Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

2.2. Этапы спортивного отбора

Организация спортивного отбора составляет неотъемлемую часть научно обоснованного управления подготовкой спортивного резерва. Она включает следующие аспекты: административно-управленческий, методологический и технологический.

Начало проведения организованного научно-обоснованного спортивного отбора связывают с попыткой создания Единой системы отбора перспективных спортсменов в СССР. В результате этого появились центры отбора и образцы современных технологий на их базах. Хорошая затея осталась в прошлом, так как в 90-х годах было не до этого. Естественно, мы отстали как в науке, так и в практике подготовки спортсменов высокого класса. На сегодняшний день по своему развитию мы приближаемся только к концу 80-х годов. Однако все, что наработано в плане спортивного отбора, начинает успешно применяться в ШВСМ, центрах подготовки олимпийского резерва, в комплексных научных группах (КНГ), работающих со сборными командами России.

Проблема организации отбора перспективных спортсменов существенным образом связана с вопросами этапности отбора, его задачами на различных стадиях подготовки спортсменов, использованием различных классов модельных характеристик на каждом из этапов и т.д.

Спортивный отбор — это многоступенчатый процесс, охватывающий все этапы спортивной подготовки. Он основан на всестороннем изучении способностей спортсмена, создании благоприятных предпосылок для формирования этих способностей, позволяющих успешно совершенствоваться в избранном виде спорта.

Долго работая над проблемой спортивного отбора, В.П. Филин разделил отбор детей в спортивную школу на три этапа.

Основными задачами первого этапа отбора является привлечение возможно большого количества одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки. К показателям, определяющим целесообразность привлечения детей к занятиям многими видами спорта, в том числе футболом, относятся: рост, вес, особенности телосложения ребенка.

Важное значение для правильного отбора имеют наблюдения тренера и учителя физической культуры в спортивных секциях, на внутришкольных, районных, городских соревнованиях и во время проведения контрольных испытаний. Целесообразно осуществлять предварительную подготовку детей для поступления в ДЮСШ в рамках проведения школьных уроков физической культуры. Подбором специальных средств можно направленно влиять на формирование у младших школьников способностей заниматься тем или иным видом спорта и на этой основе проводить видовую ориентацию. Спортивная практика свидетельствует, что на первом этапе еще невозможно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, биомеханические, функ циональные и психические особенности, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих спортсменов значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

Чтобы с большей степенью вероятности выявить потенциальные возможности детей и подростков, целесообразно определять не только исходный уровень их подготовленности, но главным образом — темпы ее роста. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не только то, что уже умеет делать поступающий, а то, что он может сделать в дальнейшем, то есть выявить его способности к решению двигательных задач, появлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями.

Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о готовности кандидата в данный момент выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки (П.З. Сирис,1983).

Физическое развитие детей оценивается по ряду внешних признаков: рост, вес, пропорции тела, форма позвоночного столба и грудной клетки, строение таза и ног, размеры стопы. После этого исследуются двигательные способности детей.

На втором этапе отбора осуществляется углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта. Тренер изучает возможности занимающихся на основе педагогических наблюдений в процессе спортивной тренировки, контрольных испытаний, соревнований и контрольных прикидок, комплектует учебно-тренировочные группы из числа наиболее способных детей и подростков. Важно учитывать не столько исходный уровень контрольных показаний, имевшихся у детей при наборе в ДЮСШ, сколько динамику изменения этих показателей на протяжении периода занятий. Такой подход обеспечивает возможность с более высокой степенью точности выявить потенциальные возможности занимающихся, их спортивную одаренность. Ведущими критериями прогнозирования на данной стадии являются темпы развития физических качеств и формирование двигательных навыков (моторная обучаемость). О моторной обучаемости можно судить по времени, которое требуется занимающимся для овладения техникой того или иного упражнения. Темпы формирования двигательных навыков и развитие физических качеств дают возможность предвидеть перспективность спортивного совершенствования в будущем.Задача второго этапа отбора — определение степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе спортивного совершенствования. На этом этапе проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, соревнования и прикидки, медико-биологические и психологические обследования.

Задача третьего этапа отбора — многолетнее систематическое изучение каждого уча щегося спортивной школы для окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации (табл. 16).

Таблица 16. Сисиема отбора в спортивную школу


Этапы отбора

Основные задачи этапа отбора

№ п/п

Основные методы отбора

I.

Предварительный этап отбора детей и подростков в спортивную школу

1.
2.
3.
4.
5.

Педагогическое наблюдение
Контрольное тестирование
Участие в школьных соревнованиях Социологические исследования
Медицинское обследование

II.

Углубленная проверка соответствования требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта

1.
2.
3.
4.
5.

Педагогические наблюдения.
Контрольное тестирование.
Соревнования и прикидки.
Психологические исследования.
Медико-биологическое исследование.

III.

Длительное систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы

1.
2.
3.
4.
5.

Педагогическое наблюдение.
Контрольное тестирование.
Соревнования и прикидки.
Психологические исследования.
Медико-биологическое исследование.

Длительное и тщательное изучение спортсмена повышает надежность определения его специализации. На этом этапе осуществляются педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. В это время окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося. Не случайно в теории и практике спорта все чаще выдвигается на первое место проблема спортивной одаренности в спорте, но все равно еще остается не до конца решенным вопрос, на базе каких показателей и как провести отбор, чтобы его эффективность была максимальной. Для занятий спортом чаще предпочтение отдается детям, которые к моменту отбора обладают, по мнению специалистов, производящих отбор, необходимым набором качеств и свойств, требующихся в том виде спорта, которым в дальнейшем будет заниматься ребенок; затем полученные данные объединяют, сводят в таблицы и в дальнейшем классифицируют.

Спортивный отбор относят к разновидности профессионального отбора, представляющего систему средств и методов выделения лиц, природные способности которых отвечают требованию вида спорта. Спортивный отбор базируется на следующих факторах:



  • знании требований вида спорта;

  • научно-обоснованных критериях, их количественных характеристиках;

  • апробированной процедуре отбора.

В объективно сложившейся системе многолетней спортивной подготовки следует выделить пять этапов отбора.

Таблица 17. Этапы спортивного отбора

№ п/п

Содержание этапов

1.

Первый этап связан с начальным обучением, его цель — комплектование групп начальной подготовки (проводится спортивная ориентация). Первый этап отбора осуществляется с 7-8 до 11-12 лет.

2.

Второй этап отбора считается основным. Его цель — формирование учебно-тренировочных групп спортивных школ из числа детей, успешно прошедших этап начальной подготовки. Учитывается состояние здоровья, выполнение контрольно-переводных нормативов по физической подготовленности, темпы роста физических качеств.

3.

Третий этап отбора связан с комплектованием групп спортивного совершенствования СДЮШОР, УОР, ШВСМ. Ос­новной задачей этапа отбора является выделение наиболее перспективных спортсменов.

4.

Четвертый этап отбора имеет целью выделение контингента у которого можно прогнозировать рост спортивных результатов на уровне международных достижений. Этот этап отбора связан с комплектованием сборных юношеских, юниорских и молодежных команд страны. Программа отбора включает пять разделов:

  1. состояние здоровья;

  2. выполнение контрольных нормативов;

  3. медико-биологическое обследование;

  4. психодиагностика;

  5. антропометрия.

5.

Пятый этап отбора связан с комплектованием сборной команды страны. В целях отбора молодых спортсменов проводится просмотровый учебно-тренировочный сбор с обязательным тестированием всех его участников.

Первый этап отбора осуществляется с 7–8 до 9–10 лет. Его цель — определение способности детей и подростков к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, координации движений. Лучшим средством такой диагностики являются подвижные игры. Игры способствуют проявлению функций в тех сочетаниях, которые составляют структуру двигательной одаренности. Также первый этап связан с начальным обучением в детской спортивной школе в группах начальной подготовки. В большинстве видов спорта на этом этапе проводится спортивная ориентация, однако, в ранних видах спорта, таких как гимнастика, фигурное катание, плавание, прыжки в воду и др., проводится настоящий отбор. На этом этапе основные задачи связаны с необходимостью отсева тех детей и подростков, состояние здоровья которых противопоказано для специализации в виде спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются все желающие школьники в соответствии с возрастом, определенным для вида спорта. В качестве критериев ориентации выступают, как правило, рекомендации учителей физкультуры, результаты тестирования физической подготовки будущим тренером и простейшие антропометрические измерения, проводимые школьным врачом.

Уровень физической подготовленности детей и подростков выявляется путем тестирования их основных физических качеств, контрольных испытаний и педагогических наблюдений. Чтобы с большей степенью вероятности выявить потенциальные возможности детей и подростков, целесообразно определять не только исходный уровень их подготовленности, но и темпы их роста. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не только то, что уже умеет делать поступающий, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т. е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки (табл. 18).



Таблица 18. Схема определения потенциальных возможностей спортсмена

Соотношение исследуемых показателей

Характеристика способностей

1.  Высокий исходный уровень+ высокие темпы прироста

Очень большие способности

2.  Высокий исходный уровень+ средние темпы прироста

Большие способности

3.  Средний исходный уровень+ высокие темпы прироста

Большие способности

4.  Высокий исходный уровень+ низкие темпы прироста

Средние способности

5.  Средний исходный уровень+ средние темпы прироста

Средние способности

6.  Низкий исходный уровень+ высокие темпы прироста

Средние способности

7.  Средний исходный уровень+ низкие темпы прироста

Малые способности

8.  Низкий исходный уровень+ средние темпы прироста

Малые способности

9.  Низкий исходный уровень+ низкие темпы прироста  

Очень малые способности

Физическое развитие детей оценивается по ряду внешних признаков: рост, вес, пропорции тела, форма позвоночного столба и грудной клетки, строение таза и ног, размер стопы. После этого исследуются двигательные способности детей. В табл. 19 представлены педагогические контрольные испытания и контрольные нормативы для оценки уровня развития физических качеств, которыми следует руководствоваться при отборе новичков для занятий спортом.

Таблица 19. Контрольные нормативы при отборе детей для занятий спортом

Контрольные упражнения

Контрольные нормативы

9 лет

10 лет

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

Частота движений, шагов, с

5,5

5,8

6,0

6,2

Бег на 20 м с ходу, с

3,5

3,3

3,3

3,1

Бег на 60 м с высокого старта, с

9,6

9,3

9,2

9,0

Прыжок в длину с места, см

155

160

165

170

Прыжок в высоту с места, см

32

34

36

38

Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками вперед, м

6,5

7,0

7,0

7,5

Поднимание туловища из положения лежа на спине в положение сидя, раз

25

30

30

35

Бег на 300 м, с

65

62

60

58

Бег на 500 м, мин\с

2.04,0

1.56,0

1.55,0

1.48,0

Вис на согнутых руках, с

12

18

15

22

Становая динамометрия, кг

40

45

45

50

Наклон вперед,см

7

5

8

5

Второй этап отбора считают основным. Цель его — формирование учебно тренировочных групп спортивных школ из числа наиболее одаренных детей, успешно прошедших этап начальной подготовки. Основной задачей отбора является разносторонняя оценка различных систем организма.

Этап отбора в учебно-тренировочные группы проводится в течение последнего года обучения в группе начальной подготовки. Его проводят тренеры спортивных школ, при этом учитывается состояние здоровья по данным врачебно-физкультурных диспансеров, выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта, изучение темпов прироста физических качеств. Огромное значение при отборе детей в детско-юношеские спортивные школы имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма — одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Поэтому перед зачислением ребенка в ДЮСШ необходимо предусмотреть обязательный медицинский осмотр, во время которого особое внимание уделяется выявлению заболеваний, являющихся противопоказанием к занятиям спортом.

Важным моментом медицинского осмотра является сопоставление паспортного и биологического возраста детей, существует система оценки (в баллах) биологического возраста спортсменов, разработанная Т.С. Тимаковой (1976). Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности. При первичном отборе основными психическими показателями являются желание новичка заниматься спортом, стремление получать высокие оценки при выполнении заданий, решительность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.

Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями видов спорта. Охарактеризуем в общих чертах критерии отбора в следующих четырех груп пах видов спорта: скоростно-силовых, технически сложных видах спорта, спортивных единоборствах и в спортивных играх.



В группе скоростно-силовых видов спорта в процессе отбора отдается предпочтение детям и подросткам, обладающим высоким уровнем развития быстроты, силы, скоростно-силовых качеств. Так, например, для прыгунов в длину с разбега важное значение имеет наличие высокого уровня развития скоростно-силовых качеств. Очевидно, что прыжок в длину мужчин на 8 м 10 см — 8 м 20 см невозможно осуществить без достижения конечной скорости раз бега, равной, соответственно, 10 и более метрам в секун ду. Высокая скорость разбега сочетается со способностью спортсмена выполнять отталкивание с максимальной мощностью. Установлена корреляция между исходными показателями развития быстроты, скоростно-силовых качеств (бег на 20 м с ходу, прыжок в высоту с места) и спортивным результатом в прыжках в длину с разбега, достигнутым через 4,5 года тренировки. Для надежного прогноза потенциальных возможностей прыгуна в длину с разбега наиболее важное значение имеет учет исходного уровня развития основных физических качеств и темпов их развития. В процессе отбора бегунов на короткие дистанции предпочтение следует отдавать детям и подросткам среднего или выше среднего роста (для данной возрастной группы) с хорошо развитой мускулатурой и благоприятными конституциональными особенностями (соотно шение длины ног и туловища). В процессе отбора должны учитываться время реакции на стартовый сигнал, уровни развития быстроты, скоростно-силовых качеств, уровень координационных возможностей. Прежде всего целесообразно ориентироваться на интегральный показатель, характеризующийся суммарными темпами роста ведущих физических качеств детей и подростков в первые полтора года тренировочных занятий. Потенциальные возможности будущего спринтера в меньшей степени зависят от исходного уровня физических качеств и в большей степени — от темпов при роста развития этих качеств. Как правило, исходный уровень развития физических качеств только в 18% от общего числа случаев совпадает с результатами в беге на 100 м после нескольких лет занятий. Суммарные же темпы роста физических качеств в первые полтора года занятий в 89% от общего числа случаев совпадают с результатами в беге на 100 м после нескольких лет тренировки. Темпы развития ведущих физических качеств имеют первостепенное значение при прогнозе перспективных спортсменов только в том случае, если уровень их развития достаточно высок. Если же исходный уровень низок, то даже высокие темпы развития не позволят повысить спортивный результат до необходимого уровня в определенные возрастные периоды развития детей и подростков. Следует учесть и то, что ориентация на темпы роста спортивных показателей в процессе отбора детей и подростков оправдывает себя при условии учета индивидуальных особенностей биологического возраста детей и подростков. Таким образом, только наличие относительно высокого уровня развития физических качеств и оптимального темпа их развития с учетом биологического возраста дает возможность сделать прогноз о перспективности того или иного спортсмена. В процессе отбора в отделения легкой атлетики спортивных школ целесообразно использовать следующие контрольные испытания и нормативы (табл. 20, 21, 22, 23).

<предыдущая страница | следующая страница>


Современная подготовка юных спортсменов. Глава №2 Научно-методические проблемы спортивного отбора

Источник: Москомспорт справочники и методические пособия, Показать все документы источника, Современная подготовка юных спортсменов от 1/2009, стр. 22 41

526.07kb.

10 10 2014
3 стр.


Социальный отбор (современная наука о проявлениях отбора в обществе)

Социальный отбор (современная наука о проявлениях отбора в обществе) / сост., ред и вступ ст. А. Ю. Внутских; Перм гос нац иссл ун-т.– Пермь, 2012. – 93 с

1106.82kb.

11 10 2014
6 стр.


Бюллетень №2 iv-их традиционных соревнованиях по спортивному ориентированию бегом «Золото Сенежа-2009\ посвященных «Году молодежи»

Соревнования проводятся с целью популяризации и развития спортивного ориентирования в Сонечногорском районе Московской области, выявления сильнейших спортсменов, повышения спортивн

110.48kb.

10 10 2014
1 стр.


Бюллетень №1 iv-их традиционных соревнованиях по спортивному ориентированию бегом «Золото Сенежа-2009\ посвященных «Году молодежи»

Соревнования проводятся с целью популяризации и развития спортивного ориентирования в Сонечногорском районе Московской области, выявления сильнейших спортсменов, повышения спортивн

53.08kb.

10 10 2014
1 стр.


3-4 апреля 2012 г. Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической дистанционной конференции «Современная филология: теория и практика»

Международная научно-практическая дистанционная конференция "Современная филология: теория и практика"

14.7kb.

13 10 2014
1 стр.


Пятой международной научно-практической конференции

«Подготовка кадров для XXII олимпийских и XI паралимпийских зимних игр: проблемы и перспективы»

61.18kb.

13 10 2014
1 стр.


Методические указания по написанию рефератов 49 Ориентировочные темы рефератов 51 Подготовка студентами докладов для научных конференций как вид самостоятельной работы: проблемы ее организации 53
2962.81kb.

09 10 2014
22 стр.


Школа боевых искусств "ракар-до"

Президент Федерации Малыхин О. В. награждает лучших спортсменов по итогам спортивного года

21.41kb.

10 10 2014
1 стр.