ШЕВЧЕНКО
ТАРАС
ГРИГОРЬЕВИЧ
ПОЭТ,
ХУДОЖНИК
(1814 – 1861)
УКРАИНА,
РОССИЯ
крепостные, Экспедиция, ссылка
9 МАРТА
Т
арас Шевченко рано остался сиротой. В 12 лет не осталось никого, кто мог бы помочь ему выжить. Тарас прибился подрабатывать у церковного учителя, потом помогал малярам, работавшим по соседству. Мальчик выполнял любую работу – был и пастухом, и помогал священнику… Понемногу пытливый мальчик научился грамоте (читать и писать), а у маляров познакомился с основными приемами рисования.
В пятнадцать лет помещик определил его поваренком, а затем в прислугу. Заметив в мальчике любовь к рисованию, помещик отдал Тараса в обучение и взял с собой в Вильнюс, а затем привез в Петербург.
В 1838 году стараниями известных художников К.Брюллова, А.Венецианова, поэта В.Жуковского и их друзей удалось выкупить Шевченко из крепостничества.
Крепостными были крестьяне, принадлежавшие помещику – как какая-то вещь, например, одежда или карета. Помещик мог продавать или дарить своих крестьян по своему желанию. Чтобы уйти от помещика крестьянин должен был сам себя выкупить.
В этом человеке удивительно соединились поэт и художник – красивое слово как и взмах кисти, оставляет свой след… Шевченко любили за простоту, понятность всем и каждому. А столичные знатоки морщили носы – слишком грубым он казался избалованной публике. Сам же Шевченко и не желал себе большей любви: «Пусть буду мужицкий поэт, лишь бы только поэт; а мне больше ничего и не надо».
Свои стихи Шевченко писал на народные темы, на сюжеты сказок, поверий – трудно даже различить, где народное творчество, а где поэзия Шевченко. Особенно теплые стихи писал Тарас Шевченко о семье, о матери.
В
марте 1847 года Шевченко бы арестован за своевольные стихи и сослан в Оренбург с жестоким наказанием – ему запретили рисовать и писать стихи.
Друзья старались помочь ему, чем могли – его даже включили в состав экспедиции, проводившей исследование Аральского моря. Как ты думаешь, кем он работал в экспедиции? Конечно, художником!
Условия в ссылке были трудными, и Шевченко стали одолевать болезни. В 1858 году он вернулся из ссылки, но вылечиться так и не смог. Тарас Шевченко умер 10 марта 1861 года.
Он оставил почти тысячу художественных произведений – рисунки пером и карандашом, картины маслом, гравюры, акварели, скульптурные произведения, множество прекрасных по звучанию стихов, поэм и повестей, стал основоположником украинского литературного языка,
Где узнать больше:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%2C_%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://kobzar.info/
https://ukrlit.com.ua/ris1.htm
Как закрепить:
1. Найдите на карте Вильнюс, Санкт-Петербург, Оренбург, Киев.
2. «Странный художник». Идея П.Скиллера, Д.Россано. Нарисуйте человечка (или просто личико), специально забыв какую-то часть тела. Наиболее заметно – это нарисовать только один глаз. Попросите ребенка просто посмотреть на картинку. Вполне возможно, что он сразу заметит отсутствие какой-то части тела и радостно об этом вам сообщит! Мне показалось, что труднее всего заметить отсутствие уха.
Если малыш не заметил что с рисунком что-то не так, то помогите ему вопросами: «Глазки у человечка есть?», «А ушки?» Видоизменить игру можно, наоборот, пририсовывая лишнюю часть тела (три глаза, допустим). Тоже очень весело.
Если ребенок уже рисует, попросите нарисовать недостающее.