Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
« Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №22 орта мектеп» ММ

ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата города Костаная»





Сабақтармен сабақтан тыс уақытта құқық бұзушылықтың алдын алудың бір түрі ретінде оқушылардың құқықтық мәдениетін қалыптастыру.
Формирование правовой культуры учащихся на уроках и во внеурочное время как одна из форм профилактики правонарушений.

Қостанай қаласы, 2011ж

Город Костанай, 2011 г

Семинар жоспары.
1.Оқушылардың құқық мәдиниетінің құруы.

директордың ТЖ орынбасары бойынша Т.Г. Титова

2. « Өз мемлекеттіңнің Ата заңын біл және құрметте» викторинасы.

Мұғалім: С.В.Танасейчук
3. «Адамгершілік және құқық» викторинасы.

Мұғалім: О.М. Васильева
4. «Әр шыншыл құқылы»викторинасы.

Мұғалім: Р.Я. Любарская
5. «Құқықтық мемлекетте жас бола білу оңай ма?» Мәслихат

Мұғалім: А.И. Гирш
6. «Харизм» пікір талас клубының отырысы

«Экологиялық құқық»

Мұғалім: Л.И. Семенюта

7. Релаксация. Пікірлерімен айырбастау. «Тек қана бүгін» позитивтік ойлау тапсырмасы.

Психолог: Л.У. Карпыкова


План семинара.


1.

Формирование правовой культуры учащихся.

зам. директора по ВР Титова Т. Г.





2.

Викторина «Знай и почитай Конституцию своего государства»

Учитель: Танасейчук С.В.








3.

Викторина «Мораль и закон»


Учитель: Васильева О.М.





4.

Викторина «Каждый правый имеет право»

Учитель: Любарская Р.А.





5.

Конференция « Легко ли быть молодым»

Учитель: Гирш А.И.





6.

Заседание дебатного клуба по теме:«Экологическое право»

Учитель: Семенюта Л.И.





7. Релаксация. Обмен мнениями. Упражнение позитивного мышления «Именно сегодня»

Педагог- психолог: Карпыкова Л.У.

« Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №22 орта мектеп» ММ

ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата города Костаная»




ОҚУШЫЛАРДЫҢ ҚҰҚЫҚ МӘДИНИЕТІНІҢ ҚҰРУЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ


Орындаушы: директордың ТЖ орынбасары

бойынша Т.Г. Титова

Исполнитель: зам директора по ВР Титова Т.Г.

Қостанай қаласы, 2011ж

Город Костанай, 2011 г.

Основная цель:

поиск форм и методов воспитательной работы, способствующих воспитанию законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

Жизнь ставит перед человеком задачу осуществления сознательного выбора между различными альтернативами поведения и ответственности за него. Окружающая действительность всегда образует определенные преграды, границы свободному выбору: материальные, политические, правовые и духовные. Мера свободы человека – степень ответственности за принятое решение. Запреты были и будут, пока существует человеческое общество, так как культура всегда остается нормативно регулирующей поведение людей системой. Для подлинно культурного человека обоснованные общественным интересом нормы и запреты отнюдь не принимаются как ярмо. Усвоенные с детства, они свободно и естественно реализуются в повседневной жизни.

Цивилизованность общества неотделима от правовой культуры граждан. Правовая культура является важнейшим фактором развития человека как гражданина, являясь средством создания и функционирования правового общества. У людей, не выработавших в себе навыков соблюдать нормы права, злостно их нарушающих, зачастую формируются определенные асоциальные жизненные «принципы», свой образ поведения – некий суррогат человеческих отношений. Большое значение в этой связи имеет вопрос о правовом воспитание и обучении подрастающего поколения.

Правовое и политическое воспитание призваны стать содержанием организационной сферы жизнедеятельности учащейся молодежи. Школ становится первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включает своих воспитанников в систему общественных отношений, формирует у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества. Найти гармонию между уникальностью собственного "Я" и универсальностью общественных требований личность сможет лишь в том случае, если с детских лет ребенок осознает важность таких отношений, как отношения взаимной требовательности, деловой зависимости, самодисциплины, руководства, подчинения. Гражданская направленность всего учебно-воспитательного процесса – это и цель, и средство правового и политического воспитания учащейся молодежи, призванных формировать у личности активную жизненную позицию.

Можно указать несколько важнейших требований, которым должна удовлетворять современная правовая культура.

1. Уважение к закону. В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение.

2. Знание закона. Незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать.

3. Обращение к закону. Имеется в виду, что решать конфликты и споры следует в рамках

Важным направлением по профилактике безнадзорности и правонарушений является информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях и требованиях, предъявляемых государством к выполнению социальных норм.

С целью изучения основ правовых знаний, правовой культуры, прав и обязанностей несовершеннолетних, формирование осознанного законопослушного поведения, на основании информационного письма №1403 от 10.10.2008.года и учитывая рекомендации Областной Коллегии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью по проведению правового всеобуча вторник объявлен Днем правового всеобуча. В День правового всеобуча организованы 15 минутные обучающие занятия.Утвержден годовой учебно-тематический план с учетом возрастных особенностей учащихся. Составлен совместный план с областным киновидеопрокатом, где предусмотрены киноуроки на правовую тематику. Предусмотрены занятия для педагогов и родителей. Материалы для занятий правового всеобуча готовят классные руководители, которые творчески подходят к составлению занятий правового всеобуча. Занятия правового всеобуча проводятся в форме беседы, викторины, мозгового штурма, дискуссии, ролевой игры. В материалы занятий включены творческие задания, анкеты. Для учащихся начальных классов информация преподносится в игровой, доступной для них форме. Используются различные правовые ситуации на примерах сказочных персонажей и литературных героев. Для корректировки дальнейшей воспитательной работы по формированию правовой культуры учащихся проводится мониторинг, определяющий уровень правовой культуры обучающихся. Так в декабре месяце среди учащихся 3-10 классов была проведена правовая олимпиада. Учащиеся были проинформированы о правильности выполнения заданий. Количество заданий - 30, каждый верный и по содержанию полный ответ оценивался в 1 балл. Задания составлены по материалам проведенных раннее правовых занятий. Вопросы и задания содержали теоретический и практический характер. В ходе тестирования выявлены западающие темы: даты принятия важнейших законодательных актов, административное право, имущественное право.

В школе создана большая методическая копилка по формированию правовой культуры. В копилке собраны различные формы проведения мероприятий по формированию правового сознания учащихся. Это викторины, конференции, читательские конференции, работа дебатного клуба «Харизма».

Еженедельно ( понедельник) проводятся тематические линейки, на которых обсуждаются проблемы подросткового возраста, вопросы поведения в общественных местах и о роли закона в жизни общества.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства.

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №22 орта мектебі » ММ

ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата г.Костаная»




Өз мемлекетінің Конституциясын

біл және құрметте.
Знай и почитай Конституцию

своего государства.
Учитель: Танасейчук С.В.

Қостанай 2011 ж.

Костанай 2011 г.






Учитель: Танасейчук Светлана Владимировна

Тема урока: «Знай и почитай Конституцию своего государства»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: викторина с элементами беседы

Оборудование: иллюстрации к сказкам, фото города Костаная, фрагменты мультфильмов, пословицы, символы Республики Казахстан, таблицы, филлворд.

ТДЦ:

1.Познакомить учащихся с правами и обязанностями школьников, правами и обязанностями граждан РК. Учить учащихся определять, что такое «можно» и что такое «нельзя».

2.Развивать устную речь, умение отличать права от обязанностей, соблюдать основные обязанности и права других людей.

3.Углубление знаний и расширение кругозора, активизация познавательной деятельности, формирование интереса к истории и культуре Казахстана, Костаная, выработка навыков работы в группе, воспитание коллективизма, воспитание любви и уважения к родной стране, символам республики Казахстан. Формировать коммуникативные умения школьников.





Этап урока

СУМ (содержание учебного материала)

МО

ФОПД

Уровень усвоения

ПМ

Социализ.

аспект

Индивид. коррекц. работа


1 орг.момент


2. основная часть

3. итог


- Прочитайте на доске пословицы, как вы их понимаете?

Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Честно жить – Родине служить. - Что вы понимаете под словом «Родина»?

Перед вами филлворд, здесь спрятались слова, которые имеют отношение к нашей Родине (флаг, герб, гимн, конституция, столица)


О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в историю нашей Родины, узнаем, как появилось наше государство, что такое «Конституция», поговорим о символах Казахстана.

- Как вы думаете, на чем держится порядок в любом государстве?

Прослушайте легенду:

Мы много путешествуем с вами. Но сегодня нам пришло необычное приглашение посетить страну Законию. Это удивительная страна, ее нет на карте, но познакомиться с ее жителями будет интересно. Жители страны Законии–– люди гостеприимные, доброжелательные. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях и порядках. Но так было далеко не всегда.
Давным–давно было два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно»  все было разрешено: хочешь воровать––воруй, хочешь убивать––убивай, хочешь оскорблять––оскорбляй. Можно все.
В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя». Нетрудно догадываться, что тут началось.
В городах и селах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» попросили помощи и государства «Нельзя». Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию».
В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
––Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности?.


  • Жители стали жить по законам

  • Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает права и интересы других, в обществе утверждается беззаконие, беспорядок.


История возникновения законов.
- Знаете ли Вы, когда появились законы в нашей стране? Хотите узнать?

Давным-давно, на территории нашей Родины жили разные племена: саки, канглы, ногаи, кереи, караханиды, найманы. Жили они разрозненно, каждое племя само по себе. На них часто совершали набеги соседние племена - джунгары, татаро-монголы. В 15 веке племена объединились в Казахское ханство, оно состояло из трех жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза. В 16-17 веках Казахское ханство укрепилось, во главе его стал Тауке-хан. В ханстве часто возникали спорные вопросы, которые помогали решать советники Тауке-хана - Толе би, Айтеке би и Казыбек би. Чтобы справедливо решать споры людей Тауке-хан придумал свод законов, который назвал «Жеті жарғы». Так появилась первая Конституция.

Конституция – это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Конституция Республики Казахстан, принятая на общенациональном референдуме 30 мая 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями от 1998 и 2007 годов) — как основной закон страны отражает волю народа Казахстана, его стремление к утверждению страны «в качестве демократического являются человек, его жизнь, права и свободы» (Н. Назарбаев).


Принятие Конституции празднуется в Казахстане 30 августа. По признанию президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Конституция Казахстана есть основание свободы. Так, Конституция дала народу в Казахстане самое главное — право выбора.
Первой статьей Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
- Как вы думаете, кто такой гражданин?

Гражданин – это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе.

Права и обязанности определяются законом – Конституцией РК.



Права:

Обязанности:

- право на жизнь;

- право на свободу;

- право на труд;

- право на отдых;

- право на свободу слова;

-право на свободу совести;

-право на личную неприкосновенность.


-соблюдать законы Казахстана;

- уважать права и свободы других людей;

- защищать Отечество;

- сохранять природу;

- платить налоги;

- заботиться о детях;

- заботиться о сохранности исторических и культурных памятников.


Какие вы знаете права и свободы человека?

На доске рисуется таблица. Читаю права и свободы, ученики распределяют их по трем группам.


1.Социально-экономические права и свободы

2. Политические права и свободы

3.Личные права и свободы













  1. Быть свободными
    3. На жизнь

  2. Участвовать в управлении государственными делами, в обсуждении и принятии законов

  3. неприкасаемой частной жизни
    1. На отдых

  1. На образование

  2. На свободу слова и свободное их выражение

  3. Собственного передвижения и выбора места жительства

  1. Вступать в брак и основывать семью
    З.На необходимую оборону

  2. Создавать общественные объединения
    1. На охрану здоровья

1. На жилище

З.На квалифицированную юридическую помощь

2. Получать и распространять информацию.
Викторина «Права»

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Ш. Перро «Красная шапочка»)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (С. Михалков «Три поросенка»)

3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного перемещения выбора места жительства? (В.М. Горшин «Лягушка-путешественница)

4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Внимание на экран. Посмотрите отрывки из мультфильмов и ответьте на вопросы.

Отрывок из мультфильма «Чиполлино», где Чиполлино вытаскивают из его домика.

Вопрос: Какое право нарушено?

Ответ: Право на неприкосновенность жилища.

Отрывок из мультфильма «Буратино», где Буратино идёт в школу.

Вопрос: Каким правом воспользовался Буратино?

Ответ: Правом на образование.

Отрывок из фильма «Сказка о царе Салтане», где князь Гвидон превращается в комара.

Вопрос: Каким правом воспользовался князь Гвидон?

Ответ: Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину.

Отрывок из мультфильма «Буратино», где кот Базилио и лиса Алиса, пытались отобрать у Буратино монеты.

Вопрос: Какое право нарушено?

Ответ: Право на имущество.


Символы государства РК

- Какие символы нашего государства вы знаете?



4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы независимого Казахстана. Этот день навсегда останется в истории страны как день рождения новой государственной символики.

Государственные символы — одна из незыблемых основ государства. Голубой флаг с золотистым солнцем и парящим силуэтом орла и герб, в центре которого находится образ шанырака, как символ общего дома для всех казахстанцев, явили миру образ нового независимого Государства под названием Республика Казахстан. 4 июня в республике празднуется День государственных символов.



Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с 32 лучами, под которым изображен парящий степной орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота.
Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.

Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности.

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего герба, является шанырак — круговое навершие купола юрты.
Шанырак — символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык — зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди — уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца — источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге — раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность.

Таким образом, языком геральдики авторы выражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома — Казахстана. Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны — тулпары. Хотя изображение аргамаков в государственной символике имеет давнюю историю, тем не менее, данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, то есть признак труда, изобилия и материального благополучия.

В центре герба находится пятиконечная звезда. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов. Цветовую гамму герба составляют два основных цвета — золотистый и голубой. Первый соответствует светлому, ясному будущему народов страны. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

Гимн Республики Казахстан – торжественная песня, в которой воспевается красота и сила, основные принципы государства, авторами его слов стали Нурсултан Назарбаев и Жумекен Нажмиденов, а музыку написал известный композитор Шамши Калдаяков.


Викторина «Вопрос-ответ»

  1. Что такое герб? (Символ государства)

  2. Какие цвета у Казахстанского флага?

  3. Кто составил первый свод законов «Жети жаргы»?

  4. Как называется основной закон нашей страны? (Конституция)

  5. Когда отмечают День государственных символов РК? (4 июня)

  6. Кто автор слов гимна РК?

  7. Когда отмечают День Конституции РК? (30 августа)

  8. В каком году она была принята? (в1995)

  9. Что такое Конституция РК? (Закон)

А теперь, пришло время поговорить о нашем городе. Ему всего 131 год. Ученые-краеведы до сих пор спорят, почему город был так назван. Существует немало легенд о происхождении Костаная, но есть одна объединяющая их особенность - центральной фигурой каждой легенды является женщина.



Какие легенды вы знаете?
Легенды родного города.

Казалось бы, о Костанае нам все известно. Его история не уходит вглубь веков, как Отрара или Туркестана. Наш город не подвергался разрушениям в ходе великих битв, хотя гражданская война не обошла его стороной. И все же по сей день в его истории много белых пятен. Ученые краеведы по сей день спорят о топономике происхождения нашего города. Почему Костанай? Вот что рассказывает по этому поводу заведующая научно-методическим отделом Костанайского музея Галина Саталкина.

Существует немало легенд о происхождении Костаная, но есть одна объединяющая их особенность – центральной фигурой каждой легенды является женщина. Так, например, в одном из преданий говорится о бедняке-пастухе, жившем в скромном шалаше на берегу Тобола. В награду за трудолюбие и честность сосватали хозяева скота, который он пас, невесту для пастуха. И здесь же в шалаше, когда пришло время, родила жена бедняка красавицу-дочку. Увидев прелестное личико новорожденной, восхищенные гости сравнили его с красавицей луной – древним символом красоты у казахов. Слово «тана» имеет несколько значений, чаще всего означает «драгоценность», «украшение», иногда «жемчужину». «Танай» - «лунная жемчужина» из шалаша «Кос» - так называли в народе эту красавицу. Согласно преданию, местность, где была похоронена эта женщина, получила название по этому имени. Урочище Костанай-сай и одноименный брод через Тобол хранят о ней память. Но кроме имени и красоты, ничего примечательного в этом образе нет. Еще менее выразительны сестры Кос и Танай, жившие одиноко со своим отцом бедняком, изгнанным из родного аула невзлюбившим его могущественным баем, и умершие в одночасье от эпидемии.

Совершенно иной женский образ предстает перед нами в другой легенде. В незапамятные времена жила красавица Танай, дочь вождя могущественного племени Тургуна. Недобрая слава шла в народе о девушке. Была она красива, умна, остра на язык, а всех джигитов, которые хотели на ней жениться, вызывала на поединок с условием: если одержит она победу – жениху отрубят голову, если победит он – может либо жениться либо казнить ее.

Шло время, и много женихов погибло. В соседнем племени жил могучий батыр Кос. Был он молод, но уже прославился не только своей силой и воинским мастерством, но и мудростью, добротой и справедливостью. К нему и обратились родичи погубленных жестокой красавицей джигитов с просьбой наказать ее. И поклялся батыр, что постигнет ее та же участь, что и их сыновей. Отец девушки пытался отговорить молодого батыра, сказав, что от победы от взбалмошной и жестокой девчонкой славы он не обретет, а если проиграет, люди будут смеяться, вспоминая батыра, павшего от руки девушки.

При первой же встрече молодые люди полюбили друг друга. Дрогнуло сердце гордой Танай, и боясь гибели Коса, послала она к нему служанку с просьбой уехать, а потом встретиться с ней у развалин древнего города.

Но Кос сказал, что уехать без поединка не может, хотя и полюбил девушку больше жизни.

Множество людей собралось посмотреть на поединок. Могучей силе батыра не уступали ловкость и хитрость девушки. Хрупкая фигура в мужском наряде ловко ускользала от могучего захвата батыра. И все-таки батыр победил в поединке.

И тогда Танай выхватила кинжал и вонзила его себе в грудь. Умирая, просила Танай прощения у Коса за то, что натворила она много бед, но слишком долго не шел он к ней. И тогда потрясенный Кос сказал, что уходит от бессердечных людей к Танай, у нее больше ласки и доброты, чем в их каменных сердцах. И также убил себя кинжалом. Раскаялись люди, увидев эту трагедию, но изменить уже ничего нельзя было.

Молодого батыра Коса и красавицу Танай похоронили на высоком берегу реки Тобол, и в память о них эта местность стала называться Костанай.

Красивая легенда, сильные характеры остались жить в памяти народной, в названии местности, а затем и города.

Конечно, это всего лишь одна из версий происхождения названия нашего города, но вполне достойная права на существование.

А теперь возьмем интервью

1 .Вы родились в Костанае или приехали сюда позже?

2.Что вам нравится в нашем городе?



  1. Заметили ли вы изменения, произошедшие за последнее время?

  2. Какие здания были построены в городе за последнее время?

  3. Что вам не нравится в городе?

  4. Мечтаете ли уехать или собираетесь здесь жить?

  5. Что бы вы пожелали жителям этого города?

  6. Согласны ли вы с основными законами конституции нашего государства?

  7. Какие изменения вы бы внесли в Основной закон нашего государства? (добавили бы вы права и обязанности)

А теперь помечтаем...

Вернемся мысленно 131 год назад. Я буду рассказывать, а вы закрывайте глаза и мысленно представляйте себе все, что я расскажу.

Итак, мы попали в 90 года 19 века. Грязно, пыльно, неуютно. На плоской как стол пыльной степи, на берегу полупересыхающего Тобола, без единого кустика и деревца стоит Кустанай. название улицам первоначально давали по названию губерний, из которых приехали переселенцы: Оренбургская, Самарская ... Самыми большими были центральные улицы: Соборная, Большая, Пушкина. В центре большая площадь. И улицы, и площадь обстроены землянками, домишками, домами в четыре, в пять окон. В землянках и мазанках живут мужики. В сколоченных на живую нитку домишках разместились кабаки, постоялые дворы. В центре города два-три каменных дома, подобных крепости. «И страшный же этот город Кустанай. Целые недели по степи носятся бураны и затемняют солнце пылью».

Начало 20 века - это уже бойкий торговый поселок. В центре- двухэтажные здания. Никольский собор (1898) самая крупная постройка. К собору примыкает торговая площадь. Одна из главных проблем - обеспечение города качественной водой: анализы показали непригодность для потребления речной воды. Не имеет город и канализации, медленно развивалось уличное освещение.


  1. год осенью - устанавливается дизельный двигатель для освещения

  2. год весна - столбы для освещения.

Общественного транспорта нет, жителей обслуживают извозчики до 1959 года.

1895 год открыто телеграфное сообщение между Троицком и Кустанаем.

1895 год - построен первый каменный колодец с резервуаром -накопителем наслучай пожара, а также для полива общественного сада.

1914 год - закончена железная дорога и проложен водопровод. многочисленные мельницы: ветряные, водяные, конные, паровые. Писатель Дедлов писал: «Выйдешьк Тоболу - там голая степь... и несметное полчище ветряных мельниц».


Познакомить с песней о Костанае (см. ниже)

Песня о Костанае
Кто-то мечтает о Питере гордом,

Многие Лондоном грезят, Парижем.

Мне же понравился маленький город –

В мире его нет дороже и ближе.



Припев:

Ты и снежный, ты и знойный, Костанай,

Безмятежный и раздольный, Костанай.

В мире нет тебя чудесней,

Ты любовь моя и песня, Костанай!
Помню тебя я безликим и серым,

Помню в ухабах и облаке пыльном.

Но почему-то я сразу поверил:

Будет мой город красивым, счастливым.


В жизни моей ты стал пристанью главной,

Дружбою нашей гордимся мы оба.

Мир и покой тебе, труженик славный,

Флагман целинных земель хлеборобных.


Викторина.

В каждом городе есть районы, здания, улицы, которые помимо официальных названий имеют народные:



  1. Толстовка 6. Три богатыря

  2. Колесные ряды 7. Монолитка

  3. Книжка, Пентагон 8. Переваловка

  4. Стекляшка 9. Кривой магазин

  5. Наримановка 10.Район Г


И последнее.

Обратите внимание, каким стал наш город за последние несколько лет. Красивым, ухоженным. Ничего, что это только в центре. Даже такой красивый центр можно превратить в свалку, если не заботиться о чистоте и порядке. Поэтому, где бы вы не жили - в центре или на окраине - не превращайте город в свалку. Даже фантик от конфеты донесите до урны. Если каждый бросит фантик - будет куча мусора. Позаботьтесь о городе. Вам здесь жить.


Итог

- Благодарю вас за работу, а закончить классный час хочу стихотворением казахского поэта Кабдикарима Идрисова:

Край родной – как письмо, оставили предки,

И, вникая в неровные строчки следов,

То листаешь страницы минувших годов,

То грядущих свершений наносишь пометки.

Алатау, Алтай, Аркалык, Атырау –

Словно крылья, шумящие слева и справа.

Казахстан обращается к новой судьбе,

Чтоб рассветы рассветом встречать величаво.

Край заоблачных пиков, джайляу широких,

Приближающий братством заветные строки.

Край батыров,

Героев порывистых край –

Лишь о нем мои думы, о нем мои строки.

Казахстан мой,

Прославленный щедрым размахом,

Все былые невзгоды развеявший прахом!

В этом чистом степном и высоком краю

Им горжусь я и тем, что родился казахом!




Проб

Об.ил

Проб

проб


Викторина

Об.ил


Викторина

Об.ил


Интервью

Проб


Викторина

Об.ил



Фрон

фрон


Фрон

груп


Фрон

Фрон


индив

Фрон


Индивид

Фрон


Груп

фрон



Пон
Прим

пон


Воспр

прим


Воспр

Пон


Воспроиз

Пон


Примен

Прим


Прим

пон



Готовность

Знание основных понятий государства


Умение слушать

Умение делать выводы

Знание прав и обязанностей

Знание прав и свобод

Знание своих прав

Умение слушать

Знания о Костанае

Умение рассказать о своём городе

Развитие воображения

Знания о своём городе


Умение объснять пословицы

Устная речь

Умение отличать права и обязанности

Развитие речи

Знание символов РК

Исторические сведения

Знания о Костанае

Умение ориентироваться в народных названиях некоторых районов города




«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №22 орта мектеп» ММ

ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата города Костаная»

«Адамгершілік және құқық»


следующая страница>


Семинар жоспары. Оқушылардың құқық мәдиниетінің құруы директордың тж орынбасары бойынша Т. Г. Титова

Сабақтармен сабақтан тыс уақытта құқық бұзушылықтың алдын алудың бір түрі ретінде оқушылардың құқықтық мәдениетін қалыптастыру

1288.89kb.

17 12 2014
5 стр.


Кеңсе тауарлары мен шаруашылық тауарларын жеткізу бойынша қызметтерді сатып алуға

Комиссия төрағасы, директордың ұйымдастыру мәселелері бойынша орынбасары Канафина Майра Хажибаевна

23.28kb.

13 10 2014
1 стр.


Кеңсе және әкімшілік-шаруашылық тауарларын жеткізу бойынша қызметтерді мемлекеттік сатып алуға қатысу үшін бағалық ұсыныстары бар конверттерді ашудың Хаттамасы

Комиссия төрағасы, директордың ұйымдастыру мәселелері бойынша орынбасары Канафина Майра Хажибаевна

25.4kb.

13 10 2014
1 стр.


Келісілді директордың оқу жұмысы жөніндегі орынбасары Н. Талыкова
339.71kb.

25 12 2014
1 стр.


Келісілді директордың оқу жұмысы жөніндегі орынбасары Н. Талыкова
486.4kb.

09 10 2014
4 стр.


Келісілді директордың оқу жұмысы жөніндегі орынбасары Н. Талыкова
300.96kb.

09 10 2014
1 стр.


Тіркеу қызметі және құқықтық көмек көрсету комитетінің Алматы қаласының Түрксіб ауданының Халыққа қызмет көрсету орталығы

Б-29 қ. ж бұйрығымен құрылған, мемлекеттік сатып алуды ұйымдастыру комиссиясы, мына құрамда; комиссия төрағасы: Дүйсенбеков И. Б директордың орынбасары; төрағаның орынбасары: Оңғар

14.67kb.

12 10 2014
1 стр.


Тіркеу қызметі және құқықтық көмек көрсету комитетінің Алматы қаласының Түрксіб ауданының Халыққа қызмет көрсету орталығы

Б-29 қ. ж бұйрығымен құрылған, мемлекеттік сатып алуды ұйымдастыру комиссиясы, мына құрамда; комиссия төрағасы: Дүйсенбеков И. Б директордың орынбасары; төрағаның орынбасары: Оңғар

32.59kb.

15 12 2014
1 стр.