Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический
сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика и методы организации. –
М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. – 589 с.
Издание подготовлено при участии Издательского Дома «Зимородок»
125368, Москва, а/я 40. Тел.: (495) 959-99-28 e-mail: [email protected]
Байч Софья Юрьевна,
учитель истории МОУ «Сергиево-Посадская гимназия»,
г. Сергиев Посад Московской области
Формирование исследовательской
позиции в процессе обучения: опыт
Сергиево-Посадской гимназии
Когда начинается исследование? С рождения; это своеобразный социальный ген выживания. Но не все заложенные в индивидууме способности реализуются в ходе его жизни. Одним из наиболее серьезных помощников в генезисе исследовательских способностей человека становится (по мере взаимодействия в системе ученик – образовательное учреждение) общеобразовательный комплекс предметов, называемый «школа» В советской педагогике активно внедрялся тезис о всестороннем развитии, общеразвивающем обучении, который во многом сходил на нет за счет существовавшего догматического деления на физиков-математиков и лириков-гуманитариев.
В современный период это разделение вылилось в появление целого ряда специализированных классов, лицеев и гимназий с узкой квалификацией их выпускников. Этот процесс одновременно сопровождался критикой, особенно со стороны средств массовой информации, необходимости изучения широкого круга предметов: «Голова у ребенка не резиновая… большие перегрузки… этот предмет мне в жизни ни разу не понадобился …» Всё становилось четко и ясно: «Ребенок не умеет решать задачи, значит, он – гуманитарий» Простите, а историческую задачу или литературоведческую проблему как такой человек будет решать, не говоря о необходимости разрешения бытовых вопросов? Одновременно умение подставлять формулу в заранее заданные типы задач тоже не означает умения исследовать.
Развитие этого умения выводит ученика и его учителей на межпредметный уровень. Иначе наши ученики будут грамотными только на уроках русского языка и литературы, знать стороны света – только на уроках географии, законы Ньютона – только на уроках физики и так далее. К сожалению, всё это – данность, а не пессимистический прогноз. Учащиеся, имеющие отличные отметки по истории России, не способны не то чтобы проанализировать события, а просто грамотно представить данные по Великой Отечественной войне. Неудивительно, если их «образование» строилось на заданиях типа «прочитай и перескажи параграф», «заучи», «найди в параграфе предложения, дающие ответ на вопрос» Представьте себе ученика на уроке алгебры, который вместо решения задачи зазубривает её готовое решение, сделанное учителем. Нонсенс? Если бы! Пройдитесь по книжному ряду и увидите целый набор готовых «Решений задач по учебнику…», мало чем по способу подхода
к предмету отличающихся от «Сборника лучших сочинений» Таким образом, проблема подготовки ученика к исследованию заключается не в различии между математикой, физикой, химией и т. д., с одной стороны, и историей, литературой, МХК и т. д. –с другой. Отличие в предмете изучения не означает различия в методах работы с материалом. И если это не хотят понять педагоги, «страшно далекие от школы», то давно и прекрасно поняли и применяют сами учащиеся, которые вполне сознательно, по линии наименьшего сопротивления и напряжения сил, переносят облегченные от исследования методы разрешения ситуации из предмета в предмет.
Для преодоления этой пагубной тенденции необходима не школа как образовательное учреждение, а коллектив учителей-единомышленников, воспринимающих весь общеобразовательный курс как непрерывный процесс исследовательской деятельности, вне зависимости от их специализации, но с учетом специфики предмета. Такой подход, а не догматическое деление (пришедшее из циркуляров Министерства народного просвещения и духовных дел второй половины XIX века) отличает Сергиево-Посадскую гимназию, идущую по пути гуманизации образования, а не выделения дополнительных часов на предметы какого-либо цикла. В данном случае понятие «гуманизация образования» подразумевает не просто широту и глубину знаний, а умение их применять в любой области. И в таком случае этот термин тождествен исследовательской деятельности, применяемой во всем спектре наук. Умение систематизировать знания, полученные в ходе изучения всех школьных предметов, несомненно, гораздо важнее, чем навык решения системы уравнений. Составление и применение алгоритма решения типовых задач на уровне автоматического действия (например, алгоритм характеристики крестьянских войн) достигается постоянной работой, а не ожиданием специальной темы в курсе уроков информатики.
Так, поднявшись не просто над рамками одного параграфа или одной темы, а создав межпредметные связи, мы и выходим на уровень генезиса способности исследовать и применять результаты на практике.
Поднятая проблема не нова, и её, конечно, нельзя решить одним административным махом.
Можно предложить для её разрешения на начальном этапе следующие меры:
•изучение программ с целью совместной проработки и реализации межпредметных тем;
•проведение учителями одной параллели регулярных рабочих «пятиминуток», проводимые для корректировки работы в течение учебного года;
•выделение материала, знание которого можно использовать в рамках других школьных курсов; (важно сделать это использование должным для учащихся);
•разработка домашнего задания проблемного или творческого характера, которое потребует обращения к знаниям из различных областей, в первую очередь, приведет учащегося к пониманию универсальности приемов мышления, методов работы, станет в процессе их решения основой освоения
алгоритмов исследовательской деятельности;
•периодическое участие школьников в публичных выступлениях (от дискуссии в ходе урока до конференций различного уровня). При участии в конференциях одним из условий можно ввести самостоятельное формулирование темы или подзаголовка;
•регулярное создание ситуации выбора, которая позволяет развивать самостоятельность работы учащихся, создает мотивацию самостоятельного исследования.
В качестве примера такой работы можно привести опыт МОУ «Сергиево-Посадская гимназия» Соотнесены изучение тем и списки дополнительной художественной литературы по истории, обществознанию и литературе.
Основные проблемы работы в данном направлении связаны с системой концентрического изучения истории, поэтому более ярко учащиеся проявляют себя при характеристике исторической обстановки на уроках литературы.
Зато изучение в курсе обществознания основ философии поднимает извечные вопросы, отраженные в художественных произведениях, и переносит в единое пространство дискуссии по ним. Также в Сергиево-Посадской гимназии отработана взаимосвязь курсов обществознания и биологии по таким вопросам, как проблема субстанции, детерминизм (одновременно связь с курсом физики), философия космизма, глобальные проблемы современности (одновременно связь с курсами географии, ОБЖ), учение о ноосфере и т. д. Имена Фалеса Милетского, Платона, Аристотеля, Ньютона, Декарта звучат в ходе изучения курсов математики, физики, обществознания, истории.
Параллельно идет изучение ряда вопросов в курсах географии и истории (карты, социально-экономическое и политическое развитие стран в современный период), географии и права (формы государства), географии и истории религии (религиозная карта современного мира), географии и экономики (размещение предприятий) и т. д. Одной из основ гуманитарного цикла является математическая логика для начального этапа изучения проблем;
далее происходит переход к диалектическому подходу, в том числе и при изучении технических наук. Гимназисты активно осваивают компьютерные технологии на всех предметах цикла обучения, но чаще всего они отрабатывают и закрепляют навыки, создавая презентации, мультимедийные проекты, таблицы, тестовые задания для иллюстрации своих знаний по литературе, иностранному языку, истории. И каждое учебное задание подобного типа предполагает свое мини-исследование.
Количество подобных примеров взаимосвязи наук и взаимодействия наших учителей слишком велико, чтобы их все можно было здесь перечислить и разобрать. Наиболее ярко результаты данной работы мы можем наблюдать при создании обязательных для учащихся самостоятельных творческих работ (далее СТР), выполнение которых и становится проявлением уровня их исследовательских способностей. Выбор тем гимназистами показывает, во-первых, предпочтение, отдаваемое проблемным, дискуссионным вопросам и, во-вторых, то, что увеличивается процент работ, созданных в жанре исследования и проекта при отказе от чисто реферативного исполнения СТР. Так и ведет путь в мир исследования: выбор темы и жанра, выбор руководителя, разработка темы, представление результатов, дальнейшее использование СТР новыми поколениями гимназистов в качестве дополнительного материала. Причем в процесс исследования активнейшим образом включен и учитель, и не только как научный руководитель, но как лицо, имеющее исследовательскую, ярко выраженную мотивацию изучения темы.
Дело в том, что выбранные гимназистами темы зачастую требуют не столько руководителя-предметника, сколько старшего товарища-исследователя, готового расширять свои познания в заинтересовавшей его теме. Руководство же разработкой СТР ведется в плане развития навыков научной организации труда надпредметного уровня. Для подтверждения вышеизложенного можно привести примеры тем СТР: «Мультимедийный проект “Отечественная война 1812 года”», «Шпаргалка –друг человека», «Опыт восстановления родословной на примере моих предков, дворян фон Эттинген», «Анализ языка английских газет и специфика информации», «Языческие мотивы в домовой резьбе Сергиево-Посадского района», «Крылатые выражения, жаргон и сленг в речи учеников и учителей гимназии», «Сны и их роль в художественной литературе», «Узоры и арифметика», «Гарри Поттер и логические задачи», «История гимназии в числах и задачах», «Физика горных лыж при резанных поворотах», «СТР глазами гимназистов», «Физический анализ пословиц, поговорок, загадок»
И один из главных результатов, достигнутых Сергиево-Посадской гимназией на данном этапе развития (гимназия начала работать в сентябре 1994 года), –действительность, в которой эти примеры не являются отдельными фактами, а выстроены в единую систему, получившую в концепции развития гимназии название «гуманизация образования» и подкрепленную работой всего коллектива. А сам процесс обучения, таким образом, и становится начальной фазой активизации и развития исследовательского гена у гимназистов, преодоления стереотипного изучения отдельного параграфа или темы в рамках одного предмета школьной программы. Нет предметов, связанных с отдельными уроками или параграфами, есть система наук, объединенная культурой мышления исследователя, а не потребителя.