Вопросы, связанные с формированием у молодёжи правовой культуры, в т.ч. и по избирательному праву, становятся особенно актуальными в период подготовки к выборам Президента Российской Федерации.
В настоящее время никто не подвергает сомнению тот факт, что от грамотного воспитания подростков и юношества как полноправных граждан российского государства зависит будущее благополучие нашей страны. Современная молодёжь – это политическое будущее России. Именно ей через несколько лет предстоит строить экономику нашей страны, определять, как дальше будет развиваться Россия, и какова будет её роль на мировой арене.
Материалы, представленные в пособии, рассчитаны на старшеклассников – будущего электората нашей страны.
Данное пособие может быть использовано библиотекарями, заместителями директоров по воспитательной работе, педагогами дополнительного образования при проведении мероприятий по воспитанию правовой культуры молодёжи в части избирательного права и формирования активной гражданской позиции у подростков в рамках Дня молодого избирателя.
Сценарий проведения
городского конкурса «В президенты я б пошёл»
(на экране фоновая заставка «В президенты я б пошёл»)
Школьник: У меня растут года,
Будет восемнадцать.
Длинные и плоские.
То ящик, то ножку.
Пусть меня научат.
Дом такой, какой хочу.
И заживут ребята в нём.
Пусть меня научат.
Пить понемножечку.
Пусть меня научат.
Нужно очень много знать.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники городского конкурса «Впрезиденты я б пошёл», посвященного Конституции Российской Федерации и президентской власти. Если задать вопрос: «кто такой президент?», не каждый из вас ответит на него сразу в полном объеме, так как эта должность
включает в себя широкий спектр деятельности.
Сегодня мы постараемся дать вам более полное представление о должности президента, о его полномочиях, роли в жизни государства, взаимодействии с различными органами власти. В ходе нашего конкурса мы будем выбирать наиболее достойного кандидата на должность президента.
Мы приветствуем участников конкурса – кандидатов в президенты, их доверенных лиц и наблюдателей в зале.
Уважаемые участники, вас будет оценивать компетентное жюри в составе:
-
Зав. Отделом Детской библиотеки им. А.П. Гайдара - Коробовская Маргарита Валентиновна
-
Главный специалист отдела поддержки молодежных и социальных инициатив – Павлов Сергей Александрович
-
Председатель жюри заведующая Детской библиотекой им. А.П. Гайдара – Тарасова Галина Борисовна.
Наше мероприятие проходит при поддержке управления по молодежной политике мэрии города Ярославля и Избирательной комиссии Ярославской области. Под гимн Российской Федерации прошу всех встать.
(звучит гимн РФ)
Итак, мы начинаем городской конкурс «В президенты я б пошёл». И пусть победит сильнейший.
I тур: «Визитка»
Представление кандидатов доверенными лицами.
Время выступления – не более 7 минут.
II тур: «Разминка»
Кандидаты и их доверенные лица должны дать правильное объяснение понятия или термина. Время на подготовку – 6 минут.
1. Президент – это… (глава государства, высшее должностное лицо)
2.Официальная резиденция Президента Российской Федерации - … (Москва, Кремль)
3.Вето президента – это… (право президента отклонить, то есть не подписывать закон, принятый, Федеральным Собранием)
4. Импичмент – это… (отставка от должности президента)
5. Президент избирается сроком на (6 лет)
6.Послание президента – это… (ежегодное обращение президента к стране с основными направлениями развития в будущем)
III тур: «Послание будущего президента»
Мы просим наших кандидатов озвучить свою предвыборную платформу, какой они видят страну в будущем и под своим руководством.
Основные направления развития – 12 тезисов.
Время выступления – не более 10 минут.
(выступления кандидатов)
IV тур: «Выборы»
А теперь, кандидаты. Предлагаем вам пройти тест на предвыборную грамотность – вопрос и 3 варианта ответа, из которых нужно выбрать правильный.
1. Путем всенародного голосования избирается
а) Председатель Правительства РФ
б) Президент РФ
в) Спикер Государственной Думы
Ответ: Президент РФ
2. С какого момента президент вступает в должность?
а) после объявления результатов голосования
б) на следующий день после выборов
в) с момента принятия присяги
Ответ: с момента принятия присяги
3. Какой процент избирателей страны должен принять участие в выборах Президента РФ, чтобы выборы признали состоявшимися?
а) 25%
б) 50%
в) 75%
Ответ: 50%
4.Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
а) паспорт
б) водительские права
в) свидетельство о рождении
Ответ: паспорт
5. На какой срок может быть переизбран Президент РФ?
а) еще на 1 срок
б) еще на 2 срока
в) на любое количество сроков
Ответ: еще на 1 срок
6. С какого возраста гражданин РФ имеет право избирать?
а) с 14 лет
б) с 21 года
в) с 18 лет
Ответ: с 18 лет
7. Можете ли вы заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования?
а) нет, ни в коем случае
б) да, это мое личное дело
в) да, если я заполняю бюллетень
Ответ: да, это мое личное дело
8. В каком году была введена должность президента РФ?
а) в 1978 году
б) в 1991 году
в) в 1996 году
Ответ: в 1991 году
V тур: «Большая восьмерка»
Как президенту страны вам придется заниматься не только внутренней, но и внешней политикой. Общаться с коллегами и главами правительств всех государств мира.
Особенно тесно придется общаться с главами государств и правительств стран «Большой восьмерки».
Вспомните, пожалуйста, их имена и страну, которую они представляют. Задание на экране. Ответы пишите на листочках. Время на выполнение задания – 8 минут.
(выполнение задания)
Вед: внимание правильные ответы:
-
Федеральный канцлер Германии – Ангела Меркель
-
Премьер-министр Канады – Стивен Харпер
-
Президент Французской республики – Николя Саркози
-
Президент Российской Федерации – Дмитрий Медведев
-
Председатель Совета Министров Италии – Марио Монти
-
Президент США – Барак Обама
-
Премьер – министр Великобритании – Дэвид Кэмерон
-
Премьер-министр Японии – Ёсихико Нода
VI тур: «Глас народа»
Ежегодно Президент и Глава Правительства проводят прямые встречи и телемосты с народом из разных уголков нашей страны. Вопросы, которые им задают не всегда удобные, иногда с юмором, иногда нелицеприятные. Как же справятся с такими вопросами наши кандидаты?
Ну что ж проверим вашу смекалку и чувство юмора.
(кандидаты отвечают на 2 вопроса)
Вопросы для кандидатов:
1. Как по-другому назвать «военный закидон»? (десант)
2. Наука, которая ежедневно удлиняется? (история)
3. В эту трудную игру играют ногами, а думать в ней надо головой? (футбол)
4. Кто подтвердил открытие Николая Коперника о нашей земле, сказав: «И всё-таки она вертится!» (Галилео Галилей)
5. Какое растение в Америке называют маисом? (кукуруза)
6. Назовите главное полицейское управление в Англии? (Скотланд-Ярд)
7. Этот крейсер попал холостым в историю? («Аврора»)
8. Как называется старинный всемирно известный студенческий гимн? («Гаудеамус»)
9. Этот девиз олимпийских игр придумал Пьер де Кубертен? («быстрее, выше, сильнее»)
10. Кого древние греки называли «речной лошадью»? (бегемота-гиппопотама)
11. Назовите национальность ныне здравствующего папы римского? (немец)
12. Что не существует, но имеет название? (ничего)
13. Как зовут специалиста по отстрелу влюбленных? (Амур, Купидон)
14. Оружие, которым в совершенстве владел Чингачгук? (Томагавк)
15. Дерево – символ Ливана? (кедр)
16. Старьё, которое теперь очень любят олигархи и «новые русские»? (антиквариат)
17. Уже не велосипед, но еще и не мотоцикл? (мопед, скутер)
18. В русской литературе 3 писателя носят фамилию Толстой: двое из них Алексеи, двое – Николаевичи. Как отчество третьего? (Алексей Константинович)
19. Имя какого русского певца – тенора носит Ярославское музыкальное училище? (Леонид Собинов)
20. Вспомните имя египетского фараона, построившего самую знаменитую пирамиду в Египте (Хеопс)
VII тур: «Агитационные материалы»
Уважаемые участники в рамках нашего конкурса вами были подготовлены агитационные материалы, которые наше жюри оценивало заранее. Обратите внимание на нашу информационную стену.
(оцениваются членами жюри вначале конкурса)
Вед: Уважаемые кандидаты, доверенные лица и наблюдатели, в процессе нашего конкурса вы уже выбрали наиболее достойного на ваш взгляд кандидата на должность президента.
Мы приглашаем вас к урне для голосования, чтобы вы могли отдать свой голос за вашего кандидата.
По условиям нашего конкурса, кандидат, набравший в ходе голосования наибольшее количество голосов – получит дополнительно 5 баллов.
(идёт голосование за кандидатов)
Игра для болельщиков
В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с разными понятиями из области права и политики. Порой речь идет об одном и том же понятии, но звучит оно по-разному. Подберите синонимы, разные по звучанию, но одинаковые по значению.
- Совет Министров (правительство)
- Присяга (клятва, торжественное обещание)
- Федеральное Собрание (парламент)
- Верхняя палата парламента (Совет Федерации)
- Нижняя палата парламента (Государственная Дума)
- Премьер-министр (Председатель Правительства)
- Инаугурация (вступление в должность)
- Министр (руководитель министерства)
- Электорат (избиратели)
- Главный закон страны (Конституция)
После голосования в зале ведется публичный подсчет голосов. Жюри подводит итоги. Пока жюри подсчитывает голоса, на экране телевизора демонстрируется электронная презентация с обзором книг «Время выбирать».
(награждение победителей)
Использованная литература
-
«Читаем, учимся, играем» - 2009.-№12.-с.54
-
Маяковский В.В. «Кем быть?»
-
Выбираем будущее: по итогам конкурса творческих работ / Избирательная комиссия Ярославской области; Ярославский городской Центр внешкольной работы; Ярославская областная детская общественная организация «Молодёжное Медиасодружество»; Ярославская городская детская общественная организация «Молодой Ярославль»; сост. М. Жуков, Д. Сизова, И. Попов .- Ярославль, 2008.-27с.
-
Выбор за нами!: сборник о совместной деятельности избирательной комиссии Ярославской области и библиотек Ярославской области по повышению правовой культуры избирателей. Выпуск 2 (Приложение к «Библиотечному альманаху») / Избирательная комиссия Ярославской области; Государственное учреждение культуры Ярославской области «Областная юношеская библиотека им. А.А. Суркова.- Ярославль, 2008.-40с.
-
Белорукова В.В. Что мы знаем о Президенте?: [правовая игра для учащихся 8-11-х классов] / В.В. Белорукова // Читаем, учимся, играем. - 2009. - №12. - С.54-56
Музыкальное оформление
Фанфары, туш, гимн РФ.
Составитель:
Коробовская М.В., зав. отделом филиала №1
Компьютерное оформление:
Гомбац Н.Д., гл. библиотекарь филиала №1