Перейти на главную страницу
В Калмыкии сегодня проживают и трудятся калмыки и русские, дагестанцы и чеченцы, казахи и немцы, корейцы и эстонцы. Всего здесь проживают представители более 70 наций и народностей. Согласно Всесоюзной переписи 1989г. абсолютная численность населения республики насчитывала 322579 человек: из них калмыки составляли 45,4% от общей численности, русские - 37,7, народности Северного Кавказа - 8,4, казахи -1,9,немцы - 1,7 и др. - 4,9 (I. С.5, 14).
В республике меняется этнополитическая панорама, возникает новое отношение к религии, возрастает национальное самосознание, гордость за свою культуру и ее возрождение, и все вместе ищут пути объединения и согласия. Религиозные конфессии и общественно-политические движения республики различны по своим целям, ибо основаны на определенной мировоззренческой установке. Но их объединяет нечто общее - создание оптимального варианта модели такого бытия, где не было бы раздоров и конфликтов, что очень трудно. Однако стабильная обстановка республики показывает, что несмотря на трудности, все они находятся в состоянии взаимоуважения и взаимоответственности.
Выявлению роли этнического и религиозного факторов Калмыкии посвящаются многие исследования. Одно из них осуществлено в декабре 1990-1991 гг. сотрудником Института этнографии РАН Э.-Б.М. Гучиновой (2) и автором данной статьи. Было опрошено 994 чел., среди них -50,5%калмыков; 39,8%русских; других - 9,7%. В анкетировании участвовали люди всех возрастов и национальностей г.Элисты, Яшалтинского, Черноземельского, Городовиковского, Каспийского районов, а также отдельные представители других районов.
Калмыкия - уникальная республика. В ней проживают представители трех мировых религии, где церковь не отделена от государства и является структурной организацией исполнительной власти. Функционирует Комитет по делам религий при президенте.
Рассмотрим следующие таблицы. Таблицы 1, 2 посвящены общим вопросам: каково отношение к религии и принадлежность к религиозному объединению. Результаты респондентов отражены в таблицах-ответах.
1. Я верующий и соблюдаю религиозные обряды 1
Вопрос |
Калмыки |
Русские |
Другие |
Итог |
1 |
119(50,2%) |
83 (35,0%) |
35(14,8%) |
237 (23,8%) |
2 |
152(50,4%) |
116(38,5%) |
33(11,1%) |
301 (30,2%) |
3 |
26 (54,1%) |
19 (39,5%) |
3(6,4%) |
48(4,8%) |
4 |
31(50,0%) |
28(45,1%) |
3 (4,8%) |
62(6,2%) |
5 |
165(52%) |
131 (41,3%) |
21 (6,6%) |
317(31,9%) |
6 |
3 (23,1%) |
9 (69,2%) |
1 (7,7%) |
13(1,3%) |
7 |
6(37,5%) |
10 (62,5%) |
|
16(16%) |
|
502(50,5%) |
396(39,7%) |
96 (9,7%) |
994(100%) |
"верит, но соблюдает обряды", других – 3,3%. Это говорит о том, что верить, но не соблюдать обряды гораздо проще, поскольку их отправление требует знаний, времени, материальных затрат, систематичности, последовательности, наконец, здоровья, и не каждый Может соблюдать эти основные требования.
"Колеблюсь". Калмыков - 54,1%, русских - 39,5%, Других - 6,4%. Колеблющихся из числа анкетируемых больше половины калмыков; чуть меньше 40% русских, я остальные - 6,3%. Это свидетельствует о том, что я условиях нестабильности и напряженности общества меньше людей, имеющих позиции, а больше, особенно среди калмыков, колеблющихся: нужно делать какой-то выбор, а его нет.
"Все равно" Калмыков - 50%, русских - 45,1%, других - 4,8%. Процент равнодушных к религии ниже по сравнению с теми, кто активно относится к. решали. Такой настрой всегда имел место в обществе, отрадно, что становится меньше.
"Затрудняюсь ответить" - 1,6%, что традиционно, поскольку всегда
есть в обществе люди, которые испытывают трудности при любом опросе или завуалируют свое нежелание ответить.
Вопрос |
Калмыки |
Русские |
Другие |
Итог |
1 |
4 (2,4%) |
158 (94,6%) |
5 (3,0%) |
167(16,8%) |
2 |
|
1 (25,0%) |
3(75,0%) |
4(4%) |
4 |
|
38 (95,0%) |
2(5,0%) |
40(4,0%) |
5 |
1 (1,8%) |
|
55 (98,2%) |
56 (5,6%) |
7 |
265(97,4%) |
3(1,1%) |
4(1,5%) |
272(27,4%) |
10 |
4(57,1%) |
3 (42,9%) |
|
7(7%) |
11 |
2 (66,7%) |
1 (33,3%) |
|
3 (3%) |
12 |
|
1 (100%) |
|
1(1%) |
|
502 (50,5%) |
396(39,7%) |
96 (9,7%) |
994(100%) |
Буддистов всего 27,4%! Из них калмыков - 97,4%; русских - 1,1%, других- 1,5%. Этот показатель объективен, поскольку большинство населения республики - калмыки, и они, начиная с XIII в. еще при внуке Чингис-хана Хубилае исповедовали буддизм. Не случайно и то, что 1,5% (4 чел.) других национальностей относят себя к буддизму, так как это религия мировая. Практически не осталось следа от христианизации калмыков: 4 калмыка - 2,4% считают себя православными; беседа с епископом Элистинской и Калмыцкой епархии Зосимой тоже говорит об этом, ибо у него в пастве нет крещеных калмыков, но он хотел бы подготовить священника-калмыка. С возрождением буддизма, интереса к Востоку, проведением Всемирного форума буддистов (Элиста, 1994), обращения к духовным истокам количество буддистов может увеличиться.
Анализ показателей подтверждает, что в степной республике существует конфессиональное многообразие. Но доминируют буддизм и православие, однако не все религиозные конфессии находятся в одинаковых условиях. Например, средства от "Марафона-94", "Марафоиа-95" направлены на строительство буддийского хурула и православной церкви.
В Департамент по делам религии при президента входили представители буддийской и православной конфессий, но не было представителей от других. Может, здесь сказывается то, что церковь евангельских христиан баптистов и церковь адвентистов седьмого дня имеют тесные контакты с США, где расположены их мировые центры, от которых они получают определенную материальную и духовную поддержку. Данные церкви построили новые молитвенные здания. В то же время в силу стожившихся исторических традиций у лидеров православной и буддийской организаций больше взаимопонимания между собой, что не отрицает епископ Калмыкии Зосима. "У православия и буддизма один и те же проблемы. С братьями-монахами у меня добрые отношения. Мне допелось побывать в резиденции Его Святейшества Далай-Ламы, что удается не каждому буддисту. Мне посчастливилось прикоснуться: к этой древней культуре. Я неоднократно
67
бывал в нашем хуруле, вношу свою лепту на строительство хурульного комплекса, как это было во время моею посещения хурула, во время благотворительного марафона (3).
Тип религиозной организации, распределение поивши и ролей, входящих в нее групп и отдельных лиц, различаются. Так, в мусульманской обивок еще нет устойчивой организационной структуры, хранителями веры выступают непрофессиональные служители. Совершенно иная картина наблюдается в церквах евангельских христиан баптистов и адвентистов седьмого дня, которые имеют опытных проповедников. Опрос показал, что в республике идут поиски идеала, и не все ориентированы на религиозный, каждый ищет то, что для него приемлемо, но процент религиозности значителен. Наблюдается потеря веры в себя, в собственные силы. В то же время есть опора на такие нравственные принципы, как вера, любовь, сострадание, которые раньше казались религиозными. Но есть и отчужденность, определенная озлобленность среди части населения, в том числе среди монахов. Наблюдается повышенный интерес к религии, нет фанатизма, неприязни и противопоставления одной религии другой. Все озабочены тем, чтобы помочь своим прихожанам, республике, России сбалансировать напряженную обстановку на принципах добрососедства и веротерпимости.
Президент Объединения буддистов Калмыкии Тело Тулку Ринпоче считает, что в основе миролюбивого существования и объединения людей, лежат любовь и сострадание. Свою мысль он выразил так: "Все люди, независимо от их положения, национальности, взглядов, пола, возраста и т.д. заслуживают сострадание и любовь. Поэтому я должен воспитать в себе любовь ко всем людям, ко всему животному, к окружающей меня природе. Я должен быть чистым в помыслах, словах и поступках. Моя философия и мое поведение как истинного буддиста должны быть взаимосвязаны и нерасторжимы" (4).
Эти же принципы лежат и в основе деятельности ламы Геше Джампы Тинлея, духовного представителя Далай-ламы XIV по России и Монголии. Он ласт приоритет развитию калмыцкого буддизма, одновременно не ущемляя права других религиозных конфессий Калмыкии: "Наша цель способствовать возрождению учения в его чистом виде. И когда оно возродится - это будет калмыцкий буддизм, основанный на вашей национальной культуре" (5). И как следствие этого является то, что наблюдается всплеск интереса к буддизму. "Я люблю ваш парод, и желаю ему процветания" , -эти слова прозвучали из уст 24-летнсй московской журналистки, корреспондента журнала "Человек и закон" Е.Троицкой, пожертвовавшей миллион рублей на строительство Калмыцкого хурула, принявшей обет буддистки-мирянки. "Мне кажется, я целенаправленно шла к этому всю свою предшествующую сознательную жизнь... Для меня буддизм - не просто вера, а прежде всего бесконечная в своей мудрости философия, которая мне близка",-сказала она в заключаем встречи (6).
Калмыкия - единственная республика в Европе, коренные представители которой исповедуют буддизм. В то же время на ее территории проживают те, кто исповедует другие религиозные конфессии. Это пример синтеза культур и исторического развития религиозно-нравственного пути самосознания калмыков и народов, населяющих степную республику. Этнополитическая панорама Республики Калмыкия соответствует словам Его Высочества Далай-ламы XIV: "Мы, приверженцы различных религии сможем сотрудничать на благо мира па Земле, если будем видеть в разных религиях действенное средство воспитания чувства добра, любви и уважения к другим, то есть истинного чувства общности" (6).
6 июля 1995 г. состоялся торжественный МИТИНГ, посвященный открытою памятника Будде Шакъямуни в Элисте. В постамент памятника заложена капсула с обращением к Учителю на калмыцком и русском языках. В нем говорится: "Ом манн падме хум! Благословенный Будда и святой Учитель! Мы, многонациональный народ Республики Калмыкия, возвращаясь к истокам своей духовности, открываем тебе этот памятник, единственный в Европе, в июле 1995 г. в день 60-летия Его Святейшества Далай-ламы XIV. Он установлен в г.Элиста, столице солнечной Калмыкии, неотъемлемой части Российской Федерации, по инициативе ее первого Президента Кирсана Илюмжинова и выражает его чаяния о счастье и благоденствии". К.Н.Илюмжинов сказал:"... без возрождения духовности никакие экономические реформы осуществить невозможно. Так пусть же этот беломраморный Будда поможет сохранил, мир и спокойствие па нашей планете Земле, станет для всех нас символом добра и благоденствия" (7).
Представитель русской православной епархии в лице епископа отца Зосимы единство своих прихожан видит в учении Христа; католики - в пропаганде идей Главы католической церкви Папы Иоанна Павла VI; мусульманские лидеры отстаивают идеи Магомеда; другие религиозные объединения пропагандируют сноп воззрения. В то же время это разнообразие различных религиозных идей не мешают всем религиозным конфессиям сосуществовать на принципах любви, ответственности, взаимоуважения. "... в Калмыкии немало людей, стремящихся по-новому строить свою жизнь, взаимоотношения с окружающими, опираясь па принципы гуманизма и общечеловеческие ценности, идущие из глубины веков", (8) - считает государственный советник Республики Калмыкия В.Н.Илюмжинов. Продолжая его мысль, войсковой лама Ринчен Догва констатирует: "У нас есть тяга к буддизму, но знаний, информации нет... казачье войско Калмыкии планирует открыть свою воскресную школу по основам буддизма и православия" (9). По инициативе епископа Зосимы при Казанском кафедральном соборе действует воскресная школа; подобная школа есть и у церкви адвентистов седьмого дня; буддийская воскресная школа работает в храме Сякюсн-Сюм Ни одна религиозная конфессия
республики пока не имеет своей печати; лишь Объединение буддистов Калмыкии являлось соучредителем газеты "Нарн", а в настоящее время им выпускается газета "Лотос"; вышел первый номер буддийской газеты Ики-Бурулъского хурула "Падма".
Большой вкладе возрождение буддизма в Калмыкии и России вносят Далай-лама XIV,тибетские монахи Геше Тинлей, Тело Ринпоче и др. Это можно охарактеризовать как просветительство. И оно сыграло роль интегратора в воссоздании буддизма как культурного наследия калмыков. Состоялись три конференции буддистов Калмыкии (1991, 1992, 1995 гг.). На последит конференции была принята новая редакция Устава общества буддистов Калмыкии.
Возрождение духовности, мира, добра и счастья на калмыцкой земле отметил во время своего визита в нюне 1997 г. Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий И: "Калмыки прошли через великие испытания, тем отраднее тот факт, что сейчас у вас активно возрождаются вековые традиции народа, религия, культура. Великое благо - мир и согласие на вашей земле, и в этом - залог будущего республики и народа" (10).
В процессе поиска путей объединения общественные организации и религиозные конфесии не выработали единую программу. Разговор идет о единых нормах, принципах единства. В основном, все построено на общечеловеческих понятиях как добро, любовь, сострадание. Ставится вопрос о законе; праве на свободу вероисповедания, о праве нации.
Другой путь существования и достижения согласия церквей и общественных движений - в единении для разрешения насущных проблем современности, практических дел республики и конкретных вопросов конфессий и движений. Способ объединения - религиозно-этический момент, совершенствование членов группы на моральных заповедях, завешанных в религиозных, источниках. Еще одна попытка в поисках объединения путей согласия - это ограничится наиболее приемлемой для них социальной", системой, такой является Республика Калмыкия, как субъект Российской Федерации.
Таким обратом, представители религиозных и этнических конфессий, участвуя в общественно-политическом движении Калмыкии, ищут пути взаимопонимания, что является косвенным признанием того фанта, что в рамках традиционного учения невозможно решить мировоззренческие нужды республики. Ни одна религиозная или этническая идея не могут дать определенного ответа о будущем развитии страны, республики.
Рассмотрение аспектов религиозного и этнического факторов стабильности общества, роли и перспектив дают возможность понять своеобразие учений, раскрыть объективные причины и субъективные факторы их существования в течение длительного времени в российском обществе.
Исходя из вышеизложенного, на основе социально-философского анализа, автор приходит к следующим выводам и заключению. Главный из
70
них состоит в том, что религиозные и национальные факторы заметнее всего проявляются либо на очень большом историческом отрезке, либо в критические, переломные доя этноконфессиональной общности - периоды, когда остро ставится вопрос о ней самой.
Народы Калмыкии: современные социокультурные и этнические процессы. Сборник научных трудов. Элиста 1997. – С. 63-71
13 09 2014
1 стр.
Корепов М. В., Ладанов В. Ю., Васильев Р. А. Встреча вертлявой камышевки в Инзенском районе // Природа Симбирского Поволжья: Сборник научных трудов. – Вып. – Ульяновск: снц, 2003
12 10 2014
1 стр.
Бородин О. В. Новые виды в орнитофауне Ульяновской области // Природа Симбирского Поволжья. – Сборник научных трудов. – Выпуск – Ульяновск, 2002. – С. 167-169
12 10 2014
1 стр.
Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 6 / [науч ред. М. В. Шакуровой]. – Воронеж: вгпу, 2007. – 131
25 09 2014
9 стр.
Сборник предназначен для профессорско
15 10 2014
1 стр.
Сборник предназначен для профессорско
15 10 2014
1 стр.
Выпуск №9 сборник научных трудов Института информационных технологий и моделирования
14 10 2014
1 стр.
Исторический опыт хозяйственного освоения Западной Сибири. Книга Сборник научных трудов под ред. Ю. Ф. Кирюшина и А. А. Тишкина. Изд. Агу, Барнаул, 2003. С. 386-395
15 12 2014
1 стр.