Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




Семен Киров
Орест
Трагедия в двух действиях

Действующие лица
Орест

Пилад


Электра

Клитемнестра



Эгисф

Хозяин кафе



Первое действие
Утро. Окраина большого старого города. Видны остатки крепостных стен. Лежат доски и камни. Стены как будто собираются ремонтировать. Они одеты в леса, но рабочих не видно.
Два молодых парня устроились прямо на досках. Это Орест и Пилад. Орест спит, свернувшись калачиком на куртке-хаки, подтянув колени к подбородку. Пилад сидит, сложив ноги по-турецки, читает книжку в потрепанной мягкой обложке. Спустя како-то время он опускает книжку на колени и пристально смотрит на Ореста.
Пилад. Вставай, я ведь знаю, что ты не спишь. (Хлопает Ореста книжкой по заду). Хватит притворяться!

Орест. Отстань. (Остается лежать без движения).

Пилад (передразнивает) Отстань. (Серьезно). А к кому мне приставать? Тут на милю вокруг ни одной живой души. Одни камни да пыль.
Орест молча садится, шарит рукой вокруг себя. Находит пластиковую бутылку с водой. Пьет. Пилад со снисходительной ухмылкой за ним наблюдает.
Орест (не глядя на Пилада). Перестань.

Пилад. Что перестать-то?

Орест. Ухмыляться. (Выхватывает у Пилада книжку, смотрит на обложку). Опять какую-то муть читаешь. (Кидает за спину).

Пилад (вскакивает и поднимает книжку, аккуратно закладывает бумажкой и прячет в карман). Чтение детективов расслабляет мозги.

Орест. И много ты их напрягаешь, чтобы расслаблять?

Пилад. Ну… Бывает.

Орест. Трепло.

Пилад. Может и трепло. Только ты до сих пор не жаловался. Я уж молчу про благодарность. Бедный я несчастный плебей…

Орест. Не кривляйся.

Пилад. Гут. Не буду. Ты чего кривишься? Кишки крутит?

Орест. Все нормально.

Пилад. Мотать нам отсюда надо. Рассвело. Того и гляди придут работяги и погонят нас.

Орест (не глядя). Никто сюда не придет. Пусто тут.
Пилад. Да? (Смотрит по сторонам). Не понятно.

Орест. А мне понятно.

Пилад. Странный ты какой-то стал. Чем ближе к дому, тем страннее. Ладно, не смотри на меня волком. Лучше ответь на простой плебейский вопрос - дальше что?

Орест. Дальше?

Пилад. Ну да. Дальше. Через час, сегодня вечером, завтра утром?

Орест. Не знаю.

Пилад. Чудненько. Он не знает. А на кой черт надо было тащиться в такую даль?

Орест. Какой ты зануда. Как будто на все вопросы можно ответить.

Пилад. Лады. (Хитро). А может, вернемся? Ну их, эти родные края. Сто лет нас здесь не было, все про нас давно забыли, ни кому мы тут не нужны. Давай-ка, повернем лыжи?

Орест. Нет!

Пилад. Ого. Ответил. А хочешь, скажу, почему тебя так колбасит?

Орест. Не хочу.

Пилад. Боишься ты сестре на глаза показаться. А ведь мы в такую даль перлись только ради этого…
Пауза.
Орест. Ты прав. Боюсь. Ну что я ей скажу? «Здравствуй, сестра!».

Пилад. Для начала вполне сойдет.

Орест. Как у тебя все просто.

Пилад. А что сложного то? Вы же родня. «Привет» - «Привет», «Ах, какое счастье!», «Какой сюрприз». Сели за стол, выпили-закусили, повспоминали. Обычная история.

Орест (тяжело вздыхая). Говорят, она вышла замуж. Ну, зачем она так? Почему не дождалась меня, не спросила? Если бы я был дома, то…

Пилад. То что? Орест, девчонки, случается, выходят замуж. И довольно часто.

Орест. Только не моя сестра. Она… Как только представлю, что ее какой-то хмырь лапает. У-у! Убил бы!

Пилад. Друг, она уже давно не та девочка, которую ты помнишь. Ты ее пожалуй и не узнаешь.

Орест. Узнаю. Обязательно.

Пилад. Хм. А ты разозлился. Приятно посмотреть.

Орест. Иди ты…

Пилад. Ты бы приберег свою злость для более важных дел. Нам предстоит еще одна важная встреча. Не забыл?

Орест. Не забыл. Может, и хотел бы, да ты ведь напомнишь.

Пилад. Не я так все устроил. Твоего отца нет в живых. Вы с сестрой сбежали из дома. И кое-кто за это должен ответить. И этот кое-кто - твоя мать Клитемнестра и ее хахаль Эгисф. Правосудие у нас доброе, щедрое. Посидели слуги закона, репу почесали и решили – не виновна. Мол, баба нервная, состояние аффекта и все такое…

Орест. Заткнись, хватит. Ты как одержимый.

Пилад. Я? Тебе показалось.

Орест (встает, спокойно). Хватит, Пилад. Пойдем какую-нибудь кафешку поищем. Я есть хочу.

Пилад. Отлично. Похавать – это я всегда пожалуйста. Кстати, тут с вечера откуда-то тянуло паленым мясом. Верный признак – рядом есть забегаловка с мангалом.

Орест (смеется). Тогда веди. По запаху.
Уходят.

Придорожное кафе – небольшой павильон, больше похожий на вагончик. Рядом небольшой деревянный дом с террасой, в глубине двора – сарайчик. Около него стоит плашка для разделки мяса, в ней – топор. На улице у кафе стоят столы и стулья из пластика, валяются лысые шины от грузовиков. У мангала колдует хозяин кафе - молодой мужик невыразительной наружности. Он готовит уголь и щепки для растопки, что-то мурлычет себе под нос и улыбается. На террасе появляется юная хрупкая девушка. Она хороша собой, пожалуй, даже слишком для такого местечка. Девушка какое-то время наблюдает за хозяином кафе, потом отворачивается, достает из кармана шелкового халата сигареты, прикуривает и блаженно затягивается.


Хозяин кафе. Ты бы не курила по утрам, на пустой желудок.

Девушка. А то что?

Хозяин кафе. Говорят, вредно.

Девушка. Кто говорит?

Хозяин кафе. Да никто… Вот, в газете вычитал.
Хозяин кафе достает из кармана брюк газетную вырезку, подходит к террасе и неуверенно протягивает девушке.
Хозяин кафе. Не хочешь прочитать?

Девушка. Нет.

Хозяин кафе (перечитывает листок). А что? Тут вроде все правильно написано.

Девушка (нервно, тихо). Избавь меня от этого.
Девушка отворачивается, продолжает курить. Хозяин кафе убирает газетную вырезку обратно в карман.
Хозяин кафе. Ты рано встала. И трех часов не спала.

Девушка. Ты тоже встал.

Хозяин кафе. У меня дел полно.

Девушка. Откуда ты знаешь, сколько я сплю?

Хозяин кафе. Тоже мне тайна. Из спальни ты меня отселила. Ладно. Но уши-то у меня есть. Ты полночи ходила по комнате. Половицы скрипели. А ты все вздыхала. И не первый раз так. Может, болит чего?

Девушка. Нет. Ничего не болит. Просто бессонница. И хватит обо мне заботиться. Ты же знаешь, я этого не люблю.

Хозяин кафе. Знаю, знаю. Прости. Но я муж тебе все-таки. О ком мне еще заботиться?

Девушка (устало). Не извиняйся. Сколько можно.

Хозяин кафе. Мне не трудно. Я это… кофе тебе сварил. Хлеб поджарил. Там, на кухне…

Девушка. Я поем. Потом. Спасибо.
Появляются Орест и Пилад. Девушка замечет их, гасит окурок и уходит в дом.
Пилад. Эй, хозяин! У тебя открыто?

Хозяин кафе (снова улыбается). У нас всегда открыто. Садитесь, ребята, где понравится. Сейчас, что-нибудь сообразим. (Суетится, забегает в кафе, роется в холодильнике, кричит) Со вчерашнего дня шашлык остался. Разогрею в микроволновке, будете есть?

Пилад. Нормально, потянет.
Орест и Пилад устраиваются за ближайшим столиком.
Хозяин кафе. Пиво будете? Холодненькое, из холодильника? А?

Пилад (умоляюще смотрит на Ореста). Будем?

Орест. Транжира чертов. Ладно, давай. Гулять, так гулять.
Пилад (кричит). Давай, хозяин. Тащи и пиво, и мясо. Главное, чтобы оно вчера не гавкало.

Хозяин кафе (высовывается в окно, обиженно). Ребята, мясо нормальное. Сам на рынке выбирал. Вы любого спросите по трассе. Я всякую дрянь не продаю.

Пилад. Да верим, верим.
В кафе звякает микроволновка. Хозяин исчезает в окне, потом выходит с подносом, обтирает стол, расставляет тарелки и банки с пивом.
Пилад. О! Знатный хавчик! (Оресту). Жуй, а то у тебя бледный вид.

Орест. Приятного аппетита, трепло.

Пилад. Угу. Слушай, мужик, а у тебя тут миленько. И мясо - супер.

Хозяин кафе. А я что говорил? Не стесняйтесь, кушайте.

Пилад. Не, мы не будем стесняться (смеется, пихает Ореста).
Из дома выходит девушка. Она переоделась, уложила волосы. Идет к столику, где сидят Орест и Пилад. К ней подходит Хозяин кафе.
Хозяин кафе. Дорогая, зря беспокоилась. Посетителей у нас как видишь пока всего ничего. Сам бы справился.

Пилад. Хай. (Орест сидит спиной и не видит хозяйку).

Девушка (Пиладу и Оресту) Утро доброе.

Хозяин кафе. Знакомьтесь, ребятки, это моя драгоценная супруга Электра. Хозяйка здешних мест.

Электра (Мужу) Пойдем. Не мешай людям есть.

Электра и ее муж уходит в кафе. Они о чем-то тихо спорят. Орест застыл без движения.


Пилад. Ты что? Зуб сломал?

Орест. Это она?

Пилад. Кто - она?

Орест. Моя сестра. Электра – это моя сестра.

Пилад. Эта краля? (Затыкает себе рот ладонью). Миль пардон.

Орест. Ну как же так! Я ждал этого момента, я тысячу раз прокручивал его в голове, в своих мечтах. И я ее не узнал! Даже сердце не екнуло. (Бьет себя руками по голове). Скотина!

Пилад (хватает Ореста за руки). Э, э. Да перестань ты, псих! Подумаешь, забыл. Теперь вспомнил. Все отлично. Ну, все, все, прекрати. (Отпускает Ореста). Все о` кей?

Орест. Да.

Пилад. Вот и ладненько.

Орест. Как все прозаично. Какое-то паршивое кафе, пыль, мусор, пиво на столе… И Электра.

Пилад. Пиво-то тут при чем?

Орест. Что я ей сейчас скажу? И как? (Отряхивает куртку и брюки, разглядывает руки).

Пилад. Друг, перестань, ни о том думаешь.
Выходит хозяин кафе. В руках у него бумажка со списком продуктов. Он сосредоточено проверяет список. Останавливается у столика.

Хозяин кафе. Ребятки, вы не стесняйтесь. Если еще чего нужно, заказывайте. А я в город сгоняю, за продуктами. Хозяйка у меня строгая, любит, чтобы все было в лучшем виде. Но вас она не обидит.

Пилад. Да не волнуйся, мужик. Мы не обидчивые.
Хозяин кафе уходит. Орест напряженно прислушивается к шуму в кафе, где Электра гремит посудой. Пилад расслабленно пьет пиво. Электра выглядывает в окно, пьет кофе из большой кружки.
Электра. Эй вы, я за вами смотрю - не вздумайте сбежать, не заплатив.

Пилад (Электре). Май дарлинг, даже не думали. (Подмигивает Оресту). Пожалуй, даже задержимся. (Встает, подходит к окну). Принцесса, а тебе никто не говорил, что с такой фигурой можно выступать в балете.

Электра. Это комплимент?

Пилад. Вроде того.

Электра. Хм, к чему бы это? У вас что, денег нет?

Пилад. Не напрягайся, бабки есть.

Электра. А по виду не скажешь.

Пилад. Принцесса, внешность бывает очень обманчива, не так ли?

Электра. Бывает… А что с твоим другом? Он решил меня загипнотизировать?
Орест опускает глаза и ковыряется вилкой в тарелке. Ничего не ест.
Пилад (смеется) Да не обращай внимания. Он псих, но очень безобидный.

Орест (тихо Пиладу). Исчезни.

Пилад. Не вопрос. (Электре). Принцесса, вам может дровишки нужно порубить или еще чего?

Электра (рассеяно). Там, в сарае. Сам найдешь.
Пилад отходит к сараю. Электра выходит из кафе, садится за столик напротив Ореста. Молча смотрят друг на друга.
Орест. Не узнаешь?

Электра (улыбается). Щетина не щеках. А так мало изменился. Уши все равно торчат.

Орест. Да, сегодня не брился.

Электра. Как ты неожиданно появился. Ниоткуда. Я всего несколько минут назад думала о тебе, совсем чуть-чуть, без всякой надежды. И вот. Да, да. Вот так всегда и бывает. Кого-то долго ждешь, очень хочешь увидеть, но время идет и нечего не случается. Потом к этому привыкаешь, престаешь ждать. Проходит день за днем, неделя за неделей - та самая обычная жизнь. Именно в этот момент, самый скучный и обычный и случается чудо. Правда?

Орест. Правда. Я тоже сейчас об этом думал. Представляешь, именно об этом. Как-то все…

Электра. …обычно?

Орест (смеется). Ага.

Электра. А я, я стала другой?

Орест. Нет.

Электра. А если честно?

Орест. Ты стала очень красивой. Такая … Я к таким девчонкам всегда боюсь подступиться. Заикаюсь и краснею как болван. А с тобой легко. Если бы ты не была моей сестрой, я бы влюбился.

Электра. Я не против. Влюбись.
Орест. Ну, если можно…
Пауза.
Орест. Ты значит здесь живешь?

Электра. Да.

Орест. И нравиться тебе все это?

Электра. Я просто живу, дорогой мой брат. Стою с утра до ночи у плиты, кормлю дальнобойщиков и придорожных шлюх мясом. Устаю смертельно и это думать особо некогда. Трудно поверить, но наше заведение пользуется популярностью, мы даже преуспеваем.

Орест. Мы?

Электра. Мы. Я и мой муж.

Орест. Когда-то это «мы» означало совсем другое. Ты помнишь? Неужели это была так давно.

Электра. Не надо, мой Орест. Не упрекай меня. Если бы не вера в тебя, я бы не вынесла этого ада. Я тебя ждала. В ожидании конечно мало радости, но оно дает силы. Можно даже помечтать. Я представляла, как мой Орест растет, становится мужчиной, набирается сил и решимости. И конечно я вспоминала. Нет, я не просто вспоминала, я поселилась в своих воспоминаниях. Я построила там свой дом, где жили ты и я, где мы придумывали всякие шутки…

Орест … и нам все сходило с рук.

Электра. И никто нас не наказывал. Потому что, отца нет дома, и мы его ждем. Ждем…

Орест. …до сих пор? Послушай, это все слишком сентиментально. Хорошо для песни или поэмы.

Электра. Ты сочиняешь стихи?

Орест. Так, балуюсь. Не об этом речь. Со всем этим нужно что-то делать, с воспоминаниями, с прошлым? Вот я пришел, я здесь и сейчас, я с тобой. Надо начинать все с начала, надо что-то менять. Когда мы вместе. Опять мы. Понимаешь?

Электра (задумчиво). Может быть. Все очень даже может быть по-другому.

Орест. Прежде всего, я заберу тебя отсюда, из этой дыры.

Электра. Куда, Орест? У нас нет дома. У нас нет ничего, кроме воспоминаний. А здесь не так уж и плохо.

Орест (неуверенно). Мы что-нибудь придумаем.

Электра. Придумаем? Да, пожалуй, придется придумывать.
Электра уходит в кафе. Пилад в это время перебирается от сарая к дому, устраивается в палисаднике, подслушивает разговор. Электра выходит, бросает на стол небольшой сверток, ставит два стакана, наливает почти до краев из бутылки с чем-то крепким, берет один стакан, другой протягивает Оресту.
Электра. За встречу.

Орест (ошарашено). За встречу.

Пилад (в сторону, тихо). Вот так баба. Так ведь и влюбиться не долго.
Электра и Орест выпивают виски. Орест с непривычки половину проливает мимо.
Электра (вытирает лицо Ореста). Какой ты у меня, неловкий.

Орест (смущенно). Да, пить я не научился.

Электра. Чему же ты там учился, в дальних краях?

Орест. Разному.

Электра (разворачивает сверток, достает большой охотничий нож в ножнах). А этим пользоваться не научился?

Орест. Можно?
Орест осторожно берет нож, вытаскивает из ножен, любуется блестящим лезвием.
Электра. Что? Хорошая игрушка?

Орест. Красавец. Где ты его взяла?

Электра. Украла у одного дальнобойщика. Он так им хвастался, что я не устояла.

Орест. И зачем он тебе нужен?

Электра. Он нужен тебе. Этим ножом ты убьешь мать и ее любовника.

Орест (смеется, дурачится с ножом). Так просто? Раз и все?

Электра. Да, так просто. Пойдешь и убьешь.

Орест (кладет нож на стол). Я думал, ты шутишь. А ты, похоже, серьезно.
Пауза.
Электра (тихо). Это нужно сделать. И я совсем не шучу. Понимаешь, есть такие дела, которые будут преследовать тебя постоянно, до конца дней твоих, пока однажды не ты решиться и не сделаешь их. Так и будешь всю жизнь ходить и ежиться, как будто у тебя в майке где-то зацепилось перышко и царапает голое тело. Это как раз тот случай. Надо остановиться, раздеться, найти и выбросить это перышко. Иначе мы всегда будем жить в прошлом, мы всегда будем жалкими детьми, ждущими отца. А отца уже нет. Ты помнишь? Его нет!

Орест. А что потом? Ты никогда не думала, что будет потом? Чем мы будем отличаться от нашей матери, и этого ее..

Электра. У нас нет матери.

Орест. Подожди. Не надо так.

Электра. Орест, когда ты отправился в этот путь, домой, неужели ты не понимал, что тебе придется отомстить за отца. Сделай это, и тогда у нас ничего не останется за спиной, никаких долгов. Мы будем абсолютно свободны и чисты, как дети. Снова маленький Орест, маленькая Электра. Снова - мы. Ты же сейчас сам об этом говорил.

Орест. Да, я думал об этом. Но ведь это анахронизм. Это… ерунда какая-то. Боже ты мой! У меня в голове это не укладывается. Послушай, если мы начнем сводить с кем-то счеты, то наоборот вернемся назад.

Электра. Я ждала тебя столько лет. Для чего? Для того, чтобы вести с тобой умные беседы? Или, может для того, чтобы трусливо сбежать куда-нибудь далеко!? Но от этого не сбежать! Слышишь!? Возьми себя в руки.

Орест. У меня голова кружится. Выпил, пожалуй, лишнего. И от твоих слов … тоже…нехорошо.

Электра. Прости. Я не учла одной мелочи. Ты вырос далеко отсюда. Не рядом со мной. Ты стал совсем другим.

Орест. Хорошо, хорошо. Я сделаю то, что ты просишь. Я их убью.

Электра (удивлена). Ты как-то быстро передумал. Почему вдруг?

Орест. Потому.

Электра. Я тебе не верю. Ты хитришь.

Орест. Нет. Как же мы это сделаем? С таким тесаком я не пройду в дом дальше поста охраны.

Электра. Я уже все придумала. Я выманю мать сюда. Позвоню и скажу, что жду ребенка. Клитемнестра обязательно приедет проверить эту новость лично. И своего альфонса с собой прихватит. Эгисф везде таскается за ней как хвост.
Орест. Они наверняка приедут с охраной.

Электра. Нет. Обычно она появляется здесь без своих бугаев. Так будет и в этот раз. Я уверена. Да и кого ей здесь опасаться? Не моего же увальня?

Орест. Да, а как же твой муж?

Электра (улыбается) Муж? Этот теленок влюблен в меня по уши и сделает все, что я скажу. Мешать то уж точно не будет.

Орест. Странный он какой-то?

Электра. Никакой. Воображения у него – ноль. Хотя человек он хороший.

Орест. Вот как. И ты только поэтому вышла замуж? За хорошего человека?

Электра. По нынешним временам это немало.

Орест. Наверное, ты права. Только представить его рядом с тобой не могу.

Электра. И не представляй. Я вышла замуж только для того, чтобы сбежать из дома. Я задыхалась - там все провоняло лицемерием и предательством. Мне было все равно за кого выходить. Получилось как в сказке – за первого встречного. Увидела его в таком же маленьком кафе как это, даже не помню где. Спросила: «Будешь моим мужем?». Он обалдел. (Смеется). Только ему ничего не обломилось. Мы даже спим в разных комнатах…

Орест. Не надо. Не объясняй мне ничего.

Электра. Хорошо. Какой ты чувствительный. Вот что, ты тут посиди, а я пойду, позвоню драгоценной матери.

Орест (один, снова берет в руки нож). Как все быстро. Что же делать?..
Электра идет к дому. Пилад быстро выскальзывает из палисадника, встречает Электру на пороге.
Электра. А-а, верный друг Пилад.

Пилад. Как ты догадалась?

Электра. Ну, не надо быть семи пядей во лбу. Где Орест, там и Пилад. Разве не так всегда было?

Пилад. Да, было. И даже есть. И обязательно будет.

Электра. Значит, слушал, о чем мы говорили?

Пилад. С чего ты взяла?

Электра. У тебя уши отвисли от любопытства.

Пилад (проверяет). Уши как уши.

Электра. А ты изменился. Помнится был чумазый пацан, вечно в синяках, с драными локтями и коленями. А сейчас есть на что посмотреть.

Пилад. А ты посмотри, посмотри. А я на тебя буду смотреть, принцесса. (Обнимает ее и целует).

Электра (вырывается, влепляет ему пощечину, улыбается). Еще раз так сделаешь…

Пилад (трет щеку). Мм… как сладко. А ладошка у тебя, принцесса, тяжелая.
Электра уходит в дом. Пилад сбегает по ступеням, подходит к Оресту, плюхается на стул, где только что сидела Электра.
Пилад. Классная у тебя сеструха. Орест, друг, можно я за ней поухаживаю?

Орест. Валяй. Только она вроде как замужем.

Пилад. Фигня. Муж не трамвай - подвинется.

Орест. Мы сейчас с ней поговорили. Знаешь, чего хочет Электра?

Пилад. Знаю. Я подслушивал.

Орест. Пилад – ты свинья.

Пилад. Ну да. И это знаю.

Орест. Я должен убить свою мать. Вот этими руками. А я ее даже не видел. Бред како-то.

Пилад. Не дрейфь. Я же рядом. Дай-ка. (Забирает нож у Ореста). Холодное оружие умелых рук требует, а то можно бо-бо сделать.

Орест. Если честно, я шел домой и не только о сестре думал. О матери тоже. Я так хорошо ее помню. Отца – нет, а ее помню.

Пилад. Вот и встретитесь.

Орест. Как? С ножом?

Пилад. У-у, ты что-то совсем раскис.

Орест. Я как-то должен это сделать, во что бы то ни стало. Сам. Иначе это сделает сестра. Я сейчас слушал ее и понимал - она не остановиться. Электра одержима этой идеей – отмстить за отца. Если я скажу нет, она возьмет этот нож в руки и обязательно попадет в переделку. И потом - она не должна пачкаться во всем этом дерьме. Электра должна остаться чистой.

Пилад. Мысль неплохая, главное – это благородно. А ты сможешь?

Орест. Я должен. И точка.

Пилад (вертит в руках нож). Должен, говоришь? Ты? Пойдешь и сделаешь?.. (Подходит к Оресту). Встань.

Орест. Зачем?

Пилад. Делай, что говорят.
Орест встает, качаясь. Пилад приставляет к нему нож, Орест отшатывается, но Пилад держит его.
Орест. Ты что?

Пилад. Не бойся, дурак. Представь… Вот это идеальное лезвие, это произведение оружейного искусства нужно воткнуть в живую теплую плоть. Воткнуть с силой, глубоко, так, чтобы железо рассекло кожу, мышцы, жилы и поразило внутренние органы. Например, печень. Или сердце. А твоя мишень в этот момент будет хрипеть от адской боли, хватать тебя руками, пускать кровавую слюну и смотреть на тебя выпученными глазами.

Орест. Прекрати! Меня сейчас вырвет.
Орест хватается за горло и убегает за угол кафе. Слышно как его выворачивает. Пилад улыбается, ловко играет ножом, убирает его в ножны и прячет в накладной карман на брюках.
Пилад (один). Хм, должен… Тебя, Орест, видимо плохо учили в твоих университетах. Между «могу» и «должен» целая пропасть. И не тебе через нее прыгать. Шею свернешь, ученый придурок. А я за тебя все-таки отвечаю. Я твоему отцу слово дал – не отходить от тебя ни на шаг. Хоть и пацан сопливый был, а все равно помню. Агамемнон – он мужик что надо. Воин, борец. И большая умница. Он уже тогда понимал, что ты, Орест, не годишься для большой драки. Да чего там, даже в маленькой драчке тебе делать нечего. Фантазер чертов. И в кого ты только такой уродился? Нервный. Мать – баба конечно сволочная, но любого мужика за пояс заткнет. А Электра? Какая она… гордая. Пожалуй, даже слишком. Такие никогда ничего не прощают. Только одной гордости маловато для дел. Надо еще кое-что. Да, как ни крути, а придется за вами как следует присмотреть, за обоими. Придумали кровь пускать. Гуд. Благородно, ничего не скажешь. Только не ваше это дело, детки мои дорогие, не ваше.
Появляется Орест.
Орест. Что ты там бормочешь? Молишься что ли?

Пилад. Вроде того. (Наливает себе из бутылки) Будешь?

Орест. Нет, с меня хватит. (Шарит по столу) А где нож?

Пилад (хлопает рукой по карману с ножом). В надежном месте. (Выпивает залпом). Я же твой оруженосец. Так?
Орест. Об этом до сих пор речи не шло. Ты был просто друг.
Орест подходит к уличному умывальнику, умывается, пьет прямо из краника.
Пилад. Конечно, друг. Теперь и оруженосец. Короче, пусть ножичек пока остается у меня. А как время придет, я тут как тут. Лады?

Орест (садится, с облегчением) Хорошо. Пусть у тебя будет. А то мне эта игрушка на нервы действует.

Пилад. Отлично.

Орест. Похоже, ты тоже сума сходишь. Тебе все это нравиться.

Пилад. А чего ж? По крайней мере, это не скучно.

Орест. Слушай, Пилад. А зачем ты домой вернулся. У тебя же здесь никого нет?

Пилад. Я шел за тобой.

Орест (подозрительно). И все? Я же тебя не просил, ты сам вызвался. Зачем?

Пилад. Чтобы идти за тобой.

Орест. Ладно. Не хочешь – не говори.
Из дома быстро выходит Электра.
Электра. Все получилось. И даже лучше. Она сама сегодня хотела к нам заехать. Как она сказала: «Соскучилась по единственной дочке». А когда узнала, что у меня якобы будет ребенок, так прямо заголосила от радости. Так что примчится, как миленькая.

Пилад. Дорогуша, ни нервничай. (Плескает из бутылки в стаканы). Давай лучше хлопнем и расслабимся.

Электра. Ты что, и меня решил опекать? Развелось вас… Я в этом не нуждаюсь.

Пилад. Спокойно. Никто тебя не опекает. Но ты все рано – ни нервничай. Заметно.

Орест. Сколько сюда ехать из города?

Электра. Если не попадут в пробки, где-нибудь час-полтора.

Пилад. Значит, у нас есть как минимум час другой. Я бы всхрапнул.

Орест. И ты сможешь сейчас спать?

Пилад. Да, я смогу сейчас спать. И тебе советую. Герою перед совершением подвигов надо набраться сил. Да и к тому же, нечего нам тут маячить. Долгожданные гости нас не должны видеть. Электра, я правильно говорю?

Электра. Да. Идите в дом. И поднимайтесь наверх. Там есть кровати. Когда мать появится, я дам вам знать.

Пилад (поднимает Ореста). Давай-давай. Поднимай свой драгоценный зад. Пойдем деточка баиньки.

Орест (отталкивает Пилада). Ну, хватит! Что ты как курица-наседка кудахчешь надо мной. Сам дойду. (Стремительно уходит в дом).

Пилад. Пожалуйста. Я не гордый.
Электра и Пилад остаются вдвоем.
Электра. Спасибо тебе.

Пилад. За что?

Электра. За брата.

Пилад. Пустяки. Я люблю этого болвана.

Электра. Сильно?

Пилад (смеется). В меру. Вообще-то, я предпочитаю девочек. Если ты об этом.

Электра. Я уже поняла. Не сердись, что я тебе… ну, ударила.

Пилад (трет щеку). Да это ничего. Бывало и хуже. А это так, я бы сказал, ласково.

Электра. Как вы жили? Там?
Пилад. Хорошо. Даже, пожалуй, слишком. Орест начал сомневаться – стоит ли возвращаться домой. Но он всегда помнил о тебе. Потому мы и вернулись.

Электра. А ты? Ты помнил обо мне? Ты же раньше всегда смотрел на меня, тайком, как волчонок.

Пилад. Я думал, что ты не видишь.
Пилад делает к ней шаг.
Электра. Не надо. У нас еще будет время поговорить. А теперь иди. Ну, иди же.

Пилад. Тогда я ушел. Да?

Электра. Да.

Пилад. Не скучай без нас, принцесса.
Пилад уходит. Электра одна.
Электра (убирает посуду). Теперь осталась самая малость, подождать. (Роняет на стол стакан). Руки дрожат. Интересно, от страха или от нетерпения. (Садится). Так, нужно успокоиться, взять себя в руки, иначе я выдам себя. (Нервно мнет руки). Да что же это?

Может выпить? Нет, пожалуй, больше не стоит, совсем развезет. А ну-ка, перестань, дура! Я знаю, что все получится. Не может не получиться. Я чувствую, как меня несет. Значит, сама судьба за меня все решила. Делай, Электра, делай. Почему тогда я трясусь?


Пауза
Почему, почему? Электра, признайся себе - ты все еще сомневаешься. Я так долго ждала, так долго, а дошло до дела, и я струсила. Зачем я кричала на брата. Сама такая же тряпка. Почему мы не такие как отец? Или даже как мать? Почему я не такая? Где эта уверенность, эта ярость, эта страсть? Как много вопросов и никаких ответов. А ведь та же кровь течет в наших венах. Все говорят, что я очень похожа на отца. И брат. Тот же нос, те же брови, скулы. У него такие же сильные как у отца руки, крепкие пальцы. (Улыбается). И губы он так же сжимает, когда сердится. Только на щеках совсем еще ничего не растет. Не щетина, а пух. А как похож голос, какие знакомые интонации, хрипотца. Сердце так и ноет. Мой милый Орест, с каждым днем ты все больше похож не него. Одно лишь отличие - ты слишком много говоришь. А я? Что я сейчас делаю? Ох уж эти мерзкие слова, которые уводят от сути. Говорим, говорим… Вот и ответ на все вопросы. Не надо болтать. Дело задумано, дело нужно сделать. (Смотрит на руки, с улыбкой). А руки больше не трясутся.
Электра встает и уходит в дом.


Действие второе.

Хозяин кафе в поварском фартуке разделывает на деревянной чурке баранью ляжку. Что-то мурлычет под нос. Входят Клитемнестра и Эгисф.


Хозяин кафе. А! Какие гости! Милости просим, дорогая теща. И дорогой тесть.

Клитемнестра. Здравствуй, зятек. Как всегда хлопочешь? И присесть отдохнуть тебе некогда.

Хозяин кафе. Да. С утра сгонял в город, на рынок. Только что вернулся. Так что, мясо свежайшее. Шашлычки будут – высший класс. Располагайтесь, без обеда вас сегодня не отпущу.

Эгисф (перемигиваются с хозяином кафе). Кто бы сомневался. В здешних местах все высший класс. И не только мясо.

Клитемнестра. Эй вы, прохвосты, думаете, я не вижу?

Хозяин кафе. Да это мы так, шутим.
Хозяин кафе втыкает топор в чурку, относит миску с мясом в кафе.
Клитемнестра (Эгисфу, иронично). Дорогуша, и часто ты без меня бываешь в этом притоне? Что молчишь? Я ведь знаю, что здесь по ночам бывает – девки, шоферня. Что, мяса захотелось?

Эгисф. Не выдумывай. Я сижу возле тебя как цепной пес. Ни шагу в сторону.

Клитемнестра. Кобелек ты хороший, а не пес. И не ври мне, дорогой. Я ведь вижу - ты скучаешь в последнее время. Стоит мне только отвернуться, как тебя нет. Одни боги знают, где ты таскаешься. И с кем.

Эгисф. Да, да, заехал сюда как-то раз. Посидел полчасика и все. Ты же знаешь – я здесь бывать не люблю. Электра на меня волком смотрит.

Клитемнестра. А вот этому верю.
Хозяин кафе выходит, выносит скатерть и посуду. Накрывает на стол.
Хозяин кафе. Мамочка, дорогая, присаживайтесь. У нас тут скромно, но чисто. Водички, соку?

Клитемнестра. Спасибо, не нужно. А где твоя драгоценная супруга? Неужели все еще спит?

Хозяин кафе. Да нет, что вы. Электра давно уже на ногах. У нас с утра и посетители уже были. Наверное, прилегла отдохнуть или по дому что делает. Да я сейчас ее позову.

Клитемнестра. Не надо, я сама. Нам поболтать нужно, о своем, о женском. (Грозит Эгисфу пальцем). Дорогуша, веди себя хорошо.
Клитемнестра уходит в дом. Эгисф расслаблено разваливается на стуле за столом.
Эгисф. Уф. Как меня все достало.

Хозяин кафе (смеется, оглядывается на дом). Что, приятель, тяжко?

Эгисф. Сам не знаю. Когда-то мне все это нравилось. Когда-то очень давно.

Хозяин кафе (смеется). Заездила?

Эгисф. Ну что ты все – ха-ха да ха-ха. Впрочем. Действительно смешно. Я раньше думал, что весь мир у моих ног лежит. Спросишь – почему? А я тебе отвечу. Потому что, такая женщина на меня обратила внимание! У меня кровь в жилах кипела от одного ее взгляда. Чем я тогда думал? Уж точно не мозгами. А может, заговорила она меня. Как ведьма. Я делал все, что она не пожелает, с азартом, с вдохновением. Я летал. А сейчас… какое-то дрянное предчувствие появилось.

Хозяин кафе. Да, приятель, по мне так человек летает в жизни только один раз – когда падает.

Эгисф. Вот и я думал, что лечу. Прилетел, мордой об асфальт. Хватился, а ручки то в крови. Черта с два отмоешь.

Хозяин кафе. Чьи руки?

Эгисф. Чьи? А, хитрец. Ты на слове меня не лови. То дело прошлое. Эх, сбежать бы куда подальше. Сто раз об этом думал, да неохота с места сниматься. Привык я шикарно жить. Отвыкать совсем не хочется.
Хозяин кафе. Так и не отвыкай. Никто ж не гонит. Ты за рулем?

Эгисф. Что? А - а. Нет, она меня в последнее время за руль не пускает. Говорит – задумчивым стал. А это опасно для жизни.

Хозяин кафе. Во всем есть свои плюсы. Давай, приятель, водочки хлопнем? А?

Эгисф. А давай! Наплевать на все. Не хотел я сегодня сюда ехать. Она прицепилась. Глаз с меня не спускает.
Хозяин кафе выносит бутылку, закуски и рюмки.
Хозяин кафе. Мы культурненько. С семужкой, с икоркой. Как ты любишь.

Эгисф. Знаешь ты как угодить. Вот скажи мне, откуда ты такой понимающий взялся? А?

Хозяин кафе. Пустяки. Это не сложно.
Выпивают.
Эгисф. Слушай, я твою жену боюсь. Как ты с ней живешь, тебе не страшно?

Хозяин кафе (улыбается). А чего мне бояться. Я перед ней чист. А ты, приятель, оглядывайся.

Эгисф (нервно оглядывается). Ты это, специально, да.
В доме слышится раздраженный голос Электры и приглушенные ответы Клитемнестры.
Электра. Мама, ну опять ты за свое. Сколько можно?

Клитемнестра. Не кричи. Я не говорю тебе ничего лишнего.
Эгисф вскакивает и коситься на дом.
Эгисф. Слушай, давай банкет перенесем. Предлагаю посидеть в машине. А то бабы нам покоя не дадут.

Хозяин кафе. В машине так в машине. Как скажешь.
Хозяин кафе аккуратно составляет бутылку, рюмки и закуску в ведро, закрывает полотенцем – они уходят вместе с Эгисфом. Электра выходит на террасу из дома. Клитемнестра - следом.
Клитемнестра. Как с тобой разговаривать? Ты всегда убегаешь от меня. Вот, как сейчас.

Электра. Со мной очень просто разговаривать. Для этого надо просто меня слышать. Попробуй хотя бы раз.

Клитемнестра. Я пробую. (Замечает уходящих Эгисфа и Хозяина кафе). Эй, мужчины! Вы куда?
Электра снова быстро уходит в дом.
Эгисф (испуганно). Мы?

Клитемнестра. А что, здесь есть кто-то еще?

Хозяин кафе. Мы машину пошли мыть. (Поднимает ведро).

Эгисф. Да, мы пошли.

Хозяин кафе. Мы быстро. (Подхватывает Эгисфа под руку и уводит).

Клитемнестра. Мыть? Зачем? Машина вчера из мойки. Ну что за идиоты. Электра…
Клитемнестра замечает, что дочери нет.
Клитемнестра. Электра!

Электра выбегает и встает в дверях.


Электра. Мама, я не хочу в таком тоне говорить о своих делах.

Клитемнестра. В каком тоне?

Электра. Ты на меня всегда давишь. Не надо мне твоих блатных врачей, и больниц не надо. Справлюсь сама. Не велика наука – детей рожать.

Клитемнестра. Электра, это дикость. Еще скажи, что будешь рожать в этом притоне.

Электра. Это не притон. Это – мой дом. Захочу, и не буду рожать вообще.

Клитемнестра. Зачем ты так. Ребенок – это счастье. Поверь мне, дети совершенно меняют жизнь. Она становиться совсем другой, полной что-ли. Ты ни о чем другом думать не будешь, только о ребенке.

Электра. Не буду думать? Похоже, ты только об этом и мечтаешь. Ты спишь и видишь, чтобы моя память стала стерильной. И у меня не было никаких вопросов к тебе.

Клитемнестра. О чем ты хочешь спросить? Пожалуйста, я отвечу.

Электра. Я спрошу. Если ты ответишь.

Клитемнестра. Я жду. Ну.

Электра (тихо). Почему ты убила моего отца?

Клитемнестра. Что? Я не слышу.

Электра (громче). Почему ты убила моего отца?!

Клитемнестра. Успокойся. На тебе лица нет.

Электра. Отвечай!
Пауза.
Клитемнестра. Я долгие годы тешила себя надеждой, что этого разговора никогда не будет. Или он состоится позже, когда ты сама родишь и выкормишь грудью ребенка.

Электра. Что бы от этого изменилось – родила я ребенка или нет?

Клитемнестра. Многое. Ты помнишь – у тебя была старшая сестра Ифигения?

Электра. Ты уходишь от ответа.

Клитемнестра. Нет, я отвечаю. Но не то, что ты ожидала услышать. Ведь так? Ты думала, я буду каяться, просить у тебя прощения, оправдываться? Ничего подобного от меня не жди.

Электра. Ты лишила меня отца.

Клитемнестра. Дура. А если бы он решил принести в жертву своим интересам не Ифигению, а тебя. Он сам бы скрутил тебя как жертвенную овечку и пролил твою кровь на алтарь.

Электра. Пусть.

Клитемнестра. Пусть?! Пусть избавят тебя боги от такой судьбы – пережить смерть своего ребенка. Пусть ты никогда не увидишь, как мужчина, которого ты любишь, отец твоих детей, поднимает на одного из них руку. В этот момент умирает не только ребенок, умирает прежняя жизнь, умирает любовь. Остается только ненависть. Электра, доченька, поверь мне, ты любишь не того человека, который был моим мужем. Ты любишь фантом, плод своего воображения. Ты любишь свои детские воспоминания.

Электра (плачет). Пусть, мама. Почему ты не дала мне шанс самой это все понять, самой расстаться с этими иллюзиями. Теперь я тебе не верю.

Клитемнестра. Мой муж и твой отец был жестоким насмешником и похотливым козлом. Когда он вернулся с войны, думаешь, он поспешил ко мне с любовь и ласками. Как бы ни так. Он резвился с бабами, которых приволок с собой в качестве трофея. Да кто это вытерпит?

Электра. Как ты можешь упрекать его за это. Ты, сама…

Клитемнестра. Я женщина. И мой удел любить. Мне очень жаль тебя, девочка. Ты до сих пор не знаешь, что это за чувство. Ты не знаешь, сколько в любви высокого и низкого. Ты не знаешь, как прекрасна страсть.

Электра. Мама, меня тошнит от тебя.
Электра убегает в дом.
Клитемнестра (одна). Глупая. Какая ты, Электра, еще маленькая, совсем еще ребенок. А пора бы уже повзрослеть.
Клитемнестра следом за Электрой уходит в дом. В этот момент Пилад и Орест, выбираются с чердака на крышу, затем спрыгивают вниз, во двор. Орест пытается уйти. Пилад его останавливает.
Пилад. Ты что, решил свалить? Не попрощавшись.

Орест. Нам лучше уйти. Не совсем, на время.

Пилад. Струсил?

Орест. Почему ты сводишь все к этому примитивному слову «струсил». Мы же не в сад за яблоками полезли. Вот там моя мать. Я слышал ее голос. И я не видел ее целую вечность. И что? Что я должен сделать? Сказать: «Здравствуй, мама. Я пришел тебя убить». Бред какой-то!

Пилад. Что ты орешь, идиот?

Орест. Я как раз нормальный. Это вы тут все с ума сошли.

Пилад. Она же убила твоего отца?

Орест. Да наплевать мне на моего отца. Я его почти не помню. Ему никогда до меня не было дела, он никогда меня не замечал. Да, скажу тебе по секрету, и Электру он тоже не замечал. Это она потом выдумала – отцовская любовь и все такое.

Пилад. Скажу тебе тоже по секрету, ничего она не выдумала.

Орест. Откуда ты можешь знать?

Пилад. Знаю. Отец любил тебя. Поверь мне на слово. Я ведь давно хожу за тобой как тень и собираю то, что ты теряешь – слова, мысли, воспоминания. Чего не помнишь ты, помню я. Меня даже иной раз сомнения одолевают - а существую ли я на самом деле? Может быть, я лишь твой внутренний голос или твое отражение?

Орест. Пилад, друг, ты существуешь. Потому что ты всегда можешь встать и уйти. И жить, как тебе захочется.

Пилад. Да, могу, но я лучше останусь.

Орест. Оставайся, конечно. Только объясни мне, зачем тебе наши семейные скелеты в шкафу? Что ты все суетишься?

Пилад (растерян). Не понял. Ты что, гонишь меня? Да что я буду делать один? Ты не имеешь права так поступать со мной. Слышишь! У меня уже нет другой жизни, только где-то рядом с тобой.

Орест. Ладно, не психуй. Ты остаешься. И я остаюсь. И нам надо куда-то убраться. Мы тут у всех на виду.

Пилад. Давай в сарае устроимся. Я там был. Не царские палаты, конечно, но вполне сойдет. И главное мамаша твоя точно туда не сунется.
Возвращается Эгисф. Он заходит в кафе.
Орест (выходит из сарая). Пилад, я мигом. Принесу воды, а то башка раскалывается. Ну что за день.
Орест идет к кафе и сталкивается с Эгисфом. Орест пытается ускользнуть, но Эгисф ловит его.
Эгисф. А ну стой. Ты кто? Воришка? Удивительно знакомая рожа. (Разглядывает лицо Ореста, поворачивая его рукой). Кажется, я знаю кто ты. Не сильно же ты парень изменился. Ты Орест, наш драгоценный отпрыск, затерявшийся в дальних краях.

Орест. Отцепись, свинья.

Эгисф. А! Значит, я правильно угадал. Ай да сюрприз. Надо срочно порадовать мамочку. А Электра, хороша сучка, помалкивает, что брат вернулся. Интересно, что вы тут задумали? (Жестко) Не дергайся, слизняк. Ты попался. (Снимает с брюк ремень и пытается связать Оресту руки). Говорил же я этой дуре, надо брать с собой охрану. Теперь придется делать все самому.

Орест. Отпусти, пожалуйста.

Эгисф. А как будет рада Клитемнестра. А я то как рад. Теперь за тобой можно будет присматривать, мой драгоценный сын.

Орест. Я тебе не сын, скотина. Да отпусти же.

Орест и Эгисф борются. На шум появляется Пилад. Эгисф пытается кричать, но Пилад быстро выхватывает топор из чурки и бьет Эгисфа по голове. Тот в руках Ореста сползает на землю. Орест и Пилад оглядываются, но понимают, что потасовку никто не видел и не слышал. Друзья осторожно склоняются над телом и разглядывают.


Орест. Ты его убил?

Пилад (проверяет пульс). Угу, грохнул. Пипец. Не думал, что у человека такая черепушка хрупкая. Раз и готово. Так просто.

Орест. Просто? Ты что, ничего не чувствуешь?

Пилад. Нет.

Орест. Может быть это шок.

Пилад. Может. Слушай, давай моим психологическим состоянием потом займемся. Не время. Держи. (Сует ему топор). Убери его куда-нибудь подальше. А я уберу эту падаль.
Пилад берет Эгисфа за ноги и тащит его к сараю. Электра выходит из дома.
Электра (Клитемнестре). Сейчас, мама. Я только на минуточку, посмотрю - нет ли посетителей.

Пилад (останавливается). А вот и сестричка. Я думаю, она оценит твой первый подвиг.

Орест (испуганно) Мой? Что ты мелешь?

Электра (подходит к брату, оглядывается на дом). Орест, а ты оказался сильнее, чем я думала. Не ожидала.

Орест. Я? (смотрит на топор в своих руках). Ах да, ну конечно. Я сейчас все объясню.

Электра. Потом. Быстро уберите этого ублюдка. Пока мать не увидела.
Электра забирает топор у брата и бросает его в сарай.
Пилад (Оресту). Ну? Ты мне поможешь?

Орест. Идите к черту (Отходит).

Электра. Теперь обратной дороги нет. Слышишь, Орест.

Пилад. Электра, оставь его.
Орест заходит в кафе, слышно, как хлопнул холодильник. Он выходит с бутылкой минералки, нервно льет воду себе на руки, умывает лицо. Расплескав всю бутылку, садится на пороге, вытирает руки о куртку и штаны. Входит Хозяин кафе.
Хозяин кафе. Эгисфа не видели? За смертью его посылать.

Электра (усмехается). Именно туда он и отправился.

Хозяин кафе (замечает Эгисфа). Что тут у вас творится. Кто его так?
Электра. Какая разница. Некогда объясняться. Помоги Пиладу убрать его с глаз долой. Хозяин кафе. Как скажешь, дорогая.

Электра. Сними фартук, бестолочь. Все перемажешь в крови.

Хозяин кафе. Ерунда. Кто ж разберет - где тут баранья кровь, а где человечья.

Пилад (смеется) А ты продуманный мужик. Уважаю.

Электра. Быстрее, хватит болтать. Вы хоть что-то можете сделать без лишних слов.
Мужчины затаскивают тело Эгисфа в сарай. На террасу дома выходи Клитемнестра. При ее появлении Орест прячется в кафе.
Клитемнестра. Электра, ты опять меня бросила.

Электра (Пиладу, тихо) Прибери здесь, чтобы никаких следов не осталось. (Клитемнестре). Мама, я уже иду. (Поднимается на террасу). Давай еще по чашке чая. Ты попробовала мое печенье?

Клитемнестра. А кто этот молодой человек?

Электра. Это приятель мужа. Зашел помочь.

Клитемнестра. Странно. Я могла его видеть?

Электра. Навряд ли, он здесь недавно.

Клитемнестра. Может быть… Хотя мне кажется, что я видела его раньше.

Электра (уводит мать в дом). Тебе показалось.
Пилад и Хозяин кафе остаются одни. Хозяин кафе закрывает сарай на висячий замок, прячет ключ в карман.
Хозяин кафе. Так спокойнее. Под утро увезу в лес, закопаю.

Пилад. Закурим?

Хозяин кафе (посмотрел на пачку). Сигаретки-то в кафе взял?

Пилад. Нет, в доме. У твоей супруги. Ты не против?

Хозяин кафе. Нет. Кури себе. Я не буду.

Пилад. Забавный ты человек.

Хозяин кафе. Почему?

Пилад. У тебя труп в сарае лежит, а тебе хоть бы хны.

Хозяин кафе. А что нервы зря тратить? Покойника все равно не оживить. Один человек убил другого, значит, так тому и быть.

Пилад. Да, пожалуй, ты прав. Хоть дергайся, хоть нет, а труп будет лежать в сарае. Слушай, мужик, чем дальше, тем больше ты мне нравишься.

Хозяин кафе. А друг твой, все-таки дергается. Это ведь он приложился. Да?

Пилад. Может и он. Во всяком случае, Орест должен был это сделать.

Хозяин кафе. Я знаю. Когда жена сказала, что Орест вернулся, я сразу понял - будут дела.

Пилад. И что? Не было желания помешать? Делам?

Хозяин кафе. Не моя это забота - вмешиваться. Я это давно понял.

Пилад. Что?

Хозяин кафе. А вот что. В наших краях любой ребенок знает историю о том, как жена убила мужа, знают – за что убила. И про бедных детей - Ореста и Электру тоже рассказывали. Только я никогда не думал, что эта сказка станет частью моей жизни. А теперь чего уж брыкаться. Теперь я сам часть этой сказки.

Пилад. Мудро.

Хозяин кафе. Я, приятель, так живу – делаю, что сама жизнь подсказывает. Прислушиваюсь, так сказать, к тому, что она шепчет. Нравиться, мне это или нет, а против судьбы не попрешь.

Пилад. Не рыпаешься, значит, что бы ни случилось.

Хозяин кафе. Угу. А ты к чему это?

Пилад. А к тому. Вот такая незадача - мне твоя жена нравится. Что тебе твоя жизнь шепчет на этот счет?

Хозяин кафе (хмуро). Думаешь, она полюбит тебя? Наивный. Она никого не любит.

Пилад. Тогда отпусти ее.

Хозяин кафе (усмехается). А ее и не держу. Забирай, если получится. Я ведь с ней даже ни разу не переспал. Она до сих пор девка. Пробовал, конечно, но она мне нож к горлу приставила. Как вспомню ту ночку, так мороз по коже.

Пилад. А ведь ты ее любишь.

Хозяин кафе. А это парень не твоего ума дело. Иди и бери ее. Может, хотя бы ты сделаешь ее счастливой.

Пилад. Нет, мужик, ты мне определенно нравишься. Знаешь что, валил бы ты отсюда. Чтоб потом не пришлось объяснять, где ты был в такое то время. Это я тебе по дружески советую. Веришь?

Хозяин кафе. Верю. Пожалуй, пойду. Держи. (Отдает Пиладу ключ от сарая, снимает фартук, Пилад тут же его надевает). И отгоните их машину куда-нибудь подальше, чтоб глаза не мозолила. И еще. Тут через пару часиков народ начнет собираться. Так что кончайте со всем сейчас, не откладывая.

Пилад. Понял. Пока.
Хозяин кафе уходит. Из кафе крадучись выходит Орест, разглядывает Пилада.
Орест. Ты чего вырядился?

Пилад. Теперь я здесь хозяин. Ну, как я тебе?

Орест. А где этот тюфяк?

Пилад. Убёг приятель. Освободил нам место, как он сказал, для дел.
Пилад достает из кармана нож, снимает и отбрасывает чехол.
Орест. Что ты делаешь?

Пилад. Пришло время действовать. И верный оруженосец готовит оружие для грядущей битвы.
Пилад втыкает нож в плашку. Электра выходит из дома и подходит к Оресту и Пиладу.
Электра. Пора заканчивать эту комедию. Я не могу больше.

Пилад. Как скажешь, дорогая.

Электра. Пожалуйста, не говори как мой муж. Никогда.

Пилад. Уже забыл эти слова.

Электра. Он ушел?

Пилад. Да, оказался очень предусмотрительным.

Электра. Да, его лучшее качество – предвидеть последствия.

Орест. Замолчите. Вы похожи сейчас на каких жалких жуликов.

Электра. Вы? Как будто ты не стоишь рядом с нами.
Клитемнестра выходит на террасу дома, разглядывает всех троих. Они ее не замечают.
Клитемнестра. Орест?!
Вся компания оборачивается. Орест поднимается на террасу и попадает в объятья Клитемнестры.
Орест. Мама.

Клитемнестра. Когда ты вернулся?

Орест. На днях. Я хотел к тебе зайти, но вот, пока здесь.

Клитемнестра. Конечно-конечно, вы всегда были с Электрой неразлучны. И первым делом ты отправился к ней. Какой ты стал. Совсем мужчина. Выше меня ростом. Какой сегодня у меня счастливый день. Столько хороших новостей.

Орест (смотрит на Электру). Да. Мама мне так много нужно тебе рассказать. Давай поедем в город. Пожалуйста.

Клитемнестра. В город? Почему ты не хочешь остаться здесь? Здесь замечательно, свежий воздух. Муж Электры нас сейчас угостит обедом. Посидим, поговорим. Я так хочу тебя послушать. Как ты там жил, какие у тебя планы.

Орест. Свежий воздух бывает тоже вреден. Мама, поедем? Прямо сейчас.

Клитемнестра. Орест, милый мой, ты не болен? Ты дрожишь.

Орест. Да-да, я простыл. И мы должны ехать. Сейчас же.
Электра и Пилад подходят к террасе. В руках у Пилада нож, но он прячет его за спиной.
Клитемнестра (Оресту). Подожди. Электра, а где Эгисф? (Смотрит на всех по очереди, но все трое отводят глаза, Электре). Кажется, я понимаю. Я все понимаю. Ты же моя дочь. Ты не могла поступить иначе. А где твой муж?

Электра. Он ушел. Он тебе не поможет.

Орест. Мама.

Клитемнестра. Милый мой Орест. Это действительно особенный день. (Электре). Скажи мне, дочь, а твой будущий ребенок – это правда?

Электра. Какое это сейчас имеет значение?

Клитемнестра. Имеет. Я хочу знать, будет ли у меня внук.

Электра. У меня будет сын. Обязательно будет. Но не сейчас.

Клитемнестра. Жаль. Хотя, о чем я жалею. Дети должны появляться на свет в любви, а ты никогда не любила своего мужа. Может быть, потом, когда меня не станет, ты начнешь жить так, как тебе хочется. По крайней мере, ты так думаешь. И у тебя, возможно, будут дети. (Бросает взгляд на Пилада). Наверное, от этого парня с волчьими глазами?

Электра. Ты как всегда права.

Клитемнестра. Ну, не тяните. Давай, Электра, наберись решимости.

Орест. Не надо. Электра, еще не поздно. Прошу тебя.

Электра. Орест, не мешай. (Пиладу). Убери его.
Пилад выталкивает Ореста с террасы. Клитемнестра отступает в дом.
Электра (Пиладу). Дай мне нож.

Пилад. Нет уж. Не царское это дело, вершить правосудие. Иди к брату.
Пилад заходит в дом и закрывает за собой дверь. Орест снова поднимается на террасу и колотит ладонями по двери.
Орест. Мама! Защищайся. Мама!

Клитемнестра (кричит из дома). Прощай, Орест!

Орест. Мама! Электра! Да остановитесь же!
Орест прижимается к стене и тихо плачет. Пауза. Выходит из дома Пилад, садиться на ступени. Электра садиться рядом. Орест забегает в дом и почти сразу выходит, спускается во двор, ошарашено смотрит на Пилада и сестру.
Орест. Как же вы смогли?

Электра. Смогли.

Пилад. Вот мы и сделали это.

Орест. Почему мы? Нет, только не я. Я ее не убивал.
Пилад. Кто же теперь тебе поверит.

Электра. Орест, мой милый брат. Ты мог убить мать, мог ее защитить. Но ты не сделал - ни того, ни другого. Пилад прав. Мы сделали это все вместе. Прими это достойно.

Орест. Вы что, свихнулись? Электра! Пилад! Вы и, правда, так считаете? (Отшатывается от них). Вы, вы… Мамочки, как страшно. Что вы со мной сделали. Что вы с собой сделали. Это же не поправить. Никогда!
Орест мечется по двору.
Я не убивал! Слышите! Я не убивал!
Орест убегает.
Пилад. Догнать его?

Электра. Не надо. Он вернется.
Конец.
2008 год.

Семен Киров Орест Трагедия в двух действиях Действующие лица

Утро. Окраина большого старого города. Видны остатки крепостных стен. Лежат доски и камни. Стены как будто собираются ремонтировать. Они одеты в леса, но рабочих не видно

317.34kb.

15 09 2014
1 стр.


Комедия в двух действиях действующие лица: Мужчина

Сцена разделена на три части. Посередине – лестничная клетка, на нее, слева и справа выходят двери двух квартир. В глубине – стеклянная дверь на лестницу и к лифтам

478.36kb.

02 10 2014
4 стр.


Пьеса в двух действиях действующие лица

Посреди бескрайнего зеркала из песка белая юрта, точно живая, нутро – кровянистый желток

562.64kb.

15 10 2014
3 стр.


Комедия в двух действиях по мотивам одноименного романа Джессики Адамс действующие лица

Портал сцены представляет собой монитор компьютера с изображением всем известной заставки

1243.86kb.

12 09 2014
4 стр.


К. А. Михайлов-Горыня. Агамемнон и сын его Орест, или Женская логика в Древней Греции

Действующие лица и исполнители: Агамемнон, сын его Орест, дочь его Элечка (она же Электра), козни Клитемнестры, Леонид Гайдай, Гомер, дух Кирилла Авенировича

12.8kb.

15 09 2014
1 стр.


Сказка в двух действиях действующие лица баба яга

Входит Кощей. Он в дождевике, в галошах на босу ногу, помятой шляпе. В одной руке корзина, в другой увесистый батожок

378.99kb.

15 10 2014
1 стр.


Фантазия в двух действиях для детей и родителей Действующие лица

С этого момента импровизация Сказочников дана как вариант на усмотрение режиссёра а следует собственно текст нашей сказки

317.25kb.

04 09 2014
3 стр.


Сказка в двух действиях. Действующие лица: Дед Мороз Снегурочка

Яга Ягинишна: Здравствуй сестра моя средняя Ягибиха! Здравствуй и ты моя младшая Ягишна!

257.42kb.

12 10 2014
1 стр.