Перейти на главную страницу
Организация спортивного отбора составляет неотъемлемую часть научно обоснованного управления подготовкой спортивного резерва. Она включает следующие аспекты: административно-управленческий, методологический и технологический.
Начало проведения организованного научно-обоснованного спортивного отбора связывают с попыткой создания Единой системы отбора перспективных спортсменов в СССР. В результате этого появились центры отбора и образцы современных технологий на их базах. Хорошая затея осталась в прошлом, так как в 90-х годах было не до этого. Естественно, мы отстали как в науке, так и в практике подготовки спортсменов высокого класса. На сегодняшний день по своему развитию мы приближаемся только к концу 80-х годов. Однако все, что наработано в плане спортивного отбора, начинает успешно применяться в ШВСМ, центрах подготовки олимпийского резерва, в комплексных научных группах (КНГ), работающих со сборными командами России.
Проблема организации отбора перспективных спортсменов существенным образом связана с вопросами этапности отбора, его задачами на различных стадиях подготовки спортсменов, использованием различных классов модельных характеристик на каждом из этапов и т.д.
Спортивный отбор — это многоступенчатый процесс, охватывающий все этапы спортивной подготовки. Он основан на всестороннем изучении способностей спортсмена, создании благоприятных предпосылок для формирования этих способностей, позволяющих успешно совершенствоваться в избранном виде спорта.
Долго работая над проблемой спортивного отбора, В.П. Филин разделил отбор детей в спортивную школу на три этапа.
Основными задачами первого этапа отбора является привлечение возможно большого количества одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки. К показателям, определяющим целесообразность привлечения детей к занятиям многими видами спорта, в том числе футболом, относятся: рост, вес, особенности телосложения ребенка.
Важное значение для правильного отбора имеют наблюдения тренера и учителя физической культуры в спортивных секциях, на внутришкольных, районных, городских соревнованиях и во время проведения контрольных испытаний. Целесообразно осуществлять предварительную подготовку детей для поступления в ДЮСШ в рамках проведения школьных уроков физической культуры. Подбором специальных средств можно направленно влиять на формирование у младших школьников способностей заниматься тем или иным видом спорта и на этой основе проводить видовую ориентацию. Спортивная практика свидетельствует, что на первом этапе еще невозможно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, биомеханические, функ циональные и психические особенности, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих спортсменов значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.
Чтобы с большей степенью вероятности выявить потенциальные возможности детей и подростков, целесообразно определять не только исходный уровень их подготовленности, но главным образом — темпы ее роста. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не только то, что уже умеет делать поступающий, а то, что он может сделать в дальнейшем, то есть выявить его способности к решению двигательных задач, появлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями.
Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о готовности кандидата в данный момент выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки (П.З. Сирис,1983).
Физическое развитие детей оценивается по ряду внешних признаков: рост, вес, пропорции тела, форма позвоночного столба и грудной клетки, строение таза и ног, размеры стопы. После этого исследуются двигательные способности детей.
На втором этапе отбора осуществляется углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта. Тренер изучает возможности занимающихся на основе педагогических наблюдений в процессе спортивной тренировки, контрольных испытаний, соревнований и контрольных прикидок, комплектует учебно-тренировочные группы из числа наиболее способных детей и подростков. Важно учитывать не столько исходный уровень контрольных показаний, имевшихся у детей при наборе в ДЮСШ, сколько динамику изменения этих показателей на протяжении периода занятий. Такой подход обеспечивает возможность с более высокой степенью точности выявить потенциальные возможности занимающихся, их спортивную одаренность. Ведущими критериями прогнозирования на данной стадии являются темпы развития физических качеств и формирование двигательных навыков (моторная обучаемость). О моторной обучаемости можно судить по времени, которое требуется занимающимся для овладения техникой того или иного упражнения. Темпы формирования двигательных навыков и развитие физических качеств дают возможность предвидеть перспективность спортивного совершенствования в будущем.Задача второго этапа отбора — определение степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе спортивного совершенствования. На этом этапе проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, соревнования и прикидки, медико-биологические и психологические обследования.
Задача третьего этапа отбора — многолетнее систематическое изучение каждого уча щегося спортивной школы для окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации (табл. 16).
Таблица 16. Сисиема отбора в спортивную школу
Этапы отбора |
Основные задачи этапа отбора |
№ п/п |
Основные методы отбора |
I. |
Предварительный этап отбора детей и подростков в спортивную школу |
1. 2. 3. 4. 5. |
Педагогическое наблюдение Контрольное тестирование Участие в школьных соревнованиях Социологические исследования Медицинское обследование |
II. |
Углубленная проверка соответствования требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта |
1. 2. 3. 4. 5. |
Педагогические наблюдения. Контрольное тестирование. Соревнования и прикидки. Психологические исследования. Медико-биологическое исследование. |
III. |
Длительное систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы |
1. 2. 3. 4. 5. |
Педагогическое наблюдение. Контрольное тестирование. Соревнования и прикидки. Психологические исследования. Медико-биологическое исследование. |
Спортивный отбор относят к разновидности профессионального отбора, представляющего систему средств и методов выделения лиц, природные способности которых отвечают требованию вида спорта. Спортивный отбор базируется на следующих факторах:
№ п/п |
Содержание этапов |
1. |
Первый этап связан с начальным обучением, его цель — комплектование групп начальной подготовки (проводится спортивная ориентация). Первый этап отбора осуществляется с 7-8 до 11-12 лет. |
2. |
Второй этап отбора считается основным. Его цель — формирование учебно-тренировочных групп спортивных школ из числа детей, успешно прошедших этап начальной подготовки. Учитывается состояние здоровья, выполнение контрольно-переводных нормативов по физической подготовленности, темпы роста физических качеств. |
3. |
Третий этап отбора связан с комплектованием групп спортивного совершенствования СДЮШОР, УОР, ШВСМ. Основной задачей этапа отбора является выделение наиболее перспективных спортсменов. |
4. |
Четвертый этап отбора имеет целью выделение контингента у которого можно прогнозировать рост спортивных результатов на уровне международных достижений. Этот этап отбора связан с комплектованием сборных юношеских, юниорских и молодежных команд страны. Программа отбора включает пять разделов:
|
5. |
Пятый этап отбора связан с комплектованием сборной команды страны. В целях отбора молодых спортсменов проводится просмотровый учебно-тренировочный сбор с обязательным тестированием всех его участников. |
Уровень физической подготовленности детей и подростков выявляется путем тестирования их основных физических качеств, контрольных испытаний и педагогических наблюдений. Чтобы с большей степенью вероятности выявить потенциальные возможности детей и подростков, целесообразно определять не только исходный уровень их подготовленности, но и темпы их роста. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не только то, что уже умеет делать поступающий, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т. е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки (табл. 18).
Соотношение исследуемых показателей |
Характеристика способностей |
1. Высокий исходный уровень+ высокие темпы прироста |
Очень большие способности |
2. Высокий исходный уровень+ средние темпы прироста |
Большие способности |
3. Средний исходный уровень+ высокие темпы прироста |
Большие способности |
4. Высокий исходный уровень+ низкие темпы прироста |
Средние способности |
5. Средний исходный уровень+ средние темпы прироста |
Средние способности |
6. Низкий исходный уровень+ высокие темпы прироста |
Средние способности |
7. Средний исходный уровень+ низкие темпы прироста |
Малые способности |
8. Низкий исходный уровень+ средние темпы прироста |
Малые способности |
9. Низкий исходный уровень+ низкие темпы прироста |
Очень малые способности |
Контрольные упражнения |
Контрольные нормативы | |||
9 лет |
10 лет | |||
Мальч. |
Дев. |
Мальч. |
Дев. | |
Частота движений, шагов, с |
5,5 |
5,8 |
6,0 |
6,2 |
Бег на 20 м с ходу, с |
3,5 |
3,3 |
3,3 |
3,1 |
Бег на 60 м с высокого старта, с |
9,6 |
9,3 |
9,2 |
9,0 |
Прыжок в длину с места, см |
155 |
160 |
165 |
170 |
Прыжок в высоту с места, см |
32 |
34 |
36 |
38 |
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками вперед, м |
6,5 |
7,0 |
7,0 |
7,5 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине в положение сидя, раз |
25 |
30 |
30 |
35 |
Бег на 300 м, с |
65 |
62 |
60 |
58 |
Бег на 500 м, мин\с |
2.04,0 |
1.56,0 |
1.55,0 |
1.48,0 |
Вис на согнутых руках, с |
12 |
18 |
15 |
22 |
Становая динамометрия, кг |
40 |
45 |
45 |
50 |
Наклон вперед,см |
7 |
5 |
8 |
5 |
Этап отбора в учебно-тренировочные группы проводится в течение последнего года обучения в группе начальной подготовки. Его проводят тренеры спортивных школ, при этом учитывается состояние здоровья по данным врачебно-физкультурных диспансеров, выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта, изучение темпов прироста физических качеств. Огромное значение при отборе детей в детско-юношеские спортивные школы имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма — одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Поэтому перед зачислением ребенка в ДЮСШ необходимо предусмотреть обязательный медицинский осмотр, во время которого особое внимание уделяется выявлению заболеваний, являющихся противопоказанием к занятиям спортом.
Важным моментом медицинского осмотра является сопоставление паспортного и биологического возраста детей, существует система оценки (в баллах) биологического возраста спортсменов, разработанная Т.С. Тимаковой (1976). Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности. При первичном отборе основными психическими показателями являются желание новичка заниматься спортом, стремление получать высокие оценки при выполнении заданий, решительность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.
Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями видов спорта. Охарактеризуем в общих чертах критерии отбора в следующих четырех груп пах видов спорта: скоростно-силовых, технически сложных видах спорта, спортивных единоборствах и в спортивных играх.
Источник: Москомспорт справочники и методические пособия, Показать все документы источника, Современная подготовка юных спортсменов от 1/2009, стр. 22 41
10 10 2014
3 стр.
Социальный отбор (современная наука о проявлениях отбора в обществе) / сост., ред и вступ ст. А. Ю. Внутских; Перм гос нац иссл ун-т.– Пермь, 2012. – 93 с
11 10 2014
6 стр.
Соревнования проводятся с целью популяризации и развития спортивного ориентирования в Сонечногорском районе Московской области, выявления сильнейших спортсменов, повышения спортивн
10 10 2014
1 стр.
Соревнования проводятся с целью популяризации и развития спортивного ориентирования в Сонечногорском районе Московской области, выявления сильнейших спортсменов, повышения спортивн
10 10 2014
1 стр.
Международная научно-практическая дистанционная конференция "Современная филология: теория и практика"
13 10 2014
1 стр.
«Подготовка кадров для XXII олимпийских и XI паралимпийских зимних игр: проблемы и перспективы»
13 10 2014
1 стр.
09 10 2014
22 стр.
Президент Федерации Малыхин О. В. награждает лучших спортсменов по итогам спортивного года
10 10 2014
1 стр.