Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 22страница 23страница 24страница 25страница 26
Женевские конвенции 1949 г., которые разрабатывались приблизительно в то же время, не касаются вопросов, связанных с правами человека в их традиционном понимании.

*(110) Во многих решениях ООН указывала, что в случае вооруженного конфликта права человека должны уважаться. Генеральная Ассамблея ООН ясно заявила об этом в резолюции А/2675 (ХХV) 1970 г., в более поздних резолюциях. Однако при принятии документов по правам человека делаются "исключающие" оговорки (например, в отношении ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 15 Европейской конвенции о правах человека). По смыслу этих оговорок в определенных обстоятельствах власти государства могут принимать меры, которые не согласуются с возложенными ими на себя обязательствами в случае чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой.

*(111) См.: Арцибасов И.Н., Егоров С.А.. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. С. 33.

*(112) См.: Усиков А.В., Яременко В.А. Анатомия "малых войн"//Независимое военное обозрение. 1998. N 42 (116). С. 4.

*(113) См.: Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 1984.

*(114) Такое признание может быть осуществлено, если повстанцы имеют организацию, органы, ответственные за их действия, если они установили свою власть на части территории, соблюдают обычаи войны. Признание повстанцев воюющей стороной исключает применение к ним национальных уголовных законов; будучи захваченными в плен, они не могут быть судимы как уголовные преступники, а должны содержаться как военнопленные. В том случае, если восстание будет подавлено, безопасность его участников должна гарантироваться государством. Признание всегда является проявлением компетенции государства в суверенном решении вопроса о войне и может быть четко выраженным или подразумеваемым. После принятия Женевских конвенций четко выраженные признания такого рода истории неизвестны. Подразумеваемое признание повстанцев воюющей стороной может заключаться, например, в попытках правительства заключить с ними перемирие, вступить в переговоры и т.д.

*(115) Повстанцы должны: соблюдать в ходе военных действий "законы и обычаи войны", отличать комбатантов от некомбатантов; в ходе военных операций не терроризировать гражданское население, симпатизирующее законному правительству; не допускать репрессий, запрещенных международным правом; нести ответственность перед иностранными государствами за оскорбление их граждан, истребление или конфискацию их имущества; уважать гражданское и уголовное законодательство, действовавшее на занятых ими территориях, разрешать работу общих судов. Власти повстанцев могут издавать свои административные акты; создавать военные трибуналы, чтобы судить за преступления своих солдат и др.

*(116) Центральное правительство не может препятствовать такому признанию. Вместе с тем такое признание не должно быть направлено против центрального правительства. Оно не влечет за собой установления дипломатических отношений. Однако повстанцы могут вступать в правовые отношения и заключать действительные в международном плане соглашения с третьими государствами и другими воюющими сторонами.

*(117) Например, провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН в 1973 г. завоевания народом Гвинеи-Бисау независимости, провозглашение Конференцией неприсоединившихся государств в 1972 г. временного революционного правительства как законного представителя Южного Вьетнама и т.д.

*(118) См.: Шрага Д., Заклин Р. Применимость международного гуманитарного права к операциям ООН по поддержанию мира: понятийные, правовые и практические вопросы. Материалы симпозиума по вопросам гуманитарной деятельности и осуществления операций по поддержанию мира. М., 1995. С. 42.

*(119) Самооборона в данном случае рассматривается как "сопротивление любым попыткам помешать насильственными средствами силам ООН выполнить их обязанности в соответствии с мандатом, полученным ими от Совета Безопасности ООН" (см.: UN Doc. S/12611, Р. 61).

*(120) См.: Шрага Д., Заклин Р. Применимость международного гуманитарного права к операциям ООН по поддержанию мира: понятийные, правовые и практические вопросы. С. 42.

*(121) Операция ООН в Сомали (ЮНОСОМ I) была начата как акция по оказанию гуманитарной помощи на основании Резолюции 751 (1992 г.) СБ ООН, принятой в соответствии с главой VI Устава ООН. Позднее на смену силам ЮНОСОМ I пришли так называемые Специальные объединенные силы (Unified Task Force - ЮНИТАФ), уполномоченные согласно гл. VII Устава ООН использовать все необходимые средства в целях создания безопасных условий для проведения гуманитарных операций в Сомали (SC. Res. 794 (1992), а затем, после переходного периода, была начата более масштабная операция ООН в Сомали (ЮНОСОМ II) на основании Резолюции 814 (1993 г.) в соответствии с разд. VII Устава ООН.

*(122) В ситуации, возникшей на территории бывшей Югославии, пришлось прибегнуть к резолюциям, принятым на основании раздела VII Устава ООН, с целью: обеспечить поставку гуманитарной помощи (SC. Res. 770 (1992); запретить полеты в воздушном пространстве Республики Босния и Герцеговина, а также обеспечить соблюдение этого запрета (SC. Res. 816 (1993); объявить так называемые зоны безопасности свободными от вооруженных нападений и от любых иных враждебных актов (SC. Res. 824 (1993); уполномочить СООНО на выполнение их мандата и на то, чтобы эти силы, действуя в целях самообороны, использовали все необходимые средства, включая и применение военной силы, в ответ на бомбардировки зон безопасности (SC. Res. 836 (1993).

*(123) Параллельно Миссии ООН по оказанию помощи в Руанде (МООНПР), учрежденной на основании Резолюции 872 (1992) СБ ООН, Совет Безопасности ООН, действуя на основании разд. VII Устава ООН, уполномочил государства - члены ООН учредить временную операцию под национальным командованием и контролем (операция "Бирюза") с целью содействовать защите и обеспечению безопасности перемещенных лиц, беженцев и гражданских лиц, чья жизнь находится под угрозой (SC. Res. 929 (1994); также см. Резолюцию 940 (1994) СБ ООН, посредством которой Совет Безопасности ООН, действуя на основании раздела VII Устава ООН, поручил государствам-членам ООН сформировать многонациональные силы под объединенным командованием и контролем, а также использовать все необходимые средства для того, чтобы содействовать депортации из Республики Гаити членов ее военного руководства, скорейшему возвращению туда законно избранного президента и восстановлению законной власти правительства Гаити.

*(124) См.: Терентьев В.Н. На ООН надеяться не приходится//Воин Содружества. 1998. N 1. С. 36.

*(125) Текст закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июня 1995 г., N 26, ст. 2401, в Российской газете от 30 июня 1995 г.

*(126) См.: Коротков А.П., Соковых Ю.Ю. Правовые средства управления кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регулирования//Государство и право. 1997. N 10. С. 67.

*(127) Gasser H.P. Р. 105.

*(128) В Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 3) установлено следующее: "Нормы международного гуманитарного права применяются с началом вооруженного конфликта. Применение норм международного гуманитарного права прекращается с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории - по окончании оккупации. Лица и объекты, окончательное решение участи которых будет принято позднее, остаются под защитой международного гуманитарного права".

*(129) В доктрине международного права нет единства взглядов по вопросу о разграничении понятий "приостановление военных действий" и "местное перемирие". Одни авторы (Оппенгейм, Лаутерпахт, Березовский, Коровин) считают, что ими обозначаются различные стадии прекращения военных действий. Другие (Коркунов, Мартенс), по моему мнению, более обоснованно утверждают, что "это сугубо техническое отличие не основывается на каких-либо юридических признаках" (подробнее см.: Соколов В.А. Мирный договор - основная правовая форма восстановления послевоенных отношений между государствами. Саратов, 1965. С. 21).

*(130) См.: Словарь международного права. М., 1982. С. 61.

*(131) В результате безоговорочной капитуляции Германии и Японии были прекращены военные действия во Второй мировой войне. Соглашение о безоговорочной капитуляции подписывается без всяких условий и оговорок; оно свидетельствует о признании полного и окончательного поражения одной из воюющих сторон и сопровождается сдачей всех ее вооруженных сил.

*(132) Например, капитуляция петеновского правительства Франции 22 июня 1940 г. перед фашистской Германией.

*(133) 9 июля 1951 г. Франция и Великобритания, а 19 сентября 1951 г. США прекратили состояние войны с Германией. 25 января 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией", в соответствии с которым прекратилось состояние войны и установились мирные отношения; утратили силу юридические ограничения в отношении германских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан вражеского государства (см.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. N 2. Ст. 34).

*(134) Соглашения об общем перемирии после Второй мировой войны с государствами, воевавшими на стороне Германии, заключались от имени Объединенных Наций, а подписывались представителями тех воюющих держав, которые находились в состоянии войны с этими государствами. Так, по соглашению с Италией от 3 сентября 1943 г. предусматривалось: а) немедленное прекращение военных действий итальянскими вооруженными силами; б) передислокация войск и флотов в такие пункты, которые указывались союзниками; в) немедленная передача военнопленных; г) беспрепятственная передача союзникам аэродромов и военно-морских портов и др.

*(135) Современное международное право предусматривает возможность заключения соглашения о перемирии по инициативе и под контролем Совета Безопасности ООН. В соответствии со ст. 10 Устава ООН Совет Безопасности вправе потребовать от заинтересованных сторон прекращения военных действий в качестве временной меры впредь до окончательного урегулирования.

*(136) Например, такая декларация, согласно которой "прекращалось состояние войны и восстанавливались мир и добрососедские дружественные отношения", была подписана 19 октября 1956 г. между СССР и Японией. Были восстановлены дипломатические и консульские отношения между этими странами; Советский Союз взял на себя обязательство поддерживать просьбу Японии о принятии ее в члены ООН, а также освободить и репатриировать всех осужденных японских граждан. После англо-аргентинского конфликта по поводу Фолклендских островов мирные отношения были восстановлены путем подписания в 1989 г. совместного коммюнике.

*(137) После Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали мирные договоры с Италией, Румынией, Финляндией, Венгрией, Болгарией (10 февраля 1947 г.). Так, мирный договор с Италией запрещал деятельность на итальянской территории фашистских организаций; Италия отказывалась от всех своих колоний в Африке; она принимала на себя обязательства: задерживать и выдавать военных преступников - граждан союзных с ней государств; не производить атомное оружие, не строить новых военно-морских баз, выполнять репарации и реституции, установленные договором.

*(138) Так, в течение всего периода оккупации Ираком территории Кувейта в 1990 г. подлежала применению IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, несмотря на то, что Ирак объявил эту территорию своей 19-й провинцией.

*(139) К ним относятся: Магелланов пролив (по договору между Аргентиной и Чили 1981 г.); Суэцкий канал (в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888 г.); река Дунай (по конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.).

*(140) Сюда входят: Аландские острова (по соглашению между СССР и Финляндией от 11 октября 1940 г.); архипелаг Шпицберген и прилегающая акватория (по договору о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г.); остров Пелагоза (в настоящее время - Пелагрунт) и прилегающие островки (по Мирному договору с Италией от 10 февраля 1947 г.), Додеканесские острова, остров Пантеллерия, Пелагские острова и остров Пианоза.

*(141) К ним относятся: Антарктика (по Договору об Антарктике (1959 г.); Луна и другие небесные тела (по Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.) и Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.).

*(142) См. статью 23 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949 г.).

*(143) Права и обязанности нейтральных государств, а также воюющих сторон в отношении нейтральных стран в случае вооруженного конфликта регламентируются Гаагской конвенцией 1907 г. "О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны".

*(144) См.: Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 128.

*(145) См.: Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. ДМП. Т. 1. М., 1999.

*(146) Нормы Федерального закона "Об обороне" гласят: "Законодательство Российской Федерации в области обороны основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральные конституционные законы, Федеральные законы и законы Российской Федерации в области обороны" (ст. 3); "деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основании Конституции Российской Федерации в соответствии с Федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О Вооруженных Силах Российской Федерации" и другими законами в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" (ст. 10 ч. 5); "руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляется в соответствии с Федеральным законом" (ст. 13 ч. 4); "Президент вводит в действие нормативные правовые акты военного времени" (ст. 4 ч. 5); "задачи в области обороны выполняются в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил" (ст. 1 ч. 7) и др.

*(147) См., например: Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в военной области от 2 марта 1994 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о координации деятельности в военной области от 20 июля 1992 г., Договор между Российском Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве от 19 декабря 1997 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере от 19 декабря 1997 г.

*(148) См.: Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. С. 234.

*(149) См.: Словарь международного права. М., 1982. С. 56.

*(150) Конвенция вступила в силу 20 января 2001 г. Российская Федерация в Конвенции не участвует.

*(151) См.: Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. С. 82.

*(152) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1968. С. 665.

*(153) См. статью 49-53 Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ 8 августа 2001 г.

*(154) Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (ст. 264) устанавливал уголовную ответственность за добровольную сдачу в плен по трусости или малодушию, за исключением случаев насильственного захвата в плен военнослужащего, лишенного возможности оказать сопротивление противнику. Ничто, в том числе и угроза смерти, не должно заставить военнослужащего сдаться в плен. См.: Уголовный кодекс РСФСР (с комментариями). М.: Товарищество "Российские промышленники", 1992. С. 630.

*(155) Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1994. С. 77-90.

*(156) И. Динштейн выражает сомнение в отношении того, что если государство А расстреляет военнопленных государства В, то государство В воздержится от репрессалий в отношении военнопленных государства А. (см.: Динштейн И. Комментарии к Протоколу I. МЖКК. 1997. N 18. С. 598-599).

*(157) См.: Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. С. 197-239.

*(158) В 1949 г. на Женевской конференции представитель Норвегии предложил предоставить право на режим военного плена комбатантам внутренних вооруженных конфликтов. Однако это предложение не было принято. Такая же судьба постигла аналогичное предложение, внесенное МККК в 1972 г. на Женевской конференции экспертов, предшествовавшей работе Дипломатической конференции по подтверждению и развитию международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов (1974-1977 гг.), на которой были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.

*(159) В.В. Пустогаров, сравнивая I и II Дополнительные протоколы, отмечает, что в Протоколе II отсутствует глава об обращении с военнопленными. См.: Пустогаров В.В. Проблемы международного гуманитарного права//Государство и право. 1997. N 9. С. 75.

*(160) СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1089.

*(161) Временной рабочей группе поручалось организовать взаимодействие с Рабочей группой гуманитарной посреднической инициативы при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, государственными органами и общественными объединениями при решении вопросов розыска и освобождения российских граждан, незаконно удерживаемых на территории Чеченской Республики, с привлечением к этой работе представителей общественности и духовенства (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1093).

*(162) См. статью 54-57 Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ 8 августа 2001 г.

*(163) СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-I. Текст постановления опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 26.

*(164) См. Закон РФ от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 9, п. 1); "Положение о воинском учете", утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541.

*(165) Дети обычно вступают в вооруженные силы или группировки по различным причинам: желание получить военную профессию, жить в лучших условиях; возможность зарабатывать средства к существованию, когда нет иной возможности выжить; стремление обеспечить себе защиту от грозящих испытаний; стремление добиться более высокого положения в обществе, проявить мужество, прославиться.

*(166) БМД. 1993. N 9.

*(167) ВСНД. 1993. N 12. Ст. 425.

*(168) См. Закон о вынужденных переселенцах (с изм. и доп. от 20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.)//ВСНД. 1993. N 12. Ст. 427.

*(169) К указанной категории не относятся так называемые экономические беженцы, т.е. те, кто покидает свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление, преступление против человечности или совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

*(170) См. также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (Женева, 6 октября 1992 г.). Соглашение вступило в силу 6 октября 1992 г. Текст Соглашения опубликован в Московском журнале международного права. 1993. N 4. С. 163-171.

*(171) Существуют следующие виды оккупации: военная оккупация в ходе вооруженного конфликта; послевоенная оккупация как средство обеспечения выполнения государством, несущим ответственность за агрессию, своих обязательств; временный контроль союзной армии над освобожденной от вражеской оккупации территорией союзника; занятие воюющей стороной территории нейтрального государства.

*(172) Участие Вооруженных Сил СССР и РФ в вооруженных конфликтах может быть классифицировано следующим образом: а) поддержка одной из сторон вооруженного противостояния путем поставок ей вооружения и военной техники (большая часть национально-освободительных движений); б) непосредственное участие войск (сил) в ведении боевых действий внешнего или внутреннего характера (Китай, Афганистан, Корея, Вьетнам, Египет, Эфиопия, Чечня и др.); в) участие в ограниченных по времени военных действиях штатными соединениями ВС (Венгрия, Чехословакия); г) косвенное участие в боевых действиях составами военных советников и специалистов (Ирак, Ливия, Ливанский кризис (1982 г.) и др.); д) участие в вооруженном инциденте в качестве сдерживающей силы или "силы устрашения" (Суэцкий (1956 г.) и Карибский (1962 г.) кризисы); е) участие в составе миротворческих сил (Таджикистан, Босния, Абхазия и др.); ж) участие в приграничных вооруженных столкновениях (конфликты с Китаем (1969-1972 гг.)); з) участие отдельных граждан в качестве наемников (несанкционированное участие) в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Чечне (см.: Усиков А.В., Яременко В.А. Анатомия "малых войн"//Независимое военное обозрение. 1998. N 42 (116). С. 4).

*(173) Сегодня килограмм корабля стоит $3,5, килограмм автомобиля - $20, а килограмм самолета - $2000.

*(174) Принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти РФ, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и их права в этой области определены Законом РФ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами" (СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610)

*(175) В Положении о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации (п. 2), утвержденном постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации" от 8 апреля 2000 г., понятия "вооружение" и "военная техника" определяются как комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники). Под "военным имуществом" понимаются системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства, коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения, специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты (СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1702).

*(176) См. статью 9 Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ 8 августа 2001 г.

*(177) См.: Прокош Э. Швейцарский проект Протокола по системам вооружения малого калибра. М., 1995. С. 506-525.

*(178) Harvey E.N., McMillen H., Butler E.G., Puckett W.O. Mechanism of Wounding. Wound Ballistics. US Department of the Army. Washington, 1962. Р. 143-235.

*(179) Sturdivan L.M., Bruchey W.J., Wyman D.K. Terminal Behavior of the 5.56 mm M 193 Ball Bullet In Soft Targets. US Army Ballistic Research Laboratories report. No.1447. August 1969. Р. 24.

*(180) Угол атаки пули (или рыскание) - это угол в любой данный момент между ее продольной осью и касательной к траектории, описываемой центром тяжести пули.

*(181) Пуля со сплошной металлической оболочкой при ударе о тело со скоростью, не превышающей 600 м/с, не разрушается несмотря на "кувыркание". При ударе со скоростью более 600 м/с она деформируется под воздействием нагрузок, возникающих при вращении. Пуля при этом сжимается главным образом у основания; частицы свинца отрываются от основания пули, образуя отдельные фрагменты, и пуля сплющивается.

*(182) См.: Международный журнал Красного Креста. 1995. N 5. С. 520.

*(183) После 10-20 м полета воздействие вращательного движения пули (момент количества движения) оказывается сильнее рыскания, и угол встречи уменьшается. Именно на этой дальности стрельбы становится очевидным поражающее действие различных систем вооружения малого калибра.

*(184) См.: Кочкин С. Безоружный с автоматом//Независимое военное обозрение. 2000. N 11; Митькин А. Пуля улучшает автомат//Независимое военное обозрение. 2000. N 22.

*(185) Ограничение веса пуль (400 г) было произвольным: винтовочная пуля весила намного меньше, а артиллерийские снаряды были намного тяжелее. Артиллерийские разрывные снаряды способны были вывести из строя более одного комбатанта и, безусловно, относились к другому классу вооружений, применялись для решения иных задач. Но смысл заключался в том, чтобы разграничить вес между крайними величинами.

*(186) См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000. С. 252.

*(187) Chemical and Bacteriological (Biological) Weapons and Effects of their Use. Report of the Secretary General. United Nations. New York, 1969. Р. 5-6.

*(188) См.: Резолюции и решения Генеральной Ассамблеи ООН, принятые на 22-й сессии. Нью-Йорк, 1968. С. 47.

*(189) См.: Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. С. 94.

*(190) СЗ РФ. 1997. N 45. Ст. 5138.

*(191) Подписана от имени Правительства Союза Советских Социалистических Республик в Москве, Вашингтоне и Лондоне 10 апреля 1972 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 11 февраля 1975 г. N 998-IX "О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении". Текст Указа опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 19 февраля 1975 г., N 8, ст. 130.

*(192) Эта Конвенция - первый многосторонний договор о разоружении, принятый в эпоху существования ООН, поскольку она впервые обязывает уничтожать существующее оружие.

*(193) Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. Л., 1990. С. 60.

*(194) См.: Руководство по инфекционным болезням/Под ред. В.И. Покровского, К.М. Лобана. М., 1986. С. 416.

*(195) См.: Чума из пробирки (Ельцин держит в руках тайну сибирской язвы)//Московский комсомолец. 1998. 19 марта. С. 3.

*(196) Подписана 18 мая 1977 г., ратифицирована 30 мая 1978 г.

*(197) См.: Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. М., 1988. С. 136-137.

*(198) См.: Антонов В.Н. Забытые секреты СССР могут обернуться трагедией//Новая газета. 1996. 2 декабря. С. 5.

*(199) Аналогичная трактовка ущерба применяется к последствиям экологической войны (Commentary on the Additional Protocols of 8 June 1977 to the Geneva Conventions of 12 August 1949. Geneva, 1987. Р. 415).

*(200) См.: Борисов В.В. Пентагон и наука. М., 1975. С. 69.

*(201) См.: Макаров О.И. Экоцид: постановка международно-правовой проблемы//Актуальные вопросы современного международного права: Сб. науч. трудов. М., 1988. С. 71.

*(202) Ратифицирован Федеральным законом от 7 декабря 2004 г. N 158-ФЗ "О ратификации Протокола о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г. (Протокола II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.), прилагаемого к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие", со следующими заявлениями: 1) для целей толкования подп. "с" п. 10 ст. 3 Протокола II под альтернативными системами Российская Федерация понимает устройства и технологии нелетального действия, которые не являются противопехотными минами и могут на время вывести из строя, парализовать действия или обозначить присутствие одного или нескольких человек без нанесения им необратимого повреждения; 2) Российская Федерация при применении подп. "а" п. 2 ст. 5 Протокола II исходит из того, что противопехотные мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми, будут устанавливаться в районах с промаркированным периметром, который подвергается наблюдению со стороны военного персонала и защищается ограждением или иными средствами с тем, чтобы обеспечить эффективное недопущение гражданских лиц в указанные районы. Такая маркировка должна быть отчетливой, устойчивой и по крайней мере быть видимой человеку, который намеревается проникнуть в район с промаркированным периметром. При этом в качестве маркировки (обозначения) части периметра заминированного района в пределах приграничной территории может рассматриваться обозначенная на местности линия государственной границы в случаях, когда имеют место активные и многократные попытки ее преодоления вооруженными нарушителями и когда военные, экономические, физико-географические и иные условия не позволяют применять вооруженные силы. Гражданское население будет своевременно информироваться о минной опасности и не допускаться в заминированный район; 3) для целей толкования подп. "i" п. 1 ст. 7 Протокола II под культурным и духовным наследием народов Российская Федерация понимает культурные ценности в смысле ст. 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.; 4) под общедоступными техническими средствами обнаружения мин, упомянутыми в подп. "а" п. 2 Технического приложения к Протоколу II, Российская Федерация понимает средства поиска мин, имеющиеся в Российской Федерации и удовлетворяющие требованиям упомянутого подпункта; 5) Российская Федерация в соответствии с подп. "с" п. 2 и подп. "с" п. 3 Технического приложения к Протоколу II обеспечит соблюдение подп. "b" п. 2 и подп. "а" и "b" п. 3 Технического приложения к Протоколу II не позднее чем в девятилетний срок с даты вступления в силу данного Протокола. Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 15 декабря 2004 г., N 235; в "Российской газете" от 15 декабря 2004 г., N 277; в СЗ РФ от 13 декабря 2004 г., N 50, ст. 4949.

*(203) Ратифицирован Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 153-ФЗ "О ратификации Дополнительного протокола к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Протокола об ослепляющем лазерном оружии (Протокола IV)". Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 16 июля 1999 г., в СЗ РФ от 12 июля 1999 г., N 28, ст. 3486, в Бюллетене международных договоров, октябрь 1999 г., N 10.

*(204) Текст Конвенции официально опубликован не был, в некоторых справочных правовых системах она именуется иначе - Конвенция "О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении" (Осло, 18 сентября 1997 г.). Преамбула Конвенции содержит ссылку на Оттавскую декларацию от 5 октября 1996 г. и Брюссельскую декларацию от 27 июня 1997 г., в которых содержится настоятельный призыв к международному сообществу заключить имеющее обязательную юридическую силу международное соглашение о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин. Конвенция, совершенная в Осло, Норвегия, 18 сентября 1997 г., была открыта для подписания всеми государствами в Оттаве, Канада, 3 и 4 декабря 1997 г. и в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке с 5 декабря 1997 г. до ее вступления в силу. Получила наименование "Оттавская конвенция". Российская Федерация ее не подписала.

*(205) Мины иногда используются для того, чтобы терроризировать гражданское население и (или) помешать ему обеспечивать продовольствием себя или свои войска.

*(206) United Nations. Assistance In Mine Clearance: Report of the Secretary-General. New York, United Nations, A/49/357. 6 September 1994. Р. 4.

*(207) СЗ РФ. 2000. N 4. Ст. 368.

*(208) См. также Положение о финансировании расходов, связанных с оказанием Российской Федерацией помощи другим государствам при выполнении международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию, ведении учета этих расходов и отчетности по ним, возврате в федеральный бюджет средств, полученных Российской Федерацией в качестве компенсации (возмещения) указанных расходов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 июня 2001 г. N 441.

*(209) Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. М., 1997. С. 296.

*(210) См.: Красная звезда. 1997. 3 декабря.

*(211) См. Закон РФ "Об оружии" (СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681 с изменениями от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 8 декабря 2003 г., 26 апреля, 29 июня 2004 г.), во исполнение которого приняты постановление Правительства РФ "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ", утвердившее Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ и Положение о введении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему (СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3878), постановление Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 "Oб утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" (с изм. от 30 декабря 1998 г., 29 июня 1999 г., 29 февраля, 5 июня, 2 ноября 2000 г., 11 марта 2002 г., 6 февраля, 17 ноября 2004 г.). (СЗ РФ. N 42. Ст. 4790).

*(212) Примером важности данного вопроса может служить постановление Правительства РФ "О принятии на вооружение Вооруженных Сил РФ отдельных видов вооружения и патронов", которым утверждено Приложение (основные тактико-технические характеристики). (СЗ РФ. 1998. N 37. Ст. 4635).

*(213) См. статью 54 п. 4 "в" Дополнительного протокола I.

*(214) См. статью 23 п. "в" Гаагского положения.

*(215) См. статью 37 Дополнительного протокола I.

*(216) См. статью 36 Дополнительного протокола I.

*(217) К сожалению, в Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны РФ 8 августа 2001 г., содержится указание на способы (методы) ведения боевых действий (ст. 7), что вносит терминологическую путаницу.

*(218) См.: Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. С. 284.

*(219) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 71.

*(220) См. там же. С. 273.

*(221) См. Международное гуманитарное право. М., 1993. С. 179.

*(222) Симулирование смерти с целью спасти свою жизнь не является вероломством.

*(223) См.: Де Мулинен Ф. Право войны. Руководство для вооруженных сил. М., 1993. С. 116-117.

*(224) В боевых условиях небольшие вооруженные подразделения, сражающиеся с использованием тактики партизанской войны, десантные войска, бронетанковые войска, которые быстро продвигаются вперед, вооруженные силы национально-освободительных движений заявляли, что у них нет возможности брать и сохранять военнопленных, удовлетворять их нужды и эвакуировать их. (По вопросу о "патрулях, действующих на больших расстояниях" (См.: Rapport de la Commission III, alinea 24, Doc. CDDH/236/Rev. 1 (1976), Actes de la CDDH, vol. XV. Р. 401-402). Дополнительный протокол I (ст. 41 п. 3) дает следующее разъяснение: если при "необычных условиях военных действий" военнопленные не могут эвакуироваться, они должны освобождаться и для обеспечения их безопасности необходимо принимать "все возможные меры предосторожности". Эта обязанность имеет целью способствовать освобождению взятых в плен при невозможности обеспечить их пищей, водой или одеждой, а также предотвратить их гибель.

*(225) Статья 42 п. 1 Дополнительного протокола I предусматривает, что ни одно лицо, покидающее на парашюте летательный аппарат, терпящий бедствие, не подвергается нападению в течение своего спуска на землю. Приземлившись на территории, контролируемой противником, оно должно получить возможность сдаться, прежде чем подвергнется нападению. Если же ясно, что лицо совершает враждебные действия (в том числе делает попытку побега), оно может подвергнуться нападению (ст. 42 п. 2).

*(226) Комбатант крайне уязвим в тот период, когда находится во власти противника, поскольку не в состоянии далее воевать как комбатант, но еще не приобрел и статус военнопленного. Вышедшим из строя считается любое лицо, если оно: находится во власти противной стороны; ясно выражает намерение сдаться в плен; находится без сознания или каким-либо другим образом выведено из строя вследствие ранения или болезни и поэтому не способно защищаться, при условии, что в любом таком случае это лицо воздерживается от каких-либо враждебных действий и не пытается совершить побег (ст. 41 п. 2).

*(227) В статье 206 УК РФ указывается, что целью взятия заложников является понуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.

*(228) Статья 51 п. 2 Дополнительного протокола I запрещает "акты насилия или угрозы насилием". Необходимо отметить дистанцию, существующую между "актами, направленными на распространение страха" (как намерение) и "актами, действительно вызывающими или способными вселить страх" (хотя специально не преследующими такой цели). Следует полагать, что формулировка статьи не охватывает случаи, когда страх является случайным следствием, и даже такие, последствия которых можно было предвидеть. Запрещаются акты, главная цель которых, по объективной оценке, - распространение страха (см. Доклад Комиссии III Женевской дипломатической конференции 1974 г.).

*(229) Этот запрет содержится в контексте защиты объектов, необходимых для выживания гражданского населения, и по сути декларирует намерение в отношении этой цели (п. 1 ст. 54). Конкретные юридические требования, которые обеспечат достижение цели, указаны в п. 2 и 3 ст. 54 Дополнительного протокола I, а также в ст. 55, предусматривающей обязанность защиты природной среды, в ст. 68-71 - о помощи гражданскому населению и в Женевском протоколе 1925 г., запрещающем применение бактериологического и химического оружия.

*(230) "Нападение путем бомбардировки любыми методами или средствами, при котором в качестве единого военного объекта рассматривается ряд явно отстоящих друг от друга и различимых военных объектов, расположенных в городе, деревне или другом районе, где сосредоточены гражданские лица или гражданские объекты".

*(231) См.: Бликс Г. Средства и методы ведения войны//Международное гуманитарное право. М., 1993. С. 205.

*(232) См. Доклад о деятельности рабочей группы, представленный докладчиком 3-й Комиссии III Женевской дипломатической конференции 1974 г.

*(233) См.: Бликс Г. Средства и методы ведения войны//Международное гуманитарное право. С. 210.

*(234) Статья 57 п. 2 "б" Дополнительного протокола I.

*(235) Статья 56 Дополнительного протокола I.

*(236) Статья 54 Дополнительного протокола I.

*(237) В Приложении 4 Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Министром обороны РФ 8 августа 2001 г., изложен Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил РФ - участника боевых действий.

*(238) См. статьи 49-59 ЖК I; ст. 50-51 ЖК II; ст. 129-130 ЖК III; ст. 147 ЖК IV; ст. 85-91 ДП I.

*(239) В октябре 1986 г. МККК подготовил для 25-й Международной конференции Красного Креста документ "Меры, принимаемые государствами в мирное время, по выполнению Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним", где содержится перечень мер по выполнению МГП (см: Имплементация международного гуманитарного права: Сборник статей и документов. М., 1998. С. 22-35).

*(240) СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5909. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 Концепция изложена в новой редакции. Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 18 января 2000 г., в Собрании законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 170.

*(241) СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

*(242) СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

*(243) См.: Ведомости СНД. 1993. N 2. Ст. 77.

*(244) СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

*(245) СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1014.

*(246) См.: Ведомости СНД. 1993. N 17. Ст. 594.

*(247) СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

*(248) СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

*(249) См.: Ведомости СНД. 1991. N 16. Ст. 503.

*(250) СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

*(251) СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

*(252) См.: Ведомости СНД. 1993. N 12. Ст. 423.

*(253) СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

*(254) См.: Действующее международное право. М., 1997. Т. 3. С. 764-765.

*(255) См.: Действующее международное право. Т. 2. С. 199-202.

*(256) См.: Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997. С. 223-225.

*(257) См.: Соковых Ю.Ю. Реализация международного гуманитарного права в законодательстве Российской Федерации: состояние и перспективы//Государство и право. 1997. N 9. С. 84.

*(258) См.: Действующее международное право. Т. 2. С. 68.

*(259) См.: Российский ежегодник международного права. СПб., 1994. С. 244.

*(260) См.: Московский журнал международного права. 1996. N 1. С. 227-228.

*(261) СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

*(262) Нейтрализация территории - это установленное международным договором запрещение вести военные действия на определенной территории или использовать эту территорию в качестве театра военных действий.

*(263) Демилитаризация территории - это установление такого международно-правового режима, в соответствии с которым на ней запрещаются или ограничиваются определенные виды и формы военной деятельности: размещение вооруженных сил и вооружений, создание военных сооружений и баз, размещение и хранение оружия, проведение военных учений и маневров. Демилитаризация может быть полной и частичной. Объем демилитаризации определяется в международном договоре.

*(264) Термин "международная ответственность" охватывает всю совокупность новых правоотношений, возникающих по международному праву в связи с международно-противоправным деянием. См.: Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., 2004. С. 80.

*(265) См.: Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л., 1978. Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Учебное пособие. Свердловск, 1980. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993; Панов В.П. Международное уголовное право: Учебное пособие. М., 1997. Рагинский М.Ю., Розенблит С.Я. Процесс главных японских военных преступников. М., 1950. Ромашкин П.С. Военные преступления империализма. М., 1953. Трайнин А.Н. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества. М., 1956.

*(266) См.: Алексеев Н.С. Ответственность нацистских преступников. М., 1968; Арцибасов И.Н. За пределами законности: о преступлениях империализма против мира и человечества. М., 1981; Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система Российской Федерации. Воронеж, 1997; Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Сб. документов/Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997; Блищенко И.П., Жданов Н.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера: Учебное пособие. М., 1984; Блищенко И.П. Международный уголовный суд. М., 1994 (в соавт.); Богатырев А.Г. Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью: Учебное пособие. М., 1989; Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983; Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976; Жданов Н.В. Правовые аспекты борьбы с террористическими актами международного характера. М., 1974; Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979; Карпец И.И. Международная преступность. М., 1988; Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1960; Международное уголовное право. Учебное пособие/Под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999; Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма: Сб. статей отеч. и амер. юристов/Под ред. И.А. Ледях, И.И. Лукашука. М., 1995; Лукашук И.И., Наумов А.В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве: Учебно-практ. пособие. М., 1998; Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: Учебник М.: Спарк, 1999; Ляхов Е.Г. Политика терроризма - политика насилия и агрессии. М., 1987. Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. М., 1983; Полянский Н.Н. Международное правосудие и преступники войны. М.; Л., 1945; Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М., 1983; Сотрудничество государств в борьбе с международными преступлениями. М., 1983; Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.

*(267) Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1896. Т. 11. С. 379.

*(268) В специально посвященном этому исследовании американский профессор Дж. Гинсбург пишет о том, что именно Советский Союз внес наиболее существенные новеллы в Устав Нюрнбергского трибунала, в частности ответственность индивидов за ведение агрессивной войны, ответственность руководителей за зверства, совершенные по их приказу подчиненными. Да и сама идея международного трибунала была выдвинута СССР еще в 1942 г. (Ginsburgs G. Moscow's Road to Nuremberg: The Soviet Background to the Trial//Law In Eastern Europe. #47. Boston, 1996).

*(269) Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: Учебник. М., 1999. С. 13.

*(270) Борьба с такими преступлениями входит в сферу компетенции Совета Безопасности ООН, который несет основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и выступает от имени всех членов ООН.

*(271) В конвенциях, как правило, содержатся: нормативное определение состава преступления; обязательство государства-участника закрепить норму конвенции в национальном законодательстве (имплементировать); обязательство государств-участников распространить свою юрисдикцию на соответствующие преступления.

*(272) BYIL. 1952. Р. 381.

*(273) Общая теория прав человека. М., 1996. С. 489.

*(274) См.: Захарова Н.В. Индивид - субъект международного права//Советское государство и право. 1989. N 11. С. 112-118.

*(275) Курс международного права. Т. 1. М., 1992. С. 181.

*(276) См.: Шуршалов В.М. Международные правоотношения. М., 1971. С. 56.

*(277) См.: Фердросс А. Международное право. С. 146.

*(278) См.: Анцилотти Д. Курс международного права. М., 1961. С. 105.

*(279) См.: Международная правосубъектность (Некоторые вопросы теории)/Под ред. Д.И. Фельдмана. М., 1971. С. 7-23; Мовчан А.П. Международная защита прав человека. М., 1958. С. 28-40; Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974. С. 9-35, 149; Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989. С. 163.

*(280) См.: Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. С. 102.

*(281) См.: Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. С. 234.

*(282) См.: Словарь международного права. М., 1982. С. 56.

*(283) Так, в п. 3 ст. 8 Римского Статута МУС предусмотрено, что серьезные нарушения ст. 3, общей для всех


<предыдущая страница | следующая страница>


Самостоятельная работа по изучению курса международного гуманитарного права организуется под руководством преподавателя, у которого студенты могут получить консультации по интересующим вопросам

Охватывает правоотношения, которые возникают в связи с такой борьбой. Вместе с тем представляется важным, что совокупность принципов и норм, устанавливающих правила ведения вооруже

4797.83kb.

06 10 2014
26 стр.


Программа курса «Международное транспортное право»

Тема Место международного транспортного права в системе международного частного права

156.29kb.

15 10 2014
1 стр.


Вопросы к зачету по международному праву для студентов 2 курса международно-правового факультета мгимо (У) мид РФ

Комиссия международного права ООН и ее роль в кодификации и прогрессивном развитии международного права

18.23kb.

25 12 2014
1 стр.


Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная работа по подготовке студента к практическому занятию

Охватывает философские объяснения и идеологические положения римских юристов о государстве и праве, что не является предметом изучения настоящего курса

1948.76kb.

10 10 2014
8 стр.


Человек, техника, исторический прогресс

Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

76.46kb.

13 10 2014
1 стр.


«Ө. А. Жолдасбеков атындағы экономика және қҰҚЫҚ академиясы» КӨп профилді оқУ-Ғылыми өндірістік кешені мекемесі

Пререквизиты дисциплины: Для изучения курса студенты должны быть ознакомлены с такими дисциплинами как основы государства и права, философия, всеобщая история государства и права,

373.71kb.

25 12 2014
2 стр.


В. В. Желтов название факультета (филиала)

В рамках данного курса предполагается ознакомить студентов с применением принципа федерализма в различных регионах мира. В ходе изучения курса студенты должны освоить основные подх

119.62kb.

14 12 2014
1 стр.


Самостоятельная работа «Цель и смысл жизни»

Философия математики; (1-я часть курса: 3 итоговая контрольная) // Философская антропология (самостоятельная работа «Цель и смысл жизни»); Этика; Философия социума: социальная фило

165.9kb.

09 10 2014
1 стр.