Перейти на главную страницу
(Сценарий литературного вечера по творчеству
Антуана де Сент -Экзюпери)
Вступительное слово библиотекаря:
Среди писателей ХХ века Антуан де Сент-Экзюпери наиболее непосредственный и безыскусственный. Кто-то считает, что в нем трудно признать профессионального писателя, что он так и остался летчиком, рассказавшем о себе и о мире. Вместе с тем Экзюпери сделал больше других, чтобы упразднить границу между искусством и действительностью.
Летом 2010 года исполнится 210 лет со дня рождения французского писателя. В предисловии к нашему вечеру мне бы хотелось остановиться немного на теме «Экзюпери и Россия», так как «русский след» будет заметен в этом выступлении.
Творчество Экзюпери пришло в Россию с опозданием, но при этом очень вовремя. Это случилось в середине 50-х годов прошлого века, через 20 лет после пребывания самого писателя в Москве. Экзюпери приезжал в Советский Союз в середине 30-х годов в качестве корреспондента французских газет и посылал во Францию удивительно доброжелательные репортажи о нашей стране и наших людях. Это при том, что он никогда не был сторонником коммунистического строя и как писатель-гуманист выступал против какого бы то ни было насилия и тирании.
А середина 50-х годов — это время ХХ съезда компартии, время, с легкой руки И.Эренбурга названное «оттепелью» после жестоких «морозов» сталинской эпохи, время порывов и надежд, побед и поражений. Проза Экзюпери срифмовалась с эпохой. Почуяв воздух свободы, люди потянулись к небу, которое не разделено границами, не подчиняется никаким земным разграничениям. Наши люди, много лет отгороженные от всего мира «железным занавесом», мечтали о единой планете людей. Об этом же, как известно, мечтал и Экзюпери.
Не только поколение Ю.Гагарина и Е.Евтушенко, а к нему же принадлежит и знаменитый поэт-песенник Н. Добронравов, автор слов прекрасных и, я бы сказала, знаковых для 60-х годов песен «Нежность» и «Маленький принц», так вот не только эти молодые в 60-ые годы люди, но и гораздо более старшее, пастернаковское поколение радостно отозвалось на пронзительную ноту автора «Ночного полета», «Планеты людей» и «Маленького принца». В одном из самых известных и одном из последних своих стихотворений Б.Пастернак уподобляет поэта летчику. При этом черты Экзюпери угадываются в нем без труда:
...Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда.
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты — вечности заложник
У времени в плену.
Еще одно стихотворение (В.Маяковский. «Послушайте!»), включенное в наш рассказ, написано задолго до начала литературного творчества Экзюпери и значит без всякого влияния на него французского писателя, но оно слишком созвучно и столь же романтично и возвышенно, как книги Экзюпери. И если в случаях с Пастернаком и Добронравовым можно говорить о взаимовлиянии разных литератур, то последний случай свидетельствует, может быть, о некоей родственности русской и французской словесности.
Драматург Михаил Рощин говорит об Экзюпери: он не был одномоментным писателем, он — долгоиграющий. Наши молодые люди, сетует он далее, мало читают. А чтобы читать такого утонченного писателя, как Антуан де Сент-Экзюпери, нужны совершенно иной душевный настрой и другое читательское воспитание. Можно добавить еще, что для того, чтобы желать читать и перечитывать Экзюпери и понимать его, нужно быть таким же нежным и чистым, каковыми являются его книги.
Экзюпери дожил до нашего времени. Он не исчез. И занимает достойное место в истории минувшего столетия, место героя своего времени и замечательного оригинального писателя.
Итак, мы расскажем о человеке, который вне зависимости от физического состояния — жизни, смерти — всегда среди нас, на нашей планете. Всегда на Планете Людей.
Там, в пересечении орбит,
Словно фантастическая небыль,
Звездный путь сквозь толщу лет пробит.
Нужно, чтобы счастье обрести!
Что сулят для счастья внеземного
В небо уходящие пути?
Жить, не отрываясь от земли,
Чтоб ловить свой звездный час на ощупь,
Где-то рядом... Почему вдали?..
Гладить малыша по волосам
Невозможно на земле без неба,
Не приблизив землю к небесам.
Литературный труд так тесно сомкнулся с биографией Сент-Экзюпери, что трудно различить границы между личностью автора и персонажами его произведений. Даже детство нашло отклик в книгах, где Антуан вспоминает о старом доме, дорогом его сердцу.
Неуемная фантазия Сент-Экзюпери находила выход в стихах, в прозе, в увлечении техникой, объясняющем, почему он стал и авиатором, и изобретателем. Более десятка запатентованных усовершенствований и принципиально новых решений в области самолетостроения, самолетовождения и электроники не сделали из него ни ученого, ни конструктора. Прирожденный летчик, интуитивно находивший выход из самых рискованных ситуаций, он был поэтом полета в беспредельности неба и в сфере духовности.
В 1929 году, когда в Европе распространились проповеди милитаризма и человеконенавистничества, Сент-Экзюпери брал высоту бескомпромиссности на карте единения людей. Он опубликовал свою первую повесть «Южный почтовый». Уже в этой книге мы встречаем мысли, образы, метафоры, интонации, к которым автор вернется и которые разовьет в последующих произведениях: здесь и пустыня, застывшая в своей внутренней динамичности, и молчаливое братство пилотов, и ненависть к одиночеству, и воспоминания детства, и хрупкий шорох эфира, несущий сквозь моря и горы человеческую надежду. И в центре — человек, частичка теплой жизни, хрупкое зернышко живого.
В том же 1929-ом писателя назначили на пост технического директора авиакомпании в Южной Америке, и он ставит своей целью осуществить почтовую воздушную связь в любое время суток.
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела...
Он понял, что это ловушка: видишь сквозь щель три звезды, поднимаешься к ним и потом уже не можешь спуститься — и грызи теперь свои звезды...
Но пилот так изголодался по свету, что устремился вверх к звездам.
Он поднялся. Теперь, благодаря звездным ориентирам, стало немного легче справляться с болтанкой. Лучистый магнит звезд притягивает его к себе. Пилот так утомился в долгой погоне за светом! Он теперь ни за что не ушел бы даже от самого смутного мерцания. Огонек постоялого двора показался бы Фабьену сейчас таким богатством, что он кружился бы, не переставая, до самой смерти, вокруг этого желанного знамения...
И вот он возносится к светлым полям...»
(Отрывок из повести «Ночной полет». Цитируется по изданию:
Сент-Экзюпери А. Избранное. - М.: Моск. Рабочий, 1981. - С 125).
Рассказчик: В 30-ые годы Экзюпери находится на службе в различных авиакомпаниях, многократно терпит аварии, совершает перелеты в Северной Африке, Индокитае.
Конец 20-х и 30-ые годы — это детство и отрочество авиации. На линиях летала еще очень несовершенная техника, плохо оснащенные самолеты. Каждый рейс сопровождался большим риском. Проверяя новые машины в труднейших природных условиях, Антуан не раз бывал на волосок от гибели. В последние дни 35-ого года он вместе со своим механиком отправился в дальний перелет из Парижа в Сайгон. В Ливийской пустыне самолет разбился. Эта пустыня — одно из самых страшных мест на Земле. Здесь так мало влаги в воздухе, что, если у человека нет запаса воды, он неминуемо гибнет уже через 18 часов. Из этого полета, едва не кончившегося для Сент-Экзюпери смертью (его тогда вместе с механиком спасет караван арабов), он вынес удивительные впечатления.
А перелет Нью-Йорк — Огненная Земля, который он совершал в начале 1938 года, кончился еще трагичнее: самолет разбился в Гватемале, Сент-Экзюпери неделю не приходил в сознание, у него было сотрясение мозга и множественные переломы костей. Но каждый раз он находил в себе мужество возвращаться к полетам. Несмотря ни на что Экзюпери был счастлив. Он верил в авиацию.
После аварии в Гватемале Экзюпери проходит курс лечения в США. Там увидело свет его самое значительное произведение - «Планета людей». В чем-то напоминая дневниковые записи, повествование помогает открыть «истинное лицо Земли» и понять нам самих себя.
Различны места действия, различны люди и ситуации. Но едины чувства и едины стремления. Каждый огонек на равнине говорит о чуде человеческого сознания; сама усталость летчика, вернувшегося из мучительного, трудного полета, - прекрасна; опершись на плечо старшего товарища, начинающий пилот обретает покой школьных лет. Временное поражение испытывает летчиков на прочность, побуждает многое передумать — о войне и мире, о Земле и космосе, о городах и пустыне, о рабстве и свободе, о любви и товариществе, о труде и вере. Логика раздумий подводит к выводу: «Мы дышим полной грудью тогда, когда связаны с нашими братьями и есть у нас общая цель; и мы знаем по опыту: любить — это не значит смотреть друг на друга, а любить — значит вместе смотреть в одном направлении».
Рассказчик: К моменту создания «Планеты людей» писатель знал цену человеческого единства по личному опыту. Он был корреспондентом в Испании во время гражданской войны и написал несколько очерков: «Испания в крови», «Мадрид» и другие.
Приехав в Мадрид, Экзюпери пережил однажды трагические минуты: из-за нелепой случайности он был задержан республиканским патрулем и едва не расстрелян. Его конвоиры не знали французского языка, он — каталонского, между ним и солдатами пролегла пропасть безнадежного непонимания. «Вот тут и произошло чудо...».
Это чудо, спасшее Экзюпери, — человеческая улыбка. Писатель жестом попросил у конвоира сигарету и чуть заметно улыбнулся. «Человек сначала выпрямился, провел рукой по лбу, потом посмотрел уже не на мой галстук, а мне в лицо, и, к моему величайшему изумлению, улыбнулся тоже. Это было, как рассвет».
Самая суть мироощущения Сент-Экзюпери, как в капле воды, отражена в этой сцене — его глаза, раскрытые радостно и удивленно перед простым каждодневным чудом, чудом человеческой улыбки. Все творчество писателя — гимн хрупким, но прочным связям, узам братства, объединяющим людей, настойчивое, нередко мучительное стремление обнаружить эти связи и сказать о них так, чтобы человек отбросил все лишнее и досадное, мешающее им проявиться.
И считал человека мерилом всех ценностей, узлом всех связей, и если узы рвутся, если улыбка гаснет, значит что-то испортилось в мире, значит надо понять, в чем же причина, и попытаться убрать с пути все, что мешает человеку быть Человеком.
Надежду на будущее человечества автор возлагал на труд — духовный хлеб, над которым нависла угроза: «Ведь хлеб — это то же, что масло в светильнике. Оно также претворяется в свет».
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают,
значит это кому-нибудь нужно?..
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужинами?
И, надрываясь,
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
чтобы обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да ?!»
Послушайте!
зажигают,
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Рассказчик: Пройдет всего пара лет со дня написания сказки — и сам автор, как Маленький принц, исчезнет с Земли, не вернется с боевого задания над той же Африкой, так и не дождавшись победы над фашистами, с которыми считал себя обязанным сражаться не только в книгах, но и в настоящих боях над землей, в небе.
Чтец: В последней своей книге «Цитадель» Экзюпери призывал очеловечить современную цивилизацию, сохранить и умножить духовное наследие всех поколений. Человеческое общежитие виделось писателю священным храмом, к которому есть дорога.
«Быть свободным вовсе не значит не быть нигде», - говорил писатель, разумея место обитания людей предметом любви, где их взаимоотношения обретают гармонию, а свободное волеизъявление — неповторимую общность: «Ты не можешь любить дом, у которого нет своего лица и где у шагов нет смысла».
Вся жизнь писателя неукоснительно следовала просветительской мысли выдающегося французского ученого и моралиста Паскаля о «приведении людей к величию». Не поддаваясь обольщениям «цивилизации холодильников», Сент-Экзюпери утверждал своим творчеством выстраданную веками гуманистическую идею: «Правда для человека — это то, что делает из него Человека».
Опустела без тебя Земля.
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
и куда-то все спешат такси...
Только пусто на Земле
одной, без тебя,
а ты... ты летишь,
и тебе
дарят звезды
и когда летал Экзюпери.
Так же падала листва в садах,
и придумать не могла Земля,
как прожить ей без него,
пока он летал,
и все звезды ему
отдавали
свою нежность...
Рассказчик: Книги писателя разошлись по миру, породив множество крылатых выражений.
Все участники вечера (каждый по одной цитате):
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
прямо за пристанью бьется волна.
Звездный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
выйдет доверчивый Маленький принц.
миру бескрайнему сердце распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
мчится мой парусник в сказочный путь.
Где побережие света и добра?
Там, где с надеждами, там, где м надеждами,
самые нежные бродят слова.
Жизнь — это плаванье в дальние края,
песни прощальные, гавани дальние...
В жизни у каждого сказка своя.
Использованные материалы:
Горбунов А. Поборник братства: 90 лет со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери [Текст] . - Библиотека, 1990, № 6. - С. 68-69.
Лилеева И. Пилот, мыслитель, поэт: Послесловие [Текст]. - В кн.: А. Де Сент-Экзюпери. Избранное. - М., 1981. - С. 342-352.
Пастернак Б.Л. Стихотворения (любое издание).
Маяковский В.В. Стихотворения (любое издание).
Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. - М.: Дет. лит., 1982. - С.90.
Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. - М.: Дет. лит., 1973. - С. 331-334.
Диск «Поет Серж Лама»\На франц. яз. Записи 1973-74 гг. - М., Фирма «Мелодия».
Запись песни А.Пахмутовой «Нежность».
Балякина Марина Анатольевна,
Сент-Экзюпери наиболее непосредственный и безыскусственный. Кто-то считает, что в нем трудно признать профессионального писателя, что он так и остался летчиком, рассказавшем о себе
10 10 2014
1 стр.
Воспитательные: воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы
14 12 2014
1 стр.
Экзюпери. Книга, в которой по-новому заиграли грани таланта этого писателя. Книга, в которой причудливо переплелись мотивы притчи и военной прозы, мемуары и литературные легенды
16 12 2014
100 стр.
Охватывает глубокое чувство друг к другу
15 10 2014
1 стр.
Сан Хуан -о. Сент-Томас -море -бриджтаун -о. Сент-Люсия -о. Сент-Китс -о. Сент-Мартен -сан Хуан
08 10 2014
1 стр.
И команда швыряет в мир формулы они, как всегда, находятся, которые противоречат друг другу, но это не имеет никакого значения: торговцам рекламой прекрасно известно, что у толпы н
24 09 2014
1 стр.
Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. А назывались эти вечера посиделками. И посвящены наши посиделки Кузьминкам
15 10 2014
1 стр.
Остров Сент-Люсия, называемый иногда Санта-Лючия, расположен в восточной части Карибского бассейна, рядом с государствами Сент –Винсент и Гренадины, Мартиника и Барбадос
10 10 2014
1 стр.