Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
d:\мои документы\логотипы , печать на диске\логотипы\color.jpgd:\мои документы\логотипы , печать на диске\логотип фонда.jpg

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации


Костромское областное отделение общероссийский общественный благотворительный фонд «Российский детский фонд»
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства

Костромской области


ГКУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Добрый дом»
Ресурсный центр по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации
Ответственное родительство: проблемы и пути решения

Кострома


2012

Авторский и составительский коллектив:

Захарова Ж.А. – доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».

Сизова М.А. – методист Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».

Павлов Е.А. – преподаватель КГУ им. Н.А. Некрасова, руководитель группы волонтеров Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».

Турунтаева И.В. – юрисконсульт Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».


Ответственное родительство: проблемы и пути решения: методические пособие /Под ред. М.В. Логиновой, В.Ю. Смирновой. – Кострома, 2012.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках реализации региональной программы по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и развития семейно-замещающих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Костромской области на 2011-2014 гг. «Семья для каждого ребенка».

Сборник адресован социальным педагогам, социальным работникам, специалистам сферы социальной защиты населения, опеки и попечительства.

Содержание

Часть 1. Понятие «ответственное родительство» и его составляющие


Часть 2. Раннее выявление семейного неблагополучия как мера поддержки ответственного родительства



Часть 3. Программа оказания индивидуальной помощи родителям, воспитывающим детей с ослабленным здоровьем (Павлов Е.А.)

Часть 1. Понятие «ответственное родительство» и его составляющие
Ответственное родительство, это очень такая сложная тема. Мы употребляем термин такой еще, как «осознанное родительство» и ответственное – это немного разные вещи. Что значит осознанное? Это значит, что человек осознает, что я буду родителем, это не только в том плане, что он ожидает рождение ребенка, но и в том плане, что он дальше будет родителем для своих детей. Он осознает, какие это возлагает на него обязанности. Ответственное родительство означает, что человек ответственно подходит к тому, чтобы выполнять свои родительские обязанности. Что же такое ответственное родительство? Следует исходить из того, что ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие «добрый» характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком. Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенный к ребенку, предоставлять ему высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно забвению многих важных сторон его жизни. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни. Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития его личностных качеств. Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных измерениях. Ключевыми измерениями ответственного родительства являются следующие:

1.Коммуникативное. Родитель регулярно должен общаться с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Он готов делить с ним некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них.

2.Эмоциональное. Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях

3. Нормативное. Коммуникативное взаимодействие не должно быть преградой на пути полноценной социализации ребенка, усвоения им социальных норм – принятых в обществе предписаний и табу. В этом измерении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет.

4. Экономическое. В обществе, где велика доля бедных или около бедных слоев, материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные. Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случае необходимо оплачивать обучение детей, которое в нынешнем российском обществе все чаще становится платным.

5. Охранительное. Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни. Это также весомая задача, если учесть, что в российском обществе здравоохранение в целом и забота о детях, в частности во всё большей степени становятся тоже платными.

6. Духовное. В условиях смены ценностных ориентиров важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Передача базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно-ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, школьных учителей и других агентов социализации. Мировой опыт изучения жизни людей показывает, что воспроизводство базовых ценностей может стать управляемым процессом, но это происходит только в том случае, если в сохранении духовного наследия заинтересовано общество в целом. А это значит, что именно от родительского сообщества, которое является большинством в нашей стране, должен исходить социальный заказ государству на то, какие базовые ценности и каким образом мы будем их передавать детям. В России недавно проводили опрос родителей на тему ответственного родительства. В ходе опроса было выявлено, что большинство родителей, как и следовало ожидать, называют себя ответственными. Следует отметить, что доля тех, кто критично оценивает уровень своей ответственности, существенно больше среди мужчин. Это соответствует существующему положению дел: в группе отцов много тех, кто оставил ребенка на попечение бывшей жены и не участвует более в его воспитании. Кроме того, родители выделили задачи более важные и менее важные в процессе воспитания детей. На первом плане опрошенных родителей находятся интересы выживания, включая сохранение здоровья и жизни. Второе место в системе приоритетов делят между собой задачи экономические и задачи нормативной социализации. Экономические задачи подразумевают обеспечение ребенка одеждой, с тем, чтобы он не чувствовал, что в чем-то обделен по сравнению со своими сверстниками, оплату учебы в том случае, если это необходимо, и в меньшей степени, покрытие расходов на досуг ребенка, а также его карманные расходы. Население также понимает, что нарушенный процесс социализации, например, попадание в дурную компанию, может стать причиной многих проблем, с которыми ребенок столкнется на более поздних этапах своей жизни. Не умея различать добро и зло, не обладая качеством самостоятельного суждения, ребенок легко может оказаться объектом манипуляции со стороны окружающих, действовать в ущерб своим долговременным интересам. Остальные задачи решаются после того как решены базовые задачи. Следует подчеркнуть, что выстраивание диалоговых, эмпатичных отношений с ребенком, как правило, не выносится родителями в круг самостоятельных задач. Задачи духовного плана стоят в системе родительских приоритетов на самом низком уровне. Необходимость совершать совместные походы в кино или музей или иные подобные семейные мероприятия рассматриваются родителями не обязательными.

Ответственное родительство, с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора с другой – строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо. Ответственное родительство складывается в результате постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком. При этом чтобы подобное взаимодействие приводило к формированию действительно ответственного родительства, родители должны руководствоваться в первую очередь не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности. В связи с этим ответственное родительство подразумевает наличие такого важного качества, как понимание интересов ребенка. Иначе говоря, ответственные родители – это родители, обладающие особой родительской компетенцией, то есть пониманием того, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно ребенку. Отсутствие родительской компетенции может приводить к совершению безответственных поступков даже со стороны любящих и личностно состоявшихся родителей.

Что не должен делать ответственный родитель? Во-первых, ответственный родитель не должен бросать ребенка, он должен нести за него ответственность. Особенно предосудительной считается ситуация, когда родитель бросает ребенка в опасной, трудной ситуации. В подобных обстоятельствах родитель должен мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы, прийти ребенку на помощь. Второе важное условие ответственного родительства – это избегание насилия. Ответственный родитель не станет бить ребенка, подвергать его унижению, физическому или психологическому. В-третьих, ответственный родитель, – это тот, кто подает ребенку правильный пример, сознательно строит свой собственный образ так, чтобы задать ребенку правильные жизненные ориентиры. Для этого ему зачастую необходимо справиться со своими недостатками или слабостями, например, курением или стремлением к алкоголю. Потакая собственным слабостям, родитель создает условия для их передачи следующим поколениям. Образ родителя, оседающего в сознании ребенка – это образ конструируемый родителем с учетом интересов ребенка. Ответственный родитель отличается от безответственного тем, что безответственный не осознает этих обстоятельств, действует так, словно ребенка не существует. Формированию устойчивых представлений об ответственном родительстве может способствовать правильная информационная политика со стороны общества.

Что ставится в качестве источников информации для родителей?

1. Хорошая литература по вопросам воспитания.

2.Консультации специалистов.



3.Телевизионные программы по проблемам воспитания, а также многие родители хотели бы пройти обучение по уходе за маленькими детьми. Необходимость обучения уходу за маленькими детьми вытекает из факта низкой рождаемости, приводящей к тому, что в семье не происходит накопления опыта ухода за маленькими детьми. Если раньше, когда детей в семье было больше и несколько поколений жили вместе, этот опыт передавался, то сейчас все чаще складывается ситуация, когда ребенок становится не только в собственной семье, но и в семьях предыдущего поколения единичным событием. К этому надо добавить тот факт, что современные дедушки и бабушки не имеют возможности посвящать все свое время внукам. Недостаточные государственные пособия вынуждают их продолжать работать даже после выхода на пенсию. Свободного времени у них остается не больше, чему родителей ребенка. Поэтому уже говорится о важности такого обучения. Некоторые образовательные проекты предполагают в будущем даже лицензирование родителей по воспитанию детей. Все это говорит о важности процесса воспитания и необходимости формирования базовой компетенции родителей в вопросах воспитания детей.

Роль отцовского воспитания. О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят много, но к сожалению роль отца в последнее время оставляет желать лучшего. Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь то мальчик или девочка без мужского влияния. В семье, где есть мама и папа, каждый из членов выполняет свою психологическую функцию в воспитании ребенка. Ведь от обоих родителей зависит каким вырастет их чадо. Важно то, что дают ему родители, в частности отец может дать то, что никто в мире больше дать ему не сможет. Специалисты рекомендуют не забывать об этом, особенно если дело заходит о разводе. При любых обстоятельствах мужчина должен оставаться папой. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости. В чем заключаются духовные и социальные потребности ребенка, которые он должен получать от отца? В первую очередь это потребность в любви и защите. Один из источников нервного расстройства у детей это отсутствие защиты от внешнего мира. Ни для кого не секрет, что дети любят хвастаться перед сверстниками силой, профессией отца и это повышает статус ребенка перед одногодками. Дети хотят, чтобы все видели, что у него есть защита, что он не одинок в этом мире. В жестких детских коллективах наличие отца придает более весомый статус, чем просто наличие матери. Отношение ребенка к миру и окружающим зависит от количества получаемой любви в семье. Не смотря на распространенное мнение, дети не сильно стремятся к самостоятельности и свободе, потому что еще не в состоянии ею распорядится для своего блага, у детей есть потребность в том, что бы их кто-то оберегал, заботился о них, брал на себя ответственность за их благополучие. Самый сильный аргумент в детских спорах: - «А мой папа говорит!». Кроме того у ребенка должен быть образец как «женственного» поведения так и «мужественного». В этом их потребность. Для девочек отец-это мужской эталон. Нередко дочь отдает предпочтение избраннику, который похож на её папу. Если отец работает не покладая рук, обеспечивая свою семью, то, несомненно, молодая девушка будет искать человека, который сможет обеспечить её. Если же отец воплощение внимательности и доброты, то избранник по её мнению должен обладать такими же качествами. И, наконец, если папа щедрый, то и в своих поклонниках она будет искать щедрость. Если в семье растет сын, то он смотрит на отца и старается быть похожим на него, а также осознает важность того, как хорошо быть великодушным и мужественным, брать на себя ответственность и осознавать важность и последствия своих поступков. Мужественность заключается в том, чтобы брать на себя самое важное и сложное и осознавать это. И одновременно ребенок наблюдает за мамой, за тем, что женщина может быть слабой, принимать решения отца и не бороться с ним за власть, слушаться мужчину. Если папа любит маму, заботится и трепетно к ней относится, то все его повадки перейдут к сыну уже с детсадовского возраста. Малыш будет вести себя так, как это делает отец по отношению к матери. Еще одна важная роль отца в воспитании ребенка состоит в том, что в отце сын может узнать будущего себя, таким каким он нравится маме, а когда смотрит на мать, то смотрит еще и глазами отца. В случае ухода отца из семьи ребенок уже не будет иметь такого богатого представления о мире и о себе, как оно могло бы быть с отцом. Это можно сравнить с калейдоскопом, в котором должно быть три зеркала, но пропало одно и осталось всего два. Он все равно будет забавлять, но узоры будут намного проще и не такими интересными. Достоинства отца возрастают всегда, если он заботится о ребенке даже тогда, когда ребенок стал взрослым. Настоящий отец, не может бросить своего ребенка. Чтобы ни случилось в семье, как бы не складывались его отношения с матерью ребенка, он остается рядом с ним, поддерживает его, ведет по жизни. В обстоятельствах развода оба родителя должны показать, что они любят ребенка. Ваши отношения не должны отражаться на ребенке, не убивайте его мир. Поэтому для начала обсудите, кто и когда будет отводить или забирать ребенка из садика (школы), проводить с ним выходные и прочее. Расставшись с женой, мужу не надо забывать об общении с ребенком. Оно должно быть постоянным, желательно ежедневным. Например, разговоры с ребенком по телефону. Если верить психологам, то и в полных семьях дети часто обделены отцовским вниманием. Многие отцы уверены, что их основная роль это зарабатывание денег, а воспитание ложится на плечи матери. Многие мамочки, взяв на себя все заботы по дому и детям, забывают вовлекать отца в вопросы воспитания ребенка. Им кажется, что мужчина не может правильно накормить, помыть ребенка, проверить уроки и уложить спать. Это не так. Важно помнить, что супруг не маленький ребенок, а взрослый самостоятельный человек. Он так же как мама любит своего ребенка и не сделает ему плохо. Специалисты утверждают, что в большинстве случаев отец более ответственно относится к процессу воспитания. Главное - это предоставить свободу в общении, именно она даёт возможность построить те тонкие нотки, которые свяжут между собой ребенка и отца. В каждой семье между ребенком и отцом складываются свои отношения. По мнению специалистов, нет универсальных советов, но есть правила, которые могут помочь в общении с ребенком.

1. Уважение к матери. Первое и основное правило, оно касается и матери. Даже если вы сильно обижены на свою вторую половину, ни в коем случае не критикуйте её в присутствии ребенка. Ваша неприязнь только осложнит отношения с ребенком, нанесет его психике немалый вред. Ведь ребенок любит обоих своих родителей. Даже если вы в разводе постарайтесь остаться друзьями и любящими родителями.

2. Папа не человек, а праздник - неправильная установка. Многим отцам стоит осознать этот процесс. Несомненно, отцу приятно видеть радостные глаза ребенка, когда он появляется на пороге с кучей подарков. Другое дело, когда находясь с папой, ребенок должен соблюдать режим дня, делать уроки и прочее. Основная роль отца в воспитании заключается в главном - отец в первую очередь является для ребенка другом, учителем, примером для ребенка, а не праздник на двух ногах. Только в процессе будничного общения, путем личного примера реакцией на события, отец показывает ребенку мир мужчины.

3. Качество, а не количество общения. Неважно сколько времени отец проводит вместе с ребенком, целый день или два часа. Порой за короткий промежуток времени, отец может дать столько тепла и внимания, что хватит его надолго. Поэтому стоит дорожить каждой минутой общения с ребенком. Гуляйте, читайте, ведите беседы на интересующие ребенка темы. Ведь папа может дать столько интересного ребенку! Итак, мы видим, что роль отца в воспитании ребенка очень важна и не нужно об этом забывать.



Часть 2. Раннее выявление семейного неблагополучия как мера поддержки ответственного родительства
Одним из показателей ответственного родительства является способность конструктивно решать проблемы. Столкнувшись с трудной жизненной ситуацией, родители должны справиться с ней самостоятельно, либо обратиться за помощью к профессионалам, пока кризис не перешел в хроническую форму.

Однако обращение к профессиональной помощи не столь распространено в нашей стране как за рубежом. В современном российском обществе семья характеризуется закрытостью, любое вмешательство извне в решение семейных проблем воспринимается членами семьи крайне недоброжелательно. В ситуации ненормативного кризиса родители либо решают возникшие проблемы самостоятельно, прибегают к помощи родственников, друзей, либо, если ситуацию изменить не удалось, уклоняются от решения проблемы. В последнем случае возможны как конструктивные формы поведения (например, сосредоточение большего внимания на работе), так и деструктивные (улучшение состояния с помощью лекарственных средств, алкоголя, наркотиков). При этом своевременное и корректное вмешательство специалистов начинает играть решающую роль.

Выявление семейного неблагополучия на раннем этапе составляет важное направление работы всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Раннее выявление и постановка на учет неблагополучных семей проводятся с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия, определения форм работы с конкретной семьей и установления контроля за проведением индивидуально-профилактической работы.

В выявлении принимают участие:

1. Учреждения здравоохранения:

- женские консультации (ЖК): в случае выявления факторов неблагополучия у беременной женщины, вставшей на учет, ЖК незамедлительно в письменной форме информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а при направлении будущей роженицы в родильное отделение также информируют и родильное отделение;

- родильное отделение: после рождения ребенка у женщины, находящейся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, информирует отдел опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также детскую поликлинику по месту жительства матери и ребенка;

- детская поликлиника:

- участковый педиатр при посещении новорожденного ребенка и обнаружении фактов неблагополучия у женщины незамедлительно направляет информацию в отдел опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- в результате наблюдения детей в поликлинике, при выездах по месту жительства, при обследовании детей в детских садах, школах и при выявлении несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, в 3-дневный срок информируют отдел опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОДН ОВД;

- при выявлении признаков физического или сексуального насилия в отношении несовершеннолетних незамедлительно сообщают в ОВД, прокуратуру, ОСЗН, органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- при выявлении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества, направляют за помощью в наркологический диспансер, а при необходимости госпитализируют, и в 3-дневный срок сообщают в ОДН;

- детские больницы: при поступлении несовершеннолетних по причине жестокого обращения с ними, непринятия родителями своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, обязаны в 3-дневный срок уведомить о данном факте ОДН, при поступлении безнадзорных, беспризорных детей, выявленных в ходе рейдов (по акту ОДН, отдела опеки и попечительства, несет ответственность за нахождение ребенка в данном учреждении до момента его дальнейшего жизнеустройства, в т.ч.: передачи его в детские специализированные учреждения образования и социальной защиты;

- медицинские учреждения для взрослых: в случае выявления заболевания родителей, препятствующих выполнению ими родительских обязанностей, в т.ч. инвалидности 1 и 2 группы, вследствие которой родители не могут самостоятельно осуществлять уход и воспитание ребенка; о случаях госпитализации обоих или единственного родителя; родителей-наркоманов, токсикоманов, алкоголиков, родителей, имеющих психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, родителей, имеющих злокачественные онкологические заболевания и т.д., необходимо в 3-дневный срок сообщать в отдел опеки и попечительства.

2. Органы и учреждения образования: дошкольные учреждения, образовательные учреждения, незамедлительно информируют:

- ОВД - о всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, о жестоком обращении с детьми, о подозрении на физическое или сексуальное насилие, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;

- отдел опеки и попечительства - о семьях, где есть несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- органы здравоохранения - о семьях, где несовершеннолетние нуждаются в обследовании, наблюдении или лечении, также наблюдение и лечение в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ;

- КДН и ЗП - о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, о жестоком обращении с детьми, о подозрении на физическое или сексуальное насилие; об учащихся, допускающих систематические пропуски уроков без уважительных причин.

В основном функция выявления лежит на классных руководителях образовательного учреждения и школьных инспекторах милиции, которые, непосредственно общаясь, воспитывая и наблюдая ребенка, замечают сложности и проблемы, существующие в его поведении и жизни. По факту выявленного неблагополучия классные руководители ходатайствуют перед Советом профилактики образовательного учреждения о необходимости оказания помощи, в виде адресных, индивидуальных социально – психолого-педагогических услуг несовершеннолетнему и его семье.

Совет профилактики решает вопрос о постановке учащегося на внутришкольный учет, заключает с родителями учащегося соглашение о сотрудничестве в процессе воспитания и коррекции поведения учащегося. Как правило, во многих случаях невозможно помочь ребенку, не содействуя родителям в изменении семейной ситуации.

Всю работу по профилактике с учащимися внутришкольного учета организует координатор. Обычно это заместитель директора по воспитательной работе. Он собирает школьный консилиум, целью которого является разработка индивидуального пакета услуг для ребенка и его семьи. Составляется индивидуальный план сопровождения учащегося, который в дальнейшем обсуждается с родителями ребенка и подростком.

По решению консилиума в каждом конкретном случае неблагополучия назначается куратор. Это может быть куратор индивидуального плана сопровождения или куратор семьи. Куратором семьи может быть социальный педагог школы. Если нет необходимости в курировании семьи, назначается куратор индивидуального плана сопровождения (куратор учащегося), чаще всего им является классный руководитель. Куратор организует и координирует деятельность всех специалистов по коррекции поведения учащегося.

Школьный психолог проводит диагностику, выявляет проблемы ребенка, дает рекомендации учителям предметникам по осуществлению педагогической поддержки учащегося, консультирует семью, разрабатывает и реализует индивидуальные и групповые программы, необходимые для коррекции поведения несовершеннолетнего. Классный руководитель помогает ученику выстроить отношения с одноклассниками, поощряет его активность во внеурочной деятельности. Социальный педагог помогает подростку в организации его занятости в системе дополнительного образования и в каникулярное время, осуществляет правовое консультирование учащегося и его родителей. Учителя предметники помогают учащемуся определиться с его учебными и профессиональными интересами, выявляют его склонности и способности, поддерживают его учебную мотивацию и познавательный интерес.

3. Органы и учреждения социальной защиты: выявляют и ведут дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении, нуждающихся в социальной поддержке;

4. Органы внутренних дел: участковые инспектора, сотрудники отделений по делам несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних в ходе рейдов по брошенным, полуразрушенным домам, подъездам, подвалам, чердакам, теплотрассам, в местах массового отдыха, на рынках, и т.д.



В качестве примера рассмотрим особенности оказания помощи семьям на раннем этапе семейного неблагополучия в Буйском, Мантуровском и Судиславском районах.

Опыт работы специалистов службы сопровождения ОГКУ «Буйский СРЦН «Надежда» с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, показал, что наиболее эффективных результатов можно достичь, начиная работу на ранних этапах семейного неблагополучия, когда семья еще в состоянии оценить свою проблему, с помощью специалистов разрешить и предпринять действия по исправлению ситуации. В связи с этим в Центре разработана технология раннего выявления семейного неблагополучия.

Цель технологии: раннее выявление социально-неблагополучных семей с детьми, комплексный, многосторонней и поэтапный подход к решению проблем.

Данная технология включает 3 этапа.

1 этап «Межведомственное взаимодействие»

2 этап «Раннее выявление семей»

3 этап «Коррекционно-реабилитационная работа с семьей»



Объектом являются:

  • Беременные женщины группы социального риска

  • Семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Результат технологии: снижение количества семей с детьми на поздних этапах семейного неблагополучия.

1 Этап - Межведомственное взаимодействие

Цель: создание механизмов взаимодействия социальных партнеров, направленных на работу по выявлению семей на раннем этапе семейного неблагополучия.



Алгоритм работы

1.Определение круга социальных партнеров.

2.Разработка механизма взаимодействия, разграничение функций и полномочий. Заключение соглашений о социальном партнерстве.

На данном этапе разрабатываются и заключаются договора о социальном партнерстве с учреждениями - социальными партнерами:

- учреждениями здравоохранения (женская консультация, детская поликлиника)

- учреждениями образования (детские сады и школы города и района)

- учреждениями социальной сферы (органы опеки и попечительства, Центр занятости населения, СРЦН «Солнышко», КЦСОН)

- Комитетом по делам культуры и молодежи (СКЦ «Луч», Комитет по делам культуры и молодёжи, СОК «Спартак»)

3.Координация деятельности социальных партнеров (рабочая группа по ведению единого банка данных семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении г/о г. Буй и Буйского муниципального района).

Условия эффективного взаимодействия с социальными партнерами:

- Наличие в городе сети социальных учреждений

- Наличие учреждения координатора

- Заинтересованность социальных партнеров

- Наличие механизма взаимодействия

-Проведение совместных круглых столов, семинаров, консультаций

-Выполнение двухсторонних обязательств социальными партнерами

II этап – Раннее выявление семей

Цель: выявление семей с детьми, находящихся на раннем этапе семейного неблагополучия.

Алгоритм работы

1.Сигнал о ситуации семейного неблагополучия

Информацию о клиентах предоставляют:

-Учреждения здравоохранения – женские консультации, детские поликлиники;

-Учреждения образования: школы, детские дошкольные учреждения города;

- Учреждения социальной сферы: комитет по делам культуры и молодежи, детские учреждения дополнительного образования

- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделение по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства;

-Общественность – родственники, соседи, знакомые

- Самообращение

2 раза в год направляются запросы в детские сады и школы города и района о предоставлении информации о семьях, находящихся на раннем этапе семейного благополучия.

2.Проверка достоверности информации.

Специалисты Центра выходят в семью для проверки информации и знакомства с ней. Составляется акт ЖБУ (жилищно-бытовых условий), определяется социальный статус семьи.

3.Сбор информации о семье и оценка необходимости и степени вмешательства в семейную ситуацию.

Для оценки ситуации семейного неблагополучия запрашивается информация: с места работы родителей, детских дошкольных учреждениях, школах, детских поликлиниках, КДН и ЗП, ПДН; опрашиваются соседи, родственники.

4.Проведение специальной диагностики для углубленного изучения проблем, изучения возможности использования ресурсов семьи для восстановления ее функций.

Специалисты Центра: педагоги, психологи проводят диагностирование всех членов семьи, используя при этом различные формы и методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, опрос, составление карты социальных связей, методик («Моя семья», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Определения индивидуальных копонг-стратегий Э.Хайма)

5.Построение выводов на основе результатов, полученных в ходе общей и специальной диагностики.

3 этап «Коррекционно-реабилитационная работа с семьей»

Цель: осуществление коррекционно-реабилитационной работы с семьей с детьми и беременными женщинами, находящимися на стадии раннего семейного неблагополучия.

Алгоритм работы

1.Составление индивидуальной программы реабилитации семьи специалистами Центра. Проводится первичный консилиум, в ходе которого принимается решение о принятии семьи на социальное сопровождение.

2.Заключение соглашения о социальном патронате. За семьёй закрепляется специалист по социальной работе

3.Выбор форм и методов коррекционно-реабилитационной работы с семьей с использованием оптимальных механизмов взаимодействия с социальными партнерами.

- Индивидуальные и групповые коррекционно-реабилитационные занятия

- Клубные объединения

- Психолого-педагогические тренинги

- Профилактические беседы

- Консультации-разъяснения

- Социальные психолого-педагогические патронажи

- Телефон доверия

- Профессиональная ориентация

- Адресная помощь

4.Проведение мероприятий коррекционно-реабилитационной работы по направлениям



Социально правовая помощь

- Еженедельный патронаж семьи;

- Помощь в трудоустройстве родителей, детей (через центр занятости, центр молодёжи);

-Помощь в выправлении документов (через паспортно-визовую службу, паспортный стол, суд, отдел ЗАГС, МТОСЗН,ОиП №1 и др.);

- Консультации по социально-правовым вопросам.

Социально-экономическая помощь

-Оформление государственной социальной помощи;

- Организация отдыха детей в каникулярное время (оздоровительный лагерь с дневным пребывание при Центре, загородные лагеря);

Социально-бытовая помощь

- Помощь в устройстве несовершеннолетних детей в учреждения образования (ходатайства в отдел образования, детские сады);

- Консультации по улучшению санитарного состояния жилья;

- Помощь в организации ремонта жилья (с привлечением спонсорских средств, ходатайства в ЖЭК и др.);

- Помощь в получении необходимой медицинской помощи (привлечение ЦРБ, детской консультации, женской консультации);

- Помощь одеждой, обувью, канцелярскими товарами.

Психолого-педагогическая помощь

- Групповые и индивидуальные консультации по коррекции детско-родительских отношений;

- Консультирование по индивидуальным проблемам;

- Реабилитационные занятия с детьми с использованием индивидуальных и групповых форм работы;

-Тренинги по организации здорового образа жизни;

-Помощь по подготовке неорганизованных дошкольников к начальной школе (цикл занятий по программе «Скоро в школу);

- Консультации по устранению причин школьной дезадаптации несовершеннолетних;

- Организация и проведение совместных праздников и конкурсов для родителей и детей;

-Привлечение к работе «Школы родительской мудрости», клуба для беременных «Сокровение», «Молодая семья».

5.Отслеживание динамики изменений, коррекция плана реабилитации.

Подведение итогов (промежуточный консилиум)

6.Проведение мероприятий коррекционно-реабилитационной работы по результатам промежуточных итогов.



7.Оценка ситуации клиента. Определение дальнейших мероприятий: снятие с патроната, продолжение работы (консилиум)

В качестве примера можно привести случай из практики работы Центра:

Сотрудниками Центра была получена информация из женской консультации МУЗ «Буйская ЦРБ» о том, что на учет по беременности встала Анна Б., ранее семья которой находилась на контроле в центре, как неблагополучная, так как родители злоупотребляли спиртными напитками.

Мать девочки умерла 3 года назад. Аня неоднократно находилась в социально-реабилитационном центре, так как вышла из под контроля отца, уходила из дома, не училась.

Благодаря содействию специалистов центра в свое время девочка окончила вечернюю школу и курсы при ПУ№8 по специальности продавец.

С беременностью Анны появились новые проблемы, так как в те условия, в которых проживали отец с дочерью, принести новорожденного не представлялось возможным. Деревянный дом без удобств находился в ветхом состоянии: текла крыша, разрушена труба печного отопления, из-за чего дом практически не отапливался, в некоторых рамах отсутствовали стекла, требовался капитальный ремонт жилья. На это у семьи не было средств. Отец не работал, злоупотреблял спиртными напитками. Не была оформлена пенсия на Аню по утере кормильца матери и компенсация на питание беременным женщинам.

В связи с данными обстоятельствами семья была взята на контроль «службой сопровождения семьи», Аня поставлена в банк данных беременных женщин из «Группы социального риска». Заключено соглашение о социальном патронате. Разработана программа реабилитации семьи.

Первым шагом в работе специалистов было направление ходатайства в МП УК «Жилкомсервис», о ремонте кровли и печного отопления данного жилья. В ближайшее время ремонт «Жилкомсервисом» был осуществлен, но несмотря на это жилье было признано аварийным. Как сирота Аня состояла в очереди на улучшение жилищных условий. Также специалистами Центра Ане было оказано содействие в сборе документов для оформления пенсии по утере кормильца и компенсации на питание беременным женщинам. Отец был трудоустроен. В семье появился доход. Отец стал выплачивать алименты в пользу Анны.

Видя реальную помощь и поддержку специалистов Центра, семья постепенно стала идти на контакт. Анна стала частым посетителем Центра. Будущая мама стала посещать индивидуально-коррекционные занятия психолога и клуб для беременных женщин из «группы социального риска» «Сокровение», где ей оказывалась психологическая помощь в дородовой и послеродовой период.

В квартире Аня навела порядок, отец привез дрова. Специалистами были собраны предметы первой необходимости для новорожденного малыша.

Вскоре перед рождением малыша отец запивает, теряет работу и из роддома встречать Аню некому. Она в отчаянии в день выписки звонит специалисту Центра, чтобы ее встретили и принесли одежду для малыша, так как больше это сделать некому. Специалист едет встречать Аню из больницы.

Пока Аня находилась в больнице, дом не отапливался. В доме был беспорядок. Поэтому пришлось искать, куда можно определить мать с новорожденным. По убедительным просьбам специалистов по социальной работе Аня с ребенком была временно устроена у своего деда по материнской линии, который длительное время не общался и не поддерживал отношений с семьей Ани из-за алкоголизма родителей.

Также специалисты центра помогли молодой матери своевременно оформить все полагающиеся пособия и льготы по родам и рождению ребенка.

Несмотря на благоприятно сложившиеся обстоятельства для Ани, ей было морально тяжело принять роль материнства. У нее происходили срывы: уход из дома, оставление ребенка на дедушку, периодическое употребление спиртных напитков.

Но благодаря внимательному отношению и чуткой опеке специалистов Центра, Анна изменила свой образ жизни.

В настоящее время Аня создала свою семью, вместе с гражданским мужем воспитывают двоих детей: Влада (4 года) и Никиту (1,5 года) . Родители работают, дети ходят в детский сад. Анна регулярно посещает занятия клуба «Молодая семья» и «Школа родительской мудрости», часто приходит в Центр за советом и помощью

В апреле 2012 г. в семье произошло радостное событие. Ане, как сироте, была предоставлена однокомнатная благоустроенная квартира в центре города, в новом доме.

В ОГБУ “Мантуровский КЦСОН” технология работы с семьей включает в себя несколько этапов.



1. Предварительный этап:

1. Сбор и анализ информации, документов, поддерживающих социальный статус семьи.

2. Выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения, постановка социального диагноза.

2. Этап практической работы с семьей:

1. Этап вовлечения (мотивация членов семьи на сотрудничество).

1.1 Подписание родительского соглашения о сотрудничестве.

1.2. Обсуждение с родителями внутрисемейной ситуации с целью выявления факторов неблагополучия и нарушения законных прав и интересов их несовершеннолетних детей через использование дискуссионной панели “Социально-правовой портрет семьи” (“СППС”).

1.3. Разработка совместного плана сопровождения с родителями.

2. Этап изменения родительского поведения (реализация разработанного плана).

2.1. Развитие ответственности в действиях и поступках родителей через:

- социальную рекламу ответственного родительства “Правовой календарь”, “Домашняя работа, посильная ребенку вашего возраста”;

- семейные профилактические советы с привлечением специалистов учреждений системы профилактики.

2.2. Восстановление детско-родительских отношений:

- в рамках занятий с педагогом-психологом по программе “Счастливое детство”;

- через привлечение к участию в мероприятиях и праздниках центра.

2.3. Контроль над выполнением плана работы через социальный патронаж семьи, анализ поступающих документов.

2.4. Анализ выполнения плана работы с семьей.

2.5. Принятие мер воздействия к родителям, уклоняющимся от содержания с существующим законодательством.

3. Этап обобщения и подведения итогов.

1. Обобщение с родителями характера изменений внутрисемейной ситуации и их динамики через использование дискуссионной панели “СППС”.



2. Подведение итогов реабилитационной работы с семьей.

Приведем несколько примеров:

Семья Ирины П. Категория семьи “многодетная, неполная”. В семье умер муж, потеря одного из супругов вызвала за собой внутреннюю неспособность семьи адекватно пережить трагическое событие. Возникла стрессовая ситуация, жена находилась в растерянности, дети недопонимали значимости потери. В семейной системе произошли изменения: неспособность жены содержать семью, отсутствие контроля со стороны мужа. Появление новых друзей, ослабевает контроль за детьми.

Выход из кризисной ситуации:

В отделение психолого-педагогической помощи семье и детям поступил сигнал от соседей о том, что мать замечена в частом злоупотреблении спиртным, в квартире собираются частые шумные, пьяные компании (сочувствующие). Дети предоставлены сами себе, без контроля находятся на улице в вечернее время, санитарное состояние в доме ухудшилось. Материальное состояние семьи пошатнулось, т.к. мать до смерти мужа не работала, а после его смерти пенсии по потери кормильца не оформила. Специалисты вышли в семью, провели обследование жилищно-бытовых и материальных условий семьи, сбор и анализ информации, выявили семейную проблему и причину кризиса. Наметили пути выхода семьи из кризиса совместно с матерью семейства (она реагировала доброжелательно и с благодарностью принимала помощь), с подключением специалистов всех служб системы профилактики. В итоге совместными усилиями с органами системы профилактики была проведена огромная работа по оказанию помощи семье попавшей в кризисную ситуацию. Со стороны специалистов психолого-педагогической помощи семье и детям проводился социальный патронаж, оказано содействие в оформлении документов в получение пенсий по утере кормильца, улучшении жилищно-бытовых условий (направлено ходатайство в администрацию города и ООО “Жилкомсервис”), детям выделены путевки в санатории. Неоднократно была оказана психологическая и педагогическая помощь в форме поддерживающих бесед, бесед-убеждений, профилактических бесед. Оказано содействие в помещении детей в ГУ СРЦ г.Мантурово по заявлению матери (в течении 2-х месяцев) был наведен порядок в квартире, проведен косметический ремонт), оказано содействие в сборе и оформлении документов на материальную помощь из местного бюджета, вещами и продуктами. Со стороны здравоохранения оказано содействие в прохождении медицинских осмотров детей и получении санаторно-курортных карт. КДН и ЗП при администрации г.Мантурово неоднократно приглашало мать на индивидуальные беседы, проблема рассматривалась на заседании комиссии. Инспектора ГДН обеспечили контроль семьи в вечернее время. Со стороны городского отдела образования, а именно классного руководителя и социального педагога осуществлялся контроль за учебным процессом детей. Таким образом: раннее вмешательство в кризисную ситуацию, сложившуюся в данной семье позволило сохранить кровную семью, улучшить жилищно-бытовые и материальные условия семьи.

Семья Людмилы Ч. Неполная семья с ребенком инвалидом. Проживала совместно с престарелыми родителями. Смерть отца повлекла за собой изменение в семейной системе. Данное кризисное событие Людмила Ч. приняла очень болезненно, не смогла справиться со своими эмоциями. Стресс от того, что она осталась одна с ребенком инвалидом и больной матерью, изменил семейный уклад: появились новые друзья, стала злоупотреблять спиртным, уходить из дома, изменилось отношение к ребенку и матери. У Людмилы Ч. появились проблемы со здоровьем. Раннее вмешательство в кризисную ситуацию позволило за короткий промежуток времени оказать социальную помощь, а именно: внеплановые социальные патронажи (два раза в неделю), проведение профилактической беседы в форме убеждения, помощи психолога, содействие в кодировке от алкогольной зависимости, а также использование “Социально-правовой технологии” с данной семьей, позволило сохранить кровную семью и включить родителя в обеспечение жизнедеятельности ребенка.

Семья Карина О. - несовершеннолетняя мать, полная семья. Зачатие ребенка произошло вне брака. Данное кризисное событие напугало Карину О. и отца будущего ребенка. Каждый из них воспринимал это по своему. Карина О. - испуг, понимание несостоятельности в воспитании и содержании ребенка. Отец будущего ребенка не желал связывать свою жизнь узами брака с несовершеннолетней женщиной (хотя проживала совместно). Данное событие повлекло за собой изменение во взаимоотношениях между совместно проживающими людьми. Они стали напряженными. Отец будущего ребенка часто уходил из дома и не понимал того, что должен заботиться, нести ответственность за жизнь своего ребенка. Специалисты смогли вовремя выявить существующую проблему и причину ее возникновения, поставить социальный диагноз. Во время знакомства с семьей специалисты смогли вовлечь членов семьи в семейное сотрудничество, заключить негласное соглашение о сотрудничестве (желание родителей сотрудничать со специалистами). Совместное обсуждение с родителями позволило выявить факторы и найти пути выхода из создавшейся кризисной ситуации. Проведенный социально-психолого-педагогический консилиум специалистов центра позволил разработать план с семьей и наметить этапы работы.

Родители узаконили свои отношения. Ребенок появился на свет здоровым и желанным. Отец взял все заботы на себя по жизнеобеспечению семьи. В доме имеется все необходимое, ребенок ни в чем не нуждается. Взаимоотношения в семье стабилизировались. Следовательно можно сделать вывод, что раннее вмешательство в кризисную ситуации в семье позволило сохранить семью и включить родителей в обеспечение жизнедеятельности ребенка.

Работу с семьей и детьми по профилактике безнадзорности и правонарушений службы системы профилактики в Судиславском муниципальном районе можно разделить на несколько этапов:

- профилактика социального сиротства осуществляется на всем протяжении работы с семьей и ребенком;

- выявление семьи и (или) ребенка, находящихся, в трудной жизненной ситуации или социально – опасном положении;

- индивидуальная профилактическая работа с семьей и ребенком;

- мероприятия по защите прав и законных интересов семьи и несовершеннолетних.

В Судиславском муниципальном районе работа ведется службой системы профилактики в которую входят: КДН ЗП, ОГБУЗ "Судиславская РБ", учреждения образования, общественные советы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних при сельских поселениях, специалисты службы сопровождения семьи, участковые инспектора, инспектор ПДН ОП №16 МО МВД России "Островский", которые своевременно информируют о неблагополучных семьях. Для координации в работе с семьей в Судиславском муниципальном районе создана рабочая группа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, руководителем является заместитель главы администрации района. Заседания проводятся один раз в квартал, на которых производится обмен имеющейся информации всех органов системы профилактики проводимой работе с семьей. Данная информация систематизируется и направляется в ОГБУ «Судиславский КЦСОН» где заводится индивидуальная карта помощи. В состав исполнителей включаются представители всех субъектов профилактики. В зависимости от ситуации определяется вид патронажа: постоянный (1 раз в месяц), экстренный (каждый день или через день), контрольный (1-2 раза в год). Целью патронажа является, контроль за ситуацией в семье, оказание психологический, педагогической, экономической, социально – правовой помощи. На заседании рабочей группы заслушиваются службы системы профилактики проводимой работе с конкретной семьей. Принимаются решения о снятии или постановке семьи на профилактический учет в категорию социально – опасного положения или «группу риска». Необходимо отметить, что при снятии семьи с учета семья не выпадает из поля зрения службы системы профилактики, она остается на учете и под контролем специалистов по социальной работе и специалистов отделения психолог – педагогической помощи семье и детям.

В случае, когда усилиями учреждениями и служб системы профилактики не удается снять напряжение в семье и ситуация усложняется к ним применяются более строгие меры общественного, административного воздействия и крайняя мера лишение родительских прав.

В системе образования работа по выявлению и профилактике семей начинается в дошкольных учреждениях. С этой целью в дошкольных учреждениях на каждую семью при поступлении заполняется социальный паспорт, который содержит все необходимые сведения и позволяет правильно построить работу с семьей.

Педагоги дошкольный учреждений знакомятся с семьей еще до приема ребенка в детский сад: при посещении ребенка прогулочной группы дошкольного учреждения или при посещении на дому.

В образовательных учреждениях при проведении операции «Всеобуч» проводится ежегодное обследование семей первых – пятых классов. В школах также оформляются социальные паспорта. При выявлении семей с неблагоприятным микроклиматом социальные педагоги, классные руководители берут их на контроль, планируют работу с ними, посещают семьи, привлекают специалистов служб систем профилактики, своевременно дают информацию на рабочую группу.

В системе здравоохранения в выявлении семей участвуют детская консультация, женская консультация, работники ФАП. При обнаружении медицинскими работниками ненадлежащего отношения родителей к исполнению своих обязанностей, ими доводится информация до специалистов по социальной работе сельских поселений, если проблему не удается разрешить, специалисты обращаются с ходатайством в службу сопровождения семьи. Составляется план совместных мероприятий служб систем профилактики для оказания адресной социальной помощи конкретной семьи, которая включает в себя: патронаж, консультирование, оказание услуг узких специалистов, экономическую, психологическую помощь.

Большое внимание профилактике неблагополучия в районе уделяется на межведомственных семинарах:

03 апреля 2012 года на базе МБОУ Судиславской основной общеобразовательной школы прошел семинар на тему « Взаимодействие образовательных учреждений и служб системы профилактики по совершенствованию работы с семьей». В работе семинара приняли активное участие органы профилактики всех уровней: КДН и ЗП, специалисты отделения психолого-педагогической помощи семье и детям ОГУ Судиславский комплексный центр социального обслуживания населения, инспектор направления по делам несовершеннолетних ОП №16 МО МВД России «Островский» специалисты отдела образования, специалисты меж территориального отдела социальной защиты, опеки и попечительства, здравоохранения, специалисты отдела по делам молодежи, педагоги-психологи и социальные педагоги образовательных учреждений, специалисты по социальной работе сельских поселений,всего более 70 человек. Отличительной чертой семинара явилась комплексность подхода к обозначенной нами проблеме.

Положительные результаты в работе с семьей отмечаются при проведении ежеквартальных семинаров с семьями находящимися в трудной жизненной ситуации. В семинарах принимают участие специалисты всех служб систем профилактики.

Обсуждаются вопросы:

- роль семьи в развитии ребенка, значение родительской помощи;

- семейные отношения, стратегии поведения в семье, значение семейных традиций;

- возрастные особенности детей, критерии оценки нарушенного поведения, взаимодействие с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми и многие другие вопросы. Семьи получают грамотную помощь и стараются применять новые знания в отношении своих детей, что помогает гармонично выстраивать детско – родительские отношения. Каждый семинар поддерживают спонсоры, индивидуальные предприниматели района.

На базе ОГУ Судиславский КЦСОН 23.11.2011г. проведен семинар на тему «Профилактика алкоголизма». В семинаре принял участие заместитель главы администрации района, врач — нарколог МУЗ Судиславской ЦРБ, представитель КДН и ЗП, представители общественных организаций.

12 апреля 2012 года проведен семинар на тему «Профилактика насилия над детьми». Проблема предотвращения насилия над детьми является особенно актуальной. Рост насилия обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, с увеличением случаев суицида, несчастных случаев. Результатом работы семинара можно считать выработанную памятку для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми».

Служба сопровождения семьи уделяет немаловажное значение вовлечению семей, воспитывающих несовершеннолетних детей в культурно-массовые мероприятия, что благотворно влияет на морально – психологический климат семьи.



Слаженные, комплексные меры служб системы профилактики показывают положительные результаты работы: снижается рост неблагополучных семей.

Часть 3. Программа оказания индивидуальной помощи родителям, воспитывающим детей с ослабленным здоровьем (Павлов Е.А.)
Пояснительная записка

Проведенный нами анализ затруднений, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с ослабленным здоровьем, показывает, что ими являются:



  1. Незнание особенностей развития детей с ослабленным здоровьем.

  2. Неготовность взрослых к трудностям в семье, которые возникают в связи с ослабленным здоровьем у их ребенка.

3. Неумение обращаться к специалистам различного профиля в случае возникновения затруднений в воспитании детей с ослабленным здоровьем.

Для успешного их преодоления и обеспечения и развития ребенка данной категории со всеми присущими ему особенностями и недостатками, родителям необходимо оказывать помощь и поддержку.

Специфические особенности трудностей у взрослых, воспитывающих детей с ослабленным здоровьем диктуют определенные требования к содержанию и организации такой помощи:

- необходимо ознакомление с логикой и сферами жизнедеятельности ребенка с ослабленным здоровьем в семье. Это поможет осознать закономерность возникновения тех проблем, в решении которых обоим родителям придется принять самое активное участие;

- индивидуальная помощь должна включать обучение родителей, воспитывающих ребенка с ослабленным здоровьем, в котором целесообразно сочетание информации общего плана (общие проблемы детей с ослабленным здоровьем, задачи их воспитания в семье) и индивидуального порядка (конкретные особенности и желательные формы и методы взаимодействия с конкретным ребенком);

- обучение должно носить практико-ориентированный характер;

- сообщаемые родителям знания и формируемые у них умения и навыки должны затрагивать те конкретные проблемы, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности семьи, и помогать их решать.

Цель программы: оказание индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем.

Задачи программы:

1) содействовать успешной социальной адаптации детей с ослабленным здоровьем;

2) профилактика конфликтных ситуаций в семье данной категории;

3) вооружить родителей, воспитывающих детей с ослабленным здоровьем знаниями психолого-педагогических особенностей детей данной категории и сформировать навыки семейного взаимодействия;



Основные принципы программы индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем:

1. Принцип доброжелательности и безоценочности. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с обоими родителями может являться залогом, как успеха, так и неуспеха в осуществлении сопроводительной деятельности, когда специалист (социальный педагог, педагог-психолог и т.п.) пытается услышать родителя, понять его трудности и проблемы, не критикуя и не сравнивая его с другими.

2. Принцип сотрудничества. Этот принцип отражает как содержательную, так и технологическую суть индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствий и поддержку в конструктивном разрешении проблем.

3. Принцип конфиденциальности. Вся информация, получаемая в процессе доверительного общения со взрослыми, бесед, консультаций, особенно при диагностическом обследовании, должна быть строго конфиденциальной, т.е. доступна только для тех, для кого она предназначена. Только при полном доверии к специалисту, осуществляющему индивидуальную помощь, сопровождение будет не только принято родителями, но и став эффективным, приведет к его активной внутренней работе.

4. Принцип учета возрастных особенностей (адресности) родителей и детей.



Программа индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем включает 4 этапа:

- диагностический;

- просветительский;

- деятельностный;

- поддерживающий.

Целью диагностического этапа является: получение объективной информации о такой семье и ребенке.

Задачи:


  1. диагностика личностной готовности обоих родителей к воспитанию ребенка с ослабленным здоровьем;

  2. диагностика внутрисемейных отношений родителей;

  3. определения стиля воспитания и роли ребенка с ослабленным здоровьем в семье.

В этой связи объектом диагностики должны стать:

1. Личностные качества обоих родителей, гарантирующие гуманистический характер во взаимодействии с ребенком (готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он есть, терпимость, толерантность; развитые коммуникативные и эмоционально-волевые качества как показатель способности к установлению позитивных межличностных отношений).

2. Характерные установки обоих родителей на воспитание детей:

- личностное представление о смысле и роли воспитания;

- характер воспитательной тактики;

- характер эмоциональных контактов с таким ребенком.

Выявление личностных качеств родителей проводится с помощью психодиагностических методов изучения личности и межличностных взаимодействий: опросных, проективных, компьютерных, что позволяет минимизировать субъективизм в оценке.

На данном этапе используется ряд диагностических методик (см. приложение №1).



Целью второго этапа данной программы является: просвещение родителей, воспитывающих детей с ослабленным здоровьем.

Задачи:

1) ознакомить с проблемами, которые возникают в семье связи с ослабленным здоровьем ребенка;

2) выделить для каждой семьи, как зоны возможных трудностей, так и ресурсы, позволяющие решать данные проблемы;

3) вооружить родителей знаниями психолого-педагогических особенностей детей с ослабленным здоровьем;

4) дать возможность каждому родителю проявить себя в процессе оказанию индивидуальной помощи для наиболее полной оценки его личностных качеств;

5) сформировать у родителей данной категории установку к обращению к специалистам различного профиля в случае возникновения затруднений в воспитании детей с ослабленным здоровьем.




следующая страница>


Сборник адресован социальным педагогам, социальным работникам, специалистам сферы социальной защиты населения, опеки и попечительства

Костромское областное отделение общероссийский общественный благотворительный фонд «Российский детский фонд»

957.37kb.

14 12 2014
3 стр.


Тесты для самопроверки знаний. Учебное пособие предназначено в помощь социальным педагогам, социальным работникам и другим специалистам

Учебное пособие «Культурология» предназначено для использования в обучении по кредитной технологии. В конце каждой главы учебного пособия имеется список необходимой литературы на к

36.48kb.

23 09 2014
1 стр.


Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Моу «Кафтанчиковская сош»

Данный сборник может быть полезен педагогам, руководителям методических служб, специалистам управления образования

1801.95kb.

30 09 2014
8 стр.


Вопросы организации профилактической и координационной работы в отношении несовершеннолетних

Наше общество становится свидетелем фактически полного исчезновения служб социального контроля и социальной помощи несовершеннолетним сокращены штаты инспекторов органа опеки и поп

91kb.

25 12 2014
1 стр.


Приказом Министра Социальной Защиты, Семьи и Ребенка №99 от 31 декабря 2008 г. Министерство Социальной Защиты, Семьи и Ребенка Типовая должностная инструкция

Информация о должности (только для пользования Министерства Социальной Защиты, Семьи и Ребенка)

124.63kb.

11 10 2014
1 стр.


Информация по органам опеки и попечительства мр (ГО) Калужской области

Отдел образования, молодежной политики и охраны прав детства администрации муниципального района «Барятинский район»

140.51kb.

10 09 2014
1 стр.


Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве"

Общие положения Статья Основные понятия, используемые в настоящем Законе

402.65kb.

25 09 2014
1 стр.


Гбу рк «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска»
89.49kb.

11 09 2014
1 стр.