Перейти на главную страницу
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Костромской области
Кострома
Авторский и составительский коллектив:
Захарова Ж.А. – доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».
Сизова М.А. – методист Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».
Павлов Е.А. – преподаватель КГУ им. Н.А. Некрасова, руководитель группы волонтеров Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».
Турунтаева И.В. – юрисконсульт Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».
Ответственное родительство: проблемы и пути решения: методические пособие /Под ред. М.В. Логиновой, В.Ю. Смирновой. – Кострома, 2012.
Данное методическое пособие подготовлено в рамках реализации региональной программы по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и развития семейно-замещающих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Костромской области на 2011-2014 гг. «Семья для каждого ребенка».
Сборник адресован социальным педагогам, социальным работникам, специалистам сферы социальной защиты населения, опеки и попечительства.
Содержание
Часть 1. Понятие «ответственное родительство» и его составляющие
Часть 2. Раннее выявление семейного неблагополучия как мера поддержки ответственного родительства
Ответственное родительство, с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора с другой – строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо. Ответственное родительство складывается в результате постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком. При этом чтобы подобное взаимодействие приводило к формированию действительно ответственного родительства, родители должны руководствоваться в первую очередь не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности. В связи с этим ответственное родительство подразумевает наличие такого важного качества, как понимание интересов ребенка. Иначе говоря, ответственные родители – это родители, обладающие особой родительской компетенцией, то есть пониманием того, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно ребенку. Отсутствие родительской компетенции может приводить к совершению безответственных поступков даже со стороны любящих и личностно состоявшихся родителей.
Что не должен делать ответственный родитель? Во-первых, ответственный родитель не должен бросать ребенка, он должен нести за него ответственность. Особенно предосудительной считается ситуация, когда родитель бросает ребенка в опасной, трудной ситуации. В подобных обстоятельствах родитель должен мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы, прийти ребенку на помощь. Второе важное условие ответственного родительства – это избегание насилия. Ответственный родитель не станет бить ребенка, подвергать его унижению, физическому или психологическому. В-третьих, ответственный родитель, – это тот, кто подает ребенку правильный пример, сознательно строит свой собственный образ так, чтобы задать ребенку правильные жизненные ориентиры. Для этого ему зачастую необходимо справиться со своими недостатками или слабостями, например, курением или стремлением к алкоголю. Потакая собственным слабостям, родитель создает условия для их передачи следующим поколениям. Образ родителя, оседающего в сознании ребенка – это образ конструируемый родителем с учетом интересов ребенка. Ответственный родитель отличается от безответственного тем, что безответственный не осознает этих обстоятельств, действует так, словно ребенка не существует. Формированию устойчивых представлений об ответственном родительстве может способствовать правильная информационная политика со стороны общества.
Что ставится в качестве источников информации для родителей?
1. Хорошая литература по вопросам воспитания.
2.Консультации специалистов.
1. Уважение к матери. Первое и основное правило, оно касается и матери. Даже если вы сильно обижены на свою вторую половину, ни в коем случае не критикуйте её в присутствии ребенка. Ваша неприязнь только осложнит отношения с ребенком, нанесет его психике немалый вред. Ведь ребенок любит обоих своих родителей. Даже если вы в разводе постарайтесь остаться друзьями и любящими родителями.
2. Папа не человек, а праздник - неправильная установка. Многим отцам стоит осознать этот процесс. Несомненно, отцу приятно видеть радостные глаза ребенка, когда он появляется на пороге с кучей подарков. Другое дело, когда находясь с папой, ребенок должен соблюдать режим дня, делать уроки и прочее. Основная роль отца в воспитании заключается в главном - отец в первую очередь является для ребенка другом, учителем, примером для ребенка, а не праздник на двух ногах. Только в процессе будничного общения, путем личного примера реакцией на события, отец показывает ребенку мир мужчины.
3. Качество, а не количество общения. Неважно сколько времени отец проводит вместе с ребенком, целый день или два часа. Порой за короткий промежуток времени, отец может дать столько тепла и внимания, что хватит его надолго. Поэтому стоит дорожить каждой минутой общения с ребенком. Гуляйте, читайте, ведите беседы на интересующие ребенка темы. Ведь папа может дать столько интересного ребенку! Итак, мы видим, что роль отца в воспитании ребенка очень важна и не нужно об этом забывать.
Однако обращение к профессиональной помощи не столь распространено в нашей стране как за рубежом. В современном российском обществе семья характеризуется закрытостью, любое вмешательство извне в решение семейных проблем воспринимается членами семьи крайне недоброжелательно. В ситуации ненормативного кризиса родители либо решают возникшие проблемы самостоятельно, прибегают к помощи родственников, друзей, либо, если ситуацию изменить не удалось, уклоняются от решения проблемы. В последнем случае возможны как конструктивные формы поведения (например, сосредоточение большего внимания на работе), так и деструктивные (улучшение состояния с помощью лекарственных средств, алкоголя, наркотиков). При этом своевременное и корректное вмешательство специалистов начинает играть решающую роль.
Выявление семейного неблагополучия на раннем этапе составляет важное направление работы всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Раннее выявление и постановка на учет неблагополучных семей проводятся с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия, определения форм работы с конкретной семьей и установления контроля за проведением индивидуально-профилактической работы.
В выявлении принимают участие:
1. Учреждения здравоохранения:
- женские консультации (ЖК): в случае выявления факторов неблагополучия у беременной женщины, вставшей на учет, ЖК незамедлительно в письменной форме информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а при направлении будущей роженицы в родильное отделение также информируют и родильное отделение;
- родильное отделение: после рождения ребенка у женщины, находящейся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, информирует отдел опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также детскую поликлинику по месту жительства матери и ребенка;
- детская поликлиника:
- участковый педиатр при посещении новорожденного ребенка и обнаружении фактов неблагополучия у женщины незамедлительно направляет информацию в отдел опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- в результате наблюдения детей в поликлинике, при выездах по месту жительства, при обследовании детей в детских садах, школах и при выявлении несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, в 3-дневный срок информируют отдел опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОДН ОВД;
- при выявлении признаков физического или сексуального насилия в отношении несовершеннолетних незамедлительно сообщают в ОВД, прокуратуру, ОСЗН, органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- при выявлении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества, направляют за помощью в наркологический диспансер, а при необходимости госпитализируют, и в 3-дневный срок сообщают в ОДН;
- детские больницы: при поступлении несовершеннолетних по причине жестокого обращения с ними, непринятия родителями своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, обязаны в 3-дневный срок уведомить о данном факте ОДН, при поступлении безнадзорных, беспризорных детей, выявленных в ходе рейдов (по акту ОДН, отдела опеки и попечительства, несет ответственность за нахождение ребенка в данном учреждении до момента его дальнейшего жизнеустройства, в т.ч.: передачи его в детские специализированные учреждения образования и социальной защиты;
- медицинские учреждения для взрослых: в случае выявления заболевания родителей, препятствующих выполнению ими родительских обязанностей, в т.ч. инвалидности 1 и 2 группы, вследствие которой родители не могут самостоятельно осуществлять уход и воспитание ребенка; о случаях госпитализации обоих или единственного родителя; родителей-наркоманов, токсикоманов, алкоголиков, родителей, имеющих психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, родителей, имеющих злокачественные онкологические заболевания и т.д., необходимо в 3-дневный срок сообщать в отдел опеки и попечительства.
2. Органы и учреждения образования: дошкольные учреждения, образовательные учреждения, незамедлительно информируют:
- ОВД - о всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, о жестоком обращении с детьми, о подозрении на физическое или сексуальное насилие, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
- отдел опеки и попечительства - о семьях, где есть несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы здравоохранения - о семьях, где несовершеннолетние нуждаются в обследовании, наблюдении или лечении, также наблюдение и лечение в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
- КДН и ЗП - о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, о жестоком обращении с детьми, о подозрении на физическое или сексуальное насилие; об учащихся, допускающих систематические пропуски уроков без уважительных причин.
В основном функция выявления лежит на классных руководителях образовательного учреждения и школьных инспекторах милиции, которые, непосредственно общаясь, воспитывая и наблюдая ребенка, замечают сложности и проблемы, существующие в его поведении и жизни. По факту выявленного неблагополучия классные руководители ходатайствуют перед Советом профилактики образовательного учреждения о необходимости оказания помощи, в виде адресных, индивидуальных социально – психолого-педагогических услуг несовершеннолетнему и его семье.
Совет профилактики решает вопрос о постановке учащегося на внутришкольный учет, заключает с родителями учащегося соглашение о сотрудничестве в процессе воспитания и коррекции поведения учащегося. Как правило, во многих случаях невозможно помочь ребенку, не содействуя родителям в изменении семейной ситуации.
Всю работу по профилактике с учащимися внутришкольного учета организует координатор. Обычно это заместитель директора по воспитательной работе. Он собирает школьный консилиум, целью которого является разработка индивидуального пакета услуг для ребенка и его семьи. Составляется индивидуальный план сопровождения учащегося, который в дальнейшем обсуждается с родителями ребенка и подростком.
По решению консилиума в каждом конкретном случае неблагополучия назначается куратор. Это может быть куратор индивидуального плана сопровождения или куратор семьи. Куратором семьи может быть социальный педагог школы. Если нет необходимости в курировании семьи, назначается куратор индивидуального плана сопровождения (куратор учащегося), чаще всего им является классный руководитель. Куратор организует и координирует деятельность всех специалистов по коррекции поведения учащегося.
Школьный психолог проводит диагностику, выявляет проблемы ребенка, дает рекомендации учителям предметникам по осуществлению педагогической поддержки учащегося, консультирует семью, разрабатывает и реализует индивидуальные и групповые программы, необходимые для коррекции поведения несовершеннолетнего. Классный руководитель помогает ученику выстроить отношения с одноклассниками, поощряет его активность во внеурочной деятельности. Социальный педагог помогает подростку в организации его занятости в системе дополнительного образования и в каникулярное время, осуществляет правовое консультирование учащегося и его родителей. Учителя предметники помогают учащемуся определиться с его учебными и профессиональными интересами, выявляют его склонности и способности, поддерживают его учебную мотивацию и познавательный интерес.
3. Органы и учреждения социальной защиты: выявляют и ведут дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении, нуждающихся в социальной поддержке;
4. Органы внутренних дел: участковые инспектора, сотрудники отделений по делам несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних в ходе рейдов по брошенным, полуразрушенным домам, подъездам, подвалам, чердакам, теплотрассам, в местах массового отдыха, на рынках, и т.д.
Цель технологии: раннее выявление социально-неблагополучных семей с детьми, комплексный, многосторонней и поэтапный подход к решению проблем.
Данная технология включает 3 этапа.
1 этап «Межведомственное взаимодействие»
2 этап «Раннее выявление семей»
3 этап «Коррекционно-реабилитационная работа с семьей»
Цель: создание механизмов взаимодействия социальных партнеров, направленных на работу по выявлению семей на раннем этапе семейного неблагополучия.
1.Определение круга социальных партнеров.
2.Разработка механизма взаимодействия, разграничение функций и полномочий. Заключение соглашений о социальном партнерстве.
На данном этапе разрабатываются и заключаются договора о социальном партнерстве с учреждениями - социальными партнерами:
- учреждениями здравоохранения (женская консультация, детская поликлиника)
- учреждениями образования (детские сады и школы города и района)
- учреждениями социальной сферы (органы опеки и попечительства, Центр занятости населения, СРЦН «Солнышко», КЦСОН)
- Комитетом по делам культуры и молодежи (СКЦ «Луч», Комитет по делам культуры и молодёжи, СОК «Спартак»)
3.Координация деятельности социальных партнеров (рабочая группа по ведению единого банка данных семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении г/о г. Буй и Буйского муниципального района).
Условия эффективного взаимодействия с социальными партнерами:
- Наличие в городе сети социальных учреждений
- Наличие учреждения координатора
- Заинтересованность социальных партнеров
- Наличие механизма взаимодействия
-Проведение совместных круглых столов, семинаров, консультаций
-Выполнение двухсторонних обязательств социальными партнерами
II этап – Раннее выявление семей
Цель: выявление семей с детьми, находящихся на раннем этапе семейного неблагополучия.
Алгоритм работы
1.Сигнал о ситуации семейного неблагополучия
Информацию о клиентах предоставляют:
-Учреждения здравоохранения – женские консультации, детские поликлиники;
-Учреждения образования: школы, детские дошкольные учреждения города;
- Учреждения социальной сферы: комитет по делам культуры и молодежи, детские учреждения дополнительного образования
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделение по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства;
-Общественность – родственники, соседи, знакомые
- Самообращение
2 раза в год направляются запросы в детские сады и школы города и района о предоставлении информации о семьях, находящихся на раннем этапе семейного благополучия.
2.Проверка достоверности информации.
Специалисты Центра выходят в семью для проверки информации и знакомства с ней. Составляется акт ЖБУ (жилищно-бытовых условий), определяется социальный статус семьи.
3.Сбор информации о семье и оценка необходимости и степени вмешательства в семейную ситуацию.
Для оценки ситуации семейного неблагополучия запрашивается информация: с места работы родителей, детских дошкольных учреждениях, школах, детских поликлиниках, КДН и ЗП, ПДН; опрашиваются соседи, родственники.
4.Проведение специальной диагностики для углубленного изучения проблем, изучения возможности использования ресурсов семьи для восстановления ее функций.
Специалисты Центра: педагоги, психологи проводят диагностирование всех членов семьи, используя при этом различные формы и методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, опрос, составление карты социальных связей, методик («Моя семья», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Определения индивидуальных копонг-стратегий Э.Хайма)
5.Построение выводов на основе результатов, полученных в ходе общей и специальной диагностики.
3 этап «Коррекционно-реабилитационная работа с семьей»
Цель: осуществление коррекционно-реабилитационной работы с семьей с детьми и беременными женщинами, находящимися на стадии раннего семейного неблагополучия.
Алгоритм работы
1.Составление индивидуальной программы реабилитации семьи специалистами Центра. Проводится первичный консилиум, в ходе которого принимается решение о принятии семьи на социальное сопровождение.
2.Заключение соглашения о социальном патронате. За семьёй закрепляется специалист по социальной работе
3.Выбор форм и методов коррекционно-реабилитационной работы с семьей с использованием оптимальных механизмов взаимодействия с социальными партнерами.
- Индивидуальные и групповые коррекционно-реабилитационные занятия
- Клубные объединения
- Психолого-педагогические тренинги
- Профилактические беседы
- Консультации-разъяснения
- Социальные психолого-педагогические патронажи
- Телефон доверия
- Профессиональная ориентация
- Адресная помощь
4.Проведение мероприятий коррекционно-реабилитационной работы по направлениям
5.Отслеживание динамики изменений, коррекция плана реабилитации.
Подведение итогов (промежуточный консилиум)
6.Проведение мероприятий коррекционно-реабилитационной работы по результатам промежуточных итогов.
В ОГБУ “Мантуровский КЦСОН” технология работы с семьей включает в себя несколько этапов.
1. Сбор и анализ информации, документов, поддерживающих социальный статус семьи.
2. Выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения, постановка социального диагноза.
2. Этап практической работы с семьей:
1. Этап вовлечения (мотивация членов семьи на сотрудничество).
1.1 Подписание родительского соглашения о сотрудничестве.
1.2. Обсуждение с родителями внутрисемейной ситуации с целью выявления факторов неблагополучия и нарушения законных прав и интересов их несовершеннолетних детей через использование дискуссионной панели “Социально-правовой портрет семьи” (“СППС”).
1.3. Разработка совместного плана сопровождения с родителями.
2. Этап изменения родительского поведения (реализация разработанного плана).
2.1. Развитие ответственности в действиях и поступках родителей через:
- социальную рекламу ответственного родительства “Правовой календарь”, “Домашняя работа, посильная ребенку вашего возраста”;
- семейные профилактические советы с привлечением специалистов учреждений системы профилактики.
2.2. Восстановление детско-родительских отношений:
- в рамках занятий с педагогом-психологом по программе “Счастливое детство”;
- через привлечение к участию в мероприятиях и праздниках центра.
2.3. Контроль над выполнением плана работы через социальный патронаж семьи, анализ поступающих документов.
2.4. Анализ выполнения плана работы с семьей.
2.5. Принятие мер воздействия к родителям, уклоняющимся от содержания с существующим законодательством.
3. Этап обобщения и подведения итогов.
1. Обобщение с родителями характера изменений внутрисемейной ситуации и их динамики через использование дискуссионной панели “СППС”.
Работу с семьей и детьми по профилактике безнадзорности и правонарушений службы системы профилактики в Судиславском муниципальном районе можно разделить на несколько этапов:
- профилактика социального сиротства осуществляется на всем протяжении работы с семьей и ребенком;
- выявление семьи и (или) ребенка, находящихся, в трудной жизненной ситуации или социально – опасном положении;
- индивидуальная профилактическая работа с семьей и ребенком;
- мероприятия по защите прав и законных интересов семьи и несовершеннолетних.
В Судиславском муниципальном районе работа ведется службой системы профилактики в которую входят: КДН ЗП, ОГБУЗ "Судиславская РБ", учреждения образования, общественные советы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних при сельских поселениях, специалисты службы сопровождения семьи, участковые инспектора, инспектор ПДН ОП №16 МО МВД России "Островский", которые своевременно информируют о неблагополучных семьях. Для координации в работе с семьей в Судиславском муниципальном районе создана рабочая группа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, руководителем является заместитель главы администрации района. Заседания проводятся один раз в квартал, на которых производится обмен имеющейся информации всех органов системы профилактики проводимой работе с семьей. Данная информация систематизируется и направляется в ОГБУ «Судиславский КЦСОН» где заводится индивидуальная карта помощи. В состав исполнителей включаются представители всех субъектов профилактики. В зависимости от ситуации определяется вид патронажа: постоянный (1 раз в месяц), экстренный (каждый день или через день), контрольный (1-2 раза в год). Целью патронажа является, контроль за ситуацией в семье, оказание психологический, педагогической, экономической, социально – правовой помощи. На заседании рабочей группы заслушиваются службы системы профилактики проводимой работе с конкретной семьей. Принимаются решения о снятии или постановке семьи на профилактический учет в категорию социально – опасного положения или «группу риска». Необходимо отметить, что при снятии семьи с учета семья не выпадает из поля зрения службы системы профилактики, она остается на учете и под контролем специалистов по социальной работе и специалистов отделения психолог – педагогической помощи семье и детям.
В случае, когда усилиями учреждениями и служб системы профилактики не удается снять напряжение в семье и ситуация усложняется к ним применяются более строгие меры общественного, административного воздействия и крайняя мера лишение родительских прав.
В системе образования работа по выявлению и профилактике семей начинается в дошкольных учреждениях. С этой целью в дошкольных учреждениях на каждую семью при поступлении заполняется социальный паспорт, который содержит все необходимые сведения и позволяет правильно построить работу с семьей.
Педагоги дошкольный учреждений знакомятся с семьей еще до приема ребенка в детский сад: при посещении ребенка прогулочной группы дошкольного учреждения или при посещении на дому.
В образовательных учреждениях при проведении операции «Всеобуч» проводится ежегодное обследование семей первых – пятых классов. В школах также оформляются социальные паспорта. При выявлении семей с неблагоприятным микроклиматом социальные педагоги, классные руководители берут их на контроль, планируют работу с ними, посещают семьи, привлекают специалистов служб систем профилактики, своевременно дают информацию на рабочую группу.
В системе здравоохранения в выявлении семей участвуют детская консультация, женская консультация, работники ФАП. При обнаружении медицинскими работниками ненадлежащего отношения родителей к исполнению своих обязанностей, ими доводится информация до специалистов по социальной работе сельских поселений, если проблему не удается разрешить, специалисты обращаются с ходатайством в службу сопровождения семьи. Составляется план совместных мероприятий служб систем профилактики для оказания адресной социальной помощи конкретной семьи, которая включает в себя: патронаж, консультирование, оказание услуг узких специалистов, экономическую, психологическую помощь.
Большое внимание профилактике неблагополучия в районе уделяется на межведомственных семинарах:
03 апреля 2012 года на базе МБОУ Судиславской основной общеобразовательной школы прошел семинар на тему « Взаимодействие образовательных учреждений и служб системы профилактики по совершенствованию работы с семьей». В работе семинара приняли активное участие органы профилактики всех уровней: КДН и ЗП, специалисты отделения психолого-педагогической помощи семье и детям ОГУ Судиславский комплексный центр социального обслуживания населения, инспектор направления по делам несовершеннолетних ОП №16 МО МВД России «Островский» специалисты отдела образования, специалисты меж территориального отдела социальной защиты, опеки и попечительства, здравоохранения, специалисты отдела по делам молодежи, педагоги-психологи и социальные педагоги образовательных учреждений, специалисты по социальной работе сельских поселений,всего более 70 человек. Отличительной чертой семинара явилась комплексность подхода к обозначенной нами проблеме.
Положительные результаты в работе с семьей отмечаются при проведении ежеквартальных семинаров с семьями находящимися в трудной жизненной ситуации. В семинарах принимают участие специалисты всех служб систем профилактики.
Обсуждаются вопросы:
- роль семьи в развитии ребенка, значение родительской помощи;
- семейные отношения, стратегии поведения в семье, значение семейных традиций;
- возрастные особенности детей, критерии оценки нарушенного поведения, взаимодействие с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми и многие другие вопросы. Семьи получают грамотную помощь и стараются применять новые знания в отношении своих детей, что помогает гармонично выстраивать детско – родительские отношения. Каждый семинар поддерживают спонсоры, индивидуальные предприниматели района.
На базе ОГУ Судиславский КЦСОН 23.11.2011г. проведен семинар на тему «Профилактика алкоголизма». В семинаре принял участие заместитель главы администрации района, врач — нарколог МУЗ Судиславской ЦРБ, представитель КДН и ЗП, представители общественных организаций.
12 апреля 2012 года проведен семинар на тему «Профилактика насилия над детьми». Проблема предотвращения насилия над детьми является особенно актуальной. Рост насилия обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, с увеличением случаев суицида, несчастных случаев. Результатом работы семинара можно считать выработанную памятку для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми».
Служба сопровождения семьи уделяет немаловажное значение вовлечению семей, воспитывающих несовершеннолетних детей в культурно-массовые мероприятия, что благотворно влияет на морально – психологический климат семьи.
Проведенный нами анализ затруднений, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с ослабленным здоровьем, показывает, что ими являются:
Для успешного их преодоления и обеспечения и развития ребенка данной категории со всеми присущими ему особенностями и недостатками, родителям необходимо оказывать помощь и поддержку.
Специфические особенности трудностей у взрослых, воспитывающих детей с ослабленным здоровьем диктуют определенные требования к содержанию и организации такой помощи:
- необходимо ознакомление с логикой и сферами жизнедеятельности ребенка с ослабленным здоровьем в семье. Это поможет осознать закономерность возникновения тех проблем, в решении которых обоим родителям придется принять самое активное участие;
- индивидуальная помощь должна включать обучение родителей, воспитывающих ребенка с ослабленным здоровьем, в котором целесообразно сочетание информации общего плана (общие проблемы детей с ослабленным здоровьем, задачи их воспитания в семье) и индивидуального порядка (конкретные особенности и желательные формы и методы взаимодействия с конкретным ребенком);
- обучение должно носить практико-ориентированный характер;
- сообщаемые родителям знания и формируемые у них умения и навыки должны затрагивать те конкретные проблемы, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности семьи, и помогать их решать.
Цель программы: оказание индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем.
Задачи программы:
1) содействовать успешной социальной адаптации детей с ослабленным здоровьем;
2) профилактика конфликтных ситуаций в семье данной категории;
3) вооружить родителей, воспитывающих детей с ослабленным здоровьем знаниями психолого-педагогических особенностей детей данной категории и сформировать навыки семейного взаимодействия;
4. Принцип учета возрастных особенностей (адресности) родителей и детей.
- диагностический;
- просветительский;
- деятельностный;
- поддерживающий.
Целью диагностического этапа является: получение объективной информации о такой семье и ребенке.
Задачи:
1. Личностные качества обоих родителей, гарантирующие гуманистический характер во взаимодействии с ребенком (готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он есть, терпимость, толерантность; развитые коммуникативные и эмоционально-волевые качества как показатель способности к установлению позитивных межличностных отношений).
2. Характерные установки обоих родителей на воспитание детей:
- личностное представление о смысле и роли воспитания;
- характер воспитательной тактики;
- характер эмоциональных контактов с таким ребенком.
Выявление личностных качеств родителей проводится с помощью психодиагностических методов изучения личности и межличностных взаимодействий: опросных, проективных, компьютерных, что позволяет минимизировать субъективизм в оценке.
На данном этапе используется ряд диагностических методик (см. приложение №1).
1) ознакомить с проблемами, которые возникают в семье связи с ослабленным здоровьем ребенка;
2) выделить для каждой семьи, как зоны возможных трудностей, так и ресурсы, позволяющие решать данные проблемы;
3) вооружить родителей знаниями психолого-педагогических особенностей детей с ослабленным здоровьем;
4) дать возможность каждому родителю проявить себя в процессе оказанию индивидуальной помощи для наиболее полной оценки его личностных качеств;
5) сформировать у родителей данной категории установку к обращению к специалистам различного профиля в случае возникновения затруднений в воспитании детей с ослабленным здоровьем.
Костромское областное отделение общероссийский общественный благотворительный фонд «Российский детский фонд»
14 12 2014
3 стр.
Учебное пособие «Культурология» предназначено для использования в обучении по кредитной технологии. В конце каждой главы учебного пособия имеется список необходимой литературы на к
23 09 2014
1 стр.
Данный сборник может быть полезен педагогам, руководителям методических служб, специалистам управления образования
30 09 2014
8 стр.
Наше общество становится свидетелем фактически полного исчезновения служб социального контроля и социальной помощи несовершеннолетним сокращены штаты инспекторов органа опеки и поп
25 12 2014
1 стр.
Информация о должности (только для пользования Министерства Социальной Защиты, Семьи и Ребенка)
11 10 2014
1 стр.
Отдел образования, молодежной политики и охраны прав детства администрации муниципального района «Барятинский район»
10 09 2014
1 стр.
Общие положения Статья Основные понятия, используемые в настоящем Законе
25 09 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.