Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
«Право и управление XXI век»-2011.-№3(20).-С.76-81.
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА КАЗАХСТАНА:

ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Айя Тулемаганбетова*
Статья посвящена правовому регулированию выборов Президента Казахстана,

развитию избирательного законодательства в независимом Казахстане.
Согласно ст. 2 Конституции Казахстана Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления1.

В ст. 41 Конституции Казахстана, зафиксировано, что Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет2.

Как устанавливает Конституция, очередные выборы Президента Республики проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики.

В соответствии с законом о выборах в Республике Казахстан (ст. 51.1) внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения.

Последующие вслед за внеочередными очередные выборы Президента объявляются через пять лет в сроки, установленные Конституционным законом о выборах3.

Ст. 2 указанного закона закрепляет норму о том, что выборы в Республике основываются на свободном осуществлении гражданином Республики своего права избирать и быть избранным4.

Согласно статье 54 Закона о выборах для избрания Президентом гражданин должен удовлетворять требованиям, установленным пунктом 2 статьи 41 Конституции, а также обладать активным избирательным правом в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Конституции и настоящим Конституционным законом5.

В ст. 41 Конституции Казахстана записано, что Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет6.

Соответствие кандидата в Президенты предъявляемым к нему Конституцией требованиям устанавливается Центральной избирательной комиссией в течение пяти дней с момента подачи гражданином заявления о самовыдвижении либо представления выписки из протокола заседания высшего органа республиканского общественного объединения о выдвижении кандидата вместе с заявлением кандидата о согласии баллотироваться. При этом факт проживания последние пятнадцать лет в Республике Казахстан кандидата в Президенты устанавливается Центральной избирательной комиссией, а процедура установления свободного владения кандидатом государственным языком определяется постановлением Центральной избирательной комиссии в соответствии с актом Конституционного Совета Республики об официальном толковании пункта 2 статьи 41 Конституции.

Право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит республиканским общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, а также гражданам - путем самовыдвижения.

Выдвижение кандидатов в Президенты начинается со дня, следующего за днем объявления, и заканчивается за два месяца до выборов.

Кандидаты в Президенты выдвигаются республиканскими общественными объединениями в лице их высших органов. Общественное объединение вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного общественного объединения. Общественное объединение вправе выдвигать лишь одного кандидата в Президенты. Решение о выдвижении кандидатов в Президенты принимается большинством голосов от общего числа членов высшего органа республиканского общественного объединения и оформляется выпиской из протокола. Решение высшего органа республиканского общественного объединения:



  1. доводится до сведения кандидата в Президенты;

  2. вместе с заявлением кандидата в Президенты о согласии баллотироваться представляется в Центральную избирательную комиссию.

Самовыдвижение кандидата в Президенты производится путем подачи им соответствующего заявления в Центральную избирательную комиссию.

В случае если на день окончания срока регистрации кандидатов зарегистрировано менее двух кандидатов в Президенты, Центральная избирательная комиссия продлевает срок выдвижения кандидатов не более чем на двадцать дней.

Поддержка избирателями кандидата в Президенты удостоверяется сбором их подписей.

Кандидат в Президенты должен быть поддержан не менее чем одним процентом от общего числа избирателей, в равной мере представляющих не менее двух третей областей, город республиканского значения и столицу Республики7.

Сбор подписей в поддержку кандидата в Президенты организуется доверенными лицами и оформляется подписными листами, выдаваемыми Центральной избирательной комиссией не позднее чем в пятидневный срок после проверки кандидата на соответствие требованиям, установленным Конституцией и Конституционным законом о выборах.

Заполненные подписные листы по сбору подписей в поддержку кандидата в Президенты сдаются в территориальную избирательную комиссию, которая в десятидневный срок осуществляет проверку достоверности подписей с привлечением работников паспортных служб, оформляет соответствующий протокол и направляет его в Центральную избирательную комиссию.

Проверка достоверности подписей производится до установления достоверных подписей в количестве, необходимом кандидату в Президенты, в соответствии с законом8.

Согласно статье 59 Закона о выборах регистрация кандидатов в Президенты осуществляется Центральной избирательной комиссией.

Кандидат в Президенты до регистрации и после его проверки на соответствие предъявляемым Конституцией и настоящим Конституционным законом требованиям, а также проверки собранных в его поддержку подписей вносит на счет Центральной избирательной комиссии избирательный взнос в пятидесятикратном размере установленной законодательством минимальной заработной платы. Внесенный взнос возвращается кандидату в случаях, если по итогам выборов кандидат избран Президентом Республики или по итогам голосования кандидат набрал не менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также в случае смерти кандидата. Во всех остальных случаях внесенный взнос возврату не подлежит и обращается в доход республиканского бюджета.

Кандидат и его супруга (супруг) до регистрации предоставляют в налоговые органы по месту жительства декларации о доходах и об имуществе на первое число месяца начала срока выдвижения, установленного в соответствии с настоящим Конституционным законом, в порядке и форме, установленных уполномоченным государственным органом Республики Казахстан, обеспечивающим налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством.

Достоверность сведений о доходах и об имуществе, задекларированных кандидатом и его (ее) супругой (супругом), проверяется органами налоговой службы в течение пятнадцати дней со дня регистрации кандидата.

При этом организации, получившие требования органов налоговой службы о предоставлении сведений о доходах и об имуществе кандидата и его (ее) супруги (супруга), обязаны предоставить запрашиваемую информацию в течение четырех дней со дня получения требования.

Регистрация кандидатов в Президенты начинается за два месяца и заканчивается за сорок дней до дня выборов, если иное не установлено при назначении выборов.

В соответствии со ст. 66.1 конституционного закона о выборах внеочередные президентские выборы проводятся в соответствии с правилами, установленными законом о выборах для очередных выборов Президента. Сроки проведения избирательных мероприятий определяются Центральной избирательной комиссией.

В истории независимого Казахстана выборы Президента Республики прошли уже большой и трудный путь.

Должность президента еще Казахской ССР была утверждена 24 апреля 1990 года Верховным Советом Казахской ССР принятием Закона «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в конституцию (основной закон) Казахской ССР». В этот же день Верховный Совет избрал президентом Нурсултана Назарбаева9.

1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента Казахстана. Выборы были безальтернативными, единственный кандидат — Нурсултан Назарбаев — победил с 98,7% голосов при явке избирателей 88,2%10.

10 декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев подписал закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.

28 января 1993 года Верховный Совет Казахстана принял новую конституцию. По этой конституции, президент избирался всенародным голосованием на 5 лет, пребывание одного человека в должности было ограничено 2 сроками.

29 апреля 1995 года в Казахстане был проведен референдум по продлению полномочий президента Казахстана Нурсултана Назарбаева до 1 декабря 2000 года. За это высказалось 95,46 % избирателей при явке 91,26 %11.

30 августа 1995 года на референдуме была принята новая конституция Республики Казахстан. По этой конституции президент избирался всенародным голосованием на 5 лет. Президент должен был быть гражданином Казахстана по рождению, не моложе 35 и не старше 65 лет, свободно владеть государственным (казахским) языком и жить в Казахстане не менее 15 лет. Один человек не мог занимать пост президента более двух сроков подряд. Выборы президента признавались состоявшимися, только если в них приняли участие более 50 % избирателей.

7 октября 1998 года в конституцию Казахстана были внесены изменения, в том числе касающиеся президента — срок его полномочий был увеличен до 7 лет, отменено ограничение на срок пребывания в должности одного и того же человека, минимальный возраст президента был увеличен до 40 лет, отменена необходимость обязательного участия 50 % избирателей в президентских выборах, были также отменены огра­ничения по максимальному возрасту президента, одновременно с отменой аналогичного ограничения для всех государственных служащих Казахстана12. Одновременно с внесением изменений в конституцию, были назначены внеочередные выборы президента.

10 января 1999 года состоялись вторые (внеочередные) всенародные выборы президента Казахстана. Действующий президент Нурсултан Назарбаев победил, получив 79,78 % голосов13, и остался в должности на следующие 7 лет. Единственный оппозиционный кандидат Серикболсын Абдильдин (Компартия Казахстана) получил 11,7%.

20 июня 2000 года Конституционный совет Республики Казахстан издал официальное толкование пункта 5 статьи 42 конституции Республики Казахстан. Согласно этому пункту, одно и то же лицо не имеет права занимать должность президента более двух сроков подряд. Конституционный совет постановил:

«Данное конституционное положение не распространяется на лицо, осуществлявшее полномочия президента Казахской ССР и Республики Казахстан до избрания его на эту должность 10 января 1999 года в соответствии с конституцией Республики 1995 года»14.

4 декабря 2005 года состоялись третьи всенародные выборы президента Казахстана. Действующий президент Нурсултан Назарбаев победил, получив 91,15 % голосов избирателей, оставшись в должности на следующие 7 лет. Жармахан Туякбай, кандидат от оппозиции, получил 6,61 % голосов.

21 мая 2007 года в конституцию Казахстана вновь были внесены изменения, в том числе касающиеся поста президента. Снова было введено правило, что один и тот же человек не может занимать пост президента более двух сроков подряд, сам срок исполнения полномочий президента был уменьшен до 5 лет, введено правило, что президент должен постоянно жить в Казахстане последние 15 лет. Кроме того, в конституции было зафиксировано особое положение Первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, на которого теперь не распространяется ограничение по срокам пребывания в должности, а статус самого Первого президента Казахстана определяется отдельным конституционным законом.15

На 2012 год в Казахстане были запланированы очередные выборы президента. Однако 23 декабря 2010 года на форуме в Усть-Каменогорске ряд общественных деятелей Казахстана предложили продлить полномочия президента страны до 2020 года. Для этого, по их мнению, следует провести общереспубликанский референдум.

27 декабря 2010 года Центральной избирательной комиссии (ЦИК) было принято решение о регистрации инициативной группы16.

Спустя три дня, инициативная группа по референдуму собрала 314 тысяч 621 подписей казахстанцев. В соответствии с законодательством о назначении референдума, инициаторам необходимо было собрать не менее 200 тысяч подписей граждан, в равной мере представляющих все области, города Астана и Алма-Аты, то есть не менее чем 12,5 тысяч подписей в каждом регионе. В этот же день Мажилис (нижняя палата парламента) Казахстана принял обращение к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву о внесении изменений в Конституцию о назначении референдума по продлению его президентских полномочий до декабря 2020 года. За проект данного постановления об обращении к президенту нижняя палата проголосовала единогласно.

К 5 января 2011 по всему Казахстану было собрано 2.5 млн подписей в поддержку инициативы замены президентских выборов референдумом17.

6 января 2011 года, сенат (верхняя палата парламента) Казахстана на пленарном заседании поддержал обращение депутатов к главе государства Нурсултану Назарбаеву о назначении им проведения республиканского референдума по продлению его президентских полномочий до конца 2020 года18.

Однако сам Президент Казахстана отклонил предложения парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан по продлению полномочий действующего президента без всенародных выборов до 2020 год. Соответствующий указ главы государства опубликован в пятницу 7/ 01/201119.

31 января Конституционный совет Казахстана признал закон о замене выборов на референдум неконституционным и принял решение отказать в проведении референдума по вопросу продления полномочий президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по причине «неточности формулировок»20. В этот же день, выступая с обращением к народу, президент согласился с решением совета, и предложил провести досрочные президентские выборы. Тем самым почти на два года сокращается срок его нынешних полномочий.

2 февраля 2011, на совместном заседании палат парламента была принята поправка в Конституцию, наделяющая президента страны правом объявления досрочных президентских выборов, а 3 февраля Мажилис (нижняя палата парламента) одобрил законопроект, регламентирующий проведение в Казахстане досрочных президентских выборов. Согласно законопроекту внеочередные президентские выборы назначаются решением президента и проводятся в двухмесячный срок после их назначения.

Ряд оппозиционных партий и политических деятелей в Казахстане призвали к бойкоту досрочных президентских выборов. Так, секретарь Коммунистической партии Казахстана Газиз Алдамжаров призвал всех своих сторонников не принимать участия во всенародном волеизъявлении, так как, по его мнению, «смысла в выборах нет, поскольку изменения выборного законодательства не разрешили проблемы участия представителей оппозиционных партий в работе избирательных комиссий, представительства партий в ЦИК и контроля за количеством изготовленных бланков бюллетеней.

Незарегистрированная Народная партия «Алга!» создала комитет «Защитим Конституцию», который исполнял роль штаба по бойкоту досрочных президентских выборов.

3 марта 2011 года в Казахстане начал функционировать сайт «Назарбаева на пенсию!», на котором были размещены требования, «чтобы Нурсултан Назарбаев ушёл на пенсию и освободил дорогу новым молодым политикам», и призыв к бойкоту выборов 21.

Внеочередные выборы президента Республики Казахстан состоялись 3 апреля 2011 года согласно Указу президента № 1149 от 4 февраля 2011 года «О назначении внеочередных выборов президента Республики Казахстан». В качестве кандидатов на пост президента Казахстана были зарегистрированы: действующий президент страны Нурсултан Назарбаев, секретарь центрального комитета Коммунистической народной партии Казахстана Жамбыл Ахметбеков, председатель Партии патриотов Казахстана, депутат сената парламента Гани Касымов и лидер экологической организации «Табигат» Мэлс Елеусизов.

5 апреля ЦИК РК объявила окончательные итоги выборов, согласно которым действующий президент Нурсултан Назарбаев набрал 95,55 % голосов избирателей, Гани Касымов — 1,94 % голосов, Жамбыл Ахметбеков — 1,36 %, Мэлс Елеусизов — 1,15 %22.


PRESIDENTIAL ELECTIONS IN KAZAKHSTAN:
LEGAL AND POLITICAL ASPECTS.

The paper is focused on legal regulation of elections of President of Kazakhstan, the development of the electoral law in independent Kazakhstan.

A. Tulemaganbetova, Research Student, Department of Legal Support for Administrative Work, International Institute of Administration, MGIMO(University) under the Ministry for Foreign Affairs of Russia.


Ключевые слова:

Институт президента, выборы, избирательные системы, референдум, конституционный закон


Keywords:

institution of presidency, elections, electoral system, referendum, constitutional law



Литература:
1 https://www.akorda.kz/ru/officiaLdocuments/the_constitution/the_constitution

2 Там же.

3 https://election.kz/portal/page?_pageid=73,48507&_dad=portal&_schema=PORTAL

4 Там же.

5 Там же.

6 https://www.akorda.kz/ru/officiaLdocuments/the_constitution/the_constitution



7 https://election.kz/portal/page?_pageid=73,48507&_dad=portal&_schema=PORTAL

8 election. kz/portal/page?_pageid=73,48507&_dad=portal&_schema=PORTAL

9 История развития парламентаризма в Казахстане // https://www.parlam.kz.

10 Там же.

11 Хроника независимого Казахстана, 1995 год // https://www.akorda.kz/ru/

12 Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в конституцию Республики Казахстан» от 07.10.1998 // Законодательство Казахстана on-line

13 Биография Нурсултана Назарбаева // https://www.akorda.kz/ru/

14 Об официальном толковании пункта 5 статьи 42 конституции Республики Казахстан — Постановление Конституционного совета РК от 20 июня 2000 года // https://www.constcouncil kz/rus/ resheniya/?cid=ll&rid;=146

15 Закон Республики Казахстан «0 внесении изменений и дополнений в конституцию Республики Казахстан» от 21.05.2007 // Законодательство Казахстана on-line

16 ЦИК зарегистрировала инициативную группу референдума по продлению полномочий действующего президента // Kazakhstan Today. 27. 12. 2010.

17 https://ru.wikipedia.org/wiki/

18 КС заслушал экспертов по вопросу законности референдума //Информационный портал ZAKON.KZ

19 ttp://www.akorda.kz/ru/officiaLdocuments/decrees_of_the_president

20 https://www.constcouncil.kz/rus/resheniya/?cid=ll&rid;=146

21 https://ru.wikipedia.org/wiki/

22 https://election.kz/portal/page?_pageid=73,1584918&_dad=portal&_schema=PORTAL

*Тулемаганбетова Айя Дулатовна соискатель кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО (МИД) России.

Статья посвящена правовому регулированию выборов Президента Казахстана

Согласно ст. 2 Конституции Казахстана Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления1

120.01kb.

25 12 2014
1 стр.


American jew 42138 9/3/2014 Цви Ганин

ША. Настоящая статья посвящена начальному периоду политики президента Трумэна и его администрации в области палестинской проблемы и, в особенности, самой главной ее теме

1113kb.

05 09 2014
5 стр.


Что такое свобода? Данная статья посвящена понятию свободы

Данная статья посвящена понятию свободы. В её основу положено учение великого немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля о свободе

23.63kb.

09 10 2014
1 стр.


Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»

Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана

199.88kb.

11 10 2014
1 стр.


Новое десятилетие новый экономический подъем новые возможности казахстана

Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 29 января 2010 года

268.99kb.

14 12 2014
1 стр.


Қымбатты қазақстандықтар!

Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана Январь, 2012 г

236.47kb.

25 12 2014
1 стр.


Конкурсное сочинение, посвященное Посланию Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире»

Конкурсное сочинение, посвященное Посланию Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана

106.03kb.

05 09 2014
1 стр.


Статья посвящена проблеме влияния буддийской философии на творчество И. Бунина

Буддийские мотивы в творчестве и. Бунина статья посвящена проблеме влияния буддийской философии на творчество И. Бунина

30.19kb.

16 12 2014
1 стр.