Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

М.: Библиотека Института «Справедливый мир», 2010.


БИБЛИОТЕКА ИНСТИТУТА СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР

Выпуск 18

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Материалы международной

научно-практической конференции

ォКризис европейской социал-демократи

причины, формы проявления,

пути преодоленияサ

Москва, 19 апреля 2010 г.

МОСКВА 2010

Т. Б. Коваль



Католики и социалисты в современной Испании:

противоречивое сосуществование
Несмотря на секуляризацию, Испания и по сей день остается верной католической традиции1. Подавляющее большинство (80%) испанцев, по их собственному признанию, - католики, причем половина из них считает себя очень религиозными людьми.2 Испанская католическая церковь сохраняет большой авторитет и оказывает заметное влияние на происходящее в стране. В этом отношении большой интерес представляет ее диалог с ИСРП, которая находится у кормила власти с 2004 г.

Чтобы понять особенности этого диалога, важно иметь ввиду background не только во взаимоотношениях испанской иерархии с социалистами, но и в ее восприятии самих понятий социализма и демократии. Они в корне отличались, например, от Германии и других стран с протестантской культурой, где в конце XIX и начале ХХ века создавались целые богословские системы, обосновывающие идеи социал-демократии, а за плечами многих духовных лидеров был опыт работы в партиях и движениях социал-демократического толка. Достаточно вспомнить основоположника «социального христианства» Ф. Шлейермахера (1786-1834), А. Ритчля (1822 - 1889) и его ученика А. Гарнака (1851-1930), У. Раушенбуша (1861-1918), основавшего в Америке движение «Социального Евангелия» и его сподвижника Рейнхольда Нибура (1892-1971), а также Хельмута Тилике (1908-1985) и особенно Карла Барта (1886-1968), который в 1915 г. вступил в Социал-демократическую партию. По его словам, «в социал-демократии нам дана притча о Царстве Божьем». Кстати сказать, в России подобные идеи о «христианском социализме» развивал один из видных религиозных философов «Серебряного века» о. Сергий Булгаков.

В Испании же, где католицизм был официальной религией государства, поиски социальной справедливости в первые десятилетия ХХ века осуществлялись под эгидой энциклики Льва XIII «Рерум Новарум» и в основном под руководством организации «Католическое Действие». До последнего десятилетия франкистской эпохи социалистические идеи рассматривались как вызов христианству, а демократия воспринималась как угроза режиму. Показательно, что на Втором Ватиканском Соборе (1962-1965), провозгласившем демократию наилучшей формой правления из всех существующих, а права и свободы человека соответствующими христианству ценностями, испанская иерархия была своего рода «белой вороной», выделяясь своей ретроградностью и приверженностью к власти твердой руки, - антиподу демократии и социализму. Однако с конца 60- начала 70-х годов многие испанские священники, следуя постановлениям Собора, включались в борьбу с режимом. Также и среди простых верующих росло число приверженцев социал-демократических идей. В целом можно сказать, что к концу франкистской эпохи испанская церковь, в которую пришло новое поколение священства, созрела для того, чтобы, во-первых, признать демократические преобразования, и, во-вторых, чтобы строить конструктивный диалог с партией социалистов.

Выделим несколько важнейших проблем, по которым позиция церкви и позиция социалистов в целом совпадают.

1. Это, прежде всего, приверженность тех и других к демократической системе. Испанская церковь, следуя постановлениям Собора, признает демократию лучшей формой правления из всех существующих.3 Подлинная демократия возможна, как считает церковь, только в правовом государстве при соблюдении неотчуждаемых прав человека. Причем государство должно быть социально ориентированным, заботится об общем благе и преодолении бедности, защищать права трудящихся, активно помогать всем нуждающимся и т.д. Очевидно, что в этом, как и всем комплексе социально-экономических проблем, позиция церкви и социалистов совпадает.

Также и церковь, и правительство социалистов исходят из безусловного признания политического плюрализма и разделяют стремление к всемерному развитию гражданского общества.
Показательно, что церковь, не высказывая открыто предпочтение той или иной политической партии, постоянно напоминает, что индифферентность и отстраненность от происходящего в стране не соответствует ее социальному учению и не имеет никакого богословского и догматического обоснования.

Интересно, что призывая паству к активному участию в выборах, она публиковала перед 2004 и затем 2008 г. так называемые Предвыборные Ноты. В них перечислялись несколько основных вопросов, на которые верующие, чтобы сделать правильный выбор, должны были бы обратить особое внимание: во-первых, связанные с ценностью человеческой жизни; во-вторых, семьи и брака; в-третьих, образования, в-четвертых, преодоления бедности и достижения социальной справедливости и, в - пятых, мира и безопасности.

Иными словами, речь шла о совместимости политики той или иной партии с основами веры и христианской морали. Сложность заключается в том, что эти нравственные ориентиры связываются испанской католической церковью с библейской традицией, в то время как социалистическая партия смотрит на вопросы морали вне связи с Божественными заповедями и установлениями. По мнению церкви, социалисты полагают, что морально все, что демократично, и аморально все, что недемократично. А это - произвольное определение добра и зла, не имеющее никакого отношения к христианской системе ценностей. В связи с этим церковь напоминает, что демократия не есть некая абсолютная система и тем более цель, но лишь способ организации социальной жизни, а подлинной целью является человеческая личность. Социалисты, в свою очередь, обвиняют церковь в том, что она не хочет признавать демократию высшим мерилом, что, по их мнению, свидетельствует о ее недемократичности. Однако, подчеркнем, и церковь, и социалисты не сомневаются в том, что демократию нужно укреплять и развивать.

2. Другая важная проблема, по которой позиция церкви и социалистов в целом совпадает, - иммиграция.4 Главная идея церкви в том, чтобы священники и паства с терпением и уважением относились к приезжим. Так, в «Богословско-пастырских размышлениях», - официальном документе церкви на эту тему, опубликованном в 2007 г., заключается в признании права на миграцию одним из прав человека, при этом подчеркивается равенство всех людей перед Богом.

Что касается политики правительства, то главная опасность, по мнению испанских епископов, заключается в том, что оно в своих бюрократических правилах порой забывает за явлением страдающего человека, превращая иностранного рабочего в абстрактную «производительную силу». Для церкви нет понятия «иностранец», но лишь – «возлюбленный брат во Христе». Перед верующими церковь ставит тройную задачу: сердечную открытость каждому иммигранту, готовность помочь; диалог с ним и помощь в создании достойной жизни на новой родине. Церковь создает также многочисленные образовательные центры для иммигрантов, облегчая их интеграцию в испанское общество.

3. В принципе совпадает и оценка баскского терроризма. Конференция испанских епископов считает, что терроризм ничем не может быть оправдан и представляет собой одно из самых тяжелых преступлений, существующих в мире. Ни в коей мере не отрицая право наций на самоопределение, церковь подчеркивает, что это должен быть сугубо мирный процесс, соответствующий всеобщему благу и подчиняющийся нормам государственного и международного права, и терроризм не может быть средством для его достижения.

Из этого, по мнению церкви, следует, что, во-первых, политики не при каких условиях не должны идти на поводу у лидеров ЭТА и пытаться «понять», а тем самым как бы принять хотя бы и частично их аргументы, оправдывающие убийства и насилие, а, во-вторых, им не следует замалчивать проблему терроризма. Страх, который хотят вызвать террористы, как раз и «подпитывается» молчанием.

Исходя из этого, испанская церковь предлагает, как предварительный, но необходимый шаг в преодолении терроризма, не сосредотачиваться на политической стороне дела, но уделять как можно больше внимания человеческой составляющей – как страданиям жертв террористов, так и всех членов испанского общества, которые вынуждены жить в постоянном страхе и напряжении, вызванных угрозой террористических актов.

Но нужен ли диалог с террористами? Сложность заключается в том, что баскские священники, традиционно связанные с националистическим баскским движением, выступают за налаживание диалога государства и террористов, полагая, что все проблемы можно решить за столом переговоров. Что касается испанского епископата, то он не питает иллюзий по поводу успеха в подобных переговорах и выступает, как это следует из цитированного выше документа, против них.

Отметим теперь несколько важных вопросов, по которым испанская церковь и партия социалистов никак не могут найти консенсус.

1. В последнее десятилетие обострилась полемика между церковью и правительством социалистов по вопросу об образовании. Дело в том, что в Испании стало почти традицией, что каждый новый кабинет министров начинает свою деятельность с реформирования системы образования. После прихода к власти социалистов был принят новый «Единый закон об образовании» (LOE) 2006 г. В нем, в частности, были пересмотрены вопросы, связанные с религиозным образованием – Закон Божий перешел из обязательных предметов в категорию факультативных.

Это вызвало бурную реакцию испанской церкви, которая настаивала на обязательном преподавании религии в школах. Противоречия церкви с правительством усугублялись тем, что в качестве альтернативы Закону Божьему власти предложили новый предмет – «Граждановедение». Церковь и верующие усматривают в этом попытку социалистов насадить свое представление о нравственности, которое никак не связано с Божественными заповедями и христианской моралью.

Социалистическое правительство, по мнению, епископата, навязывает свои решения, «спуская» их сверху и не желая при этом прислушиваться к мнению родителей. Государство, таким образом, превращается в главного «учителя» и единственного «наставника», в том числе и по проблемам морали. Должно быть иначе: преподавание религии в школе должно быть признано обязательным предметом, т.е. входить в список базовых дисциплин каждой школы, а родители, в свою очередь, могут свободно решать, хотят ли они, чтобы их дети изучали эти предметы, или нет.5

2. Противоречия церкви и правительства затрагивают также сферу семьи и брака.

Конференция испанских епископов с самого начала своего существования уделяла проблемам семьи и брака большое внимание.6 Не только потому, что эта тема традиционно занимала важное место в ее проповедях и богословии, но и потому, что для испанской католической церкви были совершенно неприемлемы новые законы в брачно-семейной сфере, разработанные правительством социалистов.

Во-первых, как провокацию церковь встретила закон об однополых браках. Напомним, что Испания стала третьей страной ЕС, в которой были узаконены гей-браки в полном объеме. К настоящему моменту официально свои отношения оформили уже несколько тысяч гей-пар. Им также было дано право усыновлять детей.

Это глубоко возмущает испанскую церковь и ее паству. Протестуя против закона об однополых браках, испанская церковь возглавила 18 июня 2005 года многотысячную демонстрацию в Мадриде. Организаторы акции заявляли, что на улицы испанской столицы вышли около полутора миллионов противников легализации однополых браков. Как бы то ни было, демонстрация была внушительной, а во главе колонны протестующих шествовали архиепископ Мадридский кардинал Антонио Мария Роуко Варела и около 20 епископов. Фактически церковь призвала свою паству к гражданскому неповиновению. Так, например, они предложили государственным служащим-верующим, не регистрировать однополые браки, ссылаясь на свои убеждения, даже если они из-за этого лишатся работы. Отметим, что в Испании 8% жителей страны придерживаются нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако более половины испанцев одобрили решение парламента об однополых браках, считая это проявлением толерантности и важным показателем демократии.



Во-вторых, испанскую церковь никак не устраивает закон об упрощении разводов. Напомним, что в католической традиции развод невозможен, и брак заключается раз и навсегда. Новый же закон о разводе облегчал длительную бюрократическую процедуру, сделал ее экономически доступной для любого испанца. Эти долгожданные изменения были поддержаны как подавляющим большинством населения страны, так и парламентом, однако, по мнению католических иерархов, упрощение бракоразводного процесса подрывает семью.

В-третьих, церковь считает, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, а потому однозначно запрещает аборты, расценивая их как сознательное убийство невиновного и беззащитного. Поэтому целый ряд документов испанского епископата был направлен против узаконенных правительством социалистов абортов. В марте 2009 г. Конференция испанских епископов провозгласила начало общенациональной компании «Защити мою жизнь!», направленной против абортов.7

Отметим, что с этой же проблемой связаны и вопросы контрацепции. Таким образом, церковь понимает брак как союз между мужчиной и женщиной, считая гомосексуализм извращением; призывает к крепости семейных уз, заключенных на всю жизнь с одним партнером; приветствует деторождение как исполнение заповеди Творца «плодиться и размножаться»; осуждает все, что связано с нанесением ущерба человеческой жизни с момента зачатия и до естественной кончины, т.е. аборты, эвтаназию, клонирование.

Все эти вопросы подробно освещались в специальной Инструкции по вопросам биоэтики, опубликованной Ватиканом в декабре 2008 г.8 Конференция испанских епископов опирается в своей теоретической и практической работе на этот важный документ. В этом отношении показателен один из последних документов испанских церковных иерархов на эту тему - Пастырское Послание архиепископа Мадрида «Семья: жизнь и надежда для человечества».9

В целом, социал-демократы поддерживают:



  • Следование общим принципам социальной справедливости, свободы, равенства и братства.

  • Защиту прав человека.

  • Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).

  • Политический и идеологический плюрализм.

  • Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку.

  • Ограниченное государственное регулирование экономики.

  • Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.

  • Принцип справедливой торговли.

  • Равноправие и защиту всех форм собственности.

  • Создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.

  • Национализацию стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеообрабатывающей промышленности и энергетике.

  • Социальное партнерство между трудящимися и работодателями

  • Сотрудничество с профсоюзами.

  • Сокращение разрыва между богатыми и бедными.

  • Поддержку неимущих слоев населения.

  • Создание «государства всеобщего благосостояния».

  • Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую:

    • Ограничение рабочей недели (до 35-40 часов).

    • Улучшение условий труда рабочих.

    • Повышение минимальной зарплаты.

    • Защиту от неоправданного увольнения.

    • Борьбу с безработицей.

  • Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую:

    • Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны.

    • Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.

    • Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице.

    • Государственную помощь для ухода за детьми.

  • Средний или высокий уровень налогообложения, необходимый для финансирования государственных затрат.

  • Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «Зелёных»).

  • Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций.

  • Секуляризированную и открытую прогрессивную социальную политику.

  • Внешнюю политику, соответствующую принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН.

  • Демилитаризацию, сокращение военных арсеналов и неучастие в агрессивных военных блоках.

  • Защиту интересов трудящихся — рабочих, крестьян, фермеров, интеллигенции и среднего класса.




1 О католической традиции и религиозной самоидентификации в современной Испании см., напр.: A. Pérez-Agote y J. Santiago. Religión y políticas en la sociedad actual. Madrid, 2008; Juan Jesús Gonzáles, Miguel Requena (eds). Tres décadas de cambio social en España. Madrid, 2006.

2 CIS. Estudio nº 2.782. Enero 2009 - https://datos.cis.es/pdf/Es2782mar_A.pdf

3 «Человеческой природе вполне соответствует, что есть юридико-политические структуры, которые предоставляют всем гражданам действительную возможность все лучше и без всякой дискриминации свободно и действенно участвовать как в установлении юридических основ политического общества, так и в управлении государством, в определении поля деятельности и целей различных учреждений и в выборе правителей. Бесчеловечно однако, если политическая власть принимает тоталитарные или диктаторские формы, нарушающие права личности или социальных групп». // Пастырская Конституция 1965 г. «Радость и надежда» о Церкви в современном мире. (“Gaudium et spes”). Ст.25. – Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992, с. 405.


4 Первым церковным документом на эту тему была Пастырская Инструкция, принятая на Пленарной Ассамблее испанских епископов в 1994 г. под названием «Pastoral de las Migraciones en España». В ней, в частности, говорилось о необходимости всячески помогать иммигрантам в их интеграции в испанское общество. В следующем 1995 г. Появился новый документ по этой же проблеме – «La Inmigración en España: desafío a la sociedad y a la Iglesia», опубликованный Епископальной Комиссией по миграциям. В дальнейшем церковь опубликовала еще ряд документов на эту тему: «La Iglesia en España y los inmigrantes Reflexión teológico-pastoral y Orientaciones prácticas para una pastoral de migraciones en España a la luz de la Instrucción Pontificia «Erga migrantes caritas Christi». Madrid, 22 de noviembre de 2007. Instrucción «Erga migrantes caritas Christi» por el Consejo Pontificio para la Pastoral de los emigrantes e itinerantes, el 3 de mayo de 2004.

5 «Es necesario que la enseñanza religiosa, como derecho de los padres, sea una asignatura fundamental, de oferta obligatoria para los centros y voluntaria para los alumnos, de tal manera que el hecho de recibir o no recibir esta enseñanza no suponga discriminación académica alguna en la actividad escolar». // Ante el Proyecto de Ley Orgánica de Educación (2005). http://www.conferenciaepiscopal.es/documentos/Conferencia/LeyEducacion.htm

6 «Matrimonio y familia» (1979); «Sobre el divorcio civil» (1979); «Sobre el Proyecto de Ley de modificación de la regulación del matrimonio en el Código Civil»(1981); «Sobre la proyectada nueva «Ley sobre el Aborto» (1994); «Matrimonio, familia y «uniones de homosexuales» (1994); «El Proyecto de Ley sobre el aborto» (1995); «El aborto con píldora también es un crimen» (1998); «La «píldora del día siguiente», nueva amenaza contra la vida» (2001); «El drama humano y moral del tráfico de mujeres» (2001); «La familia, santuario de la vida y esperanza de la sociedad» (2001); «Directorio de la Pastoral Familiar de la Iglesia en España» (2003); «En favor del verdadero matrimonio» (2004); «Algunas orientaciones sobre la ilicitud de la reproducción humana artificial y sobre las prácticas injustas autorizadas por la Ley que la regulará en España» (2006).

7 https://www.conferenciaepiscopal.es/actividades/2009/marzo_16.html

8 Congregación para la Doctrina de la Fe. Dignitas personae. Instrucción sobre algunas cuestiones de bioética. (12 de diciembre de 2008) https://www.conferenciaepiscopal.es/documentos/vaticano/doctrina/DignitasPersonae.html

9 Carta Pastoral del Cardenal-Arzobispo de Madrid La familia: vida y esperanza para la humanidad Domingo 24 de junio de 2008. https://www.archimadrid.es/princi/menu/vozcar/framecar/cartas/2008/24062008.htm


10. Социал-демократия: теория и практика Социал-демократия

Социал-демократия – это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ и мир

23.46kb.

11 10 2014
1 стр.


Социал-демократия в современном мире

Несмотря на секуляризацию, Испания и по сей день остается верной католической традиции

131.76kb.

11 10 2014
1 стр.


Германская социал-демократия на пути к власти (1949-1972)

В отличие от периода после первой мировой войны, когда социал-демократы доказывали, что "груду руин нельзя социализировать", после катастрофы 1945 г они рассчитывали именно на то

258.36kb.

17 12 2014
1 стр.


Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века

I. Страх перед будущим в современном мире: теоретические аспекты

4837.87kb.

10 10 2014
24 стр.


Социал-демократия

Э. Бернштейн и К. Каунтский стали агитировать против таких марксистских положений, как классовая борьба, социальная революция и диктатура пролетариата

38.77kb.

11 10 2014
1 стр.


Проект «Мультикультурное образование в современном мире»

Монголии посчастливилось стать участниками Международного образовательного проекта «Мультикультурное образование в современном мире»

28.92kb.

11 10 2014
1 стр.


Тест №3 «Национально-государственное устройство». Обществознание 9 класс 1-й

Верны ли следующие суждения о тенденциях развития наций? А. В современном мире существует тенденция объединения наций. Б. В современном мире существует тенденция обособления наций

88.81kb.

10 10 2014
1 стр.


Всеобщая история. Вопрос Теория и практика общественного развития Марксизм, ревизионизм и социал-демократия

Они конструировали умозрительные проекты идеального общества, вошедшие в историю социальной науки как утопический социализм

145.27kb.

06 10 2014
1 стр.