Перейти на главную страницу
г. Набережные Челны
2009 г.
УДК 159.95 (075.8)
П-85
Печатается по рекомендации Редакционно-издательского совета
А.Н. Гусев - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор факультета психологии Государственного университета Высшая Школа Экономики, лауреат Ломоносовской премии;
Л.Г. Дикая - доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии труда института психологии РАН.
П-85 Прыгин Г.С.
Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с.
В монографии представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований, проведенных как самим автором монографии, так и работ, выполненных под его руководством. Обосновывается системно-функциональный подход к исследованию феномена самостоятельности личности. С позиции личностно-типологических особенностей анализируется ее дифференциальный аспект.
Автор вводит понятие «автономности» субъекта деятельности и показывает, что «эффективная самостоятельность» в осуществлении деятельности и поведения связана с развитым симптомокомплексом личностных качеств, присущих субъектам «автономного» типа. В монографии в дифференциальном аспекте представлены результаты исследований проявления «автономности» в онтогенезе, структуре личности, межличностных отношениях, в учебной деятельности, а также в специфических выборках - шизофреников, наркоманов и алкоголиков. В приложении приводятся рабочие методики, позволяющие диагностировать уровни сформированности самостоятельности у взрослых, старших и младших подростков и дошкольников.
Книга адресована, прежде всего, студентам психологических факультетов как учебное пособие по курсу «дифференциальной психологии», а также психологам различных специализаций, аспирантам и педагогам; она может быть также полезна и более широкому кругу лиц, интересующихся вопросами самостоятельности и ее диагностики.
ISBN 978-5-93388-049-3
© Г.С. Прыгин, 2009
© Издательство Института управления, 2009
1.1. Проблема детерминации психической регуляции
1.1.1. Теоретический анализ зарубежных концепций
1.1.2. Теория социального научения Дж. Роттера……………………33
1.1.3. Взаимосвязь теории Дж. Роттера другими концепциями…….42
1.2. Системная организация субъектной регуляции деятельности….48
1.2.1. Проблема соотношения понятий «личность» и «субъект»
в контексте психической регуляции……. ….………………………………48
1.2.2. Аналитический обзор основных положений теории
1.2.3. Теория осознанной саморегуляции деятельности
2.1. Концептуальные основы эффективной самостоятельности……………………………………………………...……………………..80
2.1.1. Феноменология «автономности-зависимости»……………... 102
2.2. Разработка инструментария для психодиагностики
2.2.1. Метод экспертных оценок …………………………………….112
2.2.2 Конструирование и психометрическая оценка
опросника «автономности-зависимости» …………………………………115
2.3. Особенности функционирования системы субъектной
2.3.1. Особенности функционирования компонента субъектной
2.3.2. Проявление антиципации в личностно-типологических
2.3.3. Особенности функционирования компонента субъектной
2.4. Выводы ……………………………………………………………..153
3.1. Структурно-функциональные и информационные особенности
3.1.1. Организация эмпирического исследования…………………...160
3.1.2. Структурно-функциональные особенности
типологических групп субъектной регуляции …………………………….162
3.1.3. Информационное отображение действительности
3.2. Выводы …………………………………………………………….193
4.1. Проблема регуляции поведения и деятельности
4.2. Диагностика типологии субъектной регуляции
4.3. Разработка и стандартизация методики для диагностики
4.4. Описание проективной методики «Типы субъектной
4.5. Выводы ……………………………………………………………211
5.1. Особенности структурных характеристик самосознания
5.2. Особенности протекания познавательных процессов
5.3. Взаимосвязь стилей мышления с типологией субъектной
5.4. Особенности организации ментального опыта у субъектов
6.1. Особенности внутригруппового взаимодействия субъектов
6.2. Проявление «автономного» и «зависимого» типов
6.2.1. Связь академической успеваемости с типологией
6.2.2. Осознание учащимися с разными типами субъектной
6.2.3. Проявление типологии субъектной регуляции
7.1. Проявление типологии субъектной регуляции
7.1.2. Структура самооценки у больных наркоманией,
7.2. Проявление типологии субъектной регуляции у больных
7.3. Особенности поведения испытуемых с «автономным»
Проблема «автономности» (самостоятельности) личности, исследуемая в этой монографии, имеет важное значение не только для развития общих фундаментальных знаний о регуляторной природе психики, исследование этой проблемы чрезвычайно важно и с практической точки зрения, поскольку результаты исследования могут быть использованы везде, где личность призвана самостоятельно и эффективно решать свои конкретные профессиональные задачи (т.е. практически, во всех областях человеческой деятельности).
Представляемое системное исследование посвящено разработке концептуальных основ самостоятельности личности, которые рассматриваются с позиции субъектной регуляции деятельности, ее личностно-типологических особенностей наиболее ярко проявляющихся в «автономности» (самостоятельности) личности - одном из ее важнейших, интегративных качеств.
С каких бы позиций не изучалась личность: философских, педагогических, социальных или психологических, как на важнейшее ее качество наиболее часто указывается способность личности действовать «автономно, эффективно, самостоятельно». При этом разные методологические позиции и эмпирические ракурсы изучения «автономности», «самостоятельности» порождают существенные различия в представлениях исследователей относительно феноменологии, структуры и механизмов, обеспечивающих ее проявление. С нашей точки зрения подобное разнообразие, как теоретических разработок феномена «автономности», так и полученных практических результатов только подчеркивает его сложность. В психологии подобное положение вещей не является уникальным - достаточно вспомнить впечатляющее разнообразие теорий личности, психических процессов, способностей, интеллекта и т.д.
Мы предложили свой, личностно-регуляторный аспект изучения «автономности», полагая, вслед за Л.М. Веккером, что «…проблема психической регуляции деятельности… (здесь и далее выделено нами. – Г.П.) в полном своем объеме не может быть решена только в рамках теории психических процессов, ибо она тесно связана с психологией личности» [1981, с. 162]. С другой стороны, полностью разделяя точку зрения А.Г. Асмолова, мы также считаем, что для того, «…чтобы проанализировать личностные механизмы регуляции деятельности, необходимо … увидеть личность еще в одной проекции – личность как субъект деятельности» [1983, с. 121]. Таким образом, рассматривая личностно-регуляторные основы «автономности», мы исследуем их с позиции личности как субъекта деятельности, т.е. с позиции субъектной регуляции.
В работе с позиций системного подхода показано, что высокий уровень развития самостоятельности личности обеспечивается высоким уровнем сформированности его системы субъектной регуляции, являющейся одним из универсальных механизмов согласования активности личности с требованиями деятельности. Показано также, что в системе субъектной регуляции, отображаются наиболее существенные структурные характеристики личности, определяющие ее целостность, это придает характеру выполнения деятельности а, следовательно, и самой субъектной регуляции, личностную «окраску», превращая ее именно в субъектную, т.е. индивидуально характерную.
В разработке концепции самостоятельности личности нами были использованы основополагающие идеи П.К. Анохина «О функциональной системе», теория «Осознанной саморегуляции деятельности» О.А. Конопкина, методологические концепции системного подхода Б.Ф. Ломова, а также фундаментальные работы С.Л. Рубинштейна и В.А. Брушлинского о субъекте как активном «деятеле».
В настоящее время можно выделить, по крайней мере, три базовых направления в исследованиях осознанной саморегуляции личности, это:
- психическая саморегуляция функционального состояния (направление, развиваемое Л.Г. Дикой);
- волевая саморегуляция поведения и деятельности (направление, развиваемое В.А. Иванниковым);
- осознанная психическая саморегуляция произвольной деятельности (направление, развиваемое О.А. Конопкиным).
Естественно, что каждое из указанных направлений имеет свою специфику, однако общим является то, что все они изучают различные аспекты регуляторной функции психики. На наш взгляд, объединяющим началом этих трех фундаментальных направлений может стать тезис С.Л. Рубинштейна (1940) о выделении побудительной и исполнительной регуляции. Причем побудительная регуляция определяет, какое действие будет совершено, и в этом плане предполагает исследование проблемы волевой саморегуляции поведения и деятельности, а исполнительная регуляция, согласно С.Л. Рубинштейну, приводит действие в соответствие с условиями, в которых совершается действие и, следовательно, предполагает изучение проблемы осознанной психической саморегуляции произвольной деятельности («субъектной» регуляции). Можно предположить, что по отношению к этим двум основным видам саморегуляции - саморегуляция функциональных психических состояний выступает как «энергетическая основа», «энергетический фон», на котором и разворачиваются процессы побудительной и исполнительной регуляции.
Представленное в монографии исследование самостоятельности личности с позиции осознанной саморегуляции, ее системных качеств, выводит изучение этого вида саморегуляции на личностный, субъектный уровень, что в конечном итоге позволит интегрировать понятия «волевой» и «произвольной» саморегуляции.
В предлагаемой работе ставится ряд задач, во-первых, на основе системного подхода показать, что функционирование осознанной психической саморегуляции детерминируется целым комплексом личностных («деятельностных») качеств, которые «пронизывают» работу всех функциональных компонентов системы, наполняя их особым содержанием, релевантным принятой цели и условиям ее достижения. Во-вторых, разработать диагностический инструментарий, позволяющий выявлять указанные комплексы личностных качеств, что дает возможность практическим работникам (психологам, педагогам, менеджерам по персоналу и др.) использовать их для достижения своих профессиональных целей (например, выявлять психические особенности развития, осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию, проводить отбор и рациональную расстановку кадров и пр.).
В монографии:
- обсуждаются новые аспекты такого понятия, как: «автономность» (понимаемое нами, как синоним «эффективной самостоятельности»), как одно из важнейших, интегративных качеств личности, отражающее высокую степень сформированности системы осознанной регуляции, и которое с одной стороны, можно рассматривать как тип субъектной регуляции, а с другой стороны, как тип активности личности;
- вводится понятие «эффективность субъектной регуляции», в которой выделяются два ее аспекта: «субъективное» и «объективное»; с регуляторных позиций рассматриваются понятия «социальной регуляции» и «личностной регуляции», которые квалифицируются нами как «нормативные» виды регуляции;
- раскрывается структура типологии субъектной регуляции (в частности показано, что наиболее оптимальной структурой субъектной регуляции обладают «автономные» субъекты), намечаются подходы к разработке регуляторной теории личности.
- представлен инструментарий, разработанный в ходе эмпирических исследований и, позволяющий диагностировать «автономный» и «зависимый» типы субъектной регуляции практически в любом возрасте, что дает возможность практическим работникам осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию, проводить отбор и рациональную расстановку кадров и пр.
В завершении хотелось бы выразить глубокую признательность доктору психологических наук, академику РАО О.А. Конопкину, взявшему на себя труд проанализировать наиболее существенные положения, высказанные в монографии, и сделавшему ряд важных замечаний и пожеланий.
Автор
Введение
В современных условиях развития Российского общества все более значительной становится роль каждого человека, поскольку от развития его способностей, активности, самостоятельности непосредственно зависит повышение экономического потенциала России. Социально-психологическое значение изучения механизмов субъектной регуляции, закономерностей проявления ее личностно-типологических особенностей в поведении и деятельности человека определяется, прежде всего, тем фактом, что без точных научных данных о таких особенностях и механизмах оказывается мало эффективным управление процессами целенаправленного психического развития личности, процессами социальной перестройки ее поведения.
Исследование активности субъекта с позиции личностно-типологических особенностей его субъектной регуляции, закономерностей и условий их проявления и функционирования – одна из важнейших задач психологии как в научно-теоретическом, так и в эмпирико-прикладном плане. В научно-теоретическом плане актуальность исследования субъектной регуляции деятельности и ее личностно-типологических особенностей, проявляющихся в феномене «автономности-зависимости», выводит изучение проблемы психической регуляции деятельности на качественно новый уровень, поскольку позволяет не только показать ее роль и место в проявлении целенаправленной активности личности, но и систематизировать такие понятия, как: «социальная регуляция», «личностная регуляция». Следует отметить, что актуальность исследования определяется также и логикой развития общей психологии как фундаментальной науки, в частности, стремлением исследователей к разработке общих теорий, позволяющих интегрировать огромное количество частных концепций, построенных на отдельных эмпирических фактах, в тех или иных областях психологии. В этой связи, теория субъектной регуляции деятельности может послужить основой для разработки «Общей регуляторной теории личности». С другой стороны, проведение исследований в этой области имеет актуальное значение не только для развития общих фундаментальных знаний о регуляторной природе психики, но и для развития таких специфических областей психологического знания, как психология личности, педагогическая и возрастная психология, психология труда, клиническая психология, и других отраслей психологии.
Практическая актуальность работы определяется, главным образом, тем, что личностно-типологические особенности субъектной регуляции, проявляющиеся в таких интегративных, социально важных качествах личности, как «автономность», «самостоятельность», лежат в основе возрастных кризисов трех лет и подросткового периода, связанных именно со становлением этих качеств; кроме того, запросами общественной практики, поскольку результаты исследования могут быть использованы педагогами, воспитателями, менеджерами по персоналу для решения своих профессиональных задач. Все это подтверждает актуальность изучения личностно-типологических особенностей субъектной регуляции деятельности.
Наряду с этим, анализ научной литературы показывает, что широко используемое понятие «саморегуляция» часто употребляется без должной конкретизации, а изучение регуляторных процессов достаточно часто подменяется установлением самого факта детерминации деятельности отдельными психическими или средовыми факторами и полагается при этом, что исследуемый фактор и является самим механизмом саморегуляции или одним из таковых. Например, в социальной психологии и психологии личности часто в качестве регуляторов исследуются нормы поведения и социальные роли, ценности, мотивы, самооценки, установки и пр. В итоге саморегуляция как процесс, имеющий закономерное строение и непосредственно связанный с деятельностью, исчезает. В подобных случаях употребление термина «саморегуляция» не несет определенной содержательной нагрузки и, по сути, лишь констатирует факт причастности исследуемого фактора к регуляторным явлениям (Конопкин, 1995).
Кроме того, существует еще много вопросов, связанных с изучением произвольной психической регуляции, на которых нет ясных ответов. Например, в настоящее время можно выделить, по крайней мере, три базовых направления в исследовании саморегуляции субъекта: психическая саморегуляция функционального состояния (направление, развиваемое Дикой); волевая саморегуляция поведения и деятельности (направление, развиваемое Иванниковым); осознанная психическая саморегуляция деятельности (направление, развиваемое Конопкиным). Возникает вопрос: как соотносятся между собой эти виды регуляции?
Много вопросов возникает и при исследовании произвольной регуляции деятельности, в частности, не ясен вопрос об оценке ее эффективности, вопрос о том, когда и как субъект принимает решение о начале действий, на основе сложившейся субъективной оценке условий и средств деятельности. Не достаточно разработан вопрос о проявлении личностно-типологических особенностей произвольной регуляции в познавательной сфере, сфере самосознания, в ментальном опыте личности. Много неясности и в том, каков механизм проявления в произвольной регуляции деятельности личностных особенностей субъекта, каково соотношение типологических и стилевых регуляторных характеристик, как в процессах произвольной регуляции отражается специфика различных возрастных периодов, как процессы произвольной регуляции проявляются в эффективности деятельности малых групп и в таких социальных группах, как, например, в среде людей страдающих неврозами, шизофренией и наркозависимостью. Указанные факты и составили суть нашей научной проблемы.
Таким образом, наша научная проблема состояла в том, чтобы, разработав концепцию субъектной регуляции деятельности, исследовав механизмы и закономерности проявления ее личностно-типологических особенностей в структурных компонентах личности, в особенностях осуществления ею деятельности и социального поведения, создать системную феноменологию самостоятельности личности.
В соответствии с поставленной проблемой исследования нами решались следующие методологические, теоретические и эмпирические задачи:
- Провести теоретико-методологический анализ исследований основных факторов, детерминирующих процессы психической регуляции.
- На основе принципов системного анализа и субъектно-деятельностного подхода разработать концептуальные основы субъектной регуляции деятельности и ее личностно-типологических особенностей, наиболее ярко проявляющихся в «автономном» и «зависимом» типе субъектной регуляции.
Общая гипотеза получила конкретизацию в следующих частных гипотезах:
Теоретико-методологическими основами и методами работы явились: принципы субъектно-деятельностного подхода, разработанные в школах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, В.А. Брушлинский, О.А. Конопкин, В.Д. Шадриков); принципы системного анализа, разработанные Б.Ф. Ломовым применительно к психологии; теория функциональной системы П.К. Анохина; теоретические представления о регуляторной функции психики, развитые в работах Н.А. Бернштейна, Л.М. Веккера, М.И. Бобневой, Л.Г. Дикой, В.А. Иванникова, О.А. Конопкина, А.А. Обознова, А.К. Осницкого, Е.О. Смирновой, В.И. Степанского, В.А. Ядова и др.
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на основе синергетического подхода при обучении математике в начальной школе
17 12 2014
1 стр.
Развитие творческих способностей уч-ся. Формирование самостоятельности и самодисциплины
25 12 2014
1 стр.
Способствовать развитию творческого подхода для освоения программного продукта, самостоятельности при работе с программным продуктом
14 12 2014
1 стр.
Воспитательная – воспитание самостоятельности в суждениях, развитие познавательного интереса, расширение кругозора
08 10 2014
1 стр.
Создать условия для духовного и физического развития ребенка, для проявления учащимися инициативы, самостоятельности и ответственности
09 09 2014
1 стр.
Научить ребёнка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности. Дать детям основы теоретических знаний и практических умений по шит
25 09 2014
1 стр.
Исходя из воли словенского народа и населения Республики Словении, выраженной на плебисците по вопросу о самостоятельности и независимости Рсспублики Словении 23 декабря 1990 года
10 10 2014
4 стр.
Колонизация: Захват какой-л страны или края, сопровождаемый эксплуатацией, подчас
25 12 2014
1 стр.