Коми язык как государственный
Программно-методический сборник
5-9 классы
Допущено Министерством образования и
высшей школы Республики Коми
Сыктывкар 2007
ББК 74.102
К 63
Рецензент: С.Н. Сурнина, кандидат педагогических наук
К 63
Коми язык как государственный: Программно-метод. сб. 5-9 кл. / Сост. Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2007. – 68 с.
ISBN 5-7009-0177-3
Программно-методический сборник состоит из программы и методического пособия. Новая программа по коми языку как государственному для общеобразовательных школ и гимназий отвечает требованиям современных развивающих и информационных технологий, способствует повышению уровня мотивации к изучению коми языка, воспитанию поликультурной, толерантной, креативной личности.
Примерное тематическое планирование разработано в целях оказания методической помощи учителям коми языка общеобразовательных школ и гимназий. Учитель вправе распределять учебный материал по четвертям, корректировать темы творческих работ и проектов, выбирать формы контроля и составлять тексты контрольных работ по своему усмотрению.
Программно-методический сборник адресован учителям коми языка общеобразовательных учреждений Республики Коми.
© Г.И. Ватаманова, составление, 2007
© Ж.Г. Сизева, составление, 2007
© Е.Н. Ярошенко, составление, 2007
ISBN 5-7009-0177-3 © ГОУ ДПО КРИРОиПК, 2007
ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Обучение коми языку в основной школе должно обеспечить преемственность языковой подготовки учащихся в начальной школе. Данный этап обучения коми языку характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширяется кругозор и общее представление о мире, формируются элементарные коммуникативные умения в четырёх видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения коми языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на русском и коми языках. В этом возрасте у учащихся появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный и познавательный интерес.
Программа по коми языку как государственному для основной школы составлена на основе Государственного образовательного стандарта «Коми филология. Коми язык как второй (государственный)».
В связи с динамикой возрастного и индивидуального развития школьников на средней ступени в программе предусматривается выделение 2-х этапов:
-
обучение коми языку в 5-7 классах;
-
обучение коми языку в 8-9 классах.
К моменту окончания основной школы у учащихся формируется коммуникативная компетенция, повышается интерес к коми языку с помощью инновационных форм обучения.
Цели обучения коми языку
Изучение коми языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
Дальнейшее развитие коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
-
Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме); умение планировать своё речевое и неречевое поведение.
-
Языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объёма используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.
-
Социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике Республики Коми, совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре России и Республики Коми.
-
Компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.
-
Учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению коми языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний.
-
Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению коми языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использование коми языка в других областях знаний (краеведении, географии, биологии, зоологии, истории и т.д.); способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на русском и коми языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальной адаптации; формированию качеств гражданина и патриота.
Задачи обучения коми языку
-
Обучать правильному произношению новых слов, словосочетаний.
-
Развивать речь учащихся.
-
Обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, орфографии, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания в речевой деятельности.
-
Способствовать развитию коммуникативной компетенции: обучить ведению бесед на различные темы, употреблению формул речевого этикета, соблюдению правил речевого поведения в беседах; передаче содержания сообщений, услышанных по радио, телевидению, пересказу содержания прочитанного, прослушанного.
-
Ознакомить учащихся с историей, культурой, традициями, национальными особенностями коми народа.
Основное содержание
Предметное содержание речи
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме в сельской местности. Дизайн жилья. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нём, самочувствие, медицинские услуги. Покупки в магазине. В столовой.
Социально-культурная сфера. Молодёжь в современном обществе. Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Молодёжная мода. Республика Коми, её история, культура, традиции, быт, достопримечательности. Знаменитые люди республики, писатели и поэты. Путешествие по своей республике, стране и за рубежом, осмотр достопримечательностей. Природа и экология. Средства массовой информации. Праздники.
Учебно-трудовая сфера. Учёба. Современный мир профессий. Проблема выбора будущей профессии, планы на ближайшее будущее. Проблемы свободного времени.
следующая страница>