: Сказка – цепочка. «Теремок». С.Маршак «Багаж».
: продолжить знакомство с понятием «сказка – цепочка», совершенствовать технику чтения, развивать речь. Пополнять словарный запас, учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, прививать любовь к устному народному творчеству.
Этапы урока.
|
УУД
|
-
Организационный момент.
Уроки литературного чтения
Словно приключение.
- Как вы понимаете эти строчки?
|
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
|
-
Введение в тему.
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Он не узок, не широк, не широк.
Шла лягушка из болота,
Видит – заперты ворота …
- Что это за ворота? Что они могут нам открыть?
- Сегодня у нас не обычный урок, а сказочный. Мы с вами побываем в волшебной сказочной стране и поможем героям русской народной сказки «Теремок» справляться с трудностями.
Игра «Чьё это прозвище?» (на доске): узнайте животных по их прозвищам.
* кумушка, сестрица (лиса)
* пискун (комар)
* цокотуха, горюха (муха)
* попрыгуха, поскакуха (блоха)
* бирюк, из-за кустов хватыш, «зубами щёлк» (волк)
* толстопятый, косолапый (медведь)
* норушка (мышка)
* квакушка (лягушка)
* поплутай-ка, побегай-ка, косой, длинноухий, хваста (заяц)
* серый лоб (кот)
- Где так называют животных? (в сказках)
|
Регулятивные: определять и формировать деятельность на уроке с помощью учителя.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
|
-
Объявление темы урока, постановка целей.
(на доске: выставка книг)
- Сказок на земле много. Посмотрите на нашу выставку книг («Колобок», «Теремок», «Репка», «Багаж» С.Маршака)
- Какие сказки вам хорошо знакомы?
- Что вы о них уже знаете? (это сказки-цепочки)
- Порассуждайте, почему с ними рядом оказались сказка «Теремок» и произведение С.Маршака «Багаж» (предположение детей, что это тоже «цепочки»).
- Как вы думаете, можно ли нам подтвердить свои предположения?
|
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, прогнозирование результата.
|
-
Работа по теме урока.
(работа в группах)
- Нарисуйте цепочку персонажей сказки «Теремок» по памяти (несколько схем выносится на доску).
- Расставьте персонажи в той последовательности, в какой они появляются в истории.
- Попробуем пересказать историю по этим схемам друг другу.
(работа в парах)
- Получилось ли у вас?
- Подумайте, чем отличается ваша сказка от народной сказки «Теремок».
Чтение сказки «Теремок» по ролям.
- Сравните последовательность сказки со схемой, нарисованной ранее вашей группой по памяти. Были ли у вас ошибки?
|
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, владение монологической речью.
Предметные: составлять устный рассказ по картинке.
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
|
5. Беседа по содержанию.
- Вам сказка «Теремок» напоминает докучные сказки? Чем?
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Обратите внимание, как расположены животные? (по кругу, по законам докучной сказки).
- Что общего есть у сказок – цепочек и докучных сказок? (наличие повторов)
|
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте.
|
6. Чтение стихотворения С.Маршака «Багаж».
Повторяющиеся эпизоды можно встретить не только в сказках, но и в стихах
(читает учитель, а повторяющиеся эпизоды можно зачитывать хором).
- Понравилось стихотворение?
- Легко ли его запомнить?
- Похоже ли оно на докучную сказку и на сказку «Теремок»?
- Чем отличается от них? (из сказок – цепочек взято то, что каждый повтор всё-таки отличается от предыдущего и влияет на развитие сюжета; а из докучных сказок - само наличие этих повторов)
- Прочитайте это стихотворение в паре. Один из вас должен быть ведущим чтецом, другой будет ему помогать.
|
Предметные: воспринимать на слух текст в исполнении учителя.
Познавательные: уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: учиться работать в паре, вырази-тельно читать.
|
7. Итог урока.
- Что понравилось вам на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
- Что хотели бы прочитать родителям, младшим сёстрам и братьям?
- Кто хочет вновь встретиться со сказками – цепочками?
|
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
|