Перейти на главную страницу
Стр. из
На сегодняшний день присоединение России к ВТО является одним из главных этапов для дальнейшего развития экономики страны.
В данной работе освещены основные аспекты торговой системы ВТО, а также проведен анализ современного состояния экономики России, ее главных отраслей промышленности и приоритетных направлений развития в сфере услуг.
На основании проведенного обзора обсуждаемых преимуществ и недостатков присоединения России к ВТО сделан вывод о целесообразности участия России в ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключённого сразу после Второй мировой войны. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизмы сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем почти 6% в год. Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд (1986 - 1994 гг.), так называемый «Уругвайский раунд», привёл к созданию ВТО, которая расширила сферу действия ГАТТ, распространив её на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
Правовую основу ВТО составляют: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ – 1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Главные задачи ВТО:
Решения принимаются всеми государствами-участниками, обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к её экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимся странам предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий. Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
Вступление в ВТО – один из центральных вопросов нынешней экономической и внешнеторговой политики России. Однако обсуждение его в прессе, а зачастую и среди профессионалов, фокусируется на узком круге проблем, связанных с выбором конкретных условий присоединения, а именно: определением тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам товаров. В действительности это намного более объёмный вопрос, включающий также принятие Россией ряда серьёзных обязательств в области внутренней и внешней экономической политики, которые окажут комплексное воздействие на социально-экономическое развитие страны. Поэтому необходимо более открытое и широкое обсуждение данной проблемы.
Сегодня ВТО является единственной в мире организацией, в рамках которой согласуются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами.
На страны-члены ВТО приходится около 90% мирового товарооборота. ВТО всё активнее превращается в некую глобальную экономическую организацию по регулированию всех процессов международного обмена товарами, капиталами, услугами, рабочей силой. Следовательно, не участвовать в работе такого форума Российская Федерация более не может.
Переговоры по вступлению России в ВТО начались в 1995 г. Переговоры по условиям доступа на российский рынок товаров и услуг ведутся с 1998 г. (по услугам - с начала 2000 г.). С середины 2000 г. переговорный процесс резко интенсифицировался. В 2000 г. одобрен План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО и принят проект распоряжения правительства РФ по данному вопросу.
К числу преимуществ, получаемых Россией после вступления в ВТО, можно отнести следующие:
К сожалению, даже в развитых странах при обсуждении проблем международной торговли преимущество по понятным причинам получает крупный бизнес, в то время как интересы населения и малого бизнеса не учитываются в полной мере. В России это усугубляется неразвитостью институтов гражданского общества, а также тем, что некоторые отрасли, которые возникнут в результате встраивания в глобальную экономику, пока отсутствуют или находятся в зародышевом состоянии.
Основные положительные аспекты вступления России в ВТО, учитывающие современную ситуацию и её изменение по итогам вступления приведены в таблице 1.
Таблица 1
Современная ситуация | Ситуация после присоединения |
Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта ухудшаются. Сейчас против России применяются более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от этого оценивается в размере 3-4 млрд. долл. Доступ на рынок становится проблемой экономической безопасности страны. |
Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки – снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к судебной системе разрешения споров ВТО и к возможности принудительного исполнения решений. |
Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны. |
Россия сможет принять участие в разработке новых правил международной торговли с учётом её текущих и стратегических интересов. |
Расширение ЕС за счёт государств Центральной и Восточной Европы и стран Прибалтики ухудшит условия доступа на рынки этих стран. Россия не имеет правовых возможностей защиты своих интересов. |
ВТО предоставляет возможность получения компенсаций за ущерб, нанесённый в случае расширения таможенного союза ЕС. |
Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений. |
Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций. |
Субъекты Федерации часто применяют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам. |
Согласно нормам ВТО, участник должен привести свое законодательство, в том числе на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами России. |
Лоббирование интересов отдельных компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодательных органов. |
Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования, т.к. Россия будет связана жёсткими обязательствами, в том числе обязательством не дискриминации. |
Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, имеет противоречивый характер. |
Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим международным правилам. |
Наряду с положительными аспектами вступления России в систему международной торговли, регулируемой на основе правил ВТО, существуют и некоторые спорные вопросы, в настоящее время широко обсуждаемые как отечественными экономистами, так и различными средствами массовой информации. Примеры некоторых из них приведены в таблице 2.
Аргументы против присоединения |
Контраргументы |
Россия лишится возможности защиты товаропроизводителей, т.к. тариф будет связан, а субсидии ограничены. |
Уровень «связывания» тарифа – вопрос переговоров. Скорее всего, удастся добиться среднего уровня «связывания» в 12%, что выше, чем ожидаемый уровень тарифной защиты после реализации последних решений о «гармонизации». Россия сможет активно применять инструменты селективной защиты секторов от наносящей ущерб конкуренции, которые до сих пор практически не используются. В критических случаях Россия сможет выйти из «связывания» тарифа. Что касается субсидий, то запреты касаются главным образом только экспортных субсидий в промышленности, которые в России практически не предоставляются. Практика селективного субсидирования в последние годы ограничена до минимума. Отдельным вопросом является субсидирование аграрного сектора, где все виды субсидирования пока разрешены ВТО. |
Россия будет вынуждена открыть ключевые рынки услуг, в том числе финансовый, что нанесет ущерб национальным интересам. |
Это также вопрос переговоров. Ни один партнёр пока не требует полной либерализации доступа на эти рынки. Кроме того, в проект обязательств России заложены некоторые меры, применение которых сможет устранить негативный эффект иностранной конкуренции даже в случае полного открытия рынка той или иной услуги. В настоящее время доступ для иностранных поставщиков ограничен только в 6 секторах услуг. В критических случаях Россия сможет выйти из обязательств по доступу на конкретный рынок услуг. |
Россия потеряет возможность проводить суверенную экономическую политику |
Уже в настоящее время экономический суверенитет России ограничивается более чем 4000 международными договорами, в которых она участвует. Ряд этих договоров содержит, в том числе через прямую ссылку на конкретные статьи и соглашения ВТО, обязательства, идентичные или сопоставимые с обязательствами участников ВТО. |
В 2006 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 468,4 млрд. долларов США (127,0% к 2005 г.), в том числе экспорт – 304,5 млрд. долларов (125,0%), импорт – 163,9 млрд. долларов (130,8%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным: 140,7 млрд. долларов США (в 2005 г. – 118,3 млрд. долларов).
Н
а рисунке 1, приведенном ниже, отображена динамика экспорта и импорта России за период с 2004 по 2006 гг.
Рис. 1.
После присоединения России к ВТО не следует ожидать резкого увеличения объема экспорта и импорта товаров, в связи с плавным и постепенным изменением тарифов. В связи с этим, следует ожидать сохранения имеющейся тенденции, отраженной на графике.
Вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться на деятельности ряда отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия.
Конкурентоспособность отечественной металлургической промышленности как на внешнем, так и на внутреннем рынке, будет зависеть, прежде всего, не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий. Металлургия окажется одной из первых в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на её продукцию.
В таблице 3 приведены данные о металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий.
Таблица 3
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
Период |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год. |
Январь |
96.8 |
96.2 |
94.8 |
87.3 |
Февраль |
96.5 |
101.6 |
99.0 |
97.6 |
Март |
107.9 |
106.3 |
109.6 |
113.2 |
Апрель |
100.8 |
98.1 |
97.2 |
102.9 |
Май |
100.5 |
101.6 |
102.4 |
101.6 |
Июнь |
102.2 |
98.7 |
99.3 |
100.5 |
Июль |
102.9 |
102.1 |
102.8 |
103.6 |
Август |
99.9 |
106.8 |
104.3 |
100.8 |
Сентябрь |
98.6 |
93.6 |
102.7 |
96.8 |
Октябрь |
102.3 |
100.2 |
101.9 |
102.2 |
Ноябрь |
95.5 |
97.0 |
101.4 |
99.2 |
Декабрь |
100.8 |
101.6 |
101.8 |
97.6 |
В химии даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся сохраняющейся недогрузкой многих её предприятий. Можно ожидать "войны цен" на рынке моторных масел и автокосметики, который российские нефтяные компании в настоящее время активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков. В таблице 4 приведены данные объема химического производства.
Таблица 4
Химическое производство
Период |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Январь |
94.1 |
96.1 |
95.6 |
91.9 |
Февраль |
97.3 |
98.6 |
95.2 |
97.9 |
Март |
115.1 |
108.6 |
109 |
113 |
Апрель |
97.3 |
95.6 |
97 |
96.1 |
Май |
99.5 |
97.0 |
97.7 |
103 |
Июнь |
92.9 |
96.1 |
95.9 |
92 |
Июль |
102.8 |
99.8 |
100.4 |
105.3 |
Август |
101.5 |
101.9 |
107. |
105.3 |
Сентябрь |
104.7 |
101.3 |
101 |
99.5 |
Октябрь |
102.0 |
103.1 |
102.3 |
107.4 |
Ноябрь |
101.6 |
102.2 |
99.4 |
103.7 |
Декабрь |
104.2 |
103.3 |
102.2 |
102 |
В марте 2006 г. Правительство предприняло очередную попытку реорганизации отечественного автостроения за счет роста пошлин и привлечения иностранного капитала. Эти меры выходят за рамки заявленных Россией предложений и могут не получить согласия ВТО.
Проблемой отечественного авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей (исходный объем их заказов должен составлять не менее 100 машин). Кроме того, партнеры России настаивают на присоединении ее к необязательному Соглашению ВТО по авиатехнике, которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также вводит ограничения на шумовые параметры, под которые подпадает 80% действующего гражданского авиапарка.
Отсутствие статистической и методологической базы не позволило выполнить каких-либо количественных измерений последствий вступления России в ВТО в сфере услуг. На практике все российские рынки услуг уступают зарубежным по любым стандартам, и динамика их роста будет зависеть не столько от ВТО, сколько от притока в них отечественного и иностранного капитала.
Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Главная проблема морского транспорта – нехватка тоннажа и уход судов под "удобные флаги". В результате отечественный флот перевозит ныне лишь 6% внешнеторговых грузов. Грузовой автотранспорт и авиатранспорт и без ВТО работают (особенно в международных перевозках) в условиях жесткой конкуренции и на импортных моделях машин. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны. На рисунке 2 и рисунке 3 приведены структуры пассажирооборота и грузооборота по видам транспорта общего пользования соответственно.
Рис. 2. Структура пассажирооборота по видам транспорта общего пользования |
Рис. 3. Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования |
В науке и научном обслуживании при 4-х процентной доле иностранного капитала главной проблемой является её недофинансирование и отток кадров за рубеж. Вступление в ВТО мало что изменит.
Наиболее заметно иностранное присутствие (49% объема услуг) в так называемых "рыночных услугах" (в т.ч. реклама, аудит, менеджмент), что закономерно в связи с их отсутствием в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
С точки зрения социальных аспектов, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что присоединение России к ВТО при любом из вариантов не оказывает какого-либо существенного воздействия на общий уровень занятости в промышленности.
В области доступа на рынок услуг положительные последствия либерализации торговли услугами проявляются в большей степени, чем в торговле товарами. Это связано, прежде всего, с тем, что производство и торговля услугами находятся еще в стадии становления, а высокая подвижность ресурсов позволяет оперативно реагировать на изменения условий конкуренции и использовать преимущества либерализации внешней торговли.
Основной вывод исследования заключается в том, что после присоединения России к ВТО не ожидается каких-либо серьезных негативных последствий ни для экономического развития отраслей и регионов, ни для социального положения страны.
На сегодняшний день присоединение России к вто является одним из главных этапов для дальнейшего развития экономики страны
12 10 2014
1 стр.
Вто рассчитывает Казахстан, а в 2013 году – Белоруссия. Впрочем, пример России, долгих 18 лет согласовывавшей условия присоединения к вто, может оказаться заразительным. В частност
08 10 2014
1 стр.
Изд. 2-е, доп., исправл. – Киев: Информационно-аналитическое агентство, 2012. – 339 с., более 120 ил
10 09 2014
1 стр.
У статті розглядається одне з найважливіших питань зовнішньополітичної діяльності України – інтеграція її до Європи, вступ до Європейського Союзу
13 09 2014
1 стр.
Вступление (1-4) Хаос (5-20) Возникновение мира (21-88) Золотой век (89-112) Смена веков (113-162) Совет богов (163-208) Ликаон
13 09 2014
31 стр.
В 2011 году Федеральными законами от 28. 11. 2011 года №339-фз и от 12. 2011г. №379-фз внесены изменения в Федеральные законы от 04. 1996г. 27-фз,от 15. 12. 2001г. №167-фз, от 24.
14 12 2014
1 стр.
В первые десятилетия после Великой Отечественной войны активная поддержка государством научных исследований позволила осуществить целый ряд "проектов века" в области овладения атом
15 12 2014
4 стр.
Но когда греческая цивилизация достигла вершины развития, она открыла более сложное и более устрашающее проявление ужасного: [339/] человек может быть в целом хорош, но какая-то о
15 10 2014
1 стр.