Перейти на главную страницу
В последние годы большой интерес в нашей стране вызывает арт- терапия. Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала ребёнка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Арт-терапия использует с терапевтической целью все виды искусства и творческой деятельности и включает в себя многие направления: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия и многие другие, а также всевозможные комбинации этих направлений.
У детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты. Ребёнок же мгновенно демонстрирует свои чувства. Поэтому и в своём творчестве дети, не задумываясь, изображают то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики или этики.
Кроме всевозможных преимуществ арт-терапии над другими коррекционными методами, это очень интересный и познавательный метод не только для педагога, но и для ребёнка.
В начале учебного года нашей школе, как и во всех школах города, проводилась диагностика учащихся первых классов на адаптацию к школьной среде. По результатам диагностики мы пришли к выводу, что в 1 «Б» классе необходимо провести коррекционно-развивающую работу, которую желательно осуществить с помощью арт-терапии. Классный руководитель 1«Б» класса, Шарий Валентина Андреевна, проявила заинтересованность в этом вопросе. Совместно нами была продумана программа занятий на учебный год.
Цель программы: Интеграция личности первоклассников, путём высвобождения скрытых энергетических резервов и нахождение оптимальных способов решения эмоциональных проблем.
Задачи программы:
Самый распространённый вид арт-терапии – изотерапия. Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребёнка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции выражаются с помощью символов. Что даёт реальную возможность одновременно диагностировать и корректировать возникающие проблемы. Ориентируясь по символу, можно найти путь к «психологически не переработанным» в полной мере в прошлом событиям. Рисунки, коллажи являются прямыми сообщениями бессознательного, которые не могут быть закамуфлированы с такой же лёгкостью, как средства вербальной коммуникации.
При рассмотрении работ необходимо обращать внимание на следующие аспекты:
внимание на этих аспектах.
Основные этапы изотерапии:
Изотерапию мы применяли не только на внеурочных занятиях, но и на уроках рисования, что существенно облегчает проблему времени.
Музыкальную терапию широко используют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений:
Универсальность музыки заключается в том, что она существовала, существует, и будет существовать у всех народов и во всех культурах.
Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной человеческой жизни. Помимо этого, музыка помогает отреагировать на глубоко подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного.
Основа музыки – звук. Звук – это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Акустический сигнал, как известно, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. Восприятие звука в организме человека сопровождается многочисленными реакциями на телесном уровне. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под её частотные и динамические показатели. Поэтому очень важно подбирать такую музыку для работы с детьми, которая бы благоприятно воздействовала на детский организм. Многочисленные исследования в этой области показали, что лучший вариант - классическая музыка. В то время как современная «тяжёлая» музыка вызывает разрушительное воздействие на организм человека. Учитывая это, в своей работе мы применяли музыку корифеев классики: Ф. Мендельсона, А Вивальди, П. Чайковского, Р. Шумана, и др., а также звуки природы. Как правило, музыкальную терапию мы применяли в комбинации с другими видами терапии.
Танцы появились намного раньше, чем членораздельная человеческая речь. Это означает, что движение и жест являются первобытным и исходным языком человечества. Глубоко подавленные переживания, находящиеся в подсознании, оформляются в нашем теле в виде психических блоков и мышечных зажимов. (Например, если ребёнок неоднократно был наказуем за свои высказывание - у него образуются мышечные зажимы на скулах. Если ребёнок подвергался физическому насилию, например «подзатыльники», - образуется мышечный зажим в области шеи и т.п.) Подобные блоки и зажимы часто являются не только причиной психологических проблем, но и причиной многих психосоматических заболеваний. Танцы, в сочетании с музыкотерапией, помогают выразить свои чувства через жесты, движения и таким образом избавиться от подавленных переживаний, а следовательно, и от мышечных зажимов, что благоприятно сказывается не только на эмоциональном состоянии ребёнка, но и на состоянии организма в целом. Тематика танца может быть очень разнообразной. Дети начальных классов с удовольствием изображают животных, своё настроение, отпуск на природе и т.п. Для повышения уровня самооценки хорошо работает танец победы «Ника». При обсуждении того, какой образ ребёнок воплотил в танце целесообразно подключать весь класс. В этом случае необходимо определить конкретное русло обсуждаемой темы, чтобы соблюсти экологию терапевтического процесса, т.е. чтобы обратная связь для ребёнка была позитивной. Например: Кто из ребят догадался кого изобразил Миша? Важно выслушать каждого участника занятия, какие эмоции он при этом испытал.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивную эмоциональную реакцию ребёнка. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен мир, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие этапы в процессе самореализации проходят мужчина и женщина, какие трудности и искушения можно встретить в жизни и как с ними справляться. Как строить отношения с родителями и детьми, какими ценностями руководствоваться в жизни и многое другое не менее важное в становлении личности ребёнка. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». Они возвращают ребёнка в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал.
Признак настоящей психотерапевтической сказки – хороший конец. Это даёт ребёнку чувство защищённости. Чтобы ни происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребёнок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. С этой точки зрения не рекомендуется использовать мультипликационные фильмы, так широко рекламируемые в последнее время некоторыми каналами телевидения (напр. «Смпсоны» и им подобные). Прекрасно работают народные сказки, а также сказки, предлагаемые классической литературой.
1.5. Снеготерапия.
Снеготерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием снега. В наших климатических условиях данный материал имеется в изобилии. Это навело нас на мысль использовать снег в качестве средства психотерапевтического воздействия.
Сама прогулка на свежем воздухе повышает жизненный тонус, улучшает аппетит, сон, нормализует жизненные функции организма, повышает иммунитет. Через игру в снежки дети сбрасывают негативные эмоции, учатся строить отношения в команде, заряжаются позитивной энергией. Снег можно использовать для творческого самовыражения, как индивидуально каждому ребёнку, так и в группе, что работает на сплочение детского коллектива. На занятиях в группе продленного дня ребята строили снежные скульптуры.
Слайды и фотографии растений, птиц, животных и т.п., ограничивая всё это рамками кадра, помогают всмотреться в природное и теперь уже личностно преломлённое и сообщают тем самым этим предметам, явлениям природы особую целебную прелесть. И ребёнок, обогащённый новой информацией, полученной со слайда или фотографии, водит природу по-новому.
Фототерапию, в основном, мы применяли на занятиях группы продленного дня. Однако благоприятное влияние на развитие и гармонизацию личности оказывает просмотр слайдов на больших переменах, без концентрации внимания на их обсуждении.
Слайды мы подобрали по темам, если вы планировали какой-то определённый эмоциональный настрой. Например: «Весна пришла», «Золотая осень», «В мире животных» и т.д. Или можно в целом показывать природу, не ограничиваясь какой-либо узкой темой. Особый интерес вызывают слайды, состоящие из фотографий сделанных самими ребятами или членами их семей. Как правило, это их домашние любимцы. У нас имеются отдельные фотографии, которые мы включили в фототерапию «В мире животных». Однако в дальнейшем мы планируем сделать отдельный слайд-фильм на тему «Наши любимцы».
Как хорошо известно, игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребёнком мира взрослых. Детская игра обеспечивает ребёнку безопасность, «психический простор», необходимый, для того, чтобы проявить и оформить глубинный потенциал души. Для ребёнка игра – это естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, мыслях, о своём опыте. Поэтому мы старались чаще включать элементы игры в своей работе.
В арт-терапии диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством спонтанного увлекательного творчества. Занятия можно проводить не только на классных часах, но и на уроках физкультуры, музыки, трудах, рисования, а также в группе продленного дня, учитывая то, что первоклассники почти в полном составе её посещают.
Занятия нами проводились раз в неделю, если позволяла погода, начиная со второй четверти. Исключая фототерапию и снеготерапию, которые проводилась в группе продленного дня дополнительно.
1. Настройка на творчество.
2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
3. Индивидуальная изобразительная работа
4. Активизация вербальной и невербальной коммуникации.
5. Рефлексивный анализ.
№ |
Тема |
вид занятия |
|
«Золотая осень» |
фототерапия, музыкальная терапия |
|
Рисование мандалы |
изотерапия |
|
«Лесная поляна» |
телесно-ориентированная терапия, музыкальная терапия |
|
«Золотая осень» |
изотерапия |
|
«В мире животных» |
фототерапия |
|
«Путешествие в сказочный лес» |
изотерапия, направленная визуализация |
|
«Сочиняем сказку» |
сказкотерапия |
|
Рисование по мотивам сказки «Гуси - Лебеди» и обсуждение поведения и мотивов действующих персонажей. |
изотерапия, сказкотерапия |
|
«Цветотерапия» |
фототерапия, музыкальная терапия |
|
«Свободный танец» |
телесно-ориентированная терапия |
|
«Снежный городок» |
снеготерапия |
|
Творческая работа по мотивам сказки «Теремок». |
сказкотерапия |
|
«Этот прекрасный мир» |
фототерапия, музыкальная терапия |
|
«Наш класс – дружная семья» |
телесно-ориентированная терапия, музыкальная терапия |
|
«Снежные зверушки» |
снеготерапия |
|
«Рисуем настроение» |
изотерапия |
|
«Весенняя песня» |
изотерапия, музыкальная терапия |
|
Рисование мандалы |
изотерапия |
Опыт показывает эффективность применения арт-терапии в работе с детьми. Об этом говорят следующие позитивные эффекты, которые вызывает арт-терапия:
Телесно-ориентированная терапия. Танцы, как одно из направлений телесно-ориентированной терапии
13 10 2014
1 стр.
Учебный год: 2012/2013, фио:, Территория: Крымский р-н, Школа: мбоу сош №1, Этап:, Предмет:, Класс
05 09 2014
4 стр.
Программные мероприятия, направленные на оздоровление и пропаганду здорового образа жизни стр
16 12 2014
5 стр.
Астраханская область, Красноярский район, мо "Степновский сельсовет" территория агкм и территория агпз
25 12 2014
1 стр.
Аоу дод дом детского творчества прошел районный конкурс детского творчества «Творение красоты», посвященный Году охраны окружающей среды и 95-летию дополнительного образования
25 12 2014
1 стр.
Школ. Беларуская Школа адзіная Школа для краіны не чальца Рады Еўропы, І адзіная Школа, не зарэгістраваная ў сваёй краіне. Ушпд зарэгістравана ва Ўкраіне І працуе для Беларусі, пра
16 12 2014
1 стр.
Ильмурат (Сабанаковская школа),Гарипов Назир (Яушевская школа),Хасанов Риган (Большеокинская школа), вокальный ансамбль «Ляйсан» мобу сош д
11 10 2014
1 стр.
Устье-Зад г. Емва, п. Чуб, территория дачных участков м. Ягодное, с. Серегово и территория Сереговского сельского поселения с населенными пунктами – п. Ляли, д. Ляли, д. Кошки, п.
16 12 2014
1 стр.