Перейти на главную страницу
М.: Библиотека Института «Справедливый мир», 2010.
Выпуск 18
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Материалы международной
научно-практической конференции
ォКризис европейской социал-демократи
причины, формы проявления,
пути преодоленияサ
Москва, 19 апреля 2010 г.
МОСКВА 2010
Т. Б. Коваль
Чтобы понять особенности этого диалога, важно иметь ввиду background не только во взаимоотношениях испанской иерархии с социалистами, но и в ее восприятии самих понятий социализма и демократии. Они в корне отличались, например, от Германии и других стран с протестантской культурой, где в конце XIX и начале ХХ века создавались целые богословские системы, обосновывающие идеи социал-демократии, а за плечами многих духовных лидеров был опыт работы в партиях и движениях социал-демократического толка. Достаточно вспомнить основоположника «социального христианства» Ф. Шлейермахера (1786-1834), А. Ритчля (1822 - 1889) и его ученика А. Гарнака (1851-1930), У. Раушенбуша (1861-1918), основавшего в Америке движение «Социального Евангелия» и его сподвижника Рейнхольда Нибура (1892-1971), а также Хельмута Тилике (1908-1985) и особенно Карла Барта (1886-1968), который в 1915 г. вступил в Социал-демократическую партию. По его словам, «в социал-демократии нам дана притча о Царстве Божьем». Кстати сказать, в России подобные идеи о «христианском социализме» развивал один из видных религиозных философов «Серебряного века» о. Сергий Булгаков.
В Испании же, где католицизм был официальной религией государства, поиски социальной справедливости в первые десятилетия ХХ века осуществлялись под эгидой энциклики Льва XIII «Рерум Новарум» и в основном под руководством организации «Католическое Действие». До последнего десятилетия франкистской эпохи социалистические идеи рассматривались как вызов христианству, а демократия воспринималась как угроза режиму. Показательно, что на Втором Ватиканском Соборе (1962-1965), провозгласившем демократию наилучшей формой правления из всех существующих, а права и свободы человека соответствующими христианству ценностями, испанская иерархия была своего рода «белой вороной», выделяясь своей ретроградностью и приверженностью к власти твердой руки, - антиподу демократии и социализму. Однако с конца 60- начала 70-х годов многие испанские священники, следуя постановлениям Собора, включались в борьбу с режимом. Также и среди простых верующих росло число приверженцев социал-демократических идей. В целом можно сказать, что к концу франкистской эпохи испанская церковь, в которую пришло новое поколение священства, созрела для того, чтобы, во-первых, признать демократические преобразования, и, во-вторых, чтобы строить конструктивный диалог с партией социалистов.
Выделим несколько важнейших проблем, по которым позиция церкви и позиция социалистов в целом совпадают.
1. Это, прежде всего, приверженность тех и других к демократической системе. Испанская церковь, следуя постановлениям Собора, признает демократию лучшей формой правления из всех существующих.3 Подлинная демократия возможна, как считает церковь, только в правовом государстве при соблюдении неотчуждаемых прав человека. Причем государство должно быть социально ориентированным, заботится об общем благе и преодолении бедности, защищать права трудящихся, активно помогать всем нуждающимся и т.д. Очевидно, что в этом, как и всем комплексе социально-экономических проблем, позиция церкви и социалистов совпадает.
Также и церковь, и правительство социалистов исходят из безусловного признания политического плюрализма и разделяют стремление к всемерному развитию гражданского общества.
Показательно, что церковь, не высказывая открыто предпочтение той или иной политической партии, постоянно напоминает, что индифферентность и отстраненность от происходящего в стране не соответствует ее социальному учению и не имеет никакого богословского и догматического обоснования.
Интересно, что призывая паству к активному участию в выборах, она публиковала перед 2004 и затем 2008 г. так называемые Предвыборные Ноты. В них перечислялись несколько основных вопросов, на которые верующие, чтобы сделать правильный выбор, должны были бы обратить особое внимание: во-первых, связанные с ценностью человеческой жизни; во-вторых, семьи и брака; в-третьих, образования, в-четвертых, преодоления бедности и достижения социальной справедливости и, в - пятых, мира и безопасности.
Иными словами, речь шла о совместимости политики той или иной партии с основами веры и христианской морали. Сложность заключается в том, что эти нравственные ориентиры связываются испанской католической церковью с библейской традицией, в то время как социалистическая партия смотрит на вопросы морали вне связи с Божественными заповедями и установлениями. По мнению церкви, социалисты полагают, что морально все, что демократично, и аморально все, что недемократично. А это - произвольное определение добра и зла, не имеющее никакого отношения к христианской системе ценностей. В связи с этим церковь напоминает, что демократия не есть некая абсолютная система и тем более цель, но лишь способ организации социальной жизни, а подлинной целью является человеческая личность. Социалисты, в свою очередь, обвиняют церковь в том, что она не хочет признавать демократию высшим мерилом, что, по их мнению, свидетельствует о ее недемократичности. Однако, подчеркнем, и церковь, и социалисты не сомневаются в том, что демократию нужно укреплять и развивать.
2. Другая важная проблема, по которой позиция церкви и социалистов в целом совпадает, - иммиграция.4 Главная идея церкви в том, чтобы священники и паства с терпением и уважением относились к приезжим. Так, в «Богословско-пастырских размышлениях», - официальном документе церкви на эту тему, опубликованном в 2007 г., заключается в признании права на миграцию одним из прав человека, при этом подчеркивается равенство всех людей перед Богом.
Что касается политики правительства, то главная опасность, по мнению испанских епископов, заключается в том, что оно в своих бюрократических правилах порой забывает за явлением страдающего человека, превращая иностранного рабочего в абстрактную «производительную силу». Для церкви нет понятия «иностранец», но лишь – «возлюбленный брат во Христе». Перед верующими церковь ставит тройную задачу: сердечную открытость каждому иммигранту, готовность помочь; диалог с ним и помощь в создании достойной жизни на новой родине. Церковь создает также многочисленные образовательные центры для иммигрантов, облегчая их интеграцию в испанское общество.
3. В принципе совпадает и оценка баскского терроризма. Конференция испанских епископов считает, что терроризм ничем не может быть оправдан и представляет собой одно из самых тяжелых преступлений, существующих в мире. Ни в коей мере не отрицая право наций на самоопределение, церковь подчеркивает, что это должен быть сугубо мирный процесс, соответствующий всеобщему благу и подчиняющийся нормам государственного и международного права, и терроризм не может быть средством для его достижения.
Из этого, по мнению церкви, следует, что, во-первых, политики не при каких условиях не должны идти на поводу у лидеров ЭТА и пытаться «понять», а тем самым как бы принять хотя бы и частично их аргументы, оправдывающие убийства и насилие, а, во-вторых, им не следует замалчивать проблему терроризма. Страх, который хотят вызвать террористы, как раз и «подпитывается» молчанием.
Исходя из этого, испанская церковь предлагает, как предварительный, но необходимый шаг в преодолении терроризма, не сосредотачиваться на политической стороне дела, но уделять как можно больше внимания человеческой составляющей – как страданиям жертв террористов, так и всех членов испанского общества, которые вынуждены жить в постоянном страхе и напряжении, вызванных угрозой террористических актов.
Но нужен ли диалог с террористами? Сложность заключается в том, что баскские священники, традиционно связанные с националистическим баскским движением, выступают за налаживание диалога государства и террористов, полагая, что все проблемы можно решить за столом переговоров. Что касается испанского епископата, то он не питает иллюзий по поводу успеха в подобных переговорах и выступает, как это следует из цитированного выше документа, против них.
Отметим теперь несколько важных вопросов, по которым испанская церковь и партия социалистов никак не могут найти консенсус.
1. В последнее десятилетие обострилась полемика между церковью и правительством социалистов по вопросу об образовании. Дело в том, что в Испании стало почти традицией, что каждый новый кабинет министров начинает свою деятельность с реформирования системы образования. После прихода к власти социалистов был принят новый «Единый закон об образовании» (LOE) 2006 г. В нем, в частности, были пересмотрены вопросы, связанные с религиозным образованием – Закон Божий перешел из обязательных предметов в категорию факультативных.
Это вызвало бурную реакцию испанской церкви, которая настаивала на обязательном преподавании религии в школах. Противоречия церкви с правительством усугублялись тем, что в качестве альтернативы Закону Божьему власти предложили новый предмет – «Граждановедение». Церковь и верующие усматривают в этом попытку социалистов насадить свое представление о нравственности, которое никак не связано с Божественными заповедями и христианской моралью.
Социалистическое правительство, по мнению, епископата, навязывает свои решения, «спуская» их сверху и не желая при этом прислушиваться к мнению родителей. Государство, таким образом, превращается в главного «учителя» и единственного «наставника», в том числе и по проблемам морали. Должно быть иначе: преподавание религии в школе должно быть признано обязательным предметом, т.е. входить в список базовых дисциплин каждой школы, а родители, в свою очередь, могут свободно решать, хотят ли они, чтобы их дети изучали эти предметы, или нет.5
2. Противоречия церкви и правительства затрагивают также сферу семьи и брака.
Конференция испанских епископов с самого начала своего существования уделяла проблемам семьи и брака большое внимание.6 Не только потому, что эта тема традиционно занимала важное место в ее проповедях и богословии, но и потому, что для испанской католической церкви были совершенно неприемлемы новые законы в брачно-семейной сфере, разработанные правительством социалистов.
Во-первых, как провокацию церковь встретила закон об однополых браках. Напомним, что Испания стала третьей страной ЕС, в которой были узаконены гей-браки в полном объеме. К настоящему моменту официально свои отношения оформили уже несколько тысяч гей-пар. Им также было дано право усыновлять детей.
Это глубоко возмущает испанскую церковь и ее паству. Протестуя против закона об однополых браках, испанская церковь возглавила 18 июня 2005 года многотысячную демонстрацию в Мадриде. Организаторы акции заявляли, что на улицы испанской столицы вышли около полутора миллионов противников легализации однополых браков. Как бы то ни было, демонстрация была внушительной, а во главе колонны протестующих шествовали архиепископ Мадридский кардинал Антонио Мария Роуко Варела и около 20 епископов. Фактически церковь призвала свою паству к гражданскому неповиновению. Так, например, они предложили государственным служащим-верующим, не регистрировать однополые браки, ссылаясь на свои убеждения, даже если они из-за этого лишатся работы. Отметим, что в Испании 8% жителей страны придерживаются нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако более половины испанцев одобрили решение парламента об однополых браках, считая это проявлением толерантности и важным показателем демократии.
Отметим, что с этой же проблемой связаны и вопросы контрацепции. Таким образом, церковь понимает брак как союз между мужчиной и женщиной, считая гомосексуализм извращением; призывает к крепости семейных уз, заключенных на всю жизнь с одним партнером; приветствует деторождение как исполнение заповеди Творца «плодиться и размножаться»; осуждает все, что связано с нанесением ущерба человеческой жизни с момента зачатия и до естественной кончины, т.е. аборты, эвтаназию, клонирование.
Все эти вопросы подробно освещались в специальной Инструкции по вопросам биоэтики, опубликованной Ватиканом в декабре 2008 г.8 Конференция испанских епископов опирается в своей теоретической и практической работе на этот важный документ. В этом отношении показателен один из последних документов испанских церковных иерархов на эту тему - Пастырское Послание архиепископа Мадрида «Семья: жизнь и надежда для человечества».9
В целом, социал-демократы поддерживают:
Социал-демократия – это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ и мир
11 10 2014
1 стр.
Несмотря на секуляризацию, Испания и по сей день остается верной католической традиции
11 10 2014
1 стр.
В отличие от периода после первой мировой войны, когда социал-демократы доказывали, что "груду руин нельзя социализировать", после катастрофы 1945 г они рассчитывали именно на то
17 12 2014
1 стр.
I. Страх перед будущим в современном мире: теоретические аспекты
10 10 2014
24 стр.
Э. Бернштейн и К. Каунтский стали агитировать против таких марксистских положений, как классовая борьба, социальная революция и диктатура пролетариата
11 10 2014
1 стр.
Монголии посчастливилось стать участниками Международного образовательного проекта «Мультикультурное образование в современном мире»
11 10 2014
1 стр.
Верны ли следующие суждения о тенденциях развития наций? А. В современном мире существует тенденция объединения наций. Б. В современном мире существует тенденция обособления наций
10 10 2014
1 стр.
Они конструировали умозрительные проекты идеального общества, вошедшие в историю социальной науки как утопический социализм
06 10 2014
1 стр.