Перейти на главную страницу
Мы приводили пример с актерами в театре, со зрителями и невеждой, который думает, что все это реально. Те, которые сидят в зале, это джняни, которые оставили сансару, с ними все хорошо. Те невежды, которые рвутся на сцену спасать Ситу от Раваны, думая, что все это реально, это люди сансары. А актеры, которые играют, это святые, боги и сиддхи. Чем они отличаются от невежественных людей? Тем, что их мышление чисто, не затуманено. Оно их не вводит в заблуждение. Поэтому они живут в измерении игры без кармы, в мандале чистого видения. Они уже не представляют себя отдельными существами, они мыслят себя иллюзорными телами Абсолюта.
Как научиться мыслить таким образом? Это надо мыслить из состояния Освобождения, самоосвобождения, из пребывания в естественной осознанности. Это отличается от мышления омраченных существ. Это прямое восприятие реальности вне логики, вне причин следствий, вне всех этих цепочек. Это пребывание в пустоте и мгновенный отклик, игра с любой ситуацией.
Если есть вовлеченность в мышление, наше переживание будет сансарным. Омраченное мышление есть корень сансары. Омраченное мышление создает карму и беспокоящие эмоции.
Что же такое омраченное мышление? Любое мышление, которое не сопровождается самоосвобождением, можно назвать омраченным. Любой тип мышления, который не основан на фоне естественного пространства осознанности, можно назвать омраченным. Что значит мышление на фоне естественного пространства осознанности? Это кажется какими-то сложными формулировками. Но я говорю о живом переживании. Вы пребываете как пространство. Это фон. На фоне этого появляются мысли. Появляясь, они сразу же освобождаются, они играют на этом фоне. Но эти мысли не затмевают пространство, это нельзя назвать омраченным мышлением, это чистое мышление. Это как небо, а в небе птицы или облака. Птицы, облака не закрывают небо. Облака рассеиваются, птицы улетают, небо остается. Фон недвойственного пустого сознания всегда остается. Омраченное мышление – это когда мы не видим неба и придаем значение облакам. Мы строим отношения с Вселенной через восприятие облаков.
Если есть мышление, то есть и принятие, и отвержение, удовольствие и боль. Обстоятельства могут быть внешними, но думающий – это ум внутри. Красота и уродство, кажется, есть свойство внешних объектов. Однако то, что создает красоту или уродство, в действительности есть ум, формирующий понятия. Кроме того, отношения нравится или не нравится, то, что считается красивым или уродливым, это действия совершаемые умом. Обстоятельства – это объекты чувств, но основной фактор – это наш ум. Большинство людей считают, что определяющий фактор находится там, снаружи, как нечто, присущее объектам. Например, одна и та же еда, предложенная двадцати или тридцати людям, вызовет разные ощущения. Некоторым она понравится, некоторых оставит безразличными, а кому-то определенно не понравится. Кто из них будет прав. Вкус еды зависит и от едока. Красота находится в глазах смотрящего.
Это очень важные, великолепные слова. Вкус еды зависит и от едока. Красота находится в глазах смотрящего. Определяющий фактор не снаружи, а внутри. Мы переоцениваем определяющие факторы из-за того, что наш ум слишком обращен наружу. Как только мы начинаем находить определяющий фактор внутри, постепенно мы движемся к Освобождению, становимся похожими на святых. Что значит найти определяющий фактор внутри? Это значит, с помощью вичары обнаружить внутреннюю пустоту и умело удерживать ее. Кроме этого, углублять эту пустоту, чтобы она постепенно открывала свои жемчужины.
Вичара – это когда мы переориентируем свое восприятие снаружи вовнутрь. Здесь есть множество возможностей для ошибок и недопониманий. Переориентировать свое восприятие снаружи вовнутрь, отнюдь не означает впасть в нигилизм и отрицание. Это также не означает заморозить чувства. Это не означает просто потеряться в пустом состоянии. Это означает именно распознавать осознавание внутри, и взаимодействовать со всем миром и Вселенной, не важно, внутренняя Вселенная или внешняя, исходя из этого пустотного осознавания внутри. Если же вы, например, пытаетесь распознавать пустотное осознавание внутри, но вам не удается адекватно взаимодействовать с этим миром, то вам скажут, что вы потеряли действие в осознавании, что вы совершили одну из ошибок в созерцании. Если же вам захочется поглотиться только пустотой внутри, и возникнет нигилизм по отношению ко всему воспринимаемому, то вам скажут, что это ошибка нигилизма.
Таким же образом, все существа смотрят на ситуации в мире через призму своих возможностей и своего ума. Чем ум сильнее и шире, тем легче ему играть во Вселенной. Чем ум слабее и уже, тем труднее ему. А если мы возьмем кошку или собаку, существо еще более низкое по эволюции, и предложим ему построить мост, то собака будет весело вилять хвостом. Она даже не поймет, о чем речь. С ней невозможно вести логические дебаты. Каждое существо воспринимает Вселенную через призму своего видения. Чем глубже это видение, тем больше энергии во Вселенной становится благоприятной. Мост один и тот же, предложение одно и то же. Но реакция разная. Например, есть некоторые ученики, я с ними разговариваю о проектах в служении, я вижу, как их самскары откликаются. Одни начинают быстро развивать творческую сторону, а некоторые спрашивают, сколько это будет стоить. Третьи говорят: «Это невозможно. Мы не потянем. Это очень сложно». Все зависит от того, что у вас есть внутри, какая память, какие самскары.
Другой способ, если вы замедлите действия, замедлите дыхание, так, чтобы ваши каналы не взбудораживались, и попытаетесь выполнить три неподвижности. Расслабившись в трех неподвижностях, попытаетесь войти в состояние пустоты более глубоко, подключить энергию к трем неподвижностям и осознаванию. Лучше всего энергию элемента земли. Элемент земли, соединенный с созерцанием, поможет вам справиться с любой эмоцией в глубине души. Он обладает большой силой.
Многие люди становятся сиддхами, святыми, богами. Они не достигли полного освобождения от сансары, их умы еще действуют. Они еще не реализовали слияние с Брахманом, но их умы очень свободны и чисты. Они очистили мысли на поверхности, они очистили мысли в тонком теле, но они продолжают очищать мысли в каузальном теле. Это уже не мысли, как у людей, это тонкие колебания. Эти тонкие колебания определяют параметры пространства, времени, создают тонкие иллюзорные тела, очень-очень тонкие причины-следствия. Все дело в том, чтобы растворить эти очень-очень тонкие причины-следствия. Такие святые живут играя. Они играют для того, чтобы создать такие условия в своих пранах, в уме, чтобы растворить эти тонкие причины-следствия. Некоторые боги, живущие в мирах сансары, стремящиеся к полному Просветлению. Некоторые сиддхи, путешествующие по Вселенной.
Пробужденность означает, что мы вышли за границы ума. Мы живем, действуя за границами ума. Когда мы действуем за границами ума, наша пробужденность естественно возникает. Учение Веданты называет такую пробужденность «авадхана». Если вы обнаружили в себе авадхану, вам надо не терять ее, упражняться в ней, работать с ней. Сама по себе авадхана не есть еще истинное состояние. Этот только путь, это еще не плод. Но когда-нибудь авадхана даст вам истинное переживание. Иногда нужны годы пребывания в авадхане. Только авадхана является алхимией, возможностью совершать алхимическую реакцию внутри тела и ума. Другие состояния не годятся. Например, состояние отвлечения не годится, алхимическая реакция не происходит. Состояние поглощенности концепциями тоже не годится. Авадхана является опорой, когда мы постоянно находимся в состоянии пробужденности за мыслями.
Откуда появляется авадхана? В примере с театром и спектаклем мы говорили, что некоторые наблюдают спектакль, некоторые в нем играют, а некоторые, ничего не понимая, вмешиваются в спектакль. Авадхана появляется тогда, когда мы перестаем вмешиваться в спектакль и учимся его наблюдать, когда мы выходим из причин-следствий и учимся сидеть в зрительном зале. Такое наблюдающее сознание, сидящее в зрительном зале, называют драшта.
Когда вы становитесь монахами, послушниками, для вас главная задача – учиться быть таким свидетельствующим сознанием. Но если мы забываем об этом, то мы позволяем включаться оценкам и суждениям. Это мешает нам быть свидетельствующим сознанием. Если мы включаем желания, эмоции, это тоже мешает нам быть свидетельствующим сознанием. Нам надо просто длительное время выращивать свидетельствующее сознание. Иногда учителя провоцировали своих учеников, действуя шокирующими методами, чтобы быстро выращивать у них свидетельствующее сознание, чтобы они перестали обращать внимание на внешнее и просто учились быть в состоянии свидетеля. Только когда ученик долгое время сумел находиться в свидетельствующем сознании, он готов идти дальше, открывать пробужденность.
На духовном пути, когда мы пытаемся выращивать свидетельствующее сознание, сначала у новичка много помех. Отвлечения, желания, его собственный ум, захваченный мыслями, эмоции и оценочные суждения, различные демонические энергии. Все это пытается помешать его свидетельствующему сознанию. Но ученик не должен обращать на это внимание. Он должен знать, чем он занимается. Он поддерживает свидетельствующее сознание и упражняется в авадхане, стараясь делать это сознание гибким, пустотным. Если он так сможет двенадцать лет, то он достоин надеть монашескую одежду, он станет настоящим монахом. Потому что монах – это уже не человек мира сего, это садху, другая категория.
Если человек духовно слаб, не знает, как удерживать свидетельствующее сознание, или у него сильны кармы прошлых жизней, ему очень трудно удерживать свидетельствующее сознание, он не черпает из этого силу. Он может потерпеть неудачу. Если он духовно силен, он одержит победу. Здесь нет альтернативы. Вы либо одерживаете победу, либо терпите неудачу. Это как в боксе. Если вышли на ринг, или так, или так, третьего нет. Либо ваша победа, либо победа противника. То же самое с мыслями и со свидетельствующим сознанием.
Понятие добра – мысль, и понятие зла – тоже мысль. Понятие нейтральности – тоже мысль. Если есть мысль, есть и цепляния. Подход цепляния всегда следует путями трех ядов
04 09 2014
1 стр.
Разные виды свободы: Свобода от рабства, политическая свобода, свобода слова, свобода выбора, свобода совести, свобода передвижения и так далее
09 10 2014
1 стр.
«есть» кого хотят и где хотят, для других же свобода – когда они могут жить своей жизнью и не быть «съеденными». Но все-таки что же такое свобода? Неужели свобода это вседозволенно
12 10 2014
1 стр.
Особенностью человека как живого существа является то, что он обладает свободой. Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свобод
29 09 2014
1 стр.
Исаев В. В. За чистое небо. — Х.: Прапор, 1975. — 240 с. / Литературная запись В. И. Бараца. / Тираж 25000. Цена 48 коп
27 09 2014
24 стр.
«Свобода и Народовластие» Мягких Сергеем Алексеевичем показала, что Генеральный секретарь Сибирского федерального окружного комитета политической партии «Свобода и Народовластие»
25 09 2014
1 стр.
Разнообразие проявлений свободы в общественных отношениях: свобода внутренняя и внешняя, свобода воли, совести и т д
14 12 2014
1 стр.
Свобода средств массовой информации – основной принцип их деятельности в условиях проводимой реформы
14 12 2014
1 стр.