Особое место в обновленном документе уделено проблеме организации учебного процесса при кредитной технологии обучения и даны рекомендации по подготовке к учебному процессу. Анализ данного документа позволяет увидеть ориентированность на развитие и формирование учебной и творческой самостоятельности у студента – бакалавра. (См.п.2.1.8. Организация СРС и СРСП. Руководство для преподавателя).
Несмотря на достаточно высокий уровень разработки данного документа проблемы осмысления и успешной реализации его в учебный процесс требует большой методической научно-методической проработки в отношении реального повышения роли СРС. Это связано со следующими объективными особенностями и трудностями:
во-первых, СРС – это не простая сумма отдельных видов деятельности студента; СРС – системная многокомпонентная деятельность, в которой должна господствовать большая самоорганизация студента;
во-вторых, отсутствие в большинстве случаев преемственности между высшим и средним образованием в воспитании активной позиции относительно самостоятельной работы (деятельности);
в-третьих, отсутствие комплексного подхода (учебно-воспитательного и учебно-творческого характера), необходимой материальной базы для формирования самостоятельности студента (специальные аудитории, работа читальных залов в вечерние часы и др.).
Весьма актуальна и проблема деятельности эдвайзера, т.к. еще не сложилась единая и четкая система его работы. В функции эдвайзера огромна роль по оказанию помощи в вопросах организации СРС с учетом интересов и возможностей каждого студента.
В данной работе на начальном этапе проведен структурный анализ учебной деятельности студента с целью выявления важной составляющей – самостоятельной работы, в том числе и внеаудиторной. Разработанная структура организации СРС представлена в виде схемы (рис.1).
Реализация всех компонентов данной структуры по организации и управлению СРС обусловливает необходимость поиска форм, методов, приемов и средств активизации самостоятельной и творческой деятельности студента.
Следующим этапом после разработки структуры важно сформулировать общую концепцию, в которой необходимо выявить каким образом отдельные компоненты взаимодействуют друг с другом, взаимоусиливают конечный результат.
Из поставленных задач для дальнейших практических решений данной проблемы следует, что идеи синергетики – науки о взаимодействии и взаимоусилении, не обходят стороной и проблемы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководство для преподавателя АТУ., п.2.1.8. Организация СРС и СРСП. Алматы, 2009г.
Метод. комплексы по темам
Система контроля
Аудиторные занятия
с элементами проблемного обучения и обратной связи
Комплектование книжного фонда библ
Распреде- ление лит-ры по потокам
Внеаудиторная СРС
Внеаудиторная СРС
Проработка теоретического материала
УДК 37
«РОЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ» ДЛЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ И МОДЕЛЬЕРОВ»
Владение навыками академического рисунка и живописи позволяет дизайнерам и модельерам точно и грамотно рисовать образцы моделей одежды и аксессуаров или других изделий легкой промышленности.
Данная дисциплина позволяет студентам научиться не просто срисовывать или копировать образцы моделей человека, а научиться грамотно компоновать вещи и предметы в необходимом заданном формате, выявлять конструкцию и верно строить и передавать пропорции предметов. Также в ходе занятий по дисциплине «Академический рисунок и живопись» студент учиться рисовать в различных техниках: линейного рисунка, штриховки, живописной манере передавать фактуру и материальность различных предметов. Вместе с тем студенты учатся реалистично изображать окружающие вещи по академическим канонам, изображая различные формы по методу центрального проектирования и оси симметрии. Изучая законы линейной перспективы и построения теней, студенты используют в практических работах законы наблюдательной перспективы и тональных отношений.
В рамках изучения законов и канонов рисования академического рисунка и живописи студент должен рисовать все предметы, а также человека, только с натуры.
О значении рисования с натуры писал русский художник - реалист И.В. Репин: «Непрестанно рисовать с натуры - вот школа самая высшая и верная».
Изучение законов академического рисунка и живописи, а также изображение различных предметов и форм в реалистической манере, в рамках академических канонов изображения очень важно для будущих художников – дизайнеров и модельеров.
В процессе учебных занятий закладываются теоретические основы, а также вырабатываются практические навыки у студентов по грамотному реалистическому изображению всех окружающих предметов и вещей, а также людей в соответствии с требованиями академического учебного рисунка.
В результате теоретического изучения курса «Академический рисунок и живопись» будущий специалист овладевает не только специальной терминологией, но и законами линейной перспективы, правильной техникой использования художественных материалов.
В результате практического изучения курса «Академический рисунок и живопись» на практических занятиях будущий специалист овладевает знаниями по правильной компоновке предметов в заданном формате, верному изображению масштаба и пропорций предметов, изображению предметов в различных ракурсах с применением законов линейной перспективы, построению предметов, с использованием осей симметрии, передаче тональных и цветовых отношений через светотень, а также навыками по работе с различными материалами: карандашом, углем, пастелью, акварелью, гуашью.
Вместе с тем студент овладевает техниками: линейного рисунка, штриховки, растушевки, аля - прима, гризайль, лессировки. Гризайль – это техника исполнения произведения, выполненного кистью одной краской (преимущественно черной или коричнево. Лессировка – эта техника применяется в живописи для придания цвету новых оттенков, иногда для создания нового (прозрачного) цвета, а также для усиления или приглушения интенсивности цвета. Лессировка широко распространена в акварельной живописи. С помощью вышеуказанных техник можно научиться реалистично передавать объём и материальность вещей и предметов. Объём и материальность предметов достигается через светотень, в частности путем моделировки формы через свет, блики, рефлексы, полутень, собственную падающую тень предмета.
В программе курса предполагается прохождение следующих разделов, как организация работы и подготовительные упражнения по основам компоновки. В процессе данного вводного занятия студент знакомиться с элементарными знаниями, начиная с грамотного умения правильно затачивать карандаш, выработки навыков правильной координации глаза и руки, развития глазомера, умения рисовать под правильным наклоном, без нажима на карандаш.
Курс дисциплины «Академический рисунок и живопись» включает в себя такие темы, как изображение простых геометрических форм (куба, шара, цилиндра, призмы), закрепление знаний о ракурсе, линии горизонта, перспективном сокращении предметов.
Изображение предметов круглой пластики, в частности предметов быта, посуды, всевозможных ваз, кувшинов, позволяет студентам научиться рисовать круглые объемные предметы.
Тема изображения гипсовых скульптур позволяет теоретически отличать различные виды скульптур и мелкой пластики, такие как: бюст (подгрудное или поясное изображение человека), бюст - подгрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре, статуэтка - вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера, статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника, торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.
Тема рисования гипсового орнамента, то есть розетки и капители, разгадывание их конструктивно-художественного построения приносят огромную пользу студенту в изучении законов симметрии.
Тема живописи, натюрморта с использованием различных драпировок и предметов различной фактуры позволяет будущим дизайнерам и модельерам научиться чувствовать и передавать через цвет и объем материальность и фактуру тканей, их складок. Натюрморт (с фр. nature morte - мертвая натура; англ. still life; нем. stilleben - жанр изобразительного искусства, показывающий предметы, размещенные в среде и организационные в группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, дичь, рыба, входящие в созданный художником контекст.
Складки на шелке, атласе или простых тканях имеют свои особенности. Полученные знания позволяют студентам в будущем в при разработке художественных проектов авторских коллекций одежды правильно и реалистично передавать складки и драпировки на одежде.
Изображения фигуры человека начинаются с выполнения в большом количестве набросков с натуры и форэскизов в графической манере исполнения. На более поздних этапах студент рисует академическую постановку сидящей фигуры, а также поясной портрет человека.
Для подготовки к практическим занятиям студент в качестве самостоятельной работы студента выполняет ряд следующих заданий, в формате А4, такие как: построение различных предметов (видов посуды), в технике: карандаш, этюды в цвете различных фруктов в технике: гуашь, акварель, изображение с натуры цветов в технике: а ля-прима, т.е. по сырому художественный прием в живописи, когда картина пишется без предварительных прописок, за один сеанс, наброски с натуры фигур людей в различных движениях в технике: карандаш, тушь-перо, этюды сидящей и стоящей фигуры с натуры в технике: гуашь, акварель.
В связи с вышеуказанным большим обьемом работ, предполагаемых в ходе прохождения программы курса «Академический рисунок и живопись», начинают с рисования изображений простых геометрических форм до академических постановок поясного портрета и фигуры в полный рост человека, в интерьере.
Для студентов, обучающихся по специальности «Художественное оформление и моделирование изделий легкой промышленности» необходимо увеличить количество кредитов по дисциплине «Академический рисунок и живопись».
В данное время дисциплина «Академический рисунок и живопись» рассчитана на один семестр, этого недостаточно для овладения студентами навыками академического рисунка и живописи. Возможно, необходимо разделить данный предмет на «академический рисунок» и отдельно «живопись». Для сравнения профессиональным художникам факультетов «живопись» и «скульптора», для получения высоких результатов дисциплина «академический рисунок и живопись» ведется отдельно, а также непрерывно в течение четырех или пяти лет обучения.
Дисциплина «Академический рисунок и живопись» позволяет студентам научиться рисовать, не путем срисовывания или копирования, а помогает овладеть знаниями и навыками по грамотному рисованию натуры и предметов. Как говорил великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их».
ЛИТЕРАТУРА
1. Рисунок. Живопись. Композиция. /Составители: Н.Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение , 1989.
УДК 414.232
СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
В ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Елибаева Р.Д., к.ф.н., доц., Нурпеисова Г.М., Текеева Г.К.
Алматинский технологический университет, г. Алматы, Республика Казахстан
Социальные и экономические перемены, происходящие в наше время, отразились на лексическом фонде русского языка, богатый потенциал которого оказался недостаточным для наименования новых явлений действительности в процессе интенсивного международного общения. При вхождении новых терминов в русский язык большое значение имеет их отбор и семантизация.
Термины – это названия специальных понятий науки, искусства, техники, сельского хозяйства и пр. Они часто искусственно созданы с использованием латинских и греческих корней и отличаются от «обычных» слов языка тем, что они, в идеале, однозначны в данной терминологии и не имеют синонимов, то есть каждому термину должен соответствовать только один объект данной науки. Каждое слово-термин имеет строгое определение, зафиксированное в специальных научных исследованиях или терминологических словарях.
Различают термины общепонятные и узкоспециальные. Значение общепонятных терминов известно и неспециалисту, что обычно связано с изучением основ разных наук и с частым их употреблением в быту (например, медицинская терминология) и в СМИ (политическая, экономическая терминология). Узкоспециальные термины понятны только специалистам.
Приведем примеры терминов разного типа:
- общепонятные термины: подлежащее, сказуемое, ткань, бизнес, валюта;
- узкоспециальные термины: брокер, причастие, вискоза.
Термины, пришедшие из иностранных языков, представляют интерес для лингвистического исследования, так как они не только широко применяются в языке соответствующей сферы деятельности, но и выходят за границы области профессионального употребления. О соотношении терминологической лексики и лексики общего употребления «в какой-то мере можно судить по показаниям толковых словарей: наличие слова-термина в словаре лексики общего употребления - свидетельство его широкого употребления в речи, а отсутствие в словаре - показатель ограниченного использования». Примеры терминов широкого употребления: текстиль, технология, ткань, прядение, дизайн; примеры терминов ограниченного (узкопрофессионального) употребления: кэнсил, тик, жоржет, флизелин и т.п.
Обзор научных интерпретаций и классификаций понятия «термин» показывает, что исследователи делают акцент на функциональной специфике термина как знака научного и/или профессионального понятия: «Термин – понятие функциональное (т.е. субстанционально являясь словом или словосочетанием, термин отличается от других лексических единиц тем, что исполняет функции знака профессионального понятия)». В силу такой функциональной специфики термины, особенно узкоспециальные, всегда относятся к определённой области деятельности, репрезентируя её, и связаны с профессиональным аспектом использования, поэтому узкоспециальные термины не общеизвестны, в отличие от слов. Вся история развития терминоведения сопровождается поисками доказательств того, что главное в феномене термина – его функциональная нагрузка, его прагматическая специфика как знака, который функционально выступает средством экспликации конкретного научного или научно-профессионального, специального понятия.
Обратимся к истории одежды. Одежда, так же как пища и жилье – это одна из трех основных жизненных потребностей человека, без которых он не может существовать. Именно одежда и атрибуты, связанные с ней, стали «лингвистическим окном», первыми проводниками новых терминов из иностранных языков, используемых в текстильной и легкой промышленности. Эти термины отражают те реалии, которые развиваются в связи с проникновением моды в жизнедеятельность страны.
История создания одежды уходит вглубь веков. Человек использовал для одежды различные материалы: ткани, мех, кожу, растения и др. В большей степени человек использовал текстильную продукцию: ткани - текстильное изделие, измеряемое соответствующей мерой (длина, ширина, площадь), образованное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей), ковры, постельные принадлежности, скатерти и т.д. Ткани создавались путем ткачества (процесс создания ткани путем переплетения нитей между собой в определенном порядке) и прядения (совокупность технологических процессов, применяемых для переработки этих волокон в пряжу определенной толщины и прочности).
Ткань состоит из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, — утком. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей в ткани является одним из основных показателей строения ткани. Заключительная обработка тканей называется отделкой.
Ткани различают в зависимости от сырья, из которого они выработаны, по цвету, на ощупь, по фактуре, по отделке.
Самым популярным из материалов, используемых в легкой промышленности, была и остается хлопчатобумажная ткань, первые упоминания о которой можно найти в древних рукописях, относящихся к XV веку до н.э. В Средней Азии и Казахстане, как показали раскопки, хлопок разводили еще в I веке до н.э. Исключительная тонкость волокон хлопка, их гибкость, нежность и одновременно прочность выдвинули его на первое место среди других текстильных волокон.
Хлопок является натуральным материалом – сырьем, используемым для изготовления одежды. В этот ряд можно добавить шкуры, кожу, шерсть, мех домашних и диких животных. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз и жеребят. Для различных слоев населения характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей.
Собственно «шерсть» – это собирательный термин (шерсть овцы, верблюда, козы, ламы, кролика, собаки). Необходимо отметить уникальную способность шерсти сохранять тепло, с нивелированием разницы между температурой тела и температурой воздуха, гигроскопичность, мягкость и прилегаемость. Шерсть хорошо тянется и устойчива к сминанию. Шерстяная пряжа удерживает тепло лучше, чем растительная, а также значительно медленней намокает во влажной среде.
Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение (- в промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм; термотиснение - выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов), дамские сумки и пояса украшали аппликация (в кожевенном деле – наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие), пирография (- нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов посредством выжигания) и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке ее научились покрывать золотом.
Таким образом, по типу сырья ткани делятся на натуральные, которые называют также классическими. Они бывают: растительного происхождения (хлопок, лён, конопля, кенаф, джут); животного происхождения (шерсть, натуральный шёлк); минерального происхождения (ость, остистая ткань, асбест) и искусственные.
Назовем виды натуральных тканей: Тик – плотный материал из конопли, используемый для подкладки и рабочей одежды. Бумазея – полотняная ткань с добавлением хлопка, привозимого из Египта и Италии. Кружевное полотно - прозрачная ажурная ткань с узорами на сетчатом фоне. Жоржет - легкая, очень тонкая, полупрозрачная ткань, на ощупь жестковатая. Кэнсил – тонкое льняное полотно, из которого шили рубашки и простыни. Бархат - тяжелая, мягкая, блестящая ткань с густым невысоким ворсом. Гипюр - общее название для самых разных видов кружева. Органза - легчайший, прозрачный, но плотный материал с переливчатой поверхностью. Джерси - тонкий податливый трикотажный материал. Шифон - тонкая струящаяся ткань из синтетических или шелковых нитей креповой крутки полотняного переплетения с характерной зернистой поверхностью, очень прозрачна, напоминает вуаль. Вельвет - это бархатная ткань с рельефными продольными рубчиками. Вельвет прочен, растяжим и немарок. Велюр - тяжелая, эластичная ткань, с грубой бархатистой поверхностью и коротким ворсом.Твид - шерстяная ткань в ярко выраженную "елочку", с "узелковой" поверхностью, с многоцветными декоративными нитями, с добавлением люрекса. Станфорт — плотная шерстяная ткань, производимая в Стамфорде.
Как было отмечено выше, по типу сырья ткани делятся на натуральные (классические) и синтетические: из синтетических полимеров: полиамидные ткани (дедерон, хемлон, силон), полиэстеры (диолен, слотера, тесил), полипропиленовые ткани, поливиниловые ткани (кашмилон, дралон). Приведем примеры синтетических тканей: Синтепон - хорошая утепляющая прокладка для курток, стеганых пальто. Флизелин - заменитель прокладочной ткани. Он не растягивается, не линяет, не дает усадку, хорошо сохраняет форму, его легко раскраивать и шить. Вискоза (от позднелат. vickosus - вязкий) – искусственное волокно; из вискозного волокна создают ткани, напоминающие шелк, хлопок и даже шерсть и лен. Изделия из вискозы хорошо поглощают влагу, но в мокром состоянии теряют прочность. Поэтому требуют особо бережной стирки при температуре 30-40 градусов и их не выкручивают, гладят их как шелк. Дермантин - искусственная кожа, «кожзам», представляет из себя текстильную основу с нанесенным на нее покрытием из синтетических полимерных материалов. Эти покрытия недолговечны и быстро портятся (трескаются на сгибах). Тканая основа протирается и просто рвется.
При анализе терминологии одежды можно отметить, что если термин удобен для образования производных терминов, создающих значительное по количеству единиц понятийно-деривационное гнездо, то он является продуктивной основой терминологии. Максимально продуктивным в пространстве терминосферы одежды можно назвать термин «текстиль», на основе которого вполне чётко структурируется понятийно-терминологическое гнездо:
14 12 2014
10 стр.
13 10 2014
1 стр.
14 10 2014
6 стр.
11 10 2014
1 стр.
06 10 2014
3 стр.
14 12 2014
9 стр.
25 12 2014
3 стр.
07 10 2014
7 стр.