сейчас волнуются они-
Матери мальчишек по России:
“Господи, спаси и сохрани”.
(Звучит песня? “Прости меня, мама” ел. И музыка В. Буркова.)
Итог урока.
Дома: “Мы перед матерью в вечном долгу”- сочинение- размышление.
Литература:
1. “Звезда Алтая” 20 января 1996 года. Л. Юсупова Господи, спаси и сохрани”.
2. “Комсомольская правда” №198 от 26 августа 1979 года Расул Гамзатов “Берегите матерей”
3. “Советская Россия” №54 от 8 мая 1993 года. Из посмертной книги стихов Юлии Друниной.
4. Борис Укачин. Избранное. М., 1987 год.
5. Юлия Друнина. Избранное. М.,1989 год. В 2-х томах (1 т.)
6. Сердце матери. Стихи советских поэтов. Барнаул, 1979 год.
7. Горы и звезды. Лирика Горного -Алтая в переводах И. Фонякова. Горно-Алтайск, 1982 год.
8. Кондаков. Эдельвейс. Барнаул. 1967 год.
08 10 2014
1 стр.
09 10 2014
3 стр.
08 10 2014
1 стр.
25 09 2014
2 стр.
24 09 2014
5 стр.
10 09 2014
2 стр.
10 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.