Перейти на главную страницу
Тверского государственного университета
Научный руководитель доктор философских наук, профессор
Михайлов Валерий Алексеевич
Евстифеева Елена Александровна
Бурухина Лариса Владимировна
юридической академии (г. Тверь)
Защита состоится «1» апреля 2011 г. в 15 часов 30 мин. на заседании диссертационного совета по философским наукам (ДМ 212.263.07) в Тверском государственном университете по адресу: 170000, Тверь, ул. Желябова, д. 33.
Автореферат разослан «01» марта 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат философских наук, доцент
С.П. Бельчевичен
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Россия – страна с длительной эмиграционной традицией. Российская эмиграция, возникнув в массовом масштабе в конце XIX столетия, существует до настоящего момента. Ее эволюция была очень сложной и многогранной. Вне зависимости от того, игнорировалась ли эмиграция властями нашей страны, запрещалась или разрешалась, данное явление всегда оказывало большое влияние на жизнь российского общества.
В настоящее время – на фоне сохраняющейся социально-экономической нестабильности и демографического кризиса – массовый выезд россиян за рубеж представляет серьезную угрозу для дальнейшего существования и развития Российской Федерации как мировой державы. Проблема утечки ценного человеческого капитала усугубляется тем, что эмиграция из России на сегодняшний день является практически неуправляемым процессом. Отказавшись от ограничения эмиграции, российские власти так и не выработали иного эффективного механизма ее регулирования.
Государственная политика России во многом экспериментальна. Часто она сопровождается принятием ошибочных решений и исправлением их по ходу развития событий. Причем низкая эффективность применяемых в отношении предотвращения эмиграции мер во многом является следствием недостаточной разработанности теоретических представлений об эмиграции. Например, частные аспекты российской эмиграции (социально-демографические показатели, факторы, мотивы) исследованы и проанализированы детально, но общего, комплексного подхода к изучению явления не сложилось. Нет единого взгляда на сущность российской эмиграции, движущие силы и тенденции ее эволюции.
Представляется, что восполнить существующий пробел в познании российской эмиграции, создать общую концепцию понимания переселения россиян за рубеж и выработать конструктивные теоретико-методологические принципы изучения возможно в рамках социальной философии. Во-первых, основной задачей социальной философии является исследование природы и особенностей бытия людей в обществе. Эмиграция – это как раз одно из проявлений человеческого существования в социальном пространстве. Во-вторых, большинство явлений и процессов, происходящих в жизни социума, становятся объяснимыми и более предсказуемыми, только получая системное философское осмысление. Понять природу, а значит, тенденции и перспективы развития эмиграции чрезвычайно важно для формирования эффективной миграционной политики России. В-третьих, социально-философский подход позволяет выявить имеющиеся неточности в существующих эмиграционных представлениях, предотвратить возникновение этих неточностей в будущем, а также преодолеть поливариантность научных суждений о российской эмиграции.
Таким образом, необходимость более глубокого теоретического осмысления эмиграции из России определяет актуальность обращения к исследованию ее имманентного содержания и сущности, современного состояния и тенденций эволюции в перспективе социально-философского анализа.
Степень научной разработанности проблемы. Российская эмиграция практически сразу (с момента своего появления) стала объектом изучения многих наук. При этом она могла рассматриваться как сама по себе, так и в контексте миграционного движения населения России. Уже в начале ХХ в. эмиграционными процессами из Российской империи заинтересовались историки, географы, демографы. Со второй половины ХХ в. российская эмиграция начала исследоваться статистикой, социологией, экономикой, политологией. А с начала XXI в. к списку наук, изучающих эмиграцию из России, можно добавить культурологию, психологию, этику, право.
Научные изыскания в ряде перечисленных выше областях знаний внесли определенный вклад в разработку теоретических представлений о российской эмиграции. В демографии и социологии российская эмиграция понимается как функционирование жизни общества. Но если демографы (А.Г.Вишневский, Ж.А.Зайончковская1 и др.) изучают ее преимущественно в аспекте влияния выезда наших соотечественников на изменение численности населения Российской Федерации, «вклада» эмиграционных составляющих в общую динамику численности российского населения, то социологи (Л.Л.Рыбаковский, С.В.Рязанцев, А.М.Гуревич2 и т.д.) – в аспекте влияния эмиграции из России на изменение структуры обществ – как общества-донора, так и обществ-реципиентов. Особым предметом изучения социологов стали факторы, мотивы, характер российской эмиграции, проблемы адаптации эмигрантов на новой территории, вопросы регулирования и прогнозирования эмиграционных процессов.
Экономисты (В.Г.Былов, С.В.Рязанцев, М.Ф.Ткаченко, Е.Кофман3 и др.) рассматривают российскую эмиграцию как проявление необходимости получения человеком материальных средств для существования в обществе. Их исследования базируются на выявлении влияния эмиграции на уровень жизни населения, уровень безработицы, зарплаты, качества продукции, ее себестоимости. Отдельной темой изучения являются проблемы интеллектуальной эмиграции.
Политологи представляют массовый выезд из России как прямое следствие политики осуществляемой властями российского государства. Также ими разрабатываются следующие вопросы: роль государства в процессе контроля над эмиграцией, воздействие выезда населения на институт гражданства, внешнюю политику и национальную безопасность (М.А.Боровик, Л.В.Шемберко, Г.С.Витковская, С.А.Панарин1 и др.).
В культурологии сущность российской эмиграции рассматривается в контексте истории и культуры, а также через специфические особенности развития нашей страны (А.С.Ахиезер, И.В.Сабенникова2 и т.д.).
Большой вклад в разработку представлений о первопричинах и природе эмиграции населения был внесен психологами, предложившими изучать эмиграцию как форму поведения индивида3. Основная идея психологических теорий эмиграции заключается в том, что не внешние факторы определяют миграционное поведение субъекта, а внутренние мотивы. Это положение способствовало формированию взгляда на сущность эмиграции как на потребностную. На сегодняшний день точка зрения на выезд населения за пределы России как на способ удовлетворения индивидом определенных потребностей получает дальнейшее развитие в современных исследованиях4.
Однако российскую эмиграцию рассматривают не только как поведенческий акт, но и как этический поступок. Например, сущность эмиграции, с этической точки зрения, может отождествляться и с предательством Родины, и со спасением за рубежом истинной культуры России5. В обоих случаях речь идет об определенной мифологизации явления в целом и его результатов в частности. Достаточно часто российская эмиграция рассматривается как способ самозащиты личности – противостояние государству1.
С позиций социальной философии эмиграция из России до сих пор не исследовалась. Автору не удалось обнаружить какие-либо масштабные работы, в которых непосредственно проводился социально-философский анализ переселения из России. Однако необходимо отметить, что с недавнего времени в рамках социальной философии началось осмысление феномена миграции населения, как в контексте глобализации (Н.М.Преображенская2), так и в контексте мировой социальной реальности (М.С.Дрокин, В.Х.Мочкина3).
Проведенный анализ литературы наглядно показывает, что социально-философскому изучению российской эмиграции не уделялось достаточного внимания. Затрагивались преимущественно частные вопросы, собран богатый практический и теоретический материал, но нет сколько-нибудь полного исследования переселения за рубеж наших соотечественников как явления в целом. На сегодняшний день не выработано ни общенаучных представлений об основах изучения эмиграции из России, ни единого понимания природы этого явления. Более того, сформировался ряд разнообразных идей о сущности российской эмиграции: демографическая, экономическая, политологическая, историко-культурная и т.д. Все эти идеи можно разделить на две группы. В первую группу входят представления, выработанные в рамках социориентированных наук. Несмотря на разность трактовок, их объединяет понимание эмиграции как формы функционирования той или иной (экономической, политической и т.д.) сферы жизни общества, а также представление об определяющем влиянии на эмиграционные процессы объективных законов общественной жизни. Иными словами, во всех этих идеях сущность российской эмиграции понимается в контексте социоцентризма. Во вторую группу можно отнести идеи, сформированные в рамках гуманитарных наук, которые рассматривают сущность эмиграции исключительно с точки зрения бытия человека – антропоцентризма – потребностная или ценностно-потребностная сущность. Таким образом, есть наработки в понимании сущности российской эмиграции отдельно в контексте социоцентризма и отдельно в контексте антропоцентризма. Поэтому представляется необходимым проведение именно социально-философского анализа эмиграции из России, который должен осуществляться в контексте диалектики социо- и антропоцентризма. Такое исследование позволит понять российскую эмиграцию как деятельность человека в обществе, вызванную функционированием последнего и направленную на расширение условий жизни человека и реализацию его личных целей.
Итак, теоретическая неразработанность и практическая значимость проблематики определяют выбор темы исследования, объектом которого является российская эмиграция, а предметом – российская эмиграция в ее сущностных характеристиках.
1. Впервые в отечественной социальной философии исследованы основные составляющие эмиграции в их взаимозависимости и взаимообусловленности. Создана модель эмиграции, обобщающая ряд представлений о данном явлении, выработанных в рамках конкретных наук. Показано, что в процессе формирования эмиграции главная роль принадлежит системе ценностных ориентаций человека.
2. В работе обоснована неразрывность связи эмиграции с феноменом свободы. С одной стороны, эмиграция выступает как результат выбора человеком деятельности по удовлетворению определенной потребности, актуализированной под воздействием внешней или внутренней необходимости. С другой стороны, эмиграция предстает как процесс непосредственного достижения свободы за счет расширения возможностей и реализации побуждающей к эмиграции потребности. Все это позволило рассмотреть переселение из страны происхождения и как способ проявления человеком своей свободы, и как стремление человека к свободе.
3. Разработана интегральная типология эмиграции по критерию «цель выезда из страны», отражающая социально-духовную сущность исследуемого явления. Выявлено два типа эмиграции – «эмиграция расширения внешней свободы (возможностей)» и «эмиграция утверждения духовной свободы».
4. В новом аспекте рассмотрен вопрос об изменении ментальности русского человека с духовной на чувственную, что позволило осознать этот процесс как один из важнейших факторов, определивших возникновение российской эмиграции в конце XIX – начале XX столетий.
5. Исследовано и показано на примере эмиграции населения из Российской империи, что различные виды российской эмиграции представляют собой проявление свободы и стремление человека к ней. Выявлено, что экономический вид эмиграции может считаться примером стремления индивида к расширению внешней свободы, а религиозный и политический виды переселения являются проявлением желания личности сохранить свою внутреннюю свободу. Этническая эмиграция (в зависимости от обусловивших ее причин) может быть как выражением стремления представителей различных этносов к внешней свободе, так и выражением стремления к свободе внутренней.
6. Прослежены основные этапы и тенденции эволюции российской эмиграции в ХХ столетии в аспекте стремления личности к свободе. Выявлены и систематизированы движущие силы переселения российских граждан за границу, к которым можно отнести: политику государства, направленную на снижение объемов или прекращение переселения; стремление личности к свободе, определяющее возникновение и рост эмиграции; характер конфликта между государством и личностью (экономический, политический, религиозный); отношение общества страны-донора к переселению за рубеж своих соотечественников.
7. Показано, что на протяжении веков эмиграция из России была обусловлена противоречием, возникающим между стремящейся к свободе личностью и ограничивающим ее государством.
8. Определены основные направления развития современной российской эмиграции в свете представлений о социально-духовной сущности данного явления.
Опираясь на научную новизну исследования и содержание работы, на защиту выносятся следующие основные положения.
1. Эмиграция – это деятельность человека по удовлетворению актуальных потребностей. Она включает в себя совокупность последовательных действий индивида по переселению из одной страны в другую, а также пребывание человека за пределами страны происхождения. Основными составляющими эмиграции являются: эмиграционные факторы, потребности, ценности, причина, цель, результат.
Эмиграционные факторы – определенные сочетания компонентов внешней среды, характеризующие различия в условиях труда и жизни человека в разных странах. Они выступают в качестве движущей силы эмиграции. Эмиграционные факторы воздействуют на структуру существующих в человеке потенциальных потребностей и тем самым задают вероятность выселения из страны проживания. Однако развитие эмиграционного процесса происходит только в случае актуализации внешними факторами какой-либо насущной потребности человека. Актуализация потребности есть состояние противоречия между имеющимися у индивида желаниями и внешними условиями, воспринимаемыми человеком как недостаточные для удовлетворения той или иной потребности.
Непосредственной причиной эмиграции является отсутствие на родине внешних условий для реализации актуальной потребности. При этом причина эмиграционной деятельности носит объективно-субъективный характер. Состояние актуальной потребности определяет ход эмиграционного процесса лишь при условии соответствия объекта потребности каким-либо ценностным ориентациям личности. Если объект актуализированной потребности противоречит ценностям человека, то осознание необходимости эмиграции не сопровождается выездом из страны. Таким образом, в механизме развития эмиграционной деятельности определяющая роль принадлежит системе ценностных ориентаций личности.
Цель эмиграционной деятельности состоит в удовлетворении актуальной потребности через обретение необходимых для этого условий.
Результат эмиграции – это показатель реализации цели, осуществляемой в ходе переселения и пребывания человека вне страны происхождения. Он может быть либо максимально приближен к цели, либо полностью не соответствовать ей, либо включать поставленную цель.
2. Эмиграция представляет собой проявление свободы человека, поскольку, с одной стороны, является результатом выбора способа удовлетворения им своих потребностей, обусловленных либо внешней, либо внутренней необходимостью, а с другой стороны, она сама предстает как необходимость, осознанная в процессе выбора. Выбор эмиграции осуществляется на основе знаний индивида об объективной реальности, а также на основе его субъективных представлений. Предпочтение эмиграции другим известным человеку видам деятельности (тоже способным устранить противоречия между условиями жизни и структурой потребностей личности) ведет к тому, что эмиграция начинает осознаваться индивидом как необходимость. Выбор и необходимость – это те проявления свободы, с которыми человек сталкивается в реальной жизни. Эмиграция, будучи выбором и осознанной в результате этого выбора необходимостью, является проявлением свободы человека.
Кроме того, эмиграция – это способ расширения внешней негативной свободы и возможность утверждения свободы внутренней. Эмиграционная деятельность предполагает изменение условий, препятствовавших осуществлению актуальных потребностей человека на его родине. Это изменение происходит за счет обретения в принимающей эмигранта стране новых возможностей. В обыденном сознании «возможность» отождествляется со свободой, поэтому расширение возможностей в процессе переселения из одной страны в другую ассоциируется у эмигрантов с расширением свободы. С философской точки зрения, «возможность» является лишь одной из составляющих свободы (так называемая «негативная» свобода). В ходе пересечения государственной границы человек расширяет не свою свободу вообще, а только негативную свободу – свободу от внешних препятствий, мешающих удовлетворению потребностей. Соответственно, выселение в другую страну может быть рассмотрено как способ расширения внешней, негативной свободы.
Эмиграция обусловлена стремлением удовлетворить актуальную потребность. Покидая страну происхождения с целью удовлетворения актуальной потребности, эмигрант стремится к состоянию свободы, независимости. Независимость может быть как внешней, так и внутренней. Внешняя независимость – это независимость от объекта потребности, в качестве которого могут выступать предметы материального мира и условия жизни. Внешняя независимость возникает при удовлетворении материальных нужд и вызывает у человека ощущение свободы, однако реальной свободы не дает. Обретая независимость от объекта потребности, человек не перестает быть зависимым от самой потребности. Внутренняя независимость – освобождение от желания удовлетворить потребность – не только дает человеку ощущение свободы, но действительно освобождает его. Она возникает при реализации духовных потребностей.
3. Классификация эмиграции – это группировка совокупности эмиграционных актов по единому внешнему отличительному признаку. Классификация как метод познания позволяет детально описать данное явление. Типология эмиграции – это разделение совокупности эмиграционных актов по внутреннему признаку, в качестве которого могут выступать факторы, мотивы, цели эмиграции. Использование внутреннего признака в качестве основания группировки объектов позволяет не только описать явление, но и вскрыть его природу и причины, закономерности развития и создать основы прогнозирования. Типологии эмиграции, созданные по критерию «факторы», способствуют проведению анализа эмиграционных процессов с точки зрения социальных проблем, в то время как типологии, базирующиеся на мотивах эмиграции – с точки зрения этических проблем.
Объективные факторы и субъективные характеристики находят свое выражение в целях, которые преследует эмигрант, покидая страну происхождения. Поэтому наиболее целесообразно выявлять типы эмиграции по критерию «цель выезда из страны происхождения». Определив цель эмиграционной деятельности как стремление к свободе, можно назвать два типа эмиграции: «эмиграцию стремления к внешней свободе или расширения возможностей» и «эмиграцию утверждения духовной свободы». Каждый из данных типов включает несколько видов эмиграции, которые представляется возможным выделить на основе движущих сил переселения за границу. Основными группами факторов являются: экономические, экологические, политические, религиозные.
Экономические и экологические факторы актуализируют материальные потребности, следовательно, соответствующие им виды эмиграции должны быть отнесены к «эмиграции расширения возможностей».
Политические и религиозные факторы актуализируют не только материальные, но и духовные потребности, связанные с утверждением ценностей. Поэтому политическая и религиозная эмиграция являются «эмиграциями утверждения духовной свободы». Что касается этнической эмиграции, то ее можно относить и к первому, и ко второму типу переселения, все зависит от того, какими факторами была вызвана эмиграция этноса в другую страну.
4. Возникновение российской эмиграции на рубеже XIX–ХХ вв. было определено изменением ментальности основной массы населения Российской империи с духовной на чувственную. Распространение чувственной ментальности привело к осознанию русским человеком особой важности внешней свободы для его жизни в обществе. До конца XIX в. представление о свободе было связано с христианским вероучением, согласно которому единственно значимой и доступной для русского человека свободой признавалась свобода в Боге, а внешняя свобода считалась ненадежной, иллюзорной, бессмысленной по сравнению с ней. С конца XIX столетия свобода начала отождествляться с независимостью и возможностями, а ее внутренняя составляющая отошла на второй план. В массовом сознании населения Российской империи внешняя свобода (по-народному «воля») имела пространственное выражение. Смысл переселения внутри страны и за ее пределы в XVII, XVIII и первой половине XIX в. состоял в обретении личной независимости от частных и церковных землевладельцев для осуществления простора хозяйственной инициативы и жизни «по праведной старине». Формирование данной ассоциации относится к XVI–XVII столетиям и связано с процессом закрепощения сословий в царской России. Понимание «воли», а также любого пространственного переселения как независимости от феодальных обязанностей в рамках крепостного строя определило появление представления об их антигосударственном характере. Отмена крепостного права, эмансипация общественной жизни и развитие капиталистических отношений, явившиеся причиной смены российской ментальности, мало отразились на самом представлении о взаимосвязи внешней свободы и эмиграционного переселения, но при этом лишили его антифеодального характера и наполнили ценностным содержанием. Именно отождествление эмиграции с новой универсальной ценностью стало важнейшим фактором в процессе формирования российской эмиграции.
5. Экономическая эмиграция из Российской империи конца XIX–начала XX в. стала для ее представителей проявлением свободы, а также способом расширения собственных возможностей. Главным фактором данного вида эмиграции был низкий уровень жизни населения России, а побуждающей к эмиграции потребностью – стремление к материальному благополучию. Предпочтение эмиграции другим видам деятельности по удовлетворению потребности в обеспеченности и достатке было обусловлено, во-первых, знанием о размерах заработной платы рабочих за рубежом, а во-вторых, отождествлением эмиграции, а также объекта побуждающей к эмиграции потребности с такой ценностью, как свобода. В качестве объекта потребности в материальном благополучии выступают материальные средства, универсальной мерой которых являются деньги. Удовлетворение любой потребности вызывает у человека ощущение свободы. Накопление денежных капиталов тоже ассоциируется со свободой, понимаемой как независимость от неблагоприятных жизненных обстоятельств. Российская экономическая эмиграция конца XIX – начала XX в., как результат осознанного выбора деятельности по удовлетворению потребности в благосостоянии и достатке, представляла собой проявление свободы человека. Будучи способом реализации материальной потребности, трудовая эмиграция может быть названа «эмиграцией расширения возможностей или внешней свободы». Стремление экономических эмигрантов к внешней составляющей свободы реализовывалось в процессе изнурительного труда за границей. Во время пребывания в чужой стране, российские эмигранты из-за незнания языка, обычаев и законов оказывались более стесненными в своей внешней свободе, чем на родине. Кроме того, эти люди были внутренне порабощены идеей свободы-богатства, которая в принципе не осуществима, т.к. любая материальная потребность не содержит в самой себе предела.
6. Религиозная эмиграция из Российской империи конца XIX – начала XX в. – это проявление свободы российских сектантов и староверов, расширение ими внешних религиозных свобод для утверждения внутренней свободы веры.
Российская религиозная эмиграция конца XIX – начала ХХ в. так же, как и экономическая эмиграция того периода, стала для ее представителей итогом сложного выбора способа реализации актуальной потребности. Для староверов и сектантов царской России, которые и составили религиозную эмиграцию, этой потребностью было стремление расширить свои религиозные права и свободы для сохранения возможности остаться в своей вере. Ход данного вида эмиграции определялся церковно-государственной политикой империи, направленной на осуществление диктата по отношению к вере раскольников. Соответственно, целью эмиграции сектантов и старообрядцев стало достижение религиозных свобод для сохранения и беспрепятственного осуществления своей веры, т.е. иными словами, достижение свободы внешней для упрочнения свободы внутренней. Расширить свою внешнюю свободу российским религиозным эмигрантам позволило уже само прибытие в принимающую страну, где они не только не подвергались преследованиям и гонениям со стороны властей, но и могли пользоваться рядом привилегий. Однако свободу духовную в эмиграции сохранить им так и не удалось. Живя в рамках общинных организаций, сектанты и староверы из Российской империи создали для себя иллюзорный мир, существование в котором привело их к внутреннему закрепощению.
7. Политическая эмиграция из Российской империи конца XIX – начала XX в. – это проявление свободы российских революционеров, способ расширения ими своей внешней политической свободы для утверждения внутренней свободы осуществления ценностных ориентаций.
Основным фактором российской дореволюционной политической эмиграции стала царская политика, выражавшаяся в ограничении, а после 1905 г. в несоблюдении ряда фундаментальных гражданских прав, что представляло собой покушение государства на внешнюю и внутреннюю свободу подданных Российской империи. Подобная политика актуализировала у ряда представителей российского общества, с одной стороны, потребность в расширении внешней свободы, под которой подразумевалась свобода политическая, а с другой стороны, потребность в реализации внутренней свободы – своей системы ценностей. При покушении государства на свободу граждан для ее сохранения возможны два выхода: революционная деятельность и эмиграция. Эмигрировали преимущественно те, кто из-за своей противоправительственной деятельности был осужден и преследовался полицией, а также, кто не мог ввиду своих моральных принципов примириться с подпольной деятельностью и желал законно реализовывать свои политические права. Эмиграция для каждой из этих групп людей была выбором, т.е. проявлением свободы. Но если для первой группы она отожествлялась в первую очередь с сохранением физической свободы, а уже затем с достижением политической и осуществлением свободы внутренней, то для второй – она изначально ассоциировалась с реализацией своих ценностей, т.е. с утверждением внутренней свободы. Таким образом, русская политическая эмиграция была эмиграцией расширения внешней политической свободы для утверждения внутренней свободы осуществления ценностей. Тем не менее, достичь духовной свободы российские политические эмигранты так и не смогли, поскольку за рубежом им необходимо было вписаться в уже существующее политическое пространство принявшей их страны.
8. Этнический или национальный вид эмиграции из Российской империи конца XIX – начала XX в. индивидуально для каждого этноса мог служить как способом достижения новых возможностей или расширения внешней свободы, так и способом утверждения каких-либо ценностей (религиозных, политических, культурных, национальных).
Эмиграция евреев, поляков, татар и других народностей в дореволюционный период истории нашей страны никогда не была обусловлена какой-либо особой причиной. Переселение представителей любой нации из царской России за рубеж могло определяться экономическими, религиозными, политическими и другими мотивами, а иногда и их совокупностью. Поэтому в разные периоды времени национальную эмиграцию того или иного этноса можно считать либо экономической, либо религиозной, либо политической и уже на этом основании относить или к «эмиграции достижения внешней свободы», или к «эмиграции стремления к духовной свободе».
9. Российская эмиграция в ХХ столетии была динамичным явлением. Менялись ее внешние факторы, внутренние побуждения эмигрантов, социальный состав выезжающих. На протяжении ХХ столетия она значительно эволюционировала. Однако сущность каждой волны российской эмиграции как стремления человека к свободе оставалась неизменной.
Первая пореволюционная волна была обусловлена в наибольшей степени стремлением к сохранению духовной свободы, т.е. свободы мыслить и действовать неподотчетно внешней силе, в качестве которой выступало советское государство. Вторая пореволюционная волна стала способом спасения собственной жизни и обретения преимущественно внешней свободы: физической и материальной. Представители брежневской волны переселения в своем стремлении к свободе через эмиграцию не были едины. Часть эмигрантов, несмотря на громкие заявления о поиске духовной свободы вне СССР, стремилась лишь к материальному достатку и построению успешной карьеры на Западе. Однако были и другие – творческая интеллигенция, ученые, общественные деятели, которые желали обрести свободу «творить и создавать», возможность свободно дышать и думать. Четвертый, современный период эмиграции также характеризуется не только стремлением россиян к внешней свободе (экономическая эмиграция, бизнес-эмиграция), но и желанием сохранения и утверждения свободы внутренней в форме самореализации (научная, творческая, интеллектуальная эмиграция).
10. В контексте диалектики социо- и антропоцентризма российская эмиграция предстает как способ разрешения противоречия возникающего между личностью, стремящейся к свободе (как внешней, так и внутренней), и государством, различными путями пытающимся эту личность ограничить.
В течение длительных хронологических периодов личность в России была стеснена в своей свободе. Для Российской империи было характерно юридическое закрепощение всех подданный любых сословий – дворянства, купечества, духовенства, мещанства, хотя наиболее широко известно лишь закрепощение крестьян. В царской России до начала ХХ в. вопрос о даровании подданным ряда гражданских прав официальной властью даже не рассматривался. Повсеместно насаждалась имперская идеология, в которой утверждался культ царя-батюшки и самодержавного государства. Ущемление личностной свободы в ХХ в. наиболее ярко проявилось в пореволюционном российском обществе. Несмотря на провозглашение курса на всеобщее освобождение человека, новое советское государство продолжало осуществлять политику ограничения свобод граждан. В идеологической доктрине утверждался приоритет общества над человеком. При этом под обществом подразумевалось именно государство.
Ход российской эмиграции на протяжении веков определялся тем, что личности недоставало свободы (политической, религиозной, экономической, творческой), и она выбирала другое место для жизни. С момента своего возникновения, эмиграция стала для покидающих Россию людей одним из видов деятельности по разрешению проблемы ограничения личности государством и способом достижения свободы.
18 12 2014
1 стр.
11 09 2014
2 стр.
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении
06 10 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре философии факультета социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета
12 10 2014
3 стр.
Работа выполнена в секторе Междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии Российской Академии Наук
18 12 2014
2 стр.
13 10 2014
3 стр.
25 12 2014
1 стр.
25 12 2014
3 стр.