Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Сказки бабушки Аннэ.

(викторина)


Сегодня у нас встреча со сказкой.

Народная сказка - энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах.


Из далёких времён до наших дней народы ханты и манси донесли сказания и легенды о Солнце, о мире на земле, о честных и трудолюбивых людях. Эти легенды согревали сердца в долгие полярные ночи. Жизнь прекрасна, говорят герои сказов, только надо уметь сделать её такой. Надо, чтобы твоё сердце хотело и могло служить людям; надо беречь мир, ведь все мы живём под одним Солнцем.

Манси – народ вечерний,

О звездах думает думу.

Манси – народ вечерний,

К лесному привык он шуму.

Манси – народ вечерний,

На сказу, легенду скорый.

Любят манси деревья –

Любят свои соборы…

А. Тарханов


Сегодня мы с вами поговорим о сказках мансийской писательницы Анны Митрофановны Коньковой.

Родилась Анна Митрофановна Конькова в затерянной в древних мансийских лесах деревеньке рыбаков и охотников Евре в роду Чаек, легких и веселых, чаячьих людей.

Жила она со своей бабушкой Околь. Много сказок знала старая женщина. Вечером, когда начинают светить жемчужины звезд, бабушка отправляет спать Аннэ. Вскоре, погасив свечу устраивается рядом с ней и прижав к себе её теплое тельце, рассказывает ей легенды и сказки. Трудным было детство, многое испытала юная Аня, прежде чем попала в педагогическое училище. Тепло и надежно ей было только с бабушкой, которая знала множество сказок и легенд, загадок и поговорок. Не раз потом в своей жизни вспоминала Аня эти жемчужины народной мудрости, рассказывая их всем, с кем сводила её судьба.

В связи с этим Анна Митрофановна вспоминала: «Сказки, которые я рассказываю, родовые наши сказания сохранила память нашей бабушки. Матерью Матерей звали в стойбище бабушку Околь, а Мать Матерей – это высокое звание мансийской женщины». И сама Аня ещё в девичестве была названа так за раннюю мудрость, за памятливость, за умение промышлять рыбу, зверя. Анна Митрофановна становится хранительницей памяти своего народа.

Трудовой путь Анны начинался в далекие тридцатые годы прошлого столетия работой в национальных школах Березовского района, а затем в кочевой школе на озере Пыжьян Ханты-Мансийского района. Более 30 лет она отдала детям.

Но заняться всерьез своими записями она смогла только тогда, когда перестала работать в школе. Педагогический дар соединился с даром рассказчика. Её сказками заслушиваются и дети и взрослые.



Викторина.
1.В какой сказке и кто говорит?

«Хоть и мал хвост да мой. Большой хвост да чужой» («Хочу не хочу». Зайчонок Снежок)


2.А какие любимые слова были у зайчонка Снежка? (Хочу. Не хочу)
3.Кто это и из какой сказки?

Загадка:


Драчун и забияка,

Живет в воде,

Полоски на спине

И щука не проглотит.

(окунь)
4.Почему у окуня полоски на спине?

(«Как окунь полосатым стал». Утята били окуня хворостинами, чтобы он отпустил хвост выдренка. И от ударов на его спине оставались полоски.)


5.Согласны ли вы, что смысл сказки «Каждый другом силен» раскрыт уже в её названии?

(Выдренок спасает зайчонка от лисы. На пеньке по воде перевозит к другому берегу.)


6. Почему мама сказала зайчонку: «Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.»

(Потму что зайчонок сказал: «За что спасибо? За что я его тогда спас?»)


7.В сказке «Мансэ и Зайчонок» бабушка говорит: «И мала, и хрупка, а сила в ней велика». О чем это она говорит? (Иголка)

8.Кому и что сшила Мансэ? (Новый халот с ершовыми узорами Ершу)


9.Почему лось сказал Зайчонку Хочу не хочу: «Кого боятся, того не любят. От таких даже друзья уходят.» («Зайчонок и Комполэн» Зайчонок хотел такие рога, как у лося, чтобы его все боялись).
10.Кто подарил рога Зайчонку? (Комполэн болотный дух)
11.Загадка:

Эта рыжая плутовка и коварна, и хитра

Быстрых зайцев ловит ловко, кур ворует со двора.

И мышатами поживится, любит шустрая ….. (лисица).

А вот удалось ли в сказке «Умный Сойтын» лисице поживится мышонком?

(Нет. Она хотела задавить хворостом его норку, но мышонок убежал через другой ход)


12. О ком этоговорится в сказке «Сорнин канясь – золотой князь»?

«Боятся звери его, знают, что хоть сам он и мал, а злости в нем как у Комполэна – Болотного Духа. Знают: кто его не послушается – налетит острой стрелой, задрожит, закружится злой метелицей, разинет острозубую пасть, выпустит когти железные и начнет когтями рвать, зубами кусать.» (Соболь)


13.Почему лось в сказке «Лось и выдренок» по самые уши залез в воду? (Так он спасался от жары и от комаров)
14.А почему он от комаров хвостом не отмахивался? (У лосей нет хвоста)
15.Почему и кто поймал и съел жадную мышку Тэряйку? («Жадная Тэряйка»

Она сильно объелась, поэтому плохо передвигалась и не смогла грести веслами. Съел её Филин)


16.Кого подобрала в лесу и вырастила Вечерина? («Откуда северное сияние пошло» Маленького белого оленёнка)
17. Как появилось Северное сияние по легенде? («Откуда северное сияние пошло». Вечерина украсила рога оленя разноцветными яркими лентами, села в легкие нарточки и Белый олень взвился высоко в небо. Касался неба украшенными рогами. Полосы в небе заколыхались. Вечерина дотронулась до полос и они заискрились.)
18.Кого охотники называли «старшим братом» в легенде «Старший брат»? (Коту, ленивого сына Луны. Он стал страшным и походить на грозного зверя Медведя).
19.В кого превращался Комполэн в сказке «Комполэн – болотный дух» чтобы поссорить человека с медведем? (Лося и бурундучка)
20.Как называл медведь человека? (Младший брат)
21.Кого победил вожак Ивыр, чтобы перевести людей на новое стойбище? («Вожак Ивыр» Комполэн – болотного духа)
22.Как назвали внучку, появившуюся из заячьей лапки дедушка и бабушка? (Пассам-Лучик)
23.Кто принес вкусной воды в золотой чашечке Пассам-Лучик,? («Пассам-Лучик» Крот)
24.Кого уговорили вернуться на землю Крот и Лучик? (Княжеское озеро)
25.Что принес Сынок с Оленье ушко чтобы в избушке стало светло? («Сынок с Оленье ушко» , звезду)
26.Как узнала храбрая Татья, что перед ней сидит не муж её Апонька, а Комполэн-Болотный Дух? («Храбрая Татья». Когда он подносил ложку ко рту у него вместо языка пламя колыхается, а зубы острые и широкие, как лопатки, огнем светятся. И одна нога у него лосиная, а другая лошодиная.)
27.Как спасла своего мужа храбрая Татья? (Когда Комолэн спускался в подземное царство, Татья кинула в него щучью голову и она вцепилась в его шею. Он начал кричать страшным голосом. Задрожала земля обрушилась на нег и выбросила Апоньку.)
28.В кого превратил Комполэн дочку вдовы Лэен? («Сантыр и Лэен». В белочку.)
29.Как Сантыр победил Комполэна? (Он пронзил стрелой куколку. В куколке была смерть Комполэна и его дочери.)

30.Какими словами он расколдовал белочек - свою сестру и её подружку?(Назвал их сестрами)


31.Кто помог Вындыру-охотнику победить Явала-ходячего? («Вындыр-охотник и Явал-ходячий» (Ыньтип-Рогатый – лось.)
32.Какую шубку хотела мачеха Сувыннэ в сказке «Аринэ и санки оленьи рожки»? (Из шкурок лебедей, самооглядную шубу)
33.Почему Аринэ не хотела, чтобы её отец убил лебедей? (Лебеди считались священными птицами у народов манси.)
34.Как помогли Аринэ волшебный нагрудник из бусин и санки? (Санки повезли по воде, а свет от нагрудника ослепил отца Аринэ и он не смог выпустить стрелу в лебедя.)
35.Кому сказал эти слова мудрый Старик: «День красен солнцем, а человек – трудом. Волка ноги кормят. А человека – руки. Умные руки дело найдут, а в деле добро обретут»? («Мыколкина кямка». Мыколке, хромому мальчику – сыну вдовы)
36.Что научился делать Мыколка, послушав мудрые слова старика? (Ловушки на рыбу)
37.В чем нашел свое добро Мыколка по предсказанию Кулнэ – Женщины-Рыбы? (В труде)
38.Во что учился стрелять Сымян из сказки «Стрела – Огненный наконечник и Ворнэ»? (Отец ему сделал маску Комполэна- болотного Духа, он в неё стрелял)
39.Кто наградил Сымяна Стрелой с Огненным наконечником? (Ворнэ – Лесная дева)
40.В кого превратился Комполэн, чтобы Сымян не узнал его и пронзил стрелой? (В волка)

«Век мансийский, как лодка плывет,

И сверкает старинный узор,

И мелодия предков живет…

Манси, маленький мой народ…»

Ю. Шесталов



Сказки :



  1. Хочу не хочу

  2. Как окунь полосатым стал

  3. Каждый другом силен

  4. Маснэ и зайчонок

  5. Зайчонок и Комполэн

  6. Умный Сойтын

  7. Сорнин канясь – золотой князь

  8. Лось и выдренок

  9. Жадная Тэряйка

  10. Откуда северное сияние пошло

  11. Старший брат

  12. Комполэн – болотный дух

  13. Вожак Ивыр

  14. Поссам – Лучик

  15. Сынок с Оленье ушко

  16. Храбрая Татья

  17. Сантыр и Лэен

  18. Вындыр-охотник и Ялвал Ходячий

  19. Аринэ и санки оленьи рожки

  20. Мыколкина кямка

  21. Стрела – Огненный наконечник и Ворнэ



Загадки:

  1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

(Лось)


  1. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.

(Медведь)



  1. Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный?

(Волк)


  1. Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины – Называется плотина.

(Бобр)


  1. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,

Спит под кустом, там его дом.

Зима наступает, он шубу меняет.

(Заяц)


  1. На спине иголки – длинные да колкие,

А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног.

(Ёжик)


  1. Остренькие зубки, рыженькая шубка.

Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок.

(Белка)

Сказка энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах

Народная сказка энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах

69.24kb.

14 09 2014
1 стр.


Сердце духовной жизни беларуси

Жировицкий Свято-Успенский монастырь – сердце духовной жизни Беларуси

440.06kb.

17 12 2014
2 стр.


Лекция, прочитанная в Ложе Блаватской 30 июня 1898 г

Потому весьма близорук тот взгляд на человеческую жизнь, который отрицает, что преданность духовной жизни и развитие индивидуальности в духовном мире вносит огромный вклад в силы п

206.81kb.

14 09 2014
1 стр.


В школьную библиотеку поступили новые книги

Широко известная повесть, которую читали дети нескольких поколений. В ней увлекательно рассказывается не только о жизни голландских школьников в середине xixвека, но и о Голландии

54.92kb.

27 09 2014
1 стр.


Семён Людвигович Франк (1877-1950), «Смысл жизни» (1926)

Какие две формы отношения к жизни мешают человеку задуматься о смысле жизни? Что в жизни в наибольшей степени заставляет человека ставить перед собой вопрос о смысле жизни?

12.68kb.

02 10 2014
1 стр.


Сказка о пользе здорового образа жизни

Сказочница: в некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь Горох, собой недурен и неплох. Славился тем, что в своей отчизне продвигал он здоровый образ жизни

74.62kb.

10 09 2014
1 стр.


В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет

В. Л. Кургузов, – очень важно владеть не только знаниями, но и соблюдать в повседневной жизни уникальные традиции своего народа, беречь их и передавать из поколения в поколение

180.61kb.

16 12 2014
1 стр.


Сказка часть 1 радуг а 1 9 9 0

Это сказка о дружбе и любви, о достоинстве, долге и верности, мире и войне, жизни и смерти. И о том, что между сказкой и жизнью, если приглядеться, не такая уж большая разница

14124kb.

10 10 2014
51 стр.