Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

«Динамическая пауза в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах»


В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.

Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:


  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;

  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества

  5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их

  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы

  7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

  8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний

  9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т.д.).

«Обезьяна» - подражание движениям животных, птиц, физкультурные упражнения.

Утро лучше начинать с психологического тренинга «Доброе утро, дети!». Детей становлю в круг. К первому от себя ребенку протягиваю ладони, рядом стоящий ребенок протягивает свои ладони мне, я говорю: «Доброе утро, Рома! Он отвечает: «Доброе утро Евдокия Ильинична». Поворачивается, и рядом стоящему ребенку, встретившись ладонями, говорит: «Доброе утро, Настя» - «Доброе утро, Рома». По кругу последний ребенок протягивает мне ладони: «Доброе утро, Евдокия Ильинична». «Доброе утро, Алина». Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось, они окончательно проснулись.

Дети очень любят игру – тренинг «Человек к человеку». Стоящих в кругу детей делю на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между занятиями, т.к. они положительно настраивают детей.

Ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, подвижные игры.

Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.

При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.

Остановлюсь на массаже пальцев и кистей рук.

Отношение к рукам у человек всегда было особым, даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Защищали, строили жилище, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили, учились. По рукам судили о здоровье человека, о его положении (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные или рабочие руки). О характере, темпераменте (вялые, быстрые, нервные). Не случайно в русском языке много выражений, связанных с руками: мастер на все руки, золотые руки, положа руку на сердце, рукой подать, не подать руки, руками развести, обеими руками за, своя рука владыка, чужими руками жар загребать, руки не оттуда растут, работать не покладая рук, как рукой сняло.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития является хорошее развитие руки, кисти – мелкой пальцевой моторики. «Две сороконожки». Игры-массажи «Собираемся на бал» для девочек 4-6 лет, для мальчиков «Собираемся на охоту». Существует целая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. С двух лет рекомендуются приёмы самомассажа кисти руки, пальцев (мальчик-пальчик).

«Вот помощники мои»

Пальцы встали дружно в ряд, 


Десять маленьких ребят.
Эти два всему указка
Всё подскажут без подсказки.
Пальцы – два середничка,
Два здоровых добрячка.

Ну а эти безымянны


Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.

Мальчик-пальчик, где ты был?


С этим братцем суп варил,
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Эти стихотворения можно использовать как познавательное – помощь детям запомнить как и какой пальчик называется.



Массаж пальцев начиная с большого и до мезинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать рифмовками.

  1. Массаж ладонных поверхностей разными шариками.

  2. Массаж шестигранными карандашами.

  3. Массаж четками – очень успокаивает и настраивает на гармоничное восприятие окружающего.

Массаж лица проводится с детьми с 5 лет (ст.гр) или профилактические мероприятия против гриппа и ОРЗ. Десять точек на лице и шее – 10 пальцев.

Физкультурные упражнения направлены на исправление осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышечного корсета, координацию и используются как для общих занятий физкультурой так и в комплексах лечебной гимнастики, физкультминутках, спортивных играх, динамических паузах.

Благотворное влияние физических упражнений в сочетании с художественным словом многократно усваивается.

Выйди, выйди солнышко
Мы посеем зёрнышко
Скоро вырастет росток
Потянется на запад

Потянется на восток


Перекинется мосток
Мы по мостику пойдём
В гости к солнышку придём!

Ритмические движения под музыку. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.

Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками.

Обучение детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.

Динамические паузы «Обезьяна», «Узнай по движению, кто это?», «Где мы были не скажем, что делали покажем».

Ходьба спиной вперёд очень хорошо развивает координацию движений.

Цыплёнок на цыпочках крался за кошкой,


А кошка на цыпочках шла за Антошкой.
Антошка на цыпочках двигался к дому,
Теперь повернёмся, пойдём по другому.
На пяткой за кошкой плетётся Антошка,
За бедным цыплёнком усталая кошка.
Цыплёнок от страха забрался в корзину, 
Сердитая кошка выгнула спину.

Сухое умывание:

Потереть руки,


Умыть лицо.
По середине головы расчесались руками,
Брови пощипали,
Крылья оса погладили указательными пальцами.
Потереть сверху и снизу губ указательными пальцами.
Потереть мочки ушей.

«Утренняя гимнастика»

Особенностью развития детей дошкольного возраста является то, что двигательные навыки находятся у них в стадии формирования. Поэтому перед взрослым, занимающимся воспитанием ребенка, стоит важная задача — укрепление организма малыша и своевременное развитие движений.

Решению этой задачи способствуют специально подобранные физические упражнения, которые основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера.

Отличием физических упражнений от трудовых действий является то, что:

• упражнения направлены на развитие определенной группы мышц и выполняются в строгой последовательности;

• в основе упражнений лежит регулирование нагрузки — длительность и интенсивность занятий.



Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения.

Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника, завершающееся в 11-13 лет.

Упражнения, укрепляющие диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса, развивают возможность дышать глубже. Для организма ребенка это имеет особое значение:

• окислительные процессы в тканях у ребенка проходят интен¬сивнее, чем у взрослого, поэтому тканям необходимо больше кислорода;

• у ребенка значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей.

Потребность в кислороде велика, а маленький ребенок даже при незначительном физическом напряжении задерживает ды¬хание, не умеет согласовывать его с характером движения.

Ритмичность упражнений формирует навыки рационального дыхания:

• умение регулировать силу и длительность вдоха и выдоха,

• способность сочетать ритм и частоту дыхания с движением.

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений раз¬виваются быстрота реакции, координация, умение распределять внимание. Ребенок учится осознанно выполнять определенные движения, повторять действия за взрослым в нужной последова¬тельности. Красивая, правильная осанка способствует повыше¬нию усидчивости, помогает выдерживать школьные нагрузки.

В процессе обучения движениям у детей совершенствуются умения ориентироваться в пространстве, выполнять упражнения точно и четко, в заданном ритме, темпе.

При проведении утренней гимнастики в детском коллективе ребят обучают и построению в пары, колонну, шеренгу, звенья и т.д. Это также развивает способность ориентироваться в пространстве, умение согласовывать коллективные действия.

Необходимый уровень развития двигательных качеств позволяет ребенку использовать двигательные навыки и умения в повседневной жизни, в быту и игре.

Комплекс общеразвивающих упражнений, дополненный дози¬рованной ходьбой, бегом (можно на месте), упражнениями для профилактики плоскостопия, — это и есть хорошо всем знакомая утренняя гимнастика.

Утреннюю гимнастику полезно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха — это способствует лучшему снабжению организма кислородом.

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких, гигроскопичных материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.

Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движе¬ние сложно для ребенка, он не может хорошо его выполнить.

В детском саду новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. В домашних условиях, перед тем как выполнять зарядку в соответствующем темпе, упражнения надо разучить, то есть выполнять их медленно, обращая внимание на правильность движений. Если комплекс хорошо знаком ребенку, то можно выполнять его под музыку.

В домашних условиях можно также приучать ребенка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковер или зрительные ориентиры — кубик и длинную веревку или стулья, кегли и т.д.

Детям дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать повороты направо, налево, кругом,в пол-оборота направо, вполоборота налево.

Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие упражнения неутомительны, так как при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук.



Эти упражнения:

• способствуют выпрямлению позвоночника;

• укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;

• формируют правильную осанку.

Чтобы дыхание было свободным, детей приучают как следует выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.

Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

При выполнении этих упражнений нужно четко соблюдать правильное исходное положение: если ребенок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.

Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.  



«Гимнастика для глаз. Подвижная игра»

В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последним в череде необходимых «характеристик» здоровья является нормальное зрение. Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье человеку дают глаза.

Для поддержания достойного уровня зрения в нашем детском саду используются: соблюдение светового режима, правильное рассаживание на занятиях, специальная гимнастика для глаз.

Соблюдение светового режима. Все помещения детского сада имеют хорошее искусственное освещение, но дневной свет, в спектре которого имеются ультрафиолетовые лучи, способствуют охране зрения, создают предпосылки для высокой работоспособности и положительного эмоционального тонуса у детей, улучшает состояние воздушной среды.

Поэтому в группах во время занятий оптимальное освещение создается слева, а расстояние от столов до окон не менее метра и дистанция между столами по 0,5м. Все виды занятий, связанные со зрительной нагрузкой, мы планируем на первую половину дня, строго соблюдая дозированную нагрузку и чередование видов деятельности.

Правильное рассаживание на занятиях. При рассаживании детей мы учитываем состояние зрения каждого воспитанника. Детей с пониженной остротой зрения рассаживаем ближе к окнам, где освещенность выше.

Специальная гимнастика для глаз. В середине каждого занятия воспитатели проводят физкультминутки, или динамические паузы. В их состав обязательно включены упражнения для глаз.


Подвижные игры

Среди большого многообразия средств физической культуры, используемых в лагере, особое место принадлежит подвижным играм.

Игра и движение для ребенка не только жизненная необходимость - это сама жизнь.

Правильно подобранные и организованные игры решают целый комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Подвижные игры укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат, улучшают обменные процессы, способствуют нормальному физическому развитию ребенка, улучшают координацию и моторику. Во время игр совершенствуются все психические процессы: представление, восприятие, вникание, память, мышление и воображение. С помощью игр ребенок познает окружающий мир. Знакомится с обычаями и традициями разных народов. Подвижная игра пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе и подчиняться общий требованиям, воспитывает честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу.

«Ритмика, как форма организации здоровьесберегающей работы»

Что дает ребенку ритмика, и в чем её отличия от обычной физкультуры? Главное отличие ритмики от физкультуры в том, что занятия по ритмике проводятся под музыку, кроме того, ритмика идет в дополнение к физкультуре, а не вместо нее. Ведь чем больше физической активности, тем лучше для ребенка.

 

Ритмика развивает в малыше, в первую очередь, чувство ритма и хорошее владение собственным телом, а также способствует выработке правильной осанки, придает грацию движениям. Это, если говорить, о чисто технической стороне.



 

Если же взглянуть немного глубже, то станет очевидно, что занятия по ритмике учат ребенка в том числе и выражать свои эмоции под музыку, то есть ритмика развивает в малыше способность к самовыражению.

 

Помимо этого на занятиях ребенок учится работать в коллективе и ощущать себя частью этого коллектива. А если в вашей группе по ритмике практикуются показательные выступления, то малыш привыкает быть в центре внимания – во время выступления на сцене. Согласитесь, что это немаловажный опыт для маленького человечка, способствующий его коммуникабельности и раскрепощению.



www.kinderok.ru

  1. «Психическое здоровье детей дошкольного возраста и сотрудников детского сада». Релаксация.




    https://adalin.mospsy.ru/img/nool.gif


    Детская нервность и психосоматические заболевания

    Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, - ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это - психосоматические заболевания, когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.


    Первые проявления психосоматических состояний взрослого человека, как правило, имеют корни в детском возрасте. У каждого пятого ребенка неустойчиво артериальное давление, и это нередко начало гипертонической или гипотонической болезни взрослого; каждый четвертый ребенок нуждается в наблюдении кардиологов, гастроэнтерологов, пульмонологов и эндокринологов с риском перехода с этими нарушениями под наблюдение взрослой поликлиники. Атеросклероз сосудов начинается нередко в 12-14 лет, а вегетативная дистония (психовегетативный синдром) омрачает детство многих детей и каждого третьего подростка.

    Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Генетическая предрасположенность, вредные воздействия в первые месяцы беременности, когда формируются внутренние органы, стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни, тонкие эндокринно-гормональные и биохимические сдвиги в организме играют важную роль в данной проблеме. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной. Однако во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, и тягостные переживания, психическая травматизация.

    В самом общем виде основная причина психосоматических заболеваний: неблагоприятные тенденции века и сниженная приспособляемость ребенка к этим тенденциям, обусловленная врожденной психофизической недостаточностью, неправильным воспитанием и неблагоприятными условиями его жизни. На ребенка, как и на взрослого, воздействует пресс психоэмоциональных перегрузок, характерный для конца XX - начала XXI веков. Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Имеют место и специфические тенденции века. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших. Жесткая оценка успехов, разделение детей на "способных" и "малоспособных" вносят в жизнь ребенка конкурсную гонку, нервозность, честолюбивые переживания, порождая нередко озлобленность или депрессивность, чувство вины.

    Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых. Растет ответственность за поступки, и с детей спрашивают за провинности без учета их возраста, детской живости, эмоциональности и непосредственности, без учета неспособности ребенка предвидеть последствия своих поступков. В школе и семье не учитывается индивидуальность ребенка, и его реакции, поведение пытаются стандартизировать, что однозначно ведет к ломке его натуры, и как следствие - к болезням души и тела. Информационный шквал, истязающий психику даже взрослых людей, тем более непосилен для психики ребенка.

    Каждый педагог требует успешного усвоения своего предмета, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой - перед уроком литературы или физкультуры. Перед детьми встают недетские проблемы, при том, что переживаются они инфантильно. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более, чем взрослые. И они самолюбивы, и у них есть чувство достоинства. Оно врожденно. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.

    Ко всему этому ребенку уделяется все меньше внимания. Его кормят, о нем как будто заботятся, но его не понимают и не уделяют достаточного внимания его проблемам и переживаниям, которые представляются взрослым мелкими, несерьезными. Однако для ребенка это тяжкие проблемы и переживания. И у детей все чаще отмечаются случаи ожесточения, агрессивности или чувства одиночества, тоски и вины, унижения, отчаяния, неудачливости, депрессии и даже попыток самоубийства.

    Одни дети протестуют, отказываются посещать дошкольное учреждение или школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль "несчастья семьи, дурачка"; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.

    Так, к примеру, у последних, как будто социально благополучных, формируется личностный радикал, характеризующийся замкнутостью, упорством, бескомпромиссностью, ожесточенностью, высокой требовательностью к себе, обидчивостью и ранимостью, болезненным самолюбием с обострением чувства достоинства, затаенной неуверенностью в себе со сверхцелью преодолеть ее и победить в борьбе с самим собой и неблагоприятными обстоятельствами или, напротив, личностный радикал с непоколебимой верой в себя и тенденцией к ожесточенному преодолению неблагоприятных обстоятельств и трудностей. И ребенок, подросток с таким личностным радикалом или действительно побеждает, но ценой "самоедства", самосжигания, или может в конце концов капитулировать перед трудностями, однако, капитулировав, он страдает втройне и разрушает свой организм непосильным для него переживаниями.

    Недооценка психического состояния ребенка, его переживаний недопустима. Без понимания и учета этих переживаний невозможна профилактика психосоматических болезней и их преодоление. Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства "для желудка", держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни - переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание, поскольку это не желудок плохо переваривает пищу, а ребенок ест себя поедом.

    К возникновению психосоматического риска ведет прежде всего неправильное воспитание. Это, во-первых, дети, ставшие жертвами - и другого слова не найдешь - эгоцентрического воспитания. Им привили мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее. На вопрос, кем они хотят стать, такие дети убежденно заявляют: космонавтами, командирами, артистами, писателями. Другое для них неприемлемо. Обычный мальчишка хочет стать шофером, и верх его честолюбия - стать шофером пожарной машины. Обычная девочка, как правило, искренне смущается при таком вопросе, ибо не задумывалась над ним, или робко говорит о намерении стать врачом, учительницей, воспитательницей в детском садике. Дети же, воспитывающиеся эгоцентрически, ожесточенно соперничают со сверстниками, начиная с детского садика (чаще девочки). Мальчики, как правило, позднее включаются в подобную борьбу.

    У таких детей завышена неосознаваемая самооценка (см. статью "Неврозы у детей"). Они страдают, если воспитательница редко хвалит их, а за порицание и низкую оценку их усилий непримиримо, не по-детски не любят ее, завидуя тем и всерьез враждуя с теми, кто их опережает. В школе соперничество становится еще острее, неудачи переживаются глубже, особенно на фоне удач и успехов соперников. У моей одиннадцатилетней пациентки, обучавшейся в школе с математическим уклоном, когда я начал расспрашивать ее о первой ученице класса, зло сжались губы, глаза стали колючими. Прозвучали недобрые слова: "она подлиза и выпрашивает отличные отметки, а сама дура, зубрила". В учебе девочка фанатична. Она изводит себя, сидя допоздна над учебниками, и мать отмечает, что в это время к ней лучше не подходить - будет скандал. У нее предъязвенное состояние кишечника, начавшееся после того, как ее не избрали старостой класса.

    Данный вариант формирования личности более всего характеризуется неутолимым честолюбием. Чем слабее способности, тем ожесточеннее в таких случаях борьба и тем сокрушительнее психосоматические последствия. Довлеет одна сверхустановка: "Все равно докажу, что я способнее, сильнее, лучше". Эти дети - максималисты, удовлетворяющиеся только первым местом. Болезнь не останавливает их. Усомнившийся в их способностях, как и опережающий, особенно если успех дается ему легко, - непримиримый враг. Каждая неудача переживается как катастрофа, запуская механизмы болезни, а локализация болезни - ослабленная система организма.

    Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый. У него головные боли, бессонница. Жизнь и устремления, переживания не по возрасту приводят к недомоганиям, характерным для работающего сверх сил взрослого человека. Такой ребенок может быть и трудным: вспыльчивым, требовательным, конфликтным, злым на язык, и родители опасаются его как трудного взрослого члена семьи и уступают ему во всем, чтобы не навлечь на себя гнев, а то и недетскую вражду. Мрачная картина. Кто-то заметит: "Полноте, бывает ли такое, когда речь идет о ребенке!" Бывает, эти дети взрослоподобны. В статье о задержке умственного развития указывалось, что уже трехлетние самолюбивы, завистливы, испытывают чувство враждебности. Умны, и весьма, дети с пяти с половиной лет. В первом-третьем классах школы бушуют такие страсти особенно среди девочек, что писатель мог бы найти здесь сюжет для подлинной трагедии. Вот насколько серьезна проблема детской нервности или трудности.

    Второй вариант пути к психосоматическому риску чаще всего обусловлен воспитанием по типу неприятия. Оно формирует (см. статью "Неврозы у детей") заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство протеста. То же самое может наблюдаться при наличии объективного психофизического дефекта. И непринимаемый ребенок осознаваемо и неосознаваемо стремится доказать, но - в отличие от первого варианта - уже самому себе, что он стоит большего признания.

    У него подавлен инстинкт самосохранения, обострено до болезненности чувство достоинства. Он мучительно самолюбив как раз от переживания ущербности. И не завидует одаренным, но признает их преимущество. Он не враждует, а стремится не уступить, догнать, обойти. Признавая свою слабость, он руководствуется установкой: "Я слабее, но буду бороться, не жалея себя, и докажу, что достоин уважения". В детском возрасте все это выражено смутно, не оформлено, выступает во многом как неосознаваемое переживание уже со старшей группы детского сада и обостряется в первых классах школы. И честолюбив, но успех, максимальное самоутверждение необходимы ему, чтобы достичь в первую очередь самоуважения, а уже потом уважения со стороны других. В конце концов переживания, неудачи надламывают его. Он устает, надрывается.

    Третий вариант пути к психосоматическому риску имеет место при сверхсоциализации ребенка. Ребенок принял установки родителей на социальный успех как самодовлеющую ценность. Он запрограммирован как робот на роль пай-мальчика или пай-девочки и перепрыгивает через детство. Детства нет, сверстники "плохие, глупые", и он общается только со взрослыми или со столь же "серьезным" однолеткой, как и он. Речь идет не о честолюбии. Такой ребенок просто не мыслит другого пути. Он чрезмерно ответственен. Все у него взрослоподобно - устремления, переживания, реагирование. И у него болезни взрослого возраста. Сильный успешно следует по жестко предписанной дороге к социальному успеху; слабый же начинает испытывать трудности с пятого класса и с этого времени попадает в группу психосоматического риска. Внутреннее напряжение, недетские переживания приводят такого ребенка к нервности еще в старшей группе детского сада. Что-то не удается, противоречит его настроенности, и он раздражается, страдает от бессонницы. У него чаще всего общие нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, неустойчивость артериального давления, намечаются предвестники нарушений со стороны сердца, вегетативная дистония.

    И, наконец, при тревожно-мнительном воспитании в случае следования по пути психосоматического риска наблюдается тревожное восприятие неудач, мнительность в отношении сверстников, воспитателей, учителей. Такой ребенок не честолюбив и не завистлив. Он как известный пескарь, который дрожал всю жизнь; он тревожен, мнителен, боязлив, принимает все близко к сердцу, ждет неприятностей, бед. Он опасается сверстников, боясь унижения, и школы, где ожидает неудач. Чтобы обезопасить себя от неприятностей, он старается больше всех, готов не спать, чтобы все успеть. Его гонит страх осрамиться, и он пытается превзойти самого себя. Этот ребенок в группе риска по сердечнососудистым заболеваниям, болезням почек и легких.

    Что же следует предпринять родителям? Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет. Психотерапевтические воздействия вытекают из описания механизмов возникновения психосоматических состояний. Чтобы понять эти механизмы, предотвратить психосоматическое развитие у детей, следует более углубленно вникнуть в эту проблему.

    Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль - легкие, тревога - сердце, страх - почки и т.д. Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает пагубное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.

    Разумное, трезвое восприятие неприятного, как и культура эмоциональной экспрессии - реагирования на неприятное, - это культура здоровья. В воспитании ребенка, особенно нервного и трудного, львиная доля усилий направляется на формирование способности жить среди людей, руководствуясь истинной добротой, но не поступаясь достоинством. Следует научить ребенка отличать злую критику от справедливой, серьезное от суетного, стремление обидеть от шутки, научить умению цивилизованно выражать свои эмоции и без истеричности и крайностей, достойно, взвешенно и с чувством меры уметь постоять за себя.

    А нервные и трудные дети, впадая в гнев, нередко ведут себя как дикари, разрушительно для себя и других, или по ничтожному поводу впадают в тоску, уныние и страх, видят стремление обидеть там, где его нет и в помине. Сегодня они дети и последствия их отрицательных эмоций и отсутствия культуры их выражения незначительны, но эти последствия растут вместе с ними и горе, если сегодняшние нервные и трудные дети, повзрослев, не научаться достойно, цивилизованно жить среди людей. Тогда их проблемы будут велики и исказят судьбу, поскольку отрицательные эмоции подобны злому джину, который, будучи выпущенным из бутылки, в первую очередь пожирает как раз того, кто дал ему свободу.

    Мною предложена и разработана концепция комплексов тонкого и толстого кишечника. Согласно этой концепции, опирающейся на теории древневосточной медицины, в организме есть два неразрывно взаимосвязанных комплекса: комплекс тонкого кишечника, состоящий из систем печени, желчного пузыря, сердца, сосудов, тонкого кишечника, и комплекс толстого кишечника, состоящий из систем почек, мочевого пузыря, поджелудочной железы, желудка, легких, толстого кишечника. Известно, что все эмоции человека могут быть сведены к двум чувствам: удовольствия и неудовольствия, а я бы сказал - удовлетворенности и неудовлетворенности.

    Это важная поправка, поскольку, согласно концепции, основой психосоматических заболеваний является чувство глубокой и неотступной неудовлетворенности. Оно, как я полагаю, порождает две универсальные реакции: агрессивно-протестную или капитулятивно-депрессивную. Чаще всего вначале - первую, а затем, если человек изнемог в жизненной борьбе, сдался, пассивно страдает, - вторую. Первая, особенно в том случае, если она подавляется и бушует в его организме, "выжигает" комплекс тонкого кишечника, вторая неуклонно приводит к хроническим болезням комплекса толстого кишечника. Неудовлетворенность, если она тяжкая, длительная, - болезнетворная, и обе универсальные реакции на нее - начало рокового пути к психосоматическим заболеваниям и к преждевременной смерти. Правильное воспитание, в том числе нервных и трудных, призвано предотвратить такое развитие событий.

    Самое важное в профилактике психосоматических болезней - предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. И основа профилактики болезнетворной неудовлетворенности - воспитание с раннего детства культуры притязаний. Каждый жаждет максимального успеха в жизни и исполнения своих желаний, но добрых волшебников нет, и не каждый достигает желаемого. Каждый жаждет самоутвердиться, многие хотят достичь максимального социального статуса, мечтают о широком признании и даже о славе. Однако притязания должны соответствовать возможностям человека, иначе обречен на неудачи бездарный, стремящийся превзойти Моцарта, сесть не в свои сани.

    Притязания, если они завышены, не соответствуют возможностям, самая частая и фатальная причина болезнетворной неудовлетворенности. Нет ничего опаснее завышенных притязаний ограниченного человека, и хотя обстоятельства могут способствовать их реализации, это всегда кончается трагически для него самого. Севший не в свои сани обречен на болезни комплекса толстого кишечника. Не достигший же реализации завышенных притязаний страдает от чувства неудовлетворенности, неудачливости, и это также путь к болезням того и другого комплексов организма.

    К завышенным притязаниям, как указывалось выше (см. также статью "Неврозы у детей"), ведет неправильное воспитание, особенно эгоцентрическое, когда ребенку внушают завышенную самооценку, а также пресыщенность, когда ребенок привыкает к "скатерти самобранке", к тому, что все появляется перед ним "по щучьему велению и по моему хотению", а родители усердно и безотказно выполняют роль "золотой рыбки". Что будет с таким ребенком, когда он вырастет и из сказки детства шагнет в реальность?

    Уже пятилетний должен знать материальные возможности своих родителей. Понимать, что "по одежке протягивают ножки". Но и богатые не развращают своих детей роскошью, дарят им подарки "просто так", как детям, только на Новый год и в день рождения, подарки же в остальные дни - награда, поощрение за нечто достигнутое им, за его усилия. Спорт замечателен тем, что ребенок рано усваивает установку: каждый новый сантиметр, каждая выигранная секунда, а с этим достижения и призы - результат длительного труда!

    К завышенным притязаниям, а с этим к болезнетворной неудовлетворенности, к психосоматическим болезням приводит "стерильность" жизни ребенка, когда он не встречается с "микробами" неудач, трудностей, преград и у него не вырабатывается психологический иммунитет к неудачам, трудностям и способность их преодолевать. Завышенные притязания вытекают из высокомерия, чувства превосходства над другими у детей высокопоставленных родителей. Когда статус родителей таких детей рушится, когда богатые родители в одночасье становятся бедными, они, эти высокомерные отпрыски, естественно испытывают болезнетворную неудовлетворенность. И для них кончилась сказка.

    Болезнетворная неудовлетворенность придет и к тому ребенку, которого воспитали с установкой на зависть, когда плохо не потому, что действительно плохо, а потому, что другому - лучше. Неудовлетворенность ожидает и того, кто ориентирован на чуждый ему путь, на чуждые его индивидуальности жизнь и профессию. Это бывает, когда рожденного тачать сапоги определяют в пирожники, а рожденный врачом выбирает финансово-экономический институт, поскольку сегодня это престижно.

    Естественно, с целью профилактики психосоматических заболеваний родители непрестанно учат ребенка не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Это трудно и для взрослого, но в этом состоит умственное воспитание и этому учат с раннего возраста. Речь идет о тех доверительных, добрых и умных беседах с детьми, которые ведет отец с сыном, а мать с дочерью с пяти лет. Беседы базируются на конкретных случаях, которыми так богата жизнь. Это не нравоучения, а доступный ребенку анализ ситуаций.

    Родители, например, говорят: "Ну вот ты обидел Петю и Петя больше к тебе не придет. Надо идти мириться..." Или: "Не плач, а сделай еще раз, и у тебя все получится..." Или: "Ты кричал, сломал игрушку и чего же ты достиг? Я сержусь на тебя, игрушки нет, новую я тебе не куплю... Ты обиделся, а на что обиделся? А если и я буду обижаться на тебя без причин, и я буду кричать на тебя, не буду играть с тобой?" Вариации бесконечны, они проще или сложнее, индивидуальны, но направленность их понятна. Тут и сказки с ясным смыслом, и примеры из жизни, и, главное, пример собственного поведения как лучшее воспитание. Умению разрешать проблемы учат уже в колыбели, когда ручку младенца направляют к желаемому предмету и помогают ему. Вся проблема в том, чтобы не делать это молча, а объяснять, как добрый учитель, чтобы не делать за ребенка то, что он способен сделать сам.

    Ребенка учат преодолевать препятствия, неудачи и боль. Рыдания, истерические крики пресекаются и порицаются. Не надо кричать и плакать вместе с ним. И это очень серьезно, поскольку речь идет о мужестве или трусости, беспомощности и постыдной слабости. Ребенка учат высказать обиду, и тогда его внимательно и сочувственно слушают. Если же он кричит и крушит все, от него отворачиваются или наказывают тем, что демонстрируют огорчение и недовольство. Его учат выражать гнев словами, а не жестикуляцией. Его учат выбирать слова, чтобы он как можно раньше понял, что слово может ранить сильнее, чем действие. Его учат выражать свои мысли связно и понятно. Это очень важно. Слишком часто даже подростки, стоя перед директором школы, угрюмо молчат, не будучи способными связно рассказать о происшедшем. Какая уж тут культура выражения эмоций!

    От пяти до семи лет ребенок усваивает смысл простых, но емких пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость создавшего их народа. Мне было пять лет, когда, в голодные годы, забравшись в чужой курятник, я изумился обилию яиц и принес их домой, но испугался, что хозяйка курятника поймает меня и накажет. Мама сурово сказала: "Не кради и не бойся!" Я сам отнес те яйца обратно и усвоил мамино наставление на всю жизнь. Ребенку энергично и эмоционально внушают: "Как аукнется, так и откликнется"; "На обиженных воду возят"; "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь"; "Ласковый теленок двух маток сосет"; "Не лучше ль на себя кума оборотиться?"; "Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе"; "Не делай из мухи слона"; "Ты молодец, потому что упав, не обиделся на весь мир, а посмеялся над своей неловкостью". Так и учат, по обстоятельствам, используя удобный случай, конкретно, опираясь на мудрость веков и на свой собственный опыт.

    Итак, все, что касается здоровья и болезни ребенка, очень непросто. Но любовь к нему рождает в родителях ту мудрость, которую называют мудростью сердца. И поняв дитя сердцем, возможно не только предотвратить психосоматическое заболевание, но и излечить его.

    В заключение приведу для примера одну историю болезни. Мой двенадцатилетний пациент страдал язвенной болезнью желудка. Родился он недоношенным. С раннего детства был физически слаб и неловок. По темпераменту скорее флегматичен. Доминирующий инстинкт - самосохранения (см. статью "Неврозы у детей"). Умственное развитие нормальное (см. статью "Оценка уровня умственного развития ребенка"). Воспитание: сверхсоциализация и тревожно-мнительное. Уже в детском садике опасался сверстников, воспитательницы. Болезненно переживал собственную неумелость, неловкость, физическую слабость, неудачи в играх. Был замкнут, самолюбив, не жаловался. По словам родителей, страдал в детском садике и, затаившись, ждал, когда за ними придут.

    В школе старался изо всех сил, но терпел неудачи из-за неуверенности и медлительности. Трудно давались письмо и математика. При вызове к доске терялся и, будучи хорошо подготовленным, не мог ответить в объеме своих знаний. Считал, что все презирают его. Защитить себя не мог. Терпеливо сносил унижения. В школу шел обреченно, но не делал попытки избегать ее. Особенно мучительны были для него уроки физкультуры, на которых, как говорила мать, истово старался, но от этого выглядел еще более жалким. Домашние задания готовил допоздна, а если родители все-таки укладывали его спать, вставал и продолжал выполнять их. Скрывал свои недомогания, чтобы не оставили дома, боясь отстать от класса и вызвать еще большее пренебрежение к себе. Если класс привлекался к какому-либо делу - уборке помещения, подготовке к празднику, старался до изнеможения, хватался за самое трудное, но, будучи слабым и неловким, как раз от излишнего усердия делал не так и не то. Выяснилось, что отец в воспитании сына не участвовал. Воспитывали мальчика тревожные мать и бабушка.

    Первое, что я сделал, - а мальчик начал лечение у меня с марта - освободил его от посещения школы, и он закончил учебный год заочно. Потребовал, чтобы воспитание мальчика взял на себя отец. Красок я не пожалел. "Устранить" мать и бабушку из воспитания единственного и "такого больного ребенка" было нелегко. Пришлось убеждать и требовать. Отцу посоветовал не словами, а делом добиться преодоления у сына тревожности и неуверенности в себе: максимально подготовить его по математике и письму, организовать его день и работу так, чтобы он, выбирая главное, не терял время на мелочи, чтобы все было под рукой, привлечь его к работе на даче и в гараже. И мальчик все делал успешно, потому что за его действиями не наблюдали сверстники. Отец хвалил его. Это ободряло. Ссылаясь на занятость, отец все чаще давал ему самостоятельные поручения. По разработанной мною совместно с отцом ребенка программе с апреля по сентябрь оба они интенсивно занимались спортом.

    Окрепший, ловкий, подтянутый и подросший, научившийся плавать, отлично ездить на гоночном велосипеде, лазать по шесту и канату, первого сентября мальчик пришел в класс. Он удивил преподавателей, особенно физкультуры и математики. Но не это оказалось главным. Главное, что он удивил соучеников. И дело было не только и не столько в упругой походке и развернутых плечах, не в стройности фигуры (удалось снизить излишний вес до нормы), не в окрепших руках и рельефно выделившихся мышцах. Суть заключалась в том, что он вошел в класс, гордясь собой, уверенный в себе, и это отразилось в его облике и взгляде.

    На него посмотрели удивленно и с уважением. Безмолвный миг, когда взгляд встречается со взглядом и происходит мгновенная оценка, зачастую решает все. Аналогичное произошло и здесь. Мальчика приняли как равного. Смеются над слабым. Толкают слабого. Особенно дети. Перед ними был сильный. Язва желудка при контрольном обследовании в ноябре не была обнаружена. Врач-гастроэнтеролог с удовлетворением отметил: "Я говорил вам, что современные лекарства и диета делают чудеса". Родители и мальчик промолчали. Уже в июне они прекратили прием лекарств и соблюдение диеты. Язвенная болезнь более не беспокоила мальчика.

    Ну а что же моя одиннадцатилетняя пациентка с предъязвенным состояние кишечника? С ней было сложнее. Я посоветовал перевести ее из математической спецшколы с усиленным изучением иностранного языка в обычную, рядом с домом. В новой школе ей удалось незаметно, как бы само собой, подружиться с соученицей, с которой она разделяла первое место по успеваемости. Помогло, что обе девочки жили в одном доме. Нашлись общие интересы, девочки помогали друг другу в учебе, и моя пациентка сделала важное открытие: дружить приятнее, чем враждовать. Ей доверили быть старостой класса. Родители отмечали, что она летела в школу как на крыльях. Состояние желудочно-кишечного тракта нормализовалось.

    Только после этого родители приступили к перевоспитанию ребенка. Задача облегчалась тем, что перестроились родители. Когда они поняли истинные причины болезни дочери, их честолюбивые амбиции в отношении ее были оставлены. Любя дочь, они безоговорочно сделали выбор в пользу здоровья ребенка. Переведя ее в обычную школу, они уже переступили через то, к чему стремились сами и к чему вели дочь. Начались иные разговоры с дочерью. Впервые девочка услышала, что хороший человек - это не обязательно отличник, что счастье - категория духовная, а не материальная, а успех - найти себя и свое истинное место в жизни. Знакомый семьи, крупный хирург, рассказал девочке, что более всех ценит в своей клинике одну из медсестер, которой обязан многими своими удачами, поскольку она, добрая и умелая, выхаживает после операций самых трудных больных.



    Став старостой, моя пациентка сдружилась с классом, обрела в нем подруг. Она помогла в учебе однокласснице, потерявшей родителей в автомобильной катастрофе и жившей с престарелой бабушкой. Много интересного было на этом пути от язвенной болезни к здоровью. К ребенку вернулось детство. Самое же удивительное, на мой взгляд, заключалось в том, что изменились родители. Они выстрадали такой личностный перелом в заботе о больной дочери. Ведь в каждом человеке - и в этом я еще раз убедился, дружески сотрудничая с ними в борьбе за здоровье ребенка, - сокрыто доброе начало, и жизненная психодрама нередко очищает от наносного, от заблуждений, как это и случилось в данной семье.









  2. <предыдущая страница | следующая страница>


Сценарий педагогического совета «современные здоровьесберегающие технологии в доу»

«Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья»

875.84kb.

27 09 2014
3 стр.


Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Именно здоровьесберегающие технологии являются составляющими здоровьесберегающей педагогики

490.82kb.

24 09 2014
3 стр.


Решением педагогического совета от

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников доу

3739.07kb.

02 09 2014
20 стр.


Новые подходы в обучении детей государственным языкам в доу республики татарстан

Образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса доу пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной о

117.18kb.

17 12 2014
1 стр.


Решением Педагогического совета мбдоу «Детский сад №66

Обосновать оздоровительные режимы двигательной активности детей с учетом уровня индивидуального развития и состояния здоровья детей в доу с учетом климатических и региональных особ

155.03kb.

09 10 2014
1 стр.


Кабинет оборудован по технологии В. Ф. Базарного: Здоровьесберегающие технологии

Стоя за конторками невозможно сутулиться, костно – мышечный аппарат раскрепощён, и кровоток не нарушен. Работа за конторками решает проблему пассивности учащихся, развивает любозна

20.79kb.

24 09 2014
1 стр.


Современные модели партийно-политических систем Казахстана и России: сравнительный анализ 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Работа выполнена на кафедре теоретико-прикладной политологии и социологии Казахского национального педагогического университета имени Абая

962.49kb.

09 10 2014
5 стр.


По курсу современные технологии создания pr-текстов

Сборник методических материалов по курсу «Современные технологии создания pr-текстов». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 11 с

166.39kb.

10 10 2014
1 стр.