Перейти на главную страницу
Москва
Диссертация выполнена в Центре социолого-политологических исследований Института социологии РАН
доктор политических наук, профессор Матвеенко Юрий Иванович
доктор исторических наук, профессор Яхимович Зинаида Павловна
Ведущая организация: Кафедра политической науки Российского университета дружбы народов
Защита состоится _______________ в ____ час. на заседании диссертационного совета Д 002.011.03 при Институте социологии РАН по адресу: 117218, Колпачный пер., д.9а, Центр социолого-политических исследований Института социологии РАН
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института социологии РАН.
Автореферат разослан ________________
Ученый секретарь диссертационного совета __________ И.М.Татаровская
Это и понятно: основные вехи современной истории России оказались накрепко связаны с различными этапами развития парламентских учреждений. И политики, и исследователи бьют тревогу по поводу резкого падения престижа представительных органов власти. Так, исследования Фонда «Общественное мнение» (2005 г.) в связи со столетием созыва Первой Государственной Думы показали удручающую картину: относительное большинство наших соотечественников (35 %) заявили, что «в современной России без парламента можно обойтись»1.
Общепризнанно, что общество «творит» парламент, но и он «творит» общество.
Характер восприятия представительной власти массовым сознанием, отношение граждан к ее деятельности имеют одно из основополагающих значений для эффективного функционирования всей политической системы страны. Ведь согласно общепринятой в политологии концепции политической поддержки, политическая система функционирует эффективно лишь тогда, когда граждане позитивно воспринимают власть, идентифицируют себя с этой властью2. В свою очередь, в научной литературе распространена разработанная в первооснове Х.Линцем точка зрения, что именно парламентская система является более надежной основой и предпосылкой демократической трансформации, чем президентский режим3.
Поэтому исследование проблем развития парламентского института в современной России и их отражения в общественном мнении страны важно для анализа и прогнозирования направлений эволюции всей отечественной политической системы.
Понятно, что отношение к институту народного представительства, его восприятие как в российском обществе, так и в политической элите, весьма разноречивы. И нередко формируются в категориях противостояния западников и традиционалистов, либералов и государственников.
До сих пор нет всестороннего научно-критического осмысления даже последнего, столетнего этапа развития учреждений народного представительства в России — от истоков, неизменно ассоциирующихся с деятельностью Первой и трех последующих дореволюционных Дум, через семь десятилетий специфических форм coветского народовластия, до возобновления работы Государственной Думы как нижней Палаты парламента, предусмотренного Конституцией Российской Федерации 1993 года. Даже два последних десятилетия российской политической истории, характеризуемых как период «перестройки и реформ», в плане становления и развития современной формы парламентаризма нередко рассматриваются фрагментарно, охватывая лишь думский период, что зачастую делается во многом в угоду политической конъюнктуре. Хотя основные вехи всех трансформационных процессов в России накрепко связаны с различными этапами развития парламентских учреждений.
Так, например, современное развитие думской формы народного представительства невозможно понять без подробного анализа таких этапов его функционирования, как трансформация системы Советов в парламентаризм советского типа (1989 — 1991) и периода острейшего противостояния в 1991-1993 годах народного представительства в лице Съезда народных депутатов РСФСР с президентской властью. Будучи сама порождением всевластия Советов, она сразу же после своего возникновения, как то следует из проведенного в диссертации анализа, - стала конфликтовать с системой законодательных и представительных органов.
Все это определяет актуальность диссертационного исследования.
Актуальность темы подтверждается и заявлениями Президента РФ, который на торжествах, посвященных «100-летию российского парламентаризма», среди целей государственной политики определил задачу: «ценить и беречь сам институт парламентаризма, создать условия для эффективной работы важнейшего органа, который избирается народом и должен представлять и отстаивать его интересы»4.
К исследованиям, носящим обобщающий характер и рассматривающим российский парламент в общем контексте протекающих в обществе процессов, можно отнести работы Н.А.Васецкого, Р.Г.Гостева, С.Р.Гостевой, В.А.Елчева, Ю.К.Краснова, Ж.И.Овсепян, В.А.Шеховцова, Д.В.Шикунова и др., посвященные генезису и становлению современных форм российского парламентаризма5. В этом контексте отдельно следует отметить работы Р.М.Романова, затрагивающие многие аспекты исследования парламентаризма – от изучения истоков до социологии парламентаризма6.
Необходимо отметить и ряд политологических исследований, посвященных становлению представительных органов власти в России, не имеющих непосредственного отношения к рассматриваемому комплексу актуальных проблем, но играющих заметную роль для определения корней многих современных процессов. К их числу относятся работы В.С.Баева, И.М.Бунина, А.А.Галкина, С.А.Глотова, Е.В.Макаренкова, С.А.Караганова, В.А.Никонова и др.7
Самому же анализу проблем парламентаризма в России в настоящее время посвящен широчайший круг исследований, подготовленных юристами, государствоведами. Причем упор в них делается, как правило, на проблемы разделения властей и непосредственного функционирования парламента8. Общефилософские и историко-философские проблемы становления учреждений парламентского типа в России рассматривали Р.Г.Абдулатипов, Л.Ф.Болтенкова, А.А.Кара-Мурза и др.9
Парламентская практика обобщалась в работах Н.А.Васецкого, И.П. Рыбкина, У.Х.Робинсона, Г.Н.Селезнева, Ю.К.Краснова и др.10
Большой массив документов, источников, анализ конкретной парламентской практики содержится в изданиях Фонда развития парламентаризма, выпущенных под редакцией С.А.Мдоянца, А.М.Салмина, А.А.Захарова11. Фонд уже издал обобщающие материалы по деятельности первой, второй и третьей думской легислатур, а также соответствующие справочники.
Фактологический материал, касающийся деятельности Съездов народных депутатов, Верховного Совета РСФСР, Государственной Думы, собран в изданиях, составителями и редакторами которых были С.П.Обухов, Э.М.Харланова, А.А.Сухопаров, И.Ф.Залевская, А.А.Сурков и др.12
Важное значение для обобщения опыта развития российского парламентаризма имели разного рода научные мероприятия, организованные в связи с теми или иными юбилейными датами. Например, созванная по инициативе Федерального Собрания РФ к 90-летию со дня начала работы Госдумы России научно-практическая конференция13. А также мероприятия в связи с 10-летием первых Съездов народных депутатов14.
Особо следует отметить исследования А.А.Галкина, Ю.А.Красина, А.Н.Медушевского, И.П.Рыбкина, посвященные дихотомии демократии и авторитаризма в контексте становления и развития парламентаризма15. Появились даже российские исследования психологии парламентаризма16 и парламентской журналистики17, а в последние годы – и опыт сравнительных исследований в области парламентаризма, где объектом анализа выступает в том числе и российский парламентаризм18.
Однако приведенный обширный перечень направлений, по которым ведется сегодня исследование российского парламентаризма, свидетельствует, что пока не уделено систематического научного внимания становлению и развитию образа парламента в общественном сознании в целом, с одной стороны, и в общественно-политической психологии отдельных групп избирателей - с другой. Очевидно, именно наличие столь обширных лакун в изучении института российского парламентаризма и определяет немногочисленность монографических работ в данной области.
В связи с усиливающимися спорами о направлении транзита политического режима в России именно анализ массового восприятия парламентаризма как института, ключевого для демократического перехода, позволяет глубже понять, почему на конкретных этапах этого перехода был достигнут тот или иной результат. И – в особенности: отчего переход идет по явно нестандартному сценарию к неопределенному «чему-то иному» (О’Доннел и Ф.Шмиттер). Причем это «что-то иное» определяется весьма широко в рамках концепций как «делегативной демократии» и комбинации различных гибридных моделей, так и «постановочной демократии» или «демократически избираемой и сменяемой авторитарной власти». Хотя литература по данному вопросу обширна19, но исследователи, например, В.П.Воротников, все более убеждены, что западные трансформационные модели «не работают на российской земле, и требуются поиск и утверждение новых моделей и концепций, в большей степени учитывающих специфику страны, менталитет россиян»20. К сожалению, даже собственно монографий, посвященных роли парламента в российском трансформационном процессе, нет21.
Впрочем, в научной литературе уже достаточно активно анализируется состояние общественного сознания в перестроечную и постсоветскую эпоху. Здесь следует отметить фундаментальные работы М.К.Горшкова22, Б.З.Докторова, А.А.Ослона, Е.С.Петренко23, Ю.А.Левады24. В определенной степени проблема затронута в коллективной монографии “Власть и народ в России: обновление повседневных практик и варианты универсализации институционального порядка”, выпущенной ИСП РАН25.
Материалы, содержащие некоторые данные и характеристики отражения образа парламента в народном менталитете, представлены в политологической26, исторической и мемуарной27 литературе.
Случилось так, что исследования восприятия образа народного представительства не пользуются предпочтениями и у политологов. Видимо, сказывается посыл, будто социологические опросы дают картину поверхностных установок. Даже не мнений, а настроений, фиксация которых слабо отражает глубинные отношения между властью и гражданами, и на первый взгляд производит впечатление хаотичности и иррациональности28.
Хотя можно сказать, что брешь в этой настороженности уже прорвали крупные исследования образа власти, оппозиции и партий как в России, так и за рубежом, опубликованные С.И.Васильцовым29, В.П.Пешковым30, Е.Б.Шестопал31 и др.
Однако в целом в научной литературе нет комплексных исследований процесса становления, политического функционирования российских парламентских учреждений на основных этапах трансформации российского общества в постсоветский период сквозь призму их отражения в массовом сознании.
Анализ литературы и источников убеждает в необходимости глубокого и всестороннего исследования выбранной автором темы, неоднозначности и противоречивости, недостаточной научной разработанности ключевых аспектов функционирования института парламентаризма в контексте отражения его деятельности в общественном сознании.
Объектом исследования являются процессы становления российского парламентаризма, его политического функционирования в постсоветскую эпоху.
Предмет исследования – отражение политического процесса становления института парламентаризма в массовом сознании.
Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы исследовать процесс развития отечественного парламентаризма и его отражения в общественном сознании на основных этапах трансформации российского общества в постсоветский период.
В соответствии с поставленной целью в диссертации сформулированы и решаются следующие задачи:
- определить место современного российского парламентаризма в общем процессе развития отечественной политической системы;
- дать оценку различным стадиям процесса формирования современного российского парламентаризма, выявив их конкретное влияние на процессы трансформации российского общества;
- выявить особенности массового восприятия российского парламентаризма на отдельных стадиях его формирования;
- исследовать воздействие на общественное мнение страны диалектики взаимоотношений институтов парламентаризма и президентства;
-определить роль политических партий в процессе формирования современной российской парламентской системы и складывания ее образа в массовом сознании;
- выявить роль лидерского фактора в процессе формирования современной российской парламентской системы и динамики ее образа в общественном сознании;
- проанализировать, в какой степени восприятие института парламентаризма способствует легитимизации существующей в России политической системы.
Источниковая база исследования не только достаточна, но и столь велика, что достойна отдельного, самостоятельного изучения. Она охватывает большой объем исторического, политического, социологического, юридического и прочего материала, все многообразие научной литературы по указанным направлениям. В частности, включает Конституцию РСФСР и действующую Конституцию Российской Федерации, законодательство России, стенограммы заседаний Съезда народных депутатов, Верховного Совета РСФСР, Государственной Думы РФ, парламентских слушаний, пресс-конференций, внутрипарламентских бюллетеней и других изданий Верховного Совета и Государственной Думы, документацию партий и общественных объединений как современной Российской Федерации, так РСФСР и СССР.
Среди источников - электоральная статистика, а также множество социологического материала, полученного в свое время разными исследовательскими структурами (нередко уже канувшими в Лету), до сих пор не востребованного аналитиками. Отчасти из-за того, что публикации такого рода центров носили зачастую приватный характер, работы выполнялись в закрытом режиме по заказу различных органов государственной власти, бизнес-структур и не оставили существенных следов ни в научной литературе, ни в архивах, ни, тем более, в нынешней системе Интернет.
В источниковой базе важное место занимают мемуарная литература, публикации средств массовой информации, отражавшие анализируемые политические процессы на протяжении всего хронологического периода исследования, а также документы из личных архивов автора и ряда других лиц.
Методологической основой диссертационного исследования служит системный анализ, историко-политологический подход к поставленным проблемам. Для анализа воздействия процесса складывания отечественного парламентаризма на постсоветское российское общество и мнение граждан страны применены институциалистский подход, а также социология – количественные методы анализа политических процессов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1989 по 2005 год - с момента осуществления политической реформы в СССР, вплоть до последних выборов в Государственную Думу РФ, приведших к становлению доминантно-партийной политической системы в России.
Научные результаты, полученные лично диссертантом и их научная новизна
На основании комплексного использования социологических материалов, в том числе «распыленного» характера, в работе предпринята попытка составить целостную картину восприятия обществом институтов представительной власти, формировавшихся на рубеже веков на основе системы Советов, а затем и в период функционирования нынешнего парламентского учреждения - Государственной Думы, в условиях многопартийности, политического плюрализма и свободных конкурентных выборов.
Специальность 23. 00. 02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
17 12 2014
3 стр.
Специальность 23. 00. 04 – политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
14 12 2014
1 стр.
Специальность 23. 00. 04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
10 10 2014
1 стр.
«50 плюс». «50 плюс» это, естественно, в значительной степени эвфемизм; имеются в виду прежде всего те, кто в российском довольно прямолинейном общественном мнении, уже должны по в
09 10 2014
1 стр.
Курс «Страны брик, шос и современный миропорядок» в рамках магистерской программы «Социально-политическое развитие и вызовы современной Восточной Азии» по направлению подготовки «В
09 10 2014
1 стр.
Это и экономические, и социальные, и политические, как глобальные так и региональные
13 10 2014
1 стр.
Специальность 23. 00. 04 – Политические проблемы международных отношений и глобального развития
11 10 2014
1 стр.
Значительную роль в этом сыграла плеяда «великих дилетантов» первой половины столетия, которые, собственно, и создали современный российский профессиональный театр кукол
30 09 2014
3 стр.