Перейти на главную страницу
В этом мире, на горе Махадева, жил некий великий, благословенный гуру по имени Васугупта. Отмеченный благодатью (Шакти) и благодаря полной преданности Махешваре, он отринул учение, опирающееся на доктрину Нагабодхи и других сиддхов. Чистый сердцем, (он) почитал Шиву и истинную преемственность многочисленных йогини и сиддхов.
Однажды он отправился спать, (размышляя): «Тайная традиция не должна быть утрачена в мире людей под натиском приверженцев дуалистического учения». Во сне (ему) было явлено по милости Высшего Шивы желанное откровение: «На склоне горы, под скалою, (спрятано) тайное (учение), ступай туда и яви милость достойным».
Проснувшись, он стал искать эту скалу. Обнаружив ее, описанную во сне, он отодвинул ее одними руками. Там находились эти «Шива сутры», представляющие сумму учения Шивы. Осознав их, он явил их почтенному Каллате и другим праведным ученикам, составившими «Спанда карики». Полученные по линии преемственности, «Спанда сутры», были разъяснены нами в «Спанданирнайе». (Теперь) разъясняются «Шива сутры».
Оно - То, Чья Сущность обладает бесконечными качествами: Вечностью, Вездесущностью, Бессмертием и т.д. Такая же Вечность и другие (качества) присущи и другим живым существам, и только в Самодостаточности, которая невозможна для них, Оно являет превосходство над другими.
Поскольку Сознание включает всевозможные (качества), о нем говорится в среднем роде. Это (Сознание) и есть Атман и ничто иное, никакое деление, о котором учат дуалисты, не вносится в Его природу.
(Если индивидуальный) Атман считать происходящим от разделения Сознания на Абсолютное Сознание (cit) и Атман, то Он (Атман) будет не осознающим, неодушевленным (джада) не-Атманом. В Сущности Сознания невозможно утвердить двойственность по причине Его превосходства над читтой (эмпирическим «Я»), местом, временем, формой, поскольку они воспринимаются Им, по сути, без Сознания они не реальны.
В осознающем Атмане по его природе невозможна двойственность.
(Таково) утверждение о невозможности разделения у Вечного, не обусловленного (Сознания) посредством загрязнения (мала). Учащие о множестве Атманов не могут сказать (почему) перед появлением (загрязнения) прекратилось состояние Освобождения, откуда возникло состояние загрязнения или умаления. Если бы это было так, (то тогда) эти «свободные Шивы» являлись бы сансаринами.
Как сказано: «Единое Сознание и есть Атман». Так утверждается несостоятельность учения о множественности Атманов.
Чтобы объяснить желающим знать ученикам, что есть Атман, (сутракара говорит):
«Атман – не тело, не прана, не разум, не пустота, как считают (разные) мирские чарваки, ведисты, йогачары, мадхйамики и пр, но как сказано; - (ОН) - есть Сознание (Чайтанйа).»
paramaatmasvaruupam tu sarvopaadhivivarjitam/
«Сущность Высшего Атмана - есть форма, лишенная всех ограничений, Сущность Сознания, (о Котором) говорится во всех шастрах».
В «Виджнана Бхайрава (тантре)» (сказано):
ciddharmaa sarvadehesu visheso naasti kutracit/
«Качество Сознания есть во всех телах, здесь нет никакого различия. Поэтому переживающий все, как тождественное Ему (становится) победившим бытие (самсары)».
Это же объясняется двумя кариками учителем (Васугуптой) на примерах:
Yatah karanavargo'yam vimuudho'muudhavatsvayam /
Sahaantarena cakrena pravrittisthitisamhritiih //
Познающий Атман есть Сознание Единосущное с Самосущным Сознанием (cit). Как сказано в «Уччхишма Бхайраве»:
yАvanna vedakA ete tavadvedyAH kathaM priye/
vedakaM vedyamekaM tu tattvaM nAstyashucistataH//
«Пока нет постигающего, как может быть постигаемое? О, Дорогая? Постигающий и постигаемое – единая Сущность. Поэтому нет ничего нечистого».
Об этом сказано двумя стихами («Спанда карики»):
Yasmaatsarvamayo jiivah sarvabhaavasamudbhavaat /
Bhoktaiva bhogyabhaavena sadaa sarvatra samsthitah //
«От Которого происходит джива, содержащая в себе Вселенную, и все состояния, посредством осознания Которого происходит (Высшее) Отождествление.
Поэтому в слове, в объекте, в сознании нет состояния, в котором отсутствовал бы Шива. Вкушающий, благодаря вкушаемому, пребывает повсюду и везде».
Как сказано в «Трика хридайе»:
Svapadaa svashirashchaayaam yadvallanghitumiihate/
Paadoddesho shiro na syaattatheyam vaindavii kalaa//
«Сколько ни пытайся наступить своей ногой на тень своей головы, на месте, (куда) ступает нога головы не будет, такова эта энергия бинду (vaindavI kalА)».
Тот, кто пытается наступить (на тень головы, не сможет этого сделать). И как на месте, (куда) ступает нога (тени) головы не будет, также (ускользает) эта (vaindavii kalaa).
Эта мысль (выражена в «Спанда карике») Начиная с
Yatra sthitam... и заканчивая ...tadasti paramaarthatah//
(«В Котором пребывает вся эта (Вселенная), исходящая из Него (как) следствие, перед Чьей сокрытой Природой нет никакого ограничения.
Даже пребывая в различных состояниях, начиная с бодрствования, (принцип спанды), не отличный от Него, скользит (сквозь них). Он никогда не покидает Cвою Cущностную природу воспринимающего субъекта.
Я счастлив, я несчастлив, я привязан. Эти и другие состояния проходит от одного мгновения к другому познающий, пронизанный состоянием счастья и прочего.
В высшем смысле нет ни счастья, ни страдания, ни субъекта ни объекта, ни даже состояния невежества, а есть только То, (т.е. принцип спанды)»).
Этими стихами великой книги (выражено то, что) Сознание, в форме Сущности Спанды Шанкары является повсюду самосущей Высшей Реальностью./1/
О невозможности малы, (как чего-то) отличного (от Сознания) подробно рассмотрено нами в «Сваччханда удйоте» в конце пятой главы, «исследование дикши». Смысл этой сутры частично разъясняется карикой:
«Возникновение у него этой идеи отнимает вкус высшего бессмертия и приводит к несвободе. Она пребывает в танматрах».
«Осознание умаляющейся самодостаточности, неосознование Самодостаточности – это два вида анавамалы, уводящей от (осознавания) Своей Сущности».\2\
“Окова”, (как следует из предыдущей сутры), – есть источник Рядов, иерархично связанных с майей – причиной вселенной. Это- причина начала тела, миров и т.д. – есть совокупность таттв, начиная с Разделения (кала) и заканчивая Землей, дающая начало (всякой) деятельности. Это – форма майийа (малы). Кала разделяет реальность, вынуждая свою Сущность к деятельности. Тело (шарира), (здесь означает) Сущность, сварупа. Та, чье тело является кала (калашарира) есть кармамала, она же связаность. Таков смысл.
Nijaashuddhyaasamarthasya kartavyesvabhilaasinah |
Так об этом сказано (в «Спанда карике»). Это может быть понятно благодаря нашему (коментарию) «Спанданирнайа».
Эта кала и т.д. характеризующаяся ограничением деятельности выражается загрязнением, покрывающим человеческое «я» (пумсам) страхом, проистекающим, из анавамалы- (незнания) собственной Сущности. Как сказано в «Сваччханде»
malapradhvastacaitanyaM kalAvidyAsamAShritam |
rAgeNa ra~njitAtmAnaM kAlena kalitaM tathA||
niyatyA yamitaM bhUyaH puMbhAvenopabR^Mhitam|
pradhAnAShayasaMpannaM guNatrayasamanvitam ||
buddhitattvasamAsInam ahaNkAra samAvR^tam|
manasA buddhikarmakShaistanmatraiH sthUlabhUtakaiH||
«Сознание, охваченное малой, включающей кала и видйю, окрашивая себя рагой, ограничивая временем, сдерживаемое нияти, приводит (себя) в состояние воплощенности, порожденое прадханой, состоящее из трех гун, пребывающее в буддхи таттве, охваченное эго, умом, буддхи кармой, танматрами и грубыми элементами».
Скрывающая сущность карма малы показана в «Малинивиджайе»:
dharmАdharmАtmakaМ karma sukhaduhkhАdilaksНaNam |
«Благая и неблагая карма, характеризуется счастьем и страданием»
О майийа и кармамале сказано в «Пратйабхиджне»:
bhinnavedyaprathAtra9va mAyAkhyaM janmabhogadam |
kartavyabodhe kArma ca mAyASHaktyaiva tattrayam||
j~nAnAdhiSHThAnaM mAtR^kA ||4||
«Я – несовершенен, я – ограниченный и невежественный, я – совершающий жертвоприношение агништома» (такое знание) выраженное неосознанно или выраженное произнесением подобных слов наделяет унынием, смехом, радостью, страстью и прочим.
«Махагхора, Владычица святых мест, пребывающая в центре Сознания, во вратах КА опутывает силком Брахмы (дживу) и сбивает ее столку снова и снова».
Так «Тимирогхатой» именуется Вечная (Матрика) Шакти, пребывающая в рядах букв, калах, сияющая в группе Шакти, начиная с Брахми, охватывающая весь порядок письменных (букв), прекрасно описанный в Сарвавира и других агамах, объединенная с кругом Шакти именуемых Амба, Джйештха, Раудри и Вама.
Поскольку матрика является основой (ограничивающего знания), из –за внутренней неделимой связи с ней, (оно) сразу (распространяется) на все внешнее восприятие. Об этом сказано (двумя) кариками:
Shabdaraashisamutthasya shaktivargasya bhogyataam /
Kalaaviluptavibhavo gatah sansa pashuh smritah //3.13//
«Тот, чье величие утеряно из-за (влияния) калА (таттвы), являющийся пищей рядов Шакти, извлеченных из множества всех звуков (Шабда рАши), известен как пашу»
«Шакти стремятся к сокрытию его внутренней Сущности посредством Слова, без которого невозможно возникновение идеи (связанности).»/4/
Udyamo’bhairavaH |5|
В «Малини виджайе» также сказано:
«При свободе от всякого ментального измышления только благодаря пробуждению Учителем (или великому пробуждению), возникает погружение в (Шиву) это именуется шамбхава (упайа)».
В «Сваччханде» сказано:
«Человек, который созерцает себя, как форму Бхайравы, является вечно связанным с Ним, о Прекрасная! Такого все мантры приводят к совершенству».
«(Зазор), между одной мыслью, которая уже прошла, и другой, которая пока не возникла, известен, как унмеша, ее следует воспринимать как собственное “Я”».
Полный круг Его Шакти, есть не имеющая подобия Высочайшая Высшая Самодостаточная (сватантрия), шакти, воспринимая внутри и видимая снаружи, превосходящая последовательность и одновременность (крама и акрама) и обозначаемая так (крамакрама), играя, на своей поверхности проявившая себя (в последовательности таттв,) начиная с земли и заканчивая успокоением в Высшем Субъекте (парапраматр), и в круге Шакти, начиная с творения. Объединение с этим сияющим кругом Шакти в котором пребывает поочередно Отсвет (вимарша), и в котором растворяется вселенная, начиная с Калагни и заканчивая чарама калой (Шантатита калой), (сущими) во вне и в теле, всегда передается через тайную Традицию.
Это является Истинным Бытием, огнём Наивысшего «Я». Таков смысл.
В «Маргашикхе» также сказано:
yam Аvesam avАpnoti "sАktaН so .atrАbhidhIyate //
«(Метод) погружения (сознания в высшую Реальность), которое достигается созерцанием в уме Реальности без (какой либо) уччары (произнесения) именуется шакта.»
Описанное (единство) обходят (стороной иные писания). К его раскрытию (адепт) приходит через почитание стоп Истинного Гуру. Дальнейшее (объяснение) не требуется.
Эта мысль выражена первой и последней шлокой («Спанда карики»):
Превозносим Того Шанкару, Чьим раскрытием и закрытием глаз проявляется и исчезает Вселенная, Являющимся источником могущественной совокупности Шакти.
Когда (йогин), укоренившись в одном месте (в Спанде), контролирует появление и растворение (дыхания в тонком теле), его (ограниченное «Я») достигает состояния (истинного) наслаждающегося. Тогда он становится Владыкой совокупности Шакти (Чакрешварой).
(Об этом сказано):
Некоторые толкуют (слово) возникновение (самбхава) по прямому значению (слогов) (сам-бхава), как Высшее «Я» (самвид).
Это состояние турии великих йогинов показано в «Чандраджняна (агаме)»:
«Как луна, раскрывающаяся как цветок, освещает (всё) вокруг и множеством восторгов восторгает мгновенно вселенную, также, о Дэви, великий йогин когда странствует по земле всеми лучами Луны Знания восторгает всю разнообразную вселенную от ада авичи до Шивы»
В Спанда (Карике) это подтверждается карикой:
Jaagradaadivibhede'pi tadabhinne prasarpati /
nivartate nijaannaiva svabhaavaadupalabdhritah //
Даже пребывая в различных состояниях, начиная с бодрствования, (принцип спанды), не отличный от Него, скользит (сквозь них). Он никогда не покидает Cвою Cущностную природу воспринимающего субъекта.
Знание мира, порождённое внешними чувствами вместе со всеми объектами (есть) состояние бодрствования (джаграт). Мыслепредставления (vikalpa), вместе с объектами, которые порождены лишь умом - есть svapnа - состояние сна со сновидениями, (поскольку) мыслепердставления (vikalpa) - его основа. Неразличение (avivekа) есть akhyati, сущность Майи, полное иллюзии, (состояние) глубоко спящего (sausuptam).
Попутно определяется внутренняя сущность (Майи), как глубокий сон, который должен быть преодолён.
Таким образом, показано, что у каждого из трёх определяемых состояний бодрствования и т. д. имеется три разновидности.
Всякая осознанная мысль, возникающая в состоянии сна со сновидениями,– есть бодрствование. Мыслепредставления (викальпы) в нём - есть сон со сновидениями. Неразличение таттв – глубокий сон.
В глубоком сне мыслепредставления (vikalpa) не возникают. Также и знание, присущее бодрствованию, отсутствует. После него наступает сон со сновидениями, (когда) возникают присущие этому состоянию мыслепредставления (vikalpa), (доселе присутствовавшие) в форме следов.
С точки зрения йогина первое (из перчисленных, состояние) бодрствования - есть восприятие (pratyaya) основаное на мыслепредставлениях (vikalpa), и оно есть сон со сновидениями.
Самадхи, в котором отсутствует различение субъекта и объекта, есть глубокий сон. Деятельность постигаемых (состояний) бодрствования и т. д., описанная по порядку с точки зрения йогина, выражено следущими словами в Пурва-шастре («Малинивиджая»):
«… непробуждённое, пробуждающееся, пробудившееся, хорошо пробудившееся»
Так описывается мир согласно (взгляду) йогина, у которого в трёх (состояниях), начиная с бодрствования, проявляется погружение в недвойственное пространство турии, благодаря объединению с кругом Шакти и исчезновению вселенной. И он, возрастая с этого уровня и входя в состояние туриятита, именовавшиеся ранее Сознанием (Чайтанья) (есть):
Отсюда:
У кого есть постоянное, независимое владычество, полнота высшего блаженства, исчезновение зыбкой дуальности бытия (тот) – Хозяин, Владыка «Героев» -чувств, он именуется (в писаниях великой традиции) проникнувшим в Бытие Мантха Бхайравы. Тот, кто не является таковым, тот – обычный пашу, наслаждающийся состоянием бодрствования и прочего. Даже йогин, не достигший этого уровня, не является Владыкой Героев, но является глупцом. Вот что означает сказанное.
Это подробно разъяснено в Сваччханде и других писаниях:
«Йогин, посредством свачччханда йоги, следующий пути свеччхачары, соединённый с состоянием свеччханды достигает подобия Сваччханде».
Это подтверждается стихом в Спанда (Карике):
«Восприятие того, кто полностью пробужден и в начале, и в конце и в Высшем (состоянии) - постоянно, его (восприятие) в трех состояниях (сознания) – всегда неизменно.»
Об этом сказано в «Кулайукти»:
“Зрящий свою Сущность, господствующую над (вселенной), пребывает, словно в изумлении. Откуда взяться у него дурному воплощению?”
«КУМ» - (означает) ступень Майи, (которой) свойственно приносить двойственность, и убивать (mArI) раскрытие двойственности. Кумари является Единственным наслаждающимся, а не объектом наслаждения для других.
Ума Кумари, поправшая все привязанности из-за вечного неразрывного тождества с Махешварой и преданности (ему) приводит к Нему, такова Её Воля.
Таково прочтение с точки зрения наших учителей.
Другими же (uma kumari) трактуется, как «Наивысшая Шакти», и подчеркивается превосходство Её Знания, Действия, Воли.
Итак (Воля) этого йогина не подобна грубой воле мирских (людей). Это – форма Высшей Шакти, распростёртой повсюду. Об этом сказано в «Сваччханде»:
«(Пуруша) не действует под воздействием (собственной) Воли, но благодаря соприкосновению с силой Атмана пуруша (индивидуальное «Я»), становится подобным Ему.»
jalasyevormayo vahner jvAlAbhangyaH prabhA raveH |
mamaiva bhairavasyaitA viShvabha~ngyo vibheditAH ||
Как волны из воды, как пламя из огня, как сияние из солнца, вселенная представляется (исходящей) из Меня, Бхайравы.
Это же подтверждается (Спанда Карикой):
Tasmaacchabdaarthacintaasu na saavasthaa na yaa shivah /
Bhoktaiva bhogyabhaavena sadaa sarvatra samsthitah //
“Поэтому в слове, в объекте, в сознании нет состояния, в котором отсутствовал бы Шива. Вкушающий, благодаря вкушаемому, пребывает повсюду и везде”.
“Погрузив взгляд в пространство лотоса сердца между желудочков, о Удачливая, (не отвлекая) ум ни на что иное, достигается Высшая Удача”.
“Как у пребывающего в теле есть всезнание и прочее в отношении тела, также благодаря пребыванию в собственном Атмане посредством Этой (Спанды) он будет пребывать повсюду”.
“Следует созерцать с без-мысленным умом одновременно все тело либо вселенную как наполненную Сознанием, (тогда происходит) Высшее Пробуждение”.
Тот, чье сознание едино с (Ним), постоянно видящий всю Вселенную как (Его) игру, тот – освобожденный при жизни, без сомнения.|
Об этом сказано в «Виджнянабхайрава (тантре)»:
sa evAhaM ShaivadharmA iti dAR^dhyAc chivo bhavet ||
“Всезнающий, Всетворящий, Вездесущий - Парамешвара. Он есть - Я, наделенный качествами Шивы. Благодаря такой непоколебимой (уверенности) йогин становится Шивой”.
В «Спанда (Карике)» об этом же сказано:
Iyamevaamritapraaptirayamevaatmano grahah /
Iyam nirvaanadiiksaa ca shivasadbhaavadaayinii //
«Это и есть обретение Бессмертия, это и есть восприятие Атмана, это и есть нирвана дикша, наделяющая Природой Шивы.»
«Осознавание субъекта и объекта - общее для всех воплощенных, для йогинов, при внимательном созерцании, это различие является единством».
sarvaM jagat svadehaM vA svAnandabharitaM smaret |
“Следует созерцать всю вселенную как свое тело или как "Я", содержащее Блаженнство. (Тогда йогин) одновременно с собственным бессмертием станет наполненным Высшим Блаженством.”
“Это и есть обретение Бессмертия, это и есть восприятие Атмана”
«Подобно тому, как Создатель, пребывающий в сердце (Шива), совершает поглощение Солнца и Луны, исполняя желания воплощенных наяву»...
«Также Он уравновешивает (иду и пингалу, т. е. пребывает в сушумне) и никогда не пренебрегает мольбою алчущих, даже в состоянии сна.»
Желанные им сиддхи делаются возможными благодаря величию этой (иччха Шакти).
Об этом сказано:
bhUtasandAna bhUtapRthaktva vishvasamghAttAh/20/
Объединение элементов, разделение элементов и стягивание вселенной.
Элементы (bhUta) (находятся в) в теле, пране, (внешних) объектах и т.п. (Их) обретение (есть) объединение (sandAna) с ними, (их) взращивание.
Разделение элементов (bhUtapRthaktva) – (их) выделение из тела и прочего ради прекращения болезней и т.д.
Стягивание вселенной (vishvasamghAttAh) означает собирание всего удалённого во времени и пространстве и его познание.
(Эти сиддхи) проявляются у того, кто находится в описанном ранее единстве с Шакти.
(Об этом говорится) во всех агамах, в разделах, обсуждающих садханы.
Эти совершенства убедительно показаны в «СК»:
«Даже слабый (человек) приближаясь к Ней (Спанде), исполняет свой долг, а голодный преодолевает голод.»
«Как вор уносит (вещи из дома), также уныние незнающего уносит жизнь из тела. Если оно уничтожено унмешей, откуда взяться ему без причины?»
«Как неясный объект, созерцаемый в уме, проясняется при помощи силы сосредоточения, также то, что существует в действительности быстро проясняется при приближении к (источнику) силы (Спанды)».
Об этом сказано в «Сваччханда (тантре)»:
(Она) обозначаема качествами Высшего Атмана (такими ка)всезнание и другими, лишена не относящегося к Высшему Атману, и поэтому она именуется Видья.
Пребывыающий (в Ней) должен обнаружить Высший Огонь (Свет), Высшую Причину. Пребывающий в этом явленном Высшем Свете достигнет Шиватвы»
Это подтверждается («Спанда Карикой»):
Didriksayeva sarvaarthaanyadaa vyaapyavatisthate /
Tadaa kim bahunoktena svayamevaavabhotsyate //
«Когда (йогин) желает видеть все объекты, он, проникая (своим сознанием) пребывает в (этой вспышке унмеши). К чему много говорить, ведь он сам являет (их).»
«Та, Которая именуется Шакти Творца вселенной, Единой с Ним, именуется Его Волей, желающей творить.»
Котором (они) обретают успокоение, Чья Сущность наполняет светом вселенную, и Который (Сам) является этой вселенной, светом побеждает всякую двойственность
12 10 2014
1 стр.
Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 234-251
14 12 2014
1 стр.
Данная сутра не просто один из текстов данного класса. Она представляет собой как бы квинтэссенцию учения о Запредельной Премудрости, кратким и сжатым изложением его сути, сердцеви
12 10 2014
1 стр.
С глубоким почтением к Махешваре (Лорду Шиве), я склоняюсь перед Парвати и Ганешой, перед гуру, кто по истине Наивысшее Осознание и Спаситель Мира
09 10 2014
1 стр.
С глубоким почтением к Махешваре ( Лорду Шиве ), я склоняюсь перед Парвати и Ганешой, перед гуру, кто поистинне Наивысшее Осознание и Спаситель Мира
09 10 2014
3 стр.
Шива говорит, что ни лунные сутки, ни созвездия, ни дни недели, ни божества планет, ни различные астрологические сочетания йоги, вьятипата, вайтхита и прочие меняющиеся условия, ни
09 10 2014
1 стр.
Чистое сознание, которое обладает абсолютной свободой в познании и действии – природа Реальности
17 12 2014
1 стр.
Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 252-267
12 10 2014
1 стр.