Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
В различных переработанных вариантах статья выходила в следующих публикациях:

1. «Чёрные дни Сарыкамыса», «Ак-Жайык», 31 января 2002 г.

2. «Сарықамыс солып барады», «Ак-Жайык», 31 акпан 2002 г.

3. «Сарыкамыс», «Аист», 6 сентября 2004 г.

4. «По вине нефтяных компаний исчезает Сарыкамыс» (в сборнике статей «Заложники большой нефти», выпущенного фондом «Алшы» при финансовой поддержке ФСК, Алматы, «Lightening», 2005).

5. «Прощай Сарыкамыс! Не прощай!», газета «Алма-Ата ИНФО», 17.03.05
ПРОЩАЙ, САРЫКАМЫС! НЕ ПРОЩАЙ!
Сарыкамыс…Чем же примечателен этот посёлок? Селение было основано с началом обнаружения нефти в местности Прорва (юго-восточное побережье Каспия) ещё в советское время. Сама Прорва – исторически известное место. Тут, как об этом писал в конце 19 века русский путешественник А. Заметин, астраханский купец Сиротин создал рыболовецкую артель и пристань, где шла ловля, заготовка и сушка рыбы, а для вывоза её прибывали российские суда. Здесь же царское правительство размещало остроги и места ссылок для политических оппонентов, которые обратно так и не возвратились. Руководящие «специалисты» министерства нефтяной промышленности СССР «повелели» и спустили сверху проект строительства рабочего посёлка для нефтяников именно тут, не считаясь ни с чем. Солончаковый грунт, грязь, отсутствие растительности, туберкулёзные палочки, «законсервировавшиеся» после каторжан, их не волновали.

Но нашлись здравомыслящие местные кадры, сумевшие в обход этим приказам выбрать более подходящее место для посёлка. Это место в то время можно было называть оазисом среди пустыни, соров и солончаков. Твёрдый грунт, чистый воздух, пышная растительность, позволяющая семьям нефтяников содержать подворье. Место расположения посёлка от промысла – всего18 километров. Скольких мытарств, трудов и трудностей испытали местные кадры в момент выбора места расположения, согласования с вышестоящими органами, застройки посёлка, уже и не опишешь. Были случаи, когда рушились строящиеся там дома, будто намекая на драматическую обречённость посёлка в будущем. Сколько же финансовых средств, а главное нервов, бессонных ночей, риска было туда вложено!?!

Строительство Сарыкамыса началось в середине 60-ых годов и к моменту его окончательного исхода в нём проживало 3300 человек, в основном нефтяники, остальная часть населения имела своё подворье, держало скот - верблюдов и овец. С началом же нефтедобычи на Тенгизском месторождении, находящемся поблизости от посёлка, казахское селение и население было практически обречёно на вымирание.

Экологическое воздействие на местных жителей выбросами, критический уровень заболеваемости, психологическое давление от безвыходности ситуации, тревога за генетическое наследие, отсутствие каких-либо компенсаций за нанесённый ущерб здоровью - вот неполный перечень глобальной беды, свалившейся на головы ни в чём не повинных людей. Не надеясь на чью-либо поддержку и помощь, часть отчаявшихся жителей (да и те, кто имел возможность и сбережения для обустройства на новом месте), стали покидать посёлок и селиться, где придётся. Эти люди в своей мирной стране превратились в беженцев!



Экологические беженцы… Другого термина и не подберёшь, хотя для смягчения мы можем заменить его словосочетанием «вынужденные переселенцы». Всерьез обеспокоенное массовым оттоком из этих мест и под давлением экологических НПО, правительство решило переселить оставшуюся часть жителей в п. Новый Каратон (есть ещё Старый Каратон, жители которого давно бросили его), а также в областной центр - Атырау. Но процесс вынужденного переселения спонтанен, он возник из жизненной необходимости, и никак не отрегулирован законом.

Резонен вопрос: по чьей вине эти люди теряют свою малую родину? Кто должен взять решение этой проблемы на себя? За чей счёт эти люди должны устроиться на новых местах? Положена ли им компенсация за все их страдания и потери?

Эти вопросы отнюдь не риторичны, они выдвинули насущную проблему принятия нового закона, назовём его условно «Законом об экологических переселенцах». Такой закон крайне необходим, потому что он выдвинут самой жизнью. Сколько ещё населённых пунктов мы будем переселять? Сколько ещё людей подадутся по разным городам и весям? Ведь этот процесс вынужденного переселения не какая-та прихоть населения и не личные проблемы несчастных людей?

Чтобы такой закон принять, необходимо веское и обоснованное обращение общественности, депутатов к президенту и парламенту страны. Причём при обосновании необходимости этого закона в нём особо оговорить пункт или статью, обязывающую именно нефтедобывающие компании взять на себя все затраты, связанные с переселением, компенсациями и прочими выплатами. В случае с Сарыкамысом расходы по переселению в равных долях (фифти-фифти) взяли на себя «Казмунайгаз», доля которого в ТОО «Тенгизшевройл» составляет 20 %, и иностранный капитал этого ТОО. Здесь несправедливость также налицо. В принципе, их долевое участие должно было соответствовать соотношению акций. Правительство правильно решило, что обязало именно раскошелиться именно нефтедобытчиков. К чему брать на себя эти обязанности и тратить деньги налогоплательщиков, когда виновен совершенно другой субъект? Но решение о переселении, определение субъектов этой ответственности и их обязательств всё равно являются полумерами, так как другие проблемы компенсаций и страхования остаются всё ещё открытыми.

Компенсация - это возмещение ущерба, нанесённого населению в результате игнорирования его прав и интересов, покушения на жизнь и здоровье, генофонд и окружающую его среду, а также непредвиденных (форс-мажорных) обстоятельств. При подсчёте размеров компенсаций, должны учитываться не только стоимость жилья на новом месте, реабилитация здоровья, выплата пособий по безработице из-за переселения, но и трудная для подсчёта бухгалтерия по оценке таких факторов, как невосполнимые потери и лишения: разрушение связей с родственниками, земляками, друзьями, потеря родины, отрыв от захоронений родных и предков. Кстати, механизм компенсаций и страхования во всех нефтедобывающих странах тщательно отрегулирован. Люди получают компенсации даже без статуса экологического беженца, население застраховано, и в случае экологической катастрофы имеет гарантии возмещения по страховым полисам. Мы же за эти элементарные права бьёмся, как рыба об лёд.

Принятый закон будет не только обязывать, но и устанавливать порядок и размеры компенсаций за потери, лишения, а также регулировать нормы и суммы страхования людей. Это, во-первых.

Во-вторых, закон позволит установить критерии определения данных понятий и предусмотреть последующие ситуации по экобеженцам и экопереселенцам.

В-третьих, в выгодном для себя положении окажется само государство, так как оно станет взимать с этих компенсаций налоги. Кроме того, эти деньги, так или иначе, будут оборачиваться во внутреннем рынке, а это - новый источник тех же налогов в опосредованной форме.

Закон, в-четвёртых, станет своеобразным ударом по иностранному капиталу, перераспределением сверхприбыли в пользу государства и народа. Бежать из страны из-за этого иностранные «инвесторы» не станут, так как эти меры для той же сверхприбыли будут не смертельными, а лишь болезненными и нежелательными. Транснациональные компании (ТНК) будут сопротивляться, но под давлением общественности, местного населения, неправительственных организаций пойдут на уступки своих позиций, вынуждены будут считаться с принципами граждан, и не смогут обвинить государство в нарушении договоров.

Важно также, в-пятых, чтобы этот закон был связан с контрактами государства и ТНК по пункту СРП («Соглашение о разделе продукции»). Речь идёт о том, чтобы затраты ТНК на переселение, строительство жилья на новом месте и по компенсациям были бы «безвозвратными», т.е. не уподоблялись казахской пословице «Даёт рука овцу пока, чтоб ухватить затем быка». Чтобы они представляли собой не «спонсорскую помощь», а носили характер обязательств и законных безвозвратных выплат.

Наконец, этот закон хоть каким-то образом будет способствовать повышению ответственности нефтяных компаний по внедрению передовых технологий (т.е. максимальная утилизация отходов окажется компаниям «выгоднее», чем штрафы, да ещё и выплаты компенсаций).

«Мёртвые» Старый Каратон и Сарыкамыс - лишь первые ласточки. Мрачное пророчество подсказывает: эта же участь ожидает в недалёком будущем не только селения и посёлки, но и сам Атырау. Прямой путь к тому – строительство грандиозных комплексов по переработке нефти на Карабатане. Поправ элементарные права местных граждан, игнорируя требования общественности и НПО, местного населения, ТНК «Аджип» с согласия правительства во всю развернуло строительство не какого-то нефтеперерабатывающего завода, а огромного комплекса заводов, рассчитанных перерабатывать 100 млн. тонн нефти в год! Этот промышленный гигант застраивается в п. Карабатан, находящемся в 20-25 км от Атырау. Негодование и возмущение общественности и населения, предложения НПО о выборе другого места строительства подальше от города (скажем, в Старом Каратоне, где уже нет населённого пункта, но сохранена инфраструктура, транспортные и энергетические линии), иные разумные и аргументированные доводы не возымели на прагматиков-циников никакого воздействия. «Нефтяная столица Казахстана» оказалась в тисках иностранного капитала, смертоносных выбросов и сбросов, бездушной политики ТНК и её марионеток.

Бесцеремонность и высокомерие зарубежных «нефтебаронов» подкрепляется нашим же равнодушием к собственной судьбе и «лизоблюдством» отечественных дельцов, для которых подачки и сиюминутные блага ценнее, чем будущее их детей и внуков. Вряд ли они смогут избежать беженства и потери земли своих предков, что будет являться разрывом не только со средой обитания, но и с историей, культурой.

Манна небесная в виде нефтедолларов на наши головы не упадёт. Единственный путь спасения населения области - это принципиальная гражданская позиция каждого из нас. Борьба за свои права, достойную жизнь, сохранение среды обитания нас самих и наших потомков.



Пока же мы лишь горестно мы восклицаем: «Прощай Сарыкамыс! Но кого-то не прощай!»

Бекет Карашин, философ, писатель, публицист

Статья выходила в следующих публикациях: «Чёрные дни Сарыкамыса», «Ак-Жайык», 31 января 2002 г

«По вине нефтяных компаний исчезает Сарыкамыс»

72.14kb.

25 12 2014
1 стр.


Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года глава I. Общие положения статья
537kb.

14 12 2014
1 стр.


Вязаные пасхальные яйца

В своих следующих публикациях я буду давать уроки для начинающих. А сегодня хочу начать с несложного проекта, с которым легко справится любой, кто хоть немного знаком с азбукой вяз

48.61kb.

26 09 2014
1 стр.


Памятка содержит информацию и полезные советы о порядке осуществления выбранного Вами тура

Праздники и нерабочие дни: 1 января, 30 апреля, 1 мая, 2 сентября, празднование нового года по лунному календарю длится 4 нерабочих дня, эти праздники приходятся на конец января на

34.18kb.

15 12 2014
1 стр.


Резервные дни 6 января 2007 г. 7 января 2007 г
382.38kb.

09 10 2014
3 стр.


Закон Астраханской области от 26 ноября 2002 г. N 54/2002-оз "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности"

Единый налог на вмененный доход на территории Астраханской области применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности

285.81kb.

14 09 2014
1 стр.


Гарантийный Сертификат

Действие гарантии настоящего Сертификата распространяется на системы, смонтированные начиная с 01 января 2002 года

50.44kb.

11 10 2014
1 стр.


Закон от 10 января 2002 г. N 2-фз

О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

101.2kb.

09 10 2014
1 стр.