Перейти на главную страницу
на правах рукописи
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора юридических наук
Александр Антонович Ковалев
Михаил Михайлович Бирюков,
Владимир Михайлович Шумилов,
Юрий Михайлович Юмашев.
Защита состоится 13 ноября 2007 года в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.209.001.03 при Дипломатической академии МИД России по адресу: 119021, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России.
Автореферат разослан «____» _____________ 2007 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета,
доктор юридических наук Б.Л.Зимненко
Глобализация стала одним из самых актуальных вопросов современного мира, который активно обсуждается во всех государствах на разных уровнях. В основе глобализации как объективного процесса лежат исторические предпосылки и результаты научно-технического прогресса, прежде всего развитие связи и телекоммуникационных технологий. Изначально глобализация рассматривалась только как экономическое явление, но в настоящее время признается, что процесс глобализации оказывает глубокое воздействие и на другие сферы международного сотрудничества: экологическую, социальную, политическую, включает в себя правовые и культурные аспекты, которые в полном объеме влияют на вопросы реализации прав человека. Глобализация выявляет растущую взаимозависимость всех государств, когда события в государстве одной части света имеют последствия для лиц, проживающих в государствах других регионов.
Объективный процесс глобализации следует отличать от нарастающих тенденций сосредоточения в одном государстве или группе государств средств глобального господства с целью воздействия на международные отношения, стремления подчинить своим интересам все мировое сообщество, навязать свои национальные стандарты другим государствам. Возможности любого, даже наиболее эффективно функционирующего государства, требуют многосторонней адаптации к новым глобальным реальностям и укрепления стабильности посредством института международных организаций. Очевидно, что глобальные проблемы, которые сегодня стоят перед человечеством, также не могут быть осилены государствами в одиночку.
В результате глобализации и развития надгосударственных аспектов в деятельности международных организаций роль государств изменяется. Возникает определенный дисбаланс между политическим, экономическим и юридическим пониманием суверенитета в секторах, затронутых процессом глобализации. Государствам как первичным субъектам международного права приходится принимать решения исходя из необходимости учитывать не только внутригосударственные политико-правовые аспекты и ограничения, обусловленные стремлением сохранить свою легитимность, но и международные реалии все более интегрирующегося международного сообщества. Государства, не способные приспосабливать свою национальную политику к многосторонним требованиям современного мира, не смогут эффективно справляться с требованиями всемирной интеграции и их увеличивающимся воздействием на внутригосударственную политику.
Объективная экономическая потребность в глобальной интеграции связана с возможными позитивными и негативными последствиями в различных сферах общественного развития.
Все чаще возникают точки зрения, согласно которым основополагающее понятие современного международного права – государственный суверенитет утратил свое значение и роль в жизни международного сообщества, а также то, что усиливающееся в условиях глобализации качество надгосударственности в рамках системы международных организаций угрожает независимости и самостоятельности государств. Создается ошибочное впечатление, что по причине развития глобализации проблемы человечества не могут решаться в рамках традиционной системы международного права, несмотря на ее потенциал, заложенный в Уставе ООН, обеспечивающий суверенное равноправие государств, всеобщую безопасность, защиту экономических интересов государств и культурного разнообразия.
В качестве объекта диссертационного исследования автор исследует отношения, связанные с суверенитетом государств и надгосударственностью международных организаций, с точки зрения международного публичного права в контексте глобализации.
Предметом диссертационного исследования является круг вопросов, касающихся властных многосторонних отношений суверенных государств на современном этапе, включая надгосударственное взаимодействие в рамках международных организаций.
Основные цели и задачи диссертационного исследования.
Качество государственного суверенитета является определяющим для всей системы современного международного права. Объективное изменение геополитических реалий и международных отношений вызывает к жизни множество вопросов, касающихся возможного преобразования природы государственного суверенитета вплоть до его исчезновения. Именно этими обстоятельствами обусловлена цель настоящей работы: исследование природы суверенитета государства в современном международном публичном праве, а также выявление соотношения надгосударственности в деятельности международных организаций и государственного суверенитета в условиях глобализации.
Достижение поставленной цели должно способствовать решению целого ряда международно-правовых вопросов межвластных отношений государств как в теоретическом, так и в практическом плане. В этой связи основными задачами диссертационного исследования являются:
Исследование проведено на основе изучения теоретических трудов в области международного права отечественных ученых и исследователей, таких как С.С.Алексеев, Э.М.Аметистов, О.Ф.Артамонова, Д.И.Бараташвили, Ю.Я.Баскин, А.А.Безуглов, М.М.Бирюков, И.П.Блищенко, М.М.Богуславский, Ю.А.Борко, В.А.Василенко, Г.М.Вельяминов, А.Б.Венгеров, В.С.Верещетин, Л.В.Гречко, М.К.Иванов, Л.А.Камаровский, А.Я.Капустин, М.В.Каргалова, А.В.Клемин, А.А.Ковалев, А.Л.Колодкин, Ю.М.Колосов, Н.М.Коркунов, М.А.Королев, М.Л.Костенко, О.В.Кривых, С.Б.Крылов, И.С.Крылова, В.И.Кузнецов, Э.Л.Кузьмин, В.М.Кулистиков, Н.В.Лавренова, Б.М.Лазарев, В.И.Лафитский, Д.Б.Левин, Е.Ф.Леонюк, Ф.Лист, И.И.Лукашук, Л.А.Лунц, В.А.Мазов, М.М.Максимова, Б.Л.Манелис, Ф.Ф.Мартенс, Р.А.Мюллерсон, Г.И.Морозов, Т.Н.Нешатаева, Н.К.Палиенко, И.Г.Пашковская, И.С.Перетерский, В.В.Пустогаров, Ю.М.Рыбаков, А.В.Сеидов, М.М.Славин, И.А.Смирнов, В.А.Соколов, А.Н.Талалаев, А.Э.Толстухин, Б.Н.Топорнин, И.П.Трайнин, Р.А.Тузмухамедов, Г.И.Тункин, В.А.Уляницкий, Е.Т.Усенко, Н.А.Ушаков, Д.И.Фельдман, Н.Б.Шеленкова, Е.А.Шибаева, Г.Г.Шинкарецкая, Ю.В.Шишков, В.М.Шумилов, А.С.Фещенко, О.Н.Хлестов, И.О.Хлестова, Г.С.Хозин, С.В.Черниченко, А.А.Чобан, М.Л.Энтин, Ю.М.Юмашев и др.
Использовались работы зарубежных авторов, таких как M.Aкхерст, А.Альтузий, Э.Аннерс, Э.Х.де Аречага, Д.Армстронг, Х.Бернс, Ж.Боден, Е.Боннефус, В.Браерли, Я.Броунли, Б.Бутлер, Р.Бьебер, Ф.Дж.Вернер, Б.Витт, В.Т.Воллей, Д.В.Ганст, Р.Гаттман, В.В.Гервен, П.С.Гербренди, Т.Гоббс, Е.М.Гордон, Н.Графтс, Ф.Л.Гривз, В.Х.Гроебен, Г.Гроций, Ф.Гуревич, П.Дагтлглу, А.Дайси, Дж.М.Дехаус, А.А.Джеймс, М.Ф.Доминик, Д.В.Дорн, А.Дьеболд, Г.Еллинек, М.Зендер, С.Иглтон, Д.Карреу, Л.Картоу, Х.Кельзен, П.Е.Корбетт, Х.Кристофер, Дж.Кунц, Д.Лаксман, Д.Ласок, Дж.Левер, К.В.Лидейнер-Вильдау, М.А.Лобел, Д.Локк, И.В.Луис, М.Р.Лукас, Р.Майлс, К.Маркс, П.Мел, Е.Ноел, Л.Оппенгейм, Т.Опперман, М.Орну, П.Пескатор, Дж.Пипкорн, М.Прелот, П.Прудон, Дж.С.Роберт, К.Роемер, Ж.Ж.Руссо, П.Рутер, С.Сассен, И.Сеидл-Хохенвелдерн, Дж.Стейнер, Дж.Стиглиц, Дж.Стреил, П.Тейлор, Е.Хаас, П.Хэй, Г.Ф.Хефферан, Л.Хурвитс, А.Фердросс, Д.Флинт, Х.Дж.Шермерс, В.Ф.Эбке, T.M.Эдамс, Ф.Энгельс, Ф.Эрмакора, А.Эсмен и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной доктрине современного международного права были комплексно разработаны теоретические положения, касающиеся теории государственного суверенитета и надгосударственности международных организаций в условиях глобализации. Так, в частности, была исследована и обоснована концепция государственного суверенитета, как абсолютного, то есть выражающего определенное качество категории; изучены и разграничены такие международно-правовые понятия, как государственные права, государственная власть, правосубъектность и правоспособность государства, императивный принцип суверенного равенства в современном международном праве. Проведен структурно-логический анализ основных государственно-правовых форм проявления суверенитета на современном этапе.
Формально-юридическому анализу подверглось качество надгосударственности международных организаций, а также проведено сравнительно-правовое сопоставление качеств суверенитета и надгосударственности. С учетом существующих правовых факторов сформулированы определения терминов «суверенитет государства» и «надгосударственность». Кроме этого, в работе приводится аргументация в пользу признания в отечественной доктрине необходимости переименования «европейского права» в «право европейской интеграции».
Полученные результаты во многом расставляют основные акценты во всей системе международного права, основанной на принципе суверенного равенства государств, и могут быть использованы для дальнейшей разработки научных положений в других отраслях международного публичного права, международного частного права и внутригосударственного законодательства Российской Федерации.
Результаты диссертационного исследования могут быть полезны для разработки и укрепления внешнеполитических позиций России в пределах компетенции ее исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Материалы диссертации могут быть использованы для преподавания в вузах юридических, политологических и других государствоведческих дисциплин.
Апробация диссертационного исследования проведена автором в процессе преподавания в рамках Дипломатической академии МИД России, а также во Всероссийской академии внешней торговли, в Технологическом университете города Сидней, Австралия. Результаты отражены в учебниках Кафедры международного права Дипломатической академии МИД России «Международное право» 2006 и 2007 годов, а также в научных статьях и монографиях автора – всего более 20 научных работ общим объемом более 80 п.л. Отдельные результаты нашли свое отражение в выступлениях автора на различных конференциях, в частности на Международной конференции, посвященной актуальным вопросам противодействия международной преступности на современном этапе (апрель 2005 года, Москва), Российской ассоциации международного права (июль 2007 года, Москва).
Структура и содержание работы предопределены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели и основные задачи работы, указываются объект, предмет и границы исследования, выбирается его методологическая основа, обосновывается новизна, практическая и юридическая значимость результатов, приводятся сведения об апробации научных результатов.
Первая глава диссертации «Суверенитет – основное качество государства в современном международном праве» посвящена исследованию государственного суверенитета, его свойств, особенностей, положения в международном праве.
Суверенитет как историческая категория возник на определенном этапе развития человечества как юридическое качество государства. При изменении исторических условий содержание категории «суверенитет» изменяется. Современный международно-правовой смысл суверенитета отражает существование на международной арене независимых и юридически равных первичных субъектов международного права. Суверенное равенство государств, закрепленное в международном праве, означает именно юридическое равенство государств, обеспечивающее одинаковый объем прав, возможностей и обязанностей для всех независимых субъектов международного права. В этом контексте суверенитет представляется не только как императивный принцип международного права, но также как характерная черта современного международного сообщества, приоритетным условием существования международного права в его нынешнем виде.
Вследствие противоречивых точек зрения относительно природы суверенитета, рассмотрения этого качества с внутригосударственных или международно-правовых позиций, проведения исторических аналогий, приравнивания термина «суверенитет» к таким понятиям, как государственная власть или юрисдикция государства и т.п., термин «суверенитет», полагаем, не получил полного и адекватного настоящему времени определения. Существующие определения, как правило, ограничиваются указанием свойств суверенитета с точки зрения правоспособности государства как двуединого понятия, означающего, с одной стороны, верховенство, проявляющееся преимущественно во внутренних отношениях, а с другой – независимость, направленную на взаимоотношения с другими государствами.
В силу своей односторонности существующие определения не раскрывают других важных признаков и качеств суверенитета, например: откуда происходит суверенитет и в какой момент проявляется? каким образом и в каких границах распространяется? что из себя представляет? каково его содержание и объем? как суверенитет соотносится с юрисдикцией, правоспособностью и правосубъектностью государства? каковы условия его существование и когда он может исчезнуть? зачем суверенитет государству? какие государства могут иметь суверенитет? что обеспечивает суверенитет и как он связан с современным международным правом?
Утверждения о том, что «равенство государств, провозглашаемое международным правом, во многом является формальным», выявляет ошибочный подход к принципу суверенного равенства государств, вызванный тем фактом, что в любом другом смысле, кроме юридического, государства не равны. Императивный принцип суверенного равенства государств не только гарантирует верховенство суверенного государства над своей территорией и невмешательство извне во внутригосударственные дела, но и обеспечивает юридическое равенство государств в современном международном праве. Ни экономическая мощь, ни политический вес, географические масштабы, геостратегическое расположение, ни какое-либо иное могущество государства не имеют прямого отношения к понятию суверенитет. Суверенитет государства не влияет на фактическое соотношение сил в международном сообществе, а отражает, прежде всего, юридическое равноправие власти независимых государств.
Согласно современным подходам, следует признать, что суверенное государство представляет собой политическую организацию, имеющую в наличии три элемента: совокупность жителей, образующих народ; государственную власть, которой подчиняется этот народ, а также обособленную территорию, на которой проживает народ и в границах которой распространяется независимая и самостоятельная власть. Существование суверенитета юридически закреплено в конституционных законах государства, но коренится в общественном мнении, которое представляет собой первоначальную и необходимую политическую силу. Основными политическими характеристиками суверенитета, в частности, являются: а) право каждого государства избирать политическую форму; б) право на издание законов и на внутреннее управление; в) право вступать в сношения с другими государствами.
Именно с осознанным добровольным народным волеизъявлением относительно исчезновения или появления единого народа в государстве как цельного социального организма, осуществляющего верховенство над определенной территорией, связываем возможность исчезновения или возникновения суверенитета как качества государства в современном международном праве. Таким образом, возникновение и исчезновение суверенитета связано, прежде всего, с историческими и политическими процессами, происходящими в народе, а также с последующим международно-правовым признанием государства международным сообществом.
Что касается международно-правового принципа самоопределения народа, то следует признать, что российская концепция международного права исходит из того, что главное в самоопределении – это обеспечение условий для свободного распоряжения своей судьбой, развития народа в любой форме, которую выбирает сам народ. Если территориальное самоопределение народа сопряжено с международными противоречиями и конфликтами, а не с добровольным мирным волеизъявлением всего народа государства, достижение политической независимости противоречит международному праву.
Народ является источником государственного суверенитета, а его носитель – государство, в смысле организованного социального организма руководимого верховной, самостоятельной, независимой государственной властью, наделенной народом, которая юридически признается легитимной международным сообществом. Государство реализует государственные права, защищая национальные интересы народа в целом, как в границах государственной территории, так и во вне.
Права, присущие суверенитету государства, или государственные права представляют собой совокупность полномочий государственной власти. Государственные права являются таковыми в силу существования государственного суверенитета, а не наоборот. Количество государственных прав бесконечно и любая их реализация будь то непосредственно государственной властью и через международные организации является подтверждением независимости, самостоятельности и суверенитета государства.
Суверенитет не предопределен существованием определенных государственных прав и не зависит от осуществляемых государственной властью функций, а зависит от свободы государства возлагать на себя или отказываться от тех или иных полномочий. Суверенитет как качество государства имеет отношение к вопросу существования государства – наличия его правосубъектности, а государственные права – к вопросу объема его правоспособности, возникшей именно в связи с наличием суверенитета. В рамках современного международного права невозможно путем воздействия на компетенцию суверенного государства повлечь исчезновение первичного субъекта международного права без его добровольного согласия.
Права государства реализуются посредством государственной власти. Суверенная государственная власть является верховной властью и в силу суверенитета властвует в границах территории государства на основе собственного национального права. Приписывание суверенитету прав государственной власти приводит к смешению этих двух разных понятий. В отличие от суверенитета государственная власть относительна и имеет границы своей деятельности, обусловленные не только централизованным внутренним законодательством и национальной конституцией, но и децентрализованным международным правом.
Именно суверенитет исключает ограничение или подчинение одной государственной власти любой другой государственной власти. Суверенитет одного государства перестает действовать там, где начинает действовать суверенитет другого государства. Никакая другая власть юридически не может воспрепятствовать государственной власти суверенного государства в изменении ее собственного правопорядка в пределах своих государственных границ.
Наличие суверенитета у государства означает не фактическое всемогущество государственной власти, не ограниченного правом, а свободу государства поступать так, как оно считает необходимым, не подчиняясь другой власти, но соблюдая международное право и национальное законодательство. Правовой свободе, прежде всего, соответствует обязанность государства не вторгаться в сферы, относящиеся к внутренней компетенции других государств. Качество государственного суверенитета выражает не фактическое превосходство силы, сосредоточенной в лице государства, а политико-юридический характер государственной власти.
Не вызывает сомнений, что любое государство обладает универсальной компетенцией, по своему усмотрению устанавливает предметы своего ведения и выполняет самоопределенный объем функций. Одни государства расширяют свою компетенцию, другие, наоборот, сужают ее, но все государства осуществляют различный объем полномочий, который может совпадать или не совпадать у разных государств. Даже находящиеся примерно на одинаковом уровне развития суверенные государства могут весьма существенно отличаться по объему осуществляемых полномочий и предметам ведения. Факт наличия государственного суверенитета не зависит от качества или количества осуществляемых государством функций.
Государственный суверенитет как политико-правовое качество государства не зависит от характера соблюдения государственной властью международного права, своего национального законодательства, а также от установленного внутригосударственного политического режима. Безусловно, допуская правовые нарушения, государственная власть ставит под угрозу легитимность своего существования установленного ею политического режима. По причине нарушений международного права или прав человека государство может попасть в категорию «государства-изгоя» по отношению к международному сообществу, но насильственное лишение государства суверенитета по современному международному праву недопустимо.
Важным свойством государственного суверенитета является его неотчуждаемость. Ни о каком делении суверенитета речи идти не может. Любое деление суверенитета, безусловно, ведет только к его уничтожению и исчезновению первичного субъекта международного права.
Государство, являясь суверенным, вправе самостоятельно и свободно решать собственную судьбу, вплоть до отказа от суверенитета. Добровольно попадая под власть другого государства, передачи суверенитета одного государства другому не происходит. С момента слияния объединяющееся государство утрачивает свой суверенитет, лишается его. Одновременно с фактом утраты государством своей независимости государственный суверенитет исчезает полностью как свойство государства, а не отбирается, уступается и т.п., т.е. не отчуждается. Поэтому не существует суверенитета разделенного, фрагментарного, уменьшенного, ограниченного, относительного и т.п.
Общепризнано, что участие государств в многостороннем сотрудничестве и международных организациях путем реализации любого объема и качества своих прав, присущих государственному суверенитету, является не ограничением, а реализацией суверенитета, даже если речь идет о правах, которые государства традиционно относят к внутригосударственной компетенции. Возрастающая взаимозависимость государств на современном этапе развития международного сообщества только подтверждает такое понимание суверенитета.
Суверенные государства, преследуя свои национальные интересы, добровольно соглашаются осуществлять и ограничивать свои права, присущие государственному суверенитету, посредством международных договоров. Любой международный договор несет в себе как реализацию государственных прав, так и ограничение прав его государств-участников. Только само государство вправе решать, какие вопросы внутригосударственной компетенции и в каком объеме оно делает предметом международного договора. Любые попытки навязать критерии отбора таких внутригосударственной вопросов как раз и были бы нарушением суверенитета и вмешательством во внутренние дела государства.
Добавим лишь, что никакие международные обязательства не умаляют универсальной правоспособности государства. Ограничение свободы действий государства, вытекающее из его международно-правовых обязательств, представляет собой не ограничение государственного суверенитета, а ограничение правоспособности государства, т.е. ограничение в осуществлении определенных прав. Рамки реализации государственных прав обусловлены, прежде всего, взаимной заинтересованностью государств уважать суверенитет и права других государств.
В современном международном праве суверенитет представляет собой качественную категорию, которая носит абсолютный характер. Государственный суверенитет не имеет границ и представляет собой единую волю народа – он либо есть, либо его нет. Само международное право основано на абсолютной природе суверенитета, гарантирующей независимость и самостоятельность государств независимо от характера их взаимоотношений и объема осуществляемых полномочий.
Абсолютный характер понятия суверенитета и правосубъектности государства не означает абсолютной правоспособности государства в международных действиях. В условиях взаимозависимости государств существование неограниченной правоспособности государств невозможно – правоспособность государств относительна. Преследуя свои национальные интересы, государство обычно само заинтересовано ограничивать свои государственные права для достижения многосторонних совместных целей в рамках международного сообщества.
Заключая многочисленные международные договоры как на двустороннем, так и на региональном и универсальном уровнях, государство не умаляет а реализует свой государственный суверенитет. Более того, государства включают в свое законодательство положения, касающиеся возложения государственных прав на международные организации, которые получают право принимать самостоятельные решения в отношении государства, независимо от его согласия. Речь идет об определенных полномочиях внутренней компетенции государств, которые традиционно относились к важным аспектам государственного суверенитета – экономике, обороне, правам граждан и др. и которые современные государства подвергают международному регулированию на многостороннем уровне.
Основная ценность суверенитета на современном этапе заключается в том, что суверенное государство в состоянии в каждый момент времени свободно взять на себя осуществление необходимых ему полномочий, либо отказаться от их осуществления в соответствии с международным правом, включая сохранение возможности отказаться от ранее принятых международных обязательств. Что же касается реализации универсального объема государственных прав, то любое их осуществление будь то непосредственно государственной властью и/или через многосторонние межгосударственные механизмы является подтверждением независимости и самостоятельности суверенного государства.
Полномочия любого государства шире, чем полномочия всех международных организаций вместе взятых. Ограничить суверенитет государства в рамках международной организации невозможно без нарушения международного права или изменения фактического международно-правового статуса такой международной организации. Наличие суверенитета служит признаком, отличающим государство от других субъектов международного права.
Истории международных отношений известны различные международно-правовые формы объединения государств: империя, конфедерация, международная организация, протекторат, содружество, сообщество, союз, федерация и др. Некоторые из перечисленных являются разновидностями других объединений. С точки зрения принадлежности суверенитета государства наибольший интерес представляют такие международно-правовые формы, как федерация, конфедерация и международная организация. Для первичного субъекта международного права, вступающего в международное объединение, принципиальным является вопрос сохранения, исчезновения или возникновения государственного суверенитета.
Как известно, суверенитет федеративного государства возможен только при отсутствии суверенитета у субъектов федерации, даже если они фактически сохраняют статус государств. В федеративном государстве суверенной может быть лишь федерация. Вместе с тем полагаем возможным говорить о государстве как об обществе, структурированном в цельный социальный организм даже если такое государство не обладает суверенитетом. Существуют территориальные образования в рамках федераций, которые по структуре, функциям, наличию своей конституции, высших органов власти, управления и суда, территориальных пределов, других государственных атрибутов и т.п. юридически представляют собой государства, но не являются суверенными государствами.
Основой федеративного государства является международный договор, который в момент появления нового государства становится внутригосударственным актом, как правило, устанавливающим распределение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. В федерации отношения между субъектами регулируются федеральной конституцией и внутригосударственными законами, т.е. нормами внутригосударственного, а не международного права. Федерация обладает верховенством на всей территории, охватывающей ее территориальных субъектов, и имеет статус суверенного государства.
Суверенитет исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. С формально-юридической точки зрения, субъекты федерации могут располагать определенными государственными полномочиями, но не суверенитетом. Отдельные аспекты юрисдикции могут быть распределены между органами федерации и органами ее субъектов, однако в международных отношениях федерация выступает цельным государством. Признание за субъектами федерации каких-либо прав и обязанностей в международно-правовой сфере зависит исключительно от норм внутригосударственного права федерации. Только в этом смысле, полагаем, субъекты федерации могут обладать ограниченной международно-правовой правоспособностью одновременно с универсальной правоспособностью федерации.
В отличие от федеративного государства конфедерация, с международно-правовой точки зрения, представляет собой международно-правовое объединение государств, сохраняющих суверенитет, в основе которого лежит международный договор. Деятельность конфедерации относится к сфере международно-правовых отношений. Договор об учреждении конфедерации является частью международного права. Государства-члены конфедерации добровольно возлагают определенные свои функции на центральные органы конфедерации, включая возможность заключать международные договоры по определенному кругу вопросов, но в то же время сами продолжают владеть делегированными функциями как полноправные государства. Международная правоспособность и международная правосубъектность конфедерации ограничены ее государствами-членами, ее власть не является суверенной.
В конфедерации могут быть созданы правительственные органы, однако сфера их деятельности всегда ограничена. Хотя центральное правительство конфедерации существует и осуществляет делегированные полномочия в международных отношениях государств, оно обычно не уполномочено контролировать все внешние отношения государств-членов, поэтому в международном общении принимают участие множество государств. Государства-члены конфедерации сохраняют право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами даже по тем вопросам, которые были возложены на общие органы конфедерации, и становиться участниками международных организаций при условии сохранения интересов конфедерации и ее участников. Таким образом, международно-правовую ответственность за несоблюдение международных договоров с третьими государствами несет субъект международного права, его заключивший – конфедерация или государство-член.
Конфедерация не является государством. Традиционная конфедерация, как правило, не имеет своей территории, единых законодательных и судебных органов, а также государственной юрисдикции. Властные полномочия конфедерации ограничены рамками международного договора и направлены главным образом для достижения общих задач государств-членов конфедерации, в основном, для коллективного обеспечения внутренней и внешней безопасности каждого государства-члена. Органы конфедерации осуществляют делегированные властные полномочия в определенных пределах, обычно только в отношении самих государств-членов, а не их граждан. Каждое государство-член конфедерации само обеспечивает юридическую связь между конфедерацией в целом и гражданами государств-членов.
11 10 2014
2 стр.
Рабочая программа дисциплины «договоры в международном праве» предназначена для магистров юридического факультета (очная форма обучения), обучающихся по направлению: 030900 «Юриспр
25 12 2014
1 стр.
Кроме того, Устав предусматривал коллективные меры с применением вооруженных сил государств членов Лиги. Однако механизм использования вооруженных сил в качестве санкции был недост
06 10 2014
1 стр.
Одним из важнейших вопросов современного национального и международного права является
18 12 2014
1 стр.
Тема: Международно-правовая ответственность в международном экономическом праве и мирные средства урегулирования международных экономических споров
06 10 2014
1 стр.
Констатируется необходимость дальнейшего изучения проб лемы, находящейся на стыке теории и практики правового регули
17 12 2014
5 стр.
Произошедшая в современном обществе переоценка принципов и модельных характеристик экономического развития изменила представления о международном сотрудничестве
15 10 2014
1 стр.
Идея народного суверенитета развивалась в противовес теории государственного суверенитета, которая ранее была подробно разработана Жаном Боденом и Томасом Гоббсом и в которой в рол
11 10 2014
1 стр.