Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Народы Калмыкии: современные социокультурные и этнические процессы. Сборник научных трудов. Элиста 1997. – С. 63-71.
К. А. Наднеева

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РЕЛИГИОЗНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРОВ СТАБИЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

В Калмыкии сегодня проживают и трудятся калмыки и русские, дагестанцы и чеченцы, казахи и немцы, корейцы и эстонцы. Всего здесь про­живают представители более 70 наций и народностей. Согласно Всесоюзной переписи 1989г. абсолютная численность населения республики насчитывала 322579 человек: из них калмыки составляли 45,4% от общей численности, русские - 37,7, народности Северного Кавказа - 8,4, казахи -1,9,немцы - 1,7 и др. - 4,9 (I. С.5, 14).

В республике меняется этнополитическая панорама, возникает новое отношение к религии, возрастает национальное самосознание, гордость за свою культуру и ее возрождение, и все вместе ищут пути объединения и согласия. Религиозные конфессии и общественно-политические движения республики различны по своим целям, ибо основаны на определенной мировоззренческой установке. Но их объединяет нечто общее - создание оптимального варианта модели такого бытия, где не было бы раздоров и конфликтов, что очень трудно. Однако стабильная обстановка респуб­лики показывает, что несмотря на трудности, все они находятся в состо­янии взаимоуважения и взаимоответственности.

Выявлению роли этнического и религиозного факторов Калмыкии посвящаются многие исследования. Одно из них осуществлено в декабре 1990-1991 гг. сотрудником Института этнографии РАН Э.-Б.М. Гучиновой (2) и автором данной статьи. Было опрошено 994 чел., среди них -50,5%калмыков; 39,8%русских; других - 9,7%. В анкетировании участвовали люди всех возрастов и национальностей г.Элисты, Яшалтинского, Черноземельского, Городовиковского, Каспийского районов, а также отдельные представители других районов.

Калмыкия - уникальная республика. В ней проживают представители трех мировых религии, где церковь не отделена от государства и являет­ся структурной организацией исполнительной власти. Функционирует Комитет по делам религий при президенте.

Рассмотрим следующие таблицы. Таблицы 1, 2 посвящены общим вопросам: каково отношение к религии и принадлежность к религиозному объединению. Результаты респондентов отражены в таблицах-ответах.



Таблица 1
Каково Ваше отношение к религии? код

1. Я верующий и соблюдаю религиозные обряды 1






  1. Я верующий, но не соблюдаю религиозные обряды 2

  2. Я колеблюсь 3

  3. Мне все равно 4

  4. Я не верующий, но уважаю чувства тех, кто верует 5

  5. Я думаю» что с религией надо бороться 6

  6. Затрудняюсь ответить 7



Таблица 1 (ответы)

Вопрос

Калмыки

Русские

Другие

Итог

1

119(50,2%)

83 (35,0%)

35(14,8%)

237 (23,8%)

2

152(50,4%)

116(38,5%)

33(11,1%)

301 (30,2%)

3

26 (54,1%)

19 (39,5%)

3(6,4%)

48(4,8%)

4

31(50,0%)

28(45,1%)

3 (4,8%)

62(6,2%)

5


165(52%)

131 (41,3%)

21 (6,6%)

317(31,9%)

6

3 (23,1%)

9 (69,2%)

1 (7,7%)

13(1,3%)

7

6(37,5%)

10 (62,5%)




16(16%)




502(50,5%)

396(39,7%)

96 (9,7%)

994(100%)

Какова раскладка ответов респондентов? Калмыков - 50,2%, русских 35%, других - 14,8. Как видно, чуть больше половины опрошенных калмыков положительно ответили на заданный вопрос, но не ясно, какова сила их веры; русских респондентов чуть больше трети, а представителей других национальностей значительно меньше. По всей вероятности, здесь нашло отражение те, что Объединение буддистов Калмыкии начало действовать с 1988 года. Окончательно не укреплена материальная база конфессии, возникают серьезные трудности при подготовке кадров духовных лиц. В то же время русская православная церковь функционировала стабильно и не подвергалась таким гонениям и потрясениям, которые испытал буддизм калмыков.

"Я верующий, но не соблюдаю обряды''. Калмыков - 50,4, русских -38,5%, других - 11,1%. Картина вырисовывается такая: чуть больше половины калмыков, на 0,3% больше первой позиции, верят в бога, но не соблюдают обряды; русских на 3,8% больше по сравнению с теми, кто

"верит, но соблюдает обряды", других – 3,3%. Это говорит о том, что верить, но не соблюдать обряды гораздо проще, поскольку их отправле­ние требует знаний, времени, материальных затрат, систематичности, последовательности, наконец, здоровья, и не каждый Может соблюдать эти основные требования.

"Колеблюсь". Калмыков - 54,1%, русских - 39,5%, Других - 6,4%. Колеблющихся из числа анкетируемых больше половины калмыков; чуть меньше 40% русских, я остальные - 6,3%. Это свидетельствует о том, что я условиях нестабильности и напряженности общества меньше людей, имеющих позиции, а больше, особенно среди калмыков, колеблющихся: нужно делать какой-то выбор, а его нет.

"Все равно" Калмыков - 50%, русских - 45,1%, других - 4,8%. Процент равнодушных к религии ниже по сравнению с теми, кто активно отно­сится к. решали. Такой настрой всегда имел место в обществе, отрадно, что становится меньше.



"Не верующий, но уважаю". Калмыков - 52%, русских - 41,3%, других -6,6%. "Не верующих, но уважающих религию" больше по всему блоку из числа участников опроса; верующих и соблюдающих обряды на 8,1% и на 1,6% больше, чем верующих, но не соблюдающих обряды. Это значи­тельный сдвиг я пользу религиозной духовности, так как ранее во всех официальных документах Калмыкия шла в качестве "атеистической" республики среди автономий, к тому же сейчас стали говорить о приоритете титульной нации вообще, а это поднимает престиж и ее культуру. Не ответили и не определились 16,4% всех участников опроса. Более поло­вины калмыков уважают религию, хотя и не верят. Это и понятно по­скольку незаконное выселение калмыков и их нахождение в течение три­надцати лет в изоляции от культуры, традиции, обычаев своего народа, оторванность от связей с буддийским миром способствовала тому, что калмыки не знают содержания буддизма; процент русских. Ответивших Па этот вопрос составляет 41,4% (131 чел.), количество их меньше, чем калмыков, и неизвестно, каково было бы их процентное соотношение при равном числе респондентов. В любом случае при внимательном анализе таблицы видно, процент" не верующих, но уважающих религию'' боль­ше, чем верующих.

"С религией надо бороться" - этот ответ составляет 1,3%. Это самый низкий показатель по всем национальностям. Пожалуй, это показатель переориентировки сознания, тяги к истокам, отсутствия идеологической пропаганды «пользу какой-либо системы, плюрализма и религиозного воздействия, в частности, положительного, что есть в любой религии; вскрытия "белых" и "темных" пятен в истории религиозного и общественного движения, популяризации благотворительной роли отдельных вы­дающихся религиозных просветителей в обществе и республике.

"Затрудняюсь ответить" - 1,6%, что традиционно, поскольку всегда




65

есть в обществе люди, которые испытывают трудности при любом опросе или завуалируют свое нежелание ответить.



Таблица 2 отражает конфессиональную принадлежность респондентов.

Таблица 2
Если Вы верующий, то к какой религии Вы принадлежите? код

  1. Православные 1

  2. Католицизм 2

  3. Протестантизм (лютеранство, баптизм, свангелизм, адвентизм, пятидесятники и др.) 3

  4. Просто христиане 4

  5. Ислам 5

  6. Иудаизм 6

  7. Буддизм (махаяна) 7

  8. Кришнаизм 8

  9. Индуизм 9

66


10. Верю в бога, но не разбираюсь в религии 10 (9)
11. Верю в своего бога 11
12. Другое 12
Таблица 2 (ответы)

Вопрос

Калмыки

Русские

Другие

Итог

1

4 (2,4%)

158 (94,6%)

5 (3,0%)

167(16,8%)

2




1 (25,0%)

3(75,0%)

4(4%)

4




38 (95,0%)

2(5,0%)

40(4,0%)

5

1 (1,8%)




55 (98,2%)

56 (5,6%)

7

265(97,4%)

3(1,1%)

4(1,5%)

272(27,4%)

10

4(57,1%)

3 (42,9%)




7(7%)

11

2 (66,7%)

1 (33,3%)




3 (3%)

12




1 (100%)




1(1%)




502 (50,5%)

396(39,7%)

96 (9,7%)

994(100%)

"Православие". Всего 16,8%, русских - 94,6%, калмыки - 2,4%, других -3%. Такое процентное соотношение отражает то, что неоднократно от­мечалось в республике: православие и буддизм - ведущие конфессии, а остальные менее известны, менее распространены; некоторые оформились организационно недавно, в частности, исламская церковь, исламская община "Вуджак", церковь адвентистов седьмого дня. Этого нельзя сказать о церкви евангельских христиан баптистов, ибо немцы издавна жи­вут в Яшалтинском, Городовиковском районах, в г.Элисте, где они традиционно исповедуют баптизм.

Буддистов всего 27,4%! Из них калмыков - 97,4%; русских - 1,1%, других- 1,5%. Этот показатель объективен, поскольку большинство населения республики - калмыки, и они, начиная с XIII в. еще при внуке Чингис-хана Хубилае исповедовали буддизм. Не случайно и то, что 1,5% (4 чел.) других национальностей относят себя к буддизму, так как это рели­гия мировая. Практически не осталось следа от христианизации калмы­ков: 4 калмыка - 2,4% считают себя православными; беседа с епископом Элистинской и Калмыцкой епархии Зосимой тоже говорит об этом, ибо у него в пастве нет крещеных калмыков, но он хотел бы подготовить священника-калмыка. С возрождением буддизма, интереса к Востоку, проведением Всемирного форума буддистов (Элиста, 1994), обращения к духовным истокам количество буддистов может увеличиться.



"Верю в бога, но не разбираюсь в религии", "верю в своего бога", другие составляют соответственно: 0,7%, 0,3%, 0,1%, что показывает отсут­ствие четкости в позиции, идеологическое разнообразие; на некоторые позиции ответа нет.

Анализ показателей подтверждает, что в степной республике существует конфессиональное многообразие. Но доминируют буддизм и правосла­вие, однако не все религиозные конфессии находятся в одинаковых условиях. Например, средства от "Марафона-94", "Марафоиа-95" направле­ны на строительство буддийского хурула и православной церкви.

В Департамент по делам религии при президента входили представи­тели буддийской и православной конфессий, но не было представителей от других. Может, здесь сказывается то, что церковь евангельских хрис­тиан баптистов и церковь адвентистов седьмого дня имеют тесные кон­такты с США, где расположены их мировые центры, от которых они по­лучают определенную материальную и духовную поддержку. Данные церкви построили новые молитвенные здания. В то же время в силу сто­жившихся исторических традиций у лидеров православной и буддийской организаций больше взаимопонимания между собой, что не отрицает епископ Калмыкии Зосима. "У православия и буддизма один и те же про­блемы. С братьями-монахами у меня добрые отношения. Мне допелось побывать в резиденции Его Святейшества Далай-Ламы, что удается не каждому буддисту. Мне посчастливилось прикоснуться: к этой древней культуре. Я неоднократно

67


бывал в нашем хуруле, вношу свою лепту на строительство хурульного комплекса, как это было во время моею посе­щения хурула, во время благотворительного марафона (3).

Тип религиозной организации, распределение поивши и ролей, входящих в нее групп и отдельных лиц, различаются. Так, в мусульманской об­ивок еще нет устойчивой организационной структуры, хранителями веры выступают непрофессиональные служители. Совершенно иная картина наблюдается в церквах евангельских христиан баптистов и адвентистов седь­мого дня, которые имеют опытных проповедников. Опрос показал, что в республике идут поиски идеала, и не все ориентированы на религиозный, каждый ищет то, что для него приемлемо, но процент религиозности значителен. Наблюдается потеря веры в себя, в собственные силы. В то же время есть опора на такие нравственные принципы, как вера, любовь, сострадание, которые раньше казались религиозными. Но есть и отчужденность, определенная озлобленность среди части населения, в том числе среди мо­нахов. Наблюдается повышенный интерес к религии, нет фанатизма, не­приязни и противопоставления одной религии другой. Все озабочены тем, чтобы помочь своим прихожанам, республике, России сбалансировать на­пряженную обстановку на принципах добрососедства и веротерпимости.

Президент Объединения буддистов Калмыкии Тело Тулку Ринпоче считает, что в основе миролюбивого существования и объединения людей, лежат любовь и сострадание. Свою мысль он выразил так: "Все люди, независимо от их положения, национальности, взглядов, пола, возраста и т.д. заслуживают сострадание и любовь. Поэтому я должен воспитать в себе любовь ко всем людям, ко всему животному, к окружающей меня природе. Я должен быть чистым в помыслах, словах и поступках. Моя философия и мое поведение как истинного буддиста должны быть взаимосвязаны и нерасторжимы" (4).

Эти же принципы лежат и в основе деятельности ламы Геше Джампы Тинлея, духовного представителя Далай-ламы XIV по России и Монго­лии. Он ласт приоритет развитию калмыцкого буддизма, одновременно не ущемляя права других религиозных конфессий Калмыкии: "Наша цель способствовать возрождению учения в его чистом виде. И когда оно возродится - это будет калмыцкий буддизм, основанный на вашей национальной культуре" (5). И как следствие этого является то, что наблюда­ется всплеск интереса к буддизму. "Я люблю ваш парод, и желаю ему процветания" , -эти слова прозвучали из уст 24-летнсй московской жур­налистки, корреспондента журнала "Человек и закон" Е.Троицкой, пожертвовавшей миллион рублей на строительство Калмыцкого хурула, принявшей обет буддистки-мирянки. "Мне кажется, я целенаправленно шла к этому всю свою предшествующую сознательную жизнь... Для меня буддизм - не просто вера, а прежде всего бесконечная в своей мудрости философия, которая мне близка",-сказала она в заключаем встречи (6).

Калмыкия - единственная республика в Европе, коренные представители которой исповедуют буддизм. В то же время на ее территории про­живают те, кто исповедует другие религиозные конфессии. Это пример синтеза культур и исторического развития религиозно-нравственного пути самосознания калмыков и народов, населяющих степную республи­ку. Этнополитическая панорама Республики Калмыкия соответствует сло­вам Его Высочества Далай-ламы XIV: "Мы, приверженцы различных религии сможем сотрудничать на благо мира па Земле, если будем видеть в разных религиях действенное средство воспитания чувства добра, люб­ви и уважения к другим, то есть истинного чувства общности" (6).

6 июля 1995 г. состоялся торжественный МИТИНГ, посвященный откры­тою памятника Будде Шакъямуни в Элисте. В постамент памятника за­ложена капсула с обращением к Учителю на калмыцком и русском язы­ках. В нем говорится: "Ом манн падме хум! Благословенный Будда и свя­той Учитель! Мы, многонациональный народ Республики Калмыкия, возвращаясь к истокам своей духовности, открываем тебе этот памят­ник, единственный в Европе, в июле 1995 г. в день 60-летия Его Святей­шества Далай-ламы XIV. Он установлен в г.Элиста, столице солнечной Калмыкии, неотъемлемой части Российской Федерации, по инициативе ее первого Президента Кирсана Илюмжинова и выражает его чаяния о счастье и благоденствии". К.Н.Илюмжинов сказал:"... без возрождения духовности никакие экономические реформы осуществить невозможно. Так пусть же этот беломраморный Будда поможет сохранил, мир и спо­койствие па нашей планете Земле, станет для всех нас символом добра и благоденствия" (7).

Представитель русской православной епархии в лице епископа отца Зосимы единство своих прихожан видит в учении Христа; католики - в пропаганде идей Главы католической церкви Папы Иоанна Павла VI; мусульманские лидеры отстаивают идеи Магомеда; другие религиозные объединения пропагандируют сноп воззрения. В то же время это разнообразие различных религиозных идей не мешают всем религиозным конфессиям сосуществовать на принципах любви, ответственности, взаимо­уважения. "... в Калмыкии немало людей, стремящихся по-новому стро­ить свою жизнь, взаимоотношения с окружающими, опираясь па принципы гуманизма и общечеловеческие ценности, идущие из глубины ве­ков", (8) - считает государственный советник Республики Калмыкия В.Н.Илюмжинов. Продолжая его мысль, войсковой лама Ринчен Догва констатирует: "У нас есть тяга к буддизму, но знаний, информации нет... казачье войско Калмыкии планирует открыть свою воскресную школу по основам буддизма и православия" (9). По инициативе епископа Зоси­мы при Казанском кафедральном соборе действует воскресная школа; подобная школа есть и у церкви адвентистов седьмого дня; буддийская воскресная школа работает в храме Сякюсн-Сюм Ни одна религиозная конфессия




68

69

республики пока не имеет своей печати; лишь Объединение буддистов Калмыкии являлось соучредителем газеты "Нарн", а в настоя­щее время им выпускается газета "Лотос"; вышел первый номер буддий­ской газеты Ики-Бурулъского хурула "Падма".

Большой вкладе возрождение буддизма в Калмыкии и России вносят Далай-лама XIV,тибетские монахи Геше Тинлей, Тело Ринпоче и др. Это можно охарактеризовать как просветительство. И оно сыграло роль интегратора в воссоздании буддизма как культурного наследия калмыков. Состоялись три конференции буддистов Калмыкии (1991, 1992, 1995 гг.). На последит конференции была принята новая редакция Устава общества буддистов Калмыкии.

Возрождение духовности, мира, добра и счастья на калмыцкой земле отметил во время своего визита в нюне 1997 г. Его Святейшество Патри­арх Московский и Всея Руси Алексий И: "Калмыки прошли через великие испытания, тем отраднее тот факт, что сейчас у вас активно возрождаются вековые традиции народа, религия, культура. Великое благо - мир и согла­сие на вашей земле, и в этом - залог будущего республики и народа" (10).

В процессе поиска путей объединения общественные организации и религиозные конфесии не выработали единую программу. Разговор идет о единых нормах, принципах единства. В основном, все построено на общечеловеческих понятиях как добро, любовь, сострадание. Ставится вопрос о законе; праве на свободу вероисповедания, о праве нации.

Другой путь существования и достижения согласия церквей и общественных движений - в единении для разрешения насущных проблем современности, практических дел республики и конкретных вопросов конфессий и движений. Способ объединения - религиозно-этический момент, совершенствование членов группы на моральных заповедях, завешанных в религиозных, источниках. Еще одна попытка в поисках объединения путей согласия - это ограничится наиболее приемлемой для них соци­альной", системой, такой является Республика Калмыкия, как субъект Российской Федерации.

Таким обратом, представители религиозных и этнических конфессий, участвуя в общественно-политическом движении Калмыкии, ищут пути взаимопонимания, что является косвенным признанием того фанта, что в рамках традиционного учения невозможно решить мировоззренческие нужды республики. Ни одна религиозная или этническая идея не могут дать определенного ответа о будущем развитии страны, республики.

Рассмотрение аспектов религиозного и этнического факторов стабильности общества, роли и перспектив дают возможность понять своеобра­зие учений, раскрыть объективные причины и субъективные факторы их существования в течение длительного времени в российском обществе.

Исходя из вышеизложенного, на основе социально-философского анализа, автор приходит к следующим выводам и заключению. Главный из

70

них состоит в том, что религиозные и национальные факторы заметнее всего проявляются либо на очень большом историческом отрезке, либо в критические, переломные доя этноконфессиональной общности - периоды, когда остро ставится вопрос о ней самой.



Проблема поисков единства и диалога всех религиозных объединений и движении является одной из актуальных. В этой связи все религиозные деятели указывают на необходимость более глубокого и тщательного изучения основ вероучения своих конфессий, приближения его к насушим потребностям верующих. Подобные поиски своего пути, своего рода автохтонизацни религиозного языка - одна из характерных черт конфес­сий республики и их участия в общественно-политическом движении. Основа единства - общечеловеческие ценности и конкретные дела кал­мыцкой республики; можно сказать, единство - в идеологическом разно­образии, основанном на обшегуманитарных ориентациях, всеобщности и универсальности.

Библиографический список

  1. Гучинова Э.-Б.М., Таванец С.Д. Этнополитическая ситуация в Калмыкии // Исследования по прикладной н неотложной этнологии: Докл. N 65 РАН. М., 1994. См: Гузенкова Т.С. Межэтническая ситуация в Калмыкии. М., 1992. Жуковская Н.И. Калмыкия и калмыки в постперестроечное время // Экономическое обозрение. М. 1993. N

  2. Приношу искреннюю благодарность Э.Б.М. Гучиновой за предоставленный материал. Анализ осуществлен автором.

  3. С думами о лучшем будущем // Известия Калмыкии. 1994. 30 септ.

  4. Тело Ринпоче из буддийского монастыря в Индии //Советская Калмыкия. 1991. 15 июля.

  5. Лама Геше Тинлей. У вас будет калмыцкий буддизм // Известия Калмыкии. 1994. 27янв.

  6. Известия Калмыкии. 1994. 17 септ.

  7. Да поможет нам Булла //Известия Калмыкии. 1995. 8 июля.

  8. Илюмжинов В.Н. Вопреки судьбе и обстоятельствам //Известия Калмыкии. 1994. 22 авг.

  9. Нам стало легче общаться //Известия Калмыкии. 1994. 6 септ.

  10. Святейшему Патриарху вручен орден Белого Лотоса. //Известия
    Калмыкии. 1997. 10 нюня.

Калмыцкий государственный университет

71

Сборник научных трудов. Элиста 1997. С. 63-71. К. А. Наднеева

Народы Калмыкии: современные социокультурные и этнические процессы. Сборник научных трудов. Элиста 1997. – С. 63-71

170.78kb.

13 09 2014
1 стр.


Сборник научных трудов. Вып. Ульяновск: снц, 2003

Корепов М. В., Ладанов В. Ю., Васильев Р. А. Встреча вертлявой камышевки в Инзенском районе // Природа Симбирского Поволжья: Сборник научных трудов. – Вып. – Ульяновск: снц, 2003

20.44kb.

12 10 2014
1 стр.


Сборник научных трудов. Выпуск Ульяновск, 2002. С. 167-169

Бородин О. В. Новые виды в орнитофауне Ульяновской области // Природа Симбирского Поволжья. – Сборник научных трудов. – Выпуск – Ульяновск, 2002. – С. 167-169

39.2kb.

12 10 2014
1 стр.


Социальные исоциально-педагогические проблемы: поиски и модели решения межвузовский сборник научных трудов

Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 6 / [науч ред. М. В. Шакуровой]. – Воронеж: вгпу, 2007. – 131

1975.89kb.

25 09 2014
9 стр.


Сборник научных трудов №31 (46)

Сборник предназначен для профессорско

51.65kb.

15 10 2014
1 стр.


Сборник научных трудов №34 (49)

Сборник предназначен для профессорско

52.07kb.

15 10 2014
1 стр.


Сборники Выпуск №9 сборник научных трудов Института информационных технологий и моделирования

Выпуск №9 сборник научных трудов Института информационных технологий и моделирования

180.75kb.

14 10 2014
1 стр.


Книга Сборник научных трудов под ред. Ю. Ф. Кирюшина и А. А. Тишкина. Изд. Агу, Барнаул, 2003. С. 386-395

Исторический опыт хозяйственного освоения Западной Сибири. Книга Сборник научных трудов под ред. Ю. Ф. Кирюшина и А. А. Тишкина. Изд. Агу, Барнаул, 2003. С. 386-395

138.54kb.

15 12 2014
1 стр.