Перейти на главную страницу
СИНЯВСКАЯ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Специальность: 05.13.10 – Управление в социальных и экономических
системах (экономические науки)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Ростов-на-Дону – 2007
Диссертация выполнена на кафедре экономики Технологического института
Южного федерального университета в г. Таганроге
кандидат экономических наук
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88, ауд. 302.
Отзывы на автореферат в двух экземплярах, подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г.Таганрог, ГСП-17а, Ростовская область, пер.Некрасовский, 44, региональный диссертационный совет КМ212.208.12, ученому секретарю.
диссертационного совета М.Н. Корсаков
Процесс развития такой социальнозначимой сферы, как высшее образование, затрагивающей интересы государства, общества и личности следует тщательно проектировать, прогнозировать последствия его реализации и корректно оценивать полученные результаты. Определенную сложность при решении данной проблемы представляет происходящая в настоящее время интеграция рынков образовательных услуг и труда. Одним из следствий данного процесса является широкое внедрение в сфере высшей школы моделей, принципов, методов и подходов, позволяющих непрерывно совершенствовать управление деятельностью вузом. В данном аспекте тема исследования и значимость ее результатов заключается в разработке и внедрении адаптируемой модели и индикативной методики оценки качества деятельности вуза на основе поэтапной и последовательной реализации проектно-процессного подхода.
Вопросы формирования и взаимодействия рынков образовательных услуг и труда нашли отражение в работах И. Волкова, Л. Гребнева, С. Иванова, О. Семеняк, К. Хюфнера и других. Исследования М. Боровской, В. Гуртова, Н. Кетовой, М. Лукашенко, С. Сигова, А. Юркова и других ученых-экономистов, учитывающих влияние рыночного пространства на сферу образования, развитие и совершенствование системы управления деятельностью вузом, моделирование экономических процессов в высшей школе.
Проблеме стратегического управления вузом, методам, используемым для этого, а также современным моделям организационных структур посвящены исследования А. Артамонова, Н. Багаутдиновой, Г. Ловецкого, в том числе на основе децентрализации управления вузом Н. Архипова, Е. Белого, В. Попкова, И. Романовой, П. Шалимова и других ученых.
Применение современных подходов на основе маркетинга с использованием различного инструментария, такого, как мониторинг в процессе управления вузом, рассматривают в своих работах А. Абаев, М. Агранович, Н. Волкова, Д. Константиновский, О. Логинова, Л. Миляева, И. Молчанов, А. Панкрухин, О. Федорищева, В. Шуметов и другие ученые.
Ряд авторов, в частности, В. Жураковский, И.Федоров и Т. Корсакова считают, что внедрение в организацию и реализацию учебного процесса в высшем учебном заведении нового механизма, включающего систему зачетных единиц, асинхронную технологию обучения и институт академических консультантов – тьюторов, обеспечивает прозрачность образования, способствует повышению его качества и мобильности студентов. При этом система зачетных единиц является инструментом планирования, обеспечения и оценки образовательного процесса с точки зрения объема, сложности и значимости изучаемого материала, необходимого для формирования требуемых компетенций выпускников вуза.
Различные аспекты управления и повышения качества образования с позиции общей теории управления, с точки зрения внедрения инновационных методов и технологий в высшей школе, а также использование базовых принципов «всеобщего управления качеством» (TQM) и требований к системам менеджмента качества (ISO) нашли отражение в трудах Б. Аграновича, И. Аржановой, В. Васильева, В. Жураковского, В. Красильниковой, Н. Лысенко, С. Могильницкого, С. Плаксий, Ю. Похолкова, Т. Тягуновой, А. Чучалина и других ученых-экономистов. Известен ряд исследований, посвященных внедрению и применению проектно-процессного подхода в системе управления вузом. Среди них можно выделить работы И. Данилова, Р. Сюрова, С. Макаричева и других ученых.
Проблеме социальной функции образования, в том числе тесной взаимосвязи образования, науки и культуры, неразрывной связи качества образования и конкурентоспособности выпускника вуза посвящены труды Е. Астаховой, Е. Борисовой, Е. Геворкян, Л. Гребнева и других.
Несмотря на значительное число различных подходов к решению проблемы управления деятельностью вузом с целью повышения качества образования в настоящее время особую актуальность приобретает вопрос формирования действенных методов, механизмов, технологий и инструментария, обеспечивающих совершенствование процесса управления деятельностью с позиции оценки качества деятельности высшего учебного заведения. Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью темы определило цель, задачи и гипотезу диссертационного исследования.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:
– исследовать современные социально-экономические и институциональные тенденции и особенности реформирования системы высшей школы;
– выявить основные признаки и характеристики вузов нового типа – Федеральных университетов как экспериментальной площадки, формирующей основу для разработки и внедрения современных методов, инструментов, механизмов и технологий, направленных на совершенствование процесса управления деятельностью высших учебных заведений;
– разработать многокритериальную блочную модель оценки качества деятельности вуза на основании действующих методик и анализа наиболее известных отечественных и зарубежных моделей оценки качества деятельности вуза;
– сформировать комплекс мероприятий по совершенствованию подбора эффективного инструментария и модернизации организационной структуры университета на основе исследования современных моделей организационных структур и систем управления вузов;
– разработать индикативную методику оценки качества деятельности вуза и обосновать эффективность ее применения, как действенного инструмента развития деятельности высшего учебного заведения, обеспечивающего решение этапных задач и достижение поставленных целей;
– обосновать сбалансированное внедрение индикативной методики и технологии проектно-процессного подхода как комплексной идеи совершенствования процесса управления деятельностью вуза.
Исследование позиционируется в рамках следующих пунктов паспорта специальности:
4. Разработка методов и алгоритмов решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах.
8. Разработка методов и алгоритмов решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах.
1. Состояние высшей школы в современных условиях характеризуется наличием традиционной классической модели, продемонстрировавшей свою способность функционировать в рыночной среде, и поиска новой инновационной модели образования, реализованной в национальном проекте – Федеральные университеты, которым предстоит разработать и адаптировать подходы, методы, инструменты, механизмы и технологии совершенствования процесса управления деятельностью высшего учебного заведения в условиях процессов глобализации и интеграции, учитывающих современные институциональные экономические особенности.
2. Существование разнообразных моделей организационных структур в высших учебных заведениях определяет необходимость выбирать методы, механизмы, технологии, инструменты инвариантные к любому типу организационной структуры и системы управления вуза, которые позволят оценить качество его деятельности и рейтинг вуза в рассматриваемой выборке высших учебных заведений.
3. Заимствование из производственной сферы, внедрение и адаптация проектно-процессного подхода в высших учебных заведениях, способствует совершенствованию организации основных и вспомогательных процессов, существующих в вузе, реализации инновационных составляющих и повышению качества его деятельности, оценкой которой является общественное признание образовательных услуг вуза и конкурентоспособность его выпускников.
4. Применение универсального инструментария в виде индикативной методики оценки качества деятельности вуза на основе гибкой модели системы критериев и показателей позволяет совершенствовать процесс управления деятельностью высшего учебного заведения, осуществлять моделирование и анализ возможных вариантов развития и их ожидаемых результатов при реализации проектно-процессного подхода, т.е. эффективно использовать потенциал и ресурсы вуза.
5. Развитие приоритетных направлений образовательной и научной деятельности высшего учебного заведения с учетом обоснованного распределения ограниченных ресурсов и использования потенциала вуза, а также результатов мониторинга, оценки качества его деятельности, полученных при внедрении и адаптации индикативной методики, системы взаимодействия матрицы целей и критериев, позволяет упростить задачу поиска решений за счет ориентации только на проблемные аспекты деятельности вуза и детализации конкретного пути решения, что делает возможным реализацию процесса совершенствования управления деятельностью учебного заведения (подразделения).
6. Поддержка управленческих решений и повышение уровня их качества, с учетом жестких условий, предъявляемых к качеству информационных данных, используемых в процессе принятия управленческих решений, требуют использования не только современных методов управления, но и аккамулирования информации и формирования на этой основе пакета управленческих решений в соответствующих структурных подразделениях вуза.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методики оценки качества деятельности вуза, позволяющей предложить различные технологии реализации проектно-процессного подхода для совершенствования процесса управления деятельностью вуза, повышения уровня качества управленческих решений и, в результате, повышения качества высшего образования:
– разработана индикативная методика, представляющая собой гибкий комплекс индикаторов (в виде взаимосвязанного набора критериев и показателей), и предложена технология ее применения, позволяющая используя методы ранжирования и кластеризации, оценивать в категории качества эффективность различных направлений деятельности высшего учебного заведения, а также предложенных к рассмотрению и реализации в вузе проектов, полученных в случае их осуществления результатов, совершенствовать процесс управления его деятельностью на основе внедрения проектно-процессного подхода;
– обоснована возможность использования индикативной методики оценки качества деятельности вуза, как основы проекта совершенствования процесса управления высшим учебным заведением, позволяющая с помощью гибкого комплекса индикаторов при реализации проектно-процессного подхода, «пошагово» на качественном уровне оценить функционирующие основные и вспомогательные процессы в вузе с последующей оптимизацией их структуры и организации;
– разработана система взаимодействия матриц целей и критериев, позволяющая, используя результаты анализа оценки качества деятельности университета, проводимого на основе индикативной методики, значительно упростить задачу построения ограниченного набора путей решений (отдельных ветвей дерева решений), концентрируя внимание только на проблемных аспектах его деятельности и детализируя отдельный путь решения до уровня причин проблемы и ресурсов, необходимых для её решения;
– предложен авторский подход к использованию имитационных моделей перспективного развития вуза (подразделения), построенный на применении индикативной методики и позволяющий оценить варианты динамики развития и степень их влияния в рамках сформированной заданным способом выборки вузов;
– сформулирован и внедрен комплекс мероприятий по совершенствованию организационной структуры вуза, заключающийся в усиление функций маркетинговой поддержки и проектно-процессного подхода, обеспечивающего качество управленческих решений.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при совершенствовании организационной структуры, системы управления и системы оценки деятельности высшего учебного заведения и его структурных подразделений, а также в учебном процессе при разработке и проведении лекционных и семинарских занятий по дисциплинам «Экономика образования», «Маркетинг», «Стратегический менеджмент».
Во введении обосновывается выбор темы исследования, степень ее разработанности в современной экономической науке, определена теоретическая, методологическая и практическая актуальность, сформулированы цель, задачи и направления исследования проблем совершенствования процесса управления вузом, представлена рабочая гипотеза научного исследования и основные положения, выносимые на защиту, раскрыта научная новизна и практическая значимость предложений и выводов диссертационной.
В первой главе «Институциональные и экономические условия, влияющие на управление высшими учебными заведениями» дана характеристика современным социальным и институциональным изменениям, обуславливающим необходимость повышения качества образования, что требует реформирования всей системы высшего образования; представлено содержание различных концептов рынков образовательных услуг и труда, а также влияние, оказываемое интеграционными процессами этих рынков как на формирование контуров нового типа рынка образовательных услуг, так и на функционирование всей системы высшего образования и ее отдельных элементов – высших учебных заведений.
В диссертационной работе выделены основные этапы процесса реформирования системы высшего образования в России, в котором государство, общество, рынки образования и труда являются основными составляющими данного процесса, показано, что органы управления образованием помимо государственно-институциональных механизмов (Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») начинают использовать на различных уровнях рыночные механизмы для управления и инноваций в сфере высшего образования.
Результаты проведенного исследования современных социально-экономических условий и особенностей (интеграция России в мировое сообщество, демографический спад, интеграционные процессы рынков образования и труда, формирование контуров современного рынка образовательных услуг) показали, что программа развития созданных университетов нового типа или Федеральных университетов, станет реальным механизмом реализации стратегической цели – повышения качества образования и позволит на их основе отработать подходы и механизмы совершенствования качества деятельности высшей школы в целом. При этом получение положительных результатов возможно только при формировании эффективной модели организации и управления вузом.
В связи с этим задача исследования реформирования системы высшего образования заключается в формировании новых перспективных методов, инструментов, технологий, способствующих совершенствованию процесса управления деятельностью высшего учебного заведения и позволяющих повысить качество высшего образования.
Для оценки результатов совершенствования процесса управления деятельностью вуза необходимо разработать систему критериев оценки качества его деятельности. В ходе решения данной задачи проведен сравнительный анализ систем и моделей оценки качества деятельности высших учебных заведений, на основании которого с учетом обобщения и систематизации предложена обобщенная и дополненная модель оценки качества деятельности вуза, состоящая из глобального критерия (интегральной оценки качества) и локальных критериев, каждый из которых характеризуется рядом показателей. Модель оценки качества деятельности вуза – состав и взаимосвязи глобального критерия и локальных критериев – представлена в виде схемы на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема модели оценки качества деятельности вуза1
Для перевода количественных значений показателей в их качественные аналоги использовалась методика Васильева В.И., Красильникова В.В. и др. :
(1)
– если большему количеству присваивается большее качество;
– если большему количеству присваивается меньшее качество;
где k – заданное число качественных уровней (например, k= 1÷5);
где Xmin ÷Xmax – минимальное и максимальное значение показателя (признака) в выборке. Это позволяет привести все критерии и показатели к единому основанию качества (категории качества).
Результаты исследования на примере деятельности Федеральных университетов (на основании официальных данных к определению рейтинга вузов 2005 г. по высшим учебным заведениям, позднее вошедшим в состав Федеральных университетов) представлены в виде диаграммы на рисунке 2, где перечень признаков с учетом перевода в категорию качества составлен на основе обобщенной и дополненной модели и представляет собой конкретную выборку показателей.
На основании предложенной в диссертации модели можно определить интегральную оценку качества деятельности вуза и соответственно качества образования с учетом цели и аспектов анализа, она адаптируема к любой организационной структуре и системе управления, а использование единой меры для всех признаков – основания качества позволяет уйти от субъективизма и громоздкости использования экспертных оценок и весовых коэффициентов.
Во второй главе «Модели и методы совершенствования управления деятельностью высшего учебного заведения» проанализированы современные модели организационных структур и систем управления учреждений высшей школы, рассмотрены основные направления развития, характерные для разных стадий существования организации и современные тенденции реформирования ее организационной структуры, рассмотрены преимущества внедрения проектно-процессного подхода в управление, который в сочетании с платформой, основанной на бизнес-процессах формирует гибкую проектно-процессную концепцию управления как отдельными структурными подразделениями высшего учебного заведения, так и вузом в целом.
Следует отметить, что для результативного управления вузом с учетом особенностей проектно-процессного подхода необходимо наличие соответствующего набора инструментов. В процессе исследования
16
Рисунок 2 – Диаграмма деятельности Федеральных университетов по выборочным показателям2
выявлено существующее многообразие понятий инструмента и инструментария, к которым можно причислить различные подходы, концепции, методики, технологии, алгоритмы оценки. В рамках решения задачи подбора системы эффективного инструментария в качестве перспективных инструментов оценки качества деятельности и совершенствования системы управления высшего учебного заведения предложено использовать методики ранжирования и кластеризации вузов. Исследование применения данных методик проводилось на примере группы Федеральных университетов. Результаты ранжирования представлены в таблице 1.
Интегральное качество |
ЮФУ |
СФУ |
МГУ |
СПбГУ |
2004 |
62,84 |
32,98 |
75,36 |
66,33 |
2005 |
64,23 |
37,5 |
73,61 |
59,73 |
Интегральное качество, представленное в таблице 1, указывает на место вуза в исследуемой группе: МГУ – 1-ое место; СПбГУ – 2-ое, ЮФУ –
3-ье место, СФУ – 4-ое место в 2004 году. Однако, в 2005 году: ЮФУ хотя и понизил свое интегральное качество деятельности до 58,19, но в рейтинге нашей выборки вузов обогнал СПбГУ, т.е. вышел на 2-ое место.
Применение методики ранжирования позволяет отследить динамику изменения интегрального качества образования, установить, на совершенствование каких образовательных факторов должно быть направлено внимание управляющих органов, предоставляет возможность регулирования качества деятельности, создания рациональной системы мониторинга результатов. Результаты использования методики классификации вузов (кластерный анализ) в качестве эффективного инструмента позволяет получить группы (кластеры) однородных по качеству вузов и оценить их с точки зрения последующих управляющих воздействий: в какой кластер по управлению попал вуз, что дает возможность сформировать подходы к принятию управленческих решений. Предложенная методика особенно результативна в сочетание с проектно-процессным подходом управления вузом. В диссертационном исследовании в качестве одного из основных процессов вуза рассмотрен учебный процесс, совершающий непрерывный цикл Деминга (PDCA) (рисунок 3).
В соответствии с этим общий подход к совершенствованию процесса управления вузом включает следующие этапы:
– I этап: предварительная кластеризация или выбор объектов исследования по соответствующим классификационным характеристикам;
– II этап: ранжирование объектов исследования – исчисление интегральных оценок качества (рейтинга) вузов. Набор признаков (показателей) можно изменять в зависимости от цели исследования;
– III этап: кластеризация вузов – распределение их по кластерам для проведения дальнейшего сравнительного анализа;
– IV этап: оценка ситуации и принятие рамочных управленческих решений на основе информации о доступных и/или необходимых ресурсах;
– V этап: формирование иерархических матрицы целей и матрицы критериев для оценки степени достижения поставленных целей;
– VI этап: формирование матрицы решений (ограниченного набора путей решений) – расписывается до уровня задач, конкретных исполнителей и сроков;
– VII этап: передача к исполнению соответствующими структурами вуза (реализация решений);
– VIII этап: мониторинг реализации матрицы целей.
Проведение мониторинга особенно актуально с позиции определения результативности действий конкретных исполнителей, т.е. оценки вклада каждого участника в процесс достижения поставленных целей.
Одной из основных идей, реализуемых при разработке предложенной методики с использованием рассмотренных инструментов и технологий, обеспечивающих механизм совершенствования процесса управления, является обеспечение гибкой реакции на различные факторы: внешние и внутренние воздействия, ситуации и обстоятельства.
В этой связи, разработанная индикативная методика оценки качества деятельности вуза на основе проектно-процессного подхода адаптируема к любому типу организационной структуры и системы его управления, представляет собой гибкий комплекс индикаторов (в виде взаимосвязанного набора критериев и показателей), позволяющий применяя методы ранжирования и кластеризации в категории качества оценивать эффективность различных аспектов деятельности высших учебных заведений, их проектов и процессов, и на этой основе формировать разнообразные аналитические материалы для повышения уровня качества управленческих решений.
В третьей главе «Совершенствование и реализация процесса управления высшим учебным заведением на основе индикативной методики» обосновывается возможность в рамках существующего процесса управления деятельностью вуза запустить проект его совершенствования – внедрение долгосрочного проекта совершенствования управления на всех уровнях и стадиях деятельности. Мониторинг, анализ и оценка данного проекта представлена в рамках исследования на примере одного из основных процессов вуза – совершенствование процесса управления учебной деятельности, а также обоснованна возможность его уточнения и оптимизации по заданным критериям. При этом показано, что по мере внедрения в высшем учебном заведении проектно-процессного подхода возникает необходимость в разработке эффективной системы верификации результатов реализации проектов, т.е. их развития, поддержки и, в случае необходимости, ликвидации. Совершенствование системы управления вузом осуществляется поэтапно, сопровождается оценкой каждой стадии и тщательным планированием последующей, что позволяет сформировать в единую систему проектную и непроектную деятельность, в которой подсистема управления проектами постепенно становится приоритетной и служит основой эффективной реализации инноваций в системе Федеральных университетов. В связи с тем, что результаты проекта во многом зависят от качества анализа и своевременности предоставленной информации, организационную структуру вуза предложено поддержать маркетинговой службой.
Проекты, осуществляемые в рамках высшего учебного заведения, являются своеобразными «катализаторами», позволяющими охарактеризовать эффективность процесса и возможность привлечения дополнительных ресурсов к решению задач по совершенствованию процесса управления. В ходе реализации проекта отрабатывается технология проектной деятельности, накапливается информационная база по результатам мониторинга, формируется методика совершенствования процесса управления деятельностью вуза, основным инструментом которой является индикативная методика.
В диссертации предложены технология формирования матрицы целей и система взаимодействия матрицы целей и матрицы критериев, позволяющая сформировать ограниченный набор путей решений (комплексную программу мероприятий), имеющий иерархическую структуру, взаимосвязанную с целевой и критериальной матрицами. Для достижения каждой цели предлагается план проведения необходимых мероприятий с указанием требуемых (или имеющихся) ресурсов и ответственного исполнителя, а степень достижения поставленной цели, оцениваются уровнем соответствующих показателей или критериев.
Использование индикативной методики позволяет провести декомпозицию целей и критериев вуза практически по японскому принципу: «от центра» вверх – формирование и достижение (измерение) глобальной цели вуза через интегральную оценку качества деятельности университета, «от центра» вниз – движение по проблемным (критичным) аспектам деятельности и формирование и/или коррекция тактических целей и оперативных задач вуза. Далее от миссии вуза (стратегической цели) ассоциативно строится ограниченный набор путей решений, который раскрывается взаимосвязано с матрицей критериев оценки деятельности высшего учебного заведения. На втором уровне декомпозиции целей и критериев методика позволяет «расщеплять» индикаторы оценки фактически до уровня конкретных задач и видов работ, а также оценки и контроля над непосредственными исполнителями и всей организацией в целом. Поэтому руководству вуза рекомендуется развивать и совершенствовать систему контроля качества деятельности всех его структурных подразделений и проведение мониторинга, по результатам которого возможно постепенное формирование пакетов управленческих решений в процессе построения дерева решений, осуществлять выбор инструмента оценки и технологии его применения.
Предложенная методика позволяет оценить позицию вуза, как при изменении его показателей, так и при изменении показателей вузов, входящих в анализируемую выборку. Также разработанная индикативная методика, позволяет оценить результаты проекта, определить эффективность реализации конкретного проекта с позиции повышения оценки качества деятельности вуза в целом, т.е. оценить эффективность предложенной идеи, смоделировав последствия ожидаемых результатов проекта на динамику развития университета. При этом для осуществления мониторинга и контроля над реализуемыми в высшем учебном заведении проектов рекомендуется создать в университете службу управления проектами.
В диссертационном исследовании рассмотрен пример использования индикативной методики с целью оценки научно-инновационной деятельности и кадровой политики высших учебных заведений, как двух основных аспектов деятельности вуза, являющихся ключевыми в достижении стратегической цели Федерального университета – повышения качества образования.
Применяемая индикативная методика позволяет провести модификацию используемых критериев и показателей или дополнить новыми уже имеющиеся. Поэтому научно-инновационный аспект деятельности вуза оценивался не двумя показателями: «Объем г/б работ и освоенных грантов на научные исследования, выполненных собственными силами на одного ППС» и «Объема х/д работ, выполненных собственными силами на одного ППС» рассмотренными ранее, а одним – «Объемы НИР на одного ППС».
На основании данных ЮФУ по «Объемам НИР» за 2006 год и полагая, что «Общее количество ППС вуза» за год значительно не меняется, а темпы роста у каждого из других рассматриваемых вузов в 2006 году будут такими же, как и в 2005 году, была рассчитана позиция Федеральных университетов по показателю «Объемы НИР на одного ППС». Результаты расчета в абсолютных значениях показаны в таблице 2.
Таблица 2 – Изменение значения показателя «Объемы НИР на одного
ППС» Федеральных университетов5
Показатель |
ЮФУ |
СФУ |
МГУ |
СПбГУ |
Объемы НИР на одного ППС в 2005 г., тыс. |
98,44 |
67,37 |
142,5 |
48,59 |
Объемы НИР на одного ППС в 2006 г., тыс. |
125,86 |
89,74 |
180,91 |
53,38 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что при сохранении темпов роста рассматриваемого показателя в 2006 году, каждый из Федеральных университетов сохраняет свой качественный уровень и по показателю «Объемы НИР на одного ППС» повторяет диаграмму 2005 года (рисунок 4).
В итоге проведенного диссертационного исследования были сделаны следующие концептуальные выводы: внедрение и адаптация индикативной методики оценки качества деятельности вуза позволяет на ее основе совершенствовать процесс управления вузом, при этом возможно: формирование системы оценки качества деятельности вуза в определенной системе координат; повышение уровня качества принимаемых управленческих решений за счет построения матрицы целей и путей решений с необходимой детализацией (от структурного подразделения до конкретного исполнителя); реализация проекта совершенствования процесса управления вуза и его подразделений и, соответственно, повышение качества деятельности вуза в целом; создание эффективной системы оценки качества предложенных к рассмотрению и реализации проектов в вузе, а также ожидаемых и полученных результатов проектов; создание системы моделирования возможных вариантов развития деятельности вуза (подразделения вуза), по различным аспектам его функционирования, как вероятного развития данного вуза (подразделения), так и всей анализируемой выборки. В целях совершенствования организационной структуры вуза в диссертационном исследовании было предложено создание маркетинговой службы и службы управления проектами, функционирование которых позволит повысить уровень качества управленческих решений за счет предоставления достоверной и своевременной информации.
В заключении диссертации изложены основные выводы, обоснования и практические рекомендации, полученные в результате исследования.
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:
1. Синявская И.А. Модель оценки качества многоуровнего высшего профессионального образования // Инновационные образовательные технологии в технических университетах: сб. науч. статей по проблемам высшей школы / Юж.-Рос. гос. тех.ун-т (НПИ); под ред. О.Ф. Ковалева. –Новочеркасск: ЮРГТУ, 2006. С. 44-49. – 0,4 п.л.
2. Синявская И.А. Функции управления с точки зрения обеспечения качества результатов деятельности вуза // Повышение качества непрерывного профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции: в 2 ч. Ч. 1/Под науч. ред. С.А. Подлесного. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. С.142-144 – 0,2 п.л.
3. Синявская И.А. Некоторые аспекты развития регионального рынка образовательных услуг и его интеграция с региональным рынком труда // Опыт и проблем трудоустройства выпускников вузов Южного федерального округа: материалы I международной научно-практической конференции/под ред. А.Г. Сапронова. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. С. 122-127. – 0,4 п.л.
4. Синявская И.А. Профессиональная адаптация специалистов и организационная культура предприятия // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона: материалы пятой научно-практической конференции. – С-Петербург: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. С. 151-154.– 0,3 п.л.
5. Временное положение по организации перехода учебного процесса на зачетные единицы (кредиты) в Таганрогском государственном радиотехническом университете (ТРТУ) / Стандарт университета; составители: Заграй Н.П., Иванов Е.А., Синявская И.А. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. 22 с. – 1,4 п.л/0,7п.л.
6. Синявская И.А. Маркетинг образования в модернизации управления качеством инженерно-технического образования.//Научно-методическое обеспечение модернизации высшего технического образования: сб. науч.ст. по материалам регион. науч.-метод. конф. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005 С. 298 -302. – 0,3 п.л.
7. Боровская М.А., Гриненко С.В., Задорожняя Е.К., Масыч М.А., Паничкина М.В., Рогозов Ю.И., Свиридова А., Синявская И.А. Социально-экономический механизм интеграции рынка образовательных услуг в рынок труда: региональный аспект / под ред. Боровской М.А. – Таганрог: ТРТУ, 2005. 274 с. – 17,1 п.л./1,5п.л.
8. Коваль В.В., Синявская И.А. Региональные подходы к трудоустройству выпускников Таганрогского государственного радиотехнического университета.// Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона: сб. науч.ст. по материалам регион. науч.-практич. конф. – Санкт-Петербург: «ЛЭТИ», 2005. С.94-100. – 0,4 п.л./0,2 п.л.
9. Заграй Н.П., Пуховский В.Н., Синявская И.А. Структурирование критериев и показателей качества образования в единой системе образовательной деятельности // Научно-методическое обеспечение модернизации высшего технического образования: сб. науч. ст. по материалам регион. науч.-метод. конф., 24-25 ноября 2005 г./ под редакцией О.Ф. Ковалева; Федер. Агентство по образованию. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005. С.323 – 327. – 0,3 п.л./0,1п.л.
10. Коваль В.В., Синявская И.А. Концептуальные положения при формировании системы взаимодействия «вуз-предприятие (работодатель)» // Известие ТРТУ. №3 (58). Тематический выпуск «Перспективные системы и задачи управления». – Таганрог: ТРТУ, 2006. С. 269-274.– 0,4 п.л./0,2 п.л.
11. Коваль В.В., Синявская И.А. Повышение конкурентоспособности вуза через модернизацию ряда его структур // Известия ТРТУ №4 (59). Тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении». – Изд-во ТРТУ, 2006 г. С. 18-23.– 0,4 п.л./0,2 п.л.
Подписано к печати
Формат 60х84/16. Бумага офсетная.
Офсетная печать. Усл. печ. л. – 1,5.
Тираж 100 экз. Заказ № ____
Отпечатано: Издательство Технологического института
Южного федерального университета в г. Таганроге
15 10 2014
1 стр.
Сотрудниками лаборатории на археологических источниках от палеолита до средневековья и на основе экспериментального моделирования продолжаются разработки и совершенствование мето
18 12 2014
1 стр.
Совершенствование управления организационно-экономическими изменениями в организациях здравоохранения
14 12 2014
2 стр.
Бесспорно, что существуют общие проблемы в организации процесса обучения, необходимость ориентации результатов на требования государства и общества, но для управления качеством обу
17 12 2014
1 стр.
Совершенствование методов разработки сценариев управления эксплуатацией водохранилищ на реках
11 10 2014
1 стр.
Для описания процессов университета используются информационные карты процессов, которые дают наглядное статическое описание процесса и содержат атрибуты его менеджмента: планирова
15 09 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
Жоѓары оќу орнын басќаруды ±йымдастыру = Организация управления вузом: указ. / Научная библиотека вкгту им. Д. Серикбаева. Усть-Каменогорск, 2011. Вып. 23 с
02 10 2014
1 стр.