СИНДРОМ ЭМОЦИОНАОЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?
Чивильгина С. И., Шарафутдинов М.Г.
ГУЗ Ульяновский областной Хоспис, г. Ульяновск, Россия
В зарубежной и отечественной литературе описан
«синдром эмоционального выгорания», характерный для лиц коммуникативных профессий, оказывающих помощь больным и пострадавшим или работающих с населением.
По данным отечественных и зарубежных исследователей данный синдром встречается у медицинских работников в 30-90 % случаев в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям (Н.В. Эккерт, 2009).
Профессиональное «выгорание» характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к пациентам, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и др.
Согласно МКБ-10, данный синдром входит в рубрику Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». Этот синдром можно представить в виде деформированного в процессе повседневной деятельности стереотипа профессионального поведения, характеризующегося поэтапной утратой эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющегося в существенном снижении качества жизни медицинского работника.
Профессиональный стресс – это синдром, развивающийся на фоне психологического напряжения и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов человека. Стрессовые ситуации у медицинских работников оказывают определяющее влияние на качество деятельности медицинского персонала. Разбалансирование взаимосвязей групповой деятельности по причине профессиональных стрессов в коллективе неизбежно ведет к потере эффективности качества деятельности, возрастанию личной неудовлетворенности у каждого медицинского работника, текучести кадров и других негативных последствий.
Существуют следующие методы предупреждения и преодоления стресса:
- информирование о ранних признаках «выгорания» и факторах риска;
- специальный курс лекций и тренинговых занятий;
- групповые формы работы со стрессом - например, балинтовские группы по снижению эмоционального напряжения при встрече с «трудным» пациентом;
- психотерапия, лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д);
- аутотренинг, музыкотерапия, арттерапия и т.д.
Профессиональная деятельность медицинских работников, оказывающих паллиативную помощь пациентам со злокачественными новообразованиями, больным с прогрессирующими формами хронических заболеваний в терминальной стадии, как никакая другая сфера деятельности связана со значительными психоэмоциональными нагрузками и сопровождается влиянием комплекса эмоционально негативных факторов, вызывающих у сотрудников неадаптивную реакцию на стресс, возникающий в результате работы.
В связи с этим, в Ульяновском областном Хосписе разработана программа на 4 занятия по 40 минут, направленная на закрепление навыков саморегуляции профессионального стресса.
Профилактика «синдрома эмоционального выгорания» должна быть комплексной, учитывающей индивидуальные особенности каждого медицинского работника, условия работы в данном лечебно-профилактическом учреждении, возможности проведения специальных методов психологической разгрузки, своевременное выявление сотрудников, нуждающихся в оказании профессиональной помощи психологов и др. Профилактические мероприятия данного синдрома и реабилитация должны осуществляться не только самим медицинским работником, но и администрацией лечебно-профилактического учреждения, в котором он работает. Некоторые зарубежные исследования свидетельствуют о том, что использование профилактических программ «антивыгорания» может уменьшить число сотрудников с синдромом выгорания в два раза.
Вместе с тем известно, что одним из путей оптимизации медико-психологической помощи пациентам, нуждающимся в паллиативной помощи, является специальная подготовка врачей и сестринского персонала, оказывающих медицинскую помощь инкурабельным больным, в связи с чем изучение факторов риска формирования состояний личностной дезадаптации сотрудников, как и качества жизни в целом, в паллиативной медицине приобретает особую актуальность.
Существенным моментом в профилактике «синдрома эмоционального выгорания» должно также явиться расширение объема профессиональных знаний студентов медицинских вузов, врачей и медицинских сестер по проблемам паллиативной медицины, социальной, медицинской и индивидуальной психологии.
Студенты-медики еще во время обучения в вузе должны получить базисные знания по паллиативной медицине, в том числе – информацию о «синдроме эмоционального выгорания» и методах его профилактики (способах повышения стрессоустойчивости при работе с тяжелыми инкурабельными пациентами и их родственниками, методах самоконтроля своего физического и психического состояния, методах релаксации и др.). Поэтому вопрос профилактики «синдрома эмоционального выгорания» обсуждается со студентами VI курса медицинского факультета УлГУ на практических занятиях на кафедре онкологии и лучевой диагностики по курсу «Паллиативная медицина», который проводится на базе Ульяновского областного Хосписа в течение 8 лет.