Перейти на главную страницу
им. Сырового А.В.»
Подготовила и провела:
учитель физики
Палагута М. В.
с. Беленькое – 2007 г.
Цели урока
Образовательная: сформировать в ходе урока представление о трении как о физическом явлении, содействовать осознанию учащимися причин возникновения силы трения, обеспечить в ходе урока развитие у школьников умения, различать виды трения, увеличивать и уменьшать его; содействовать развитию у учащихся умения самостоятельно делать вывод, строить гипотезу и подтверждать её опытом; создать условия для отработки навыков работы с динамометром и для знакомства с методами измерения сил трения.
Воспитательные: содействовать развитию умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; создать условия для развития у школьников стремления к познанию; содействовать воспитанию уважения к историческому пути познания и науке древних мыслителей, ценностного отношения к экономическому и культурному наследию родного края, а также формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков; содействовать развитию способностей к анализу и синтезу; способствовать развитию теоретического мышления.
Литература
Справочник школьника. Физика – М., Филологическое общество «Слово», Компания «Ключ-С»,1995.
Пёрышкин А.В. Физика – 7:Изд. 6-е, стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
Зубкова Л.А. Сила трения. – Физика (ПС), 1998, № 2.
|
Н |
Ь |
Ю |
Т |
О |
Н |
| |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
И |
Н |
Е |
Р |
Ц |
И |
Я |
| ||||||||||||||
|
|
|
В |
Е |
С |
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Д |
И |
Н |
А |
М |
О |
М |
Е |
Т |
Р |
|
С |
И |
Л |
А |
|
| |||
О |
Л |
Е |
К |
У |
Л |
А |
|
М |
Ученица. Приглядывайтесь к облакам,
Каждый уважающий себя путешественник ведёт путевые заметки. Предлагаю не нарушать традиции и тоже делать записи в тетрадях в ходе нашего путешествия, т.е. делать опорный текст в виде таблицы.
Название |
Имена исследователей |
Определение |
Графическое изображение |
Способ измерения |
Причины проявления силы |
Сила трения |
|
|
|
|
|
Название |
Имена исследователей |
Определение |
Графическое изображение |
Способ измерения |
Причины проявления силы |
Сила трения |
Леонардо да Винчи (1500г.), Гильом Амонтон (1699г.), Шарль Огюстен Кулон (1785 г.) |
|
|
|
|
п. Борисовка, доезжаем до перекрёстка и нажимаем на тормоз.
Название |
Имена исследователей |
Определение |
Графическое изображение |
Способ измерения |
Причины проявления силы |
Сила трения |
Леонардо да Винчи (1500г.), Гильом Амонтон (1699г.), Шарль Огюстен Кулон (1785 г.) |
Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Она приложена к движущемуся телу и направлена против движения. |
|
|
|
Название |
Имена исследователей |
Определение |
Графическое изображение |
Способ измерения |
Причины проявления силы |
Сила трения |
Леонардо да Винчи (1500г.), Гильом Амонтон (1699г.), Шарль Огюстен Кулон (1785 г.) |
Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Она приложена к движущемуся телу и направлена против движения. |
![]() ![]() ![]() V F тр |
|
|
ОАО «БАЗ» выпускает универсальный абразивный инструмент для обработки, древесины, металла. Стекла, фарфора. Керамики. Кожи, пластмасс и других материалов. Этот главный производитель гибкого шлифовального инструмента предлагает шкурку шлифовальную, тканевую водостойкую и тканевую неводостойкую шкурку.
Назначение шлифовального инструмента: обработка металлов, сплавов, древесины и других материалов с применением и без применения охлаждающих жидкостей.
Пользуясь продукцией этого завода, предлагаю выяснить, как зависит модуль силы трения от рода поверхностей. Для этого надо измерить силу трения при движении какого-нибудь тела по различным поверхностям. Как можно измерить силу трения?
Учащиеся. Если равномерно тянуть динамометр при помощи горизонтально расположенного динамометра, то, измерив силу тяги, мы узнаем, чему равна сила трения.
Учитель. Обоснуйте, почему, измеряя силу тяги, мы измеряем и силу трения.
Учащиеся. Так как скорость постоянна, то равнодействующая силы равна нулю, следовательно, силы равны.
Учитель. Замечательно! Запишем этот вывод в тетрадь (дети заполняют 5-ю колонку таблицы).
Название |
Имена исследователей |
Определение |
Графическое изображение |
Способ измерения |
Причины проявления силы |
Сила трения |
Леонардо да Винчи (1500г.), Гильом Амонтон (1699г.), Шарль Огюстен Кулон (1785 г.) |
Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Она приложена к движущемуся телу и направлена против движения. |
![]() ![]() ![]() V F тр |
Равномерно перемещают тело с помощью горизонтально расположенного динамометра. |
|
Сделаем вывод о том, как зависит модуль силы трения скольжения от рода поверхности.
Название |
Имена исследователей |
Определение |
Графическое изображение |
Способ измерения |
Причины проявления силы |
Сила трения |
Леонардо да Винчи (1500г.), Гильом Амонтон (1699г.), Шарль Огюстен Кулон (1785 г.) |
Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Она приложена к движущемуся телу и направлена против движения. |
![]() ![]() ![]() V F тр |
Равномерно перемещают тело с помощью горизонтально расположенного динамометра. |
а) шероховатость поверхностей соприкасающихся тел; б) взаимное притяжение молекул отполированных поверхностей. |
В этом храме искусства мы можем любоваться работами великих мастеров кисти. Обратим внимание на репродукции картин, на которых изображено движение тел.
Правила этикета не позволяют нам громко разговаривать в музее, поэтому вы в группах самостоятельно проведёте эксперименты, опираясь на экспонаты музея, а результаты сообщите всему классу через 5 минут.
Какой вид трения имеет место на этой картине? С помощью оборудования нашей передвижной лаборатории сравните модули сил трения скольжения и качения при одинаковых массах тел. Для этого с помощью горизонтально расположенного динамометра сначала переместите тележку так, чтобы она скользила, а затем катилась. Сравните показания динамометра. Сделайте вывод.
С помощью оборудования нашей передвижной лаборатории определите модули сухого и жидкого трения скольжения при одинаковых массах тел. Для этого с помощью горизонтально расположенного динамометра сначала равномерно перемещайте деревянный брусок по поверхности доски. Затем – по поверхности воды в сосуде. Сделайте вывод.
Учитель. Значит, что нужно сделать, чтобы уменьшить силу трения?
Учитель. Давайте вместе сформулируем способы уменьшения и увеличения силы трения
. А помогут нам в этом пословицы и поговорки.
1. Не подмажешь – не поедешь.
2. Баба с возу – кобыле легче.
3. Плуг от работы блестит.
4. Что кругло – легко катится.
А теперь сами объясните поговорки о трении.
Просмотрев в фрагмент, вы сможете назвать и другие способы уменьшения и увеличения силы трения
.
Способы уменьшения силы трения
:
1. шлифование;
2. смазка; 3. уменьшение нагрузки.
Способы увеличения силы трения
:
1. увеличение нагрузки;
2. увеличение неровностей; 3. использование специальных материалов.
Дорогие ребята! Благодарю вас за работу на уроке. До свидания.
Чему равен модуль силы трения автомобиля массой 1 т при торможении на горизонтальной поверхности, если коэффициент трения об асфальт равен 0,3? Сопротивлением воздуха пренебречь. 1
10 10 2014
1 стр.
Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к телу в точке а (см рисунок)?
10 10 2014
1 стр.
Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков; содействовать развитию способностей к анализу и синтезу; способствовать развитию теоретического мышления
16 12 2014
1 стр.
Приета с пмс №293 от 20. 12. 2001 г., обн., Дв, бр. 112 от 29. 12. 2001 г., в сила от 01. 2002 г., изм., бр. 2 от 01. 2004 г., в сила от 01. 2004 г., бр. 78 от 30. 09. 2005 г., в с
10 10 2014
1 стр.
Я хочу выразить благодарность молчаливой мудрости тысяч Ведьм, которые, подвергаясь репрессиям, не смогли сделать свои знания общедоступными. Их молчаливая сила
25 12 2014
11 стр.
Сила тока и электродвижущая сила такого фотоэлемента зависят от материала полупроводника, величины его поверхности и освещенности. Но чтобы превратить диод или транзистор в фотоэле
14 12 2014
1 стр.
В корабль вышел из устья реки в море. Как при этом изменились следующие величины: объем погруженной в воду части корабля, сила тяжести и архимедова сила, действующие на корабль?
16 12 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.