Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Журавушка» городского округа Стрежевой
Конспект интегрированного занятия
на тему:
«Широкая масленица»
(старший дошкольный возраст)
Выполнила: воспитатель I квалификационной категории
Бетхер Наталья Павловна
2012 год
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями, с видами устного народного творчества.
Задачи:
-
Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
-
Знакомить с русскими народными песнями, закличками, играми; учить в них играть, соблюдая правила.
-
Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.
-
Способствовать тренировке памяти, развитию сообразительности, логическому мышлению через разгадывание кроссвордов.
-
Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный материал, а также сюрпризные моменты, актерское перевоплощение педагогов.
-
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к Родине.
Предварительная работа:
-
Знакомство с русским народным фольклором (пословицы, потешки, скороговорки, заклички, песни).
-
Знакомство с русскими народными играми.
-
Просмотр мультипликационных фильмов о традиционных русских праздниках.
-
Знакомство с картинами русских художников (Кустодиев «Масленица» и пр.)
Ход занятия:
В.: Есть такая пословица: «Делу – время, потехе – час».
- Чему она нас учит?
Дети: потрудившись – можно и отдохнуть и т.д.
В.: - В какие дни мы отдыхаем?
Дети: отдыхают и развлекаются в основном в выходные и праздничные дни (и тому подобное).
В.: - Какие праздники отмечали и отмечают на Руси?
Дети: Новый год, Рождество, Пасха и т.д.
Сюрпризный момент: вносится кукла Петрушки.
Петрушка грустный, здоровается с детьми.
В.: - Что случилось Петрушка? Почему ты такой грустный?
Петрушка: Да, вот получил послание, а понять, что в нём не могу. Какие-то клеточки, вопросы.
В.: - Что же делать ребята?
- Вы согласны помочь Петрушке? Покажи нам своё послание.
- На что похоже это послание?
Дети: на кроссворд.
В.: Кто разгадает это послание, тот узнает, как называется самый весёлый праздник на Руси, а спрятано название праздника в цветных клеточках.
В.: Я буду загадывать загадки, а отгадки будем вписывать в пустые клеточки кроссворда.
В.: Итак, первый вопрос по горизонтали: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила». Что это ребята? (Зима).
Второй вопрос по горизонтали: «Место, где торгуют различными товарами. Торгуют весело, с песнями, плясками, играми. Участники веселья скоморохи, петрушки». (Ярмарка).
Третий вопрос: «Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса. Значит, к нам пришла … (Весна)».
Четвёртый вопрос: «Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (Солнце)»
Пятый вопрос по горизонтали: Кукла из соломы, в конце праздника её сжигали. (Чучело)
Шестой вопрос: «И с икрой, и со сметаной – всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – наши солнышки - … (Блины)»
Вопрос седьмой: «Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким: делать стулья и столы, красить двери и полы. А пока сестре Танюшке сам я делаю … (Игрушки)».
Восьмой вопрос: «Может и разбиться, может и свариться, если хочешь, в птицу может превратиться». (Яйцо)
Девятый вопрос: Чувство, которое мы испытываем когда получаем подарки? (Радость)
В.: Прочитайте, какое слово у нас получилось в выделенных клетках.
Дети: Масленица.
В.: Вам знаком такой праздник Масленица? Что вы можете рассказать об этом празднике? (ответы детей)
В.: Хотите, я вам расскажу о Масленице?
Дети: Да. (Присаживайтесь на стульчики)
В.: Скажите, сколько дней в неделе? (ответы детей). Перечислите их (ответы детей).
В.: Весёлый и разгульный праздник Масленица длится целую неделю. В народе недаром его величают широкой Масленицей. Символами Масленицы были чучело, ярмарки и блины. Блин – символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. «Блин красен и горяч, как горячее всё прогревающее солнце».
В.: Так почему Масленицу называют широкой? (ответы детей: длится целую неделю)
В.: Молодцы, правильно.
-
Масленица начинается в понедельник, который называется – «встреча». В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
-
Вторник – «заигрыш». Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи и петрушки поют свои частушки и играют в разные игры.
В.: Давайте и мы с вами поиграем в одну из таких игр под названием «Как у матушки Зимы». Встанем в круг и возьмёмся за руки.
Хороводная игра:
«Как у матушки Зимы
Было семеро детей, (2 раза)
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё смотрели
И все делали, вот так!»
(При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.)
В.: А теперь обратите внимание на экран.
-
Третий день недели – среда, называется «лакомка». В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам (маминым мамам).
-
Четверг – «разгуляй» - самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни.
В.: Мы с вами тоже знаем одну. Споём?
Дети: Да.
Песня «Ой, блины, блины, блины!»
В.: Молодцы, ребята! Хорошо пели. Внимание на экран.
-
А тем временем наступила пятница – «тёщины вечёрки». Теперь уж зять приглашал к себе тёщу и угощал блинами.
Петрушка: Я тоже хочу пригласить гостей и приготовить для них блины. Приглашаю вас на ярмарку за продуктами.
В.: Петрушка, нужны ли эти продукты для приготовления теста на блины? Ребята, посмотрите.
Дети: нет.
В.: Какие продукты нужны для блинного теста?
Дети: яйца, мука, соль, сахар, масло, молоко, сода.
В.: Давайте сложим всё нужное в корзину. Продукты для блинов Петрушке выбрать помогли. Сейчас мы их и испечём. (Становитесь в круг)
Пальчиковая игра «Печём блины»:
Мама нам печёт блины,
Очень вкусные они.
(Одна рука повёрнута тыльной стороной вверх, другая – ладонью, переворачиваем)
Встали мы сегодня рано
(Потянуться)
И едим их со сметаной.
(Хлопки в ладоши)
В.: Вот так с песнями, плясками, играми заканчивались «тёщины посиделки». Наступал шестой день праздника – суббота – «широкая Масленица». В этот день сжигают чучело Масленицы. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Прощаются с зимой и зазывают Весну закличками.
Закличка «Масленица – обманщица»:
Ой, ты Масленица, обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Уходи, Зима, ко сну,
Присылай Весну!
Прощай, Масленица! (3 раза)
В.: Последний день Масленицы – «прощёное воскресенье». В этот день все должны попросить друг у друга прощенье, за вольные и невольные обиды.
В.: Ребята, как бы вы попросили прощения? (ответы детей)
В.: А ещё в этот день обменивались подарками, конфетами, пряниками, да баранками. И у меня для вас есть сюрприз, но о нём вы узнаете позже.
Петрушка: Ой, сюрприз и я хочу сюрприз.
В.: Оставайся с нами Петрушка.
- О чём мы сегодня говорили?
- О каком празднике говорили?
- Что нового вы узнали?
- Какие новые слова вы узнали?
- Что было для вас самым интересным?