|
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Волжский государственный инженерно-педагогический университет
|
Социально-экономический институт
Кафедра менеджмента
Словарь терминов и персоналий
управление персоналом
Нижний Новгород
2009
ББК. 65.290.2
К – 84
Крупица В.В., Яшкова Е.В., Егоров Е.Е. Управление персоналом: Словарь терминов и персоналий – ВГИПУ, 2009
Словарь терминов и персоналий по дисциплине «Управление персоналом» включает ключевые понятия курса и их современную трактовку, а также краткую характеристику зарубежных и российских ученых и практиков, определивших основное содержание данной дисциплины.
© ВГИПУ
© Крупица В.В.
© Яшкова Е.В.
© Егоров Е.Е.
Словарь терминов
Автократичное руководство – стиль руководства, для которого характерны централизация полномочий и навязывание подчиненным мнения руководителя при принятии решений.
Администратор – одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за ресурсообеспечение и выполнение планов организации, обеспечение контроля за деятельностью подчиненных.
Адаптация сотрудников – процесс включения новых сотрудников в организацию, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в системы неформальных связей.
Административные методы управления – методы, связанные с прямым принуждением людей к труду или созданием реальной возможности такого принуждения.
Активная кадровая политика – характеризуется наличием у руководства не только обоснованных прогнозов развития ситуации, но и средств воздействия на нее.
Анализ деятельности – кадровые мероприятия, направленные на определение целей, задач и компонентов конкретного вида работ, а также
условий ее эффективного выполнения.
Анализ человеческих ресурсов – концепция, рассматривающая персонал как важный ресурс организации, в использовании которого скрыты значительные резервы и которые могут быть охарактеризованы через оценку экономической эффективности его использования.
Анкета – документ, заполняемый претендентом на должность и содержащий биографические сведения. Основные разновидности анкет: стандартная анкета; собственная анкета фирмы; анкета для выпускников учебных заведений; анкета для обращающихся по собственной инициативе; анкета о последнем месте работы; анкета для лиц, имеющих судимость.
Аттестация – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня исполнения трудовой деятельности, а также качеств и потенциала личности предъявляемым требованиям.
Аттестации рабочего места – комплексная оценка его соответствия прогрессивным техническим, технологическим и организационным нормативам, требованиям охраны труда.
Аттестационный лист – документ, содержащий сведения о фамилии, имени и отчестве аттестуемого; годе рождения; образовании (какое учебное заведение закончено); специальности и квалификации по образованию; общем трудовом стаже; должности на момент аттестации; предварительной общей оценке деятельности; оценке деятельности по результатам голосования; рекомендациях комиссии.
Баланс кадров — инструмент планирования кадров в фирме (и в любой замкнутой хозяйственной системе), основанный на сопоставлении дополнительной потребности в работниках и источниках ее обеспечения.
Баланс — система показателей в виде двусторонней бюджетной таблицы, которые характеризуют соотношение или равновесие в каком-либо постоянно изменяющемся явлении.
Балансовый метод планирования — способ составления планов, который основывается на взаимной увязке ресурсов организации в рамках планового периода и потребностей в них.
Бестарифная система — способ исчисления оплаты труда, исходящий из полученного конечного результата.
Блоки управления персоналом: управление кадрами; управление условиями труда; управление социальными процессами.
Бюрократическая организация — для нее характерны подчинение членов безличным, формальным правилам, иерархия отношений, мотивация трудовой деятельности на основе денежного вознаграждения и служебного продвижения.
Введение в должность — совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими.
Вербовка работников — совокупность мер, предпринимаемых фирмой для привлечения кандидатов на работу.
Внутрифирменное обучение — система подготовки (обучения и переподготовки) персонала, проводимая на базе предприятия (или корпоративных учебных центров) с привлечением собственных или внешних преподавателей, и строящаяся на решении проблем, специфичных для конкретной организации.
Власть - в управлении персоналом она рассматривается как возможность оказывать влияние на поведение членов организации и достигать поставленных целей.
Внутрифирменная культура - признаваемая и поддерживаемая членами фирмы система ценностей и совокупность норм поведения как внутри фирмы, так и в отношениях с внешней средой.
Внутрифирменный рынок труда - условия профессионального продвижения работников в крупных фирмах, создающие конкуренцию между работниками и на этой основе позволяющие им реализовать свои способности с выгодой для фирмы.
Внутрифирменное предпринимательство (внутрифирменный венчур) — способ организации труда временной трудовой группы («команды*), создаваемой администрацией фирмы или разработчиком инновационной идеи из исполнителей разных подразделений фирмы для решения инновационных задач. Вознаграждение труда — денежные выплаты и компенсации не денежного характера, выступающие в качестве оплаты труда наемного работника, складывающиеся под воздействием рынка труда, системы коллективных договоров и соглашений, индивидуального трудово
го поговора.
Восстановительные издержки — затраты, неооходимые для замены paw-тающего сейчас работника на другого, способного выполнять те же функции. Состоят из издержек приобретения нового специалиста, его обучения (ориентации) и издержек, связанных с уходом работающего работника.
Вторичный найм — набор во временные подразделения и творческие группы. Осуществляется путем подбора исполнителей либо непосредственно руководителем, либо на основе внутреннего конкурса.
Высвобождение работников - сокращение их численности. Различают частичное (внутреннее) и абсолютное высвобождение работников. В первом случае численность работников сохраняется, но происходит их перевод на неполную занятость (сокращение объема работ, вынужденные отпуска, неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день и т. п.). Во втором применяется увольнение.
Гибкое использование кадров — разнообразие форм найма и режимов труда, обеспечивающее приспособление фирмы к конъюнктурным экономическим колебаниям.
Гибкое рабочее время — режим труда, при котором работникам разрешается самостоятельно регулировать сроки начала и окончания работы, перерывы для отдыха и питания; место работы (например, дома или в библиотеке); время обязательного присутствия в офисе; продолжительность рабочего дня; период работы в таком режиме
Горизонтальная карьера — овладение новыми сферами деятельности, повышение квалификации в одной области.
Делегирование полномочий — частичная передача прав подчиненному принимать решения об использовании ресурсов, предполагающая его ответственность.
Демократичное руководство — стиль руководства, основанный на включении работников в принятие решений и выработку трудового регламента.
Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Децентрализация полномочий — их сосредоточение на нижних этажах управленческой структуры.
Дискреционная власть — это возможность, исполнителя
трудовой функции поступать по своему усмотрению, возникающая
в зонах неопределенности осуществления формальной власти.
Договор гражданско-правового характера (договор подряда) — соглашение, предметом которого является конечный результат или работа по выполнению Определенного задания (заказа, поручения). Не предполагает включение работника в штат организации. Разновидности: договор поручения, авторский договор, договор о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.п.
Должностная инструкция — документ, содержащий перечень основных функций и обязанностей служащих/описание правил й условий их деятельности.
Долговременный расчет численности персонала — количественная и качественная оценка потребности в кадрах на период более трех лет, учитывающая планы развития организации, динамику профессионального состава, изменение технологии деятельности и другие внутренние и внешние параметры.
Дополнительная потребность в кадрах — разница: между общей потребностью и будущим (прогнозным или фактическим) их наличием на начало периода по подразделениям, специальностям, должностям и т.п.
«Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий» (ЕТКС) — документ, в котором применительно к каждой профессии и разряду приводятся стандартные характеристики работ, минимум специальных знаний и навыков, требующихся для работы по данному разряду, примеры работ, наиболее характерные для него и этой профессии.
Задачи кадровой службы — представления о целях работы с персоналом, конкретизированные с учетом условий существования организации.
Закрытая кадровая политика — характеризуется непроницаемостью для нового персонала на средних и высших уровнях управления; организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, замещение происходит только из числа сотрудников организации.
Издержки набора и отбора - все затраты по привлечению и оценке кандидатов, отнесенные на счет одного успешного (отобранного и нанятого) кандидата.
Заработная плата — денежная форма компенсации трудовых усилий работников.
Зона деятельности — пространство, в границах которого человек может выполнять работу, не перемещаясь в горизонтальной или вертикальной плоскости.
Иерархизация условий найма — разделение этих условий по степени их привлекательности для работников.
Имидж — устойчивый образ субъекта в общественном сознании.
Индивидуальная стоимость работника — оценка предполагаемого объема услуг, который ожидается от работника в данной организации, соотнесенная с оценкой вероятности того, что работник останется работать в данной организации.
Интересы — осознаваемые субъектом формы проявления его потребностей, альтернативное разнообразие потребностей в конкретных жизненных обстоятельствах.
Инцидент (деятельностный) конфликта — повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентации.
Инцидент (информационный) конфликта — событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и
ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия. Источники привлечения персонала — способы найма, рекрутирования кандидатов на работу, включающие способы распространения ин
фор
» мации об имеющихся вакансиях, способы привлечения внимания по» тенциальных кандидатов и специальные способы работы с
сегментами рынка рабочей силы.
Кадровая политика — система взглядов, требований, принципов, определяющих основные направления, формы и методы работы с персоналом. Требования к кадровой политике: справедливость, последовательность, учет трудового законодательства, исключение дискриминации.
Кадровая стратегия — стратегия, направленная на удовлетворение потребности организации в персонале в нужном количестве, необходимого качества в заданное время. В зависимости от характера организации может быть генеральной или функциональной.
Кадровый консалтинг — проведение специализировашштм фирмами изучения персонала и выдача на основе этого рекомендаций по его более эффективному использов.
Кадровый маркетинг — деятельность по поиску и привлечению в организацию высококвалифицированных работников. Состоит в изучении внутреннего и внешнего рынка труда, анализе ожиданий сотрудников в отношении служебных перемещений, распространении информации о потребности в кадрах, возможности повысить или изменить квалификацию.
Кадровый прогноз — система аргументированных представлений о направлениях развития и состоянии персонала организации в будущем. Осуществляется с помощью экстраполяции, математического моделирования, экспертных оценок.
Кадры — постоянный (штатный) состав работников организации.
Кадровые мероприятия — действия руководства организации, направленные на достижение соответствия персонала задачам организации, проводимые с учетом этапа развития организации.
Кадровый менеджмент — одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации. В системе кадрового менеджмента можно выделить: оперативный уровень управления (доминирует кадровая работа), тактический уровень управления (доминирует управление персоналом, стратегический уровень управления (доминирует управление человеческими ресурсами), политический уровень управлении корпорацией (разработка и контроль за реализацией кадровой политики). Исторически генезису каждого уровня кадрового менеджмента соответствует своя модель кадрового менеджмента (см.
Модели кадрового менеджмента), а на политическом уровне наблюдается сдвиг от пассивной и реактивной кадровой политики к активной.
Кадровый резерв — группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную
подготовку.
Кадровые интервью — беседы с целью определить пригодность претендента к работе в данной организации. Разновидности кадровых интервью:
-
По биографии кандидата (ее отдельному периоду или яркому эпизоду).
-
По ситуации. Предлагается для решения одна или несколько проблем, связанных с особенностями будущей деятельности.
-
По профессиональным и личным качествам (структурные). Задаются вопросы о поведении в той или иной ситуации, а ответы оцениваются по заранее выбранным критериям.
Карьера — результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Карьерограмма — документ, содержащий обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника и его обязательства повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.
Квалификация — степень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения трудовых функций. Коммуникация — информационное взаимодействие субъектов, характеризуемое следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентации, интересов, представлений об объекте взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью каналов равноправного информационного обмена; технологической обеспеченностью равного уровня информационной полноты о предмете взаимодействия.
Конкурс при приеме на работу — кадровое мероприятие, призванное сопоставить между собой кандидатов на работу в одной должности и соотнести их качества с требованиями должности.
Конфликт — процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентации. Начинается с конфронтационной (военной) фазы, а заканчивается коммуникативной (управленческой). Таким образом, конфликт можно определить и как процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации. Конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период.
Конфликтность личности — готовность личности к конфликтам, степень ее вовлеченности в развитие конфликтов.
Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентируй поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.
Корпоративный этический кодекс — составленный и утвержденный н фирме регулятивный документ,, который включает положения, oipa жаюшие принципы корпорации, правила поведения, ответственное п. администрации по отношению к своим работникам и потребителям. Кризис — период задержки процесса конфликтного взаимодействии субъектов (псевдофаза, возникающая внутри одной из трех фаз конфликта) — такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит по ступательного перехода от фазы к фазе (например, длительная задержка на одной фазе, разрушительная зацикленность, фазовая стагнация или даже возврат в более раннюю фазу).
Легальная власть — законная, соответствующая нормам права (синоним — формальная власть).
Легитимная власть — признанность и соответствие власти общепринятым ценностям, культурным образцам, представлениям о некоей «правильности».
Легенда — преднамеренно подготовленная ложная информационная (или информационно-предметная) модель субъекта,
paспpocтpaненная среди общественности этого субъекта и направленная на формирован его ложного имиджа (мифа) в соответствии с интересами ее заказчика (в том числе, возможно, и самого субъекта).
Лизинг персонала — предоставление специальными фирмами нуждающимся организациям временных или постоянных работников без установления с ними отношений найма.
Максимально возможный фонд времени — время работы в соответствии с Трудовым Кодексом РФ.
Масштаб работы - характеристика работы со стороны объема и разнообразия задач и операций, выполняемых работником.
Менеджмент: 1) Деятельность по управлению организацией или подразделением. 2) Управление самостоятельным направлением деятельности. 3) Группа высших руководителей, имеющих возможность принимать независимые хозяйственные решения. 4) Совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять процесс управления. 5) Учебная дисциплина.
Методы привлечения персонала: 1)Активные (вербовка) используются при дефиците предложения рабочей силы. 2)Пассивные (кадровые объявления, паблисити, участие в ярмарках вакансий и т.п.) применяются при избытке предложения рабочей силы.
Межфирменные предпринимательские сети — форма предпринимательского взаимодействия, в которой устанавливаются постоянные партнерские отношения между подразделениями разных фирм, ответственных за разработку или финансирование инновационного проекта.
Менеджер по персоналу — специалист, призванный эффективно использовать кадровый потенциал в целях успешной реализации стратегии организации.
Методы оценки труда — способы количественного и качественного измерения трудового участия работников в деятельности организации, сопоставления с заданными нормами труда. Для оценки труда могут использоваться различные подходы, ориентированные на
анализ наблюдения работников, измерение объема производственного продукта, наблюдение
заданных правил и норм.
Миф — устойчивый ложный (противоречащий действительности) образ субъекта (ложный имидж), сформировавшийся в условиях преднамеренных или непроизвольных дефицита или (и) противоречивости у общественности информации о субъекте.
Младший обслуживающий персонал — совокупность лиц, занятых оказанием не связанных с основной деятельностью услуг (дворники, курьеры, уборщики непроизводственных помещений, водители персональных автомобилей руководства и автобусов, перевозящих сотрудников).
Моментные наблюдения — фиксация данных о том, чем работник занимался в определенные, случайно выбранные моменты.
Мотивация работников — процесс активизации
мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для побуждения к эффективному труду. Мотивы — внутренние побуждения человека к действию,
направленные на результат (цель).
Моббинг — ситуация притеснения работника со стороны коллег, начальства и подчиненных.
Модели кадрового менеджмента — описание трех, исторически последовательно возникавших, способов деятельности менеджера по персоналу: 1) как попечитель своих работников, помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников; 2) как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры, отвечающий за осуществление административного контроля за соблюдение наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений, а также регулирование трудовых отношений при переговорах с профсоюзами; 3) как «архитектор кадрового потенциала» организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационное и профессиональное единство составляющих кадрового потенциала организации.
Модели компетентности — инструмент разработки индивидуальных планов профессионального развития с учетом специфики каждой должностной позиции. Описывают интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации и позволяют планировать развитие персонала в двух направлениях: приспособление к сложившейся в организации корпоративной культуре; овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешной работы в специализированной профессиональной сфере деятельности. Мораль — совокупность принципов и норм, присвоенных человеком и служащих для внутренней оценки своих поступков.
Надбавки — выплаты за профессиональное мастерство, длительный непрерывный стаж, высокую индивидуальную квалификацию и производительность, выполнение особо важных работ, классность, знание иностранного языка и проч.
Наем работников — правовой и хозяйственный акт, в ходе которого устанавливаются правовые и организационные отношения между работником и работодателем об условиях труда и его возмещения.
Наемный работник — с точки зрения трудового права наемным работником является физическое лицо, которое обязуется на основании трудового договора (контракта) исполнять определенные обязанности, предписываемые работодателем.
следующая страница>