Фотографии, помещенные в этом издании, предоставлены для воспроизведения Центральным государственным театральным музеем имени А. А. Бахрушина, Музеем МХАТ СССР имени М. Горького и другими организациями и лицами. Ббльшая часть фотоснимков спектаклей Государственного театра имени Вс. Мейерхольда — работы А. А. Темерина.
Редакторы Е. Г. Иванова, О. Н. Россихина Художник Г. В. Дмитриев
Художественный редактор Г. К. Александров Технический редактор М. П. Ушко в а Корректор А. А. П о з и н а
А01290. Сдано в набор 19/1-67 г. Подписано в печать 6/V-68 г. Формат бумаги 70X90Vi6- Бумага типографская № 1 и тнфдручная. Усл. п. л. 51,041 Уч.-изд. л. 48,744. Тираж 30 000. Изд. № 4372. Издательство «Искусство», Москва, К.-51, Цветной бульвар 25. Заказ 24. Текст набран и отпечатан в типографии № 20. Иллюстрации отпечатаны на Калининском полиграфкомбинате Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР, г. Калинин, проспект Ленина, 5.
Цена 3 р. 38 к.
Московская типография № 20 Главполиграфпрома Коми тета по печати при Совете Министров СССР Москва, 1-й Рижский пер., 2.
Издательство «Искусство» Москва 1968
Оглавление
ИЗ ЧЕРНОВОГО ПРОЕКТА ОБРАЩЕНИЯ АРТИСТОВ К СОВЕТСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ (Конец 1917 — начало 1918 года) 7
<О РАБОТЕ И ОТДЫХЕ>
(7 августа 1918 г.) 8
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕАТРАЛЬНОМ СОВЕЩАНИИ В НАРКОМПРОСЕ 12 декабря 1918 года 9
ПЛАН ДОКЛАДА НА СЪЕЗДЕ РАБОЧИХ, ПОСЕЛЯН И ГОРЦЕВ ЧЕРНОМОРСКОГО ОКРУГА 26 июня 1920 года 11
<О ЗАДАЧАХ ТЕАТРАЛЬНОГО ОТДЕЛА НАРКОМПРОСА>
(1920 г.) 12
«ЗОРИ» 14
I. К ПОСТАНОВКЕ «ЗОРЬ» В ПЕРВОМ ТЕАТРЕ РСФСР (1920 г.) 14
II. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕРВОМ ПОНЕДЕЛЬНИНЕ «ЗОРЬ»
22 ноября 1920 года 16
III. <ОБ ОФОРМЛЕНИИ СЦЕНЫ В «ЗОРЯХ»> 1926 г. 17
ПИСЬМО А. В. ЛУНАЧАРСКОМУ
24 ноября 1920 г. <Москва> 19
J ACCUSE!
(1920 г.) 20
ТЕЛЕФОНОГРАММА В. И. ЛЕНИНУ 22
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЛИСТКИ.
I. О ДРАМАТУРГИИ И КУЛЬТУРЕ ТЕАТРА
(1921 г.) 23
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЛИСТКИ. II. ОДИНОЧЕСТВО СТАНИСЛАВСКОГО
(1921 г.) 27
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕАТРЕ РСФСР ПЕРВОМ (1921 г.) 31
<ОТЗЫВ О КНИГЕ А. Я. ТАИРОВА «ЗАПИСКИ РЕЖИССЕРА»>
(1921-1922 гг.) 32
«ВЕЛИКОДУШНЫЙ РОГОНОСЕЦ» 37
I. МЕЙЕРХОЛЬД-ЛУНАЧАРСКОМУ (Выступление на диспуте 15 мая 1922 г.) 37
II. КАК БЫЛ ПОСТАВЛЕН «ВЕЛИКОДУШНЫЙ РОГОНОСЕЦ» (1926 г.) 38
ПИСЬМО Е. Б. ВАХТАНГОВУ 40
ПАМЯТИ ВОЖДЯ
(1922 г.) 41
«ЗЕМЛЯ ДЫБОМ» 43
I. <АГИТСПЕКТАКЛЬ> (1923 г.) 43
II. <ВЕЩЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ> (1923 г.) 43
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЮБИЛЕЙНОМ ЧЕСТВОВАНИИ
2 апреля 1923 года 45
ПИСЬМО И ТЕЛЕГРАММЫ К. С. СТАНИСЛАВСКОМУ 46
I 46
II 46
III 46
«ЛЕС» 47
I. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБСУЖДЕНИИ СПЕКТАКЛЯ 18 февраля 1924 года 47
II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПЕРЕД ЮБИЛЕЙНЫМ СПЕКТАКЛЕМ
19 января 1934 года 47
<ПРОЕКТ ПОСТАНОВКИ «ГОРЯ ОТ УМА» В ТЕАТРЕ РЕВОЛЮЦИИ> 49
I. <ЭКСПЛИКАЦИЯ СПЕКТАКЛЯ>
(21 февраля 1924 г.) 49
II. ПИСЬМО А. Я. ГОЛОВИНУ 50
МАЛЫЙ ТЕАТР И С. МОИССИ (1924 г.) 51
«Д. Е.» 52
БЕСЕДА С КОЛЛЕКТИВОМ ТЕАТРА ИМЕНИ ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА
7 апреля 1924 года 52
ПИСЬМО К. С. СТАНИСЛАВСКОМУ 53
«УЧИТЕЛЬ БУБУС» 54
I. «УЧИТЕЛЬ БУБУС» И ПРОБЛЕМА СПЕКТАКЛЯ НА МУЗЫКЕ
(Доклад, прочитанный 1 января 1925 г.) 54
II. ИГРА И ПРЕДЫГРА (1925 г.) 82
«МАНДАТ» 84
I. ИЗ ОТВЕТА НА АНКЕТУ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА» (1925 г.) 84
II. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СЕКЦИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК
11 мая 1925 года 84
ЗАПИСЬ В АЛЬБОМЕ К. И. ЧУКОВСКОГО 86
«РЫЧИ, КИТАЙ!» 87
БЕСЕДА С КОРРЕСПОНДЕНТОМ «ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЫ» (1926 г.) 87
ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ АРКАДИЯ АВЕРЧЕНКО
«ЗАПИСКИ ТЕАТРАЛЬНОЙ КРЫСЫ» (1926 г.) 88
ПИСЬМО В. В. МАЯКОВСКОМУ 89
ПИСЬМО К. С. СТАНИСЛАВСКОМУ 90
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТОРЖЕСТВЕННОМ ЗАСЕДАНИИ ПАМЯТИ Е. Б. ВАХТАНГОВА 29 ноября 1926 года 91
«РЕВИЗОР» 94
I. <ЭКСПЛИКАЦИЯ СПЕКТАКЛЯ> (20 октября 1925 г.) 94
II. БЕСЕДА С АКТЕРАМИ
17 ноября 1925 года 101
III. ЗАМЕЧАНИЯ НА РЕПЕТИЦИЯХ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ
13 февраля и 4 марта 1926 года 104
IV. ИЗ БЕСЕДЫ С АКТЕРАМИ
15 марта 1926 года 109
V. ДОКЛАД О «РЕВИЗОРЕ» 24 января 1927 года 111
<О СПЕКТАКЛЕ «ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ»> (1926-1927 гг.) 129
ИСКУССТВО РЕЖИССЕРА (Из доклада 14 ноября 1927 г.) 130
ИЗ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО СЛОВА 135
«ГОРЕ УМУ»
(первая сценическая редакция) 138
I. БЕСЕДА С УЧАСТНИКАМИ СПЕКТАКЛЯ 14 февраля 1928 года 138
II. <О ПОСТАНОВКЕ «ГОРЕ УМУ»>
(1928 г.) 143
III. ПИСЬМА Б. В. АСАФЬЕВУ 145
<ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ИМЕНИ ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА> (Из выступления 17 декабря 1928 г.) 146
«КЛОП» 147
I. ТЕЛЕГРАММА В. В. МАЯКОВСКОМУ 147
II. НОВАЯ ПЬЕСА МАЯКОВСКОГО (1928 г.) 147
III. ТЕЛЕГРАММА С. С. ПРОКОФЬЕВУ 147
IV. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ В КЛУБЕ ИМЕНИ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
11 января 1929 года 147
V. ВЫСТУПЛЕНИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ ВЛКСМ КРАСНОЙ ПРЕСНИ
12 января 1929 года 148
ГосТИМ И КРАСНАЯ АРМИЯ (1929 г.) 158
«КОМАНДАРМ 2» 159
I. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ГосТИМа 4 марта 1929 года 159
II. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
ГосТИМа 4 мая 1929 года 159
III. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПОСТАНОВКЕ (1929 г.) 160
ИЗ ДОКЛАДА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ 8 октября 1929 года 162
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕАТРА (1929-1930 гг.) 168
ПИСЬМО А. Я. ГОЛОВИНУ 183
«БАНЯ» 184
I. ВЫСТУПЛЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ГосТИМа
23 сентября 1929 года 184
II. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ В КЛУБЕ ПЕРВОЙ ОБРАЗЦОВОЙ ТИПОГРАФИИ
30 октября 1929 года 186
III. О «БАНЕ» В. МАЯКОВСКОГО (1930 г.) 187
ТЕЛЕГРАММА ПО ПОВОДУ СМЕРТИ В. В. МАЯКОВСКОГО 188
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕРВОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ДРАМАТУРГОВ 6 октября 1930 года 189
«Д. С. Е.» (1930 г.) 194
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ДИСКУССИИ «ТВОРЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ТЕАТРА ИМЕНИ МЕЙЕРХОЛЬДА» 25 декабря 1930 года 195
«ПОСЛЕДНИЙ РЕШИТЕЛЬНЫЙ» 203
I. <ЗАДАЧИ СПЕКТАКЛЯ> (1931 г.) 203
II. ИЗ БЕСЕДЫ С УЧАСТНИКАМИ СПЕКТАКЛЯ 15 января 1931 года 204
III. ИЗ ПИСЬМА В. В. ВИШНЕВСКОМУ 207
«СПИСОК БЛАГОДЕЯНИИ» 208
I. ИЗ БЕСЕДЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ГосТИМа 26 марта 1931 года 208
II. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ДИСПУТЕ 17 июня 1931 года 211
ПИСЬМО В. В. ВИШНЕВСКОМУ 212
ПУТЬ АКТЕРА. ИГОРЬ ИЛЬИНСКИЙ И ПРОБЛЕМА АМПЛУА (1933 г.) 213
«ВСТУПЛЕНИЕ» 217
«ВСТУПЛЕНИЕ» В ГОСТЕАТРЕ ИМЕНИ ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА (1933 г.) 217
«СВАДЬБА КРЕЧИНСКОГО» 219
«СВАДЬБА КРЕЧИНСКОГО». К СЕГОДНЯШНЕЙ ПРЕМЬЕРЕ В
МОСКОВСКО-НАРВСКОМ ДОМЕ КУЛЬТУРЫ (1933 г.) 219
ЮБИЛЕЙ ВИТАЛИЯ ЛАЗАРЕНКО (1933 г.) 222
<ИДЕОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ В ТЕАТРЕ>
(Беседа с руководителями самодеятельных коллективов 12 декабря 1933 г.) 223
«МАСКАРАД»
(вторая сценическая редакция) 241
РЕВИЗИЯ, А НЕ РЕСТАВРАЦИЯ (1933 г.) 241
«ДАМА С КАМЕЛИЯМИ» 242
I. <СПЕКТАКЛЬ О СУДЬБЕ ЖЕНЩИНЫ> (1934 г.) 242
П. <ТРАКТОВКА ПЬЕСЫ> (1934 г.) 242
III. ПИСЬМА В. Я. ШЕБАЛИНУ 243
ИЗ ЛЕКЦИИ НА ТЕАТРАЛЬНОМ СЕМИНАРЕ «ИНТУРИСТА»
21 мая 1934 года 247
«ПИКОВАЯ ДАМА» 251
ПУШКИН И ЧАЙКОВСКИЙ (1934 г.) 251
«33 ОБМОРОКА» 266
I. (1935 г.) 266
II. МОЯ РАБОТА НАД ЧЕХОВЫМ (Из доклада 11 мая 1935 г.) 266
«ГОРЕ УМУ»
(вторая сценическая редакция) 274
I. <ПРИНЦИПЫ СПЕКТАКЛЯ> (1935 г.) 274
II. ИЗ ВСТУПИТЕЛЬНОГО СЛОВА НА ОБСУЖДЕНИИ СПЕКТАКЛЯ
15 февраля 1936 года 274
ВЕРНОСТЬ УМА И ЧУВСТВА
<ВАСИЛИЮ ИВАНОВИЧУ КАЧАЛОВУ> (1935 г.) 279
МЕЙЕРХОЛЬД ПРОТИВ МЕЙЕРХОЛЬДОВЩИНЫ
(Из доклада 14 марта 1936 г.) 280
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СОБРАНИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ МОСКВЫ 26 марта 1936 года 296
«О МАЯКОВСКОМ И ЕГО ДРАМАТУРГИИ> 303
I. СЛОВО О МАЯКОВСКОМ (1933 г.) 303
II. ЗАМЕЧАНИЯ НА РЕПЕТИЦИЯХ «КЛОПА» (вторая сценическая редакция)
8 — 17 февраля 1936 года 305
III. «Э ПЛАНЕ НОВОЙ ПОСТАНОВКИ «КЛОПА»>
(Из доклада 21 мая 1936 г.) 308
ДАРСТВЕННАЯ НАДПИСЬ С. М. ЭЙЗЕНШТЕЙНУ 310
<О СПЕКТАКЛЕ ПРАЖСКОГО ОСВОБОЖДЕННОГО ТЕАТРА> (1936 г.) 311
ПИСЬМО Д. Д. ШОСТАКОВИЧУ 312
«БОРИС ГОДУНОВ» (неосуществленная постановка) 313
I. ИЗ ЗАМЕЧАНИЙ НА СЧИТКАХ 4 апреля — 4 августа 1936 года 313
II. ИЗ ЗАМЕЧАНИЙ НА РЕПЕТИЦИЯХ 318
III. ЗАМЕЧАНИЯ НА РЕПЕТИЦИЯХ 343
<О ПУШКИНЕ> 347
I. ПУШКИН-РЕЖИССЕР (1936 г.) 347
II. <ПУШКИН-ДРАМАТУРГ> (1937 г.) 351
ОН УМЕЛ ВСЕЛЯТЬ БОДРОСТЬ.
О <НИКОЛАЕ ОСТРОВСКОМ> (1936 г.) 357
<О МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАДАЧАХ ТЕАТРА> (1936 г.) 358
ПИСЬМО К. С. СТАНИСЛАВСКОМУ 359
ПИСЬМО 3. Н. РАЙХ 360
«МАСКАРАД»
(третья сценическая редакция) 361
I. ИЗ БЕСЕДЫ С ИСПОЛНИТЕЛЯМИ 27 декабря 1938 года 361
II. <О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ТРЕТЬЕЙ РЕДАКЦИИ (1939 г.) 362
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ЗАСЕДАНИЯХ РЕЖИССЕРСКОЙ СЕКЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (1938 — 1939 гг.) 363
ЛЕКЦИЯ НА КУРСАХ РЕЖИССЕРОВ ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ
17 января 1939 года 372
ИЗ ДОКЛАДА О РЕПЕРТУАРНОМ ПЛАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО 4 апреля 1939 года 391
ПРИЛОЖЕНИЯ 397
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИЯХ ТЕАТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ (1918 г.) 397
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РЕПЕРТУАРНОЙ СЕКЦИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ОТДЕЛА НАРКОМПРОСА 4 апреля 1918 года 397
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД КОЛЛЕКТИВОМ ТЕАТРА РСФСР ПЕРВОГО
31 октября 1920 года 397
УЯЗВИМЫЕ МЕСТА ТЕАТРАЛЬНОГО ФРОНТА.
Лекция 6 декабря 1920 года 399
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВЕЧЕРЕ «ВСЕВОБУЧ И ИСКУССТВО»
9 декабря 1920 года 399
ДОКЛАД НА ДИСПУТЕ «НУЖЕН ЛИ БОЛЬШОЙ ТЕАТР?»
10 ноября 1921 года 400
ОБ ИСТРЕБЛЕНИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗДАНИЙ.
Доклад 24 декабря 1921 года 400
АКТЕР БУДУЩЕГО И БИОМЕХАНИКА. Доклад 12 июня 1922 года 401
ДОКЛАД О ЗАДАЧАХ КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДРАМКРУЖКОВ
13 января 1924 года 403
ИЗ БЕСЕД С АРТИСТАМИ СТУДИИ ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА.
1924-1926 гг. 403
<О «БОРИСЕ ГОДУНОВЕ» А. С. ПУШКИНА > 403
О ПАРАДОКСАЛЬНОМ ПОДХОДЕ В РЕШЕНИИ ОБРАЗА И СЦЕНЫ 404
О «ТЕМПИЗАЦИИ» 404
БЕСЕДА С МОЛОДЫМИ АРХИТЕКТОРАМИ 11 апреля 1927 года 404
ДОКЛАД О ПЛАНЕ ПОСТАНОВКИ ПЬЕСЫ
С. М. ТРЕТЬЯКОВА «ХОЧУ РЕБЕНКА» 15 декабря 1928 года 406
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К КОНЦЕРТУ С. С. ПРОКОФЬЕВА
В РАДИОТЕАТРЕ 17 ноября 1929 года 407
<О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ СПЕКТАКЛЯ> 1936 г. 408
<РАБОТА РЕЖИССЕРА С АКТЕРОМ>. БЕСЕДА С КОЛЛЕКТИВОМ ПРАЖСКОГО ТЕАТРА «Д-37» 30 октября 1936 года 410
БЕСЕДА СО СТУДЕНТАМИ-ВЫПУСКНИКАМИ. Июнь 1938 года 412
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ОБСУЖДЕНИИ ФИЛЬМА «ЩОРС»
3 апреля 1939 года 414
ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ МЕЙЕРХОЛЬД.
Биографическая справка 416
РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ В. Э. МЕЙЕРХОЛЬДА 421
I. Завершенные постановки 421
II. Неосуществленные постановки 441
III. Участие в постановках, подготовленных другими режиссерами 443
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 445
КОММЕНТАРИИ 465